Богослужение предпразднства в целом соответствует шестеричной. Последование содержит оригинальный тропарь и несколько самогласнов. Песнопения Октоиха на службе не употребляются. На вечерней стиховне вместо стихир из указанной книги поются стихиры свт. Прокла, не спетые на «Господи, воззвах», где предписаны стихиры предпразднства и прп. Григория. Утреня завершается по будничному чину. На Литургии устанавливаются изобразительные антифоны, на блаженнах – песни 3-я и 6-я канона предпразднства, чтения на Литургии – рядовые и свт. Прокла. Тема Введения во храм Пресвятой Богородицы появляется в богослужении задолго до праздника: 8 ноября на литии указана стихира «Днесь Боговместимый храм Богородица». День праздника 21 ноября отмечается всенощным бдением, хотя оговаривается и возможность совершения полиелейной службы. До середины XVII века бдение служили только в храмах, посвященных Введению во храм Пресвятой Богородицы. Праздничное богослужение, по разных редакциям Иерусалимского Типикона, состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и Литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых Богородичных празднований (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. На утрене по Пс.50 на «Слава:» и «И ныне:» установлены особые припевы: «Днесь храм одушевленный:». После каждой песни канона утрени в качестве катавасии используются ирмосы 1-го канона Рождества Христова: со дня Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается рождественская катавасия, и с этого времени в богослужении некоторых дней ноября и декабря проявляют себя черты предпразднства Рождества Христова. На 9-й песни канона вместо песней Пресвятой Богородицы и прав. Захарии даны особые припевы-величания. В современных богослужебных книгах указывается в общей сложности 10 припевов, которые кодифицируются постепенно. Так, в старопечатных русских Типиконах и Минеях первой половины XVII века даны только два припева (по одному для каждого канона). Яркой особенностью указанных книг, которая отсутствует в нынешних, нужно считать дополнительное пение ирмоса 1-го канона Введения во храм Пресвятой Богородицы после катавасии по 9-й песни и совершение земного поклона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Д вопрос о Евхаристии не рассматривается с т. зр. богословия, о причащении говорится только в 2 местах «Увещания...» ( Petr. Damasc. Admonitio//Θιλοκαλα. 1991. Τ. 3. Σ. 104, 110) вне контекста споров 1156-1157 гг. Во-вторых, в «Послании Захарии...» и в трактате «О пречистом Теле...», к-рые безусловно не принадлежат прп. Иоанну Дамаскину, отражено богословие, осужденное Собором 1156-1157 гг. В одной из рукописей (Athen. Bibl. Nat. gr. 2337, кон. XVIII - нач. XIX в. P. 395-402) содержится небольшая анонимная заметка, написанная против этих 2 подложных текстов ( Ермилов. 2008. С. 93-100 (с рус. пер.)). Автор заметки цитирует фрагмент из «Истории» Никиты Хониата ( Nicet. Chon. Hist. P. 147-150, 514-517), рассказывающий об обстоятельствах спора о Евхаристии в XII в. Два указанных подложных сочинения, по мнению автора заметки, были написаны мон. Михаилом Сикидитом, к-рый утверждал, что евхаристическое Тело Христово «не является также исповеданием воскресения, но только жертвой, а значит, пребывает тленным, неразумным и неодушевленным, и что приступающий к причащению приемлет не целого Христа, но часть, поскольку части и причащается» ( Ермилов. 2008. С. 98). Автор 2 подложных сочинений действительно считает, что Тело Христово в Евхаристии - это Тело до воскресения, «смерти и страданию подлежащее»; оно «в нас погребается и нас сооживляет», а «прежде восприятия нашего претерпевает все смертное»; до воскресения Тело было тленным, но сверхъестественным образом не подверглось тлению во гробе и в нас оно не истлевает (Epistula ad Zachariam episcopum//PG. 95. Col. 404; De immaculato corpore. 4-5//PG. 95. Col. 409). Если П. Д. был братом Льва, еп. Навплии, к-рый участвовал во Влахернском Соборе 1156-1157 гг., осудившем такого рода учение, то он вряд ли мог разделять последнее. Т. о., гипотезу о тождестве П. Д. и Петра Мансура следует отвергнуть. Два сочинения о Евхаристии не могут быть приписаны П. Д. Нельзя, однако, исключать возможность существования писателя, носящего имя Петр Мансур или использовавшего это имя в качестве псевдонима (PMBZ, N

