В этом году Императорскому православному палестинскому обществу (ИППО) исполняется 130 лет. Эта общественная организация была создана с целью поддержать православие в Палестине, способствовать паломничеству и научно-просветительской деятельности. За всю историю России ИППО стало самой успешной организацией, действующей за границей. О русском присутствии на Святой земле, будущем христианских Церквей на Ближнем Востоке мы беседуем с Михаилом Борисовичем Пиотровским, директором Государственного Эрмитажа, председателем Санкт-Петербургского отделения ИППО. Формы взаимодействия —Михаил Борисович, в советское время Императорское православное палестинское общество продолжало существовать, хотя слова «императорское» и «православное» ушли из названия. Чем можно объяснить этот феномен? —Изначально Общество соединяло паломническую, просветительскую и научную деятельность. В зависимости от общей ситуации, один из видов деятельности мог преобладать. Например, после 1917 годаОбщество стало существовать, прежде всего, как научное «книжное» учреждение, поскольку паломничества в Палестину в советское время были невозможны. Научная составляющая позволила обществу сохранить юридическое лицо. В этом великая заслуга российских ученых, которые смогли лавировать, в чем-то уступая, а в чем-то отстаивая свои принципы, но развивая в сложной политической ситуации то, что было возможно. Благодаря им наука, связанная с Палестиной, эволюционировала во всех аспектах. Общество почти все время своего существования издавало «Палестинский сборник», где были представлены и семитология, и гебраистика, работы по восточному христианству и византинистике, даже жития святых. «Палестинский сборник» был самым блестящим научным журналом России. В нем серьезные научные труды издавались безо всякой оглядки на политику. Благодаря этому сохранялось Общество, а труды по востоковедению получили возможность публикации. В этом заслуга Нины Викторовны Пигулевской, которая была душой Палестинского общества в течение многих лет — великий ученый, сиролог, человек глубоко верующий и церковный. За участие в церковной жизни она была репрессирована, но успела многое сделать в защиту изучения восточных религий, в том числе восточного христианства. Она олицетворяла собой русскую интеллигенцию, которая умеет делать добро и правильные вещи при любом режиме.

http://pravoslavie.ru/54672.html

Г.Прозорова Скачать epub pdf Епископ Павел (Ивановский) – в миру Николай Иванович – родился в 1894 году в с. Сергиевском Крапивенского уезда Тульской губернии. Отец его, служивший протоиереем в храмах Тульской епархии, был для него образцом служения Богу и людям. Мать учила его страху Божию: учила ходить перед Богом и никогда не забывать Его присутствия. Дороги были юному Николаю и от многого зла всю жизнь охраняли его добрые материнские советы. Будучи от природы тихого и кроткого нрава, он еще более усовершенствовал эти драгоценные качества сначала под родительским кровом, а потом в Тульской духовной семинарии. Двадцати лет (после окончания семинарии) он стал работать в народной школе учителем. Однако искреннее благочестие, постоянная скромность и молчаливость, любовь к уединенной жизни обнаруживали в молодом преподавателе наклонность к монашескому бытию. Душа его стремилась не к земному, а к высшему, горнему богатству. И в 1896 году, согласно прошению, молодой человек был пострижен в монашество с наречением ему имени Павел. И всю свою дальнейшую жизнь о. Павел мог служить образцом монашеского жития. Вскоре он был рукоположен во иеромонаха и назначен миссионером-священником в Иргенский стан Забайкальской епархии. Здесь, среди полудиких монгольских племен начал благовестник Христов свою просветительскую деятельность. В 1900 г. его переводят на служение во Владивостокский архиерейский дом Владивостокско-Камчатской епархии. Одновременно он был зачислен студентом в Восточный Институт на китайско-корейское отделение и стал первым епархиальным стипендиатом. По окончании Восточного института в 1904 году о. Павел был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Корейской духовной Миссии в Сеуле. Отцу Павлу удалось продолжить дело своего предшественника архимандрита Хрисанфа – перевод ряда богослужебных книг на корейский язык. Вместе с корейским переводчиком И. Каном они проделали большую работу, переведя молитвослов, часослов, паримийник, служебник, требник, избранные службы из Октоиха, Триоди и праздничной Минеи, а также краткую историю Ветхого и Нового Завета, Катехизис, последование ко Святому Причащению и чин панихиды. Многие переведенные книги были вскоре отпечатаны в типографии, часть переводов так и осталась в рукописях. По благословению отца Павла рясофорный послушник Феодор Перевалов с помощью М.Г. Кима положил на ноты многие песнопения на корейском языке, сохранив при этом основы русских церковных мелодий. За 6 лет своего пребывания в Корее архимандрит Павел широко развернул проповедническую деятельность и создал 5 миссионерских станов, 7 школ на 220 мест для корейских детей, а также ряд молитвенных домов. С великою мудростию умел он убедить в истине Православия и немало язычников привел к Таинству Святого Крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

