II. «Эпитома» на прор. Исаию Прокопия Газского (Επιτομ τν ες τν προφτην Ησααν καταβεβλημνων διαφρων ξηγσεων Προκοπου χριστιανο σοφιστο; «Прокопия христанского софиста сокращение различных сопоставленных толкований на пророка Исаию»; CPG, N 7434=С. 61; тип B по Фаульхаберу; PG. 87. Col. 1817-2717) не является катеной. Она представляет собой не содержащий лемм сплошной компилятивный комментарий, основанный на толкованиях свт. Кирилла Александрийского, Евсевия Кесарийского, свт. Василия Великого и Феодора Ираклийского, значительно переработанных Прокопием ( Eisenhofer L. Procopius von Gaza. Freiburg i. Br., 1897. S. 52-84). III. «Катена на Ис 1-16 Николая Музалона» (Συναγωγ ξηγσεων ες τν προφτην Ησααν κ διαφρων γων πατρων κα διδασκλων συλλεγεσα περ το ρχιεπισκπου Κπρου κυρο Νικολου το Μουζνου; «Свод толкований на пророка Исаию, составленный из разных св. отцов и учителей господином Николаем Музаном, архиепископом Кипра»; CPG. С. 62; тип V по Каро-Лицману). Предположительным составителем катены является Николай IV Музалон, патриарх К-польский († 1154), бывш. архиеп. Кипра. Древнейший кодекс, содержащий катену,- Laurent. Plut. V 8, XII в. (список др. рукописей, а также перечень цитируемых экзегетов см.: Karo, Lietzmann. 1902. S. 341-342). Издано только предисловие: PG. 106. Col. 1060-1061. Вопрос об отношении данной катены к др. типам не изучался. Имена почти всех используемых в ней толкователей встречаются в катене Иоанна Друнгария, весьма вероятно, что Николай Музалон использовал в качестве источников другие К. на прор. Исаию. Книги пророков Иеремии, Варуха, Плач Иеремии I. Катена 2 авторов на Иер 1-4 (CPG. С. 65; тип A по Фаульхаберу) содержит фрагменты комментариев блж. Феодорита (CPG, N 6205) и свт. Иоанна Златоуста (CPG, N 4447, 3882; авторство спорно) на Книгу прор. Иеремии. Рукописная традиция катены представлена 5 рукописями: Bonon. 2373, X в.; Vat. gr. 675, XII в.; Vat. gr. 1204, XVI в.; Vindob. Theol. gr. 36, XVI в.; Monac. gr. 117, XVI в. В каждой из них катена завершается на Иер 4, остальная часть книги (Иер 5-52) сопровождается только комментарием Феодорита. По мнению Л. Дьё, фрагменты, отмеченные в катене как принадлежащие свт. Иоанну Златоусту, следует приписать Полихронию Апамейскому ( Dieu. 1913).

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Предисловие к изложенному здесь предмету содержит в себе имена и месторождение писателей, которым принадлежат те сочинения; это сделано для того, чтобы главнейшие предметы не оставались без имен настоящих писателей, подложными и лжеименными. Эти предметы заимствованы из нижеследующих летописей. 1) Петра, патрикия и магистра 3 . 2) Из летописи Георгия-монаха 4 . 3) Иоанна Антиохийского 5 . 4) Из Римских древностей Дионисия Аликарнасского. 5), 6) Поливия Мегалопольского и Аппиана. 7) Зосима Аскалонского 6 . 8) Из Иудейских древностей Иосипа. 9) Диодора Сицилийского. 10) Диона Коккиана 7 . 11) Прокопия Кесарийского. 12) Приска-ритора 8 . 13) Малха-софиста. 14) Менандра-протектора 9 . 15) Феофилакта Симокатта, бывшего эпарха и секретаря 10 . Правила как принимать чужих посланников и как отправлять посольства. Посланники или отправляются от нас, или приезжают к нам. Приезжающих к нам должно принимать почетно и великолепно, ибо посланники у всех народов в почтении. Приставленные к ним должны беречься, чтобы не открывать им того, о чем они расспрашивают. Если посланники приехали из самых отдаленных стран, так что между нами и ими есть другие народы, то можно показывать им то, что нам угодно, и настолько, насколько угодно. Таким же образом должно поступать с посланниками близких к нам народов, которые уступают нам в силе. Но если те народы далеко превосходят нас множеством войска и храбростью, то должно скрывать от них наше богатство и красоту женщин, а показывать им только множество народа, благоустройство оружия, высоту городских стен. Что касается до посланников, отправляемых от нас к другим, то они должны быть известны своим благочестием, свободны от обвинения в преступлении и от публичного осуждения; разумны от природы, преданы государству, так чтобы готовы были жертвовать для него собой, подобно Ригулу (Регулу); принимать на себя посольство охотно, а не принужденно, как известный египетский врач. Ригул (Регул), находясь в плену у карфагенян, был ими отправлен в Рим для мирных переговоров. Он поклялся возвратиться в Карфаген, если римляне не согласятся на мир. По приезде в Рим он отсоветовал римлянам принять мир, для них невыгодный, а между тем, храня свою