Кирилл, архиепископ Подольский и Брацлавский (Богословский-Платонов Константин Лукьянович) Родился 14 мая 1788 года в селе Воздвиженском (возле Троице-Сергиевой лавры) в семье священника. Учился в Троице-Сергиевой духовной семинарии. После смерти отца в 1806 году состоял стипендиатом митрополита Платона (Левшина , † 1812). В 1809 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1814 году окончил курс духовной академии со степенью магистра и оставлен в ней бакалавром. 28 августа 1814 года пострижен в монашество. В 1817 году назначен ректором Полтавской духовной семинарии и в том же году 29 июня – архимандритом-настоятелем Мгарского Спасо-Преображенского Дубенского монастыря. С 1819 года – ректор Московской духовной академии и настоятель Московского Новоспасского монастыря. В 1822 году получил ученую степень доктора богословия. С 26 октября 1824 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 26 марта 1827 года назначен епископом Вятским и Слободским. 24 января 1832 года возведен в сан архиепископа Подольского и Брацлавского. Скончался 8 марта 1841 года в Санкт-Петербурге, куда был вызван для присутствия в Святейшем Синоде. Погребен в Александро-Невской лавре в Златоустовской церкви. По своей разнообразной церковно-административной и духовно-просветительской деятельности преосвященный Кирилл оставил о себе память как о выдающемся архипастыре. Уже в годы ректорско-преподавательской деятельности он активный участник в деле перевода на русский язык Священного Писания. Он первый начал читать на русском языке свои лекции по догматическому богословию. Вступив на пост архипастырского служения, преосвященный Кирилл зарекомендовал себя пастырем милостивым, отечески нежным к сиротам, чутким к бедным, снисходительным к немощам и заблуждениям своих чад, христиански терпеливым и справедливым, близким и доступным в общении для всех. В личной жизни он был строгим аскетом. По средам и пятницам ничего не вкушал, кроме просфоры и чая. Все деньги раздавал бедным. В последние дни жизни в Санкт-Петербурге он не имел денег даже на покупку недорогого лекарства.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Константин Обозный Скачать epub pdf Миссионерский аспект деятельности Христианская Церковь рождалась, росла и живет через свидетельство о Христе, или миссию. Проблема христианской миссии особенно остро встает сегодня, когда Русская православная церковь наконец получила возможность открытой широкой проповеди и глубокого научения в вере жаждущих Слова. Важность миссионерского служения в церкви не ставится под сомненье, однако не всегда хватает опыта этого служения в современных условиях. Нередко встает вопрос: каким же образом должна проводиться духовно-просветительская работа? Поэтому тема Псковской миссии актуальна сегодня не только как материал по истории РПЦ XX века, как утверждение общецерковной молитвенной памяти о мучениках и исповедниках веры, но и как весьма ценный опыт миссионерской и катехизационной деятельности. Образование Миссии. Ее структура Быть может, я рискую оказаться необъективным, утверждая, что совсем не случайно Православная миссия в тяжелые годы оккупации возникла именно здесь – на Северо-Западе России, с центром во Пскове. С одной стороны, этот факт объясняется длительным периодом оккупации этого региона немецкими войсками – три года. Это тяжелейшее испытание для жителей псковской земли обернулось некоторой гарантией (хотя и довольно зыбкой) существования Миссии. Ведь именно «под эгидой оккупационных властей...» она и была организована 1 . Кроме того, хорошо известно, что с 1928 г. в Латвии активно действует филиал РСХД (с центром в Париже), который именовался «Русское православное студенческое единение» 2 (РПСЕ). Среди тех, кто поддерживал этот христианский союз, были священники-миссионеры, некоторые из которых первыми прибыли в Псков из Латвии и приняли на свои плечи нелегкую задачу – основание «Православной миссии в освобожденных областях России». С другой же стороны, псковская земля из глубины веков была своеобразным форпостом православия, где особенно актуальным во все времена было именно миссионерское служение. Блгв. княгиня Ольга, являясь по сути первым просветителем Руси, приняв крещение в Константинополе, возвращается на Родину с проповедью веры Христовой. Это один из первых примеров христианской миссии в истории России, в том чис ле и на древней псковской земле. Дело в том, что кн. Ольга происходила родом из села Выбуты, что лежит близ Пскова. По свидетельству историков, там великая княгиня научала «сродных людей» познанию Бога 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Личность бывшего обер-прокурора Святейшего Синода и товарица председателя Священного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. А. Д. Самарина была бы неполной без освящения его деятельности на