204 Филар. Обзор песноп. стр. 166. Снес. статью П.-Керамевса о Симеоне. Визант. Временник 1894 г. стр. 141. 205 Еще стихиры 20–25 дек. на препразднество Р. X. носят имя Романа сладкопевца. Стихиры Димитрию 26 окт. и Иакову персу 27 ноября писаны Георгиен сицилийским 669. 209 Pitra Vonum. uuris eccles. graecor. Т. I. р. 220. 221. Это же сказание в печатн. Тактиконе Никона Черногорца, слово 21, стр. 208, но не точно передано. 212 Имена сих писателей показаны ниже в Указателе ко II Тому сего труда и в самом месяцеслове (II Томе) с именами святых. 213 Именно: сент. 6 св. мучч. Евдоксию, Ромилу и дружине, 7 муч. Созонту, препразднству, 9 муч. Севериану, октября 1 пр. Роману (есть каноны Иоанна и Феофана неизвестные), 11 пр. Феофану, 12 Косме маюмскому, 15 пр. Евениию, 18 ев. Луке (Феофана есть другой), 28 пр. Стефану савваиту (в греч. мин. другой Феофана) и муч. Параскеве, ноября 3 муч. Акепсиме (Иософа и Иоанна монаха другие каноны), 7 пр. Лазарю галисийскому, 9 Феоктисте лезвианке, 19 Иоасафу царевичу (есть греческий Филиппа некоего неизвестный), декабря 15 пр. Павлу латрскому, Стефапу сурожскому, 29 младенцам (в греч. минее другой Георгия), января 5 Феопемпту и Феоне, пр. Синклитикии, 8 пр. Георгию, 10 пр. Дометиану, пр. Маркиану (есть Феофана другой), 21 мучч. Евгению, Валериану и дружине, февраля 13 пр. Мартиниану (Феофана другой), 24 Иоанну Крестителю ( Феодора студита и Иосифа другие), марта 1 пр. Евдокии (Феофава другой), апреля 1 Марии египетской (Феофана и Симеона Логофета другие). 4 Иосифу песнописцу, 19 Иоанну ветхие лавры, 24 Савве стратилату (Иосифа другой), 26 Василию амасийскому (Иосифа другой), мая 11 муч. Мокию, 20 муч. Фалалею (Иосифа другой), 25 Иоанну Предтече, 29 Феодосии тирской, июня 13 Трифиллию левкусийскому, 24 Мефодию, патр. цареградскому (Феофана другой), 28 Киру и Иоанну (Иосифа другой), июля 4 пр Марфе, 5 пр. Афанасию, 12 Михаилу малеину, 29 муч. Каллинику, св. Феодотии, августа 1 Кресту (Иосифа другой), Маккавеям ( Андрея критского другой), 14 пр. Михею, препразднству Успения (Иосифа другой). Питра доказал, что каноны не суть проза, а стихи особого размера. См. о сем Васильева в Визант. Временнике 1896 г. стр. 582.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Но канонам восточно-православной церкви и церковным законам Сербской церкви различаются семь степеней наказания. Первой карательной мерой служит напоминание. Оно со- —741— стоит в разъяснении виновному его прямых обязанностей. Эта мера применяется к духовным лицам, не только, как к таковым, но и как к гражданам государства, по совершении и в предупреждение хотя бы и маловажных проступков. Этим выясняется знамение правонарушения и те нежелательные последствия, которые ожидают виновного, если он не исправится. По канонам, напоминание может повторяться два и три раза, после чего следует более тяжкая мера наказания. (Ап. пр. 31; II всел. соб. пр. 6; IV всел. соб. пр. 18; Трул. пр. 31, 34: Гангр. пр. 6; Сардик. пр. 14; Антиох. 5; Карф. пр. 10; I–II соб. пр. 13, 15 и далее). В 1890 году новым церковным законом у нас впервые введено напоминание, как мера наказания, которая заносится в штрафной журнал и сопровождается уплатой штрафа по таксе. Второй степенью наказания является внушение, которое встречается в древнейших церковно-правовых источниках. В первые века христианства внушение неисправимым делалось епископами и соборами. Когда давал внушение собор, то на это смотрели как на кару более значительную сравнительно с обычным – или епископским. Нередко внушение делалось публично. Позже, на основании церковно-канонических установлений, внушения делаются подлежащей властью всем тем, кто не хотел или не умел воспользоваться для исправления более мягкой карой – напоминанием. Внушения не повторяются. А к упорным и неисправимым применяются последующие меры, необходимые для их исправления (IV всел. соб. пр. 19; Трул. пр. 8; Антиох. пр. 25; Сардик. пр. 13). Третья мера наказания – епитимья или вернее, удаление от места служения на некоторое определенное время. В первые времена виновные, подвергнутые этой каре, проводили срок наказания в месте жительства епископа под его личным надзором. Позже, нашли более удобным таких виновных отправлять в монастыри. Их ссылали туда, чтобы выдержать приговор под непосредственным надзором монастырского начальства, где определяемый жил, строго соблюдая монастырский уставь, проводя большую часть времени в молитве, поклонах и богослужении (Ап. пр. 12, 13, 16, 32; IV всел. соб. пр. 5; Карф. пр. 11, 29).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В виду этих недостатков, вкравшихся в церковь , собор должен был «обсудить все средства к обращению народа на путь спасения», должен был «по подобию пастыря Христа разыскать заблудшую овцу по горам, возвратить в дом Его и убедить сохранять заповеди и божественные повеления» (Д. VI. 676–577). И действительно, если правила Трулльского собора всегда направлялись в самом деле против существовавших, а не возможных только недостатков в церкви, то положение церкви этого времени было существенно печально. Из правил видно, что в духовном чине нравы были в упадке, дисциплина расшаталась. Так в некоторых местах епископы позволяли себе жить с женами (прав. 12); священники вступали во второй брак или прежде посвящения женились на вдовах, блудницах и актрисах (пр. 3); диаконы и иподиаконы вступали в брак после посвящения в сан (пр. 6); во священники, диаконы и иподиаконы посвящались лица, не достигшие узаконенного для сего возраста (пр. 14 и 15); священники и монахи позволяли себе ходить на конския ристалища и в театр (пр. 24); в клир по обычаю иудейскому принимались только лица, происходившие от клириков (пр. 33); митрополиты и епископы являлись корыстолюбцами (пр. 22, 35). В отправление богослужения вкрались непорядки: священники не радели о проповеди или составляли проповеди не в соответствии с строгим православием (пр. 19); св. Причастие раздавалось за деньги (пр. 23); людям богатым позволялось принимать причастие не прямо в уста, а в золотые и серебряные сосуды, из которых они собственноручно и приобщались (пр. 101); выдумали приобщать даже умерших (пр. 83); к бескровной жертве примешивался виноград, то и другое преподавали народу (пр. 28); в некоторых церквах к Трисвятому при пении прибавляли слова, выражающие монофизитское учение: «распныйся за ны» (пр. 81); поучать в церкви позволяли себе миряне, и даже женщины (пр. 64. 70); вовремя общественного пения в церкви, некоторые из народа позволяли себе козлогласовавие (пр. 75); великим постом некоторые по субботам и воскресеньям разрешали себе сыр и яйца (пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

1. Замечательны анафемы, провозглашенные гангрским собором против евстефиянской ереси, которая проявлялась в разных превратных взглядах на жизнь, именно: в порицании брака и гнушении женами, совокупляющимися с своими мужьями (пр. 1, 9, 10, 14), в осуждении употребления мяса (пр. 2), в научении раба презирать господина (пр. 3), в непринятии причащения от пресвитера, состоящего в браке (пр. 4), в пренебрежении к дому Божиему и к бывающим в нем собраниям (пр. 5), в составлении собраний вне церкви без воли епископа (пр. 6), в принятии кем либо и в принесении кому либо без воли епископа церковных плодоприношений (т. е. фимиама, хлеба и вина и других вещей на потребности церковного богослужения, на содержание клира, на