ЖМП 8 август 2011 /  18 августа 2011 г. Игумен Филарет (Булеков): Я никогда не ощущал себя в ЮАР в инокультурной среде Для многих храм Русской Православной Церкви на самом юге Африканского континента, — явление экзотическое. Между тем его прихожане живут полноценной христианской жизнью: участвуют в богослужениях, занимаются социальным служением, развивают широкую культурную и образовательную деятельность. О становлении прихода, его роли в жизни русскоязычного населения Южно-Африканской Республики рассказывает второй настоятель общины и строитель храма, а в настоящее время заместитель председателя Отдела внешних церковных связей игумен Филарет (Булеков). — Отец Филарет, в чем заключается миссия нашего прихода в ЮАР? — Когда наш приход в Южной Африке еще только открывался, перед ним ставилась определенная задача — пастырское окормление русскоязычного населения. ЮАР — это каноническая территория Александ-рийского Патриархата, где Русская Православная Церковь не может развивать собственную миссионерскую деятельность. Вместе с тем, находясь в постоянном тесном контакте с местным духовенством, представителями других епархий, существующих в ЮАР, мы всегда принимали посильное участие в общецерковных инициативах, в частности в миссионерских проектах, организованных Йоханнесбургской и Преторийской епархией Александрийской Православной Церкви. Нашей основной задачей всегда была миссия среди русскоязычных соотечественников. Большинство из них уехало в Южную Африку в начале 90-х годов, в те времена, когда заводы не работали, летчики не летали, музыканты не играли. Экономика и ситуация в стране в целом были шаткими. А ЮАР принимала специалистов и давала им возможность самореализации. В начале 90-х годов это были молодые люди от 25 до 40 лет, получившие советское воспитание и не имевшие религиозных корней. И когда на изломе девяностых годов здесь возник наш приход, перед священником стояла та же самая задача, что и в России, — воцерковление будущих прихожан, которые не видели ни бурного церковного возрождения в России, ни массового открытия храмов, ни воскресных школ, ни многочисленных передач по телевидению. Ничего этого в их жизни не было. В итоге приход стал для них реальным объединительным и просветительским началом.

http://e-vestnik.ru/interviews/igumen_fi...

Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 4 апреля 2017 года 4 апреля, 2017. Новостная служба 4 апреля в резиденции Предстоятеля УПЦ на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось первое в 2017 году заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. ЖУРНАЛ 01 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия относительно деятельности в г. Киеве подворья Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря. Справка: 27 января 2017 года на имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия поступило письмо игумена Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря архимандрита Евлогия относительно решения Собора Старцев обители о временном прекращении деятельности в г. Киеве подворья Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: Информацию принять к сведению.   ЖУРНАЛ 02 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия об учреждении и утверждении эскиза ордена Украинской Православной Церкви в честь «Преподобного Иова, игумена Почаевского» в трех степенях. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить: 1) учредить орден Украинской Православной Церкви в честь «Преподобного Иова, игумена Почаевского» в трех степенях. 2) утвердить эскиз ордена Украинской Православной Церкви в честь «Преподобного Иова, игумена Почаевского» в трех степенях.   ЖУРНАЛ 03 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт председателя Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам семьи Преосвященнейшего архиепископа Ровеньковского и Свердловского Пантелеимона о работе Украинской Православной Церкви с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Во главе всех процессов в России должна стоять духовность...» Беседа с Сергеем Вадимовичем Степашиным, Председателем Императорского Православного Палестинского Общества 30.09.2017 641 Время на чтение 15 минут - Уважаемый Сергей Вадимович, исполнилось 10 лет Вашей многогранной, плодотворной деятельности на посту Председателя Императорского Православного Палестинского Общества. Совсем недавно, посещая Курганскую область, Патриарх Кирилл в своем выступлении отметил и достижения возглавляемой Вами организации, и Ваш личный вклад. Какую роль играла Святая Земля в жизни нашего православного народа и каково значение ИППО в консолидации современного российского общества? - Да, мы совсем недавно отметили на Курганской земле 200-летие со дня рождения архимандрита Антонина Капустина, выдающегося ученого и церковного деятеля. Побывали в селе Батурино, где родился создатель Русской Палестины, где служили священниками его отец и дед. Места эти намоленные, святые. И я признателен Святейшему Патриарху Кириллу за то, что он сумел найти возможность туда приехать. Это первый визит Предстоятеля Церкви в Курганскую область за всю историю нашей страны. Архимандрит Антонин был Почётным членом Императорского Православного Палестинского Общества. Он заложил основы для укрепления русского присутствия в Палестине, всячески содействовал развитию русского православного паломничества во Святую Землю, укреплял отношения Российской империи и Русской Православной Церкви с христианскими народами Ближнего Востока. Наше Общество всегда считало архимандрита Антонина своим учителем, образцом и наставником. Надо сказать, что он никогда не был формальным Почётным членом ИППО. Прежде всего, потому, что он оказывал реальную поддержку Обществу в его деятельности на Святой Земле, помогал русским паломникам, вел научную работу, поддерживал образовательную и просветительскую деятельность. Одним из важнейших событий юбилейных торжеств этого года станет проведение 17 октября научной конференции «Вечно вещий образ Палестины». Она будет посвящена 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина Капустина и пройдет в Центре ИППО в Москве .

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/30/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вышел 3-й в 2017 году номер журнала «Родная Ладога» Традиционно в издании представлены разделы по основным культурно-просветительским и литературно-художественным направлениям 27.07.2017 649 Время на чтение 10 минут Материалом, определяющим и раскрывающим главную идею номера, является опубликованная в разделе «История и современность» статья митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова) (Петрозаводск) «Не умолкает славянская служба или " Дуб – русский! " », посвященная 200-летию со дня рождения известного деятеля Русской Православной Церкви архимандрита Антония (Капустина)». «С середины XIX века Палестина стала объектом пристального внима­ния западных стран. Пруссия и Франция, протестанты и католики решили упрочить здесь свое положение. И это им во многом удавалось, так как пра­вославные в Османской империи составляли этно-конфессиональное мень­шинство. Требовалось усиление позиции Русской Православной Церкви. Первая Русская Духовная миссия в Палестине под руководством архимандрита Порфирия была больше ознакомительной и представительской. Но именно она заложила основы просветительской деятельности для следую­щих миссий. 1 сентября 1865 года на место Начальника Миссии прибыл назначенный митрополитом Московским Филаретом архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) » , - пишет автор во вступительной части статьи, в которой на примере жизни и миссионерской деятельности архимандрита Антонина раскрывает значение и роль Российского государства в его борьбе за влияние и усиление позиций Русской Православной Церкви на ближнем Востоке. В этом же разделе - «История и современность» - публикуется отрывок из историко-литературного повествования санкт-петербургского писателя, постоянного автора журнала «Родная Ладога» Николая Коняева (Санкт-Петербург) «Последний путь Государя». Накануне 100-летия Октябрьской революции, автор, осмысливая её трагические последствия, пишет: «Завершая династию, Николай II пошел по пути страстотерпца Бориса. Командуя дружиной своего отца, равноапостольного князя Владимира, Бо­рис, несмотря на очевидное превосходство в силе, отказался от войны за великокняжеский престол с братом Святополком, пожертвовал собою ради предотвращения разорительной для страны междоусобной войны...

