ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Заседание Епархиальной Комиссии Москвы по церковно-социальной работе 04.04.2003 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Русская Православная Церковь осуществляет мероприятия, направленные на активизацию и расширение социального служения. Среди первоочередных задач Церкви – работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, а также с бездомными людьми и вообще всеми, кто оказался в трудной жизненной ситуации. 3 апреля в Голицинском кабинете храма святого благоверного царевича Димитрия при Первой Градской больнице состоялось первое заседание Епархиальной Комиссии г. Москвы по церковно-социальной работе в новом, расширенном составе. Заседание возглавил председатель Комиссии протоиерей Аркадий Шатов, настоятель храма св. благоверного царевича Димитрия. В соответствии с решением Епархиального собрания Москвы в координации церковно-социальной работы впервые принимают участие представители всех благочиний. Состав Комиссии увеличился с 4-х до 24-х человек. Многие из них уже имеют опыт деятельного социального служения: окормления больниц, работы с бездомными, организации церковных детских домов. Комиссия определила направление работы на 2003 год. По окончании заседания протоиерей Аркадий Шатов ответил на вопросы корреспондента «Седмицы.Ru»: – Отец Аркадий, с чем связана необходимость расширения состава Комиссии по церковно-социальной работе? - Сейчас Церковь накопила уже достаточно сил для проведения активной благотворительной деятельности. Появилось много социальных проектов, которые нуждаются в организации. Сейчас очень многое делается Церковью в социальной сфере, и для того, чтобы эту работу организовывать и координировать, нужно привлечь к этому больше людей. С другой стороны, в стране обострились социальные проблемы, в частности – с беспризорными детьми, с бомжами, в решении которых Церковь могла бы участвовать. Поэтому сейчас Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обращает особое внимание всей Церкви на социальную деятельность. Комиссии по церковно-социальной работе действуют сегодня в большинстве епархий Русской Православной Церкви. В докладе Святейшего Патриарха Алексия, недавно представленном на епархиальном собрании Москвы, вопрос о социальной деятельности в столице занимал очень важное место. Знаком особого внимания Его Святейшества к этой работе является и расширение состава Комиссии по социальной деятельности, а также включение в эту Комиссию представителей всех благочиний города Москвы.

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=33

Закрыть itemscope itemtype="" > " Свет Христов просвещает всех " . Деятельность православных миссионеров на Кубе и в Африке 17.11.2007 378 Время на чтение 4 минуты Деревня в Конго названа в честь православного миссионера Вот уже несколько лет греческое православное общество " Косма Этолийский " ведет активную миссионерскую деятельность в Африке. Частью этой работы стало строительство храма во имя Космы Этолийского, общеобразовательной школы, духовного центра и поликлиники в деревне Baba-Kosmas в Конго. Деревня и культурно-просветительский комплекс построены и названы в честь " апостола Заира " - православного миссионера отца Космы (Асланидиса), трагически погибшего в дорожно-транспортном происшествии 27 января 1989 года. Построенный на месте автокатастрофы комплекс должен способствовать духовному и социальному развитию региона: уже сейчас вокруг храма и школы селятся люди из окрестных селений. Большое количество местных жителей принимает Православие; недавно состоялась хиротония священника, который не только будет служить во вновь построенном храме, но и курировать реализацию всех благотворительных и социальных программ. Показательно, что отец Захария (так зовут священника) является коренным жителем этой области. Куба - страна, которая любит Православие С каждым новым посещением Кубы митрополит Мексики Афинагор убеждается, что эта страна постепенно становится форпостом Православия в Центральной и Латинской Америке. В ходе очередного визита владыки были рукоположены трое священнослужителей: два иерея и один диакон. В частности, священнический сан принял Афанасий Индес Фернандес, которого предполагается сделать ректором строящейся Духовной академии в Гаване. Отец Афанасий - бывший католик и преподаватель отделения истории искусств Гаванского университета. В Православие он пришел после долгих исканий и кропотливого изучения Священного Писания и Предания (для этого он даже самостоятельно выучил древнегреческий и новогреческий языки). Три года назад (как раз тогда отец Афанасий крестился в Православие) руководство Гаванского университета предложило ему отправиться в Японию для изучения японского искусства и языка, чтобы впоследствии возглавить соответствующую кафедру в университете. Несмотря на оказанную ему честь и открывающиеся перспективы, он ответил на это заманчивое предложение отказом и ушел из университета, предпочтя посвятить свою жизнь служению Православию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, прошел круглый стол, посвященный церковной реабилитации наркозависимых. 30 июня. ПРАВМИР. 27 июня 2012 года в духовно-просветительском центре при храме Рождества Христова в Обнинске под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, прошел круглый стол, посвященный церковной реабилитации наркозависимых, сообщает Патриархия.ru . Участники обсудили проект документа «О деятельности Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых», подготовленный профильной Комиссией по вопросам организации церковной социальной деятельности Межсоборного Присутствия. Во вступительном слове председатель Комиссии митрополит Климент отметил серьезность и масштабность проблемы наркомании. В связи с этим владыка подчеркнул, что Церковь «должна обратить пристальное внимание на тех, кто хочет выбраться из наркотической зависимости». Руководитель направления по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению игумен Мефодий (Кондратьев) рассказал об истории создания проекта документа «О деятельности Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых» и тех изменениях, которые были внесены в его последнюю редакцию. Отец Мефодий отметил, что в результате усилий многих священников и прихожан была создана новая оригинальная методика социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине. Основные принципы данной методики сформулированы следующим образом: Церковная реабилитация есть, в первую очередь, результат действия Божественной благодати, являемой в церковных Таинствах; Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины; Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации. Отец Мефодий подчеркнул, что наркомания — это и грех, и болезнь. Преодоление греховного недуга возможно только при желании самого человека выйти из зависимости. Игумен Мефодий разъяснил, что Церковь осваивает также эффективные методики работы с наркозависимыми, возникшие в разных странах мира.