посту председателя Совета объединенных приходов г. Москвы, который был создан 30-го января 1918 г в ответ на репрессивные меры властей по отношению к Церкви после октябрьского переворота Союз приходов, возглавляемый А. Д. Самариным, следуя вызовам времени,выработал тактику борьбы с революционной властью . То, что Союз приходов был реальной невооруженной (моральной) силой гражданского общества, противостоящей большевикам, не приходится сомневаться. Тот факт, что Положение о приходе на Поместном Соборе в 1918 году было дополнено статьями и 120 об учреждении Всероссийского союза приходов, и что такое объединение было реальной силой, не приходится сомневаться. На 1917 год в России было 48000 приходов объединяющих 75% населения . Достаточно сказать, что в ответ на требования большевистского Декрета отделить школу от Церкви, 25 февраля 1918 года, на собрании представителей московских приходов, было решено требовать сохранения преподавания Закона Божия в школах, а законоучителям преподавать его до тех пор, пока не выгонят оттуда штыками, затем продолжить обучение в храмах и по домам. Рассматривался также вопрос об охране Святейшего Патриарха. Постановили, что по 18–20 человек из духовенства и мирян будут неотлучно дежурить на Троицком подворье, где пребывал Святейший, т.е., были созданы т.н. «православные дружины». Наряду с организованным противодействием агрессивной политике властей по отношению к Церкви и ее институтам, Соборным Советом 10 (23) апреля было постановлено просить товарищей председателя Собора протопресвитера Н. А. Любимова, А.Д. Самарина, и члена Собора Кузнецова, для дальнейшего ведения переговоров с народными комиссарами по делам, касающимся Православной Церкви . Собор направил депутацию от приходских собраний, включая вышеназванных лиц, для заявления Совету народных комиссаров протеста против захвата принадлежащего Православной Церкви имущества и капиталов . Не ограничиваясь крайними мерами, Союз православных приходов занимался просветительской деятельностью: организовал на приходах Москвы собеседования и издавал брошюры, в которых разъяснялась современное положение Церковь и состояние веры, а также объяснялась суть происходящих событий . Мы должным быть благодарны, что за мирным отпором революционному наскоку на религию, во многом, предотвратившему в 1917-1918 гг. «изъятие церковных ценностей» и надругательство над святынями, разгром церковной организации, стояла личность бывшего обер-прокурора А.Д. Самарина – принципиального, мудрого человека, прекрасного организатора, объединившего вокруг себя многих православных людей.

http://bogoslov.ru/article/5467078

М.Е. Грабко Глава 3. Просветительская, благотворительная и трезвенная деятельность духовенства в среде рабочих Московской губернии (1880–1914) Участие православного духовенства в просвещении рабочих Школьное образование Вопрос повышения культурного и образовательного уровня рабочих становится активно обсуждаемой в обществе темой второй половины XIX в. Необходимость формирования образа грамотного, образованного и квалифицированного рабочего рассматривалась как представителями интеллигенции, так и крупными промышленниками, отмечавшими, что «грамотность делает труд нашего рабочего, безусловно, продуктивнее» 393 . Постоянная комиссия по техническому образованию Императорского русского технического общества в своих профессиональных изданиях признавала зависимость производительности труда от грамотности и культурного уровня рабочих 394 . Указывая на необходимость просветительской работы, которая бы улучшила религиозно-нравственный уровень сотрудников промышленных предприятий, Русская Православная Церковь также не осталась в стороне от общественного осмысления задач по повышению духовного и образовательного уровня рабочих, что привело к формированию определенных культурно-просветительских задач в организации как школьного, так и внешкольного обучения рабочих и их детей. Фабричный инспектор Московского промышленного региона С. Гвоздев представлял русского рабочего как потенциальный объект образовательно-просветительских мер следующим образом: «Есть только одно, что может служить для общей характеристики рабочих, – это их невежество, их глубокая, почти беспросветная темнота» 395 . Однако наряду с упоминаемым невежеством в рабочей среде существовала внутренняя тенденция к улучшению образовательного уровня, что отмечалось в официальных документах: «Фабрично-заводские рабочие, возвышаясь по сравнительному развитию и значительному среди них распространению начального школьного образования над деревенским населением, повсеместно и настойчиво стремятся к пополнению своего образования» 396 . По мнению министра финансов И. А. Вышнеградского, «именно отсутствие всякого образования наносит нашим рабочим существенный духовный вред, препятствуя умственному и нравственному их развитию; оно не дозволяет им в большинстве случаев возвыситься до сознательного и ясного понимания производимой ими работы и тем самым понижает ее достоинство» 397 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.