пр. 3; Карф. Соб. пр. 46; VI Всел. Соб. пр. 28:57); с другой стороны, возбраняется входить в эту часть храма лицам непосвященным (Лаод. Соб. пр. 19), исключая особ царского Величества, которым дозволяется входить в алтарь, когда они пожелают принести дары для бескровной жертвы (VI Всел. Соб. пр. 69). Не только в самый алтарь, но и в среднюю часть храма, как места посвященного на служение Богу, запрещается приносить какие-либо вещества, не употребляемые при богослужении, за исключением колосьев пшеницы и винограда; колосья пшеницы и виноград, когда созреют, могут быть приносимы в храм для совершения над нами молитвы и благословения (ап. пр. 3 и 4; Карф. Соб. пр. 46; VI Всел. Соб. пр. 28). Приношение в храм веществ, не употребляемых при богослужении, признается не сообразным со святостью и назначением богослужебного места и потому не дозволяется; тем более признается не сообразным с назначением и святостью храма обращение его в обыкновеннее жилище людей, постоянное или временное (в путешествии), а равно обращение священных предметов на какое-либо домашнее употребление (ап. пр. 73; Двукратн. Соб. пр. 10). В том и другом случае было бы осквернение святыни храма и церковно-богослужебных вещей. Ограждая святыню храма и богослужебных принадлежностей от осквернения, правила церковные подвергают строгому взысканию и за повреждение или уничтожение церковных вещей, продажу или растрату их, хотя бы для оказания помощи нуждающимся (ап. пр. 73, Двукр. 10 снес. 38 ап. пр.). б) Недвижимую церковную собственность составляют дома для бедных и убогих, призреваемых церковью, земли, угодья и т. п. Так Антиохийский Собор (пр. 25) уже упоминает о полях, принадлежащих церкви, с их плодами и доходами. Со времени имп. Константина церкви могли приобрести в свою пользу недвижимые имущества покупкой. Дозволялось церквям принимать отказанное по духовным завещаниям. Случилось, что христианским церквям передаваемы были имущества, взятые от языческих храмов, и пр. То или другое недвижимое имущество, принадлежащее церкви, не может быть ни продано, ни отдано в дар или наследство, ни обменено на другое и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Анна Степановна, жена свяш. 12. Антоний, намест. Лавры. 313. 336. Антонгй, патр. Конст. 6, пр. 1. Антоний (Шокотов), еписк. 443, пр. 2. Анфим (Голанов), иером. 454. Аркадий, архим. 21. архиеп. Ол. 272. – Перм. 361. 428. 439. Арсений (Мацеович), митр. 19, пр. 1. Арсений Элассонский, архиеп. Сузд. 24. Арсеньев К., авт. уч. геогр. 70. Архангельский Мат., ст. ак. 312. Архангельский С., прот. 92. Аскоченский В.Ип., писат. 122. 455. Астров Н., ст. ак. 419. Астудин, уч-к сем. 101. Аст Фр., филос. 113. Афанасий (Соколов), еп. (быв.рек. ак.). 461. Афанасий, эк.-м арх. дома. 147. Авдоницкий, учит. уч. 135. 136. Б. Багратион П.Ив., князь. 305. 308. Байбаков А., авт. кн. прав, пиитики. 103. 108. Байрон, поэт. 97. Бакрадзе Дим., ст. ак. 420. Балин С.И., куп. 18. 19. 61. Барановы, купцы. 109. Баратынский, поэт. 96. Барский Н.А., пр. сем. 472. Баумейстер, авт. уч. фил. 112. Беневоленский Як., ст. ак. 313. 318. 419. 457, пр. 2. 471. Беневоленский Петр, ст. ак. 420. Бернгард, зубн. вр. 237. Благовещенский И.А., прот. 186. пр. 1. 367. Боголеп, иером. 18. Боголюбов Андр. Ив., ст. ак. 420. 499. Богородский В.Ем., преп. сем. 129. 132. Богородский В.П., уч-к сем. 106. свящ. 342. 345. 428. 448. 458. 464. 484. 486. Богородский Иван, послушн. 486. Богородский-Платонов Ип.М., проф. акад. 313. 357. Богородский Вас., ст. ак. 420. Болотова А.Ив., мещ. 34. 66. 67. 73. 459. Болотова Аг.Аф., жена куп. 36. 