http://pravenc.ru/text/2580382.html

Комиссия гр. Татищева начала строительство храмов. В 1901 г. по Высочайшему повелению на нужды церковного строительства по ведомству Ж. было выделено 200 тыс. р., в 1902 и 1903 гг.- по 450 тыс. р. Военным духовенством было построено ок. 100 войсковых церквей. В С.-Петербурге и пригородах Ж. освятил церкви вмч. Георгия при Главном штабе (1890), св. блгв. кн. Александра Невского в Красном Селе (1890), арх. Михаила при Михайловском учебно-воспитательном заведении (1893), иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при клинике душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии (1892), прп. Сергия Радонежского при 23-й артиллерийской бригаде в Гатчине (1893), Покрова Пресв. Богородицы при Военно-фельдшерской школе (1895), св. блгв. кн. Александра Невского при Новочеркасском имп. Александра III полку (1896), вмц. Параскевы на Пороховых (1897), святых Захарии и Елисаветы при лейб-гвардии Кавалергардском полку (1898), свт. Николая при стрелковом полку (1898), прор. Илии при Воздухоплавательной школе (1899), Сретения Господня при Фельдъегерском корпусе (1899), мч. Иулиана Тарсийского при Кирасирском Его Императорского Величества полку в Царском Селе (1899), св. блгв. кн. Александра Невского на Успенском кладбище (1900), Суворовскую Кончанскую вмч. Георгия при Николаевской академии Генерального Штаба (1900), иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» при морском и сухопутном артиллерийских полигонах (1901), вмц. Анастасии при 148-м пехотном Каспийском полку (1903), арх. Михаила при Московском полку (1906), свт. Николая при Балтийском судостроительном и механическом заводе (1907), свт. Николая при 18-м саперном батальоне (1908), сщмч. Евтихия К-польского при Уральской сотне лейб-гвардии Сводно-казачьего полка (1908). Храмы Новочеркасского, Кавалергардского, Кирасирского и Каспийского полков были освящены в присутствии императора, храмы Фельдъегерского корпуса, 3-го стрелкового полка и Михайловского заведения - совместно со св. прав. Иоанном Кронштадтским . Также Ж. переосвятил ц. св.

http://pravenc.ru/text/182219.html

М. Однако имп. Юстиниан II (685-695, 705-711) начал гонение на православных и велел военачальникам Захарии и Льву схватить патриарха, к-рый бежал из Антиохии в мон-рь св. Марона. Вернувшись в К-поль, Лев сообщил императору, что И. М. поддерживают все ливанцы и его нельзя захватить. Разгневанный император посадил Льва в тюрьму и послал в Сирию войско, якобы для войны с арабами. Племянник И. М. Ибрахим собрал 12 тыс. воинов и перевез патриарха в безопасные Ливанские горы. В 694 г. византийцы разорили монастырь св. Марона и убили 500 его насельников, после чего начали гонения по всей Сирии. В 694 г. ливан. ополчение якобы нанесло поражение при Амьюне визант. войскам, вторгшимся в горы Ливана (основанием для этого сообщения мог послужить тот факт, что имп. Юстиниан, согласно мирному договору с арабами, выселил из Ливана мардаитов (ODB. Vol. 2. P. 1297), с которыми марониты стали себя со временем отождествлять). Согласно ад-Дувайхи, эти события послужили причиной для отделения маронитов от Византийской Церкви. После разрушения мон-ря св. Марона И. М. основал новый мон-рь в сел. Кфар-Хай, поместил там вывезенную из Сирии главу прп. Марона, установил поминовение преподобного 5 янв. и провозгласил, что сир. православные должны называть себя маронитами. После кончины И. М. на Патриарший престол в Кфар-Хае был избран его племянник Кир, к-рому Римский папа даровал паллий В 1719 г. ученый-маронит И. С. Ассемани отредактировал жизнеописание И. М. и попытался более убедительно вписать легенду в контекст реальных событий VII в. Он привел даты избрания И. М. на Патриарший престол (686/7) и его кончины (707) и отождествил «кардинала», к-рый рукоположил И. М., с Иоанном , еп. Филадельфии (ныне Амман, Иордания), которого Римский папа Мартин I (649-655) назначил своим представителем на Востоке для противодействия монофелитам. Пытаясь исправить анахронизмы, допущенные прежними биографами, Ассемани обратил внимание на то, что аль-Килаи спроецировал на личность И. М. события XII-XIII вв.- унию маронитов с Римско-католической Церковью (1182) и поездку маронитского патриарха Иеремии на IV Латеранский Собор (1215), где папа Иннокентий III признал его Патриарший сан и даровал ему право носить митру и кольцо.

