IV Как оправдываются сектанты в том, что у них нет священных изображений?   Сектанты приводят из Писаний все те места, в которых запрещаются или которыми осуждаются ложные изображения — идолы — служение им вместо Творца. Что должно указать сектантам?   Должно указать, что в приводимых ими местах осуждаются ложные изображения, а в других местах Господь повелевает сделать и почитать истинные изображения. На какие места в особенности ссылаются сектанты, когда оправдываются в своем отвержении священных изображений?   Они ссылаются на Исх 20:4, 5 и Втор. 4:13, 15—19, 23, 24,28, 5:8, 9. Что говорится в этих местах Писания?   Здесь изложена Синайская заповедь Божия, запрещающая ложные, а не истинные изображения. Христиане же должны иметь истинные священные изображения, которые приказывалось иметь: Исх 25:8—10, 17—21, 26:1, 31 и др. Истинные священные изображения признавал у христиан и Ап. Павел: 2 Фес. 2:3, 4. Какие еще места из св. Писания приводят сектанты в свое оправдание?   По порядку книг св. Писания места эти следующие: Лев. 26(о высотах и идолах); Втор 12:2, 3 (о богах ложных, истуканах и жертвенниках им), Втор 27:15 (о ложных литых кумирах); Нав 24(о богах Египетских); 3 Цар. 18:21—40 (о посрамлении пр. Илией жрецов идола Ваала); 4 Цар. 17:9—41 (о служении истуканам, идолам и мерзости); Пс. 113:12—16 (о серебряных и золотых идолах); Пс 134:15—18 (о языческих идолах и мастерах их); Прем. Сол. 13:10—19, 14:8—31, 15:8—19 (о пустоте идольского служения); Ис. 2(об идолах), Ис. 17:7—8 (о служении Богу, вместо Ваала и Астарты), Ис. 42(о том, что Господь не даст славы Своей истуканам), Ис. 44:8—21 (идолы — не Бог, и делание их — глупо); Иер. 2:26—28 (об идолопоклонстве Израильтян), Иер. 10:2—5, 14, 15 (пустота идолов и глупость идолопоклонства); Послание Иеремии (в нем осуждается идолопоклонство Вавилонян); Иер. 6:4—6 (предсказание о поражении идолопоклонства),Иер. 30(об уничтожении идолов в Египте); Дан. 2 гл. (о золотом истукане Навуходоносора); Дан. 14 (об идоле Виле); Авв 2:18, 19 (о бесполезности истуканов).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Для выражения почтения и любви к тем лицам, которые нарисованы на них. Почтение и любовь при целовании св. икон относятся не к доске, но к изображенным священным лицам, – точно так же, когда мать целует изображение, находящегося далеко, сына, то не бумаге относит свою любовь, но изображенному на ней. IV Как оправдываются сектанты в том, что у них нет священных изображений? Сектанты приводят из Писаний все те места, в которых запрещаются или которыми осуждаются ложные изображения – идолы – служение им вместо Творца. Что должно указать сектантам? Должно указать, что в приводимых ими местах осуждаются ложные изображения, а в других местах Господь повелевает сделать и почитать истинные изображения. На какие места в особенности ссылаются сектанты, когда оправдываются в своем отвержении священных изображений? Они ссылаются на Исх 20:4, 5 и Втор. 4:13, 15–19, 23, 24,28, 5:8, 9 . Что говорится в этих местах Писания? Здесь изложена Синайская заповедь Божия, запрещающая ложные, а не истинные изображения. Христиане же должны иметь истинные священные изображения, которые приказывалось иметь: Исх 25:8–10, 17–21, 26:1, 31 и др. Истинные священные изображения признавал у христиан и Ап. Павел: 2Фес. 2:3, 4 . Какие