Е. Грабко Деятельность Русской Православной Церкви в рабочей среде Московской губернии в конце XIX – начале XX вв. Источник Содержание Введение Глава 1. Условия формирования и развитие позиции Русской Православной Церкви в отношении рабочих (1880–1914) Обсуждение «рабочего вопроса» в Святейшем Синоде и межведомственных комиссиях «Рабочий вопрос» как проблема внутренней миссии на Всероссийских миссионерских съездах «Рабочий вопрос» в трудах митрополита Владимира (Богоявленского) и протоиерея Иоанна Восторгова Глава 2. Основные направления и методы церковноприходской деятельности в Московской губернии (1880–1914) Организация церковно-приходской жизни в промышленных районах Церковная жизнь «рабочего прихода»: молебны, крестные ходы, паломничества Проблема воскресного отдыха в рабочей среде Особенности церковно-приходской жизни на старообрядческих фабриках Глава 3. Просветительская, благотворительная и трезвенная деятельность духовенства в среде рабочих Московской губернии (1880–1914) Участие православного духовенства в просвещении рабочих Школьное образование Внешкольное просвещение: чтения и собеседования Общества трезвости: формы работы и деятели Церковно-приходские попечительства и рабочие Заключение Список источников и литературы     Книга посвящена сложной проблеме конца XIX – начала XX в. – отношению Русской Православной Церкви к «рабочему вопросу». Исследование написано на основе многочисленных архивных документов, опубликованных источников и периодических изданий. Охарактеризованы условия формирования и развития позиции Русской Православной Церкви в отношении рабочих, также проанализировано обсуждение «рабочего вопроса» в Св. Синоде и межведомственных комиссиях, на миссионерских съездах и в трудах церковных деятелей Москвы. В исследовании показан процесс формирования к началу XX в. нового вида церковного прихода, основанного на социальной принадлежности прихожан, а также отмечены особенности церковной жизни на промышленных предприятиях Московской губернии. Рассмотрены основные аспекты просветительской, благотворительной деятельности духовенства в среде рабочих, участие православного духовенства в просвещении рабочих. В исследовании приведен большой фактологический материал, позволяющий оценить усилия московского духовенства в деле борьбы с пьянством – социальным недугом, о котором постоянно говорили в предреволюционной России и государственные, и общественные, и церковные деятели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Белгородский Иоанн: Миссионерская деятельность не заканчивается принятием таинства Крещения Задача миссионера — своевременно понять, объяснить и среагировать на изменившийся мир и подсказать людям возможность правильно действовать в условиях сегодняшнего дня. 26 ноября, 2014 Задача миссионера — своевременно понять, объяснить и среагировать на изменившийся мир и подсказать людям возможность правильно действовать в условиях сегодняшнего дня. В Москве вчера открылся пятый Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской православной церкви (РПЦ). Мероприятие, в организации которого принимают участие миссионеры со всей России, призвано найти новые подходы в катехизации. Какие изменения произойдут в миссионерской работе Русской Православной Церкви, корреспонденту “Ъ” ПАВЛУ КОРОБОВУ рассказал руководитель синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви митрополит Белгородский и Старооскольский ИОАНН (ПОПОВ). — Как часто собирается съезд? — Миссионерский съезд проводится раз в четыре года. Его значение определяется теми вопросами, которые священноначалие ставит перед миссионерами. — Какова повестка дня съезда? — Если на предыдущем съезде главным вопросом была миссионерская ответственность мирян, то нынешний съезд проходит в другой ситуации, когда Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл и священноначалие нашей Церкви разработали стратегию привлечения мирян к миссионерской деятельности, которая нашла свое отражение в Синодальных определениях, в определениях Высшего Церковного Совета. Сейчас работает целая система подготовки миссионеров из мирян, чего не было раньше. Сегодняшняя повестка съезда сформировалась на основании тех потребностей вызовов в развитии просветительской деятельности церкви и ее апостольства, которые стали очевидными в последнее время. — Где осуществляется миссионерская деятельность? — Прежде всего это развитие приходской миссии: неслучайно, что в июле 2014 года Священный синод принял специальное постановление о приходах Русской православной церкви, где большое внимание уделялось внутриприходской миссии.

