Предварительные сведения. Амвросий, знатный и богатый уроженец Александрии, сам любивший учение и покровительствовавший ученым, исправлявший при императорском дворе значительные и высокие должности и разные от него поручения, имел большое влияние на писательскую деятельность учителя Церкви Оригена . Обязанный Оригену и самым обращением своим в христианство , он доставлял своему духовному отцу и верному до самой смерти другу не только богатые материальные средства для издания его ученых трудов, но постоянно он и поводы давал и побуждал своего учителя к писанию различных сочинений. Такому же побуждению и требованию со стороны Амвросия обязано своим происхождением и творение Оригена « περ εχς» «О молитве». К какому времени относится написание Оригеном сего творения, в точности это определить нет способов; во всяком случае, оно писано было не в Александрии, следовательно, написано не ранее 231 г. по Р. Хр. А) Содержание этого, бесспорно подлинного, богатого мыслями, а по форме развитого строго логически, творения Оригена , вкратце можно передать в таких чертах. Вступление. Многое человеку, если он будет опираться только на свои естественные силы, невозможно; но, при содействии благодати Божией и невозможное делается для него возможным. (§ 1). Это же самое нужно сказать и о правом роде и образе молитвы и о написании такого рассуждения о сем, которое соответствовало бы достоинству предмета (§ 2). Б) Первая часть творения. После обстоятельного разбора, что значит слово «молитва» (§§ 3 и 4), производятся возражения некоторых псевдо-спиритуалистов и предестинациан того времени против полезности и необходимости молитвы (§ 5) и дельно опровергаются (§§ 6 и 7). После этого излагаются мысли о том, как должно приготовляться к молитве; какой образ мыслей и расположений должен быть признаваем правым при молитве; это: предварительное прощение всех обид, страх Божий и вера (§§ 8–10). При соблюдении этих условий, говорит Ориген , наша молитва тем легче может быть услышана, что вместе с нами и за нас тогда молятся и Христос, и ангелы, и святые, в особенности же наш св. ангел-хранитель (§§ 10 и 11). Далее излагается, как часто следует молиться (§ 12); как необходима молитва и как она полезна; каких земных и сверхъестественных благ участниками мы делаемся через молитву (§ 13). Еще далее излагаются четыре рода молитвы, а именно: молитва просительная, молитва смиренного преклонения перед Божеством, ходатайственная и благодарственная (§ 14); при этом излагается, что обожение, благоговейное поклонение должно быть воздаваемо единому Богу Отцу (§ 15). Наконец, в выражениях теплых и убедительных, рекомендуется просить Бога преимущественно о сверхъестественных дарах и благах духовных потому, что блага и дары земные и телесные по сравнению с теми гораздо меньшую имеют ценность и по мере нужды сами собою подаются Богом (§§ 16 и 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  4.2 из  5) Оглавление Горбунов А.А. «У самого порога — аллегории света» в аудиоформате. Записки дилетанта Сборник притч Предисловие «Если вы ищете религию, от которой ваша жизнь станет удобнее и легче, я бы вам не советовал избирать христианство. Вероятно, есть какие-нибудь американские таблетки, они вам больше помогут». Клайв Степлз Льюис Когда-то давным-давно, когда небо было ближе и солнце светило ярче, мы с друзьями любили разгадывать тайны мироздания. В то время для нас не было занятия более простого и веселого. И рождение солнца, и жизнь на земле, и сама необъятная бесконечность вселенной – все это запросто умещалось в наших головах, не вызывая никаких противоречий или сомнений. Лежа летней ночью на дворовых скамейках, мы смотрели в звездное небо и чуть прищурившись, прикидывали маршрут от Луны до Альфы-Центавра для звездолета с гравитационным двигателем, определяя — сколько там будет этих самых парсеков. Примерно, конечно, определяли, на глазок. Выходило, что и не очень-то и много, совсем ерунда. И это не от того, что мы плохо «прикинули», нет, просто мы очень не любили ждать, и долгий перелет не устраивал нас в принципе. Мир был прост и понятен как глобус в классе географии, и было даже удивительно, что не все это понимают. Вроде куда уж проще: вот тебе небо с облаками, вот солнце, вот звезды. Все просто, объяснимо и решаемо: если стемнело, так это к рассвету; если порезал ногу – вот подорожник, лучшее средство. Есть, конечно, и другие болезни, но если пошарить дома в аптечке, то наверняка найдется какой-нибудь йод или даже аспирин. Мы выходили на дорогу жизни и уверенно шагали по ней вперед, не размениваясь на мелочах. Нам нужно было только одно, но самое главное, настоящее, а ни какие-то там «алгебры» и «физики». Хорошее было время: друзья до смерти и враги на всю жизнь. Драки без пощады и прощение без обид. Никак не могу вспомнить – и почему мы тогда не улетели на ту Центавру? То ли футбол должен был быть, то ли еще чего…

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-diletan...

