Промысл Божий Непостижимость для нас путей Промысла Как малое дитя не в состоянии справедливо судить о действиях и поступках своего отца, так и мы не способны с надлежащей верностью исследовать пути премудрого Промысла. Положим, что собрались государевы и государственные советники для обдумания какого-либо плана ко благу государства. Хорошо ли было бы теперь, если бы какой-либо мальчик, стоящий на улице, стал бросать камни в место их заседания, потому что он понять не может, что там за план, о котором идет речь? Хорошо ли было бы, если бы новобранный солдат стал отказываться от исполнения своих обязанностей, потому что он не может понять, почему генерал его приказывает то или другое? Хорошо ли было бы, если бы маленькое насекомое, движущееся в воздухе, вздумало считаться с человеком, который строит большой дом или корабль, потому что оно не может понять, к чему и на что все это? Конечно, нет. Ну, так вот и мы, смотря на царство Божие и видя, что оно управляется не по-нашему, не должны спешить своим приговором потому только, что мы не можем в нем понять того или другого. Премудрость Господа проникает туда, куда и взор наш не может устремиться. Его всемогущество простирается туда, куда мы и шагу не можем сделать. Великие пути Великого Царя ( Мал.1:14 ) столь же выше наших мыслей, сколько небо выше земли (пастор Тодд). Хотя мы не можем понять планов Божественного Провидения в исторических судьбах человечества, но тем не менее они существуют и представляют собой выражение премудрости и благости Божией Как могу понять я, существо временное, планы Бога вечного? «Можешь ли ты судить о драме, – спрашивает один писатель человека, неверующего в Провидение, – о драме, из которой ты видел только одну сцену, да и ту видел только мимоходом? И потому, что в этой сцене невинный падает, обвинишь ли ты поэта в том, что он забыл правосудие? Оставайся еще немного и послушай следующее действие. Когда увидишь, что и преступник в свою очередь падает, ты скажешь, что разногласие обращено в правильную гармонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте, недавно я начал вспоминать людей которым сделал когда либо плохо, конечно нужно просить прощения. Но мне очень страшно это делать, удается через мучения наконец попроситьпрощения через соц.сеть но меня это так выматывает что я хожу буд то “убитый”, сил не остается практически на жизнь. А мне нужно к экзаменам готовится (нужно ли просить прощения у тех людей перед кем согрешил или лучше только у Бога? У меня все мысли этим забиты, трудно в таком состоянии учиться. А еще часто и просить то практически не за что как мне кажется что пустяк. И еще с этими людьми я чаще всего плохо общаюсь, мне кажется они могут не понять или подумать что я слабый, извиняюсь по пустякам. Вот например: неуважительно отнесился в переписке к незнакомой девушке да еще и написал ночью. Нужно ли написать ей и извиниться? И похожие плохие вещи я вспоминаю и вспоминаю, и опять мучаюсь. Как быть? Спаси вас Бог Похожие вопросы 5 Ответов Иногда лучше не бередить у людей старые раны и не вторгаться в их внутренний мир со своими непрошеными извинениями. Многие предпочитают, чтобы им лишний раз не напоминали о нанесенных обидах. Мы ведь прежде всего должны думать не об облегчении своей души, а о том, как это подействует на наших ближних. Постарайтесь разобраться, кому из тех, перед кем Вы считаете себя виноватым, Ваши извинения принесут радость и облегчение. Подсказка: обычно это самые близкие люди, которым дорого наше отношение и внимание. Перед ними и извинитесь. За остальное покайтесь перед Богом и молитесь о тех людях, которых обидели. По всяким мелочным недоразумениям людей тоже беспокоить не стоит: они наверняка уже забыли об этих пустяках, и не надо отвлекать их от дел. С уважением, В каждом отдельном случае нужно рассуждение . Прощение должно быть искренним и корректным по отношению к другому человеку, чтобы его не смутить и не ввести в заблуждение. Просьба о прощении может выражаться не только в словах, но и в добрых делах. Иногда, казалось бы, хороший поступок или правильные высказывания, сделанные не вовремя и не к месту, становятся причиной обид, поэтому так важно прежде, что-либо сделать (сказать) — подумать о последствиях.

http://azbyka.ru/vopros/nuzhno-li-prosit...

