иеромонах Авель 2. Димитрий, Строитель Саровской пустыни Преемник первоначальника, один из ближайших учеников его, второй строитель Иеромонах Дорофей, в мире Димитрий, избранный самим Иоанном 1731 года, Строителем был 17 лет. Родом был из Кадомского уезда, звание церковнослужительского. 1705 года пришел он в пустыню к первоначальнику Иоанну, а в 1708-м пострижен в монашество; был у него в послушании, яко истинный ученик его, и во всех его трудах и скорбях соучастник; подражая примеру учителя, он был для всех образом смирения и трудов иноческих; ходил на общие послушания, – как то: сенные покосы, рыбные ловли. Ибо по уставу общежития, братия вся, кроме немощных и престарелых, выходили вместе на труды и сам попечительный, смиренный пастырь их душ и отец с ними. Вся жизнь его обогащена была трогательными примерами терпения, милосердия, благочестия; ревность к славе Божией, пламенная любовь его к Богу были постоянным достоянием благочестивой души его. Для большего союза братолюбия и для единообразного всём порядка строго исполнял между братиею чин общежительства, по уставу Афонской горы, преданный учителем. Не было в братии друг перед другом ни зависти, ни лести, ни раздора, ни рвения; а сохранялось удивительное с кротостью согласие, единодушие. Братия поручали ему свои души, он, как чадолюбивый и попечительный отец, имел неусыпное попечение о спасении их, отечески врачевал уязвленную от врага душу; попечительное, сердобольное, и мирное каждое слово его наставления направлено было к тому, чтобы поселить в братии мир, смирение, непамятозлобие, прощения обид, взаимное вспомоществование, признание своих слабостей, обуздание гордости и самолюбия, не мстительность, совершенную любовь до самоотвержения. Сей назидательный наставник был сам величайшим образом всех добродетелей, которым учил; своим благоразумием, твердостью характера, бескорыстием и примерной жизнью утверждал между ними общежития порядок, трудолюбие, послушание и братолюбие. Слух о святой его жизни более и более собирал к нему искавших жития безмолвного. Он проводил дни в непрестанной молитве; беседуя с приходившие братьями о предстоявших им подвигах, молился за них; никогда он не отягощался трудами постоянного попечения о назидании братии и не оставлял пользовать мудрыми советами добродетельных иноков до самой своей кончины. Посему все оказывали ему, по духу Евангельскому, беспрекословное послушание, нелицемерное и сыновнее почтение. Таким образом, все славили Бога жизнью и, под руководством своего опытного в духовных подвигах старца, созидали спасение душевное.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Милосердие Милосердие есть плод христианской любви. Взаимная любовь требует быть милосердным. Милосердие есть благоприятная ЖЕРТВА Богу. Господь выше всякой жертвы предпочитает милость. Милосердие есть свет. Быть милосердным – воля Божия. Слово Божие ублажает милостивых. Христианин должен ПОДРАЖАТЬ Богу в милосердии. Быть милосердными требует от нас имя христианина. Христиане должны быть милосердными друг к другу. Естество человеческое требует быть милосердным. Помогать друг другу, как члены в одном теле. Помогать друг другу, как воины на брани. Милосердие должно быть и духовным и телесным. Как человек из двух частей состоит, так и милость должна быть двоякого рода. Отсутствие милосердия свидетельствует об отсутствии христианского духа. Не имеющие милосердия далеко отстоят от Христа. Не помогающий ближнему не чувствует его нужды, и поэтому не находится в одном теле Церкви. Некоторые не хотят оказывать милосердие из-за роскоши, а не из-за жизненных необходимостей. Оставлять милосердие до смерти неразумно и опасно. Когда сам не можешь помочь ближнему, найди человека, который сделает это. Господь принимает не только дела, но и усердие и желание к деланию милости. Милость проявлять ко всем одинаково. Все, что имеешь, – Божие, поэтому уделять неимущим. Милосердие оказывать в зависимости от нужды. Милосердие истинное, когда оказывается людям, не заслужившим его. Милосердие оценивается по усердию. Милосердие оценивается не от количества, но от усердия. Милосердие истинное, когда оказывается без принуждения. Милосердие истинное, когда делается добро без всякой выгоды для себя. Милосердие оказывать ради славы Божией. Не превозноситься оказанной милостью, а для этого забывать о своих добрых делах. Не допускать ТЩЕСЛАВИЯ, чтобы не потерять награду. Милосердие ради самолюбия не истинное. То, что создание Божие всем одинаково служит, побуждает к милосердию. Обращение к Богу с молитвой о милости побуждает самих быть милостивыми (8, с.506–514). Что такое милосердие Христианское милосердие – это особое чувство, которое имеет своим источником Бога и которое выражается в доброте, благожелательности, сострадании к ближним, в долготерпении к согрешающим и прощении обид врагам. Эта добродетель неизменно сопутствует любви, как теплота огню (7, с.237).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