75. Болотов Я.Е., куп. 36. Болтин, историк. 26. Борисов Вл., истор. 2 и пр. 1. 11, пр. 1. 24, пр. 2. 26, пр. 1. 59, пр. 1. 110. 144, пр. 1. Борисов Вл.А., куп. сын. 108. Борисов П., куп. сын. 109. Борисоглебская Ел.И. (Флоринская). 139. Борисоглебский Е.Д., свящ. 139. Борис и Глеб, св. муч. 91. Боровский, еп. катол. 399. Броневский, писат. 157. Бурсиков К., крест. 8. Бухарев (архим. Феодор), бак, ак. 307.314. 381. 383.439.440. 469, пр. 1. 472. Былинский В Г., уч-к уч. 95. свящ. 161. 171. 172. 486. Былинский Пол.Гав., бр. свящ. 172. Быстрицкий А.П., свящ. 313. Быстрицкий Гр.П., ст. ак. 312. 318. 331. 332. 338. 356. 362. 365. 369. 418. 437. 457. 458. пр. сем. 471. 476. 478. 485. 489. 497. 508.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Корнилия, он старался во всем подражать ему и строго исполнял его устав. Памятником его забот о благоустройстве обители служить доселе сохранившаяся грамота вел. кн. Василия Иоановича, данная при нем монастырю на лес и землю. По возвращении пр. Корнилия в обитель (см. 19 мая), пр. Кассиан встретил его с радостными слезами и тотчас же отказался от игуменства, желая по-прежнему оставаться в послушании св. старцу. Окончился он около 1537 г., упредив своего учителя и ранее его кончив свой подвиг. Пр. Лаврентий проводил свою жизнь в трудах, после и молитве, стараясь подражать в них своему наставнику пр. Кордилию и все более и более усовершаясь в иноческих подвигах. Когда пр. Корнилий удалился в Кириллов монастырь (см. 19 мая) и когда братия стала просить ого о возвращении в свою обитель, то старец потребовал избрания вместо себя нового игумена и при этом указал на пр. Лаврентия, как на достойного себе преемника. Услышав от посланных желание старца, вся братия единогласно стала просить пр. Лаврентия, чтобы он принял на себя управление обителью и был для них игуменом вместо пр. Корнилия, но он, почитая себя недостойным такой великой чести и неспособным заменить для них своего учителя, не хотел и слышать об этом. Долго пр. Лаврентий не соглашался на самые усердные просьбы и только угроза братии, что без того старец не возвратится в монастырь и он будет виновником лишения их отца и наставника, едва могла побудить его принять игуменство. Согласившись на просьбу братии, пр. Лаврентий сам поспешил в Кириллов мон. просить пр. Корнилия не оставлять своей братии, и старец, умилившись просьбами братии, особенно же слезами и молением пр. Лаврентия, возвратился в свою обитель. Около года пр. Лаврентий пользовался в управлении монастыря советами и наставлениями старца, затем, услышав о приближении к монастырю татар, он, по совету пр. Корнилия, вывел всю братию на время в безопасные места, а по возвращении в обитель, был ближайшим свидетелем предсмертной болезни и кончины своего св. наставника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Открывши же, частию из его писем, частию из других сочинений, частию из бесед, которые он недавно имел в сей митрополии (Ефесе) и которые подтверждены свидетелями, что он и мыслит, и проповедует нечестиво, мы вынуждены были, на основании канонов и послания святейшего отца и сослужителя нашего Келестина, епископа римского, произнесть против него, хотя не без горких слез, следующее горестное определение: «Господь наш Иисус Христос, на которого он изрыгал хулы, устами сего святейшего собора определяет лишить его епископского сана и отлучить от общения церковнаго». Подписуюсь и осуждаю вместе с святым собором Кирилл, епископ александрийский. Подписуюсь и осуждаю вместе с святым собором Ювеналий, епископ иерусалимский. Подписуюсь Флавиан, епископ филиппийский, и осуждаю вместе с св. собором. Подписуюсь Фирм, егшскоп Кесарии каппадокийекой и пр. Подписуюсь Мемнон, епископ ефесский и пр. Подписуюсь Акакий, Божиею милостию епископ мелитинский, вполне согласуясь с означенным определением св. собора. Подписуюсь Феодот, епископ св. церкви в Анкире, согласуясь с св. собором. Подписуюсь Палладий, епископ амасийский, согласуясь с означенным определением св. собора. Подписуюсь Амфилохий, епископ Сиды, и осуждаю вместе с св. собором. Подписуюсь Иконий, епископ Гортины в Крите, и осуждаю купно с св. собором. Подписуюсь Анисий, епископ фивской св. Божией церкви в Греции, и осуждаю и пр. Подписуюсь Домн, епископ св. Божией церкви в Опунте, и пр. Подписуюсь Агафокл, епископ города Колонии и пр. Подписуюсь Григорий, Божиею милостию епископ Керасунта и пр. Подписуюсь Паралий, Божиею милостию епископ Андранпв, и пр. Подписуюсь Калликрат, епископ Навпакта, и пр. Подписуюсь Никий, епископ мегарский, и пр. Подписуюсь Докимасий, епископ города Маронии, фракийской епархии, в провинции Родоне, и пр. Подписуюсь Лукиан, епископ города Топира той же провинции, и пр. Подписуюсь Еннепий, епископ города Максы в той же провинции, и пр. Подписуюсь Ригин, епископ города Константии, и пр. Подписуюсь Саприкий, епископ Пафа, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Николаевский Коряжемский , общ., в 15 в. от с. Сольвычегодска, при впадении р. Коряжемки в р. Вычегду. Основан в 1-й пол. XVI в. пр. Лонгином (см. 10 февр.) вместе с иноком Симоном Сойчинским († 24 нояб. 1561 г.). Упраздненный в 1863 г., он в 1896 г. был восстановлен. В Благовещенском соборе, построенном в 1671 г. и возобновленном в 1887 г., покоятся под спудом мощи пр. Лонгина. Над бронзовой гробницей его находится принадлежавшая ему икона креста Господня; здесь же хранятся холщовая фелонь его и власяница. В Спасском храме особо чтится икона св. Николая чудотворца. Николаево-Прилуцкий , общ., в 40 в. от г. Великого Устюга, на бер. р. Двины, в 15 в. от ж.-д. ст. Котлас. Известен стал в XVI в.; в нач. XVII в. был разорен литовцами; восстановлен в 1614 г. Здесь особо чтимые иконы св. Николая чудотворца и св. вел.-муч. Георгия. При мон. странноприимный дом. Павло-Обнорский , 3 кл., в 15 в. от г. Грязовца, на бер. р. Нурмы, притоке р. Обноры. Основан пр. Павлом Обнорским (см. 10 янв.) в конце XIV в. Соборный храм в честь Св. Троицы построен в 1505–1516 г.; возобновлен в 1880 г. В приделе пр. Павла почивают под спудом св. мощи его; над ними – рака из чистого серебра под резной вызолоченной сенью. В мон. находятся: чудотворная Корсунская икона Божией Матери в храме её имени, особо чтимый храмовой образ Успения Божией Матери в Успенской церкви, почитаемый с древних времен образ пр. Павла, писанный с него пр. Дионисием Глушицким, а также дупло того дерева, в котором подвизался пр. Павел; хранившийся в мон. медный восьмиконечный крест (благословение пр. Сергия) расплавился во время пожара в 1909. Над колодцем, ископанным пр. Павлом, воздвигнута часовня. В 1911 г. мон. обращен в общ., с сохранением назначенного ему ежегодного содержания (712 р. 38 к.). При мон. странноприимный дом. Мон. принадлежит находящийся от него в 50 саж. на высоком холме Воскресенский скит, основанный в 1867 г. В. Св.