С учительной деятельностью пастыря тесно граничит духовно-воспитательная его деятельность. Самым могущественным средством воспитательной деятельности для пастыря Церкви служит исповедь и церковная дисциплина с ее строгими предписаниями об отношениях верных к неверным – язычникам, иудеям, еретикам и отлученным от Церкви за тяжкие грехи. Что исповедь служит одним из важнейших средств для пастырской воспитательной деятельности, это можно видеть из всех канонических постановлений, касающихся исповеди. В канонических постановлениях исповедь понимается как духовное врачевание грехов, а потому и пастырь при исповеди представляется деятельным участником в исправлении кающегося, принимающим те или другие меры для исправления грешника, сообразно с душевным его состоянием (Григор. Нисск. пр. 1 и сл.; Васил. Велик, пр. 2–10, 29 и др. VI Всел. Собор, прав. 102 и друг.). И нужно заметить, что пастырь первых веков, являясь при исповеди кающихся деятельным участником в исправлении их, мог иметь и действительно имел сильное воспитательное влияние на пасомых, так как древние христиане имели благочестивое обыкновение ежедневно или, по крайней мере, весьма часто приступать в причащению Св. Таин и, разумеется, предварительно очищать свою совесть пред духовным отцом. Духовно-воспитательная деятельность пастыря не ограничивалась одной исповедью: он должен врачевать грехи и вместе с тем заботиться и о мерах к предупреждению грехов, об уничтожении поводов к ним; внимательно следя за самым образом жизни пасомых, вникая в их семейные и общественные отношения, требовать, чтобы они осуществляли в своей жизни правила христианского благочестия и благоповедения, и, наоборот, устранять все, что в их жизни оказывается противным каноническим предписаниям о благоповедении христиан, что не согласно с духом христианского благочестия. Каноническими же правилами запрещается верным входить в религиозное общение с иноверцами, – участвовать в молитвах, богослужебных обрядах и религиозных обычаях иудеев и язычников (ап. пр. 65, 70 и 71, Лаод. Соб. пр. 29, 39 и 37; Ант. соб. пр. 1, Анк. Соб. пр. 7 и др.), иметь молитвенное общение с еретиками (ап. пр. 45; Лаод. Соб. пр. 32, 33, 34, 35:9), даже молитвенное общение с христианами, отлученными от общения с верными (ап. пр. 10) и отверженными клириками (ап. пр. 11) 14 . Не только духовное общение с неверными, но и всякое общение с ними возбраняется, – общение в делах житейских, браках, удовольствиях. Вселенские Соборы VI и VII запрещают в содружество с иноверными вступать, принимать от них дары, даже мыться с ними в банях (Лаод. Соб. пр. 30, Трул. Соб. пр. 11; VII Всел. Соб. пр. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича (убиение его в орде) Декабрь Дата Память Св. Гурия, архиепископа Казанского (преставление) Пр. Нила Столобенского (день его кончины) Празднество пр. Аркадию в Новоторжском Борисоглебском монастыре Пр. Трифона Печенгского (преставление) Праведной благоверной княгини Иулиании Кончина св. Филиппа 2-го, Московского митрополита Январь Дата Память Празднование св. Филиппу, митрополиту Московскому Преставление святителя Акакия, епископа Тверского (панихида в Желтикове Успенском монастыре) День кончины святителя Нектария, митрополита Тобольского и Сибирского Память благоверной княгини Ксении, матери св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича Тверского, ради её тезоименитства с пр. Ксенией Панихида в Тверском кафедральном соборе по Тверским княгиням Преставление св. Моисея, Новгородского архиепископа Панихида в Новоторжском Борисоглебском монастыре по архимандриту Константину и сожжённых с ним Память пр. Ксенофонта Тутанского, ради его тезоименитства с пр. Ксенофонтом Преставление пр. Ефрема, Новоторжского чудотворца Февраль Дата Память Пр. Трифона Печенгского, память ради его тезоименитства с св. мучеником Трифоном Преставление первого святителя Тверского, Симеона 1-го Панихида по всем, в Бозе почившим, Тверским архипастырям в Спасо-Преображенском