http://pravenc.ru/text/471375.html

С 1900 г. одним из приоритетных направлений Главного штаба было увеличение числа войсковых церквей, т. к. при многих воинских частях, особенно артиллерийских, саперных и казачьих, не было не только церквей, но и священников и богослужения совершались в неприспособленных помещениях. Комиссия гр. Татищева начала строительство храмов. В 1901 г. по Высочайшему повелению на нужды церковного строительства по ведомству Желобовского было выделено 200 тыс. р., в 1902 и 1903 гг.– по 450 тыс. р. Военным духовенством было построено около 100 войсковых церквей. В С.-Петербурге и пригородах Желобовский освятил церкви вмч. Георгия при Главном штабе (1890), св. блгв. кн. Александра Невского в Красном Селе (1890), арх. Михаила при Михайловском учебно-воспитательном заведении (1893), иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при клинике душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии (1892), прп. Сергия Радонежского при 23-й артиллерийской бригаде в Гатчине (1893), Покрова Пресвятой Богородицы при Военно-фельдшерской школе (1895), св. блгв. кн. Александра Невского при Новочеркасском имп. Александра III полку (1896), вмц. Параскевы на Пороховых (1897), святых Захарии и Елисаветы при лейб-гвардии Кавалергардском полку (1898), свт. Николая при стрелковом полку (1898), прор. Илии при Воздухоплавательной школе (1899), Сретения Господня при Фельдъегерском корпусе (1899), мч. Иулиана Тарсийского при Кирасирском Его Императорского Величества полку в Царском Селе (1899), св. блгв. кн. Александра Невского на Успенском кладбище (1900), Суворовскую Кончанскую вмч. Георгия при Николаевской академии Генерального Штаба (1900), иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» при морском и сухопутном артиллерийских полигонах (1901), вмц. Анастасии при 148-м пехотном Каспийском полку (1903), арх. Михаила при Московском полку (1906), свт. Николая при Балтийском судостроительном и механическом заводе (1907), свт. Николая при 18-м саперном батальоне (1908), сщмч. Евтихия К-польского при Уральской сотне лейб-гвардии Сводно-казачьего полка (1908). Храмы Новочеркасского, Кавалергардского, Кирасирского и Каспийского полков были освящены в присутствии императора, храмы Фельдъегерского корпуса, 3-го стрелкового полка и Михайловского заведения – совместно со святым праведным Иоанном Кронштадтским . Также Желобовский переосвятил церковь святого Иоасафа, царевича Индийского, в Николаевской Измайловской военной богадельне в память о короновании императора Николая II. 14 августа 1902 г. в присутствии московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елисаветы Федоровны он освятил храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле. В 1903 г. Желобовский совершил поездку в Болгарию на освящение храма-памятника Рождества Христова на Шипкинском перевале для поминовения православных воинов, павших в русско-турецкую войну.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Подробнее... Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь (Александров) [ править править код ] Монастырь находится в 15 км к югу от Александрова, у берегов р. Молокчи. Основал его прп. Стефан Махрищский. В 1993 г. монастырь был возобновлён как женский. Это благоустроенная, процветающая обитель. В ней около 40 сестёр. На данный момент монастырь насчитывает 4 действующих храма. В храме преподобного Стефана находятся мощи прп. Стефана Махрищского и прп. Варлаама. Адрес: 601700, Владимирская обл., Александровский р-н, с. Махра. Телефон: (49244) 5-53-54 , 5-10-96. Проезд: От автовокзала Александрова 7 рейсов в день до Махры. Подробнее... Храмы [ править править код ] Собор Рождества Христова (Александров) [ править править код ] В 990 году, на месте, рядом с современным собором Рождества Христова в Александрове, был основан первый храм Александровской земли — деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. Это место тогда называлось Никольский погост. С распространением христианства во второй половине XI века к востоку от Никольского погоста был основан деревянный храм Рождества Христова. В 1627-1630 годах, когда вся Русская земля на сотни верст вокруг лежала в разорении, царские писцы делают опись, в которой на Посаде показывают две церкви: во имя Рождества Христова и во имя Святителя Николая Чудотворца. Адрес: Россия, Владимирская область, Александровский район, Александров, Соборная площадь, д.1 Подробнее... Храм Преображения Господня (Александров) [ править править код ] Каменное здание нынешней Преображенской церкви построено при Елизавете Петровне, которая около десяти лет жила в Александровой Слободе, очень ее любила, и, став Императрицей, приказала воздвигнуть в 1742-43 годах рядом со старой деревянной Богоявленской церковью каменный храм во имя святых пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи. Позже храм был переименован в Преображенский. Храм имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Адрес: Россия, Владимирская область, город Александров, ул. Садово-Огородная, 2А

