Господь услышал его молитву: он выздоровел. Поступив в монастырь, он до самой смерти усердно подвизался, угождая Господу постом и молитвой и служа братии с смиренным послушанием. – Пр. Павла послушливого (XIII в.). Он никогда не был праздным, безропотно выполнял всякое послушание, какое ни назначал ему настоятель. – Пр. Сисоя схимника (XIII в.). Он проводил свою жизнь в великих постнических трудах. Бог даровал ему победу над страстями и злыми духами. – Пр. Нестора (ΧIV в.) некнижного (не того, что написал русскую летопись, а другого – не ученого и рода простого). Он так горячо служил Господу, что видал при молитвах ангелов и Самого Христа и узнал день своей смерти. – Пр. Памвы, почивающего в затворе. Он терпел страдания за веру от татар язычников. Вероятно, это было в то время, когда иноки, затворившись в пещерах от врагов, вынуждены были послать Памву за пищей. Памва покорно принял на себя дело послушания, но был схвачен татарами, которые и подвергли его мукам. Чудесно спасенный от смерти, он почил в затворе (в 1241 г.). – Пр. Θеодора молчаливого (XIII в.), избравшего молчание путем ко спасению. – Пр. Coфpohiя, почивающего в затворе (XIII в.). Он ежедневно прочитывал псалтырь, всегда носил власяницу и железный пояс на теле. – Пр. Nahkpamiя иеромонаха, почивающего в затворе. – Пр. Ahamoлiя, почивающего в затворе (XIII в.). – Пр. Аммона , почивающего в затворе (XIII в.). – Пр. Mapдapiя, почивающего в затворе (XIII в.). Он старался хранить пост, молитву и послушание, и приучил себя к полному бескорыстию, так что ничего не хотел держать в келлии, кроме одежды, которую носил на себе. – Пр. Niopa, почивающего в затворе (XIII в.). Он отличался особенно постом и трудолюбием. – Пр. Mapmupiя, почивающего в затворе. – Пр. Руфа, почивающего в затворе (XIV в.). – В церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. – Пр. Behiaмuha (ΧIV в.). Богатый купец, он раздал все свое богатство, принял добровольную нищету и постригся в монахи. Святые мощи его почивают нетленно. – Пр. Ebфpocuhiu, игуменьи Полоцкой (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

119; Ант. Соб. пр. 11). Требуя, чтобы клирики с должным уважением относились к светской власти и мирским начальникам, Церковь в то же время строго запретила им переносить тяжебные дела от суда церковного на суд власти светской или прибегать к каким-либо проискам при посредстве мирских начальников (сн. ап. пр. 30 и VII Всел. Соб. пр. 3). Такое запрещение вызывалось желанием Церкви, чтобы не происходило вмешательства светской власти во внутреннее ее устройство, и чтобы клирики не могли быть поставлены в унизительные и зависимые отношения к светской администрации. Так как одной из причин, могущих поставлять клириков в зависимые и даже унизительные отношения к светской администрации, были занятия их мирскими делами, то Церковь строго разграничила мирские занятия дозволительные и недозволительные для них. IV. О занятиях пресвитеров мирскими делами Ввиду назначения пресвитеров служить примером, – образцом высоконравственного совершенства для других и быть строителями таин Божиих и пастырями стада Христова, Церковь многие занятия, дозволительные и терпимые в отношении к мирянам, запретила пресвитерампрочим клирикам), или как несовместимые с выполнением прямых обязанностей, лежащих на них, или как унизительные и бесчестные. К занятиям низким, унизительным и потому безусловно запрещенным для пресвитеровпрочих клириков) правилами церковными относятся: 1) содержание публичных женщин (VI Всел. Соб. пр. 86); 2) содержание корчемниц (VI Всел. Соб. пр. 9, сн. ап. пр. 54 и 19 пр. Соб. Карф.), 3) лихва, ростовщичество, взимание процентов с денег или другой какой-либо вещи (хлеба, вина, елея и пр.), отдаваемой