поиск:   разделы   рассылка Доклад Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского на пленарном заседании XVIII Рождественских чтений. " Состояние духовно-нравственного воспитания в системе образования Московской области " Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Международные Рождественские чтения – это, пожалуй, самый представительный форум в нашей стране, где с точки зрения Православия обсуждаются проблемы образования и воспитания. Поэтому я очень рад возможности поделиться сегодня с участниками чтений опытом просветительской деятельности Московской епархии в последние годы. На протяжении почти всего ХХ века наша Церковь была лишена возможности осуществлять многие традиционные для нее формы общественного служения. Когда же в жизни общества произошли перемены, мы все оказались несколько неподготовленными к той свободе деятельности, перед лицом которой оказались. Каждый из нас в своей епархии стремился прежде всего развернуть реставрацию возвращенных поруганных святынь и строительство новых храмов. И оказалось, что это гораздо быстрее можно было сделать, чем вернуть народу веру и возродить благочестие. В этой связи можно вспомнить сорокалетнее странствование в пустыне иудеев, ведомых пророком Моисеем, в ожидании, что народ за это время изживет психологию рабства. Поскольку проблемы современной просветительской деятельности Церкви интересны всем, хочу поделиться с вами опытом Московской епархии. Сразу оговорюсь, что, если бы мы в своей работе ограничивались лишь возможностями духовенства и не опирались на благожелательную поддержку властей, педагогической и родительской общественности, нам многого бы не удалось достичь. Наше намерение распространять знания о Православии встретили поддержку со стороны губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова и регионального министра образования члена-корреспондента Российской Академии образования Лидии Николаевны Антоновой. В ноябре 2001 года был подписан Договор о сотрудничестве между Московской епархией и Министерством образования Московской области. Затем постепенно во всех муниципальных образованиях Московской области были заключены соответствующие соглашения о взаимодействии с местными благочиниями. Таким образом, церковно-школьное взаимодействие было официально оформлено на всех уровнях и приобрело своего рода юридическую базу.

http://religare.ru/2_72210.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Культурно-просветительская деятельность Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в конце XX – начале XXI веков 12.03.2014 753 Время на чтение 21 минут 22 февраля в петербургском Александровском Императорском лицее прошла научно-практическая конференция «Русский вопрос в XXI веке: сохранение народонаселения », организованная Собором православной интеллигенции Санкт-Петербурга. Продолжаем публикацию докладов конференции. Вскоре после своего возрождения в середине 1990-х гг. важнейшая православная обитель Северо-Запада России Александро-Невская Лавра вновь стала духовным центром города св. ап. Петра, развернув широкую церковно-просветительскую работу. В 1996 г. был создан мужской хор обители. Его основателем и первым регентом был священник Димитрий Дашевский, с 2000 г. регентом служил Б. Саценко. Хор Лавры принимал участие во многих фестивалях духовной музыки и выступал с сольными концертами с сольными концертами. С 1997 г. обитель активно участвует со своим разделом в ежегодных Всероссийских выставках «Православная Русь», проходящих в Михайловском манеже Петербурга, за что неоднократно была награждена грамотами. В марте 2002 г. паломническая служба Лавры была представлена на московской выставке «Монастыри и паломничество», а в январе 2004 г. обитель наградили почетным дипломом за участие в общецерковной выставке «Православная Русь» в Москве . Многочисленные выставки - «Монастыри Санкт-Петербургской епархии», «Православие, армия и флот» и др. проходили и в стенах самой Лавры. В 1999 г. иеромонах Сильвестр (Кирсанов) был назначен руководителем монастырской службы по взаимодействию с храмами св. кн. Александра Невского за пределами России, и 15 мая этого года была принята рассчитанная на 10 лет программа сотрудничества Лавры с кафедральным собором св. кн. Александра Невского в Таллинне. Она предусматривала совместные богослужения, обмен паломническими группами, проведение лекций лаврским духовенством в воскресной школе собора, обмен хорами и художниками-иконописцами. В рамках этой программы насельники монастыря в мае 2000, ноябре 2001 и в мае 2003 гг. участвовали в богослужениях и церковных торжествах в Эстонии. Активное взаимодействие осуществляется и с общинами Александро-Невских храмов многих других стран.