Разделы портала «Азбука веры» Никак не могу избавиться от детских обид. Их было не мало. Но самое страшное произошло, когда мне было лет 5. Возможно я капризничила и в качестве наказания, ночью, меня повели в лес отдавать Бармалею. Больше всего меня испугало тогда, что я настолько не нужна, беззащитна. Уже в подъезде я онемела. Это никто не заметил. Утром только родители поняли, что теперь у них ребенок немой. Разговаривать с трудом начала уже перед 1 классом, но сильно заикалась. Даже сейчас, если нервничаю речь пропадает. Пытаюсь избавиться от чувства обиды, но периодически накрывает. Понимаю — надо простить, Господь сказал прощать, тогда и вам проститься, но никак… Вопрос закрыт для новых ответов. 7 Ответов Сергей, это хорошая статья, но не в моем случае. Хотя конечно, прощать обиды учит Сам Господь, кратчайший путь ко Спасению. Это важно, поэтому и пытаюсь очистить сердце от черноты. Но есть физиолгические последствия, как напоминание. Думаю, что детские травмы необходимо прорабатывать с психологом. Бармалей действительно цапнул. Конечно, обиду держать нельзя, нужно простить родителей, молиться за них, и заботится о них, если они имеют такую нужду. Мф. 11:12 Но чтоб легче пройти дорогу, постарайтесь воцерквиться. В Церкви Господь поможет вам разрешить нестроения. Да, сейчас как раз такая ситуация, что им нужна моя забота. Все делаю, живу на два дома, но без души. Как обязаность. Это прощение, в первую очередь, нужно мне, “ком в горле” очень мешает Спасибо Царство Небесное усилием берётся. Мф. 11:12 Это значит что “не хочу, но буду”. Бог вам в помощь Воцерковление — это важно и нужно. Бороться с осуждением и обидами Вам помогут регулярная исповедь и причастие. Но, на мой взгляд, еще необходимо обращение к психологу. Постарайтесь найти православного психолога, который не станет применять различные запрещенные с точки зрения христианства практики. Простить родителей… А прощаете ли Вы их за то, что они дали Вам жизнь, меняли в младенчестве подгузники, вытирали сопли, сидели ночами у кроватки, когда у Вас болели зубки или еще что-нибудь, потом за руку отводили в школу, тратили на Вас свои силы и время, не говорю уже о деньгах? Или, может быть, Вы от всей души постоянно благодарите их за это, за каждое их благодеяние?

http://azbyka.ru/vopros/kak-prostit-rodi...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Н.И. Поздняков, старший научный сотрудник Военно-морского института радиоэлектроники им. А.С. Попова Введение В Священном Писании и святоотеческом наследии большое внимание уделено борьбе против грехов, наиболее опасным и коварным из которых является гордость. Если человек более или менее успешно преодолевает в себе чревоугодие, блудную страсть, сребролюбие, печаль, гнев, уныние и даже тщеславие – его подстерегает грех гордости. Проявления гордости многоаспектны: это и превознесение себя и своих дел выше прочих, и пренебрежение, презрение по отношению к другим людям, и морализаторство, стремление поучать, и неспособность признавать свои ошибки, и упорство в собственных заблуждениях, и неумение просить прощение, и многое другое, в частности – обиды на ближних. Исследование чувства обиды (обиженности) и вообще обидчивости как качества души человека весьма актуально, интересно и полезно. Во-первых, несмотря на то, что обида – одна из древнейших проблем, она не потеряла остроты до наших дней. Во-вторых, обида – это не просто чувство, это целая гамма чувств, своеобразное психофизиологическое и душевное состояние, отличающееся устойчивостью и длительностью. Втретьих, во многих случаях, особенно в бытовой и нецерковной практике, обиды расцениваются как обычное, весьма распространённое и вполне нормальное явление. Более того, некоторые люди считают обиду началом формирования характера, вырабатывания воли, развития чувства чести и личного достоинства человека, толчком к самореализации. Разрушительное же начало, содержащееся в обиде и, подобно невидимой радиации, разъедающее душу человека, обычно не принимается во внимание. Или даже считается полезной «прививкой» для поддержания «психологического иммунитета», по ложному принципу: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть» (!) Вчетвёртых, при кажущейся простоте святоотеческой духовной практики во многом остаётся сложным и открытым вопрос о правильном анализе и рассуждении при поиске способов преодоления обид, о правильном их разрешении с точки зрения христианской нравственности вообще и православной психологии в частности.