-Духов , 3 кл., в г. Вологде. Основан в пол. XVII в. на месте подвигов пр. Галактиона (см. 24 сент.). Соборный храм Сошествия Святого Духа построен в 1654 г. Св. мощи пр. Галактиона почивают в приделе его имени. В мон. хранятся железные вериги его и крест с частицами св. мощей пр. Иоасафа (см. ниже, о Спасо-Каменном мон.). К нему приписана с 1861 г. Арсениево-Одигитриевская пуст., в 40 в. от г. Вологды, основанная в 1529 г. пр. Арсением Комелевским (см. 24 авг.), а с 1764 г. бывшая упраздненной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Соб. пр. 6). Добровольное избрание судей по обоюдному согласию тяжущихся сторон допускалось и здесь с неизменным условием недопущения обжалований на постановленное ими решение. Во все продолжение судебного разбирательства своего обвинения на епископа, пресвитер обязывается не прерывать общения с ним и воздавать подобающую ему честь и повиновение (возносить имя его в молитвах, и пр.) до тех пор, пока окончательный суд не решит, правильно или нет его обвинение и подозрение (Двукр. Соб. пр. 13, сн. 14–15 прав. того же Собора). Только в одном исключительном случае пресвитер мог порвать общение с епископом и не оказать ему повиновение даже прежде судебного решения, если бы епископ уклонился в ересь, или раскол и явно стал бы проповедовать учение, не согласное с истинами веры Христовой (III Всел. Соб. пр. 3; Двукр. Соб. пр. 15). Законно изверженный из сана пресвитерпроч. клирики) уже навсегда теряет надежду на восстановление и права касаться служения, «некогда порученного»; дерзнувший на сие подвергается анафеме (Ап. пр. 28). Обращаться же к светскому суду, когда бы ни последовало это обращение, – до церковного суда, или после – вследствие недовольства им – пресвитерупроч. клирикам) строго воспрещается: пресвитер, отрекшийся от суда церковного и обратившейся к светским судам (по каким бы то ни было делам, – церковным, или частным тяжебным) лишается места, и это по делу обвинительному; по суду же тяжебному лишается и того, что приобрел по решению своего дела, если не хочет потерять своего места (Карф. Соб. пр. 15; Ант. Соб. пр. 12; II Всел. Соб. пр. 6; IV Всел. Соб. пр. 9) 6 . Вообще характер отношений пресвитера к епископу состоит в подчинении и уважении подчиненного к начальствующему. В каждой отдельной епархии есть один правитель ее – епископ, ему вверены людие Господни (Ап. пр. 39), ему предоставлено начальствование над клиром и мирянами, вследствие чего он один только может называться «правителем» (II Всел. Соб. пр. 6) и «священноначальствующим» (Ант. соб. пр. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

После продолжительной осады, Иерусалим был взят в 586 г. Пр. Иеремии был предоставлен свободный выбор: остаться в Иерусалиме или отправиться в Вавилон. Он предпочел первое (36:11–14, 40:1–6). Оставшись на развалинах Иерусалима, пр. Иеремия в весьма трогательной элегической песне оплакал гибель своего народа (Плач Иеремии 1–5). В это время (около 2-х месяцев, от 5 м. до 7: ср. 52:12 с 41:1) Иеремия мог просмотреть сборник своих речей и дать ему то надписание, которое он теперь имеет (1:1–3). Может быть, в это время он составил приписываемые ему псалмы 64, 136, размещённые в 3–4 кн. Царств. Последние годы жизни пр. Иеремии покрыты мраком неизвестности. Правда, мы знаем, что он был увлечен в Египет, проповедовал там некоторое время (41–44), но сколько времени проповедовал и какая его кончина,– об этом ничего не сообщается. По свидетельству св. Ефрема Сирина , пр. Иеремия был побит камнями в Тафнисе Иудеями. Память его празднуется 1 мая. Всего пророчествовал Иеремия в Иудее 41 год (627–586 г.).– Насколько сильно ненавидели Иудеи пр. Иеремию при жизни, настолько глубоко стали чтить его после смерти. Ему приписывали сохранение скинии и ковчега завета во время плена ( 2Мак.2:1–8 ; ср. 2Мак.1:13–36 ). Он, по иудейскому преданию, «братолюбец» и ходатай за народ пред Богом, поборник Его славы ( 3Мак.15:10–17 ). Около времени пришествия И. Христа ожидали его воскресения из мертвых и явления среди народа (ср. Мф.16:14 ). 