еще места из св. Писания приводят сектанты в свое оправдание? По порядку книг св. Писания места эти следующие: Лев. 26 (о высотах и идолах); Втор 12:2, 3 (о богах ложных, истуканах и жертвенниках им), Втор 27:15 (о ложных литых кумирах); Нав 24 (о богах Египетских); 3Цар. 18:21–40 (о посрамлении пр. Илией жрецов идола Ваала); 4Цар. 17:9–41 (о служении истуканам, идолам и мерзости); Пс. 113:12–16 (о серебряных и золотых идолах); Пс 134:15–18 (о языческих идолах и мастерах их); Прем. Сол. 13:10–19, 14:8–31, 15:8–19 (о пустоте идольского служения); Ис. 2 (об идолах), Ис. 17:7–8 (о служении Богу, вместо Ваала и Астарты), Ис. 42 (о том, что Господь не даст славы Своей истуканам), Ис. 44:8–21 (идолы – не Бог, и делание их – глупо); Иер. 2:26–28 (об идолопоклонстве Израильтян), Иер. 10:2–5, 14, 15 (пустота идолов и глупость идолопоклонства); Послание Иеремии (в нем осуждается идолопоклонство Вавилонян); Иер. 6:4–6 (предсказание о поражении идолопоклонства), Иер. 30 (об уничтожении идолов в Египте); Дан. 2 гл. (о золотом истукане Навуходоносора); Дан. 14 (об идоле Виле); Авв 2:18, 19 (о бесполезности истуканов).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

О крестном древе, как Христовом знамении, прославившем Христа и послужившим спасению рода человеческого, предсказано было еще в Ветхом же Завете: «Слава Ливана, говорит пророк Исаия, придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, – и Я прославлю подножие ног Моих» (Иса. 60:13). «И поднимет знамя язычникам, говорит пророк о Христе, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли» (Иса. 11:12; См. Пс. 59:6 ). «Благословенно древо, говорит премудрый Соломон, через которое бывает правда» (Пр. Сол. 14:7). И действительно, св. Крест – благословенное древо, ибо через него совершена великая правда, совершено оправдание и спасение всего мира. Через св. Крест Христос оправдал нас перед Богом ( 1Петр. 2:24 ) и примирил нас с Ним ( Кол. 1:19–20 ); посредством св. креста Спаситель избавил нас от власти диавольской ( Кол. 2:4–15 ), «убив вражду на нем» ( Еф. 2:16 ). Но кроме этого крест Христов – великая святыня еще и потому, что на нем висело пречистое Тело Христа, он обагрен пречистой Кровью Его. Если место купины, где явился Бог Моисею, названо святым ( Исх. 3:1–5 ) и кивот с херувимами, где Бог открывал людям Свою волю, названы «Святыней великой» ( Исх. 30:28 ); если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились кровавые жертвы животных, не уничтожавшие грехи ( Евр. 10:11 ), «и все принадлежности его, и умывальник, и подножие его» были тоже «святыней великой» ( Исх. 30:28–29 ; Мф. 23:21), так что «все, прикасающееся к ним освящалось» (ст. 29), то несравненно более великая, нас освящающая святыня – крест Христа, как жертвенник, на котором заклан Спаситель мира, принесший Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих ( Евр. 9:28 ), дабы «мы в нем сделались праведными перед Богом» ( 2Кор. 5:21 ). Крест Христов прославил Его ( Иоан. 17:1,5 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ), ибо Он пострадал, не за Свои грехи, которых у Него вовсе не было ( 1Петр. 2:22 ), а по любви к нам ( 1Иоан. 4:9–10 ). Поэтому св. Апостол ничем не хотел хвалиться, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ); поэтому и христиане первых веков были «гонимы за крест