Российскому православному институту передан храм, временно занимаемый Музеем Москвы 20 сентября, 2010. Редакция " Правмира " Церковь Иоанна Богослова на Новой площади напротив Политехнического музея, занимаемая сегодня Музеем Москвы, стала храмом Российского православного института святого Иоанна Богослова. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл своим указом предоставил институту данный храм с прилегающими приходскими строениями «для богослужебной, просветительской и социальной деятельности». При этом институтская церковь Иоанна Богослова станет Патриаршим подворьем. Настоятелем нового Патриаршего подворья назначен ректор РПИ игумен Петр (Еремеев), на которого указом предстоятеля Русской Православной Церкви возложена забота «по скорейшему возвращению Церкви принадлежащего ей храма и приходских строений, оформлению имущественной и иной документации и скорейшему возобновлению богослужений в храме». По словам игумена Петра, «передача институту «храма-жемчужины» в центре столицы, с помещениями, необходимыми для научно-образовательной и просветительской работы, свидетельствует об особом внимании Святейшего Патриарха к вопросам развития высшего православного образования и, в частности, к проводимой руководством РПИ работе по превращению вуза в мощный современный университетский центр». Первое богослужение в храме его настоятель намерен совершить 9 октября – в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Руководство вуза отмечает, что об этом еще предстоит договориться с руководством Музея Москвы. Хотя с 1992 года законное право пользования комплексом было закреплено за Московским Патриархатом, музей до сих пор продолжает незаконно занимать церковные здания. «Мы рассчитываем, что в день престольного праздника в нашем храме будет совершено богослужение – первое за последние 85 лет. Церковь, начиная с момента возвращения ей храмового комплекса, уже 18 лет терпеливо ожидает освобождения музеем церковных помещений. Надеемся, что сейчас процесс переезда музейных коллекций из храма в здания Провиантских магазинов, предоставленные под эти цели столичными властями, ускорится», — отмечает игумен Петр.

http://pravmir.ru/rossijskomu-pravoslavn...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад руководителя Издательского совета Русской Православной Церкви протоиерея Владимира Силовьева на заседании рабочей группы Архиерейского Собора «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Проблемы современного православного книгоиздания. Из опыта деятельности Издательского совета Русской Православной Церкви в межсоборный период (2004–2008). Значение издательской деятельности Русской Православной Церкви в деле духовного просвещения верующих весьма важно — ведь сфера влияния печатного слова гораздо шире, чем устной проповеди, и церковный писатель имеет гораздо большие миссионерские возможности, чем даже очень хороший пастырь. С удовлетворением можно констатировать, что это направление деятельности сейчас находится на подъеме. Выпуск православных книг неуклонно возрастает, увеличивается количество церковных издательств, все активнее выпускают книги православной тематики многие светские издательства. Возглавить и координировать всю эту работу призван Издательский совет — один из старейших Синодальных отделов нашей Церкви. Одновременно Совет является и центральным церковным издательством, который издает официальную литературу, календари, богослужебную, научно-богословскую и духовно-просветительскую литературу. Так, мы издаем старейший официальный периодический орган Церкви — «Журнал Московской Патриархии». Осенью этого года исполняется 65 лет со дня его непрерывного выхода. В Журнале рассказывается о всех важнейших событиях церковной жизни, подробно освещается деятельность Святейшего Патриарха Алексия II, поездки Его Святейшества в епархии Русской Православной Церкви, встречи с государственными, общественными и религиозными деятелями; печатаются статьи о современной жизни епархий, монастырей и приходов, о деятельности Синодальных отделов. Таким образом постепенно создается подробная летопись нашей Церкви, которая дает возможность во всей полноте представить те грандиозные перемены, которые произошли в ее жизни и деятельности за последние два десятилетия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429979/