клятву, убедил их отпустить его в Карфаген. Египетский же врач, возбудив персидского царя к войне против Египта, погубил Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4) Толковая псалтирь ираклийского епископа Никиты, уроженца из города Серреса (1070 г.). Он имел под руками библейский текст св. Лукиана, что высказал сам в этом сочинении своем, которое пересеяно мною. 5) Прокопия Газского софиста (VI в.) толкования на книги Бытия, Исход, Левит, Числ, Второзакония, И. Навина, Судей и на четыре книги Царств. Дорогая рукопись! Я извлек из нее замечательные места, дабы дать понятие о превосходном творении сего толкователя, редко кому известном у нас, а может быть и неслыханном. Все эти творения драгоценны. Но в них содержится слово человеческое. А я ищу слова Божия. Господь сказал: ищите и обрящете. Верно слово и всякого приятия достойно! В Кутлумуше я нашел то, чего ищу с верой и упованием. В тамошней библиотеке хранится так называемое ξασφιον – Шестомудрие, т. е. книга Иова, Притчи Соломона, Екклесиаст, Премудрость Соломона, Песнь Песней и книга Иисуса сына Сирахова. Все это Шестомудрие составляет одну рукопись, которая красивым почерком писана на пергамине в лист в два столбца в десятом веке. Все праздничные чтения в ней отмечены на полях красной чертой. Стало быть, текст их сверен был с текстом церковным, обнародованным, исповеданным. Я сличал его с текстом ватиканским, записал все разности и признаю кутлумушский текст Шестомудрия православным кафолическим. Слава Богу! Теперь мы знаем, что наша матерь – восточная церковь сберегла нам истинное слово Божие. Не надо нам Библии из Ватикана! И никакой другой! Есть своя! Пиша эти строки, я радуюсь духом и благодарю Господа, сподобившего меня недостойного искать и найти то богодухновенное писание, которое всегда употребляла православная кафолическая церковь . Кутлумушские старцы приняли и успокоили меня, как добрейшие братья мои о Господе. Незабвенно пребывание мое в их святой обители! Там их любовь к истине поняла мои священные требования и открыла мне книгохранилище, в котором долго и безвестно хранилось истинное шестомудрие. Но эти братья мои злополучны. Их общежительная обитель недавно погорела. Им нужно наше пособие. Что же? Когда они попросят его, тогда благоволите, ваше сиятельство, исходатайствовать им, у кого должно, позволение приехать к нам за сбором доброхотных подаяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Это открытие дает И. Дрэзеке основание найти и повод, но которому св. Григорием был написан трактат «О душе», – это было распространение в Палестине и Финикии того лжеучения о душе, ради опровержения которого Ориген предпринимал путешествие в Аравию 554 . Гаиан в Вирите был смущен этим учением и обратился к своему другу Григорию, который в то время (в 243 г.) был на своей родине адвокатом или же только что был посвящен во епископа и находился еще под сильным влиянием и глубоким впечатлением уроков Оригена 555 . Однако, по всем данным, произведение Николая Мефонского – его собственность, а не новое издание произведения софиста Прокопия. Прокопий вообще не писал против Прокла, а известный с его именем фрагмент против Прокла неподлинный и является отрывком произведения епископа Николая 556 . Следовательно, и цитата принадлежит только XII веку. Этим определяется и ее значение: она может только удостоверять, что в рукописи, которою пользовался Николай Мефонский , трактат «О душе» надписывался именем св. Григория Чудотворца . Что же касается открытий И. Дрэзеке относительно лица, к которому направлен трактат, и обстоятельств его происхождения, то в них обнаруживается только изобретательность этого весьма осведомленного автора: научной состоятельности в них совершенно нет, и его статья может быть отмечена только, как неудачная попытка решения вопроса о происхождении трактата «О душе». Напротив, весьма ценною должна быть признана небольшая работа Jul. Lebréton’a 557 . важная прежде всего в том отношении, что в ней сообщены результаты, насколько нам известно, впервые произведенного исследования рукописей, содержащих трактат «О душе». Это исследование и выводы из него, мы и положим в основу своих суждений относительно трактата «О душе». Jul. Lebréton сличил 13 манускриптов этого трактата: 11 в Национальной Библиотеке в Париже и два в Лондоне, в Библиотеке Британского Музея. Из парижских манускриптов два наиболее древних и лучших (graec. 141 А, XI в. -содержит только начало трактата на обороте последнего листа – и Suppl, gr.690, XII в.), дают заглавие: первый – περ ψυχς и второй – φιλοσοφα περ ψυχς, но без имени автора; четыре других рукописи, из которых одна XIV века (gr.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