Тверском кафедральном соборе Празднество св. благоверному Великому князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу Владимирскому (вместо 4 марта) Празднование св. Алексию, Московскому митрополиту (день его кончины) Преставление пр. Вассиана Март Дата Память Пр. Мартирия Зеленецкого Преставление св. Арсения 1-го, епископа Тверского Память пр. Тверским: Савватию и Ефросину Савватьевским, Савве и Варсонофию Тверского уезда Мученическая кончина св. благоверного Великого князя Георгия Всеволодовича Убиение св. Василька, князя Ростовского Преставление пр. Макария, Колязинского чудотворца День кончины святителя Феодора 2-го, епископа Тверского Апрель Дата Память Память пр. Нектария Бежецкого Преставление св. Варсонофия 2-го, епископа Тверского, Казанского чудотворца

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Икона пр. Ксенофонта была вытребована в Тверь, в Казённую Палату, но не известно, была ли она возвращена в Тутанскую церковь . – В 1821 г. Тверской епископ Симеон (Крылов-Платонов, впоследствии Ярославский архиепископ) разрешил в селе Тутани построить вместо деревянной – каменную церковь в честь Вознесения Господня с приделом пр. Ксенофонта и в этом приделе была устроена гробница и написан образ пр. Ксенофонта (Тутанского). И снова возникло второе дело о почитании его. – В 1846 г. Тверской архиепископ Григорий (Постников) , узнавши о существовании в Тутанской церкви придела во имя пр. Ксенофонта и его иконы, поручил благочинному священнику села Савинова, Петру Грязнову, осмотреть гробницу и образ пр. Ксенофонта. Священник донёс архиепископу Григорию, что действительно, в церкви села Тутани есть гробница; она из соснового дерева, наверху гробницы лежит образ, обращённый на восток; на образе надпись; «Пр. Ксенофонт», а празднуется 26 января (день пр. Ксенофонта, Марии и чад их Аркадия и Иоанна), а какого Ксенофонта образ находится на гробнице, – прославленного ли всею Россией, или Ксенофонта, как начальника и основателя монастыря, неизвестно». Консистория постановила: «Образ пр. Ксенофонта немедленно взять из церкви в кафедральный собор, а гробницу разобрать, и от неё материал употребить для отопления церкви». С тех пор в селе Тутани стали праздновать пр. Ксенофонту, чтимому всей православной церковью 26 января, а не Ксенофонту Тутанскому. Ныне существующий в с. Тутани каменный храм трёхпрестольный, главный престол посвящён Вознесению Господню, а приделы – правый в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а левый пр. Ксенофонта и дружины (супруги) его Марии и чад их Аркадия и Иоанна. В Тутанской церкви сохраняются две иконы (не древнего, впрочем, письма) пр. Ксенофонта Тутанского; одна (видимо бывшая в иконостасе местной в приделе его имени посвящённом) с изображением пр. Сергия Радонежского и пр. Ксенофонта (Тутанского); оба написаны в рост и со свитками в руках; другая – с изображением одного только Ксенофонта, аналойного размера.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Мученическую кончину св. Василия относят к 28 янв., празднование же ему ныне объясняют тем, что в этот день христиане явно воздали почтение телу св. мученика; но, по мнению других, он скончался 29 июня и ради праздника свв. апп. Петра и Павла память его перенесена на 22 марта. Этого мученика следует отличать от св. Василия Анк. 1 янв. Кондак, гл. 8. Законно течение совершив, и веру соблюл еси, священномучениче Висилие: сего ради мучения венцев сподобился еси, и церкве столп непоколебим явился еси, Сына Отцу собезначальна, и Духу, исповедав Троицу нераздельную: Юже моли, избавитися от бед чтущим тя, да зовем ти: радуйся Василие Богомудре. Если 22 мар. случится в четверток 6-й седм. Вел. поста, то в этот день поется служба предпразднства Благовещения (см. выше, 24 мар.). Пр. монаха. См. 30 мая. Муч. по Х.