2 Если сравнить пр. Иеремию с двумя ближайшими великими пророками – Исаией и Иезекиилем, то между ними откроется тесная связь: у пр. Исаии указано спасение народа в будущем, у пр. Иеремии отвержено и разъяснение его в настоящем; у пр. Иезекииля – воскресение народа из мертвых под действием Духа Божия. Связь не только хронологическая, но и идейная. Предсказание пр. Исаии о будущем спасении служило для народа оплотом надежды во дни его бедствий при пр. Иеремии. Возвращение из плена (воскресение) есть оправдание надежды. Но в Талмуде этот порядок изменен, и пр. Исаия поставлен на 3 место: 1) пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Феофила, Вениамина диакона и св. Власия чудотворца). Апрель 510 2 св. муч. Поликарпа (Тип. еще Патапия, 905 Фота чудотворца, т. е. Тита? и пр. Никиты. Мст.). 3 Любви, Ирины и Феодосии (Тип. св. Никиты втор. и свв. мучч. Любви, (Агапии), Ирины и Хионии, 905 Феодосии. Мст.). 4 пр. Иосифа песнописца (Тип. еще пр. Зосимы). 5 св. Феодора на дивней горе (Тип. Георгия, иже на горе Малеоне и другого Георгия, 905 одного Георгия. Мст.). 6 св. Евтихия, патриар. вонстан. (Тип. еще свв. Кирилла и Мефодия учителей славянских). 7 св. Георгия митиленского. Св. муч. Каллиопия. 8 свв. апп. от 70: Иродиона, Агава и прочих (Тип. еще Келестина, папы римского). 9 св. муч. Евпсихия. 10 свв. мучч. Терентия, Африкана и Максима. 11 св. священномуч. Антипы. 12 пр. Василия, еп. парийского. Мст. В лето 6450 в тот же день принесен бысть честный пояс. Пресв. Госпожа Богородица от епископия Зилы в Царьград и паки положен бысть в Халкопратии месяца августа (Тип. еще мучч. Димы и Протиона, 905 одного Василия). 13 св. Мартина, папы римского. 14 св. Симеона священномуч. Мст. 15 св. муч. Саввы готфского (Тип. еще апп. Аристарха, Пуда и Трофима). 16 св. муч. Леонида и дружины его. Мст. 17 пр. Акакие, еп. мелетинского (Тип. еще св. Агапита, папы римского. Мст.). 18 св. Космы, еп. халкидонского. Мст. (Тип. еще пр. Иоанна, учен. Григория декаполита ). 19 пр. Иоанна палеолаврита Мст. (Тил. еще свв. Пафнутия и Феодора пергийского). 20 пр. Феодора трихины (Тип. еще пр. Анастасия синайского). 21 св. муч. Исаакия и дружины. (Тип. еще прор. Михея). 22 пр. Феодора Сикеота. 23 св. великом. Георгия. 24 св. муч. Саввы стратилата (Тип. еще пр. Елисаветы). 26 св. священномуч. Василия. 27 св. священномуч. Симеона, еп. иерусалим. 28 свв. апп. Иасона и дружины. 29 свв. 9 мучч. в Кизике (Тип. еще пр. Мемнона, 905 одного Мемнона). 30 св. ап. Иакова, брата св. Иоанна Богослова. Май 511 1 св. прор. Иеремии. 2 Успение св. Афанасия, архиеп. александр. 3 свв. мучч. Тимофея и Мавры. 4 св. муч. Силвана. Св. муч. Алвиана. Пр. о. н.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Ис.59:9, 11 ). «Кто пожалеет о тебе, Иерусалим, и кто окажет сострадание к тебе» ( Иер.15:5 , ср. Ис.51:19 ) и т. д. Если сравнить все эти места и рассмотреть их характер и отношение к предыдущему и последующему, то легко заметить, что пр. Иеремия только применял готовые уже выражения (выражения притом по преимуществу какой-нибудь одной главы или одного места книги, напр. 47-й главы, или 56 кон. и 57 нач., или 59-й) книги пророка Исаии, и что первоначальность именно на стороне книги пр. Исаии (особенно смотр. Иер.12:10–11 : «множество пастырей испортили Мой виноградник,.. вся земля опустошена, потому что никто не прилагает этого к сердцу»; или Иер.13:17 : «душа моя в сокровенных местах