Разделы портала «Азбука веры» Любовь к врагам — одна из высших форм проявления христианской любви ; обозначенная Спасителем в Нагорной проповеди ( Мф.5:43-45 ) (пример такой любви явил Сам Спаситель, осуществляя земное служение ( Лк.23:34 )). Заповедь о любви к врагам говорит прежде всего о любви деятельной, а не просто об эмоциях. Христианину следует быть к врагам милосердным, молиться о них от всей души, искать возможность сделать для них что-то доброе, и это последнее может превратить врагов в друзей. Любовь к врагам — вышеестественная добродетель, достигаемая только божественной благодатью ( Лк.18:27 ). Искренняя любовь к врагам это дар Божий. Сам по себе человек, только усилием своей воли, желанием, или внушением приобрести ее не может. Это не естественное для падшей человеческой природы чувство. Но мы в состоянии делать те поступательные движения, которые могу на нас свести этот дар.  Ступенями к добродетели любви к врагам являются:  В заповеди любите врагов ваших выражен основополагающий закон духовно-нравственного бытия мира: только добром может быть побеждено зло и исправлен мир. Ненависть, даже к человеку, делающему зло, лишь умножает зло.  Мы имеем впечатляющие примеры любви к врагам, как среди древних христиан, так и среди тех, кто жил во время, близкое к нашему. Революционер И.Каляев бросил в карету великого князя Сергея Александровича бомбу, которая на куски разорвала его тело. Это было 4 февраля 1905 г., а 7 февраля супруга убиенного великая княгиня Елизавета Федоровна встретилась с Каляевым. Свидание было устроено в канцелярии арестного дома Пятницкой части г. Москвы. Она сказала арестованному: «Я хотела бы только, чтобы вы знали, что великий князь простит вам, что я буду молиться за вас…». Побуждая его к спасительному покаянию, она подала ему икону. Цитаты о любви к врагам «Евангелие предписывает нам любовь к врагам не слепую, не безрассудную, но освященную духовным рассуждением. Любовь – свет, слепая любовь – не любовь. «Любите враги ваша, – говорит Евангелие, – благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы» ( Мф.5:44 ). Здесь ясно и определительно изображено, в чем должна состоять любовь к врагам: в прощении нанесенных ими обид, в молитве за них, в благословении их, т.е. в благих словах о них и в благодарении Бога за наносимые ими напасти, в благодарении им соответственно силам и духовному преуспеянию, в благотворении, которое может простираться до вкушения телесной смерти для спасения врага. Пример такой любви к врагам явил Спаситель.

http://azbyka.ru/lyubov-k-vragam

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1186  чел. Всего просмотров 68 млн. Всего записей 2585 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Спаси, спаси меня Спаси, спаси меня! Я жду, Я верю, видишь, верю чуду. Не замолчу, не отойду И в дверь Твою стучаться буду. Во мне горит желаньем кровь, Во мне таится семя тленья. О, дай мне чистую любовь, О, дай мне слезы умиленья! И окаянного прости, Очисти душу мне страданьем - И разум темный просвети Ты немерцающим сияньем. Притча о жадном богаче (Лк. 12:16-21) На ниве богача был урожай хлебов, Он думал: «Некуда собрать моих плодов, Как приготовить дом к такому урожаю? А вот, что сделаю: все житницы сломаю, Большие выстрою и соберу туда Мой хлеб, мое добро, и я скажу тогда Душе моей: «Душа простись навек с тревогой, Покойся, — у тебя лежит именье много На годы... Молитва о крыльях Ниц простертые, унылые, Безнадежные, бескрылые, В покаянии, в слезах, - Мы лежим во прахе прах. Мы не смеем, не желаем И не верим, и не знаем, И не любим ничего. Боже, дай нам избавленья, Дай свободы и стремленья, Дай веселья Твоего, О, спаси нас от бессилья, Дай нам крылья, дай нам крылья, Крылья Духа Твоего! О, Боже мой О, Боже мой, благодарю За то, что дал моим очам Ты видеть мир – Твой вечный храм - И землю, небо и зарю… Пускай мученья мне грозят, - Благодарю за этот миг, За все, что сердцем я постиг, О чем мне звезды говорят… Везде я чувствую, везде Тебя, Господь, в ночной тиши, И в отдаленнейшей звезде, И в глубине моей души.... Март Больной, усталый лед, Больной и талый снег… И все течет, течет… Как весел вешний бег Могучих мутных вод! И плачет дряхлый снег, И умирает лед. А воздух полон нег, И колокол поет. От стрел весны падет Тюрьма свободных рек, Угрюмых зим оплот, — Больной и темный лед, Усталый, талый снег… И колокол поет, Что жив мой Бог вовек, Что Смерть сама умрет! Детское сердце Я помню, как в детстве нежданную сладость Я в горечи слез находил иногда, И странную негу, и новую радость — В мученье последних обид и стыда. В постели я плакал, припав к изголовью; И было прощением сердце полно, Но все ж не людей — бесконечной любовью Я Бога любил и себя, как одно. И словно незримый слетал утешитель...