взаймы (Ап. пр. 44; I Всел. Соб. пр. 17, и толк. Вальсам. и Зонары на то же правило; VI Всел. Соб. пр. 10, Лаод. Соб. пр. 4, Карф. Соб. пр. 21). К занятиям, несовместным со званием и назначением пресвитеровпрочих клириков) и потому недозволительным для них, правилами Церкви христианской отнесены: 1) откупы и торговые дела (ап. пр. 6; IV Всел. Соб. пр. 3; сн. Карф. Соб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Над обращающимся к Церкви Крещение могло быть совершено только после некоторых предварительных действий: прежде всего Церковь наблюдала предосторожность, чтобы не допустить кТаинству Крещения недостойных, т. е. таких, которые не искренно обращались к вере и, оставаясь по духу язычниками или иудеями, притворно – по какой-либо нужде или по каким-либо выгодам просили крещения (VII Всел. Соб. пр. 8). Потому было положено, чтобы просящих крещения испытывать в образе их мыслей, намерений и всей прежней их жизни и потом наставлять их в вере и благочестии (Лаод. Соб. пр. 46; 1 Всел. Соб. пр. 2; VI Всел. Соб. пр. 78). Такое наставление известно в Церкви под именем оглашения, которому должны были подлежать и дети с семилетнего возраста (Тимоф. Алекс. пр. 1). Обыкновенный порядок принятия в Церковь новых лиц изображается в следующих чертах: «обращающихся к вере (язычников и еретиков) в первый день делали христианами 24 ; во второй – оглашенными, потом в третий – заклинали с троекратным дуновением в лицо и уши, после чего наставляли в вере и заставляли ходить в Церковь для слушания Писаний (II Всел. Соб. пр. 7). Наставления в истинах веры и в правилах благочестия продолжались не равное время: срок оглашения увеличивался до 2-х и 3-х лет или сокращался, смотря по обстоятельствам и успехам ищущего крещения. Обыкновенно оглашение продолжалось 40 дней и происходило преимущественно в св. Четыредесятницу 25 . В течении этого времени ищущие крещения обязаны были вести строгую, благочестивую жизнь, иначе время оглашения значительно удлинялось (I Всел. Соб. пр. 14 сн. Неок. Соб. пр. 5). В это же время они должны была изучать веру под надзором пресвитеров и епископа и давать им отчет (Лаод. Соб. пр. 46 сн. того же Соб. пр. 45 и 47 и VI Всел. Соб. пр. 78). Само собою разумеется, что все участие пресвитеров и епископа в изучении оглашенным веры ограничивалось требованием от него ответа в известный день недели 26 , иначе говоря – ограничивалось проверкой успехов оглашенного, когда между низшими клириками были лица, способные научить ищущего крещения истинам веры, или когда ищущий крещения мог посещать так называемые огласительные школы и учиться в них; в противном случае руководствование оглашенного и наставление его в истинах веры возлагалось на пресвитеров и епископа. Самое оглашение не должно состоять в удовлетворении любопытства или в усилии изъяснить непостижимое (Вас. Велик. пр. 91–92). Пред крещением оглашенный должен быть испытываем в познании веры, в чувствах благочестия, в знании молитв и ответов, которые должно давать при совершении крещения (Лаод. Соб. пр. 46; VI Всел. Соб. пр. 78), наконец, торжественно пред всей Церковью должен отречься от прежних своих заблуждений, мнений, правил и обычаев, какие были у него в язычестве или иудействе (VII Всел. Соб. пр. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Савве Вишерскому (1-го октября) (Филарет, Русские святые, сентябрь, стр. 271, прим. стр. 160). По свидетельству г. Ключевского, автор жития пр. Ефрема, по своему простодушию, почти целиком переписал житие пр. Александра Свирского , составленное Иродионом (Древние русские жития святых). Пр. Ефрем был канонизован на Московском соборе 1549 г. ( Е. Голубинский , История канонизации русских святых, стр. 74, Сергиев Посад. 