(Объяснение 136-го псалма в приложении к вопросу о духовном обновлении наших дней) 1 На реках вавилонских, тамо сидохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона… Кто не знает или не слыхал этого чудного псалма? Пением его Св. Церковь оглашает слух наш в три приготовительные к настоящему посту недели, призывая нас к покаянию. И кто из слышавших трогательное пение этого псалма, не умилялся не столько, конечно, скорбными мотивами пения, сколько трогающим сердце содержанием, изображающим плач иудеев на реках вавилонских об отнятом у них и разрушенном Иерусалиме?.. Дщи Вавилоня окаянная! Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень – вот грозные и страшные слова, которыми заканчивается в псалме этот плач. Голос мести слышится некоторым в словах этих, и они кажутся им так не согласующимися с учением Господа о прощении обид и о любви к врагам. И эти, так по-видимому прямо противоречащие учению Христа Спасителя, слова ветхозаветного псалмопевца, Церковь Христова заповедует чадам своим петь перед наступлением таких дней, когда мы для получения от Отца Небесного прощения согрешений своих, должны и сами отпускать человекам согрешения их ( Мф.6:14 ). Непонятно... Так в личной жизни каждого из нас в отдельности. Страшно тяжелые дни переживаем мы и в своей общественной жизни, как сыны Православной России. Уже год тому назад соседний языческий и, казалось нам, не могущественный народ коварно напал на наши владения; полилась кровь наших братьев и льется доселе и чем дальше, тем больше – теперь уж не каплями и струями, а целыми потоками. На весь мир прославившееся храбростью воинство наше терпит поражение за поражением; слава России, как великой державы, омрачена и даже поколеблена, по крайней мере, по мнению недоброжелательствующих ей западных соседей; силы ослаблены и дух многих из именующих себя сынами России упал и, что особенно горько, падение это, несомненно под воздействием недругов русского народа, выражается в грубой и безумной форме недовольства самим строем нашей общественно-государственной жизни. Объясняя этим строем наши военные неудачи на востоке, малодушные недовольцы осуждают самую войну и, крича постоянно о мире, хотя бы и позорном, с приподнятым лицом указывают на исповедуемого Православной Россией Христа Иисуса, заповедавшего мир. А сам царь и народ православные и не думают полагать оружия, пока не поразят врага в конец и Церковь Православная благословляет эту волю царя и народа, ежедневно и ежечасно моля Бога о покорении под ноги их врага и супостата, в тоже время заповедуя пост и поя: на реках вавилонских...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Мати Молебница   Икона Мати Молебница Комментарии Всего комментариев: 829 2015/09/15, 14:37:41 Пресвятая Богородица, покрой меня своим покровом. Защити от врагов, от начальников, от клеветы, лжи, обид и обвинений. Помоги в моих нуждах, не оставь меня, примири меня с ненавидящими и обидящими. Пошли благодать твою на семью мою. Примири меня с РБ Андреем, смягчи сердце его злое. Дай нам силы и мудрости жить в мире, любви и согласии не унижая друг друга, не предавая и не изменяя. Осени нас Благодатью твоею. Прости нам все наши грехи и прими мое благодарение за твою помощь. Аминь. Наталья 2015/09/11, 07:55:06 Пресвятая Богородица прошу Твоих молитв о болящей грешнице Лидии и благодарю 2015/09/10, 20:04:05 Матушка Богородица возьми под покров Твой мою семью,отжени от нас всех враг видимых и невидимых,смири злые сердца людей направленных против нас,сохрани нашу семью в целости и сохранности,усмири аппетиты жадных чиновников.Прости нас грешных и недостойных раб Твоих,прости ,прости,прости. Наталия 2015/09/06, 21:34:07 Мамочка помоги пожалуйста! 2015/09/03, 22:04:05 О Пресвятая Владычице наша Богородица и " Приснодеве Мария! Моли Сына Твоего и Бога нашего Иисуса Христа о помиловании,прощении,оставлении грехов и изменении жизни к лучшему грешного и не достойного раба Божьего Александра. Александр 2015/09/02, 15:21:57 Пресвятая Богородица-Мати Молебница! Очень я волнуюсь перед консультацией врача! Пребывай со мной! Моли Господа Нашего о том., чтобы врач помог мне. И я получила исчерпывающие ответы. Богородица исцели мою душу и тело. Не дай лукавому довести меня сомнениями. Моли обо мне грешной. наталья 2015/09/02, 12:35:05 Милая Моя Матерь Божественного Сына Господа Нашего Иисуса Христа, умоляю тебя - ЖИЗНЬ МОЮ, помолись о т.б. Евгении одержимом бесом пьянства все Ты знаешь про него, все мы - перед Очами Твоими , все печали, болезни - перед Тобою, от Тебя мы получаем исцеления, Ты - Утешительница Наша, Услышь крик душ наших ПОМОГИ....