Христов» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1368 Ср. и Prof. frank C. Porter в «The Biblical World» VIII, 4 (October, 1896), p. 277, что книга Премудрости Соломоновой есть «самый значительный ранний продукт (иудейско –) эллинистической философии». Prof. G. Ad. Julicher and T. K. Cheyne тоже говорят, что Пр. Сол. стремится согласовать с учением В. З. греческую философию и заимствует из последней целый цикл идей, каковы, напр., понятия божества, Премудрости и Логоса – при тенденции к личному их представлению в интересах примирения между Богом и миром в платоновском духе, а равно этика и психология популярно – философского типа: см. Art. «Hellenism» в Encyckjpaedia Biblica ed. by T. K. Cheyne and J. S. Black II, col. 2011. 1369 Rev. Prof. W. H. Bennett в «The Critical Review» X, 6 (November, 1900) касательно опытов D. S. Margoliouth’a замечает (р. 487), что тут «is a mere eccentricity of criticism», a ibid. XI, 2 (March, 1901). p. 103 пишет: «his (of Margoliouth) views as to the Wisdom of Solomon seem a reductio ad absurdum of his whole argument»; равно и Rev. J. A. Selbie высказывает ibid. XI, 3 (May, 1901), p. 224 о самом заглавии, что это «the sad misnomer of Professor Margoliouth’s extraordinary articles in last year’s Expositor» (где разумеемый труд первоначально печатался в 1900 году). 1370 D. S. Margoliouth ibid., p. 14– 15 и в «The Expositor» 1900. I, p. 41. Доказательство основывается на предположении пользования у LXX-mu книгой Премудрости Соломоновой, как и католики допускают, что она явилась раньше этого перевода: см. Dr. Franz Kaulen, Einleitung in die heilige Schrift Alten und Neuen Testaments. Zweiter Theil: Besondere Einleitung in das Alte Testament. Zw. Aufl., Freiburg im Breisgan. S. 281. 1371 D. S. Margolionth, Lines of Defence of the Biblical Revelation, p. 10 – 11 и ср. 68 и в «The Expositor» 1900, I, p. 38 – 39 и ср. III, p. 191; равно см. еще Art. «Language of the Apocrypha» в A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings III, p. 35. 1372 См. Der Midrasch Bereschith Rabba, das ist die haggadische Auslegung der Genesis zum ersten Male ins Deutsche ubertragen (в Biblotheca rabbinica, Lieferungen 2. 4 – 5. 8. 10 – 11) von Prof. Dr. August Wunsche (Lpzg 1881), S. 473 (Par. XCVI zu Cap. XLVII, 29): «unser Vater Jacob wollte deshalb nicht in Aegypten begraben sein, damit die Aegypter ihn nicht zu ihrem Abgott machen sollten, weill nicht nur der Anbeter, sondernauch der Augebetete dafur bestraft wird». Здесь указывается (переводчиком?) Ucx. XII, 12 , конечно всех ясно, что это изречение имеет слишком мало общего с мыслями, развиваемыми в мидраше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

53 и 54, у Старчев. стр. 375). 125 Сол. рук. л, 90–95; здесь приведена и молитва , читанная Иовом при объезде города. В синод. рукописи о царском столе записано кратко, но приведена подробная запись патриаршего казённого дьяка Юрия Мухина о царских дарах после обеда: «Иеремии дары – кубок двойчат гривенок в 7, чарка большая в 8 гривенокъ, бархат рытый багровъ, бархат гладкий вишневъ, две объяри, цве камки, два атласа все разных цветовъ, 40 соболей в 50 рублей и 300 рублей денегъ. Иову – кубок двойчат в 7 гривенокъ, два бархата рытый и гладкий, две объяри камки и два атласа разноцветных и 40 соболей в 50 рублей. Иерофею – братина в 3 гривенки, объяри, камки, атласъ, 40 соболей в 20 рублей и деньгами 30 рублей. Арсению елассонскому такая же братина, объяри, камка, атлас, 40 соболей в 15 руб. и деньгами 20 р. Греческому архимандриту серебряный ковш в 3 гривенки, объярь, камка, атлас, соболей и денег одинаково с Арсением. Священникам Макарию и Акакию, архидиакону Леонтию, патриаршему племяннику Димитрию по камке доброй, по 40 куниц и по 10 рублей деньгами. Греческому певчему Пасхалию, старцу Феолипту, келарю Стефану по камке, по 40 куниц и по 7 рублей деньгами. Священнику митрополичьему Григорию, старцам Нектарию и Даниилу по камке и 5 рублей. От царицы Ирины обоим патриархам дары одинаковые – серебряный вызолоченный кубок в 6 гривенокъ, бархатъ, по две камки, объяри и атласа, 40 соболей на 60 рублей и по 100 рублей денегъ» (Син. рук. л. 120 – 121). Явка во дворце царских подарков и принос их на подворье описаны у Елассонского (Сафы стр. 54 – 57; Старчевск. стр. 375–376). 127 Син. рук. л. 121 об. и 122 об.; Солов. рук. 101. Приём у царицы подробно и искусно описан Елассонским (Сафа 59–70; Старч. 376–380); отсюда речи царицы Ирины и патриархов отпечатаны в Ж М. Н. Пр. (47–52), в «Снош. с Вост.» (214–220) и в сочинении Забелина «Быт р. царицъ» (358 – 363). Ответные дары патриарха Иова государю: образ Богоматери, обложенный чеканным золотом с яхонтами и жемчюгом; пелена из червчатого атласа с жемчугом; двойной золочённый кубок; бурский бархат из таусинного шёлка с серебряными и золотыми кругами; атлас венецианский из багрового и белого шёлка с золотом; три бурских камки из разных шелков червчатого, зелёного, лазоревого, таусинного и багрового с золотом; три камки адамашки червчатая, светлозелёная и жёлтая; 3 сорока соболей и 200 угорских золотых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

3471 Пр. И. Касс., соб. 6 об убиении святых, гл. VI, Μ. 1892, стр. 278, ср. Св. И. Злат. следующ. место: «Всякий не скоро и не вдруг впадает в несчастье. Ибо есть в душе нашей некоторый стыд греха и которого вдруг одолеть, чтобы дойти до бесстыдства, нельзя; напротив, душа нисходит до крайней погибели неприметно, мало-помалу, когда вознерадит». На Матф. б. 86, г. 1846, ч. 3, стр. 479. 3472 Св. Макс. Исп. О любви. Сотн. пер., гл. 84. Доброт. т. 3, Μ. 1889, стр. 190, ср. Втор.15:9 ; св. Григ. Син. Весьма полезн. гл., 67. Доброт. т. 5, Μ. 1890, стр. 209. И. Леств. – приражения лествица сл. 15, гл. 75, Μ. 1894, стр. 143. 3474 Пр. Нил Син. Письма схоластику Гераклиту (269) Μ. 1858, ч. 2, стр. 378. Отсюда, кто не смотрит на женщину сладострастными глазами, тот дальше отстоит от блуда. 3475 Св. Макс. Испов. О любви. Сотн. 1, гл. 44. Доброт. т. 3, Μ. 1889, гл., стр. 183, ср. сотн. 2, гл. 56, стр. 203. 3477 Св. Ефр. Сир. О добр. и страст. Μ. 1882, ч. 3, стр. 618, св. Григ. Нисск. Точное истолков. Екклез. сол. бес. 8, Μ. 1861, ч. 2, стр. 348, Исихий пресв. О трезвении, гл. 43. Доброт., т. 2, Μ. 1885, стр. 176. 3481 Св. Ефр. Сир. О Доброд. и страст., т. 3, Μ. 1882, стр. 614, ср. Ис. Сир., Μ. 1893, слова подв., сл. 1, стр. 10; сл. 30, стр. 140–141, пр. Нил, Слово о молитве, гл. 61, Μ. 1858 г., I, стр. 148. 3482 Ис. Сир., сл. 4 о душе, о страст., Серг. п. Μ. 1893, стр. 30, Ав. Фаласс., мысли о любви, воздерж. и пр. Доброт., 3, Μ. 1889, стр. 331. 3483 Св. Макс. Исп. О любви, сочин. 