Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД (VI в.), прп. Гермопольский (пам. 6 сент.). Сведения о Д., бывшем до пострига атаманом разбойников, содержатся в «Луге духовном» Иоанна Мосха (578-582). Раскаявшись, он стал иноком в монастыре близ Гермополя Великого в обл. Фиваида (Египет). Выполняя в качестве послушания тяжелую физическую работу, Д. «превзошел всех воздержанием, послушанием и смиренномудрием» ( Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 169). Когда ему явился арх. Гавриил и возвестил, что Господь простил его грехи, Д. усомнился, т. к. в прошлом совершил много преступлений. Тогда архангел сказал, что он будет наказан немотой, подобно прав. Захарии, не поверившему в возвещенное ему рождение св. Иоанна Предтечи. Д. стал умолять архангела не отнимать у него дара речи, чтобы он мог славить Господа. После этого Д. чудесным образом обретал дар речи во время церковной службы и пения псалмов, а в другое время не мог произнести ни слова. Рассказчик, поведавший Иоанну Мосху о Д., был очевидцем многих чудес, совершаемых этим подвижником прижизненно. Память Д. отсутствует в греч. календарях (Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 90-97; ΘΗΕ. T. 4. Σ. 870-880; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 108). В XII в. фрагмент из «Луга духовного», повествующий о Д., был включен в состав учительного разд. древнерус. Пролога под 6 сент. Поэтому позднее РПЦ в этот день стала совершать его память. Ист.: Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 168-170; ВМЧ. Сент. Дни 1-15. Стб. 285-286, 320; ЖСв. Сент. С. 154-156. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 273. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/168474.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Католической Церкви ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ЕМЕТЕРИЙ И ХЕЛИДОНИЙ [Эметерий и Келидоний] († ок. 300?), мученики (пам. зап. 3 марта), пострадавшие в г. Калагуррис (ныне Калаорра, Испания) ЕПАФРОДИТ ап. от 70 (пам. 8 дек. и 30 марта, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. визант. 30 марта, 17 и 18 мая; пам. зап. 22 марта) ЕПИПОДИЙ И АЛЕКСАНДР Епиподий и Александр († 178?), мученики (пам. зап. 22 и 24 апр.), пострадавшие в г. Лугдуне (ныне Лион, Франция) ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля) ЕРМЕНГОЛ [Эрменгол] († 1035), еп. Уржельский (кафедра в г. Ла-Сеу-д " Уржель, Каталония, Испания), свт. (пам. зап. 3 нояб.) ЕРМЕТ, ГАИЙ И АГГЕЙ (нач. IV в.?), мученики (пам. зап. 4 янв.; Е. отдельно 31 дек.), пострадали в г. Бонония (ныне Видин, Болгария) ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЖАННА Д " АРК (6.01.1412 (?) - 30.05.1431),национальная героиня Франции, покровительница франц. армии (с 1920), покровительница Франции (с 1922), святая католической Церкви (пам. 30 мая) ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА раздел христианской лит-ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗЕФИРИН († 26.08.217 или 218), еп. (папа) Римский (с 198, по др. версии, с 202/3), свт. (пам. зап. 26 авг.) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.)

http://pravenc.ru/rubrics/122364_18.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕЛИД [Археллит; сир.  ,  , араб.  ,  , копт. aryelliths , эфиоп.  ], св. подвижник (пам. сир. 13 тишри I, копт. 14 тобе, эфиоп. 14 тера), герой широко распространенного на средневек. христ. Востоке житийного предания. По мнению А. Венсинка, предание возникло в К-поле, но никаких следов греч. прототипа не сохранилось. Древнейшая письменная фиксация предания об А. представлена сир. текстом, сохранившимся в рукописи IX в. С сир. был сделан араб. перевод. Отдельно, но позднее сир. появились копт. и эфиоп. версии. Копт. версия дошла в 2 вариантах - прозаическом и стихотворном. Стихотворная версия разработана как песенная драма: каждая реплика пелась на определенный мотив, а диалоги перемежались хорами. События предания происходят в кон. IV в.: А., единственный сын Галена, советника имп. Грациана , после смерти отца был отправлен матерью учиться в дальние страны. Во время плавания юноша увидел тело погибшего в кораблекрушении купца и, пораженный мыслью о