http://isihazm.ru/?id=2026&c_pid=7

Первое Рождественское послание, переданное 25 декабря 1948 года Говорит Нью-Йорк: Мы передаем теперь специальное послание епископа православной Русской церкви в Америке, декана Свято-Владимирской православной духовной академии в Нью-Йорке, епископа Иоанна Бруклинского. Мы передаем микрофон его преосвященству – владыке Иоанну. Сегодня западный мир празднует свой самый большой праздник, Рождество Христово. Этой ночью христиане Америки и других континентов духовно пришли к Вифлеемской пещере и склонились перед родившимся Спасителем мира… А мы, русские, послушные родной православной церкви, только ещё готовимся прийти к яслям, в которых лежит «Солнце Правды», Христос… За шесть недель до православного Рождества начинается у нас Рождественский пост – духовная подготовка к переживанию великого события. Сущность подготовки к празднику Рождества есть раскрытие и развитие в себе добрых сторон и лучших душевных качеств, высшей человечности. Прощение обид, освобождение себя и другого человека и от всяких недобрых чувств, честная самокритика, и активное творение добра во всех областях жизни, искренняя помощь людям… «Накормить голодного, посетить больного, утешить огорченного», это истинный пост, подготовка к встрече с Христом. Мы готовимся к этой встрече, обращая сердце свое к Богу и к человеку. Молимся Богу церковными и своими простыми словами, получая радость обновленной жизни. Некоторые говорят, что не верят в Бога, потому что «не видели Его своими глазами». Но разве люди всегда всё видят своими глазами, во что верят? Разве кто-нибудь когда-нибудь видел свой разум человеческий? Или доброту другого человека? Разрежьте мозг, вы не увидите там разума; вскройте физическое сердце – вы не увидите там доброты. Однако разум существует, сказывается в словах и делах человека, и не трудно бывает отличить злое сердце от доброго. Мы видим все это не глазами, а нравственной интуицией, сердцем, внутренней духовной нашей сущностью; этой же сущностью мы постигаем Бога и все подлинные ценности нашей жизни, которыми каждый день живём, и без познания которых мы не имели бы в себе ничего человеческого. Я говорю о ценностях правды, добра, красоты, истины, бескорыстия в отношениях к другому человеку, жертвенности, мужества, терпения, великодушия, любви и всех других подобных внутренних ценностях, на которых основана вся жизнь человечества и вся культура. Этих ценностей никто материально в мире не «видел», но в существовании их никто не сомневается; даже неверующие их признают, потому что без этих духовных понятий жизнь человеческая не имела бы в себе ничего человеческого и стала бы хуже звериной. И мы видим, как исчезают или затемняются в сознании людей эти высокие понятия жизни, люди делаются хуже зверей. «Никакой зверь не может быть так жесток, как человек», – правдиво сказал Федор Михайлович Достоевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Православный пост Православный пост/Сост. Д. Дементьев. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 48 с. — (Серия «Таинства и обряды») Что такое пост в православном понимании? Каково его значение и духовный смысл? Когда и как следует поститься по Уставу Церкви? Как избежать вреда от неправильного понимания поста? На эти и другие вопросы читатель найдет ответы в этой книге. Приводим отрывок из книги. Смысл поста Милости хочу, а не жертвы. Мф 9, 13 Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святогои делаешься духовным», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость», — отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов). Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души». Если у постящегося вместо покаянной молитвы, любви к ближним, совершения дел добра и прощения обид постом преобладают греховные качества души, то пост не является постом истинным, духовным, а оказывается лишь диетой. «Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, — говорит преподобный Иоанн Кассиан. — Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия. Пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель — молитва». И в другом месте: «Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога».

