Письма об Искуплении Религиозно-психологическое восприятие Искупления Вместо предисловия Как спастись Ныне Прощеное воскресенье. Вчера читалось и пелось на всенощной об изгнании из рая. Ныне Евангелие о прощении обид, чтобы самим получить прощение от Бога... Невольно все наводит на вопрос: Как же спастись? Ведь это – единственный вопрос. И не только монахи, но и миряне, приходя к какому-либо старцу, вопрошали прежде всего: «Скажи, отче, – КАК СПАСТИСЬ?» И эти мысли и мне, убогому, постоянно приходят (увы! не могут не приходить, – ибо поистине «студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; храм носяй телесный», храм Духа Божия (см.: 1Кор. 3:16; 6:19 ), «весь осквернен», – как поет Церковь теперь), а особенно в связи с изучением вопроса об Искуплении: В ЧЕМ ЖЕ СПАСЕНИЕ? Что именно сделал Спаситель? А когда видишь современные разногласия среди не только общества, но даже и нас, иерархов, причем каждый считает свой путь правым, [заявляя]: «Вы это хорошо знаете», – то еще острее ставится вопрос: Где же истинный путь спасения? Когда же начнешь читать жития святых, особенно же изречения великих подвижников, то не только стыдно, но и страшно становится: так высоки требования их; возьму для примера два-три изречения. «Совершающий великие знамения и исцеления, имеющий разум духовный и воскрешающий мертвых, если прежде этого подвергся падению, то он, как состоящий в разряде кающихся, не может быть без печали о вечной участи своей» ( авва Исаия . Слово 8). Или: «Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его», – говорил святой Пимен Великий (см.: Алфавитный патерик). А я?., постоянно учу... а часто, гордый, и обличаю. И когда это читаешь, страшно становится за спасение свое; возникает вопрос: Так ли спасаешься? Спасаешься ли? И вот такими мыслями обуреваема была душа моя и ныне, пред литургией. Стал я думать: о чем говорить проповедь?.. Изгнание из рая... Желание снова возвратиться туда... Какой же путь указывает туда Церковь ? Нынешнее Евангелие – отвечает: «заслуги и прощение – это и есть помилование, или:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Порой простить ближнего — тяжёлый труд. Так же непросто бывает и просить прощения. Многим на опыте известно, что чудо прощения невозможно без благодати Христовой, побеждающей наш эгоизм и самолюбие. Говоря о прощении, на что больше обращаем внимание? Конечно, на то, чтобы человек поискал в себе силы простить другого. А когда не найдёт этих сил (нет их в человеке, сколько ни ищи), взмолился бы Богу о даровании сил простить, забыть, отпустить от сердца обиду. Отошло время подвигов. Никто не уходит в пещеры, никто не восходит на столп. Даже на время Великого поста большинство не находит в себе сил расстаться кто с конфетой, кто с сигаретой, кто с телевизором. Отошло, говорим, время подвигов, но не отошло время спасения. Господь не отдалился, чтобы слышать молитвы, и мышца Его не ослабела, чтобы спасать. И можно обрести благодать без дел заметных и внешних. Главным делом всегда было и будет дело внутреннее и подвиг умный. Спастись, говорят, «не трудно, но мудро». Хоть один раз прочти молитву Господню, ни в чём Богу не солгав. Особенно не солгав в словах «оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим». Если ты лжёшь, что оставил долги должникам, то все грехи твои — на твоей голове, невзирая на многократные исповеди. Без Христа никому ничего нельзя простить. Без Христа жизнь людей — это кровная месть между племенами, накопление исторических обид между народами и такие повседневные отношения между людьми, словно это не люди, а пауки в банке. Без Христа, по слову святителя Николая Сербского, человечество — это зверинец. И только идя ко Христу, Который простил всех нас, мы начинаем понимать цену прощения и его необходимость. Вернёмся к началу. Говоря о прощении, на что больше обращаем внимание? Конечно, на то, чтобы человек поискал в себе силы простить другого. Но давайте ощутим и другую грань темы прощения. А именно необходимость самому просить прощения и чувствовать при этом, что ты действительно виноват. В «обычном» состоянии душа человека окутана тёмным облаком эгоизма и самооправдания. В этом состоянии человек мыслит и чувствует так, что все должны ему, а он не должен никому. Но если блеснёт молния Духа и прогонит это мрачное облако, то мир предстаёт перед человеком в ином свете.

