Н. Руновский Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II Источник К читателю Предлагаемое мною вниманию читателя исследование имеет своим предметом обозрение церковно-гражданских постановлений, изданных правительством Александра II с целью улучшения быта православного духовенства. В состав его войдут законоположения, относящиеся исключительно к положению приходского духовенства. На этом основании в нем совсем опущен вопрос о реформе духовно-учебных заведений, так как она касается воспитания и обучения детей духовенства и прямого отношения к положению самого духовенства не имеет. Старый и сложный вопрос о положении духовенства, издавна занимавший и волновавший общественное мнение, достаточно разработан в исторической науке, начиная с древнейших времен истории и кончая прошлым столетием. Довольно указать на капитальное исследование об этом Π. В. Знаменского: «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра». Нельзя этого сказать о царствовании императора Александра II. История законодательных работ, относящихся к положению духовенства за это время ни в целом, ни в частях (за исключением вопроса об отношении духовенства к народному образованию, (соч. Ф. В. Благовидова )) не была еще предметом специального научного исследования. Она представляет до крайности многосложный и разнообразный сырой материал, разбросанный в памятниках церковного и гражданского законодательства, в подлинных документах, хранящихся в синодальном архиве, в статьях, заметках и корреспонденциях, появлявшихся в свое время в разных периодических изданиях духовной и светской прессы. Думаем, что труд, посвященный специальному исследованию означенного материала, не будет излишним в исторической литературе уже по тому одному, что мероприятия царствования императора Александра II в отношении к духовенству оставили свой неизгладимый след в русской церковно-исторической жизни. Введение. Общий очерк состояния приходского духовенства в России ко времени царствования Императора Александра II

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.В. Шадрина Глава 3. Материальное положение донского духовенства 1. Проблема материального обеспечения духовенства Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ века Процесс инкорпорации духовного сословия в государственный механизм и связанная с этим процессом попытка государства повысить статус духовенства Русской Православной Церкви как составной части «образа самодержавия» 409 с необычайной остротой поставили вопрос о его материальном благополучии. Именно этот вопрос стал одним из самых дискутируемых в периодической печати на протяжении второй половины XIX – начала XX в. 410 До момента обращения пристального внимания государственной власти на уровень жизни священно- и церковнослужителей их доходы складывались главным образом из добровольных пожертвований за исполнение таинств и треб, доходов от отведенных причтам земельных угодий и процентов с причтовых капиталов. Во время правления императора Николая I, когда Церковь выдвинулась на первый план в официальной идеологии 411 , материальное обеспечение духовенства было признано «одною из величайших и неотложнейших задач времени» 412 . Если до 1830-х гг. обязанность содержания духовенства была и нравственной, и юридической аксиомой для прихожан 413 , то во второй половине XIX в. было заявлено не только о недостаточности перечисленных видов доходов духовенства, но и об унизительности для священнослужителей получать деньги за «исполнение духовных треб» 414 . Проблему бедности духовенства, и, как следствие, низкого социального статуса, император пытался решить путем обеспечения священно- и церковнослужителей определенными «штатными» окладами казенного жалованья (что повлекло за собой введение в 1842 г. штатов). С 6 декабря 1829 г. по повелению императора в распоряжение Св. Синода ежегодно перечислялось 500 000 руб. на жалованье духовенству наиболее бедных причтов. В 1842 г. сумма была уменьшена до 415 000 руб., а в 1843 г. увеличена до 1 000 000 руб. В 1844 и 1845 гг. на содержание духовенства из государственной казны отчислялось по 250 000 руб., с 1846 по 1860 г. включительно (за исключением 1858 г.) – по 100 000 руб. Эти суммы распределялись прежде всего на содержание духовенства западных епархий, а потом и остальных окраин России и Сибири 415 . В 1861 г. из казны на содержание 17 063 причтов поступило 3,6 млн. руб. серебром, притом что всего в России насчитывалось 598 соборов, 37 381 церковь , 12 186 часовен и молитвенных домов, а значит, дотации получало менее половины причтов (в среднем до 210 руб. в год) 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.В. Шадрина Глава 1. Юридический статус и правовое положение духовенства на Дону 1. Духовное сословие Российской империи и изменение его юридического статуса во второй половине XIX в. Понятие «духовенство» появилось на Руси еще при княгине Ольге 83 . Под «духовенством» понимались священнослужители (священники, диаконы) и церковнослужители (лица, служившие в церкви, но не имевшие священного сана – дьячки, пономари). Духовенство делилось на белое (состоявшее в браке) и черное (монашествующее). Вплоть до XVIII в. оно не было обременено особыми обязанностями по отношению к государству и подчинялось административно только духовному правлению. Известный дореволюционный историк церкви П. Знаменский писал: «Древняя Русь не успела выработать ни сословных стеснений в выборе известного (священнического и церковнослужительского – А.