60. Он же говорил: «Нехорошо воспитанному говорить с невоспитанными, как и трезвому с пьяными». 61. Он же говорил, что учащийся в трех вещах нуждается: в природных задатках, упражнении и времени. 62. Ойнопид: Ойнопид, видя мальчика, имеющего множество книг, сказал: «Не в сундуке, но в сердце [храни их]». 63. Он же сказал, что ученым книги – напоминания, а неученым – могилы. 64. Он сказал, что гениальный ум для воспитанных – причина блага, а для невоспитанных – зла. 65. Сократ: Когда Сократа-философа спросили о том, что приятнее всего в жизни, ответил: «Учение, добродетель и исследование неизвестного». 66. Стильпон: Стильпон Мегарский, философ, когда тиран Деметрий захватил и разграбил его родной город, был приведен к царю; спрошенный о том, лишился ли он сам чего-нибудь, он ответил: «Из своего – ничего, ибо имею разум и образование, а остальное разве более мое, чем штурмовавших город?» 67. Спрошенный, когда Деметрий грабил его город: «Не забирают ли и из твоего что-либо, Стильпон?», ответил: «Ничего». 68. Ласос: Ласос Герменевт, спрошенный кем-то, что было бы самым мудрым, ответил: «Опыт». 69. Он же, когда один бездарный художник сказал ему: «Побели свой дом, чтобы я разрисовал его», ответил: «Нет, прежде разрисуй его, а я уж после этого побелю». 70. Протагор: Протагор сказал, что не бывает ни искусства без учения, ни учения без искусства. 71. Эпикур: Должно не притворяться любомудрым, но быть таковым. Ибо нам нужно не кажущееся здоровье, но настоящее. 72. Демад: Спрошенный о том, кто был его учителем, ответил: «Афинская трибуна», показывая, что опытность в делах лучше всякого наставника-софиста. Слово 18-е. О благополучии и несчастиях 1. Лк. 16, 25 : [Но Авраам сказал: чадо!] вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. 2. 1Кор. 4, 11 : Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. 3. Сир. 12, 9 : При счастье человека враги его в печали, а в несчастье его и друг разойдется с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   (3) Пророк так говорит: «Тайны, о которых царь спрашивает, не возвестить силе ни мудрецов, ни магов, ни заклинателей газаринских; но есть Бог на небесах открывающий» (Дан. 2:27—28). И вавилонян он называет мудрыми. (4) Писание общим именем мудрость называет вообще все мирские науки и искусства, и таковых множество, ибо примерами их являются все, до чего человек дошел своим умом. Однако всякое знание и умение происходит от Бога, как это становится очевидным из следующих слов Писания: (5) «И сказал Господь Моисею, говоря: Вот я назвал по имени Веселиила, сына Урии, сына Орова, из колена Иудина. И я исполнил его Божественным Духом мудрости и смышлености и ведения, чтобы разумел он во всяком деле и способен был к созиданию, к работам из золота, из серебра, из меди, из голубой, пурпурной и червленой шерсти, к исполнению всех работ строительных из камня и из дерева, и всяких иных работ» (Исх. 31:2—5). (26, 1) И за этими словами следует такое обобщение: «И в сердце всякому разумному я вложил разумение» (Исх. 31:6), т.е. в сердце всякого, кто в состоянии то разумение усвоить усердием и упражнением. И опять со всей определенностью от имени Господня написано: «И скажи это всем, кто мудр разумением, кого я исполнил духом смышлености» (Исх. 28:3). (2) Эти мудрые разумением отличаются особой природной одаренностью, но они получают и дух смышлености вдвойне и непосредственно от первообразной премудрости, когда они в силах принять его. (3) Ремесло способствуют особому развитию некоторых чувственных способностей. Так у музыкантов, например, особенно развит слух, у ваятелей — осязание, у певцов — голос, у парфюмеров — обоняние, у резчиков печатей — зрение. (4) А у тех, кто посвятил себя образованию, также вырабатывается особое чувство. Соответственно, у поэта особенно развито чувство ритма, у софиста — чувство стиля, у диалектика — умение выбрать правильный силлогизм, а у философов — умение ориентироваться в их теориях. (5) Именно такого рода чувство помогает изобретателям делать новые открытия. Оно направляет нас во время опыта по правильному пути, совместно с навыком к научным занятиям усиливая нашу страсть к познанию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Главная проповедническая деятельность св. апостола Павла в Ефесе произошла в третье его благовестническое путешествие — и повествование об этом составляет