http://pravmir.ru/v-cerkvi-obsudili-cerk...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Оглавление Пояснительная записка Введение Церковного образовательного стандарта по подготовке катехизаторов обусловлено необходимостью качественного развития катехизической деятельности в Русской Православной Церкви на современном этапе. Катехизация, как содействие уверовавшему в Бога человеку в обретении основ православного мировоззрения и образа жизни по Христовым заповедям, в сознательном и ответственном участии в литургической жизни Церкви, должна осуществляться на системной основе и быть обеспечена подготовленными к этой деятельности кадрами. В связи с решением Священноначалия о введении штатной оплачиваемой должности катехизатора на приходе и в благочинии на всей канонической территории Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор 2011 года постановил разработать механизмы подготовки катехизаторов (Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 февраля 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п.18)). Первыми учреждениями, начавшими осуществлять систематическую подготовку катехизаторов, стали катехизаторские (богословско-педагогические) курсы. С начала 90х гг. курсы – наиболее распространенная форма образования в основном для мирян, желающих осуществлять духовно-просветительскую деятельность на приходах. Учащиеся курсов получают базовую богословскую подготовку, а также основы педагогической и катехизаторской работы. Многие выпускники курсов осуществляют служение в качестве преподавателей воскресных школ для детей и взрослых. Однако на настоящий момент в ряде епархий отсутствуют подобные центры подготовки катехизаторов, а имеющиеся работают по различным программам и предъявляют неодинаковые требования к выпускникам. Введение определенного стандарта призвано обобщить и систематизировать накопленный опыт подготовки катехизаторов с учетом современных задач, стоящих перед катехизацией, и, по возможности, распространить его во все епархии.

http://azbyka.ru/katehizacija/cerkovnyj-...

13 сентября 2015 года организаторы крестного хода радушно принимали в Усово почти 800 крестоходцев, умножая тем самым дух христианской любви, который царил среди них. О зародившейся четыре года назад новой традиции рассказывает одна из главных инициаторов крестного хода Анна Громова - председатель наблюдательного совета фонда «Елизаветинско-Сергиевское просветительское общество» (ЕСПО), помощник настоятеля Спасского храма в селе Усово, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории, где она занимается изучением гражданского общества. Анна Витальевна возглавляет широкую научную, просветительскую и издательскую деятельность ЕСПО, организует международные конференции, выставки и благотворительные базары. Она принимает самое активное участие в субботниках, паломнических поездках и других мероприятиях ЕСПО, куда приглашает елизаветинцев из разных регионов России и других стран. По молитвам Великой Матушки Анна Витальевна помогает не только словом, но и делом, не дожидаясь просьб о помощи. Будучи членом Попечительского совета программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания», которую проводил Фонд Андрея Первозванного, Анна Витальевна и после ее завершения продолжает идти дорогой милосердия. 30 мая 1914 года она была награждена орденом преподобной Евфросинии Московской , которым награждаются женщины за особый вклад в дело укрепления духовно-нравственных традиций в обществе, развития социального служения Церкви, за церковно-общественную деятельность, развитие церковно-государственных отношений и за усердные труды во благо Русского Православия . 15 марта 2015 года митрополит Ювеналий вручил Анне Громовой высокую Патриаршую награду - орден святой равноапостольной княгини Ольги III степени ( http://ippo.ru/news/2015/03/anna-gromova ), а 18 июля 2015 года епископ Каменский и Алапаевский Мефодий - медаль имени св. прмц. Великой княгини Елисаветы Феодоровны III степени за труды по продолжению дел милосердия и благотворительности на территории Каменской епархии.