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления 24 июня 2010 г. В просветительском служении Церкви важнейшее значение имеет катехизация – содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни. Исполняя свою спасительную миссию, Церковь должна оказывать такое содействие всем, кто нуждается в нем. Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования. Основным содержанием катехизации является наставление уверовавшего в Бога человека в нравственных нормах христианства, сообщение ему главных вероучительных истин, ознакомление его со Священным Писанием, как Божественным Откровением, приобщение его к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту. Сегодня нужна гибкая и дифференцированная система катехизации перед Таинством Крещения и после него. Необходимо создавать целостную, комплексную систему непрерывной приходской катехизации с различием форм и уровней, с учётом духовного состояния людей, их возраста, национальной и социальной принадлежности. Катехизическая деятельность на приходе Основными направлениями катехизической деятельности на приходе являются: – оглашение (подготовка людей, уверовавших в Бога, к Таинству Крещения), – пастырская деятельность по подготовке прихожан к участию в Таинствах, проповедь Слова Божия, – совершенствование пения и чтения на богослужении и разъяснение его содержания, – систематическая духовно-просветительская работа с прихожанами (в т.ч. воскресная школа для взрослых, беседы, приходская библиотека, регулярные паломничества и др.), – православное воспитание и образование детей, подростков и членов их семей (преимущественно через церковно-приходскую воскресную школу), – приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни, – катехизация в процессе социального служения (в больницах, тюрьмах, детских домах и т.п.). Ответственность за организацию и осуществление катехизической деятельности в приходе лежит на настоятеле. Для эффективного развития этой деятельности настоятелям следует иметь помощника на должности педагога-катехизатора в штатном расписании прихода (Определение Архиерейского собора 2004 г. «О вопросах внутренней жизни РПЦ» п.10, Постановления Архиерейского совещания 2 февраля 2010 г., п.1.8). Такой сотрудник должен быть в епархиальном отделе религиозного образования и катехизации. 1. Оглашение

http://azbyka.ru/katehizacija/ob-organiz...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LXIX — Магазин 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. Том «Православной энциклопедии» продолжает публикацию статей на букву " Т " и начинает публикацию статей на букву " У " Издание открывает материал о Томском Богородице-Алексиевском мужском монастыре, основанном в начале 17 в. на правом берегу реки Томи и выполняющем изначально оборонительную функцию. В настоящее время в монастыре действует церковно-культурный центр, иконописная мастерская, монастырский собор восстановлен с чертами «сибирского барокко». Завершает 69-й том статья об Угрешской иконе Божией Матери «Взыграние», чудотворной иконе, прославленной в Угрешском монастыре во имя святителя Николая Чудотворца. Иконы типа «Взыграние» извода Елеуса известны в византийском искусстве с 11 в. Основной статьей тома является материал о Троице. Авторы статьи рассматривают свидетельства о троичности Бога в Ветхом Завете, учение о Святой Троице в Новом завете, развитие представлений о Святой Троице в богословии доникейского периода, никейское учение и его раскрытие в восточной православной богословской традиции, тринитарный догмат в западной богословской традиции, а также западную тринитарную парадигму, иконографию Святой Троицы, в том числе икону Андрея Рублева. К статье о Троице примыкает обширный материал о Троице-Сергиевой лавре. Из него читатель сможет узнать о структуре управления монастырем, богослужениях, паломнической, образовательной и просветительской деятельности лавры, подворьях и скитах, а также приписных храмах Троице-Сергиевой лавры. В статье подробно исследуется история монастыря с момента его основания ок. 1342-45 гг. преп. Сергием Радонежским на территории вдовьего удела вел. княгини Ульяны, жены великого князя Ивана Калиты. Читатель сможет узнать о многих героических страницах истории монастыря, а также о его хозяйственной деятельности, влиянии лавры на промыслы и торговлю в регионе. В статье присутствуют разделы о монастырских слугах и служках, вкладах и вкладчиках, ценнейшем монастырском архиве и библиотеке, содержащей рукописные и старопечатные книги, о монастырском хозяйстве, знаменитых посетителях, благотворительной деятельности, благоустройстве лавры во второй половине 19 в. и в предреволюционные годы. Авторы рассказывают о событиях революционного времени и об обращении лавры в музей историко-художественных ценностей, о расстреле последнего наместника монастыря Кронида (Любимова), а также о последующем возрождении лавры и о ее архитектурном ансамбле, в т.ч. храмах за ее стенами.

