4. Цель и содержание настоящей работы ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ 1. Священное Писание в православной Традиции 2.Учение преподобного Симеона о Священном Писании 3. Библейские аллюзии и цитаты у преподобного Симеона 4. Примеры толкования библейских текстов у преподобного Симеона 5. От буквы к духу 6. От аллегории к мистической типологии ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И БОГОСЛУЖЕНИЕ 1. Основные принципы и элементы богослужения в раннем монашестве 2. Монастырское богослужение в Константинопо­ле времен преподобного Симеона 3. Суточный круг богослужения в писаниях преподобного Симеона 4. Литургия и Причастие. Как часто монахи причащались? 5. Аспекты евхаристического благочестия преподобного Симеона 6. Годичный круг церковных праздников у преподобного Симеона ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И СТУДИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ 1. Студийский монастырь и его просветительская деятельность 2. Духовное руководство в студийской традиции 3. Сведения о жизни преподобного Симеона Студита 4. Аскетическое учение преподобного Симеона Студита А. Покаяние и слезы Б. Молитва В. Духовное руководство и исповедь Г. Различные аспекты аскетической практики 5. Развитие аскетических идей преподобного Симеона Студита в творениях преподобного Симеона Нового Богослова 6. Сравнительный анализ мистицизма преподобных Симеона Студита и Симеона Нового Богослова ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. КРУГ КЕЛЕЙНОГО ЧТЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. Что читал преподобный Симеон? Святоотеческие аллюзии и цитаты в его произведениях 2. Преподобный Симеон и агиографическая литература Б. Современные святые ГЛАВА ПЯТАЯ. ТРИАДОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛЕМИКА В ТВОРЕНИЯХ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. «Отец Мой более Меня» 2. «Как ты отделяешь Сына от Отца?..» ГЛАВА ШЕСТАЯ. СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БОГОСЛОВИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. Истинный богослов 2. Непостижимость Бога 3. Божественные имена 4. Апофатическое богословие 5. «Бог есть свет» ГЛАВА СЕДЬМАЯ. АНТРОПОЛОГИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В СВЕТЕ ПАТРИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 1. Двойная природа человека 2. Образ и подобие 3. Предназначение человека ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В СВЕТЕ ПАТРИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 1. Церковь и спасение 2. Церковная иерархия 3. Таинства ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. МИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ 1. Слезы и покаяние 2. Боговидение 3. Божественный свет 4. Экстаз 5. Бесстрастие 6. Обожение ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Мистический опыт и церковное Предание. Место преподобного Симеона в Православной Церкви 2. Влияние преподобного Симеона на последующее развитие восточно-христианского Предания Библиография Сокращения

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Arhiva La mnstirea stavropighial de clugri Donskoi, or. Moscova, a avut loc consftuirea egumenilor i egumenelor Bisericii Ortodoxe Ruse 24 mai 2018 12:40 23 мая 2018 года в Донском ставропигиальном мужском монастыре Москвы игумены и игумении монастырей Русской Православной Церкви обсудили актуальные вопросы монастырской жизни.  Перед началом совещания его участники молитвенно почтили память архимандрита Венедикта (Пенькова) , наместника Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь . Во вступительном слове председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност  передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В первой части собрания наместники и игумении ставропигиальных монастырей заслушали сообщение пресс-секретаря СОММ архимандрита Мелхиседека (Артюхина), настоятеля московского подворья монастыря Оптина пустынь, об информационной работе Отдела за отчетный период. Архимандрит Мелхиседек напомнил участникам собрания о необходимости улучшить работу монастырей в социальных сетях. Особенностью текущего момента является то, что молодые люди черпают всю информацию из социальных сетей, и количество подписчиков монастырских страниц в ряде случаев превышает количество посетителей сайтов этих монастырей. По мнению архимандрита Мелхиседека, социальные сети сегодня стали важной площадкой для просветительской деятельности, и монастыри должны позаботиться о том, чтобы молодежь имела возможность получать духовную пользу в информационном пространстве и находить правдивую информацию о жизни Церкви. Пресс-секретарь рассказал о страницах Оптиной пустыни и Валаамского монастыря , благодаря  которым за достаточно короткий период времени стали более посещаемыми сайты этих обителей, а также о том, какая информация пользуется наибольшей популярностью среди подписчиков. Пресс-секретарь СОММ привел примеры присутствия в социальных сетях церковных людей и особо отметил важность личного участия священников в этой работе.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5210136...