http://pravmir.ru/mitropolit-belgorodski...

Митрополит Иларион — критика запрета мирских профессий для священников Ветеринаром священник быть не может, а кадровым сотрудником спецслужб может? 1 мая, 2017 Ветеринаром священник быть не может, а кадровым сотрудником спецслужб может? Отзыв митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия на документ Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви «Профессии, совместимые и не совместимые со священством». Считаю, что представленный проект может нанести серьезный ущерб пастырской и миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, в частности в диаспоре. На суд церковной общественности представлен сырой текст, содержащий множество сомнительных выводов и к тому же многочисленные стилистические погрешности (чего стоит хотя бы фраза «в исключительных случаях… могут быть допущены исключения» или словосочетание «иное светское лицо» после упоминания о священнике). Проект документа, в явном противоречии с его заглавием, не содержит списка профессий, совместимых со священством: перечисляются, притом в произвольном порядке, только несовместимые, что придает документу ярко выраженный запретительный характер. В числе вполне совместимых со священством занятий можно было бы упомянуть, в частности, преподавание и вообще работу в образовательных, просветительских организациях, а также организациях издательского, благотворительного, паломнического характера. Святой апостол Павел, как известно, рассматривал свою трудовую деятельность по производству палаток как добровольный подвиг. Авторы же представленного документа, возможно, мало знакомые с реальными условиями пастырской деятельности в современных условиях, особенно в малочисленных приходах диаспоры, почему-то склонны рассматривать трудовую деятельность духовенства как нечто терпимое Церковью, да и то лишь в силу необходимости. Церковь сегодня живет в стремительно меняющемся мире, который бросает ей все новые и новые вызовы, одновременно открывая новые миссионерские возможности. Для священнослужителя владение навыками, относящимися к иной профессии, может дать дополнительные возможности для проповеди, миссии и активного доброделания, к которому призывает Господь (Мф. 5, 16). Авторы документа, как кажется, об этом вообще не задумались.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-kri...

Н.А. Маркова В работе представлены биографические заметки об одном из наиболее авторитетных церковных деятелей конца XIX – начала XX вв., настоятеле Большого Успенского Собора в Кремле и Храма Христа Спасителя – протопресвитере Владимире Семеновиче Маркове. В «Богослужебном дневнике» Святейшего Патриарха Тихона есть запись: «2 (15).1.1918. Вторник. Чин отпевания (?) в храме Христа Спасителя». 1 Кого же отпевал в это день Святейший Патриарх Тихон? В настоящее время мы с уверенностью можем сказать, что это был настоятель храма Христа Спасителя – протоиерей Владимир Семенович Марков. Владимир Семенович Марков скончался 29 декабря 1917 г. (по старому стилю). Перед служением в Храме Христа Спасителя он был протопресвитером (настоятелем) главного российского храма – Большого Успенского собора в Кремле, а до того долгие годы служил в Троицкой церкви на Арбате. Помимо церковного служения отец Владимир вел научную, педагогическую, общественную и организационно-хозяйственную деятельность. Среди тех, с кем ему пришлось общаться, были члены Императорского дома, высшее духовенство, творческая интеллигенция, московские обыватели. Владимир Семенович принадлежал к семье просвещенного духовенства, центром которого была Московская духовная академия (МДА). Неутомимая просветительская деятельность, огромная работа на ниве благотворительности и милосердия, «усердно-отличное служение во священстве» – вот лишь некоторые черты, отличавшие представителей этой семьи. За исключением написанного с большой любовью Сергеем Михайловичем Соловьевым 2 короткого некролога 3 и небольших биографических заметок в книгах, посвященных Храму Христа Спасителя, печатных сведений о В. М. Маркове нет. Задача настоящих заметок – хоть в какой-то мере восполнить этот пробел. Полученное в одном из главных центров духовного просвещения России образование оказало определяющее воздействие на формирование личности Владимира Семеновича Маркова. Это относится не только к приобретенным знаниям, но и к кругу общения, стилю жизни, а главное – нравственным ориентирам. Обучение в академии было четырехлетнее. Читались не только богословские предметы: истолкование Священного Писания , догматическое, нравственное, обличительное и пастырское богословие, но и широкий круг гуманитарных дисциплин: философия, словесность, гражданская история; языки (еврейский, греческий, немецкий, французский и английский). Кроме того, преподавались церковное красноречие, церковная история, каноническое (церковное) право, патристика, метафизика, библейская история, церковная археология. Неожиданным может показаться преподавание математики и физики, им во время В. С. Маркова занимался Д. Ф. Голубинский (1832–1903), впоследствии с благословения митрополита Иннокентия (Попова-Вениаминова 4 возглавивший сверхштатную кафедру естественнонаучной апологетики.