http://ruskline.ru/special_opinion/kultu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Опыт взаимодействия Волгоградской митрополии с окружными казачьими обществами ВКО «Всевеликое войско Донское» и казачьими кадетскими образовательными учреждениями Доклад на XXI Международных Рождественских образовательных чтениях 28.01.2013 702 Время на чтение 11 минут Выступления на пленарном заседании III Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества», которая прошла в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений . В настоящее время, на территории Волгоградской области, сформированы условия для реализации в казачьей среде важного принципа формирования казачьего сообщества, в основе которого лежат традиционные отечественные ценности: « казак без Веры - не казак ». Организовано духовно-нравственное, гражданско-патриотическое и семейное воспитание среди членов казачьего общества и населения казачьего поселения, основанное на православных культурно-исторических традициях Отечества в повседневной жизни. Основные реализуемые направления деятельности: 1. формирование нормативной базы взаимодействия казачьего сообщества и прихода Русской Православной Церкви; 2. формирование партнерских взаимоотношений; 3. формирование организационной структуры духовно-просветительской работы в казачьей среде; 4. подготовка православно-ориентированного актива, в том числе из среды специалистов сферы образования и культуры; 5. разработка и реализация программы духовно-просветительской деятельности. Содержание работы по взаимодействию атаманов казачьих обществ и священников, окормляющий казачьи общества: Заключены договора о взаимодействии казачьих обществ и приходов Русской Православной Церкви. 1. (Со Штабом войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское» по Волгоградской области; 2. С окружным казачьим обществом «Волгоградский округ» ВКО «Всевеликое войско Донское»; 3. С большинством станичных казачьих обществ входящих в состав окружного казачьего общества «Волгоградский округ»;

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/29/...

Малоярославец. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Каменный собор построен в 1708 году (1740-х гг.) на месте пришедшего в ветхость деревянного храма Георгиевского собора бригадиром А.П. Радищевым, который позже был похоронен в южном приделе. Величественный храм, выстроенный в смешанном стиле, имел одну главу со световым барабаном. В следующем веке на средства петербургского купца Г.П. Целибеева по проекту губернского архитектора А.Д. Скловского была расширена трапезная (1884) и выстроена новая трехъярусная колокольня (1855). Собор трехпрестольный: главный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, южный - в честь великомученика Георгия Победоносца и северный - в честь мученика Иоанна Воина. Из икон особо почитались древняя икона благоверного царевича Димитрия, написанная угличским мещанином И.И. Бурениным в 1685 году. Приход собора был обширным - кроме городских улиц и железнодорожной станции в него входили окрестные селения: Радищево (Немцово), Верховье, Анисимово (Онисимовка), Терентьево и Чернолокня (Черная Локня). При нем с 1899 года действовало церковно-приходское попечительство, которое занималось просветительской и благотворительной деятельностью. В 1930 году собор был закрыт, в нем разместился Дом крестьянина. Здание храма было перестроено, могила его строителя А.П. Радищева утрачена, колокольня снесена, а колокола использованы на нужды индустриализации. С 1995 года по просьбам верующих епархия ходатайствует о возвращении храма для его восстановления и возобновления в нем богослужений. Но долгое время это не представлялось возможным по той причине, что в соборе размещался городской кинотеатр, причем в алтаре были устроены туалеты. К 600-летию города фасад собора был отштукатурен и окрашен, заново отстроена колокольня, установлен купол и крест, идет отделка внутренних помещений. В Малоярославце – историческом городе России - каменный собор Казанской иконы Божией Матери был построен в 1708 году на месте деревянного храма, который пришел в ветхость. Средства на постройку дал бригадир Радищев, который впоследствии и был похоронен в южном приделе этого собора. Большой роскошный храм был выстроен в смешанном стиле, с преимуществом барокко. В 19 веке была расширена трапезная, выстроена трехъярусная колокольня. Собор имел три престола. Кроме основного, еще два – в честь Георгия Победоносца и Иоанна Воина. Главной святыней собора считалась древняя икона благоверного царевича Димитрия, написанная в средине 17 века. Приход собора был внушительным. Кроме города, в него входили окрестные поселения. Церковно-приходское попечительство занималось просветительской и благотворительной деятельностью.