бедных, призреваемых церковью, пр. 7 и 8, см. Иоанн, I, 378), в презрении к вечерям любви и к принимающим участие в них (пр. 11), в приписании суровой одежде силы, якобы сообщающей человеку особую праведность и в презрении к тем, кто с благоговением носит шелковые одеяния (пр. 12), в принятии на себя женщинами мужского одеяния ради мнимого подвижничества (пр. 13), или в острижении волос ради таковой же цели (пр. 17), в нерадении родителей о детях и детей о родителях ради мнимого подвижничества (пр. 15 и 16), в соблюдении поста в день воскресный (пр. 18), или напротив в нарушении поста, установленного церковью (пр. 19), наконец в осуждении собраний в честь мучеников и совершаемых в них служений (пр. 20). Ср. анафемы толедского собора в Испании 447 г. (у Гефеле, II, 307–308) против присциллианистов, которые, также как и евстафияне, принадлежали к манихейству. Кроме запрещения употреблять в пищу кровь (трул. 67, направл. против римск. церк.), воспрещается несоблюдение поста в известные времена и дни. Так воспрещается употребление яиц и сыра в субботы и воскресные дни четыредесятницы (трул. 56), прервание поста в четверток страстной седмицы (лаод. 50), прекращение поста раньше полуночи великой субботы (трул. 89), совершение браков и празднование дней рождения в четыредесятницу (лаодик.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В виду этих недостатков, вкравшихся в церковь , собор должен был «обсудить все средства к обращению народа на путь спасения», должен был «по подобию пастыря Христа разыскать заблудшую овцу по горам, возвратить в дом Его и убедить сохранять заповеди и божественные повеления (Д. VI, 576–577). И действительно, если правила Трулльского собора всегда направлялись в самом деле против существовавших, а не возможных только недостатков в церкви, то положение церкви этого времени было существенно печально. Из правил видно, что в духовном чине нравы были в упадке, дисциплина расшаталась. Так, в некоторых местах епископы позволяли себе жить с женами (прав. 12); священники вступали во второй брак или прежде посвящения женились на вдовах, блудницах и актрисах (пр. 3); диаконы и иподиаконы вступали в брак после посвящения в сан (пр. 6); во священники, диаконы и иподиаконы посвящались лица, недостигшие узаконенного для сего возраста (пр. 14 и 15); священники и монахи позволяли себе ходить на конские ристалища и в театр (пр. 24); в клир по обычаю иудейскому принимались только лица, происходившие от клириков (пр. 33); митрополиты и еписконы являлись корыстолюбцами (пр. 22, 35). В отправление богослужения вкрались непорядки: священники не радели о проповеди или составляли проповеди не в соответствии со строгим православием (пр. 19); св. Причастие раздавалось за деньги (пр. 23); людям богатым позволялось принимать причастие не прямо в уста, а в золотые и серебряные сосуды, из которых они собственноручно и приобщались (пр. 101); выдумали причащать даже умерших (пр. 83); к бескровной жертве примешивался виноград и то и другое преподавали народу (пр. 28); в некоторых церквах к Трисвятому при пении прибавляли слова, выражающие монофизитское учение: «распныйся за ны» (пр. 81); поучать в церкви позволяли себе миряне и даже женщины (пр. 64. 70); во время общественного пения в церкви, некоторые из народа позволяли себе козлогласование (пр. 75); великим постом некоторые по субботам и воскресеньям разрешали себе сыр и яйца (пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