http://pravoslavie.ru/34032.html

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). От издательства Время земной жизни - краткий отрезок на пути в Вечность - дано человеку для покаяния. Но память человеческая слаба, и сам человек слаб и изменчив и оттого часто нуждается в напоминании: чего ради он создан, откуда ниспал, к чему призван. Душа его все больше спит, между тем как дни проходят, подобно бесследно исчезающим каплям дождя, и конец дольнего странствования неотвратимо приближается. Сего-то ради Церковь и установила выделить из общего течения дней особый, ни на что не похожий период - время Великого поста, время пробуждения души, плача о грехах, когда, помышляя о близком и страшном суде и как бы перед собою зря Всемогущего Судию, приходит человек в сердечное сокрушение и раскаяние. Но и это, впрочем, святое время может быть похищено у нас житейскою суетою и попечением о вещах скоропреходящих, если не позаботимся мы сами расположить свою душу внимать помыслам благим и спасительным, умиляющим и оживотворяющим сердце. Потребны в дни Великого поста размышления благочестивые и богоугодные, заставляющие забывать о тленном и устремлять свой взор к нетленному - Вечному Небесному Царству. Образец таких размышлений - в проповедях братского духовника обители Преподобного Сергия архимандрита Кирилла (Павлова), из которых и составился этот небольшой сборник. Речь проповедника невитийственна, слова тихи и благоуветливы, но вчитываешься в них, и постепенно замедляет свой бег, останавливается быстротекущее время, разрешается от тяжести нечувствия, словно отогревается застывшая душа, и - драгоценный дар Богу - слезы проливаются от сердца сокрушенного и смиренного… Слово в Прощеное воскресеньеО прощении обид Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Господе братия и сестры, с завтрашнего дня мы вступаем в великий подвиг святого поста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1458...

Простить и получить ощущение того, что ты простил – разные вещи. На пороге Великого поста Православная церковь отмечает Прощёное воскресение. О том, как научиться прощать, чем обида отличается от эмоциональности и как следует поступать с обидчиками, рассуждает иерей Дмитрий Туркин. Подходя к Великому посту, мы проходим через Чин прощения. В воскресный день мы приступаем к этому таинственному деланию, учимся прощать. Мы должны это делать всё время, но здесь мы подходим к этому с особым чувством. Прощать – дело непростое. Учиться прощать можно только у Господа Бога, всё остальное – вторично. Бог простил все наши грехи. Не только простил, но и пострадал за нас. Уже это сделал, уже приуготовил нас к тому, что мы прощены. И значит – мы должны трудиться. Кто помнит молитву «Отче наш», тот не только не может забыть слова «И остави нам долги наши, яко же и мы прощаем должником нашим», но должен постоянно иметь их в уме. Если мы каждый день по несколько раз читаем эту молитву и забываем о потребности прощать, то такая молитва формальна, она – просто сотрясение воздуха. Как прощать? В этом отношении бывает много заблуждений. Смешиваются два понятия: собственно простить и получить ощущение того, что ты простил. А это – две разные вещи. Дело в том, что все люди отличаются друг от друга – и физически, и душевно, и духовно. В душевном отношении люди бывают крайне раздражительными, нервными, обидчивыми. И таким людям прощать очень тяжело. Как им помочь? Как избавить их от этого постоянного состояния осуждения ближнего, обидчивости? Я считаю, что у них есть столько же возможностей, сколько у людей, которые не замечают обид. На мой взгляд, нужно просто очень захотеть простить человека, который тебя обидел. Просто захотеть – и не думать о том, что ты в этот момент чувствуешь. Нужно хорошенько понять, что эмоциональная окраска нашей жизни обманчива. Наше делание, наш труд, который мы употребляем для любых духовных задач – пост, молитва и старания простить ближнего, — их все надо отделить от душевных ощущений, которые мы по этому поводу испытываем.