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Н.В. Маслов Предисловие Знаменитая Глинская Рождество-Богородицкая пустынь в течение почти пяти веков известна как могучий центр духовного просвещения. «Пустынь возникла в первой половине XVI века на месте явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы недалеко от г. Путивля 1 . Пустынь славилась строгостью истинно подвижнического устава, высотой духовной жизни своих насельников, особой силой религиозно-нравственного воздействия на народ, для которого всегда была идеалом христианского богослужения и местом духовного подвига. Это отмечали многие иерархи Русской Православной Церкви, считая Глинскую пустынь истинной школой монашеского делания, “школой Христовой” 2 . В отчетах Святейшему Синоду о Курской епархии правящие архиереи называли Глинскую пустынь лучшей обителью, а ее старцев – украшением монашества» 3 . «В Глинской пустыни неукоснительно соблюдался строгий устав, составленный по образцу Афонского, что возводило ее насельников на особую высоту духовной жизни» 4 . Впоследствии Глинский устав был полностью или частично заимствован многими монастырями, как в России, так и за рубежом. Глинская пустынь широко известна своей просветительской, благотворительной, патриотической и миссионерской деятельностью, «В ряду православных монастырей Глинская пустынь занимала особое место по своему воздействию на духовную жизнь России. Своей подвижнической жизнью и деятельностью Глинские старцы оказывали огромное влияние не только на иноков, но и на все слои общества. Многочисленные паломники со всех концов России устремлялись к ним с целью укрепления своих духовных сил, за советом и наставлением. Обитель поистине была центром духовного просвещения. Религиозно-воспитывающей духовной силой были и богослужения Глинской пустыни. Глинскую пустынь называли “духовной школой в которой постоянно получали духовное православное воспитание слушатели разных слоев русского общества” . Но особенно выделялась Глинская пустынь среди других монастырей процветавшим в ней старчеством. Это была одна из тех редких на Руси обителей, в которой старческое окормление было утверждено уставом» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Определение Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви Москва, 6 отября 2004 г. 1. Освященный Архиерейский Собор возносит хвалу Господу за продолжающееся всестороннее возрождение церковной жизни на канонической территории Русской Православной Церкви. Собор с удовлетворением отмечает общую тенденцию к развитию всех составляющих епархиальной и приходской жизни. 2. Заслушав доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Собор одобрил деятельность Его Святейшества, Священного Синода и Синодальных учреждений в межсоборный период. Святейшему Патриарху выражена благодарность за многочисленные посещения епар-хий, за непосредственное архипастырское окормление ставропигиальных монастырей и приходов города Москвы, за постоянную заботу о церковной жизни. 3. Утверждаются решения Священного Синода об образовании Биробиджанской, Воронежской и Липецкой епархий, а также изменение границ Майкопской, Екатеринодарской, Бакинской и Ставропольской епархий. 4. Архиерейский Собор поручает Священному Синоду подготовить рекомендации для внесения в Устав Русской Православной Церкви раздела о межъепархиальном объединении в связи с решением об образовании в целях координации религиозно-просветительской, издательской, социальной и прочей общественно значимой деятельности Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. 5. Собор одобрил деятельность Учебного комитета по организации учебного и воспитательного процесса в Духовных школах Русской Православной Церкви. Признано целесообразным скорейшее получение Духовными школами государственной аккредитации при учете традиций церковного образования. 6. Сочтено необходимым повышение уровня научной работы, проводимой в духовных учебных заведениях. В связи с этим важной задачей представляется общецерковная координация научноисследовательской деятельности, организационная и материальная поддержка церковной науки. 7. Собор вновь указывает на необходимость рукоположения в священный сан исключительно лиц, имеющих семинарское или соответствующее ему образование, либо обучающихся в Духовных школах.

http://pravoslavie.ru/11332.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010