http://azbyka.ru/fiction/page/88/

Три вида перенесения обид «Однажды три инока претерпели бесчестие, – повествует св. Иоанн Лествичник . – Один из них был угрызаем скорбью, но смолчал; другой порадовался за себя, но опечалился за оскорбившего его; третий же, воображая единственно вред ближнего, пролил теплые слезы. Таким образом здесь были видимы делатели страха, воздаяния и любви» («Лествица», сл. 8, § 27, стр. 125–6). Иосиф – образец прощения обид После смерти Иакова все дети его, братья Иосифа, опасаясь, чтобы он не стал мстить им за то зло, которое они некогда сделали ему, продав его в рабство в Египет, где по устроению Божию он вскоре сделался первым при дворе фараона министром, послали сказать ему, что отец пред смертью завещал ему простить их за грех их против него. «Скажите Иосифу, – говорил он, – прости братьям твоим, рабам Бога отца твоего». Иосиф плакал, когда ему говорили это. Пришли и сами братья его, пали пред ним и сказали: «Вот, мы рабы твои». Иосиф, успокаивая их, сказал: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога. Вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть, и сохранить жизнь великому числу людей. Итак, не бойтесь. Я буду питать вас и детей ваших». И таким образом успокоил их и осыпал благодеяниями до конца жизни своей (Быт., гл. 46 и др.). Дающий нищему дает Самому Иисусу Христу К некоему черноризцу пришел убогий человек и слезно жаловался на свою крайнюю нужду: «Помилуй мя, яко не имам, что носити». У черноризца было две одежды: одна ветхая, другая новая. Сжалившись над убогим человеком, он отдал ему свою ветхую одежду. И что же? Совесть черноризца не могла успокоиться такой жертвой. «Не Христа ли ради, – так думал он, – прошаше у мене, то как аз Христу дал есмь худшее?» Для спокойствия смущенной совести, для проявления совершенной любви, черноризец сам призвал к себе нищего и отдал ему свою новую, лучшую одежду… Но нищий худо распорядился даром черноризца: он продал одежду его какой-то женщине. Опечалился черноризец, «видя ризу свою женою носиму», и размышляле, что лучше было бы не давать нищему своего одеяния. Как неосновательны были сетования черноризца, обнаружилось в сонном видении. Заснув с мыслью о напрасно загубленном даре, черноризец увидел во сне Господа, облеченного в его ризу. И Господь, утешая сетующего, говорил ему: «Не печалуй, не тужи, егда убо брату тому отдал еси ризу твою, то Аз приях ю» («Пролог», 31 июля). Рассказы о прощении обид