http://azbyka.ru/palomnik/Александров

Прп. Ефрем Перекомский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Прп. Ефрем Перекомский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Служба Е. создана на основе службы прп. Савве Вишерскому, составленной Пахомием Логофетом ( Спасский Ф. Г. Рус. литург. творчество: По совр. минеям. П., 1951. С. 215-216). Ок. 1687 г. написано «Слово похвално о житии и о чудесех преподобнаго отца нашего Ефрема Перекопского, Новгородского чюдотворца», вошедшее в сб. «Трифологион новгородских чюдотворцов» (РНБ. F.I.729. Л. 328-331), который принадлежит перу новгородского книжника 2-й пол. XVII в. Б. Я. Козынина. Под 16 мая Е. назван в «Палинодии» Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 853), в Месяцеслове келаря Троице-Сергиева мон-ря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 317) и в др. святцах 2-й пол. XVII-XVIII в. (см.: Охотина-Линд. 1996. С. 58; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 145, 300), где в качестве даты кончины преподобного часто приводится 6900 г. (дата, очевидно, недописана в отношении сотен, десятков и единиц, что указывает на то, что святой преставился до 1492 (7000), и косвенно подтверждает дату, содержащуюся в Житии Е.). В разд. «Преподобные отцы Новгородские» с датой смерти 6969 (1460/61) г. Е. упомянут в «Описании о российских святых», известном в списках XVIII-XIX вв. (С. 41). В 1580 и 1611 гг. Перекомский мон-рь был разорен шведами, восстановлен в 1672 г. стараниями боярина Р. Ф. Боборыкина, к-рый приписывал помощи Е. свое чудесное спасение от гибели в р. Москве. В 1764 г. мон-рь был упразднен, в 1796 г. на его место были переведены иноки Николаевского Розважского мон-ря. В 1795 г. в Богоявленском соборе (построен в 1704) над погребением Е. была установлена новая рака, в 1806 г., после завершения строительства нового здания собора, рака была возобновлена, новая рака создана в 1884 г. Мощи святого почивали под спудом в посвященном ему приделе Богоявленского собора. Перекомский мон-рь был закрыт в дек. 1919 г. Богоявленский храм действовал как приходский до 1930 г., в июле 1932 г. был взорван. Мощи Е. почивают под развалинами собора.