http://azbyka.ru/obidchivost-kak-forma-p...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 4. Недели по Троице 18–32 " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 11я Неделя по Троице I. Евангельское чтение. Зачало (77): от Матфея 18:23–35 23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; 25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; 26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. 27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. 28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. 29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. 30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. 31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. 32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? 34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. Практический очерк содержания рядового чтения Евангельское чтение одиннадцатой недели, в притче о немилосердом заимодавце, предлагает побуждения к братскому прощению обид и оскорблений. Что же именно побуждает нас прощать согрешающим против нас братиям? 1. Великое милосердие Божие к нам (ст. 23–27), открывающееся: а) из размера нашего долга (ст.24); б) из нашей невозможности уплатить его (ст.25); в) вследствие чего мы заслуживаем жестокого суда и наказания (ст.25);

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как научить ребенка прощать 14 мин., 07.11.2012 В современной культуре учить детей прощать обидчиков не особенно принято — наоборот, принято учить их «постоять за себя». Но стремление отвечать силой на силу приводит к эскалации конфликта, а непрощение оказывается мучительным для обоих — и не простившего, и непрощенного. Можно ли научить детей не мстить, не вынашивать обид, а прощать? Кажется, в окружающем мире можно увидеть не так уж много примеров прощения; куда больше — драк, мести, конфликтов, войн. Прощение и отказ от расправы расцениваются чаще как свидетельство слабости, уязвимости, неумения защитить себя, своих близких и свои ценности. Родители прямо учат непрощению: тебя обидят — а ты дай в глаз! А когда обидели их ребенка, бросаются мстить чужому: а что, я его расцеловать должен? Откуда ребенку научиться «оставлять должником нашим»? Где увидеть живой пример? Ты же старше, уступи! Пример родители должны подавать ребенку сами. «Задача родителя — помочь ребенку получить внутренний опыт прощения, — говорит Глеб Слобин, заместитель генерального директора православной Семейной психологической консультации “Семейное благо”. — Если ребенок хотя бы раз в жизни пережил такой опыт, то это значит для него гораздо больше, чем любые назидания. Идеально, если родители сами просят прощения друг у друга, — хотя бы раз в год, в Прощеное воскресенье. И если родитель однажды скажет своему ребенку: прости, я был неправ, — то этот опыт прощения запомнится на всю жизнь и будет жить в сердце ребенка». Популярный метод «отомстить», «наказать» и «дать сдачи» работает очень плохо, когда обиженный и обидчик — братья или сестры. Чтобы обычные братско-сестринские конфликты не превратились в братоубийственные войны, детей дома обязательно нужно учить мириться, терпеть и прощать. Не стоит читать детям нотации о том, как правильно себя вести, что они на самом деле должны чувствовать, как должны правильно думать: злиться нельзя, ты умнее и должен простить. Психолог Анна Морозова предупреждает: «В домашних войнах родители обычно взывают к возрасту: ты же старше, уступи. Это не работает: у старших и младших заведомо неравное положение, младшим позволяется больше, и старшие справедливо обижаются. Не работает это и с близнецами, и тогда, когда один из детей настолько затюкан окружающими, что отыгрывается на брате или сестре, вымещая на нем свои обиды».

http://foma.ru/neprostoe-proshhenie-ili-...