Ш.) рода жизни и занятий, ни особенно стеснительных требований для поступления в клир относительно специальной подготовки к церковному служению; незазорная нравственность и книжность, понимаемая в самом скромном смысле уменья читать и отчасти петь, – вот все, чего требовали наши старинные святители от своих ставленников» 84 . Понятие «духовное сословие» появилось в эпоху Петра I одновременно с вхождением русского духовенства в государственную систему 85 . Его формирование было подчинено проводимой Петром I реорганизации общества на основе сословий (состояний). Следствием этой тенденции и стало появление духовного сословия, оформившегося из приходского духовенства и его детей. Согласно «Духовному регламенту» 1721 г. Церковь получила статус «коллегии», а духовенство стало осознаваться как сословие, состоящее на государственной службе 86 . Признаком объединения и закрепления духовенства в сословие стала отмена выборности и наследования приходских должностей 87 . Окончательную черту подвел принятый в 1841 г. и утвержденный на государственном уровне Устав духовных консисторий, согласно которому рукоположение священников и замещение должностей в приходских церквах отныне относилось исключительно к компетенции епархиального архиерея 88 , что окончательно упраздняло принцип выборности духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VI. Учреждение особого присутствия для дел православного духовенства Дружное желание нашего общества внести необходимые улучшения в быте и строе православного духовенства, а также оживление в церковно-приходскую деятельность, побудило высшее правительство обратить серьезное внимание на эти важные общественные задачи. В 1861 году министр внутренних дел И. А. Валуев, представляя Государю в Ливадии выписки из конфиденциального отношения киевского генерал-губернатора о положении православного духовенства и русской народности в юго-западном крае и полагая, что состояние всего православного духовенства в империи требует преобразований и улучшений, предложил ряд мер к возвышению духовного сословия 107 . Эти меры должны были состоять: в наделении сельского духовенства землею, в предоставлении некоторых прав и преимуществ детям духовенства, окончившим курс в семинариях и академиях, и в ведении епископов в государственный совет. По воле Государя проект этот дозволено было сообщить только небольшому кружку лиц, а именно: обер-прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому, митрополитам Исидору и Филарету и протопресвитеру Бажанову, а затем рассмотреть в особом комитет под председательством великого князя Константина Николаевича. Обер-прокурор Св. Синода граф А. П. Толстой находил неудачным проект о допущении епископов в государственный совет: предполагая, что этот совет, пользуясь присутствием епископов, будет решать дела подлежащие ведению Синода, и таким образом светское управление еще более прострет свою власть над церковью. Митрополит Филарет отнесся также отрицательно к предположению о введении епископов в государственный совет, в видах могущего произойти вследствие сего уменьшения значения Св. Синода и отвлечения епископов из их епархий. При этом митрополит Филарет указал, что еще на основании петровских законов в экстренных случаях возможны совместные конференции Синода и государственного совета, без нарушения независимости и целости каждого их них 108 . В заключении своего мнения митрополит Филарет высказал следующее суждение: «может быть не столько нужно то, чтобы епископ заседал в правительственном собрании вельмож, сколько то, чтоб вельможи и благородные мужи чаще и усерднее, вместе с епископом, окружали алтарь Господень, украшая тем церковь и ее праздники, утешая своим общением и поощряя епископа, и подавали назидательный пример народу, который довольно прилежно окружает епископа в праздники церковные» 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Отдел XII. Церковно-приходские документы 411. Чтобы церкви соборные, приходские и кладбищенские имели свои по однообразной форме вырезанные печати. Государь Император, по всеподданнейшему докладу г. Обер-Прокурора в 22-й день февраля сего 1836 года, Высочайше утвердить соизволил одобренное предварительно Святейшими Синодом предложение, чтобы церкви соборные, приходские и кладбищенские имели свои по однообразной форме вырезанные печати, для приложения к документам, от церкви выдаваемым, и для печатания конвертов, отправляемых с бумагами по делам церковным, с тем, чтобы для таковых печатей избрано было изображение церкви в древнем русском виде с надписью кругом, в которой означалось бы славянскими буквами, в какой епархии каком селе и какого наименования та церковь , для коей печать дается. Вместе с тем Его Величество соизволяет, чтобы и в монастырях введены были в употребление одинаковые печати с гербом Государственным с тем только отличием от печатей гражданского ведомства, чтобы надпись кругом, объясняющая наименование монастыря, была вырезана шрифтом церковным. Декабря 4 дня 1836 года. 412. О ведении и хранении метрических и обыскных книг. Пб указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имел рассуждение, что по духовному регламенту и посланным из Святейшего Синода во все епархии в 1779 г. указам, непременно должны быть при приходских церквах для записки рождающихся, вступающих в браки и умирающих метрические книги, которые велено раздавать к каждой церкви в начале года из духовных