http://pravenc.ru/shop/2746433/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад председателя отдела по делам молодежи Московского Патриархата Архиепископа Костромского и Галичского Александра Ваши Преосвященства! В декабре 2000 года Священный Синод, реализуя определение Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о совершенствовании миссионерской и духовно-просветительской работы в молодежной среде, образовал Отдел по делам молодежи Московского Патриархата. Перед новообразованным Отделом были поставлены следующие основные задачи: 1. Осуществление организационной деятельности с целью реализации Концепции православного молодежного служения Русской Православной Церкви во всех епархиях. Содействие созданию епархиальных Отделов по делам молодежи и координация их работы. 2. Вовлечение молодежи в церковное служение. 3. Организация взаимодействия с общественными и государственными институтами, заинтересованными в воспитании детей и молодежи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия. 4. Проведение Всецерковного Съезда православной молодежи и иных общецерковных мероприятий. 5. Организация информационно-издательской деятельности Отдела. Председателем Отдела по делам молодежи был утвержден архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) , заместителем председателя стал архимандрит Геннадий (Гоголев) , ректор Костромской духовной семинарии. Прежде чем перейти к рассказу о деятельности Синодального Отдела по делам молодежи, хотел бы отметить, что на протяжении всего периода работы, во всех своих начинаниях, мы ощущали благосклонное внимание и деятельную поддержку Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II, без мудрого руководства которого нам не удалось бы совершить очень многого. За истекший период времени в соответствии с поставленными задачами Отделом по делам молодежи были осуществлены следующие мероприятия:

http://sedmitza.ru/lib/text/429562/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1997 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 18–23 ФЕВРАЛЯ 1997 г. в гостинице Свято-Данилова московского монастыря, в деяниях Собора участвовали 133 архипастыря; вопрос о созыве Архиерейского Собора был рассмотрен на заседании Священного Синода 17 февраля 1997 г. В соборных докладах и дискуссиях получили развитие темы, обсуждавшиеся на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (РПЦ) 1994 г., который наметил наиболее важные задачи и тенденции в церковной жизни. В докладе, прочитанном Святейшим Патриархом Алексием II в 1-й день соборных заседаний, нашли отражение важнейшие события церковной жизни за время, прошедшее после Архиерейского Собора 1994 г.,— были восстановлены или образованы епархии: Абаканская, Белгородская, Томская, Элистинская, Сыктывкарская, Мурманская, по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви были образованы 2 епархии на Украине — Владимиро-Волынская и Криворожская. Святейший Патриарх привел данные о действующих монастырях Русской Православной Церкви: 185 мужских и 205 женских, из них 242 в России, 89 на Украине, 57 в др. странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, а также 47 монастырских подворий. Патриарх Алексий напомнил о знаменательных событиях церковной жизни, происшедших в период между Соборами: празднование 600-летия московского Сретенского монастыря (7 сент. 1995), торжественная встреча верующими во главе с Патриархом нового списка с Иверской иконы Божией Матери, привезенного с Афона (24 окт. 1995), освящение Иверской иконы Божией Матери часовни и Воскресенских ворот на Красной пл. (25 окт. 1995). Одной из важнейших задач служения Церкви в условиях активной прозелитической деятельности инославных миссионеров и пропаганды сектантства Патриарх назвал миссионерскую работу, отметив, «что в развитии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветительской и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей». Во исполнение решений Архиерейского Собора 1994 г. в феврале 1995 г. была образована группа, которая разработала концепцию возрождения миссионерской деятельности РПЦ, утвержденную Священным Синодом 6 октября этого года. В декабря Священный Синод принял решение об образовании Миссионерского отдела, председателем которого был назначен епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). Для координации работы епархиальных миссионерских учреждений Миссионерский отдел начал издание журнала «Миссионерское обозрение», в котором публикуются информационно-консультативные материалы по проблемам миссионерской деятельности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429310/