бренности жизни, решил покинуть мир и подвизаться в егип. мон-ре Мар-Менас (св. Мины). Здесь он стал вести жизнь строгого затворника, дав обет никогда не видеть жен. лица. Мать долго разыскивала его и наконец, узнав от проезжих торговых людей о старце из мон-ря Мар-Менас по имени А., изгонявшем бесов и исцелявшем людей, приехала в Египет. Но А. отказался встречаться с матерью, передавая ей послания к воротам обители через послушника; когда же она стала настаивать на свидании, он позволил допустить ее, но просил Бога немедленно забрать его из юдоли скорби, дабы не нарушить обета, чему и сподобил его Господь. Тогда мать, допущенная к телу сына, также попросила немедленной кончины и удостоилась ее. Иноки погребли их с подобающими почестями. Лит.: Legends of Eastern Saints Chiefly from Syriac Sources/Ed. A. J. Wensink. Leiden, 1911. Vol. 1: The Story of Archelides; Drescher J. Three Coptic Legends: Hilaria, Archellites, the Seven Sleepers//Annales du service de l " antiquitéd " Égypte. Cairo, 1947. Т. 4. Suppl. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня)) ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая))

http://pravenc.ru/text/76460.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история по периодам ДИВИТИСИЙ длинная шелковая туника, разновидность далматики, служившая церемониальным облачением высших сановников Византии, включая императоров ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии ДОМЕСТИК в Византии общее наименование разных категорий должностных лиц на военной, гражданской и церковной службе ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕВДОКСИЯ [Элия Евдоксия] († 404), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 400), жена имп. Аркадия (395-408) ЕВСТАФИЙ РОМЕЙ [Евстафий Магистр] (70-е гг. X в.- сер. XI в.), визант. юрист, судья, председатель имп. суда на ипподроме в К-поле ЕЛЕЗВОЙ правитель Аксумского царства, блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота, 15 мая, пам. зап. 27 окт.) ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана ЖАННА Д " АРК (6.01.1412 (?) - 30.05.1431),национальная героиня Франции, покровительница франц. армии (с 1920), покровительница Франции (с 1922), святая католической Церкви (пам. 30 мая) ЗАГВЕ [Загуэ, Загвеи], династия христ. царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства (X или XII в.) до 1270 г. ЗАМВРИЙ (IX в. до Р. Х.), 5-й израильский царь, к-рый пришел к власти вслед. переворота и занимал престол всего 7 дней (3 Цар 16. 9-20) ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно ЗЕНОБИЯ [Зеновия] (ок. 240 - после 274), Юлия Аврелия, 2-я жена царя Пальмиры Публия Септимия Одената (ок. 250-266/7), царица Пальмиры (до 272) ЗИЛОТЫ радикальная религиозно-политическая группировка I в. по Р. Х., сыгравшая важную роль в антирим. восстании 66-73 гг. и прежде всего в разрушении Иерусалима в 70 г. ЗИЛОТЫ социально-политическая группировка в Фессалонике в 40-х гг. XIV в., участвовавшая в гражданской войне в Византийской империи (1341-1347) ЗИХИЯ историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России

http://pravenc.ru/rubrics/122970_8.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМОПОЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Гермопольская митрополия [греч. Ιερ Μητρπολις Ερμουπλεως], епархия Александрийского Патриархата в Сев. Египте, центр в г. Танта. Название связано с древним г. М. Гермополь (лат. Hermopolis Parva, совр. Даманхур), митрополией рим. пров. Египет Первый. Гермопольская кафедра засвидетельствована с IV в., среди ее епископов упоминаются Драконтий (ок. 354-362), Исидор (384), прославившийся как аскет ( Palladius. Hist. Laus. 3), и Диоскор (ок. 394), брат прп. Аммония Долгого , рукоположенный помимо своей воли Александрийским патриархом Феофилом (Ibid. 13; Socr. Schol. Hist. eccl. VI 7), Исаия (ок. 449-451) и Геннадий (ок. 474-480). Город был тесно связан с соседней Александрией, а также с находившейся неподалеку Нитрией - знаменитым монашеским центром IV-VI вв. В араб. эпоху М. Гермополь приходит в упадок и фигурирует в качестве титулярной епископии Коптской Церкви (наиболее раннее упоминание копт. еп. Захарии относится к 681-689). В перечень 