1894). Имя пр. Ефрема в первый раз было внесено в Церковный Устав 1610 г., но в Уставе 1633 г. имя его опущено. В «Иконописном Подлиннике» под 16 мая о пр. Ефреме сказано: «подобием сед, брада с Николину, ризы монашеские и в схиме», (Филимонов, стр. 55). Такое же изображение его и на иконе Собора Тверских Святых, – с тем различием, что он держит в руках трёхкупольный храм и борода подоле Николиной. Служба пр. Ефрему печатается в служебных Минеях под 16 мая (архиепископа Димитрия Месяцеслов русских святых, май, выпуск 2, стр. 68–70). Тропарь пр. Ефрему Перекопскому чудотворцу, глас 4-й: «От юности твоея весь Богови поработился еси, блаженне, и того ради любве отечество и род оставил еси, в пустыню вселився, в ней же жестокое житие показав, и чудес дарование от Бога приял еси, Ефреме преподобие, моли Христа, да спасет души наша». (Тропарь тот же, что и Савве Вишерскому в службе его 1 октября). Служба пр. Ефрему, печатаемая ныне под 16 мая, составлена по подражанию службе пр. Савве Вишерскому, с некоторыми изменениями, соответственно подвигам их (то есть Саввы и Ефрема). Так, «столп», на котором подвизался пр. Савва, заменён в службе пр. Ефрема – «малой хлевиной» (1-й ст. на Господи воззвах); у пр. Саввы – «от столпа», а у пр. Ефрема – келии. В службе пр. Саввы: «В столп вшел еси»... В службе пр. Ефрема: «На устьи Веренды, на острове водворився»... (Слава на Господи воззвах) – и тому подобное. 41. Преподобный Савва Вишерский Этот святой был родом из г. Кашина Тверской епархии; сын боярина Ивана Бороздина; с юности отличался благочестием, проходя в Саввинской пустыни Тверской епархии разные послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

3 Правилами церковными постановлено было, чтобы, между прочим, для рассмотрения жалоб клириков на епископов были созываемы областные Соборы (Ап. пр. 37; I Всел. Соб. пр. 5; II Всел. Соб. пр. 6; Авт. Соб. пр. 20 и др.). Такие Соборы сначала созывались по два раза в год (Ап. пр. 37; I Всел. Соб. пр. 5; IV Всел. Соб. пр. 19), а затем – однажды в год (VI Всел. Соб. пр. 8; VII Всел. Соб. пр. 6). С течением времени областные Соборы периодические перешли в постоянные сначала при митрополичьих кафедрах, а потом – при патриарших, наконец – в постоянные Соборы и без патриархов, каковы: Афинский Синод и наш РусскиЙ Св. Синод. 4 Соб. Карф. пр. 29 как будто делает исключение в этом отношении для клириков низших диаконов, когда говорит: «Дела же по винам прочих клириков един местный епископ да рассмотрит и окончит». Но это относится собственно до епархиального суда, на котором по делам пресвитеров и диаконов принимали участие, кроме своего, и соседние епископы, 6 или 3 (Карф. Соб. пр. 12:29). Тот же Карф. Соб. в 139 пр. и низшим клирикам дает право, наравне с высшими их, апеллировать к высшему верховному суду – соборному, если они недовольны решением своего епископа. 5 Порядок судопроизводства соборного по обвинениям, возводимым на епископа, указан в след. прав.: Ап. пр. 74, 75; Карф. Соб. пр. 12, 29, 90; IV Всел. Соб. пр. 9. 6 Запрещение духовным лицам обращаться к светским судам не только по делам церковным, или касающимся священнослужения, но и по делам частным и личным, – спорным, тяжебным, по взаимным неудовольствиям, обидам и т. п., не было и не могло быть безусловным. Церковь не хотела навсегда и во всем освободить своих служителей от суда гражданского, или признавать их совершенно не подчиненными этому суду, ибо есть дела, которые по самому свойству своему подлежат гражданскому суду, напр., дела по уголовным и тяжким государственным преступлениям, по которым Церковь никогда не присвояла себе прав судных; и даже в некоторых делах Церкви сама предавала виновных своих служителей гражданскому суду (Ант.