2, гл. 68. Доброт. т. 3, Μ. 1889, стр. 205. Тоже самое говор. пр. Нил Син., о различн. лук. помыслах, гл. 23, Μ. 1858, ч. 1, стр. 304–305. 3485 Ис. Сир. Слова подвиж., сл. 60. Серг. пос. 1893, стр. 325. «Демоны всегда вводят нас в грех ложным мечтанием», говорит Исихий пресв., о трезвении, гл. 118. 3495 «Страсть собственно то, что чрез долговременный навык и пристрастие укоренилось в нашей душе». Пр. Филофей Син. 40 гл., о трезвении, гл. 34. «Иногда душа имеет такую наклонность к известной страсти, что если и однажды только увлечется ею, уже подвергается опасности, чтобы сия страсть не обратилась ей в навык». «Вообще как к добродетели, так и к пороку душа приобретает некоторый навык от частого упражнения в оных». Св. авв. Дорофей, см. о том, чтобы мы старались искоренить страсти. Хр. Чт. 1831, XLII, 151–157 «Страстью же в собственном смысле называют они (отцы) то, что долгое время тревожно гнездится в душе, и по привычке к этому обращается ей как бы в постоянный навык; почему душа охотно и дружески предается тому» Лествица сл. 15, гл. 75, Μ. 1897, стр. 143.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

78        Бл. Иероним т.4 К. 1861 стр. 240–241 (против Иовиниана кн. 2) ср. св. Григ. Нисск. О девстве гл. 21 тв. ч. 7 М. 1868 стр. 377 и св. И. Злат. на 1 посл. к Фесс. б. 11 79        Ср. блаж. Иерон. т. I, стр. 111 письмо к Евстохию «как скоро пожелание какой-либо вещи чрез чувства вкрадывается в душу, оно окружает и осаждает её представлением сей вещи и преграждает вход Божию слову; св. Ефр. Сир. о том, что должно избегать всяких вредных свиданий Тв. св. От. XV, 11–12. 80        Пр. И. Касс. соб. 6 об убиении святых гл. VI М. 1892, стр. 278 ср. Св. И. Злат. следующ. место: «Всякий не скоро и не вдруг впадает в несчастье. Ибо есть в душе нашей некоторый стыд греха и которого вдруг одолеть, чтобы дойти до бесстыдства, нельзя; напротив, душа нисходит до крайней погибели неприметно, мало-помалу, когда вознерадит. На Матф. б. 86 г. 1846, ч.3, стр. 479. 81        Св. Макс. Исп. О любви Сотн. Пер. гл. 84 Доброт. т. 3 М. 1889 стр. 190, ср. Bmop. XV, 9 : Св. Григ. Син. Весьма полезн. гл. 67 Доброт. т. 5 М. 1890 стр. 209. И. Леств. – приражения лествица сл. 15 гл. 75 М. 1894 стр. 143. 83        Пр. Нил Син. Письма схоластику Гераклиту (269) М. 1858 ч.2 стр. 378. Отсюда, кто не смотрит на женщину сладострастными глазами, тот дальше отстоит от блуда. 84        Св. Макс. Испов. О любв. Сотн. I 44 Доброт. т. 3 м. 1889 гл. стр. 183 ср. сотн. 2 гл. 56 стр. 203. 86        Св. Ефр. Сир. О добр. и страст. М. 1882 ч. 3 стр. 618 св. Григ. Нисск. Точное истолков. Екклез. сол. бес. 8 М. 1861 ч. 2 стр. 348. Исихий пресв. О трезвении гл. 43 Доброт. т. 2 М. 1885 стр. 176. 90        Св. Ефр. Сир. О Доброт. и страст. т. 3. М. 1882 стр. 614, ср. Ис. Сир. М. 1893 слова подв. сл. I стр. 10; сл. 30 стр. 140–141 пр. Нил Слово о молитве гл. 61 М. 1858 г. I стр. 148. 91        Ис. Сир. сл. 4 о душе, о страст. Серг . п. М. 1893 стр. 30, Ав. Фаласс мысли о любви, воздерж. и пр. Доброт. 3 М. 1889 стр. 331. 92        Св. Макс. Исп. О любви сочин. 2 гл. 68 Доброт. т. 3 М. 1889 стр. 205 Тоже самое говор. пр. Нил Син. о различн. лук. помыслах гл. 23. М. 1858 ч. I стр. 304–305.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

