Связанные дружбой и осуждением И из года в год батюшки с амвонов увещевают прихожан, насколько-де обычай этот хорош и полезен, и как необходимо войти в Великий пост, предварительно примирившись с обидящими нас и обиженными нами… 28 февраля, 2014 И из года в год батюшки с амвонов увещевают прихожан, насколько-де обычай этот хорош и полезен, и как необходимо войти в Великий пост, предварительно примирившись с обидящими нас и обиженными нами… Чин покаяния для современных христиан — формальность или нечто большее? Как искренне попросить прощения у человека, которого видишь впервые в жизни? Размышляет священник Сергий Круглов. «Прощеное воскресенье» — из года в год для тех, у кого «Бог в душе», кого еще называют «захожанами» храмов Божиих, приближение этого дня служит поводом для насмешек над людьми воцерковленными. Дескать, что за формализм и фарисейство — просить прощения не «от души», а «по уставу», причем у всех подряд, находящихся в этот день в храме на вечерней службе, у знакомых и незнакомых… И из года в год батюшки с амвонов увещевают прихожан, насколько-де обычай этот хорош и полезен, и как необходимо войти в Великий пост, предварительно примирившись с обидящими нас и обиженными нами… Само понятие прощения у нас чаще всего ассоциируется именно с  прощением личных обид и носит, так сказать, частный, психологический, «душевный» характер. Для человека маловоцерковленного, приступающего к осмыслению и исполнению Христовой заповеди о прощении, этот психологизм как бы априори доминирующ. Помню себя самого: много лет назад, только-только став священником, я впервые стоял вечером этого воскресного предпостного дня с крестом в руке на амвоне в окружении братий-сослужителей, а передо мной была огромная масса людей, наполнивших собор… Все они подходили по очереди ко кресту, кланялись мне и говорили: «Простите меня!», а я от смущения не знал, куда глаза девать, крест выскальзывал из потной ладони, я что-то невнятно бормотал и не мог в ответ вымолвить положенного: «Бог простит, и я прощаю»: ведь большинство этих людей были мне совсем незнакомы, и происходящее напоминало мне, как и помянутым мной выше «захожанам», некий спектакль, роли в котором я не выучил и смысла которого не понимал… Когда я потом поделился своим смущением одним из старших священников, тот добродушно сказал: «Смущение — это оборотная сторона нашей гордыни… Ничего, Бог даст, потом все поймешь!»

http://pravmir.ru/druzhboi-i-osuzhdeniem...

Спасибо всем, кто нам мешает, Кто нам намеренно вредит, Кто наши планы разрушает, И нас обидеть норовит! О, если б только эти люди Могли понять, какую роль Они играют в наших судьбах, Нам причиняя эту боль! Душа, не знавшая потери, Душа, не знавшая обид, Чем счастье в жизни будет мерить? Прощенья радость с чем сравнит? Ну, как мудреть и развиваться Без этих добрых злых людей? Из ими созданных препятствий Возникнут тысячи идей, Наполненных добром и светом! И повторю я им сто раз: Спасибо вам за все за это, Ну, что б мы делали без вас! Наталья Дроздова Это стихотворение, на мой взгляд, замечательно своей христианской интуицией. Лишь с христианских позиций осмысленное зло может стать источником блага для человека. Но это ценное качество – способность усмотреть благо в причиняемых нам кем-то скорбях – увы, чрезвычайно редко встречается в наше время… «Несправедливая» заповедь Недавно мне довелось увидеть репортаж одного нашего фронтового корреспондента о тех страданиях, которые сейчас претерпевают жители Донбасса. Жительница Донецкой области, шестнадцатилетний сын которой ушел добровольцем в войска ДНР, рассказывала, какие издевательства и пытки ей пришлось претерпеть от украинских силовиков за то, что родила «сепаратиста» и отказывалась открыть его местонахождение. После ее рассказа показали и сына, который хорошо знал о страданиях матери. В ответ на вопрос, каким может быть его ответ на такую ситуацию, он ответил: «Это моя кровь, и я при первой возможности за нее отомщу. Глупо было бы не отомстить». Мне запомнилось то противоречивое чувство, которое у меня возникло, когда я услышал эти слова. Сердце склонялось к тому, что этот юноша, воюющий за мир на своей Родине, совершенно прав в своем стремлении добиться справедливости и наказать тех, кто жестоко обидел его мать. И я не смог бы осудить подобный поступок, как не осудил бы, например, отца, убивающего в состоянии аффекта насильника, только что надругавшегося над его дочерью. Но это то, что говорило мне мое сердце, а оно (мне это известно точно) испорчено грехом, а значит, в нем преобладают начала, противные Христовой Истине. А что же нам говорит Христова Истина? Вот об этом мне тогда сказал мой разум, который все же немного знаком с христианством. Он мне говорил о том, что Христос учит любить врагов и не мстить за зло, причиняемое нам. И вот это противоречие между сердцем, которое всеми кровеносными сосудиками соглашалось с солдатом, и разумом, который отметал все аргументы «от сердца» и твердил о том, что Христос учит иначе, помню, тогда меня задело больше всего. Значит, не такой все же это ясный вопрос – заповедь Христова о любви к врагам.