http://pravoslavie.ru/60205.html

Содержание От издательства Время земной жизни - краткий отрезок на пути в Вечность - дано человеку для покаяния. Но память человеческая слаба, и сам человек слаб и изменчив и оттого часто нуждается в напоминании: чего ради он создан, откуда ниспал, к чему призван. Душа его все больше спит, между тем как дни проходят, подобно бесследно исчезающим каплям дождя, и конец дольнего странствования неотвратимо приближается. Сего-то ради Церковь и установила выделить из общего течения дней особый, ни на что не похожий период - время Великого поста, время пробуждения души, плача о грехах, когда, помышляя о близком и страшном суде и как бы перед собою зря Всемогущего Судию, приходит человек в сердечное сокрушение и раскаяние. Но и это, впрочем, святое время может быть похищено у нас житейскою суетою и попечением о вещах скоропреходящих, если не позаботимся мы сами расположить свою душу внимать помыслам благим и спасительным, умиляющим и оживотворяющим сердце. Потребны в дни Великого поста размышления благочестивые и богоугодные, заставляющие забывать о тленном и устремлять свой взор к нетленному - Вечному Небесному Царству. Образец таких размышлений - в проповедях братского духовника обители Преподобного Сергия архимандрита Кирилла (Павлова), из которых и составился этот небольшой сборник. Речь проповедника невитийственна, слова тихи и благоуветливы, но вчитываешься в них, и постепенно замедляет свой бег, останавливается быстротекущее время, разрешается от тяжести нечувствия, словно отогревается застывшая душа, и - драгоценный дар Богу - слезы проливаются от сердца сокрушенного и смиренного… Слово в Прощеное воскресенье О прощении обид Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Господе братия и сестры, с завтрашнего дня мы вступаем в великий подвиг святого поста. Чем и как лучше всего начать этот великий подвиг? Святая Церковь напутствует нас на святое поприще поста и покаяния евангельскою заповедью о примирении со всеми братиями нашими во Христе Иисусе, об отпущении и прощении им всех согрешений их пред нами. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный , - говорит Сам Господь в чтенном ныне Евангелии, - аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14 и 15). Это - первое и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

5. Порядок преуспеяния в добродетелях Ныне, 1-е сентября, память преподобного Симеона Столпника и матери его Марфы, собор Пресвятая Богородицы в Миасинех, святаго мученика Аифала, – святых мучениц четыредесяти жен и учителя их святого Аммуна – диакона, святых мученик Евода и Ермогена, самобратий, и святыя Каллисты, и праведного Иисуса Навина. – Какой сонм святых! И каких добродетелей образца не представляет он?! Девство у Матери девства, Пречистыя Владычицы; совершенное самоотвержение и к небу устремление у преподобного Симеона; высокое терпение и твердость веры у святых мучеников и мучениц; дружество – у самобратий, преданность Богу у Иисуса Навина. Тут примеры добродетелей; – а Апостол, ныне читанный ( Кол.3:12–17 ), в виде заповедей представляет нам другое начертание союза добродетелей, еще более привлекательных и высоких. Тут заповедуется нам облечься во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, прощение обид, любовь – как союз совершенства, водворение мира в сердцах, благодарность, обогащение и упремудрение себя словом Божиим, духовное пение в сердцах Господу, и гласные псалмы и песни Ему в устах, и, наконец, посвящение всего славе имени Господа Иисуса. Если уподобить добродетели цветам; то надо сказать: какая восхитительная цветность духовная услаждает ныне зрение ума нашего! И я хотел бы сказать: уподобясь пчелам, устремитесь на сии цветы духовные и напояйтесь из них свойственною им сладостию но роду своему. – Но мне другое приходит на мысль. Когда, вышедши в иоле, вы встречаете местность, усеянную цветами, то обычно говорите: поле цветами стелется, как ковер. По подражанию сему присловию – можно сказать, что ныне в примерах святых дня и в заповедях Апостола расстилается пред нами ковер добродетелей. А вы, верно, догадываетесь, чего ради я останавливаюсь на сравнении сем. – Оно созвучно с именем города вашего, и я не могу считать случайным такого совпадения в первое мое посещение вас и первое у вас служение. – Напротив, вижу в этом обязательное побуждение сказать вам: жители Коврова! перенесите на себя указуемый нынешним днем и Апостолом ковер добродетелей, и украсьтесь ими так ярко, чтобы всякий, кому придется видеть и узнать вас, с изумлением взывал: по Коврову ковром стелятся разнообразные цветы добродетелей, – чтоб таким образом по имени вашему было и житие ваше. – Как это лучше сделать, я предложу вам несколько указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