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Матвей Властаръ пишет: «мнение великого отца Златоустого должно иметь более силы, чем определенное четвертым собором и собором Гангрским» (Синтагма, буква «А», гл. 7). 12) 14 пр. св. апостол «воспрещает епископу оставлять свою епархию и в иную переходити, аще бы и от многих убеждаем был», а 16 пр. Антиох. соб. добавляет, что «подлежит извержению тот, кто восхитил праздную церковь без ведома собора»; то же и 15 пр. Никейского собора. На основании сих правил св. Григория Богосл. упрекали за то, что он из Сасим перешел в Константинополь. Св. Григорий отвечал, что правило это было давно уже умершим и забытым, так как в течение 40 лет, протекших после времени Антиох. собора, было множество случаев перехода епископов с одних епископий на другие (твор. Гр. Богосл. т. VI, стр. 59–60, по изд. 1889 г.). Валъсамон – в толк. 14 пр. св. ап. замечает, что если бы кто стал придавать означенным правилам смысл безусловного требования, «тот обвинил бы и св. Григория Богослова , и св. Прокла и многих других свят. патриархов, перемещенных с других престолов на Константинопольский, или на другие патриаршие престолы, как недостойно священнодействующих после перемещения, чего нельзя допустить» (Полн. Кормч. стр. 25–26). 13 . 37 пр. св. апостол: «дважды повелевает быти собору епископов, и да рассуждают они о догматах благочестия и да разрешают случающиеся церковные прекословия». То же 20 пр. Антиох. соб. и 5-е пр. Никейского соб. – Шестой Всел. соб. 8 пр. и второй Всел. соб. 6 пр. – однажды в год, но обязательно, быти собору. Зонара в толк. 87 пр. св. апост. говорит: «В настоящее время сии соборы совсем не собираются» (Полн. Кормч. стр. 71); в толковании 5 пр. I Всел, соб.: «Ныне дело сих соборов совсем оставлено в пренебрежении, так, что их никогда не бывает», а Вальсамон замечает: «правило это уже не действует». 14 . 69 пр. св. апостол «аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во св. четыредесятицу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». 19 пр. собора Гангрского: «кто разрешает пост..., да будет под клятвою». – А в Номоканоне, вместо проклятия, только отлучение от причастия на два года тому, кто в посту ест мясо, или сыр (Потребн. Иосифа л. 969; Иоасафа – л. 51). В тех же потребниках помещен устав, заимствованный у пр. Никона-Черногорца, по которому в праздники Господни, Богородичные, св. Апостолов, хотя бы они случились в среду и пяток, никогда запрещения в пище не полагается, а в Великий пост разрешается есть рыбу по субботам и воскресеньям, «аще же кто непроизволит», то и по вторникам и четвергам; разрешается даже «всем на все» (Потр. Филар. 157–158 лл.; Иоасафа л. 186; Тактикон, сл. 3-е л. 24–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Это правило положено в основу развития церковных иерархических степеней священства и требует, потому, тщательного рассмотрения. Но прежде чем приступить к истории этого правили, скажем о 37-м. 37-м правилом Апостолов определяется число Соборов в году, время их составления и предмет их занятий; оно гласит: «дважды в году да бывает Собор епископов, и да рассуждают они о догматах благочестия и да разрешают случащиеся церковные прекословия: в первый раз в четвертую неделю пятидесятницы, а второй – октября во второйнадесять день». И это правило имеет свою историю. С развитием иерархической власти, как мы увидим ниже, оно не только не отменялось, но еще настойчивее узаконялось, утверждалось, напоминалось. Вселенские Соборы, вместе с поместными, определяя власть первенствующих епископов, в тоже время постоянно напоминали Церквам о необходимости поместных Соборов (см. I-ro всел. Соб. 5 пр.; IV-ro всел. Соб. 19 пр.; VI-ro всел. Соб. 8 пр.; VII-ro всел. Соб. 6 пр.; Антиох. 