С.А. Степанцов Св. Августин Гиппонский многократно цитировал два заключительных стиха Пс.125 и несколько раз рассуждал о них в своих трактатах и проповедях. Статья содержит разбор тех текстов из Августина, в которых стихи не только цитируются, но и прямо или косвенно изъясняются. В «Изъяснении послания к Галатам» только намечена возможность духовного понимания слезного сеяния и радостной жатвы из Пс.125 . Наиболее полно и подробно развернуто толкование Пс.125:5–6 в проповеди 31, специально посвященной этим стихам. Однако эта проповедь скорее тематическая, чем собственно экзегетическая. Доминирующая линия в этой проповеди – объяснение разных причин «слез», проливаемых людьми во время земной жизни (слезы мучеников, слезы от земных бед и потерь, слезы праведника в разлуке от Бога). Наиболее глубокое изъяснение Пс.125:5–6 содержится собственно в толковании на Пс.125 (§11–13). Здесь Августин показывает все разнообразие добрых даяний, стоящих для него за образом «сеяния» (милостыня, помощь делом, помощь словом, желание помочь как таковое). Не развита в этой проповеди только тема прощения обид как милостыни. Зато здесь раскрывается сущность благого даяния – любовь, и цель его – соединение верующих во Христе. В конце статьи приводится перевод проповеди 31 на русский язык. Содержание Слезный сев и радостная жатва: Пс.125:5–6 в толковании Блаженного Августина Святого Аврелия Августина. Проповедь 31 Sowing in tears and reaping in joy: Psalm.125:5–6 in the interpretation of saint Augustine Список литературы     Слезный сев и радостная жатва: Пс.125:5–6 в толковании Блаженного Августина В ХХ в. в августиновской филологии особенно успешны стали детализированные разыскания о том, как Августин цитировал те или иные библейские стихи, как менялось или варьировало их осмысление. Эти исследования (особенно широко представленные в научном наследии А.–М. Лабоннардьер) помогали многое понять и переосмыслить как в хронологии произведений Августина, так и в его литературной технике и мысли. Цитаты из Книги псалмов, по причине многочисленности их у гиппонского Учителя, еще не стали предметом всеобъемлющего рассмотрения. Нижеследующее небольшое исследование о двух стихах Пс.125 представляет собой попытку показать, как осмысливал Августин два последних стиха этого псалма, представить основные направления его толкования. Пятый и шестой стихи псалма 125 – гномическое завершение песни, в которой библейский автор выразил надежду на восстановление многострадального Израиля:

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Скачать epub pdf СЕБЯЛЮБИЕ Себялюбие ставит себя, как идола, на место Бога Как тяжко грешит человек, когда любовь, которую должен отдавать Богу, обращает к себе; когда вместо Божией воли исполняет свою; когда послушание, которое должен проявлять к Богу, как верховному своему Господу, отдает своей плоти. Он должен искать и воздавать славу, хвалу и честь имени Божию, но вместо этого сам хочет прославиться и, таким образом, на месте великого Бога, Господа и Создателя своего, ставит и почитает себя, как идола. Это не что иное, как великая неправда и бесстыдная вражда против Бога ( 104, 1617–1618 ). Самолюбивый хочет быть любимым и другими, а других не любит и не хочет любить. Сам хочет всякое добро иметь и всякого зла и злополучия избежать, а о прочих нерадит. Если и делает кому добро, однако не даром, но ради своей корысти... Сюда относятся и те, которые ради того дают милостыню, чтобы приемлющие молились о них Богу... Самолюбивый нанесенных обид не терпит, но мстит или хочет мщения. Самолюбив же он потому, что сам хочет получить прощение прегрешений от Бога и хочет, чтобы ближний ему оставил обиду (никто ведь не хочет, чтобы обиженный на него злился и мстил), но сам того не хочет делать ближнему, то есть любит себя больше, нежели Бога и ближнего... Тягчайшее самолюбие есть когда кто-нибудь ищет своей корысти с обидой ближнего. Таковы те, которые крадут, похищают, отнимают чужое добро ( 104, 1618 ). Признак самолюбия – когда кто-нибудь данное ему Богом дарование или скрывает, или не во славу Божию и пользу ближнего употребляет. Таковы те, которые богатство или хранят без всякого употребления, или тратят на свои прихоти, например, на великолепные строения, роскошь, тщеславие, украшение и прочее; также кто имеет разум и скрывает его или употребляет во зло, например на бесполезные сочинения, на коварную клевету и прочее, кто имеет здоровье и не хочет трудиться ( 104, 1619 ). Осуждение есть признак самолюбия ( 104, 1620 ). Как любовь к ближнему есть источник всяких духовных благ и временного благополучия, так самолюбие становится причиной всяких зол, грехов и бедствий на свете. От самолюбия не терпение, но злоба и мщение, ибо «любовь долготерпит» ( 1Кор. 13, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf Слово в неделю одиннадцатую по Пятьдесятнице Т ако и Отец Мой небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату от сердец ваших прегрешения их ( Матф. 18:35 ). Сими словами Господа мы призываемся, братия, к благотворению ближних нашим и прощению обид, ими причиняемых, как необходимым условиям нашего спасения. Да отпадет рамо мое от состава моего, говорил некогда праведный Иов, мышца же моя от локтя да сокрушится, аще воздвигох на сироту руку, аще хлеб мой ядох един, и сирому не преподах от него, аще презрех нага погибающа, и не облекох его, или аще вчиних злато в крепость мою, и аще не раздрав писания отдах, ничтоже взем от должника ( Иов. 31, 17–37 ). Но чей язык из нас может изрещи подобные глаголы? Кто осмелится сказать о себе: око бех слепым, нога хромым, отец немощным ( Иов. 29:15 )? Напротив, что свидетельствуют жалобные гласы вдовиц, вопиющих на небо? Что означают кровавые слезы плачущих сирот? Что показывает скитающаяся по стогнам градов и весей алчущая братия наша? И откуда столько полунагих членов Христовых, трясущихся от хлада и мраза? Почто наполнены темницы бедными и притесненными узниками за долги и корыстные писания? Ах! Не все ли сие свидетельствует жестокосердие евангельского должника, который, сам будучи прощен, истязывал клеврета своего и всадил его в темницу, дондеже воздаст ему весь долг? Не все ли сие ясно доказывает, что за беззакония иссякла любы многих ( Матф. 24:12 ). Но посмотрим, чем наказывается таковой поступок жестокосердия? И прогневався Господь его, предаде его мучителем ( Матф. 18:34 ), повествуется в евангелии. Вот чем наказывается немилосердый должник, непомиловавший клеврета своего! Таким точно образом накажутся и наши поступки на будущем суде. Так строго и с нами поступит Бог отмщений в день судный, ежели мы не отпущаем брату прегрешений от сердец наших, ежели не милуем должников наших, не помогаем бедным, притесняем слабых, не покровительствуем беззащитных. Тако и Отец Мой небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату от сердец ваших прегрешения их. О! Предохраним себя, слушатели, от сих гибельных последствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