XXI. О спасении Как достигнуть спасения? Кто хочет спастись, тот должен принадлежать единой святой, соборной и апостольской православной Церкви, быть её верным сыном, во всём повиноваться её установлениям, как то: поститься, ходить в храм Божий, почитать духовных пастырей и т.д. Господь сравнил неповинующегося Церкви с идолопоклонником: «аше кто церковь преслушает, сказал Он, буде тебе, яко язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Кто хочет спастись, тот должен, далее, хотя понемногу, но часто молиться Богу. Святые Отцы называют молитву матерью всех добродетелей, потому что ею можно испросить у Милосердного Господа все прочие добродетели, все блага временные и вечные, как засвидетельствовал Сам Господь. «Просите, сказал Он, и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам». Кто хочет спастись, тот должен по силе своей творить милостыню духовную и телесную и вообще любить ближних, как самого себя. Духовная милостыня состоит в прощении ближним их согрешений, т.е. оскорблений и обид, нанесённых вам ближними, а также в заботе нашей о спасении души ближних, например, о научении их истине и добру. Милостыня телесная состоит в посильном вспоможении ближнему хлебом, одеждой, деньгами и странноприимством. Господь сказал: «блаженни милостивые, яко тии помилованы будут» ( Мф.5:7 ), т.е. спасутся. Напротив того, суд без милости ожидает немилостивых ( Иак.2:13 ), т.е. немилостивым не спастись. Желающему спастись необходимо заниматься чтением Божественных книг: «Блажен муж», сказал святой пророк Давид, «иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе: но в законе Господни вся воля его, и в законе его поучится день и ночь» ( Пс.1:1–2 ). Святые отцы назвали чтение и слушание Слова Божия царём всех добродетелей. Слово Божие открывает нам все греховные страсти, живущие и действующие в повреждённом естестве нашем, открывает все ухищрения их; разоблачает злобу, когда она, для обольщения нашего, прикрывается личиной добродетели, и научает нас борьбе с живущим в нас грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Церковь стремится найти союзников в деле сохранения христианского наследия и защиты традиционных христианских ценностей 3 февраля 2013 г. 09:30 В Патриаршем докладе на Архиерейском Соборе 2013 года подчеркивается, что «отношения с Римско-Католической Церковью в последнее время имели положительную динамику, в первую очередь благодаря ясному осознанию необходимости объединить усилия для защиты традиционных христианских ценностей и противостояния таким вызовам современности, как агрессивный секуляризм, подрыв нравственных основ личной и общественной жизни, кризис семейных ценностей, преследование и дискриминация христиан». Предстоятель Русской Церкви сообщил, что в 2012 году продолжил работу православно-католический форум с участием иерархов и богословов Поместных Православных Церквей и Римско-Католической Церкви. Впервые созванный в 2008 году по инициативе Русской Православной Церкви и католического Совета епископских конференций Европы, форум позволил представить общую позицию по таким актуальным вопросам, как утверждение семейных ценностей, церковно-государственные отношения, духовно-нравственные причины всеобщего экономического кризиса. «Особо следует отметить уже упоминавшееся подписание Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции Совместного послания народам России и Польши, — сказал Святейший Патриарх. — Этот документ по праву назван современниками историческим. В обращении, адресованном политикам, общественным деятелям, ученым, людям искусства и культуры, верующим и неверующим, отражено стремление к взаимному прощению обид и уврачеванию ран прошлого, которые омрачают отношения между народами России и Польши, а также содержится призыв к сближению перед лицом общих вызовов современного секулярного мира. В совместном документе указывается, что прощение означает не забвение, а отказ от мести и ненависти, стремление к созиданию согласия и братства между людьми, что является основой мирного будущего. Большинство польских и российских средств массовой информации уделило подписанию упомянутого документа большое внимание, дав высокую оценку этому событию».

http://patriarchia.ru/db/text/2772435.ht...