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Обида Прощение обид 1 . Как скоро обида разжигает твое сердце, вспомни о Христе и об Его язвах, – рассуди, что претерпеваемое тобою весьма маловажно в сравнении со страданиями Владыки, и тогда, как водою, угасишь свою скорбь (св. Григорий Богослов ). 2 . Ваш враг недостоин прощения! Но Иисус Христос разве недостоин того, чтобы вы из любви к Нему простили оскорбившего вас ближнего? (Прот. Иоанн Толмачев ). 3 . Размысли, что лучше: обидчиком ли быть или обиженным? Без сомнения, лучше быть невинным, нежели виновным ( Филарет (Дроздов) , митрополит московский). 4 . Суд над нами Господь отдал, можно сказать, как бы в наши руки; от нас зависит еще здесь предварительно определить приговор и решение суда над собою. Как мы поступим с ближними, так и Господь поступит с нами. Если простим – и сами получим прощение. Господь сказал, и не отречется от Своего слова («Цветник духовный»). 5 . Отпусти ближнему твоему сто пенязей, чтобы тебе Господь отпустил тьму талантов (св. Тихон Задонский ). 6 . Прости грехи раба, чтобы тебе получить прощение грехов от Господа; если он сильно оскорбил тебя, то, чем больше ты простишь, тем больше и сам получишь прощение (св. Иоанн Златоуст ). 7 . Видим и слышим, что в мире бывает междоусобная брань. Она бывает тогда, когда одного отечества или одного города жители друг на друга восстают. Так и христиане делают междоусобную брань, когда одни на других восстают и обижают их. Христиане тесный союз между собою имеют и связаны большим союзом, нежели единого отечества или единого города жители. Едину веру имеют, единого Бога Отца и Сына и Святого Духа исповедуют и Того призывают, и молятся Ему, и поют Его, едино Божие слово слушают, единым крещением крещаются, в едину церковь молиться ходят, единых тайн святых причащаются, к единому вечному животу позваны, от единого Христа называются христианами и проч. Видишь, христианин, как христиане между собою связаны, – воистину более, нежели сограждане и братья плотские. Но когда одни против других восстают, тогда воздвигают междоусобную брань. Сюда принадлежат: 1) воры, хищники, грабители и прочие подобные сим, которые как-нибудь похищают у христиан добро их, то есть или деньги, или платье, или хлеб, или дом, или землю, или скот, или рыбную ловлю, или рощу, или иное что; 2) купцы, которые в продаже товаров своих христиан обманывают и более за товар просят, нежели он чего стоит; 3) господа, которые слуг своих работами тяжкими обременяют, или бесчеловечно мучат, или ругательными словами их называют; 4) судии мздоимцы, которые не хотят христиан, обиженных и озлобленных, удовольствовать без мзды; 5) лживые клеветники и ругатели, которые христиан как-нибудь ругают и поносят; 6) хитрецы, лукавцы, обманщики, которые как-нибудь и в чем-нибудь христиан обманывают и им ров искапывают; 7) наконец, все, которые какую-нибудь делают обиду и озлобление христианам (из кн. «Сокровище духовное» св. Тихона Задонского , ч. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

составитель Терещенко Т. Н. МИЛОСЕРДИЕ (МИЛОСТЬ) Господь глаголет в Евангелии: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд… ибо Он повеле вает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Лк. 6, 36 ; Мф. 5, 45 ). Заповедь эта, во-первых, означает, что человек должен быть сострадательным к ближним касательно подавания милостыни, не различая достойных от недостойных. А во-вторых, требует от нас и снисхождения к ближним, и прощения им всяких недостатков, обид и досаждений (прп. Амвросий, 1). А ближним мы должны оказывать всякую милость, всякую снисходительность, а от себя истязывать всякую истину, всякую правду (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Благости… научи меня ( Пс. 118, 66 ). Благость и милосердие есть главная часть любви, а любовь есть главная добродетель и заповедь, как сказано в Евангелии: возлюби Господа Бога твоего… всею душею твоею… а ближнего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф. 22, 37, 39–40 ). Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждой, приходит в совершенство благостью и милосердием, которыми выражается подражание Богу, как сказано в Евангелии: будьте милосерды, как и Отец ваш Небесный милосерд ( Лк. 6, 36 ), – и еще сказано в Евангелии: милости хочу, а не жертвы ( Мф. 9, 13 ). Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его – выше жертвы, которая не принимается без мира к ближним, по слову Евангелия: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф. 5, 23–24 ). Любовь к Богу доказывается любовью и милосердием к ближнему, а милосердие, милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его приобретаются через смирение и самоукорение, когда во всех скорбных и неприятных случаях будем возлагать вину на себя, а не на других, что мы не умели поступить как следует, оттого произошла неприятность и скорбь, и если так будем рассуждать, то менее будем огорчаться и предаваться гневу, который не творит правды Божией ( Иак. 1, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