http://pravoslavie.ru/107140.html

На Прощеное воскресенье Вот уже скоро Прощеное воскресенье. Когда в храме погасят свет, и настоятель, выйдя в темной епитрахили на амвон, будет говорить тихим голосом о наступающих днях Поста, и о том, что мы сейчас будем друг у друга просить прощения. 13 февраля, 2010 Вот уже скоро Прощеное воскресенье. Когда в храме погасят свет, и настоятель, выйдя в темной епитрахили на амвон, будет говорить тихим голосом о наступающих днях Поста, и о том, что мы сейчас будем друг у друга просить прощения. Вот уже скоро Прощеное воскресенье . Когда в храме погасят свет, и настоятель, выйдя в темной епитрахили на амвон, будет говорить тихим голосом о наступающих днях Поста, и о том, что мы сейчас будем друг у друга просить прощения . Уже когда идешь в храм, ступаешь тише, и, затаив дыхание, входишь в темноту… Все молчат, многие в темном, и храм весь переоделся… Душа трепещет. Хочется начать жизнь заново, прожить по-иному эти дни, чисто, свято, отказаться от суеты, не прилепляться мыслями и сердцем ко всему земному, и заботы житейские делать только руками, а мыслями быть горЕ. И замираешь душой — сможешь ли сейчас от сердца всех простить? Получится ли нелицемерно кланяться и падать ниц, сумеешь ли выбросить из головы все мелкие обиды, которые, возможно, накопились в храме, и крупные обиды, которые были дома или на работе, с друзьями. Проще всего прощения просить у малознакомых людей. Мы падаем на деревянный пол храма, бьем головой поклон, ладонями касаясь пола, поднимаемся и обнимаемся.. «Прости меня!» «Бог простит. Меня прости!» И в ответ: «Бог простит». Везет монахам. У них в обителях ежевечерне такой чин прощения . «Солнце да не зайдет во гневе вашем». Выполняется этот совет буквально. Мирянам сложнее. У них такой чин раз в году. Вот и хочется войти в Пост очищенным от всяких обид, без камней за пазухой, и чтобы это было от души, нелицемерно, а от всего сердца. И так себя хранить до самой Пасхи. Да и  всю жизнь. А что же Постом? А постом тоже  искушения. Не удастся нам ровно-гладко отговеть совсем без огорчений, соблазнов, обид. Как назло, первые три дня ходишь голодная и злая.  Всё не так, и чего-то не хватает. И это при всем огромнейшем желании поститься строго, мало говорить, поменьше есть, и не отвлекаться мыслями на суету, и на чужие грехи. А вот тут-то нас и ожидают сюрпризы.

http://pravmir.ru/na-proshhenoe-voskrese...