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/27/vy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мучительное расставание с Кураевым О подоплёке заявления митрополита Илариона (Алфеева) о возможном отлучении от Церкви пока ещё протодиакона 25.01.2021 6953 Время на чтение 5 минут Прошлая неделя, итак богатая на события, завершилась сенсационным заявлением председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона о возможном отлучении от Церкви пока ещё протодиакона, блогера Андрея Кураева, признанного Епархиальным церковным судом г. Москвы подлежащим извержению из священного сана. Владыка вспомнил, что когда-то Кураев сделал многое для Церкви: вёл просветительскую деятельность, публиковал книги, проводил лекции и люди благодаря его деятельности «приходили к Богу». «Но с какого-то момента он встал на противоположный путь, и сейчас он своей клеветой на Церковь многих отталкивает от Бога, и от религии, и от Церкви. Поэтому его, по сути, с Церковью ничего уже не связывает. И то, что он лишился священного сана, — это закономерный результат его деятельности. А если он эту деятельность будет продолжать в том же духе, то, наверное, за этим последует отлучение от Церкви», — предположил митрополит в эфире телеканала «Россия 24». Председатель ОВЦС также прокомментировал намерение Кураева подать апелляцию на решение о лишении его священного сана церковному суду патриарха Константинопольского Варфоломея. По словам митрополита, у бывшего протодиакона было много возможностей оспорить решение о лишении его сана. Он отметил, что Кураев «может подавать апелляции куда угодно, даже во Всемирную лигу сексуальных реформ, как советовал известный герой романа " Золотой теленок " Остап Бендер другому герою этого романа Паниковскому, жаловавшемуся на то, что его девушки не любят». «Он был запрещен в служении ещё в апреле, у него были месяцы на раздумья о своей собственной судьбе. Его приглашали в церковный суд, ничего там не происходило за закрытыми дверьми, трижды приглашали, и он не явился на суд. Поэтому решение принято, я думаю, что это решение не будет пересматриваться. Но апеллировать можно к кому угодно и куда угодно», — полагает владыка.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/25/mu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нельзя противопоставлять Церковь и музейную деятельность В Александро-Невской лавре начал работу воссозданный музей обители 23.01.2017 633 Время на чтение 6 минут Вчера в музейно-библиотечном корпусе Александро-Невской лавры была представлена постоянная экспозиция музея монастыря, сообщает сайт обители. Церемония открытия началась с молебна, который возглавил наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий. Владыка отметил, что открытие стоит рассматривать как возобновление деятельности музея, хотя прошло более ста лет, как древлехранилище было разорено и в экспозиции нет ничего из того, что было тогда. Большинство экспонатов относятся к XIX - началу XX века. Цели музея - просветительская и миссионерская, посетители смогут познакомиться не только с 300-летней историей лавры, но и с историей Церкви. Создатели экспозиции также хотели показать, что нельзя противопоставлять Церковь и музейную деятельность. «Мы не только используем сокровища культуры, но сохраняем их, - сказал наместник. - Хочется, чтобы между верующими и сотрудниками музеев было больше взаимопонимания». Владыка почтил память предыдущего хранителя музея - приснопамятной Лидии Соколовой, начинавшей его создание. Нынешний хранитель музея Роман Катаев отметил, что помощь в его организации оказали Музей истории религии, Эрмитаж и Военно-медицинский музей. Большинство витрин для экспонатов изготовили сотрудники реставрационной, столярной и других мастерских лавры. Основные экспонаты музея имеют отношение к лавре. Это облачения духовенства монастыря XIX века, (они затем стали реквизитом БДТ), иконы, исторические документы, большинство которых - копии оригиналов, хранящихся в Российском государственном историческом архиве. Вторая часть предметов - собрание икон, которые не были в лавре, а пришли из других источников, в том числе - резные Царские врата. Третья группа экспонатов связана с новомучениками и исповедниками российскими. Среди них - облачение расстрелянного в 1937 году настоятеля Исаакиевского собора протоиерея Леонида Богоявленского. Он возглавлял Александро-Невское братство в начале его деятельности. Другой экспонат - дверь из тюрьмы на Шпалерной улице. Возможно, в камере за этой дверью сидели осужденные священнослужители, ставшие новомучениками.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/23/ne...