104        «Страсть собственно то, что чрез долговременный навык и пристрастие укоренилось в нашей душе». Пр. Филофей Син. 40 гл. о трезвении гл. 34. «Иногда душа имеет такую наклонность к известной страсти, что если и однажды только увлечётся ею, уже подвергается опасности, чтобы сия страсть не обратилась ею в навык». Вообще как к добродетели, так и к пороку душа приобретает некоторый навык от частого упражнения в оных». Св. авв. Дорофей см. о том, чтобы старались искоренить страсти. Хр. Чт. 1831, XLII, 151–157. «Страстью же в собственном смысле называют они (отцы) то, что долгое время тревожно гнездится в душе, и по привычке к этому обращается в ней как бы в постоянный навык; почему душа охотно и дружески предаётся тому». Лествица сл. 15 гл. 75 М. 1897 стр. 143 113        И. Дамаскин, Точнее изложение пр. веры кн. 2 гл. XXII: «По общему же мнению и вообще страсть живого существа есть то, за чем следует удовольствие или печаль» по рус. пер. Спб. 1894 стр. 94. И. Златоуст б. на пс. 50 Спб. 1899 т. 5 кн. 2 стр. 646. 114        «Был в том месте источник. В пылу битвы увидев его, Давид и почувствовал сильнейшую жажду: он страстно захотел пить. Опять страсть, на этот раз – не запрещается: тогда страсть к телу, теперь к воде»... Там же стр. 644. 117        Григ. Син. Весьма полезн. главы гл. 79 Доброт. т. 5 М. 1890 стр. 211, И. Лествичник Доброт. т. 2 М. 1885 стр. 532 Твор. И. Касс. Римлян. 5 собесед. аввы Серапиона М. 1892 стр. 240 130        Тв. И. Злат. б на кн. Бытия XLVI т. IV кн. 2 стр. 516 Спб. 1898 ср. Бл. Иер. Т. VV стр. 240 Киев 1861. 133        Св. Григ. Нисск. точн. ист. Екклез. Сол. б. 3 Творения ч. 2 М. 1861 стр. 251 ср. св. Вас. Вел. тв. св. от. VIII, 82 стр. 350. 141        Св. И. Злат. против иудеев сл. 8 ср. Вас. Вел. б. 14 на упивающихся тв. св. от. VIII, 245–248. 145        Св. Григ. Нисский против ростовщиков, Хр. Чт. 1838 IV 147. (тв. Вас. Вел. М. 1868 т. 7 стр. 457–460). 149        Св. И. Злат. на И. Кор. б. 17 Спб. 1858 стр. 300 ср. на I к Тим. б. 18, 1859 Спб стр. 267.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

45 Татищ. Ист. ч. 2, стр. 106. Переясл. лет. стр. 31–35. Ник. лет. ч. 1. стр. LII. степ. кн. I. 143. Повесть о вел. госуд. Львова, стр. 118. 46 Бер говорит, что царь Борис Фёдорович хотел завести в России даже университеты, но ему представили, что если настанет разноязычие, то поселится разноверие и прежнее согласие в вере исчезнет. См. Истор. госуд. росс. т. XI примеч. 125. Сказ, соврем, о Самозв. ч. I. стр. 12 и 13. 47 Не говорим уже о той справедливой осторожности, какой водились самые пастыри наши в отиошении к иноверным учителям. Так иезуит Антоний Поссевин предлагал царю Иоанну Васильевичу IV послать несколько молодых людей русских в Рим для обучения. Царь отвечал: «Невозможно избрати таких людей, которые бы по такому делу были годны, а как такие люди обраны будут и впредь таких людей к папе пришлют». См. Др. росс, вивлиоф. ч. VI. 97, 101. Ср. Ист. унии, Бантыш-Каменского, стр. 13–26. Также – Do rebus Moscow. cd. a Slarezewsky inter Hislor. Ruth. Script. Extern., volum. 2 pag. 285. 49 В VII гл. определений этого собора сказано: «Св. собор вменяет в обязанность каждому епископу в его епархии заботиться и употреблять возможные способы, чтобы, кто может, изучал Бож. и свящ. Писания и оказывать посильную помощь, как наставникам, так и желающим учиться». Деян. этого собора в скрижали, изд. патр. Никоном 1656 г. Ср. слова восточ. патр. Паисия и Макария, судивших Никона, в приб. к тв. св. о. 1845. стр. 165. 