5-го июля преосвященный служил с теми же сослужащими лигургию в Николаевской церкви и в пять часов вечера этого дня, сопровождаемый множеством народа, довольный и радостный отбыл из города 1128 . И тут, таким образом, торжество воссоединения ничем не омрачилось. «Так, благодаря Богу, и сомнительный Велиж – уже православный», – писал 6-го июля Скрипицин Пратасову. Из Велижа, по приглашению пр.Смарагда и с разрешения Пратасова 1129 , Лужинский отбыл в Оршу для совместного с пр.Смарагдом служения 8-го июля в древнем Оршанском женском монастыре, находившемся в двух верстах от города за Днепром. Скрипицин следовал за ним. Служение двух епископов здесь было особенно желательно, потому что к 8-му июля в монастырь стекался народ со всей Могилевской губернии. Теперь его было более 12 тысяч. По окончании богослужения епископы с трудом пробрались к келье, – народ толпой окружал их. Послужив 8-го июля вместе с пр.Смарагдом, пр.Василий на другой день, в сослужении воссоединенного и древле-православного духовенства, совершил литургию в Оршанском соборе; архиеп.Смарагд присутствовал в алтаре 1130 . Богослужению 8-го июля, по его влиянию на умы жителей, Скрипицин придавал особенно сильное значение 1131 . 30-го июля пр.Исидор и Василий освящали церковь во имя Преображения Господня в с.Спасе, при загородном архиерейском доме. Перед освящением был крестный ход из Софийского собора в Николаевский, а отсюда пр.Василий с крестом, устроенным пр.Евфросинией, в сопровождении древле- и ново-православного духовенства, шествовал в Спас, где был встречен пр.Исндором, и затем они вместе совершили освящение 1132 . 5-го августа пр.Исидор и Василий прибыли в Велиж. «Велижские граждане», – писал пр.Исидор, – «благочестивым усердием уничтожили всякое сомнение относительно их благонадежности... Еще до прибытия нашего в Велиж, народ собрался у заставы, чтобы нас встретить, и проводил до Св.Духовской церкви, а отсюда до Николаевской. Много было римлян, но они, наравне с прочим, просили нашего благословения» 1133 . На следующий день епископы служили литургию и совершали крестный ход 1134 . По словам пр.Василия, торжество чуть было не омрачилось по вине православного духовенства. По наущению прот.Ремезова и архим.Павла, пр.Исидор потребовал, чтобы крестный ход был совершен по-православному, иначе он намерен был отказаться от совместного служения. Узнав об этом, горожане рано утром прислали городского голову, старост трех униатских храмов, купцов и чиновников, которые просили пр.Исидора, чтобы на этот раз был соблюден униатский обычай: «В противном случае», – говорили посланные, – «мы не ручаемся, что не случится какого-либо беспорядка во время крестного хода по глупости женского пола». Пр.Василий, с своей стороны, напомнил пр.Исидору о Высочайшем повелении, разрешающем униатам соблюдение не искажающих догматы обрядов, а также о той ответственности, какой он себя подвергает, – и тот уступил» 1135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Алексий вызвал несколько учеников пр. Сергия. Св. Феодор (1395), племянник святого, постриженный им на 12 году от рождения, получил от него благословение на желание построить обитель. Пр. Сергий сам ходил благословить место для Симоновской обители на берегу р. Москвы, и св. Феодор, впосл. архиеп. Ростовский, был ея игуменом и архимандритом. По желанию кн. Владимира Андреевича Храброго, пр. Сергий в 1374 г. заложил близ Серпухова Высотский монастырь, пришел туда пешком, и оставил игуменом пр. Афанасия (прест. после 1401), отличавшегося любовью к просвещению. Пр. Мефодий (1392), после нескольких лет обучения монашеству у пр. Сергия, по его благословению, удалился за г. Дмитров в глухое лесное уединение; когда стали стекаться ученики, святой благословил его перейти в другое место. Мефодий сам трудился при построении церкви и келлии, и основал Николаевскую Песношскую обитель. Быв на родине своей, в Ростове, пр. Сергий благословил иноков Феодора (1409) и Павла (прест. вскоре) устроить, на выбранном им месте, Борисоглебский монастырь. По просьбе вел. кн. Димитрия Донского пр. Сергий основал два монастыря: в 1378 г. Дубенский на Стромыни, поставив игуменом ученика Леонтия, и обетный, после Куликовской победы. Игуменом последнего был ученик святого и духовник Сергиевой обители, пр. Савва, которого позднее сын Димитриев, Юрий, упросил создать Звенигородскую обитель на Сторожевой горе. Не раз отправляясь, и всегда пешком, умиротворять безпокойного кн. Олега рязанского, пр. Сергий основал по пути, близ Коломны, на урочище Голутвине, монастырь, наименованный Голутвинским, и поставил игуменом ученика Григория. Пр. Авраамий Галичский (1375), постриженник святого, построил обитель на урочище Чухломе, бл. Галичского озера. Им были созданы еще три монастыря. Пр. Сергий Нуромский (1412), оставивший Афон для пр. Сергия, был его учеником; желая потом пустынного уединения, он основал обитель на утесистом берегу р. Нурмы. Учениками пр. Сергия были: Пр. Роман Киржачский (1392), основатель и игумен обители около села Киржача.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

22. Обретение мощей мучч. в Евгениевых. Петр. М. 11 в. Преп. Фалассия и Лимния. Петр. Пр. Варадата. (Петр. 26 февр.). 22. Обретение мощей свв. мученик, иже во Евгении. Св. Афанасия исповедника. Преп. Фалассия и Лимния. Пр. Варадата подвижника сирийского. Св. муч. Маврикия и 70 воинов. 23. Пр. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея и Дамиана. Петр. Александра игумена неусыпающих. 247. 23. Св. Поликарпа. Иерон. Б. Р. мР. В. А. У. Н. 26 янв. Иерон. вторично 1-го февраля. 23. Препп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония и других. Преп. Александра, игум. обители неусыпающих. 24. Обретение главы Иоанна Крестителя. Б. мР. В. А.У. Н. 24-го Англ. (по Миню) 28 февр. 27. Пр. Фалалея сирийского отшельника. 28. Св. Протерия, патр. александрийского. Канон Иоанна монаха. 28. Св. муч. Нестора магидийского. Иерон. мР. А. У. Н. 26 февр. 28. Св. Протерия, патр. александрийского. 29. Пр. Кассиана, Канон Иосифа. Иоанна, нареченного Варсанофия. 239. Муч. Феостирикта. М. 11 в. 29. Преп. Кассиана римлянина. Пр. Иоанна, нареченного Варсанофия. Св. муч. Феостирикта. 1. Мучч. Нестора в Тривимия. Пр. Домнины сирийской подвижницы. Свв. мучч. Маркелла и Антония. 2. Преп. Агафона. 246. 440 муч. от Лонгобардов. Дим. Рост. Евфалии девы. 240. 2. Пр. Агафона египетского. 3. Свв. Зинона и Зоила. 1370. Пр. Пиамы. 1370. 3. Свв. Зинона и Зоила. Св. Пиамы девы. 4. Св. Григория, еп. Константина града кипрского. 5. Муч. Евлампия. 1370. 5. Св. муч. Конона исаврийского. Пр. Исихия постника. Преп. Марка постника. Пр. Евлогия палестинского. Св. муч. Евлампия. 6. Муч. Конона и сына его Конона. Мак. Обретение св. Креста. 1370. 6. Преподобномуч. Конона и сына его Конона. Р. 20 мая. А. У. Н. 29 мая.Обретение св. Креста. Иерон. Б. Алляц. мР. В. Р. А. У. Н. 3 мая. 6. Пр. Аркадия кипрского. 7. Пр. Емилиана. 246. 7. Пр. Емилиана монаха. 8. Св. Феодорита пресвит. антиохийского. мР. А. У. Н. 23 окт. Ф. Н. 23 марта. Иерон. Н. еще 10 апр. 8. Пр. Дометия. 9. 40 мучч. Иерон. Б. Р. В. 9 марта. мР. Р. (вторично) А. У. Н. 11 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