Arhiva Regulamentul cu privire la mitropoliile Bisiericii Ortodoxe Ruse (din 15 octombrie 2018) 15 octombrie 2018 22:09 Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года ( журнал ). Дополнен решениями Священного Синода от 27 декабря 2011 года ( журнал 153 ). 15 октября 2018 года Священный Синод утвердил новую редакцию Положения ( журнал 83 ). 1. Одной из форм организации взаимодействия епархий в Русской Православной Церкви являются митрополии, включающие в себя две или более епархии. 2. Митрополия учреждается с целью координации богослужебной, пастырской, духовно-просветительской, образовательной, миссионерской, молодежной, издательской, информационной, социальной, благотворительной деятельности епархий, входящих в ее состав, а также их взаимодействия с обществом и органами светской власти. 3. Решение о создании или упразднении митрополии, о её наименовании, а также о составе входящих в неё епархий принимается Священным Синодом Русской Православной Церкви (далее — Священный Синод) с последующим одобрением Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (далее — Архиерейский Собор). 4. Епархии, входящие в состав митрополии (далее — «епархии митрополии»), находятся в прямом каноническом подчинении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (далее — «Патриарха»), Священного Синода, Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви. 5. Вышестоящей инстанцией для епархиальных церковных судов епархий митрополии является Высший общецерковный суд Русской Православной Церкви. 6. По мере надобности, но не менее одного раза в квартал, в митрополии созывается архиерейский совет митрополии (далее — «архиерейский совет») в составе всех епархиальных и викарных архиереев митрополии, а также секретаря архиерейского совета, назначенного главой митрополии. Примечание : в случае, если секретарь архиерейского совета не имеет епископского сана, он участвует в заседаниях архиерейского совета с правом совещательного голоса.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5284260...

Arhiva Regulamentul intern despre Exarhatul Patriarhal din Europa de Vest 26 februarie 2019 21:30 Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 февраля 2019 года ( журнал 7 ). 1.Патриарший Экзархат Западной Европы (далее — «Экзархат») является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, созданным в целях координации религиозно-просветительской, издательской, социальной, образовательной и миссионерской деятельности епархий и других канонических подразделений Русской Православной Церкви, расположенных на территории Экзархата и входящих в его состав. 2. Решения о создании или роспуске Экзархата, о его наименовании, территориальных границах и составе входящих в него епархий принимаются Священным Синодом Русской Православной Церкви (далее — «Священный Синод») с последующим утверждением Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (далее — «Архиерейский Собор»). 3. В сферу пастырской ответственности Экзархата входят следующие страны: Княжество Андорра, Королевство Бельгия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Ирландия, Королевство Испания, Итальянская Республика, Княжество Лихтенштейн, Великое Герцогство Люксембург, Республика Мальта, Княжество Монако, Королевство Нидерландов, Республика Сан-Марино, Португальская Республика, Республика Франция, Швейцарская Конфедерация. 4. Экзархат осуществляет свою деятельность в соответствии со священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви (далее — «Канонический устав Русской Православной Церкви»), настоящим Положением, а в случае государственной регистрации Экзархата в качестве юридического лица — в соответствии с Уставом Экзархата. 5. Решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви, Архиерейских Соборов и Священного Синода являются обязательными для Экзархата, а также для входящих в его состав епархий и других канонических подразделений Русской Православной Церкви. 6. Высший общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются для Экзархата церковными судами высшей инстанции.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5379626...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад Председателя Синодального отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора В своем выступлении на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года архиепископ Костромской и галичский Александр рассказывает о деятельности возглавляемого им отдела и о тех мероприятиях, которые проводит Отдел по делам молодежи и связанные с ним молодежные организации. Ваши Преосвященства! Двадцать лет прошло после судьбоносных событий празднования 1000—летия Крещения Руси, знаменовавших благоприятные перемены во взаимоотношениях государства и Русской Православной Церкви. Уже в начале 90—х годов наряду с развитием первых церковных инициатив в области миссионерского и социального служения был создан ряд православных молодежных организаций (братств). В 1991 году в Москве с успехом прошел Съезд православной молодежи, завершившийся образованием Всецерковного православного молодежного движения – самого крупного братства в лоне нашей Церкви. К началу XXI века Русская Православная Церковь столкнулась с задачей ввести в канонические рамки всё более расширяющуюся активность православной молодежи в различных епархиях. В декабре 2000 года Священный Синод, реализуя определение Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о совершенствовании миссионерской и духовно—просветительской работы в молодежной среде, образовал Отдел по делам молодежи Московского Патриархата. Председателем новообразованного Отдела был утвержден архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев). За минувшие 8 лет своего существования Синодальный отдел по делам молодежи неизменно пользовался деятельной поддержкой и руководствовался мудрыми наставлениями Предстоятеля нашей Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который, обращаясь к подвижникам православного молодежного служения, в частности, говорил: «Ваш труд нужен обществу, страдающему от безверия и нравственных пороков. Будьте смелее, дерзновенней. Священноначалие всегда поддержит вас в новых начинаниях, поможет осуществить новые молодежные инициативы».