20 пр.; Карф. 27 пр.) и обязывали епископов под страхом наказания является на оные (IV-ro всел. Соб. 19 пр.; VI-ro всел. Соб. 8 пр.; Лаодик. 40 пр.; Карф. 87, 88 пр.); Соборы созываются ежегодно областным епископом и если он не радит о сем, подлежит епитимии (Антиох. Соб. 19, 20 пр.; VII всел. Соб. 6 пр.). Соборы всегда считались и были высшей инстанцией для разрешения разных тяжебных дел, неудовольствий и жалоб. Клирики могли жаловаться Собору на своего епископа, если он в отношении к ним оказывался несправедливым, а епископ – на своего митрополита; и в случае, если поместный Собор происходил под председательством обвиняемого епископом митрополита и не удовлетворял истца, он мог переносить дело к большему Собору или к экзарху всей страны и таким образом мог добиваться правосудия. В случае ереси митрополита епископы, прекращая с ним церковное общение, имеют право соборне его судить с участием соседних митрополитов (III-ro всел Соб. 1 пр.). Впоследствии это правило применено было к патриархам (Двукратно. Соб. 15 пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Подвижники Костромской области – Пр. Павел Комельский или Обнорский (1429), Пр. Сильвестр Обнорский (1379) и Пр. Иаков Железноборовский (1442). Спостником пр. Сергия был его преемник по игуменству, Пр. Никон Радонежский (1427–8), так много сделавший для дальнейшего развития и устроения Троицкой обители. Другом Пр. Сергия был Пр. Димитрий Прилуцкий (1392), приходивший к нему из Никольского монастыря, основанного им на берегу Переяславского озера. Лицом красивый, целомудренный, он ходил с закрытым лицом и избегал встреч с женщинами. Вел. кн. Димитрий пригласил его быть восприемником сына. В 1371 г. пр. Димитрий, удаляясь славы человеческой, ушел в вологодские леса, пребывал в болотистой местности. Позднее он основал Прилуцкий мон. около Вологды. Близок был пр. Сергий с Святителями Стефаном Пермским, Дионисием Суздальским и с пр. Стефаном Махрицким, постриженником Киево-Печерской обители, основавшим Святотроицкий мон. на р. Махрице, близ Александрова. В Симоновском монастыре, в пекарне, смиренно трудился послушник, потом постриженник св. Феодора, Кирилл. Взор на огонь пекарни переносил мысль его к вечному огню, и он часто плакал. Пр. Сергий каждый раз, приходя в обитель, шел прежде всего в пекарню к Кириллу и долго беседовал с ним о «пользе душевной», провидя великого подвижника. Кирилл заменил Св. Феодора в игуменстве. Но затем он, по велению Божией Матери, ушел в пустыню на берег Белого озера. Там он подвизался 30 лет, создав общежительную Белозерскую обитель, славившуюся подвигами своих насельников. Пр. Кирилл Белозерский обладал даром прозрения и чудес. Осуществив строжайшее общежитие, преставившись в 1427 г., в 90-летнем возрасте, он, как пишет архиеп. Макарий: «своими высокими подвигами приобрел себе всеобщее уважение и братии, и народа, и князей, и оказывал сильное духовное влияние на всю страну. Монастырю св. Кирилла Белоезерского суждено было сделаться знаменитейшим из всех монастырей северной России». В одно время с Пр. Кириллом оставил Симоновскую обитель ученик Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Запрещая необузданные увеселения и пиршества вообще и в праздничные дни в особенности, Церковь, однако, не запрещает христианам разных удовольствий, лишь бы последние были чужды нечистых пожеланий, не имели сластолюбивого и сладострастного характера. Так нет ничего предосудительного женам и мужам, собравшимся вместе, разделить трапезу вместе, только бы эти трапезы не сопровождались какими-либо позорищными вымыслами или сатанинскими песнями, певицами и блудническими голосованиями (VII Всел. Соб. пр. 22). Не запрещается верным сходиться и на братские трапезы, устрояемые в