М. – " дщери царя Траяна, во II в. пострадавшей», по другим – мученицы, сожженной на костре в Антиохии Сирской в начале IV века. 23. В. Св. преподобномуч. и двумстам ученик его, с ним мучившихся. Св. Никон был сначала воином, но потом, чудесно убедившись в истинности христианской веры, крестился от физического епископа Феодосия (во Фракии) и начал вместе с ним проводить в пустыне иноческую жизнь. Умирая, Феодосий поручил ему 190 учеников своих и посвятил его во епископа. Никон со всеми иноками отправился в Сицилию и по дороге обратил ко Христу еще 9 человек. Все вместе поселились в Сицилии, около г. Тавромена. Во время гонения Декия, св. Никон вместе с учениками потерпел страшные мучения, сопровождавшиеся чудесными знамениями, и, наконец, был усечен мечом, в 251 г. Ученики его (по Х.М., в числе 199) получили тот же мученический венец. Если 23 мар. случится в понедельник или среду 5-й седм. Вел. поста, то поется служба предпразднства Благовещения (см. выше, 24 мар.). Пр. отца нашего игумена Печерского. Первый ученик и сотрудник пр. Антония (см. 10 июля), к которому пришел уже иереем, он с его благословения постригал всех новоприходящих иноков. За пострижение любимцев великого князя Изяслава – Варлаама (см. 19 нояб.) и Ефрема (см. 28 янв.), он навел на себя гнев князя, вскоре, впрочем, укрощенный княгиней. Удалившись затем на полуостров Тмутаракань (на восточ. берегу Керченского пролива), пр. Никон вместе с одним иноком основал там монастырь с церковью во имя Богородицы. Когда он возвратился в Киево-Печерскую обитель, то пр. Феодосий оказывал ему самую почтительную любовь. По словам летописца пр. Нестора, пр. Феодосий, отлучаясь куда-либо, поручал ведению пр. Никона всю братию; иногда он предоставлял пр. Никону вместо себя предлагать поучение братии; нередко, когда пр. Никон сидел и переплетал книги, пр. Феодосий сидел при нем и прял нитки, нужные для этого дела. По удалении из Киево-Печерской обители игумена пр. Стефана, св. Никон был избран игуменом сей обители. Он много потрудился, чтобы украсить свою обитель иконным писанием и мозаикой. После долгих богоугодных подвигов, пр. Никон мирно скончался в 1088 г. Ом. 28 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В таком положении он и преставился (не ранее 1160 г.). В таком же положении мощи его покоятся и по сие время. Ему есть особая служба с полиелеем. См. 28 сент. 19 . Г. Пр. матери нашей сестры Великого Пр. Макрина была великой праведницей и строгой девственницей. С юных лет ее воспитанием руководила благочестивая мать Емилия, поучая дочь «от премудростей Соломоновых и от псалмов Давидовых и от прочих книг Божественного Писания», заставляя ее заучивать наизусть такие места, молитвы и славословия, которые могли бы дочь ее руководить в жизни ко спасению. Воспитанная в таких строгих правилах, пр. Макрина была обручена жениху и должна была покинуть родительский кров. Но, по устроению Божьему, жених ее преждевременно умер, и пр. Макрина решила остаться девой, хотя многие знатные юноши искали ее руки. По смерти отца, пр. Макрина посвятила себя всецело воспитанно сестер и братьев, облегчая и по хозяйству труды и хлопоты своей матери. Когда сестры и братья выросли и стали на самостоятельный путь, пр. Макрина вместе со своей матерью оставила мир, и обе сделались инокинями. На берегу реки Ирисы, в Понте, их трудами была устроена обитель, в которой под руководством пр. Макрины воспитывались в правилах бдагочестия и подвизались многие знатные девы и вдовицы, посвятившие себя Господу. Здесь пр. Макрина все время проводила в молитве, трудах и пении псалмов. Ее целомудрие было так высоко, что, когда у нее образовался на груди нарост и необходимо было сделать операцию, пр. Макрина не решилась обнажить свое тело, отказалась от операции и горячо молила Господа об исцелении. Молитва ее была услышана и нарост пропал. Еще при жизни своей она сподобилась дара чудотворения. Ее брат св. Григорий свидетельствует о ней, что «во время голода не оскудевала пшеница, подаваемая ее руками требующим», и что «в болезнях она подавала скорое исцеление, изгоняла бесов, провидела тайное и предсказывала будущее». Скончалась