http://ruskline.ru/analitika/2015/11/12/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Определение Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви 1. Освященный Архиерейский Собор возносит хвалу Господу за продолжающееся всестороннее возрождение церковной жизни на канонической территории Русской Православной Церкви. Собор с удовлетворением отмечает общую тенденцию к развитию всех составляющих епархиальной и приходской жизни. 2. Заслушав доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Собор одобрил деятельность Его Святейшества, Священного Синода и Синодальных учреждений в межсоборный период. Святейшему Патриарху выражена благодарность за многочисленные посещения епархий, за непосредственное архипастырское окормление ставропигиальных монастырей и приходов города Москвы, за постоянную заботу о церковной жизни. 3. Утверждаются решения Священного Синода об образовании Биробиджанской, Воронежской и Липецкой епархий, а также изменение границ Майкопской, Екатеринодарской, Бакинской и Ставропольской епархий. 4. Архиерейский Собор поручает Священному Синоду подготовить рекомендации для внесения в Устав Русской Православной Церкви раздела о межъепархиальном объединении в связи с решением об образовании в целях координации религиозно-просветительской, издательской, социальной и прочей общественно значимой деятельности Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. 5. Собор одобрил деятельность Учебного комитета по организации учебного и воспитательного процесса в Духовных школах Русской Православной Церкви. Признано целесообразным скорейшее получение Духовными школами государственной аккредитации при учете традиций церковного образования. 6. Сочтено необходимым повышение уровня научной работы, проводимой в духовных учебных заведениях. В связи с этим важной задачей представляется общецерковная координация научно-исследовательской деятельности, организационная и материальная поддержка церковной науки.

http://sedmitza.ru/lib/text/429718/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Протоиерей Владимир Силовьев. О перспективном планировании в деле православного книгоиздания Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства! Досточтимые пастыри, братия и сестры! Благодарю за предоставленную мне возможность выступить перед столь высоким собранием, — возможность, которую я ценю тем более, что в работе Издательского совета Русской Православной Церкви существуют проблемы, разрешение которых настоятельно требует благословения и поддержки священноначалия. Эти проблемы касаются как церковно-просветительских, так и экономических аспектов деятельности Совета и, как представляется, для их разрешения требуется увидеть взаимосвязь этих аспектов, чтобы решать весь комплекс проблем в целом. Описанию нынешнего состояния православного издательского дела, его сложностей и перспектив и будет посвящен мой доклад. Прежде чем даже просто обозначить все наши проблемы, хотелось бы сказать о том, в каком ключе их, как мы полагаем, следует рассматривать. Промыслом Божиим история России, ее культуры и государственности неразрывным образом связана с бытием Русской Православной Церкви. Достаточно хорошо известно, что в формировании государства Российского наша Церковь играла ведущую и, пожалуй, даже решающую роль. Известно также, что на протяжении всей отечественной истории в трудные времена именно голос Матери-Церкви побуждал россиян к действиям, направленным на благо Родины. Не следует забывать и о той важной роли, которую сыграли в развитии национальной экономики православные монастыри. Но хотелось бы подчеркнуть и основополагающую роль православной духовности в становлении и развитии национальной культуры, — ведь и сам язык русской литературы обязан своим существованием именно просветительской деятельности Православной Церкви. Переводы Писания, богослужебные книги, жития — вот источник русской письменности. Добавим, что и традиции русского искусства зародились в лоне церковных художеств, и именно в Церкви были созданы те шедевры, которыми восхищается вся мировая культура.

http://sedmitza.ru/lib/text/429568/

     На портале продолжается дискуссия вокруг проекта документа, призванного регулировать дополнительную профессиональную деятельность духовенства. Вашему вниманию предлагается отзыв митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. Считаю, что представленный проект может нанести серьезный ущерб пастырской и миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, в частности в диаспоре. На суд церковной общественности представлен сырой текст, содержащий множество сомнительных выводов и к тому же многочисленные стилистические погрешности (чего стоит хотя бы фраза «в исключительных случаях... могут быть допущены исключения» или словосочетание «иное светское лицо» после упоминания о священнике). Проект документа, в явном противоречии с его заглавием, не содержит списка профессий, совместимых со священством: перечисляются, притом в произвольном порядке, только несовместимые, что придает документу ярко выраженный запретительный характер. В числе вполне совместимых со священством занятий можно было бы упомянуть, в частности, преподавание и вообще работу в образовательных, просветительских организациях, а также организациях издательского, благотворительного, паломнического характера. Святой апостол Павел, как известно, рассматривал свою трудовую деятельность по производству палаток как добровольный подвиг. Авторы же представленного документа, возможно, мало знакомые с реальными условиями пастырской деятельности в современных условиях, особенно в малочисленных приходах диаспоры, почему-то склонны рассматривать трудовую деятельность духовенства как нечто терпимое Церковью, да и то лишь в силу необходимости. Церковь сегодня живет в стремительно меняющемся мире, который бросает ей все новые и новые вызовы, одновременно открывая новые миссионерские возможности. Для священнослужителя владение навыками, относящимися к иной профессии, может дать дополнительные возможности для проповеди, миссии и активного доброделания, к которому призывает Господь (Мф. 5, 16). Авторы документа, как кажется, об этом вообще не задумались.