«Держит меня в Своей руке Господь» Изречения псково-печерских старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко) Часть 1: «Миром правит только Промысл Божий» Опыт жизни во Христе старцев Псково-Печерской обители, их поучения и наставления – золотой фонд русской духовности. Монастырь не закрывался даже в годы безбожных гонений, сохранив преемственную связь от подвижников былых времен к тем, кто подвизался здесь в наше время. Более того, в обители уже в преклонных летах жили старцы Валаамского монастыря, аскеты и отшельники, передав печерским насельникам и свой духовный опыт. Во 2-й части нашей подборки изречений псково-печерских старцев, которую мы сопроводили архивными фото, – наставления старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко), Александра (Васильева) и владыки Феодора (Текучева). Преподобный Симеон (Желнин; 1869–1960; память 5/18 января, 19 марта/1 апреля и в Соборе Псково-Печерских святых) – схимник и аскет, смиренный и усердный молитвенник, которому Бог даровал прозорливость, дар врачевания духовных и телесных недугов: он рассказывал о болезнях людей, которых никогда не знал, и отвечал на письма, еще только идущие в обитель. Старец учил жить в любви друг к другу и прощению обид, снисходительности к другим и строгости к себе. «Думай: хочу того, чего Бог хочет…» – наставлял отец Симеон. Архимандрит Серафим (Розенберг; 1909–1994) подвизался в Псково-Печерской обители 62 года. Внешне строгий и необщительный, он вел напряженную внутреннюю жизнь, сокрытую от других. И братия монастыря особо полагалась именно на молитвы старца Серафима. «Все отдавали предпочтение его молитвам. Быть может, именно его молитвами монастырь и держался в прежние трудные годы», – вспоминал о старце один из насельников. Иеросхимонах Михаил (Питкевич; 1877–1962) пришел в Псково-Печерский монастырь уже в весьма преклонных годах, принеся сюда духовную традицию Валаамской обители, в которой подвизался долгие годы, ведя жизнь отшельника и аскета. При этом старец основной смысл христианской жизни видел в евангельской любви и потому нарушал затвор ради наставления и душепопечения приходивших к нему. Любви и терпеливому несению скорбей, внимательной духовной жизни он и учил.

http://pravoslavie.ru/118322.html

Дорога к Рождеству Христову ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ДОРОГА К РОЖДЕСТВУ ХРИСТОВУ Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 25 ноября - 2 декабря. - Рождественский пост. - Вифлеем без Рождества. - Пробелы в образовании. - Безальтернативный атеизм. - Информационный террор. - Муфтий и раввин за " православную культуру " . - Татарстанская патология. - Проекты Приволжского округа. - Сезон созревания раскольников. - Подпись покойника. - Болезнь мирского шовинизма. - Единственная защита. На прошлой неделе у православных христиан начался Рождественский пост. Об этом сообщает " РИА-Новости " . В информации агенства говорится о том, что согласно учению Православной Церкви, " Рождественский пост установлен для того, чтобы люди ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом и с чистым сердцем, душой и телом благоговейно встретили явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принесли Ему свое чистое сердце и желание следовать Его учению " . Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он всегда начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается до 7 января. Так как заговенье на пост приходится на день памяти святого апостола Филиппа, то этот пост называют также Филипповым. В сообщении агентства приведены правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост: " нельзя есть мясо, коровье масло, молоко и молочные продукты, яйца. В понедельник, среду и пятницу уставом запрещаются рыба, вино и растительное масло... С 3 до 7 января/по новому стилю/пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется " . Православная Церковь заповедует поститься не только телесно, но и духовно, " поскольку пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой, напоминает Церковь " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor22.htm