Беседа 61 «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». ( Мф. 18:21–22 ) Прощение обид – всегдашняя наша обязанность. – Сколь велико различие между грехами против Бога и против человека. – Величие благодеяний Божиих усугубляет тяжесть грехов против Бога. – Обличение пороков воинов, ремесленников, землевладельцев. – Изъяснение притчи о прощенном и оказавшемся неблагодарным должнике. – Польза безропотного перенесения обид. – Должно скорбеть о причиняющих нам зло. 1. Петр думал, что говорит нечто великое, почему, как бы желая похвалиться любовью к ближнему, заключил вопрос свой словами: «До семи ли раз»? Ты повелел, – говорит он Иисусу, – прощать обиды ближнему; сколько же раз я должен делать это? Если, например, ближний часто будет погрешать и, по обличении всегда будет раскаиваться, – то сколько раз Ты повелишь нам прощать его? Того, кто не раскаивается и не осуждает себя за грех, Ты повелел по троекратном обличении оставить, сказав: «Да будет он тебе, как язычник и мытарь», а для раскаивающегося не положил никакого предела, но велел принимать его. Итак, сколько же раз должно прощать его, когда он по обличении раскаивается? Довольно ли семи раз? Что ж отвечает Христос, человеколюбивый и благий Бог ? «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». Число семьдесят крат седмерицею берется здесь неопределенно, и означает непрерывную или всегдашнюю обязанность. Как выражение: «тысячу раз» употребляется для означения множества, так и настоящее выражение. Например, и в словах: «бесплодная рождает семь раз» ( 1Цар. 2:5 ), под словом «семь» Священное Писание разумеет множество. Таким образом, Христос не определил числа, сколько раз мы должны прощать ближнему, но показал, что это постоянная и всегдашняя наша обязанность. То же самое объяснил Он и в следующей далее притче. Чтобы повеление, заключающееся в словах: «до седмижды семидесяти раз» не показалось кому-либо великим и трудным, Он присоединил эту притчу, в которой разъясняет смысл предыдущих слов, посрамляет того, кто бы стал гордиться прощением обид, и вместе показывает, что таковое повеление не трудно, а напротив весьма легко.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Воскресение мелких обид Или что мешает нам прощать в прощенное воскресенье Нам заповедано прощать - и прощенное воскресенье еще раз об этом напоминает. Нередко, когда речь заходит об этой заповеди, люди представляют себе что-то возвышенное и героическое - мученик прощает палачей, родители - убийцу сына, узник концлагеря - охранников. Это драматическое представление о прощении делает его чем-то, с одной стороны, почти недостижимо трудным, с другой - не относящимся к нашей жизни. Слава Богу, мало кто из нас сталкивается с такими масштабами зла и страдания. Мы сталкиваемся с чем-то другим - с мелкими обидами на работе, с пренебрежением от тех, на чье внимание мы рассчитывали, с язвительными словами, сказанными в наш адрес, с невыполненными обязательствами, с нарушенными обещаниями. Это неприятно, но от этого не умирают. Тем не менее, прощать трудно - вот если бы злодеи вели бы меня на расстрел, я бы конечно, всех их простил; а мелкие гадости, сказанные невзначай, никак нельзя оставить без ответа. Но нам нужно именно научиться прощать мелкие обиды. Именно мелкие обиды и мелкая мстительность вернее всего разрушают нашу духовную жизнь. Но почему мы все так склонны к саморазрушению? Непрощение, лелеяние своих обид, пережевывание обидных слов или ситуаций ничего не дает, кроме повышенного давления и язвы желудка. Почему же люди занимаются этим с таким странным упоением? Более того, когда людям не хватает личных обид, они охотно заимствуют обиды других людей - и клянутся “не забыть и не простить” преступления, о которых знают исключительно с чужих слов. Почему? Понятно, когда служители закона преследуют злодеев - они исполняют свой долг, а не следуют страсти. Но почему все остальные так рады упиваться страстным непрощением и незабыванием? Этому есть объяснение - поза негодующего истца есть, на самом деле, поза защитная. “Меня нельзя задержать как неблагонамеренного! Я сам всех задержу, как неблагонамеренных!”. Яростные обвинения в адрес других, настойчивые поиски чужих безобразий - попытки заглушить тревожащий голос совести. Простить - значит лишиться должности прокурора (в своих глазах, и, возможно, в глазах других), и оказаться перед тем фактом, что не только другие, но и мы сами подлежим суду.

http://zavet.ru/a/rss_1330250171.html

Масленица 2010 года начинается 8 февраля. Сырная, или масленичная, неделя — последняя перед великим постом, она посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. Масленица 2013 года начинается 11 марта по 17 марта. Сырная, или масленичная, неделя — последняя перед великим постом, она  посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу. Празднование масленицы — это очень древняя русская традиция. Но, как отмечал священник Сергий Сидоров:  « Нам нельзя забывать, что эта традиция восходит к общеславянскому языческому празднику проводов зимы и встречи весны. Блины — это символ Ярила, славянского языческого бога солнца. Празднование масленицы давно и прочно соединено в нашей культуре с преддверием православного Великого поста, но многие именно об этой, православной, традиции в пылу народного гуляния, веселья и поедания блинов забывают. А необходимо помнить, что масленичная неделя — это последняя неделя подготовки к Великому посту, что ей предшествует воспоминание о Страшном суде. Во время масленицы в храмах уже поются постные покаянные песнопения, а воскресенье перед Великим постом, которое в народе зовут широкой масленицей, — это Прощёное воскресенье». Священник Сергий Звонарев подчеркивает: «Верующим людям начало Сырной седмицы, или Масленицы, напоминает о том, что уже прошло заговенье на мясо, однако впереди еще есть время, когда на трапезе дозволяется вкушать молоко, сметану, яйца, т.е. все, кроме мяса. Поскольку масленица – подготовительная перед Великим постом, хотелось бы напомнить о том, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов, и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха.

http://pravmir.ru/maslenica-smysl-tradic...