праздничные дна по примеру древней вечери любви, только не в храме, а в частном доме (Лаод. Соб. пр. 28); не возбраняется и пастырю участвовать в них (Лаод. Соб. пр. 27); не запрещается учреждать и брачные пиршества, лишь бы они не сопровождались неистовыми скаканиями и плясками (Лаод. Соб. пр. 53, 54 и пр.); но положительно запрещаются пиршества ради пиршества (Лаод. Соб. пр. 55). Предписывая христианам проводить дни праздников и постов сообразно с важностью и значением их, церковные правила определяют для христиан образ жизни и поведение христиан и во всякое время. Так, по взгляду христианской Церкви, члены ее должны пользоваться предметами первой необходимости вообще благоразумно, избегая неумеренного употребления пищи и излишнего употребления вина (ап. пр. 42:43). Требуя умеренности в употреблении пищи и питья, Церковь , однако, осуждает тех, которые гнушаются употребления мяса и вина «не из любви к воздержанию, а по предубеждению против них, по ложным убеждениям, навеянным разными еретическими учениями (енкратитов, монтанистов и др.; ап. пр. 51; Анк. Соб. пр. 14; Гангр. Соб. пр. 2; Васил. Велик. пр. 86 и 28). Запрещается только употреблять в пищу кровь животных, удавленину или звероядину (ап. пр. 63; Гангр. Соб. пр. 2; VI Всел. Соб. пр. 67). Не запрещается заботиться о чистоте тела своего, лишь бы это не соединялось с другими нечистыми целями и не производилось каким-либо предосудительным и соблазнительными образом, наприм.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Чрез 10 лет пр. Савва отправился в Палестину, прибыл в лавру пр. Евфимия Великого (см. 20 янв.), который отдал его под руководство пр. Феоктиста (см. 3 сент.). Пр. Савва в течение 10 лет, до самой кончины пр. Феоктиста, со всем усердием исполнял все возлагаемые на него послушания, ревностно стараясь «худшее покорить лучшему, и плоть поработити духу». После кончины пр. Феоктиста, пр. Савва в течение 5 лет, по любви к высшим пустынным подвигам, каждую неделю на 5 дней удалялся один в пещеру. В эти 5 дней он не принимал никакой пищи и проводил время в молитве и богомыслии и занимался плетением корзин. После кончины пр. Евфимия, пр. Савва избрал для своих подвигов одинокую пещеру близ высохшего потока и поселился в ней. Когда стали стекаться к нему другие ревнители пустынножительства, пр. Савва основал для них обитель, и таким образом возникла знаменитая лавра св. Саввы (которая и доселе находится у потока Кедрона, в 13 вер. на восток от Иерусалима). В этой обители, в начале ее учреждения, не было храма, а потом, по создании его, пр. Савва, «егда прихождаше к нему кто от священных, того умоляше совершати св. Литургию, сам же хиротонию прияти не хотя смирения ради, ниже кого от братии возводя на степень священства». Впоследствии пр. Савва, по своему достоинству и по нужде монастырской, был рукоположен во священство, откуда и получил наименование «освященнаго». Будучи настоятелем обители, пр. Савва написал первый Устав последования церковных служб, известный под именем Иерусалимского и принятый всеми Палестинскими монастырями. По свидетельству Симеона Солунского , «божественный отец наш Савва изложил устав, приняв его от св. Евфимия и Феоктиста, а они приняли от бывших прежде них и от исповедника Харитона» (см. 28 сент.). Скончался пр. Савва 94 лет, в 532.г., и погребен в своей Лавре. Впоследствии его св. мощи были перенесены в Венецию, где и ныне почивают в церкви св. Марка. 222 Кондак, гл. 8. Яко от младенства Богу жертва непорочная принеслся еси добродетелию, Савво блаженне, садоделатель быв благочестия; темже был еси преподобных удобрение, гражданин же пустынный достохвален; темже зовем ти: радуйся Савво пребогате.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010