У меня была подруга, которую я любила, ценила, восхищалась её тонкостью и поэтичностью натуры, оригинальным умом. Однажды она попала в очень неприятную ситуацию. Я за неё переживала, старалась поддержать, чем только можно. Но вдруг она обвинила меня в том, что я рассказала её секрет человеку, который не должен был о нём узнать ни в коем случае. Я хочу рассказать вам историю из своей жизни. Не знаю, правда, будет ли она интересна. У меня была подруга, которую я любила, ценила, восхищалась её тонкостью и поэтичностью натуры, оригинальным умом. Однажды она попала в очень неприятную ситуацию. Я за неё переживала, старалась поддержать, чем только можно. Но вдруг она обвинила меня в том, что я рассказала её секрет человеку, который не должен был о нём узнать ни в коем случае. Поскольку я этого точно не делала (и даже не предполагала тогда, что об этом секрете знали другие люди, которые вполне могли его передать), то начала подругу успокаивать и заверять, что раз никто от меня ничего не узнал, значит, она может не волноваться, всё хорошо. Я могла себе представить, какая буря была у неё в душе, как она страдала, поэтому сначала мне было не до обид, я просто старалась её утешить. Но ничто не помогало – ни клятвы, ни призывы к здравому смыслу (ведь я даже знакома не была с тем человеком, не встречалась с ним никогда) – она становилась всё агрессивнее. Звонила мне постоянно, оскорбляла, называла сплетницей и т.д. Более того, она рассказывала о том, какая я нехорошая, другим людям. Я плакала от несправедливости, от бессилия доказать свою невиновность и, в конце концов, тоже очень обиделась. Тем более, что, как мне тогда казалось, я сделала для неё так много хорошего. Время шло. Я о ней просто забыла. У меня началась другая жизнь – новые обстоятельства, новые друзья. Постепенно я начала воцерковляться. И вот однажды, готовясь к очередной Исповеди и к Причастию, вдруг споткнулась о слова Христа из Евангелия от Матфея: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» (Мф. 5, 23-25). Я вдруг ужаснулась – как же я причащалась раньше, как смогу принять Дар Божий, Жертву Того, у Кого хочу просить прощения , если я подругу до сих пор не простила?! Но, легко сказать…

http://pravmir.ru/prostit-ne-znachit-zab...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010