пр. Макрина в 380 г. Кондак, гл. 4. Бога благаго всем сердцем возлюбила еси, Макрино преподобная, и Сего крест честный на рамо приемши, усердно последовала еси Ему: отонудуже согрешений обрела еси прощение. Пр. отца нашего Родом из Антиохии Сирской, он с юности был отшельником. Поселившись, по повелению свыше, в Константинополе, пр. Дий основал здесь обитель на средства весьма почитавшего его имп. Феодосия Младшего. Поставленный в игумена сей обители, пр. Дий продолжал свои подвиги и так угодил ими Господу, что сподобился дара чудотворения. Скончался он глубоким старцем ок. 430 г. (между 428–433 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Житие пр. Нила сохранилось в двух редакциях: первая – творение Филофея Пирогова (составлена она не ранее 1559 г.; – по замечанию В. Ф. Ключевского, «принадлежит к любопытнейшим», Древле русским житиям святых, 314), а другая, распространённее Филофеевской, написана в 1667 г. Житие пр. Нила составлено по пересказу игумена Германа. Служба пр. Нилу составлена в XVII b., печатается в Служебной Минее под 7 декабря. – Акафист пр. Нилу составлен в 1861 г. и издан особой книжкой. Пр. Нилу празднуется 7 декабря в день его преставления и 27 мая в память обретения его мощей в 1667 г. Последний праздник в Ниловой пустыни отправляется весьма торжественно: десятки тысяч из разных губерний идут на поклонение пр. Нилу: 27 мая совершается едва ли не единственный в России крестный ход – по воде (озера Селигер) из всех церквей г. Осташкова. В Ниловой пустыни сохраняется письменный устав, утверждённый Св. Синодом, об обнесении ежегодно мощей пр. Нила вокруг обители. Устав составлен Тверским Архиепископом Иоасафом в 1784 г. В конце оного сделана архиепископом Иоасафом приписка: «Присоединить к сему накануне праздника ход к часовне Тихвинской Божьей Матери, по примеру, как мы сами делали». С 1897 г., по распоряжению архиепископа Димитрия после всенощной на 28 мая в церкви пр. Нила отправляется панихида по настоятелям обители, – а 28 мая заупокойная по ним же литургия. (В Ниловой пустыни богатая библиотека, много рукописей со времени митрополита Нектария, жившего в ней на покое). В 1906 г. на месте первоначальных подвигов пр. Нила, на реке Серемхе усердием архимандрита Пахомия, построена в честь пр. Нила каменная церковь . На верховьях Волги, где некогда существовал (в 17 веке) Преображенский монастырь воздвигнут (в 1902 г.) каменный храм с приделом пр. Нила. В г. Осташкове (с 1897 г.) существует общество хоругвеносцев имени пр. Нила; братский праздник хоругвеносцев совершается 24 октября. В честь пр. Нила в Тверской епархии довольно престолов и во многих церквах можно встретить резное изображение его (сидящего).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

77 См. «История русской Церкви» Филарета, архиепископа Черниговского. Период третий. Изд. 3. Москва 1857 г.. стр. 173, прим. 393, 383, 387 и др. Ист. опис. Соловец. монаст. архим. Досифея, ч. I, стр. 168, прим. а. 81 О посещении Сол. обит. см. соч. «О высочайших пришествиях великаго государя Петра Алексеевича к Архангельскому городу. Москва 1783 г., стр. 48–49, 104. Летоп. Солов, стр. 81, 82–102; ист. опис. Сол. мон., ч. I, стр. 175–180. Памятником посещения монастыря Петром Великим служат и две изящно и рельефно сделанные модели судов, на которых Государь прибыл в обитель, находящияся в настоящее время в святых воротах. 82 В том же году на острове Заяцком, вблизи которого стояла русская эскадра, состоящая из 13 кораблей, Петр Великий приказал построить деревянную церковь во имя Апостола Андрея Первозванного, которая при нем же и была сооружена иждивением придворного церковного уставщика Иоанна Степановича Торжнева. Церковь эта, поставленная в один день (обыденная) прекрасно сохранилась и доныне. 84 С 1777–1793 настоятелем был Иероним из казначеев Соловецкого монастыря. При нем по докладу Святейшего Синода Высочайше повелено отпускать ежегодно 500 р. на содержание Соловецких мореходных судов (1785 г.). 