http://pravoslavie.ru/103136.html

  разделы   рассылка  распечатать Митрополит Иларион: Благодаря православию наш народ смог сохранить национальный характер Источник:  Русская православная церковь 30 мая 2015 года гостем передачи " Церковь и мир " , которую на телеканале " Россия-24 " ведет митрополит Волоколамский Иларион, стал председатель Комитета Государственной Думы по образованию Вячеслав НИКОНОВ. МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу " Церковь и мир " . Недавно наша Церковь и вся наша страна праздновала день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – день славянской письменности и культуры. Сегодня мы поговорим о цивилизационном выборе нашего народа и о его значении в настоящее время. У меня в гостях – председатель Комитета Государственной Думы по образованию Вячеслав Никонов. Здравствуйте, Вячеслав Алексеевич! В. НИКОНОВ: Здравствуйте, Ваше Высокопреосвященство! Вопрос цивилизационного выбора, который сделала Киевская Русь много столетий назад, сейчас является, пожалуй, главным, что определяет развитие нашей цивилизации. Поэтому украинские политики, говоря сегодня о том, что перед ними стоит проблема цивилизационного выбора, явно заблуждаются, ибо этот выбор был уже сделан нашими предшественниками. Конечно, значение той колоссальной работы, которую проделали святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, невозможно переоценить. В XVI веке их деятельность называли вторым крещением Руси. Тогда была популярна концепция пяти крещений: первое – это деятельность Андрея Первозванного; второе – миссия Кирилла и Мефодия; третье – открытие первого русского православного прихода в Константинополе в IX веке; крещение княгини Ольги; крещение Руси святым князем Владимиром. В тот момент, когда византийский император Михаил III дал поручение Кириллу и Мефодию заняться просветительской деятельностью первоначально в Моравии, слово Божие распространялось только на трех языках: на древнееврейском, на греческом и на латыни. И то, что нашим предкам удалось воспринять сразу слово Божие на родном языке, стало колоссальным преимуществом. И, безусловно, Кирилл и Мефодий заложили основы не только письменности, но и основы нашей культуры.

http://religare.ru/2_106906.html

В жизни русского общества во второй половине XIX в. были заметны многие проблемы в области духовно-нравственных отношений, как об этом писал ревнитель просвещения и благочестия в России афонский старец Пантелеимоновского монастыря Арсений (Минин) (+1879):«Род человеческий насколько преуспевает в изобретениях, открытиях и прочих делах века сего, настолько тупеет в понятиях своих о духовной жизни. Разными прихотливыми желаниями человек опутал себя, как сетями, и от них не освободится до гроба» 858 . Важное значение в деле духовного просвещения сыграл Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне. Почему? Ответ читаем у автора книги «Русские на Афоне» А.А. Дмитриевского : «Ни одно из крупных явлений нашей внутренней политической или религиозной жизни не проходило незамеченным нашими афонскими иноками, которые чутко, даже до болезненности, прислушиваются ко всему тому, что происходит внутри их, хотя и покинутого, но все же близкого их сердцу дорогого отечества... Через Афонские издания за весь сравнительно еще недлинный период их просветительно-издательской деятельности посеяно немало добрых семян на не возделанной еще и обширной ниве нашего народного религиозно-нравственного просвещения» 859 . Духовно-просветительская, в частности, издательская деятельность на Святой Горе Афон имела широкие масштабы во второй половине XIX в. В то время Пантелеимонов монастырь стал одним из крупнейших издателей церковной духовно-нравственной литературы для России. Издательская деятельность имела несколько основных целей: во-первых, распространение высоконравственной духовной литературы в российском обществе; во-вторых, распространение информации об издательской деятельности русского монастыря на Афоне; в-третьих, сообщение сведений о монастыре с целью привлечения паломников и жертвователей из России. «В пользу духовного просвещения России, – пишет настоятель Московского подворья Афонского Свято- Пантелеимонова монастыря игумен Никон (Смирнов), – подверженной наплыву сект, распространению вольнодумства и нигилизма, а также старообрядческого раскола, наш афонский монастырь, скиты и кельи усилили издательскую деятельность, причем их книги можно было приобрести по самым дешевым ценам, а брошюры и листки распространялись тысячами, подчас бесплатно» 860 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010