http://pravmir.ru/svyashhennik-dimitrij-...

Разделы портала «Азбука веры» прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 1. Недели Триоди Великопостной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Неделя сыропустная I. Евангельское чтение. Зачало (17) от Матфея 6:14–21 14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. 16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения В эту последнюю подготовительную к посту неделю, называемую «преддверием покаяния, предпразднеством воздержания, предпутием поста,» Святая Церковь, напутствуя чад своих на подвиги Четыредесятницы, заповедует им в евангельском чтении украситься по преимуществу тремя добродетелями, без которых невозможно проводить в чистоте и святости великие дни Четыредесятницы. Эти добродетели: незлобие, пост и милостыня. 1) Первая добродетель, особенно необходимая для христиан в дни покаяния и поста, это незлобие (ст.14–15). Оно обнаруживается в искреннем прощении обид и оскорблений, причиненных нам ближними. а) Все мы грешники и нуждаемся в отпущении грехов. Отец небесный готов простить нам все грехи, если только мы с своей стороны прощаем нашим ближним. « Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный » (ст.14). б) Напротив, « а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших » (ст.15).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Дионисий Свечников, психолог Наталья Ярасова " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 9  голосов:  4.7 из  5) Протоиерей Дионисий Свечников и психолог Наталья Ярасова для «Азбуки супружества» Жизнь каждый день испытывает нас на прочность. Дома, в школе, на работе, в транспорте, магазинах мы сталкиваемся с неприятными ситуациями. И каждый раз нам приходится делать выбор: стерпеть или сорваться, «психануть» – расплакаться, выругаться, покричать, поскандалить или даже ударить. Иногда этот выбор приводит к решению – уйти или остаться. Определяется этот выбор нашим воспитанием, нашими представлениями о чувстве собственного достоинства и о том, как мы должны поступать в сложных ситуациях. Многое зависит от стойкости нашей нервной системы: усталость и довлеющий стресс лишают нас выдержки. Множество разных факторов определяют то, как мы относимся к раздражающему воздействию на наши «личностные границы» и как долго мы готовы терпеть их нарушение. Для верующего человека вопрос терпения требует осмысления с позиции православной веры. Как поступать, когда тебя обижают, унижают, всячески зажимают? Церковь учит, что терпение обид, даже незаслуженных, для христианина является добродетелью. Но на бытовом уровне зачастую внешнее сдерживание себя, подавление эмоций вовсе не означает того самого христианского терпения, находящегося в тесной связи со смирением и прощением. Не выдав ответной реакции, человек нередко остаётся во власти гнева и злопамятства. Терпит порой до возникновения неврозов и депрессий, или даже до развития необратимых болезней и травм. Терпение, которое должно, казалось бы, сохранять здоровье и отношения между людьми, давать ощущение мира и покоя в душе, становится разрушающим личность фактором. Так правда ли, что христианин должен всё терпеть? О терпении протоиерей Дионисий Свечников, руководитель молодежного отдела Бакинско-Азербайджанской епархии и Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП.

http://azbyka.ru/semya/o-terpenii/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010