86 За одну из них о месте погребения А. Палицына он удостоен лестного отзыва Конференции Академии Наук. 87 Сведения об осаде Соловецкого монастыря заимствованы из цит. соч. «Подвиги Соловецкой обители», стр. 50–86. Ист. опис. Сол. мон. архим. Мелетия, стр.258–291 и журнал «Москвитянин» 1854г., 15. 88 «Москвитянин» стр. 215–216. О ходе защиты монастыря и о действиях неприятеля осталось донесение арх. Александра Св. Синоду. «Его нельзя довольно начитаться. Здесь все любопытно, все важно, все дорого, везде бьется сердце, везде дышит любовь, надежда, вера, везде блистает во всей красоте своей этот здравый смысл, этот ясный толк, которым отличается русский человек, пока от него сам не отречется, повязываясь иностранной повязкой....» М. Погодин: Внутренние известия, стр. 213, «Москвитянин» 1853 г. 15. Август.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во времена Апостолов неведущими Бога себя обличали преимущественно язычники (1 Сол. 4, 5; Гал. 4, 8; Рим. 1, 28; Еф. 2, 12), а непослушающими Евангелия преимущественно иудеи (Рим. 10, 3, 16, 21; 1 Сол. 2, 15–16). Может быть, святой Павел так и разумел. Но если мы с словом Апостола будем смотреть на наше время, и тем более на время суда, то будем вынуждены признать, что Апостол здесь обозначил не те или другие народы, а скорее нравственно-религиозные качества и состояния, заслуживающие Божие отмщение, которыми себя губящие возможны среди всех народов. Это тем более позволительно, что и язычники не слушали Евангелия, и иудеи оказались незнающими Бога, не узнав дела Божия во Христе Иисусе (Ин. 8, 54–55; 15, 21). Стих 9. Иже муку приимут, погибель вечную от лица Господня, и от славы крепости Его. Здесь объясняет Апостол, в чем будет состоять отмщение и как оно постигнет их. Муку приимут — понесут праведное по делам наказание, которое будет крайне болезненно, так что его лучше нельзя охарактеризовать, как назвав погибелью вечною . Слова: скорбь оскорбляющим — указывают только на нечто чувствительно неприятное; дающаго отмщение — дают предчувствовать грозность присуждения наказания, но не определяют его; во огни пламенне — если понимать сии слова, как орудие наказания, полнее определяют, что это будет за наказание. Но здесь уместно еще ожидание прекращения мучений. Когда же сказал: муку приимут, погибель вечную ; то, этим довершив изображение картины горькой участи Неверов и грешников, окончательно поражает их, присуждая им вечную безотрадность. Погибель вечная , — прежде (1 Сол. 5, 3) всегубительство , — есть вечное погибание. Будут чувствовать, что окончательно гибнут, и между тем носить убеждение, что никогда не погибнут, в каждый момент снова будто рождаясь для новых мучений: «Будут страдать и не истощаться; самый огонь будет некоторым образом возрождать их, чтоб потом пожирать» (Амвросиаст). «Есть много людей, которые возлагают благие надежды не на то, что они воздерживаются от грехов, а на то, что полагают, будто геенна не так страшна, как говорят о ней, но слабее той, какою угрожают нам, и притом временна, а не вечна; и много умствуют по этому поводу. Между тем я со всех сторон могу представить доказательства, что она не только не слабее того, как ее представляют в угрозах, а еще гораздо ужаснее. Для подтверждения сего довольно того опасения, какое возбуждают одни слова о геенне, если мы даже не будем раскрывать их смысла. А чтоб удостовериться, что она не временна, послушай, что говорит здесь святой Павел о людях, неведущих Бога и неверующих в Евангелие, именно, что они приимут погибель вечную. Каким же это образом вечное может сделаться временным?» (Златоуст). «Итак, где оригенисты, баснословящие о конечности мучений?» (Феофилакт).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