исключительное содержание 19 главы книги Деяний. По удалении Аполлоса из Ефеса и во время пребывания его в Коринфе, рассказывает Дееписатель, св. апостол Павел, побывавши в Иерусалиме и Антиохии и прошедши Фригию и Галатию — " верхние страны " , — прибыл, согласно обещанию своему, в Ефес. Там он нашел около 12 учеников, которые, подобно Аполлосу, знали и приняли только крещение Иоанново. Св. Павел довершил их утверждение в вере, убедил их креститься крещением христианским и через возложение рук преподал им Святого Духа (19:1-7). Вслед за тем св. Павел начал оглашение Ефеса евангельской проповедью. Прежде всего, по обычаю своему, он обратился к иудеям и начал регулярно проповедовать в синагоге. Три месяца продолжалась его проповедь, но " как некоторые ожесточились и не веровали, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна " , может быть какого-нибудь софиста, или народного учителя, каких много было тогда в греческих городах (Деян. 19:8-9). " Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как иудеи, так и эллины " (ст. 10). Проповедь св. Павла сопровождалась и подкреплялась многими поразительными знамениями и чудесами (19:11 -20). Два года учил так св. Павел, и Церковь Божия здесь пустила глубокие корни. К сожалению, мятеж, поднятый против апостола Димитрием-серебряником, заставил его покинуть Ефес прежде, чем он предполагал (Деян. 19:21 -40; 20:1). По прекращении мятежа св. Павел отправился посетить македонские церкви, пробыл три месяца в Элладе, а затем решил отправиться в Сирию снова через Македонию. Путь в Сирию лежал через Ефес, но так как св. Павел хотел поспеть к празднику Пятидесятницы в Иерусалим, то он, боясь быть задержанным в Ефесе, прошел на корабле мимо него. Корабль остановился в Милете, немного южнее Ефеса, и св.

http://sedmitza.ru/lib/text/430631/

Истину своего благовестия Лука запечатлел мученической смертью за Иисуса Христа, по мнению иных в Ефесе, где и погребён. По иному же сказанию, св. Лука окончил свои Апостольские труды в городе Фивах, или Патрах, городе Ахаии, около 84 лет от рождения, быв повешен, по недостатку креста, на оливковом дереве. Тело его при императоре Константине в 360 году перенесено из Ахаии в Константинополь в церковь Петра и Павла вместе с мощами Апостолов Андрея и Тимофея. Филосторгий пишет о перенесении мощей св. Евангелиста Луки: «когда приплыли люди, вёзшие гроб, в котором лежал Лука, и когда этот гроб несли с моря во храм, Анатолий евнух с усердием подошёл и, сколько было в нём сил (он был болен), помогал несущим. В это время вдруг прекратилась его болезнь». В IV веке о праздновании Апостолу и Евангелисту Луке свидетельствует св. Григорий Назианзен в слове своём против Юлиана. В V веке Анатолий Константинопольский, Лев Магистр – написали некоторые песнопения в честь Евангелиста Луки, возносимые ныне прав. Церковью в день его памяти. Церковь в своих песнопениях между прочим прославляет св. Луку, как Евангелиста и писателя Деяний Апостольских и как врача. Преп. Иулиана пустынника, Персянина О преп. Иулиане св. Златоуст говорит в беседе своей к Антиохийцам: – «знаете, и слышали, и ещё некоторые видели мужа, о котором я буду говорить, Иулиана – удивительного. Человек этот – простой поселянин и в незнатном месте рождённый, не имеющий никакого внешнего образования, но исполненный философии не тщетной. Когда он входил в города, что случалось редко, то бывало такое стечение, какого не бывает во время прихода ритора, софиста или другого кого-либо. Что ещё скажу? Не воспевается ли имя его ныне славнее какого-либо из царей!» 259 В своей «Истории Боголюбцев» блаженный Феодорит рассказывает о преп. Иулиане, что местом подвигов своих он избрал пещеру в глубине пустыни в Парфянской стране, простирающейся к западу до берегов Евфрата. Здесь проводил он жизнь, однажды в неделю только принимая пищу – хлеб с солью и водой, и то без пресыщения, но в мере, принятой один раз навсегда. Утешением же и духовным питанием для него служили псалмопения св. прор. и царя Давида и непрерывное размышление и молитвенная беседа с Богом. Неистощимо услаждаясь подобной пищей, в ней он не знал пресыщения и вместе с ней переливалась в его душу любовь к Богу того, кто воспевал: – «к Тебе прилепилась душа моя; жаждет душа моя Бога крепкого, живого: когда прииду и явлюсь перед лицо Божие! Да веселится сердце ищущих Господа! Вкусите и увидите, как благ Господь! – Блажен человек, который уповает на Него! Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего; предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит... Откровение Господа верно, умудряет простых; заповедь Господа светла, просвещает очи. Суды Господни – истина, все праведны. Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наконец, в Церкви Коринфской подвергали сомнению самый основной догмат христианства – о воскресении мертвых. И не мудрено, Коринф переполнен был мудростью языческой. Так, на каждой почти улице было какое-либо учебное учреждение, на каждом шагу можно было встретить софиста. Отвергали воскресение эпикурейцы, полагающие счастье жизни в чувственных удовольствиях, отрицали стоики, стремящиеся к самоуничтожению, как высшему благу, отрицали саддукеи и философы Александрийской школы. Эта совокупность учений мудрости мира не могла не повлиять и на некоторых коринфских христиан, тем более что отрицание воскресения по телу снимало ответственность за плотские грехи. Поэтому некоторые из христиан понимали учение апостольское о воскресении в духовно-нравственном смысле, как возрождение души благодатью Святого Духа, и совершенно отрицали воскресение тела. Другие, сердцем верили в воскресение тела, но не были убеждены в этом умом, недоумевали, как может восстать сгнившее тело и каким будет будущее тело. Правда, таких неверовавших или сомневающихся было немного. Но и малая закваска может заквасить все тесто. Поэтому святой Павел счел необходимым в самом начале пресечь зло. Он сначала доказывает воскресение тела против отрицавших это (15:1–34), потом говорит об образе воскресения и качестве воскресших тел – против колеблющихся в этом (15:35–53), и, наконец, поет победную песнь над смертью и дает краткое увещание (15:54–58). Раздел первый. Доказательство воскресения мертвых по телу (15:1–34) Глава 15 1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, 2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. 3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, 5 и что явился Кифе, потом двенадцати; 6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Но как бороться? Самым лучшим способом издревле считалось – лишать противников слова, а – еще вернее – жизни. Когда в Иерусалимском синедрионе думали о применении этих методов к апостолам, Гамалиил, обратившись к членам синедриона, сказал: «мужи израильские, подумайте сами с собой о людях сих, что нам с ними делать. Ибо незадолго пред сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собой довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его: берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» ( Деян.5:35–39 ). Во имя уважения к чужой свободе свободные мыслители должны признать право на существование за православной философией. А затем во всей силе остается дилемма: человек может узнать истину от Бога или никогда не узнает ее. Свободные философы не могут быть в истине: и ограниченность их разума и безграничность материала подлежащего исследованию для установления истины безусловно лишают их возможности приблизиться к ней. Говоря словами древнего софиста, приходится утверждать, что познание истины невозможно и «по сложности предмета и по краткости человеческой жизни». Но Духовная Академия не претендует на то, что она нашла истину и овладела ею исключительно при помощи собственных сил. Нет; она утверждает иное. Она говорит, что печать божественности лежит на одном религиозном учении – учении христианском, именующим себя богооткровенным. Не вчерашнее это учение. Скоро уже будет две тысячи лет, как оно исповедуется на земле. В нем черпали бодрость, силы, утешение и счастье многие и многие миллионы людей. Пред этим учением преклоняется Академия и ему хочет служить и служит академическая философия. Тем, которые хотят уничтожения этой философии и уничтожения православных академий, словами Гамалиила мы скажем: «берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками». С. Глаголев 11 Июля 1914 г. 1 Сам Плотин в учении о религии пользовался некоторыми мифами для своей системы, но у него этих мифов немного и толкование их совершенно своеобразно: видно он пользовался ими из уважения к преданию, а не как истиной. 2 Плутарх афинский или большой (ум. после 430 г.) не должен быть смешиваем с Плутархом Херонейским (жил в I веке по Р.Х.). Читать далее Источник: В память столетия (1814-1914) Московской духовной академии : Сб. ст., принадлежащих бывшим и настоящим чл. акад. корпорации : В 2 ч./Ч. 1. - Сергиев Посад : тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1915. - 586 с./Глаголев С.С. Философия и свобода. 152-200 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010