  НАГРАДЫ А.Н. СТРИЖЕВА:   - Бронзовая медаль ВДНХ – «За успехи в народном хозяйстве СССР» (1968 г.); - Медаль «Ветеран труда» - «За долголетний добросовестный труд» (1985 г.); - Медаль с вензелевым изображением имени Его Императорского Высочества на Владимирской ленте, в ознаменование 80-летия со Дня Рождения Главы Российского Императорского Дома Великого Князя Владимира Кирилловича – «За выдающийся вклад в дело Возрождения Русской Православной Государственности» (1997 г.); - Медаль «Ревнитель просвещения. В память 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина» (1999 г.); - Премия имени Сергея Нилуса I степени 2001 года «За литературные труды, в которых выявляется историческая правда о прошлом России» с вручением именной медали 002 (2002 г.); - Премия журнала «Москва» за 2002 год по отделу «Домашняя церковь» - «За активную деятельность в православном просвещении читателей журналов «Москва», «Благодатный огонь» и участников Русского собрания»; - Петровская грамота от Общероссийского общественного движения «Россия Православная» - «За достойный вклад в духовно-нравственное возрождение России» (2004 г.); - Национальная премия «Имперская культура» имени Эдуарда Володина за 2004 год в номинации «Жизнеописание» - «За подготовку, комментарии и издание полного собрания сочинений Сергея Александровича Нилуса, и также за цикл статей-портретов православных писателей XVII-XX веков; - Премия «Новое время» имени Суворина «За вклад в отечественную словесность» (2004 г). - Грамота народного журнала «Роман-газета» в связи с 80-летием основания – «За многолетнюю творческую деятельность» (2007 г.); - Благодарность Управления культуры администрации Пушкинского муниципального района – «За большой вклад в изучение живой природы и неутомимую просветительскую деятельность» (2007 г.); -  Всероссийская литературная премия «Прохоровское поле» - «Автору пятитомного собрания сочинений – «Народный календарь», «Русское разнотравье», «Русские грядки», «Хроника одной души», «Публицистика», в котором в высокохудожественной форме утверждаются идеи нравственности, патриотизма, национальной гордости, воинской чести и преданного служения своему народу и Отечеству» (2008 г.);

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/26/...

Архив Пн Вышел в свет 69-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 10 августа 2023 г. 12:48 Вышел в свет 69-й алфавитный том  «Православной энциклопедии» . Новый том продолжает публикацию статей на букву «Т» и начинает публикацию статей на букву «У». Издание открывает материал о Томском Богородице-Алексиевском мужском монастыре, основанном в начале XVII в. на правом берегу реки Томи и выполняющем изначально оборонительную функцию. В настоящее время в монастыре действует церковно-культурный центр, иконописная мастерская, монастырский собор восстановлен с чертами сибирского барокко. Завершает 69-й том статья об Угрешской иконе Божией Матери «Взыграние», чудотворной иконе, прославленной в Угрешском монастыре во имя святителя Николая Чудотворца . Иконы типа «Взыграние» извода Елеуса известны в византийском искусстве с XI в. Основной статьей тома является материал о Троице. Авторы статьи рассматривают свидетельства о троичности Бога в Ветхом Завете, учение о Святой Троице в Новом Завете, развитие представлений о Святой Троице в богословии доникейского периода, никейское учение и его раскрытие в восточной православной богословской традиции, тринитарный догмат в западной богословской традиции, а также западную тринитарную парадигму, иконографию Святой Троицы, в том числе икону Андрея Рублева. К статье о Троице примыкает обширный материал о Троице-Сергиевой лавре . Из него читатель сможет узнать о структуре управления монастырем, богослужениях, паломнической, образовательной и просветительской деятельности лавры, подворьях и скитах, а также приписных храмах Троице-Сергиевой лавры. В статье подробно исследуется история монастыря с момента его основания ок. 1342-45 гг. преподобным Сергием Радонежским на территории вдовьего удела вел. княгини Ульяны, жены великого князя Ивана Калиты. Читатель сможет узнать о героических страницах истории монастыря, а также о его хозяйственной деятельности, влиянии лавры на промыслы и торговлю в регионе. В статье присутствуют разделы о монастырских слугах и служках, вкладах и вкладчиках, ценнейшем монастырском архиве и библиотеке, содержащей рукописные и старопечатные книги, о монастырском хозяйстве, знаменитых посетителях, благотворительной деятельности, благоустройстве лавры во второй половине XIX в. и в предреволюционные годы. Авторы рассказывают о событиях революционного времени и об обращении лавры в музей историко-художественных ценностей, о расстреле последнего наместника монастыря архимандрита Кронида (Любимова), а также о последующем возрождении лавры и о ее архитектурном ансамбле, в т.ч. храмах за ее стенами.

http://patriarchia.ru/db/text/6048886.ht...