748 Schurer, Gesch. d. jud. Volk, II, стр. 421–422: ср. Baldensperger, Selbstbewusstsein Jesu, стр. 74 и 79. 750 На западе эта мысль особенно распространена; см. E. Montel, Revue de l’hist. des religions, 1884, стр. 307 и далее. 752 Baldensperger, Selbstbewusstsein Jesu, стр. 73; Osk. Holmzmann, Neutest. Zeigesch., стр. 236. 756 Baldensperger, Selbstbewusstsein Jesu, стр. 77 и далее; Schurer, Gesch. d. jud. Volk, II, стр. 461. 758 Шюрер (Gesch. d. jud. Volk., II, стр. 457) хочет ослабить значение слов – «для жизни вечной» таких замечанием: «если у Даниила говорится, что праведники воскреснут для вечной жизни, то под этой вечной жизнью он разумеет жизнь в мессианском царстве: другой вечной жизни он не знает». Но как бы ни было, Даниил говорит не о двух, а только об одном воскресении и именно для вечной жизни, а не для участия во временном и земном блаженстве мессианского царства. 759 Немецкие ученые видят в Апокалипсисе Иоанна Богослова и в частности в его учении о воскресении, излагающемся в 20 гл., отображение иудейских представлений. В последнее время явилась даже теория, что Апокалипсис Иоанна Богослова в своей основе есть иудейское произведение, интерполированное впоследствии рукой христианина; см. J. Spitta, Die Offenarang d. Iohannes, Halle 1889; Eug. de Faye, Les apocalypses juives, стр 57–67 и 166–191. 760 Древности, XVIII, 1, 3: κα τος μν εργμν διον προςτθεσθαι, τος δ ραστνην το ναβιον. 762 Ссылаются еще на следующия места в Псалмах Соломона: «жизнь праведных во век: грешники же будут возвышены на погибель, и не обретется более память их» (Пс. Сол. 13:9–10.); «святые Господа будут жить вовек; наследие грешников преисподняя, и мрак, и погибель; и они не обретутся в день милости праведных» (Пс. Сол. 14:2; 14:6–7); «грешники погибнут в день суда Господня навек, когда посетит Бог землю в суде Своем; боящиеся же Господа будут помилованы в суде и будут жить в милости Бога своего» (Пс. Сол. 15:13–15). Но здесь трудно отыскать намек и вообще на воскресение мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Сол.2:12–20). Праведник называет себя «сыном Господа» – παδα κυρου (Прем. Сол.2:13), а его враги – «сыном Божиим» – υς θεο (Прем. Сол.2:18). Праведник причислен к сынам Божьим и святым (Прем. Сол.3:3; 5:5). В третьей части книги Премудрости (гл. 10–19), по жанру представляющей собой, по большей части, большой мидраш на тему спасения и избавления Израиля от египетского преследования, довольно часто присутствует тема сыновства (Прем. Сол. 12:7,19–20; 16:26; 18:4,13; 19:6). Можно сказать, что в книге присутствует своеобразный параллелизм: как праведник, описанный в 2–5 главах, страдавший, осужденный на смерть, а затем возвышенный и явившийся перед унижавшими его, причислен к сынам Божьим (Прем. Сол.5:5), так и весь народ Израиля, пройдя через гонения и преследования, явился сыном Божьим и получил спасение от врагов (Прем. Сол.18:13) 231 . Спасение оказывается возможным только благодаря Премудрости Божьей 232 . Совершенная праведность (λκληρος δικαιοσνη), согласно книги Премудрости, это знание Бога; признание власти Божией – корень (источник) бессмертия (ζα θανασας) (Прем. Сол.15:3). Бессмертна же и сама праведность (Прем. Сол.1:15). Мотив спасения в первой и в третьей частях книги связан с идеей бессмертия праведных и с мыслью о том, что человек был бессмертным до грехопадения: «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть» (Прем. Сол.1:15); «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. Сол.2:23). Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в Лк.20:34–36 речь идет о разном понимании посмертной участи человека: саддукеи придерживаются, по видимому, точки зрения о том, что после смерти человек продолжает существовать лишь в потомстве, т.е. посредством воспроизведения, однако, такая ситуация возможна лишь в реальности «века сего», к которой принадлежат все люди. В некоторых греч. рукописях, а также в ряде старолатинских и сирийских переводов, в Лк.20:34 к γαμοσιν κα γαμσκονται «женятся и выходят замуж», добавлено γενννται κα γεννσιν «рождаются и рождают» 235 , что может помочь пониманию того, как саддукеи понимали цели брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010