http://sedmitza.ru/lib/text/429976/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации О монастырях и монашеской жизни. Доклад архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателя Синодальной комиссии по делам монастырей, на Архиерейском Соборе 2008 г. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые владыки! Вновь мы обращаем наше соборное внимание на современную монастырскую жизнь. Нет нужды говорит о том, что за последние 15-20 лет общая картина монашеской жизни в нашей Церкви претерпела столь существенные изменения, каких не было ранее в истории. Действительно, подлинным чудом является столь бурное и масштабное возрождение обителей иноков и инокинь, возобновление традиционной деятельности монастырей как в области устроения внутримонастырского порядка, так и в сфере многообразного служения, которое осуществляют обители в просветительском, миссионерском, социальном и других направлениях. Слава Богу, стало возможным, обратилось в реальность наших дней то, о чем не могли даже помыслить многие из нас, кто отчетливо помнит состояние церковной жизни на рубеже 1980-х - 1990-х годов. В этой связи особое слово хочется посвятить актуальному вопросу, на который уже неоднократно указывал Святейший Патриарх в своих Первосвятительских обращениях - на внутреннюю жизнь наших обителей, на то, как понимается иноками и послушниками цель и содержание этого особого жизненного пути - пути, на который встает человек, по милости Божией обретший в себе силы и решимость услышать евангельское призвание: «вы-соль земли... вы - свет миру» (Мф. 5, 13-14). К сожалению, приходится констатировать, что глубоко осознанного восприятия тех принципов монашеского бытия, которые заложены его основоположниками и продолжателями их подвига в истории Православной Церкви, мы в современных обителях почти не находим.

http://sedmitza.ru/lib/text/429994/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Положение о наградах Русской Православной Церкви I. Преамбула. Награды Русской Православной Церкви (далее награды) являются формой поощрения духовенства и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием – в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах. Награды существуют двух видов: иерархические и общецерковные. II. Иерархические награды Русской Православной Церкви. Служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения. Иерархическими наградами являются: - повышение в сане; - элементы литургического облачения, несущие духовное значение; - богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, или до «Отче наш») В соответствии со своей градацией награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконства. Возложение наград для священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем, либо, по его благословению – викарным архиереем. При возложении иерархических наград архиерей возглашает «аксиос». Награды клириков в форме служебных отличий регулируют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии. 1. Последовательными наградами для епископата являются: - Возведение в сан архиепископа - Возведение в сан митрополита Награждение производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 2. Право ношения второй панагии, преднесения креста и примикирия за богослужениями. Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всея Японии .