http://sobory.ru/article/?object=02755

Трехгодичная церковно-приходская школа ЖМП 2 февраль 2018 /  5 февраля 2018 г. 13:00 Без царя в голове ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ГОДЫ Во второй половине 1990-х годов Центральный архив ФСБ передал Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету материалы следственного дела святителя Пат­риарха Тихона. В этом объемном массиве, который содержал подготовительные материалы к процессу Пат­риарха Тихона и который был издан в конце 1997 года, исследователи нашли документ, име­вший длинное название: «Краткий статистический обзор условий религиозно-просветительской деятельности Российской Православной Церкви при изменившемся устройстве России и по отделении Церкви от государства». Документ датируется 26 августа 1918 года, то есть он был составлен уже после издания Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви и незадолго до окончания последней сессии Поместного Собора. Он представляет собой статистические материалы, связанные с некоторыми аспектами положения Русской Православной Церкви перед началом Первой мировой войны. В преамбуле формулируется задача, которая более всего интересовала составителей документа: понять, «каких результатов достигла Православная Российская Церковь за предшествующее время и с чем, с какими силами и средствами она приступает к религиозно-просветительской деятельности среди населения при новом строе» 1 . Начальная грамотность населения: твердый «неуд» для крестьян Общее представление о грамотности среди православного населения, равно как и представителей других вероисповеданий, можно получить из данных по итогам переписи 1897 года. В среднем грамотным был только каждый пятый православный житель империи (при этом надо учитывать, что среди мужчин этот показатель втрое превышал женский). Начальный школьный возраст повсеместно в Европе во второй половине XIX века определялся в 8–11 лет. Исходя из этого, по данным на 1894–1895 годы, без школьного обучения в России оставалось почти 6,8 млн детей в деревнях и около 920 тысяч — в городах (в начальной школе обучались 24,2 % детей указанного возраста в сельской местности и 28,6 % — в городах) 2 . Такие низкие показатели обуславливались не столько нежеланием ­крестьян обучать своих детей в начальной школе, сколько отсутствием финансовых средств на организацию ее работы.

http://e-vestnik.ru/history/bez_tsarya_v...