игум. Иоанн (Рубин) Опыт воцерковления бывших неопятидесятников Протоиерей Сергий Дергалев Секретарь Ученого совета Белгородской православной духовной семинарии, руководитель Православного молодежного миссионерского центра, доцент кафедры теологии социально-теологического факультета Белгородского государственного университета, настоятель Богоявленского храма, г. Белгород, кандидат философских наук, доцент В г. Белгороде в Школе искусств 1 24 ноября 1995 г. состоялся первый съезд Православной молодежи Белгородской и Старооскольской епархии. На нем было принято решение организовать в г. Белгороде Православный молодежный миссионерский центр (ПММЦ). Главными задачами центра были: миссия и воцерковление молодежи, а также противодействие представителям новых религиозных движений, в том числе неопятидесятникам. Результатом апологетической деятельности стало то, что около 50 неохаризматов вернулись в лоно Православной Церкви. В 2013 г. ПММЦ исполнилось 18 лет. За эти годы сформировались основные направления миссионерской деятельности Центра: • миссионерская деятельность в молодежной, студенческой и школьной среде; • встречи и беседы с представителями новых религиозных движений; • катехизаторская деятельность – наставление православных христиан истинам веры; • совместные паломнические поездки, совершено более 50 паломничеств; • организация детских православных лагерей; • издательская деятельность; • дела милосердия – при храме святого великомученика Пантелеймона в городской больнице 2 создано сестричество, ведущее социальную и просветительскую работу. Большое значение имеет катехизаторская работа, способствующая более глубокому пониманию православными своей веры и формированию умения отстаивать православное вероучение в беседах с инославными и иноверными. В Белгородском государственном университете, на социально-теологическом факультете, проводятся катехизаторские занятия для всех желающих. На занятиях разбираются основы православного вероучения, читаются и комментируются Священное Писание и творения святых отцов, обсуждаются фильмы, включающие православную проблематику, затрагиваются острые вопросы современной жизни. Устраиваются и диспуты с представителями новых религиозных движений.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neopjati...

Итоговый документ секции «Миссионерское служение Церкви» XV Рождественских Чтений 31 января 2007 года. В рамках XV международных Рождественских Чтений под председательством архиепископа Иоанна (Попова), Председателя Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, работала секция «Миссионерское служение Церкви». Участники секции отмечали, что в современных историко-культурных и социально-политических реалиях миссионеры несут Благую Весть людям, которые еще не осознают своей потребности в Церкви. Это люди, разные по своему жизненному укладу, возрасту, образованию, интересам, профессиям. Во взаимоотношениях с ними миссионер обязан помнить, что он не пропагандист, не агитатор, а соработник Духа Святого, благовестник Слова Божия (1Кор. 3, 9). В этом году работа Миссионерской секции была посвящена смотру миссионерских программ. В епархиях нашей Церкви ведется не только индивидуальная миссионерская работа, но создаются и осуществляются методически грамотные, тщательно разработанные программы. На смотр было представлено 13 программ из различных епархий. 1. Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии. Программа реабилитации бывших адептов деструктивных сект. 2. Программы миссионерского отдела Кемеровской епархии: «Община» - комплексная миссионерская программа духовно-просветительской деятельности в производственной сфере; «Возрождение» - программа восстановления деятельности православной миссии среди коренного населения Кемеровской области; « Путь к себе» - реабилитация осужденных, алкоголиков, наркозависимых посредством духовно-нравственного диалога. 3. Новопашин Николай Олегович, руководитель Спасо-Преображенского реабилитационного центра для наркозависимых Ставропольской и Владикавказской епархии. Миссионерское служение среди наркозависимых в реабилитационном центре. 4. Мелешкина Ирина Дмитриевна, директор Центра духовного просвещения «СТУПЕНИ», Липецкая епархия. Внедрение и развитие программы «Дистанционное обучение основам православной веры заключенных и сотрудников УИС».

http://pravoslavie.ru/20692.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010