http://sedmitza.ru/lib/text/429637/

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Царский Венец» В историческом районе города Гатчина Мариенбурге открылась фотовыставка Ирина Ахундова   09:20 25.08.2023 766 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено автором 24 августа на территории храма Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге открылась привезённая из Москвы передвижная фотовыставка «Царский Венец», организованная одноименным Просветительским обществом. Важность царской темы прекрасно понимает настоятель храма протоиерей Антоний Антипов, который помнит слова святого преподобного Анатолия Оптинского младшего. Он говорил: «Судьба царя – судьба России. Заплачет царь – заплачет и Россия. Не будет царя – не будет и России». Созданная в столице России на народные деньги выставка, рассказывающая о жизни и трагической судьбе семьи последнего российского Императора Николая II, в годы правления которого Российская Империя достигла небывалых успехов в разных сферах деятельности, пройдет во многих регионах нашего Отечества.

http://ruskline.ru/politnews/2023/08/25/...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Добрый друг, внимательный педагог, известный ученый! Протоиерею Сергию Рыбакову — 65 Игорь Метлик   09:45 14.02.2020 892 15 февраля исполняется 65 лет постоянному автору «Русской народной линии», кандидату физико-математических наук, настоятелю Покрово-Татианинского храма города Рязани, председателю Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерею Сергию Рыбакову . Редакция РНЛ от всей души поздравляет отца Сергия с юбилеем, желает помощи Божией в его служении, успехов в научной и просветительской деятельности, духовного и телесного здравия, многая и благая лета! В редакцию «Русской народной линии» поступил поздравительный адрес от заведующего лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, профессора кафедры общей и социальной педагогики педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кафедры истории и культуры религий народов России Московского института открытого образования, эксперта Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, комиссии Общественной палаты России по межнациональным отношениями и свободе совести, заведующего Научно-методическим кабинетом Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, доктора педагогических наук Игоря Витальевича Метлика :

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/14/do...

II.6. Миссионерская деятельность О православной миссии в современном мире (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1994 г.) Господь заповедал Своим апостолам, ученикам и последователям быть Ему свидетелями даже до края земли ( Деян. 1:8 ). Он сказал: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф. 28:19–20 ). От времен апостольских это свидетельство является неотъемлемой частью жизни Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и находит путь к сердцам людей. Верная заветам Господа и святых апостолов, Русская Православная Церковь издревле свидетельствовала о Христе, возвестив слово евангельской истины многим народам земли. При этом вся история распространения христианства нашей Церковью отличалась большой разнородностью и своего рода вселенским характером, не укладывающимся в рамки одного этноса. Условия миссионерского служения Русской Церкви никогда не были легкими, однако она смогла просветить Светом Христовым многие миллионы людей не только на своей первоначальной канонической территории – Киевской, Новгородской и Московской Руси, но и на бескрайних просторах трех частей света, до Китая, Японии и Америки. Миссионерское и просветительское служение нашей Церкви было прервано революцией 1917–1918 годов, после которой главным свидетельством нашим стал подвиг мученичества, которым архипастыри, пастыри и миряне Православной Руси прославили Господа и Спасителя. Сегодня Церковь Русская возрождает свою полнокровную жизнь в условиях свободы. Однако, благодаря Господа за избавление от внешних оков, мы с тревогой отмечаем, что радикальные изменения, происходящие в нашем обществе, вызвали к жизни такие отрицательные явления, как мировоззренческая растерянность людей и возникновение духовного вакуума, который все больше заполняется псевдокультурой, пропагандой насилия, порока, вражды, преступности, безнравственности. Особенно тревожит то, что духовной дезориентированностью наших соотечественников пользуются бесконтрольно действующие в наших странах инославные и нехристианские проповедники, отрывающие от Матери-Церкви души людей, принявших в ней Крещение или связанных с ней историческими и культурными корнями. Опасение вызывает также стремление вовлечь духовно неопытных людей в сети тоталитарных сект, псевдорелигий, оккультных учений и даже групп сатанистов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010