http://pravenc.ru/text/182091.html

Успенский собор коммунисты разрушили в 1934 г. Теперь икона, одна из главных достопримечательностей Костромы, находится в Богоявленско-Анастасиином монастыре. Не иссякает поток желающих с верой и надеждой припасть к ней. Возобновлена традиция крестных ходов с главной святыней костромской земли в день её обретения – 16 (29) августа. В 2000 г. перед крестным ходом самолёт с иконой облетел вокруг города. Монастыри [ править править код ] Все монастыри Костромы Богоявленский-Анастасиин женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1426 Статус : действ. Богоявленский мужской, ныне женский, монастырь Костромы основал преподобный Никита Костромской. Он был учеником и, возможно, родственником прп. Сергия Радонежского. А среди учеников самого Никиты был прп. Пафнутий Боровский, духовной жизнью которого Никита руководил в Высоко-Покровском монастыре (рядом с Боровском). Из Высоко-Покровского монастыря Никита ушёл в Кострому. Годом основания Богоявленского монастыря считают 1426 г., когда был освящён первый храм – в честь Богоявления Господня. В нём под спудом покоятся мощи прп. Никиты. Храмы монастыря Костромы стали одними из первых каменных храмов Костромы: новый Богоявленский собор был освящён в 1565 г. Адрес : 156000, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26. Подробнее... Знаменский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1993 Статус : действ. Адрес : г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37 Web : http://www.znamenskii.ru/ Женский монастырь образован в 1993. Новой обители была передана полуразрушенная Знаменская церковь. На время её восстановления монахини приписаны к Воскресенской церкви, что на Дебре. Сёстры монастыря несут послушание в двух храмах Костромы: иконы Богоматери Всецарица и Скорбященском. Подробнее... Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 2-я четв. XIV в. Адрес : г. Кострома, ул. Просвещения, 1 Монастырь Костромы был заложен при впадении р. Костромы в Волгу, где в 1330 г., согласно преданию, по пути из Золотой Орды в Москву, остановился влиятельный монгольский чиновник Чет. В дубовой роще ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, после которого монгол исцелился от мучившей его болезни. Чет крестился с именем Захарии и основал на месте видения монастырь в честь священномученика Ипатия Гангрского. Захария и его потомки – Сабуровы, Вельяминовы и особенно Годуновы – заботились о монастыре, делая вклады землей, деньгами и ценными вещами. Благодаря им ризница Ипатьевского монастыря заняла достойное место среди богатейших монастырских ризниц Руси. С возвышением Годуновых «Ипатий» начал обустраиваться в камень. В 1560 г. вместо деревянной церкви Животворящей Троицы был возведён каменный пятиглавый Троицкий собор. В последующие годы, до начала Смутного времени, монастырь обнесли мощной каменной стеной с привратными церквями во имя Феодора Стратилата и великомученицы Ирины.

http://azbyka.ru/palomnik/Кострома

В полном каноне, к-рый является центральным гимнографическим текстом утрени по Студийскому и Иерусалимскому уставам, ирмос 9-й песни обычно посвящен Божией Матери или даже содержит прямые аллюзии на «В.»; возможно, «В.» была основой для 9-й песни канона. Однако в первоначальной редакции Студийского синаксаря, к к-рой близок Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г., специальных сведений о «В.» нет; эта песнь даже не указана среди «отпелов» (антифонов) Типикона ( Пентковский. Типикон. С. 406-407). Ничего не сообщает о «В.» и Евергетидский Типикон кон. XI в. В Иерусалимском уставе порядок исполнения «В.» освещен подробно: она поется между 8-й и 9-й песнями канона утрени (основу 8-й песни канона утрени образует песнь вавилонских отроков; основу 9-й - песнь прор. Захарии, отца св. Иоанна Предтечи), к каждому стиху «В.» припевается один и тот же припев - написанный прп. Космой Маюмским ирмос 9-й песни трипеснца Великой пятницы «Честнейшую херувим» (из-за этого в богослужебных книгах синонимом термина «В.» выступает термин «Честнейшую»). В конце 9-й песни канона «Честнейшую херувим» может повторяться еще раз с припевом «Достойно есть» . Стихи «В.» с припевом «Честнейшую херувим» поются 2 хорами поочередно; для пения «Достойно есть» хоры сходятся. Возможно, обычай исполнять «В.» таким способом появился уже в эпоху Студийского устава: в Мессинском Типиконе 1131 г. неск. раз упомянуты «7 обычных ирмосов Божией Матери» ( Arranz. Typicon. P. 395), исполняемые после канона; предположительно, число 7 возникает благодаря соединению 6 стихов «В.» со стихом «Достойно есть». Согласно Иерусалимскому уставу, пение «В.» на утрене начинается с того, что диакон (или священник), кадя св. престол, возглашает: «            (или  )  » (в старых редакциях богослужебных книг - напр., рус. дониконовских,- возглас может не содержать слов «    »). Во время пения «В.» служащий совершает полное каждение храма, а братия творит поклоны . «В.» поется на 6-й глас, т. е. на глас ирмоса «Честнейшую херувим», затем начинается 9-я песнь канона, в конце к-рого (за рядом исключений) поется гимн «Достойно есть», непосредственно связанный с «В.» использованием общего припева, а также тем, что после «Достойно есть» совершается поклон.