В. А. Федоров Глава 7. Конфессиональная политика Александра I и Николая I. 1. Конфессиональная политика Александра I Отношение Александра I к православному духовенству и к инославным конфессиям (1801–1812) Конфессиональная политика Александра I менялась в соответствии с изменениями в его общем политическом курсе. 1801–1811 годы царствования Александра I оцениваются в нашей исторической литературе как время либеральных преобразований. В контексте с этим направлением проводилась и конфессиональная политика, характерная религиозной терпимостью. Александр I был воспитан на идеалах европейского гуманизма. В начале своего царствования он видел в религии значение нравственного фактора, как важное средство просвещения народных масс. Он считал тогда догматическое различие христианских церквей историческим анахронизмом, полагал, что религиозная нетерпимость и фанатизм есть следствие «невежества». Отсюда особое значение он придавал просвещению и просветительской роли церкви. Не вникая в тонкости богословия, он желал, чтобы не только православные, но и католические, и протестантские священники помимо богослужения занимались просветительской и нравственно-воспитательной деятельностью. До 1810 г. конфессиональные дела распределялись по разным правительственным органам. Характер управления и решения их во многом зависел от ведомственных интересов этих учреждений и вследствие этого препятствовал проведению единого политического курса в этой сфере. В 1810 г. в составе Министерства внутренних дел было создано Главное управление духовных дел иностранных исповеданий занимавшееся проблемами неправославного населения России. Необходимость его создания, как объяснялось в указе 1810 была продиктована «рассеянностью» духовных дел по различным ведомствам, что не позволяло рассматривать эти дела «совокупно» и проводить в отношении инославных исповеданий единую политику 245 . Инициатором его создания был М.М. Сперанский. Главноуправляющим этого учреждения был назначен кн. А.Н. Голицын, совмещавший эту должность с постом обер-прокурора Св. Синода, а помощником Голицына в звании «директора» стал А.И. Тургенев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е.Г. Балашова Архиепископ Варфоломей (Ремов) и его просветительская и педагогическая деятельность в 1920–1930-х годах Источник Московский Православный институт св. апостола Иоанна Богослова, pravob@mail.ru Анализ исторических источников свидетельствует о продолжении Церковью серьезной педагогической работы в условиях гонений от богоборческой власти. Рассматривается деятельность архиепископа Варфоломея (Ремова) , настоятеля Высоко-Петровского монастыря в 1922–1935 гг., и в целом опыт воспитания молодежи в обители в духе верности традициям Православия. Строгий уставной строй богослужений, старческое окормление прихожан, научение молодежи основам веры, продолжение тайной деятельности Московской Духовной академии – все это содействовало воспитанию в Высоко-Петровском монастыре стойких христиан, в том числе прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Показания владыки на допросах во время последнего ареста и другие документы свидетельствуют, что, несмотря на запреты со стороны властей на религиозное образование и воспитание, архиепископ Варфоломей и духовники обители вели большую работу по воспитанию молодежи. Письма владыки со словами назиданий бережно сохранялись его духовными чадами. Ключевые слова: Православие, архиепископ Варфоломей (Ремов) , Московская Духовная академия, Высоко-Петровский монастырь, гонения на Церковь , новомученики и исповедники Церкви Русской, молодежь, воспитание. В годы гонений на Церковь в начале ХХ века ее просветительная деятельность не прекращалась. Одним из ярких представителей этого направления был архиепископ Варфоломей (Ремов) , жизнь которого с 20 лет, т.е. со времен студенчества, была неразрывно связана с Московской Духовной академией. О его трудах свидетельствуют документы эпохи: материалы следственных дел 1920–1921, 1933 и 1935 гг.), его письма к духовным чадам, а также воспоминания о владыке клириков и прихожан Высоко-Петровского монастыря. В 1920 году, после закрытия Московской Духовной академии в Сергиевом Посаде, епархиальной властью ему было поручено перенесение в Москву пастырско-богословских курсов. Ввысоко-Петровском монастыре, который владыка возглавлял с 1922 года до ареста в 1935 году, владыка ввел Устав закрытой властями Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, всячески утверждал старческое делание, втайне от властей поддерживал деятельность Академии, а также трудился в деле воспитания молодежи. Сравнительный и критический анализ исторических источников приводит к выводу о серьезной педагогической работе, проводимой Церковью в те годы, а также о том жизненном подвиге в деле просвещения и воспитания верных Православию христиан, который осуществил архиепископ Варфоломей (Ремов) .