правлений за скрепою присутствующего, а по прошествии года неупустительно представлять в первых месяцах чрез духовные же правления, за рукоприкладством всех священно и церковнослужителей, в Консистории, где и содержать их, разделяя по городам с уездами каждый год в особом переплете; а таковые же заручные и при церквах в ризницах оставляя хранить, чтобы во всегдашнее время, когда о чем востребуются справки, без всякого сомнения на оных основание полагать было можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава III. Состав причтов дворцовых церквей и их содержание Выходя из того положения, что нравственность человека в значительной степени обусловливается, кроме степени его умственного образования, и внешним положением его жизни, считаем нужным посвятить изображению материального быта придворного духовенства в XVII в. особую главу. Подробное исследование сего интересного вопроса тем более необходимо, что он почти вовсе не был затронут в нашей литературе. Так, священник Любимов в своей книге: «Историческое обозрение способов содержания христианскаго духовенства от апостольских времен до XVII и XVIII в.» (изд. 2, С.-Петерб. 1852 г.), о содержании дворцового духовенства говорит лишь несколько слов, на основании расходной дворцовой книги 1584–1585 г., напечатанной в I-м томе дополнений к историческим актам, стр. 189–191. Что касается профессора Знаменского, то он в своих статьях о положении приходского духовенства в разных отношениях, ничего не говорит о духовенстве придворных церквей. И лишь только И. Е. Забелин в своей книге: «Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы», ч. 2, на основании «дворцовых строельных книг» – сообщает официальные данные о некоторых статьях содержания придворного духовенства последней четверти XVII в. Сведения же о всх других источниках содержания оного, и при том почти за весь этот век, мы почерпнули непосредственно из архивных данных Московского Отделения Общего Архива М. И. Двора. Состав и содержание причта соборной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и приделов при ней Состав причта соборной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы оставался неизменным в течение всего XVII в., при том же числе членов, какой он имел в 1584 г., когда в него входили: протопоп, – «ризничий поп» – или, на языке XVII века, ключарь, два священника, три дьякона, два псаломщика и два пономаря 1482 . Главнейшим источником содержания причта Благовещ. собора, как и всего вообще дворцового духовенства, служила царская руга, или ружный оклад, который составлял особое государево милостынное жалование и выдавался из государевой казны, из приказа большого дворца и из казенного приказа. Руга эта распределялась весьма различно, нарастая и сокращаясь, смотря по составу причта и по особым отношениям собора или церкви к царскому богомолью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Греческая идентичность: споры в год юбилеев Канун и начало Великого поста были отмечены в греческой прессе новым витком дискуссий об участии греческого духовенства в политике. Может ли духовенство высказываться по политическим вопросам, не превращаясь при этом невольно в сторонника какой-либо партии? 14 марта, 2011 Канун и начало Великого поста были отмечены в греческой прессе новым витком дискуссий об участии греческого духовенства в политике. Может ли духовенство высказываться по политическим вопросам, не превращаясь при этом невольно в сторонника какой-либо партии? Канун и начало Великого поста были отмечены в греческой прессе новым витком дискуссий об участии греческого духовенства в политике. На этот раз спор не ограничился вопросом о возможном влиянии высшего духовенства на решения правительства, а затронул более важную проблему: размежевание греческого общества, поляризацию мнений и рост влияния партий. Может ли духовенство высказываться по политическим вопросам, не превращаясь при этом невольно в сторонника какой-либо партии? Важным поводом для дискуссий стало окружное послание Синода Элладской Православной Церкви в канун 190-летнего юбилея греческой революции: общегреческое восстание против османского владычества началось на Благовещение 1821 г. Пресса сразу обратила внимание на полемический характер этого документа, прославляющего героическое прошлое страны, христианскую веру восставших и готовность их к мученичеству. Так, газета «То вима» отмечает , что одной из важнейших тем послания стало «движение новейшего атеизма», который стремится преуменьшить историческую роль Церкви в революционно-освободительной борьбе. Новейший атеизм, по утверждению авторов послания, весьма опасен как фальсификация исторических событий и подрыв «греко-православной идентичности народа». Таким отрицательным примером стал для Синода документальный сериал, показанный по греческому телеканалу Sky и вызвавший протесты духовенства. По мнению Синода, само появление таких телепередач, в которых Церковь изображается равнодушной к социальным проблемам народа, свидетельствует о недостаточной работе духовенства — обязанностью священнослужителей должно стать регулярное извещение паствы (в духовных словах и приходской прессе) о том, что происходит в церковной, общественной, национальной жизни, и какими путями идёт греческое образование. Такие альтернативные каналы информации могут помочь решить современные проблемы Греции в обход партийной пропаганды, с постоянной оглядкой на героическую сплочённость народа в 1821 г.