17 копт. епископий, составленный И. М. Ванслебом, посетившим Египет в 1672-1674 гг., входит «Даманхур, по-гречески Гермополь Малый». Совр. г. Даманхур, расположенный близ древнего М. Гермополя, основан в XIX в. В списке С. Кларка (1912) указывается копт. епископская кафедра в Даманхуре с обозначением пров. Бухейра в качестве подчиненной ей территории. В наст. время Даманхур входит в копт. диоцез Танты. Гермопольский митрополит Александрийской Православной Церкви в наст. время имеет кафедру в г. Танта и является Патриаршим Эпитропом арабоязычной паствы Египта. В Танте действуют 4 правосл. храма: Сретения Господня, вмч. Георгия, Успения Пресв. Богородицы и свт. Николая Чудотворца. Правосл. храмы и общины находятся также в городах Кафр-эз-Зайят (ц. вмч. Георгия), Эль-Махалла-эль-Кубра (ц. вмч. Георгия), Бенха (ц. свт. Николая Чудотворца), Шибин-эль-Ком (ц. свт. Спиридона, еп. Тримифунтского). Лит.: Vansleb J. M. Histoire de l " Église d " Alexandrie. P., 1677; Le Quien. OC. T. 2. Col. 513-515; Clarke S. Christian Antiquities in the Nile Valley. Oxf., 1912; Munier H. Recueil des listes épiscopales de l " Église Copte. Le Caire, 1943; Muyser J. Contribution a l " étude des listes épiscopales de l " Église Copte. Le Caire, 1944; Burmester O. H. E. The Egyptian or Coptic Church. Cairo, 1967; Meinardus O. F. A. Christian Egypte, Ancient and Modern. Cairo, 19772; Drew-Bear M. Le Nome Hermopolite. Missoula, 1979. (American Studies in Papyrology; T. 21); Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 593-594; πτυχα. 2005. Σ. 1075, 1081. Н. Г. Г. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164839.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУВЕЖДИН мон-рь во имя свт. Саввы Сербского и прп. Симеона Мироточивого Сремской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на Фрушка-Горе близ с. Дивош (Сербия). Согласно преданию, К. был основан ок. 1520 г. кн. св. Стефаном Штиляновичем , как мужской и построен мастерами Йованом и Гаспаром из Приморья. Первое письменное упоминание относится к 1566/67 г. В скриптории монастыря в 1569 г., при игум. Стефане, была переписана минея на июнь, в 1575 г. писец Василий переписал Стишной пролог на июнь-авг., а в 1593 г. иером. Моисей - Житие свт. Иоанна Златоуста ( Т. Српско рукописно од 1557 г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 146-147). В 1803 г. была возведена 3-ярусная барочная колокольня, в 1810 г.- 4 жилых корпуса, к-рые образуют квадрат, в 1815-1816 гг. на фундаменте старой церкви была возведена новая. В 1853 г. Павел Симич расписал храм (посвятив неск. композиций св. покровителям обители), в 1856 г. выполнил иконостас (предыдущий иконостас работы Янко Халкозовича, 1772, перенесли в храм в с. Опатовац). В ризнице К. хранились ценные предметы (в т. ч. серебряный потир с позолотой 1559 г., гравюра с видом мон-ря Захарии Орфелина 1772), большинство из них сейчас находятся в различных музеях. В 1923 г. К. был преобразован в женский и вскоре стал самым многочисленным женским мон-рем в Сербии: перед началом второй мировой войны в обители проживало ок. 50 насельниц, в т. ч. монахини русского происхождения. В 1938 г. подворье К. открылось во Введенском мон-ре в Белграде. После начала войны, в сент. 1941 г., 32 насельницы К. были заключены в концлагерь Цапраг близ г. Сисак, через месяц выпущены. Ризницу мон-ря вывезли в Загреб, здания в 1944 г. взорвали. После войны при проведении аграрной реформы (1946) у К. конфисковали 22 га земли. При уцелевшей часовне поселились 2 монахини и послушница, в 1969 г. жили 3 монахини. В 1973-1975 гг. храм и южный жилой корпус были частично восстановлены. В 1990 г. К. был объявлен памятником культуры: в 2004 г. завершилось восстановление колокольни, в 2012 г.- всего храма, ворот и жилого корпуса. Лит.: С. Српски жен. ман-р Кувеждин. Сремски Карлови, 1930; Д. К. Ucmopuja Сремске enapxuje. Сремски Карловци, 1970. С. 83-84, 96, 97; М. Павле у ман-ру Кувеждину//ЗЛУ. 1979. 15. С. 229-262; О., П. Фрушкогорски ман-ри. Нови Сад, 1990 4. С. 126-131; Б., Н. Манастири Фрушке горе. Нови Сад, 1994. С. 101-109. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ [болг. Бельова църква «Рождество Пресвятие Богородици»], расположена в 3 км к югу от г. Самоков; объявлена памятником культуры и музейным объектом. Богослужение в ней не совершается. По мнению местного краеведа С. Пешова, построена в 1388 г. болярином Белю (болг. Бельо) вне городской черты, дабы не раздражать уже укрепившихся в городе турок-мусульман. Однако научная т. зр., основывающаяся на архитектурных особенностях памятника, отодвигает дату постройки храма к XV-XVI вв. Первоначально Б. ц. была однонефной, одноапсидной и без окон. В 1657 г., чтобы скрыть церковь от турок, ее засыпали землей, и в таких условиях в ней совершались богослужения до 1712 г. В 1856 г. возобновились службы, в 1867-1869 гг. Б. ц. была очищена от земли, полностью отреставрирована и перестроена: наос и притвор храма объединили в одно помещение, в зап. части построили арочную паперть. От древних росписей сохранились лишь отдельные фрагменты. Новые фрески были созданы Н. Образописовым, его помощниками Х. Зографским (сыном Захарии Зографа ) и Д. Дупничанином. Фрески содержат композиции на сюжеты ВЗ, циклы Страстей Господних и Христовых праздников, изображения слав. первоучителей и болг. святых (сцены жития прп. Иоанна Рильского, в т. ч. его встреча с болг. царем Петром, св. Михаила Воина Болгарина) и подписаны на церковнослав. языке. Совместно с Образописовым во 2-й пол. XIX в. над росписями стен и иконами работал болг. живописец К. Геров. В 1899 г. М. Белостойнев изобразил на зап. фасаде храма композицию «Рождество Пресв. Богородицы». В 1879 г. во дворе церкви была установлена чешма, каменное сооружение с краном для отведенной воды источника, в 1892 г. для нее построили павильон. Лит.: Семерджиев Хр. Град Самоков и околността му. [Б. м.], 1913; Захариев В. Годишнини, свързани с българското възрожденско изобразително изкуство//Изв. на Ин-та за история. София, 1962. Кн. 5; Цончева М. Българско възраждане. София, 1962; Коева М. Паметници на културата през българското възраждане: Архитектура и изкуство на българските църкви. София, 1977. С. 23, 29. Прил. 1, 2, 11; Енциклопедия на изобразителни изкуства в България. София, 1980. Т. 1. С. 87; Българската възрожденска интелигенция; Енциклопедия. София, 1988. С. 154, 479; Темелски Хр. Църкви и манастири в Самоков и Самоковско//Духовна култура. 1993. Кн. 12. С. 11-12. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77894.html

СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ УКАЗАТЕЛИ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ЧТЕНИЙ (ПАРИМИЙ) Сокращения пн. – понедельник вт. – вторник ср. – среда чт. – четверг пт. – пятница сб. – суббота вс. – воскресенье янв. – январь фев. – февраль апр. – апрель авг. – август сент. – сентябрь окт. – октябрь нояб. – ноябрь дек. – декабрь † – обозначает день преставления святого (указано только для святых, которые имеют несколько дней памяти в году) КАЛЕНДАРНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЧТЕНИЙ 640 Сентябрь 1 Прп. Симеона Столпника и Новый церковный год I – Ис. 61 , 1–9 II – Лев. 26 , 3–12, 14–17, 19–20, 22, 33, 40–41 III – Прем. 4 , 7–15 5 Св. пророка Захарии и св. прав. Елисаветы I – Быт. 18 , 1–14 II – Суд. 13 , 2–20 III – 1 Цар. 1 , 9–20 7 Свт. Иоанна Новгородского – паримии святителя 8 Рождество Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 9 Прп. Иосифа Волоцкого – паримии преподобного Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия Черниговского – паримии святителей 11 Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев – паримии преподобных 13 Обновление храма Воскресения Христова I – 3 Цар. 8 , 22–23, 27–30 II – Прит. 3 , 19–34 III – Прит. 9 , 1–11 14 Воздвижение Креста Господня I – Исх. 15, 22–27; 16, 1 II – Прит. 3 , 11–18 III – Ис. 60 , 11–16 19 † Св. блгв. кн. Феодора и чад его – паримии преподобного 20 Свв. мчч. кн. Михаила и болярина его Феодора, Черниговских – паримии мученика 21 Свт. Димитрия, митр. Ростовского – паримии святителя 25 † Прп. Сергия Радонежского I – Прит. 10, 7, 6; 3, 13–16; 8, 6, 34–35,4, 12, 14, 17, 5–9; 1, 23; 15, 4 II – Прит. 10, 31–32; 11 , 1–2, 4, 3, 5–12 III – Прем. 3 , 1–9. 27 Прп. Савватия Соловецкого – паримии преподобного 28 Прп. Харитона исповедника – паримии преподобного 30 Прп. Григория, чудотворца Вологодского – паримии преподобного Октябрь 1 Покров Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы Прп. Саввы Вишерского – паримии преподобного 4 Обретение мощей свтт. Гурия, первого архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского – паримии святителя 5 Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских – паримии святителя