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ < автор название > [ тек. блок 01-12.02 06-12.01 04-05.01 03.01 02.01 01.01 ] ЯНВАРЬ - ДЕКАБРЬ 2002 18.12.02 - О беременности: опыт мамы Беседа с многодетной матерью Мария Алимова, 28 лет, учитель истории по образованию, мама четверых детей. Старшему сыну Паше сейчас шесть полных лет, Антону - пять, дочке Тане - почти три и младшему Мише - год и один месяц. О своем трехлетнем опыте беременности и " непрекращающемся декретном отпуске " Мария рассказывала с завидным энтузиазмом. далее... 18.12.02 - Ф. М. Достоевский и христианство А.И. Осипов, профессор МДА Христос для Достоевского не отвлеченный нравственный идеал, не абстрактная философская истина, но абсолютное, превысшее личностное Благо и совершенная Красота. Поэтому он пишет к Фонвизиной: " Если б кто доказал мне, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели со истиной " ... далее... 17.12.02 - Если Бог есть Любовь... Диакон Андрей Кураев В своей книге о. Андрей живыми и проникновенными словами рассказывает о современном религиозном плюрализме. Доходчиво объясняет как не ошибиться в поисках истины, истинного Бога. Отец Андрей предлагает неоспоримый критерий истинности - Любовь, и применяет его к разным религиям... далее... 16.12.02 - " Бог - изгнанник на земле " Интервью с митрополитом Сурожским Антонием (Блумом) Митрополит Антоний: " Нас учили готовиться к освобождению России с мечом в руке. А он начал говорить о Христе, о смирении, о прощении обид и о любви к врагам. Я сидел и кипел. И когда он кончил, я ушел, на поле игры не вернулся, поехал домой, повторяя себе: если это так, я с этим кончил, никогда я не буду верующим христианином и выброшу вон свой крестильный крест! И тогда я попросил у мамы Евангелие, чтобы проверить... " далее... 11.12.02 - Вопросы Святителю Московскому Филарету (Дроздову) Протоиерей Максим Козлов Актовая речь доцента протоиерея Максима Козлова на Филаретовском вечере в Московской духовной академии 2 декабря 2002 года, касающаяся реформы духовного образования и преподования основ православной культуры в школах.

http://zavet.ru/bhr0201.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Кому исповедовались декабристы 15.12.2015 831 Время на чтение 4 минуты Его благодарили заговорщики, наградил царь, а большевики назвали шпионом 190 лет назад в России едва не случился государственный переворот. Спустя полгода суд вынес приговор: главных зачинщиков четвертовать, ещё трём десяткам отсечь головы. Царь смягчил наказание, но пятерых казнили. На следующий день весь Петербург собрался на молебен. Горожане благодарили Бога за избавление «от неистовствующей крамолы». Сенатскую площадь, где пролилась кровь, окропили святой водой. Вечером один священник тихо отслужил в Казанском соборе панихиду по казнённым. Это был духовник декабристов Пётр Мысловский. Ангел-хранитель для заключённых «Он бросился ко мне на шею, обнял меня с нежностью и просил, чтобы я переносил своё положение с терпением и помнил, как страдали апостолы и первые отцы Церкви», - вспоминал о протоиерее Петре «меланхолический» Иван Якушкин. «Он вёл себя как истинный служитель алтаря, исполненный христианского милосердия», - писал несостоявшийся «диктатор» восстания Сергей Трубецкой. «Он сделался утешителем, ангелом-хранителем наших матерей, сестёр и детей, сообщая им известия о нас», - рассказывал о батюшке соратник Пестеля Николай Лорер. Пётр Мысловский был потомственным священником, родом с Валдая, окончил семинарию и к моменту восстания уже более 20 лет служил в Казанском соборе. Общение с декабристами стало значительным событием в его жизни. Он собирался написать воспоминания, но не успел. Остались его письма и добрые отзывы о нём в мемуарах ссыльных. Рылеев: «...умираю во Христе» Вот что писал отец Пётр после казни Рылеева его жене Наталье: «Я был свидетелем, когда он торжественно примирился с совестию своею и с Всеблагим Отцом Небесным». Когда арестованный Рылеев узнал, что Николай I оказал существенную помощь его семье, это вызвало в нём душевное потрясение, переворот. Ещё недавно он планировал убить царя и гордо признавал: «Не христианин и не раб,/Прощать обид я не умею». И вдруг появились такие стихи: «Приникни на моё моленье,/Вонми смирению души,/Пошли друзьям моим спасенье,/А мне даруй грехов прощенье/И дух от тела разреши».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010