     Ежегодно 9 мая на государственном уровне и в своих семьях мы чтим бессмертный подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг Это поистине всенародный праздник. Тогда на борьбу с захватчиком поднялся весь народ страны. На фронтах и в тылу врага мужество и самоотверженность проявляли люди с разной судьбой и разными убеждениями. Все, от военачальника до солдата и не только военные, но и гражданские лица: мужчины, женщины и даже дети, — вносили свою лепту в разгром немецкого нацизма. Победа над этим опаснейшим врагом в XX столетии потребовала от нашего народа напряжения всех сил, в том числе и духовных. В первый же день войны Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Старогордский) призвал верующих встать на защиту Отечества. «Церковь Христова, говорилось в его послании, благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины». И заканчивал он свое первое обращение в дни войны словами: «Господь нам дарует победу». Все грозные военные годы Церковь непрестанно возносила молитвы за Отечество, укрепляла дух защитников Родины, напоминая евангельскую максиму что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13). Именно евангельская любовь в тяжкую военную годину сплотила население нашей страны, что необъяснимо с рациональной точки зрения. Ведь к тому времени прошло только 20 лет, как в стране закончилась кровавая братоубийственная гражданская война, и ее следы не были изжиты обществом. Накануне Великой Отечественной войны отголоски классовой борьбы и классовой ненависти еще собирали обильную жатву загубленных человеческих судеб. Тем не менее, люди смогли дать отпор внешнему врагу, не поминая прошлых обид. В этом проявилось иррациональное действие любви и прощения — добродетелей, которые на протяжении предыдущих 1000 лет взращивало на нашей земле Евангелие Христово. Расчет врага на внутренний раздор не оправдался, центростремительная сила христианской любви спасла наше Отечество. Она спасет его снова, если мы будем хранить заповеди Сына Человеческого и прививать их новым поколениям россиян.

http://pravoslavie.ru/112804.html

§ 135. Василий Великий в сочинениях: а) как духовный оратор. Великий пастырь Кесарийский является в своих сочинениях весьма многосторонним 489 : он вития-проповедник, догматико-полемик, толкователь Писания, учитель нравственности и благочестия, наконец устроитель церковного богослужения. Но как все действия св. Василия отличались необыкновенным величием и важностью, так и все сочинения его запечатлены тем же характером высоты и величия христианского; это их общее и отличительное свойство, которое принадлежит им более, нежели сочинениям кого-либо другого, даже из близких по духу к духу Василия; имя Великого есть собственное имя Василия. Патр. Фотий, отличный знаток ораторского слога, пишет о словах св. Василия: «Во всех словах своих Великий Василий превосходен. Если кто другой, он особенно владеет языком чистым, изящным, величественным; – в порядке и силе мыслей за ним первое место; убедительность соединяет он с приятностью и ясностью. Речь его так плавна, как поток свободно вышедший из своего источника. Кто хочет быть отличным гражданским оратором: не нужен ему ни Демосфен, ни Платон, если он принял себе за образец и изучает слова Василия». Фотий замечает еще, что и письма св. Василия могут быть образцом письменного слога 490 . Из собственных слов св. Василия видно, что он во время поста каждый день по крайней мере одно говорил слово, а иногда и два 491 . Ныне известны 25 бесед Василия о различных предметах и между ними несколько похвальных слов святым Божиим 492 . Беседы: против ростовщиков, против пьянства и роскоши, о гладе – по силе и одушевлению считаются лучшими между всеми беседами Василия. Многие из писем св. Василия живо описывают события его времени. Многие – с превосходными наставлениями о любви, о кротости, о прощении обид, о воспитании детей, против скупости и гордости богатых, против напрасной клятвы 493 ; или же с духовными советами для иноков 494 . 489 Издания: Op. S. Basilii gr. et lat. 1618. Paris, studio Frontonis Ducaei et Morellii; это изд. перепеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Закрывается форум РНЛ На последней неделе Рождественского поста комментарии под статьями публиковаться не будут 05.01.2019 515 Всечестные отцы, братия и сестры, наши дорогие авторы и читатели! По сложившейся традиции на последней неделе Рождественского поста приостанавливает свою работу форум «Русской народной линии». Известно, что истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид. По мере сил хотим способствовать этому и не искушать лишний раз своих читателей и авторов, дабы всем нам достойно встретить светлый праздник Рождества Христова. Будьте внимательны, с наступлением нового, 2019-го года, комментарии под статьями временно не будут публиковаться. С надеждой на понимание, редакция «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/29/za...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010