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Одна из наиболее важных фигур этого времени - прп. Иоанникий Великий († 846), к-рый поступил в общежительный мон-рь Антидий на севере О., а затем с благословения игумена Агаврской обители поселился как отшельник на горе Трихалик (PMBZ, N 3389; см. также: Mango C. The Two Lives of St. Ioannikios and the Bulgarians//Okeanos: Essays Presented to I. Ševenko on His 60th Birthday/Ed. C. Mango, O. Pritsak. Camb. (Mass.), 1983. P. 393-404. (HUS; 7)). Удалившись на время в фему Фракисий, он вернулся на О. и продвинулся еще далее в горную местность, периодически меняя свое местопребывание (в частности, он жил в горах над Агаврским и Антидийским мон-рями). Др. важная для О. персона - прп. Петр Атройский (PMBZ, N 6022), к-рый в 805/6 г. стал преемником своего учителя Павла на посту игумена лавры св. Захарии. Прп. Петр основал также неск. келлий-исихий, в т. ч. пещерных. Кроме того, из-за преследований со стороны иконоборцев (после 815) он часто оставлял О., много путешествовал по всему региону со своим братом Павлом. Вокруг мон-ря св. Захарии также группировалась часть обителей, причем не только близ О. (Валейская, св. Порфирия), но и в соседних Лидии (Калонорская мужская и анонимная женская) и Фригии (Иппская). Такие объединения мон-рей, подобно зап. орденам, были связаны единством устава, однако часто распадались после смерти их основателя, как это и случилось с мон-рями прп. Петра Атройского в 837 г. Во 2-й пол. IX-X в. число мон-рей значительно увеличилось. О. привлекал мн. людей, ищущих монашеской жизни, в т. ч. высокообразованную молодежь: здесь поселился, напр., равноап. Мефодий, затем его брат - равноап. Кирилл, занимавшийся на О. чтением книг, а также Иоанн Ксифилин - буд. патриарх К-польский (см. Иоанн VIII Ксифилин ). Имп. Василий I Македонянин (867-886) созывал к себе игуменов О. В 958/9 г. имп. Константин VII Багрянородный (945-959), посещавший О. в поисках исцеления, обнаружил в мон-ре Мегас-Агрос пропавшие из столицы военные трактаты периода Исаврийской династии (717-802). С сер. XI в. начался упадок монашества на О. ( Janin. Grands centres. P. 128-129). В частности, Мидикийский и Кафарский мон-ри и лавра Келлии перешли во владение Михаила Пселла. Мон-рь Элегмон пришел в полное запустение. Наиболее сложным было положение высокогорных лавриотских мон-рей, сохранились гл. обр. расположенные ниже киновии, приспособленные к хозяйственной деятельности. По всей видимости, решающим ударом для мон-рей О. стало нашествие тюрок-сельджуков на Вифинию вскоре после 1071 г. В XIII-XIV вв. большинство сохранившихся обителей потеряли свою самостоятельность и стали метохиями столичных мон-рей. Монастыри

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Иконография В визант. искусстве Е. обычно изображали в монашеской мантии, с покрытой головой, иногда из-под мантии видна схима. Одно из наиболее ранних изображений Е. сохранилось в ц. Кылычлар-Кушлук-килисе в Гёреме, Каппадокия, сер. XI в. В др. храмах визант. времени изображения Е. сложно идентифицировать в связи с утратой надписей рядом с образами святых жен. В поствизант. живописи образ Е. сохранился в росписи ц. св. Марии мон-ря Хумор, Румыния (1530-1535). В древнерус. искусстве ее изображения встречаются в основном на минейных иконах. В монашеской схиме, с четками в руке святая изображена на иконе «Прп. Евпраксия» с шитым окладом (до 1908, СОКМ). В западноевроп. искусстве Е. нередко изображали с лилией и книгой - картина неизв. мастера XIV в. (Городской музей Пизы). На гравюре А. Блумарта (1612, Гос. собр. графики, Мюнхен) святая представлена в молении с четками на коленях. Н. В. Герасименко Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)

http://pravenc.ru/text/187261.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010