пр. 41, сравн. Ант. Соб. пр. 25; Гангр. Соб. пр. 7, 8 и др.), обращая эти приношения в свою пользу, с притеснением нуждающихся из клира, с обидой убогих и с причинением бесславия домостроительству церковному (Ант. Соб. пр. 25). д) по суду Пресвитер, как лицо, подчиненное епископу, от него одного получает свои права и власть в размерах, определенных канонами. Епископ же вправе и лишить пресвитера всех дарованных ему полномочий, если он окажется недостойным их, может удалить виновного и недостойного пресвитера от совершения священнодействий и даже совершенно извергнуть из сана, так что после сего пресвитер не может быть принят в качестве священнослужителя никаким другим епископом, разве только в том случае, когда отлучивший его епископ умрет, между тем как отлучение его окажется несправедливым (Ап. пр. 32; I Всел. Соб. пр. 5; II Всел. Соб. пр. 6; Ант. Соб. пр. б; Сард. Соб. пр. 13 и др.). Суду епархиального епископа подлежат не только чисто церковные дела, но и гражданские дела пресвитеров и других клириков (IV Всел. Соб. пр. 9). Епископ производит суд между ними или сам, или избранные обеими сторонами судьи, но с его соизволения (IV Всел. Соб. пр. 9). Правда, Собор Карфагенский предписывает, что для суда над пресвитером должно быть не менее 6-ти епископов, кроме епархиального, но и здесь председательство на суде принадлежит последнему; следовательно, и руководит судом, и произносит приговор все-таки тот же епархиальный епископ (Карф. Соб. пр. 12 и 29). Решение епископского епархиального суда остается во всей силе, доколе высший суд не изменит его, и лицо, подвергшееся отлучению от церковного общения или от священнослужения, не имеет уже права касаться священнодействия, хотя бы оно и считало таковое решение несправедливым (Сард. Соб. пр. 14; Карф. Соб. пр. 38, сравн. 11 и 12 пр. того же Собора). В противном случае осужденный навсегда лишается надежды на восстановление в прежний чин и права на принесение оправдания – аппелляций в высшую церковно-судебную инстанцию (Ант.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

«Пр. Моисей» – средовек, от головы сияние, в руках скрижали со славянскими цифрами: «А. В. Г.» и т.д., ноги без обуви. «Пр. Аарон» – седой, борода большая, клином книзу, в первосвященнических одеждах, на голове двурогая митра, в правой руке процветший жезл, в левой хартия. «Пр. Илия» в обычных одеждах, правая рука у груди, в левой хартия: «Ревнуя перевновавъ по Гд Бз Вседержител». «Пр. Исаия» – седой, в деснице в клещах горящий уголь, в левой хартия. «Пр. Иона» – лысый, борода подстрижена, левая рука простёрта как бы в рассуждении, в правой хартия: «Прообразова во чрев китов». Налево от иконы Богоматери: «Ц. Соломон» – юноша, без бороды, в царских одеждах и короне, в правой руке держит храм, в левой хартию. «Пр. Иаков» – средовек, с небольшою бородою, в деснице держит лестницу и свиток, шуйцу держит у одежды. «Пр. Гедеон» – средовек, правою рукою указует на руно, в левой держит хартию. «Пр. Даниил» – молодой, кудрявый, во фригийском костюме, правою рукою указывает на камень, в левой держит хартию: «Аз видх гору от нея же оторжеся камен…», ноги пророка в сандалиях. «Пр. Захария» – Серповидец, – молодой, правою рукою указывает на красный серп, в левой хартия: «…сходи…» «Пр. Малахия» – средовек, борода круглая, в правой руке хартия, левая опущена вниз. «Пр. Захария» – борода длинная, в первосвященнических одеждах, на голове шапочка с опушкой, правая рука благословляет, в левой хартия, ноги в сапожках. В пятом ярусе иконостаса: Посередине – Господь Саваоф – в круге, в красной звезде, восседает на херувимах, на голове восьмиугольная звезда и нимб, на лоне Саваофа – Сын, выше – Дух Святой. Направо от этой иконы: «Пр. Адам» – старец, седой, руки простёрты, ноги без обуви. «Пр. Сиф» – старец, правая рука у одежды, в левой хартия: «Будет…деже…», ноги босы. «Пр. Иаков» – средовек, борода небольшая, круглая, левая рука простёрта как бы в рассуждении, в правой хартия: «Не оскудет князь от ноги без обуви. «Пр. Исахар» – седой, правая рука простёрта, в левой хартия: «Чтите еже… Иуду», ноги в сандалиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010