будет оплакивать», или: «скажи царю и царице: сядьте пониже»... и сравн. указанные параллельные места в книге пр. Исаии). – Чтобы выяснить действительное отношение между книгами пророков Исаии и Иеремии, следует обратить внимание также на гл. 30 и 31-ю Иеремии. В 30-й главе, 10 ст. пр. Иеремии (ср. 46:27 и у пр. Иезекииля – 28:25–26 и 37:25) впервые выступает собирательное понятие: Израиль – раб Господа: у пророков до Иеремии, кроме отдела 40–66 гл. Исаии, это понятие еще не встречается. Считая отдел 40–66 Исаии послепленным, отрицательная критика утверждает, что писатель отдела заимствовал это понятие из книги пр. Иеремии, равно как постоянно имел в виду 31 главу пр. Иеремии. Но понятие «раб Господень – Иаков» у пр. Иеремии выступает как бы внезапно и только в двух местах, тогда как у пр. Исаии оно имеет теснейшее отношение ко всему отделу (о чем ниже). То же следует сказать и о понятии: «искупления» ( Иер.31:11 и 50:34). Да и вообще при составлении главы 31-й, очевидно, пр. Иеремия припоминал соответствующие его мысли образы и выражения книги пр. Исаии. Так, стихи 8–10 суть ничто иное, как сокращенное изложение главы 49-й Исаии (см. стихи: 12-й, ср. Исаии гл. 43:5–6, 8; стих 13, 10, 1-й, 9-й). Слова 10 стиха: «слушайте слово Господа, народы, и возвестите островам отдаленным» у пр. Иеремии не имеют столь же достаточного повода (если судить по контексту речи), как у пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Вы вводите две причины, два начала для Св. Духа и унижая Его, близки к тому, чтобы впасть в ересь Македония». Греческий текст Послания и древний славянский перевод, искаженный писцами, с поправками и дополнениями, издан Григоровичем, в Учен. Зап. II Отд. Акад. СПб. 1854 г. Церковное «Правило м. Иоанна, пророка Христова» достойно изучения для церковного историка. Извлечение нужного – в Ист. Русск. церк. I. Содержание Правила: а) об отношении православия к папизму (пр. 4, 5); б) против волхвования и языческих обычаев (пр. 7,16); в) против соблазнительных песней (пр. 17, 28); г) о крещении младенцев и о причащении (пр. 1, 2, 21); д) о браках (пр. 6, 10, 18, 22, 23, 25, 27–33); е) об иконах и храмах (пр. 9, 11, 12); ж) о собрании епископов на собор и епархиальном управлении (пр. 8, 19, 34); з) о поведении священников (пр. 13, 15, 36, 37); и) против учреждающих пиры в обителях под видом благочестия (пр. 31); и) против торговли рабами (пр. 24); к) о вкушении пищи вместе с язычниками (пр. 20, 31); л) о женах бывших в плену (пр. 29, 30). Правило м. Иоанна издано в I ч. Русск. Достоп. (М. 1815 г.), но текст его исправнее и полнее в ркп. Румянцева 238, 338 и в других. 17. Ияков Черноризец, столько отличался между современниками образованностью и строгостью жизни, что пр. Феодосий в 1074 году предлагал его Печерской братии в преемника себе по управлению обителью, а м. Иоанн удостаивал его своего дружества. Ныне известны с именем Иякова мниха: Житие князей Бориса и Глеба, Похвала князю Владимиру и Послание к князю Димитрию Изяславу. В Похвале Владимиру, как и в Послании к князю Димитрию, сочинитель называет сам себя монахом Ияковом. В Похвале читаем: «Аз худый мних Ияков, слышав от многых о благоверном князе Володимири... и мало собрав от многых, добродетели его написах и о сыну его, реку же, о св. славных мученику Бориса и Глеба». Очевидно, мних Ияков, сочинитель Похвалы Владимиру, по собственному его признанию, писал и о св. князьях. В известном ныне Ияковлевом Житии князей сочинитель выставляет себя столько же недалеким от времени св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010