Афанасий Зоитакис Глава II. Педагогическая деятельность и образовательные концепции Космы Этолийского и Никодима Святогорца Вторая глава нашего исследования посвящена рассмотрению образовательной программы и просветительской деятельности православных традиционалистов. Мы не случайно уделим этому вопросу особое внимание: если вклад новогреческих Просветителей в возрождение системы школьного образования всесторонне изучен, то вклад традиционалистов, с одной стороны, вызывал чрезвычайно противоречивые оценки, с другой, фактически, до сих пор оставался на периферии интересов Академической науки. Согласно устоявшейся точке зрения, нашедшей отражение в классическом для греческой историографии труде Л. Вранусиса, «водораздел между идейными движениями второй половины восемнадцатого века проходил по линии “Просвещение, западное образование, свобода – Церковь , рабский менталитет, антизападничество " » 329 ’. Долгое время традиционалистов называли «мракобесами», выступающими против любого прогресса 330 , в том числе и в образовательной сфере. В нашем исследовании проверка состоятельности этого весьма распространённого тезиса будет проведена на примере «двух крупнейших педагогов периода турецкого владычества, заложивших основания греческой педагогики в новейшее время» 331 Космы Этолийского и Никодима Святогорца . В центре нашего внимания будут: масштаб их деятельности, образовательная методика, отношение к распространению знаний среди народа, взгляд на западную, древнегреческую и византийскую образовательные традиции. Следует учитывать, что если педагогическая концепция Никодима Святогорца нашла отражение в первую очередь в его письменных работах, то образовательный подход Космы Этолийского выражен, прежде всего, в его практической деятельности по основанию школ и проповеди среди народа. Отметим, что рассмотрение их методики и взгляда на образование важно и потому, что они стали наглядным примером, на котором воспитывалось целое поколение их слушателей и читателей – священников и преподавателей. Их педагогические приёмы затем использовались в основанных ими школах, там же в качестве учебных пособий распространялись и издаваемая ими литература. 2.1. Просветительская деятельность и образовательная программа Космы Этолийского

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Женское монашество в России XVII–XIX веков Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 24 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 Значительное увеличение числа женских монастырей в XIX веке нельзя объяснить одним только подъемом аскетических настроений у русских женщин; это было не только проявление религиозных исканий. Духовные искания были очень значительны, но то обстоятельство, что эти искания не вышли за рамки монастырской жизни, объясняется влиянием старчества. Определенное значение имели также чисто исторические и культурные условия развития русского общества второй половины XIX века. “Реформы Петра Великого, проводившиеся с целью европеизировать Россию, принесли изменение в положении женщины в семье и в общественной жизни. Хотя эти изменения в разных слоях народа проявлялись медленно и по-разному, все же следствием их везде было усиление стремлений женщин к самостоятельности и к образованию. О том, что эти стремления могли заметно повлиять на общественную жизнь, свидетельствует та роль, которую сыграла русская женщина в духовной истории России уже в начале 2-й четверти XIX столетия” 1 . Стремление к образованию, так сильно охватившее во второй половине XIX века все слои русского народа, могло быть удовлетворено и в монастыре. Именно женские обители развернули в эту эпоху широкую деятельность в области народного просвещения, что до сих пор не получило достойного освещения в научной литературе. Они с успехом занимались также социально-благотворительными делами, которые всегда были близки сердцу русской женщины. “Русская крестьянская девушка в повседневном монастырском быту находила для себя такие занятия, которые были ей хорошо знакомы и в родительском доме: всякого рода домашнюю и хозяйственную работу. Можно утверждать, что поступление в монастырь давало удовлетворение ее духовным исканиям, не требуя радикальной перемены в образе жизни, при этом ее общественное положение повышалось, а вся ее жизнь обретала глубокий смысл” 2 . Русскую Церковь часто обвиняли в том, что она мало делала в сфере культуры. В ответ можно сослаться на успешную просветительскую и благотворительную деятельность женских монастырей. К сожалению все было прервано в тот момент, когда деятельность эта приобрела твердую почву под собой. После секуляризации 3 1764, 1786 и 1788 годов к концу 80-х гг. XVIIIbeka во всей России насчитывалось лишь 80 женских монастырей (75 штатных и 5 заштатных), а в 1810 г. было уже 94 женских обители, что можно принять за исходную точку для оценки стремительного роста их числа в XIX веке. Через четыре десятилетия, в 1855 г., насчитывалось уже 129 монастырей (97 штатных и 32 заштатных) с 2508 монахинями и 6606 послушницами 4 .

http://pravmir.ru/zhenskoe-monashestvo-v...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010