51 Между противниками просвещения при царе Михаиле Фёдоровиче известен особенно князь Григорий Сангилевич Черкасский. См. очерк. Пассека 5. 202. М. 1840. 52 Сл. пис. дух. чина, ч. 1, изд. 2, стр. 48. Ср. Строева – описание книг Царского, стр. 140. Энцикл. лексик. VII. 424, 425. 54 См. там же. Ср. Церк. ист. пр. Филарета, изд. 1850. ч. IV. стр. 154 прим. 207. Правда у раскольников есть сказание, будто Арсений Грек прибыл в Россию вместе с патр. иерусалимским Паисием, который посещал Россию в 1649 г. (ист. Сол. об. стр. 15, 174, 189). Но в таком случае не мог бы видеть его Олеарий, бывший в России сперва в 1633–1634 г. и потом в 1643г. А принимать Арсения, на которого указывает Олеарий, за одно лицо с Арсением Глухим нельзя без отступления от прямого смысла слов Олеария, который говорит ясно, что «Школа вверена надзору и управлению грека по имени Арсений». Арсений Глухой, хотя знал хорошо греч. язык, но все же был русский и Олеарию не было причины называть его греком. См. пр. к тв. св. о. 1845 стр. 154.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Паремии 1-го числа, в навечерие Крещения, 6 ч., 25, 27 и 30 чисел из Пятикнижия, Иисуса Навина, Судей, Притчей и Пророков более или менее отступают от текста полных списков Библии и подходят к Остр. изданию. Отметим для примера разности в паремиях 6 числа. Паремия 4-я из Иисуса Навина гл. 3. ст. 15. же исполншес во всемъ ложи своемъ@), 1. (@скончеваше до всего на ем@) (πλρου καθ’ λην τν κρηπδα ατο); ст. 16. (@и сташа вода сходщес свыше в сонмъ единъ стощь далече 1-й (@сташа воды текща с горы сташа гстина едина лчивши подалече (τ καταβανοντα νωθεν, στη πγμα ν φεςηκς μαχρν σφδρα σφοδρς); ст. 17 (сташа) (@на соус посреди рдана готови@), 1. (@на сс (ν μσ το ορδνου τομως). В 5-й паремии из книги 4Цар. 2:11 . (@и взтс трсомъ@), 1 (@вихромъ@) (ν συσσεισμ); ст. 14. (@и дари@) (Елисей) (@воды и не раздлишас. и рече елисеи. гд бо есть бъ илиинъ апфо. и тако дари воды и разлишас@). В 1 сии слова опущены. Пар. 11-я 3Цар. 18:30 , после слов (@пристпиша людие к нем@), прибавления, читаемого в 1, (@и исцли олтарь@), не имеет; ст. 32. (@и соза камение@), 1 (@лтарь, во им гне@), (τος λθους ν νματι Κυρου); вместо слова: (@море@), как в 1 и ныне, ст. 32. 35 и 38 читается (@ровъ@) (θλασσα). В паремии 18-й Ис. 55:2 . (@въскю цните сребро не въ как и в Остр. 1 не в хлебы – нет), ст. 4. (@се свидтество въ зыцехъ дахъ его. и кнз и повелител въ зыце@) 1. только: (@се послшьство въ страны дахъ@)); ст. 12. (@горы бо и холми измнтс@) 1 и Остр. ξαλονται); 13. (@и вмсто прта взыде т кипарисъ. вместо праха взыде т 1. (@и възникнить въ мсто кпариссосъ. и въ мсто. мрьтвл@), ντ τς στοιβς, – ντ δε τς κονζης). Паремии из книги Пр. Сол. в 11. 27 и 30 числах, кроме только одной, буквально сходны с текстом паремий списка 17. Одни и те же паремии в сей книге 11 и 25, также 11 и 30 чисел, также буквально между собою сходны; а паремии из книги пророка Исаии, читаемые в навечерии крещения и в самое крещение 6 числа, имеют разности. Равно отличается читаемая под 25 числом паремия из книги Притчей от таковой же паремии в Декабрьской Минее 502, 21-го числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010