http://pravenc.ru/text/150153.html

Закладка собора во имя арх. Михаила в 1333 г. и его освящение митр. Феогностом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 42 об.) Закладка собора во имя арх. Михаила в 1333 г. и его освящение митр. Феогностом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 42 об.) В 1333 г. «в одно лето» был построен «на площади» каменный Архангельский собор, к-рый располагался «у великого князя двора» и был освящен 20 сент. того же года митр. Феогностом (Там же. Т. 7. С. 204; Т. 10. С. 206; Т. 15. Вып. 1. Стб. 47; Т. 18. С. 92), и начиная с 1340/41 г. (с момента погребения в нем вел. кн. Иоанна Калиты) собор стал местом упокоения, за редкими исключениями, московских князей. Все храмы, построенные при Иоанне Калите (помимо Петроверигского придела), были украшены росписью в период правления его сына Симеона Гордого. В 1344 г. Успенский собор начали расписывать греч. мастера митр. Феогноста (закончившие работу «в одно лето»), Архангельский собор - рус. иконописцы вел. князя под рук. мастеров Захарии, Иосифа и Николая (собор был «подписан» только наполовину из-за его величины и мелкого письма) (Там же. Т. 7. С. 209; Т. 10. С. 216; Т. 15. Вып. 1. Стб. 55-57; Т. 18. С. 94; Т. 25. С. 175). Весной 1345 г. по повелению незадолго до этого скончавшейся кнг. Анастасии Гедиминовны и на ее средства начались работы по росписи монастырского Спасского собора учениками греков рус. мастерами Гоитаном, Семеном, Иваном и др. (Там же. Т. 10. С. 216). В 1346 г. была окончена роспись Архангельского и Спасского соборов, а также, по-видимому, за один сезон расписана ц. прп. Иоанна Лествичника (Там же. Т. 10. С. 217; Т. 15. Вып. 1. Стб. 56-57; Т. 18. С. 95; Т. 25. С. 175). Вероятно, для последней в том же году были отлиты 3 больших и 2 малых колокола мастером Борисом Римлянином (Там же. Т. 10. С. 217; Т. 15. Вып. 1. Стб. 57; Т. 18. С. 95). Под 1331 г. крепость на Боровицком холме впервые названа в летописях Кремлем в связи с происшедшим в Москве 3 мая пожаром: «погоре город Кремник» (варианты: «погоре город Кремль», «погоре Москва Кремль весь» - Там же. Т. 7. С. 202; Т. 10. С. 204; Т. 15. Вып. 1. Стб. 46; Т. 18. С. 91; Т. 20. Ч. 1. С. 179; Т. 23. С. 103; Т. 25. С. 170; Т. 28. С. 68, 229). По-видимому, вслед. этого и др. крупных пожаров (1335, 3 июня 1337) возникла необходимость в перестройке кремлевских укреплений. В 1339 г. «ноября 25 заложена бе Москва да и срублена тое же зимы, в великое говенье» новая крепость «в едином дубу», т. е. целиком из дуба, строительство к-рой было закончено весной 1340 г., в Великий пост (Там же. Т. 10. С. 211; Т. 15. Вып. 1. Стб. 51; Т. 15. Стб. 421; Т. 18. С. 92). Территория Кремля расширилась в вост. направлении. Однако эти укрепления просуществовали чуть более четверти столетия.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010