«Прощения» — великолепная работа, рассматривающая все парадоксы прощения. В первую очередь — рассоединение прощения от извинения (понимания) и забвения. Затем — детальнейший анализ самого прощения. Стоит ли говорить, что прощение стоит в самом центре этики, христианской во всяком случае? Анализ прощения по Новому Завету образует вершину книги Янкелевича. Также в книгу вошла работа Янкелевича «Ирония». Группа Вконтакте Facebook группа Прощение Книга включает две работы французского философа, психолога, культуролога Владимира Янкелевича (1903—1985). Оригинальный мыслитель и блестящий стилист, пока еще недостаточно известный в нашей стране, исследует в них парадоксальность сознания, в особенности нравственного сознания современного человека. Обе работы впервые публикуются в переводе на русский язык. Для широкого круга читателей, интересующихся философскими проблемами личности. На русском языке публикуется впервые. Перевод выполнен Б. М. Скуратовым по изданию: Jankälävitch V. Le Pardon. Paris: Aubier, 1967. Введение Нетрудно понять, почему долг прощения стал сегодня нашей проблемой. Определенной категории униженных и оскорбленных действительно трудно прощать обидчиков и преследователей: прощение — это усилие, которое непрестанно приходится прилагать снова и снова, и никто не удивится, если мы скажем, что это испытание порой исчерпывает все наши силы. Но происходит это потому, что прощение в строгом смысле слова представляет собой, по существу, пограничный случай, к которому можно отнести и угрызения совести, и жертвенность, и порывы к благотворительности. Вполне возможно, что чистого прощения, свободного от всяких задних мыслей, на этом свете не бывает вообще, что исчезающе малая доза злопамятности на самом деле сохраняется при прощении всяких обид: это тот неуловимый расчет, тот микроскопический мотив собственной выгоды, который прячется в подземельях бескорыстия, это неощутимо мелкая спекуляция, превращающая отчаяние (desespoir) в театральное «disperato» , это нечистое самосознание недобросовестности.

http://predanie.ru/book/218985-proscheni...

Беседа 19 «Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас». ( Матф. 6:1 ) Изъяснение 6:1–15. Тщеславие незаметно приражается к добродетели. – Бог смотрит на намерение творящего добрые дела. – Как должно творить милостыню и молитву. – Заповедь Спасителя не запрещает молитвы в церкви. – В церкви во время молитвы должно наблюдать благопристойность. – От молящегося требуется не громкий вопль, а сердечное сокрушение. – Постоянство в молитве. – Для чего нужно молиться, если Бог знает наши нужды. – Наименование Бога Отцом заключает в себе учение о всякой добродетели. – Изъяснение молитвы Господней. – Прощение обид преимущественно заповедуется Христом. – Оно более всего уподобляет человека Богу. – Молитва об отмщении врагам прогневляет Бога. – Памятование собственных грехов – лучший способ научиться прощению обид. 1. Наконец, Спаситель изгоняет самую пагубную страсть – тщеславие, это неистовство и бешенство, которым одержимы бывают даже люди добродетельные. Сначала Он ничего не говорил об этой страсти, потому что излишне было бы, не убедив наперед исполнять должного, учить тому, как надобно исполнять и доходить до совершенства. Но когда Он уже научил благочестию, тогда истребляет и ту язву, которая неприметным образом заражает его. Болезнь эта, действительно, не вдруг зарождается, но тогда, когда мы исполним уже многое из повеленного нам. Итак, нужно было прежде насадить добродетель, а потом уничтожать страсть, повреждающую плод ее. Чем же начинает Спаситель свою беседу? Словом о посте, молитве и милостыне, потому что тщеславие преимущественно присоединяется к этим добродетелям. Так, например, постом возгордился фарисей, когда говорил: «пощусь два раза» в неделю, «даю десятую часть» из имения ( Лук. 18:12 ). И в самой молитве искал он суетной славы, творя ее напоказ. Когда уже не было никого другого, то он старался выказать себя перед мытарем. «Я не таков, как прочие люди, – говорит он, – или как этот мытарь» ( Лук. 18:11 ). Теперь посмотри, как начинает Спаситель слово Свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