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пермь – город славных медицинских традиций На базе ПГМУ им. академика Е.А.Вагнера открыт историко-просветительский клуб «Корни» 28.11.2022 310 Фото: Марсель Габдульбаров По словам организаторов клуба, его деятельность будет направлена на популяризацию истории Перми и Пермского края, ознакомлению студентов с историей медицинского образования на Урале, экскурсиям и даже выездам в другие города региона. Торжественное открытие состоялось днем 22 ноября, в Актовом зале ПГМУ на Петропавловской 26, в присутствии и.о. ректора ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера, доктора медицинских наук, профессора Натальи Минаевой, проректора по внеучебной работе Дмитрия Токмакова, руководителя клуба «Корни», студента Лечебного факультета Николая Хоботова, сотрудников вуза и учащихся. Символично, что исторический клуб открыли в самом сердце старой Перми в здании, где некогда располагалась гимназия, которая ведёт свою родословную с конца XVIII века. На открытии присутствовали и приглашённые общественные деятели, которых оповестили о событии заранее: председатель РВИО Пермского края Игорь Гладнев, председатель Городского совета старшеклассников города Перми Иван Угольников, рекордсмен книги рекордов Гиннеса Александр Куляпин, волонтеры – медики и бойцы студенческих медицинских отрядов «Салюс» и «Древо жизни». Посетил мероприятие и заместитель председателя Молодежного парламента при ПГД Антон Поносов. После торжественной речи Натальи Витальевны Минаевой, слово было предоставлено почетным гостям. Участие в кружке планируется добровольное, для всех желающих студентов ПГМУ с первого по шестой курсы. В основном будут экскурсии во внеучебное время по исторической части Перми: улицам Сибирской и Монастырской с Соборной площадью, Разгуляю, где в конце XVIII века находилась первая медицинская школа штаб-лекаря М.Л. Гамалея, посещение этнографических музеев и выставок, связанных с историей медицины, парламентские уроки. В плане даже проведение олимпиады по истории Отечества.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/28/pe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Центр «Берег Рус» - На пользу Церкви и России Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» просит Вашей поддержки! 15.11.2023 182 Время на чтение 3 минуты Дорогие братья и сестры! Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» просит Вашей поддержки! Наш Центр был открыт по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) во Владивостоке 7 ноября 2016 года. Семь лет мы работаем на пользу Церкви Православной и России на берегу Тихого океана. Всё это время Центр вносит свой вклад в дело возрождения истинной симфонии церковной и государственной властей в России. Наша организация издает просветительские книги, брошюры, миссионерские открытки, церковные листки. Напомним, основные издания Центра: журнал «Берег России» (издается с 2018 года, выходит два раза в год), книга митрополита Вениамина (Пушкаря) «Спасо-Преображенский кафедральный собор Владивостока» (2023 год), книга Игоря и Владиславы Романовых «Россия у Тихого океана» (2021 год), сборник статей «Православие и религиозная катастрофа Запада» (2019 год), просветительское издание «Порт-Артурская Икона “Торжество Пресвятой Богородицы”», книга «Россия. Взгляд с Босфора Восточного» (2017 год), сборник «Царские дни на берегу Тихого океана» (2016 год), просветительские открытки (общим тиражом 30 тысяч экземпляров) и другие издания. Одним из наиболее значимых дел Центра стало участие в организации и проведении конференции, посвященной 100-летию Приамурского Земского Собора (Москва, гостиница «Националь», 19 июня 2022 года). А также подготовка и проведение Монархического Собрания в Москве в Пушкинском зале Союза писателей России 9 октября 2022 года. Сегодня «Берег Рус» продолжает научно-исследовательскую и аналитическую деятельность. Уникальность аналитических трудов Центра во многом обусловлена его нахождением в Азиатско-Тихоокеанском регионе, являющимся наиболее динамичной и геополитически актуальной частью мирового пространства. Аналитический, исследовательский взгляд на церковную и политическую ситуацию в России и мире из Владивостока, столицы Дальнего Востока и одного из ключевых и перспективных морских портов АТР, представляет интерес для наиболее здравомыслящих и патриотически настроенных людей во власти и в православном сообществе России.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/15/ce...

Положение о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих декабря 2017 Документ утвержден решением Священного Синода от 28 декабря 2017 года ( журнал 114 ). I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви (далее - Положение) определяет порядок создания и деятельности просветительских курсов для монашествующих и готовящихся к постригу в монастырях Русской Православной Церкви (далее - курсы). 1.2. Курсы могут быть созданы в качестве структурного подразделения без образования юридического лица в: 1) монастырях; 2) религиозных организациях духовных учебных заведениях (семинария, академия, институт, университет (далее духовные учебные заведения)). 1.3. Курсы обеспечивают процесс получения базовой богословской подготовки послушниками и монашествующими Русской Православной Церкви (далее - учащиеся) в соответствии с внутренними установлениями Русской Православной Церкви и действующим государственным законодательством. 1.4. Получение базовой подготовки в области богословия в рамках курсов является обязательным для готовящихся к постригу и не имеющих духовного образования монашествующих в монастырях Русской Православной Церкви. Окончание просветительских курсов для монашествующих не дает право на рукоположение в священный сан согласно " Положению о порядке согласования рукоположения в священный сан лиц, не обладающих образовательным цензом " , которое утверждено решением Священного Синода от 27 декабря 2016 года (журнал 120). Освобождаются от необходимости прохождения подготовки на курсах лица, достигшие пенсионного возраста (согласно законодательству страны нахождения), а также имеющие ограничения по состоянию здоровья. В каждом подобном случае окончательное решение об освобождении от прохождения подготовки принимается епархиальным архиереем на основании ходатайства игумена или игумении соответствующего монастыря. Насельники в священном сане (или готовящиеся к принятию священного сана) должны получить духовное образование в соответствии с установлениями Русской Православной Церкви, общими для всех ее священнослужителей.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010