16. Прощение долгов ближнему – спасение Нынешнее Евангелие ( Мф.18:23–35 ) поучает нас прощению обид. Послушаем Господа и положим исполнять сию св. заповедь Его. – Почему особенно? – Потому, что это есть ближайший и надежнейший путь ко спасению. Хочешь спастися, – прощай всем и все, что на кого имеешь, – и будешь спасен: ибо так говорит Господь: «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный» ( Мф.6:14 ). – А кому отпущены грехи, тому чего больше и желать? – Св. Пророк Давид говорит: «блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха» ( Пс.31:1–2 ). Блажен, – стало быть, спасен. – И исполняется над таковым слово, еще издревле прореченное Пророком Моисеем: не ходи за море искать спасения: близ ти глагол есть в сердце твоем. – Прибавлю: глагол, коим в сердце изрекается всепрощение, «аще кто на кого имать поречение» ( Кол.3:13 ). В житейском быту, непрестанные у вас бывают столкновения, непрестанные случаи к обидчивости и возмущениям сердечного покоя – мнимыми или действительными оскорблениями. – И вот то, что почти неизбежно, что само собою нападает на нас, Господь хочет обратить нам в куплю спасения и в приобретение помилования. Поминутно оскорбляем бываешь: поминутно прощай, и поминутно будешь входить все глубже и глубже в область милосердия Божеского, во всепрощающее Божие помилование, – и сим помилованием, как одеждою какою, будешь одеян, огражден и защищен от всего, вредящего в тебе делу спасения. Ничто так не сильно пред лицом Господа, как прощение обид; – ибо оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия. – И ничем так легко не искушаемся мы, как серчанием и желанием отмщения задорным словом, а нередко и делом. – Стало, поминутно теряем мы вместо приобретения, которое само дается в руки. Простил бы, – приобрел бы покой в себе и помилование от Господа. – А не прощаешь, – внутренняя тревога увеличивается, и милости от Господа не жди. Отчего бы это мы не всегда прощаем, а чаще предаемся взрывам гнева, досады и негодования? Полагаю – от невнимания к цене прощения. – Уходит из внимания то, что дается прощением, тогда как лишение от обиды так представляется очевидным. Из самолюбивого сердца выходит помышление: из-за чего прощать, – и мы не прощаем. – Восстановляйте же, в минуты обидчивости, в мысли своей и сердце своем несомненное обетование за прощение, – обетование несравненно ценнейшее самых великих потерь, какие только сильна причинить обида человека. Тогда какая ни встреться обида, из сердца выйдет воодушевительный голос: есть из-за чего простить, – и мы простим.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Дионисий Свечников , руководитель молодежного отдела Бакинско- Азербайджанской епархии, и Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии   «Прощение обид – самый короткий и надежный путь к спасению. Утвердивший навык не смущаться обидами приобретает покой, а покой переродится в мир, превосходящий всякий разум» (Святитель Феофан Затворник ) Обида часто отравляет нашу жизнь. Обиду несем мы с собой долгие годы, помня о том, как кто-то сказал или сделал нам что-то неприятное, и тогда она кровожадным червячком разъедает душу. Порой обида словно накрывает волной, заставляя отторгнуть человека, причинившего боль. Мы живем в хроническом состоянии обиженности – на близких, на коллег, на врачей, правителей, на жизнь и судьбу, на Самого Бога! Обида рождается несправедливостью. Причем речь идет, в первую очередь, о взбудораженном чувстве, ощущении несправедливости – неважно, было ли для него реальное основание или же обида надумана. Есть даже шутка: «сама придумала – сама обиделась». В нашем обществе принято очень трепетное отношение к обиде: постоянно звучат извинения, слова: «Простите, если я вас обидел», «Я не хотел вас обидеть». Все боятся задеть чужое достоинство, нетолерантность подчас наказывается остракизмом. Но при этом собственное достоинство люди отстаивают не менее трепетно, на малейшее подозрение в пренебрежительном отношении реагируя предельно агрессивно. Когда нам кажется, что задето наше достоинство, нам угрожают, нас оскорбляют, унижают, нами пренебрегают, нам делают больно, по отношению к нам поступают нехорошо, в нас появляется гнев, а вслед за ним желание противостоять обидчику (инстинкт борьбы в угрожающей ситуации). То есть в ответ на угрозу (реальную или кажущуюся) сначала вспыхивает гнев, который проявляется как злость, ярость, негативные чувства, направленные на другого человека, на обстоятельства, на судьбу, даже на Самого Бога. Когда человек не может или не хочет проявить свою злость, он подавляет гнев, старается удержать его внутри себя.

http://azbyka.ru/obida-istoki-priznanie-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010