http://pravmir.ru/grecheskaya-identichno...

ЖМП 12 декабрь 2011 /  5 января 2012 г. 19:10 Материальное обеспечение православного приходского духовенства в Российской империи Со времён петровских преобразований Православная Церковь включена в государственный аппарат Российской Империи; власть стремится использовать духовенство на местах как проводника государственной политики. Прекращение практики избрания причта приводит к разрыву личных связей между прихожанами и духовенством и ставит перед государством вопрос о необходимости материальной поддержки духовенства. Особо остро вопрос обеспечения касался сельских приходов, в городах и монастырях духовенство было традиционно более обеспечено. Традиционные способы материального обеспечения православного приходского духовенства К числу традиционных способов материальной поддержки духовенства следует отнести наделение его землей, плату за выполнение треб, узаконенную ругу в некоторых областях или сбор добровольных приношений с прихожан (1) . а) Земля Основным источником дохода и пропитания для населения России была земля. Если монастыри получали значительные земельные пожертвования и владели крупной недвижимостью, то приходское белое духовенство традиционно в России по уровню своего благосостояния сближалось с окружающим его населением: в городе было более обеспечено, в селе — менее. Характерно, что, в отличие от Западной Европы и Речи Посполитой, на Руси практика пожертвования недвижимости приходским церквам не была распространена: все пожертвования и вклады делались в монастыри, поэтому приходские причты не обладали независимым источником дохода. Вторым фактором, не способствовавшим накоплению капитала и недвижимости на приходах, был тот факт, что русское приходское духовенство было традиционно женатым и многодетным, что порождало проблемы обеспечения семьи, раздела имущества, наследования прихода. Однако в России до XVIII века вопрос обеспечения приходского духовенства решался самими прихожанами: они выбирали причт, они же несли ответственность за их обеспечение (2) . В некоторых регионах практика выборности причта и заключения с ними договоров о содержании сохранялась до конца XVIII века.

http://e-vestnik.ru/docs/materialnoe_obe...

I глава В 1682 году, главным образом в целях противодействия усиливавшемуся на севере расколу, была открыта холмогорская епархия. Первый холмогорский архиепископ Афанасий, ревностный борец против раскола, не ограничивался в борьбе с ним одними только внешними мерами, но заботился по мере возможности и о возвышении умственного и нравственного уровня своей паствы, чтобы сделать последнюю менее восприимчивой к проповеди раскола 1 . При этом он обратил особенное внимание на приходское духовенство, в котором ему хотелось видеть учителей народных. Но духовенство выходило из среды того же народа и мало чем от него отличалось. Оно было только грамотным, но почти так же невежественным в истинах христианской веры, как и простая народная масса. Между священниками встречались лица, не знавшие даже как надо совершать богослужение, не говоря уже о прочем. «А литургии Божии, – доносил преосвященному один десятский священник про своего подчиненного, – он, священник Иван, служить не умеет, младенцев крещает без мира и без масла, и в том, что ты, преосвященный архиепископ, укажешь» 2 . В нравственном отношении духовенство стояло тоже не выше своих прихожан. Пьянство, этот общераспространенный порок русской жизни, господствовало среди него в полной мере. «Ведомо тебе, Государю, буди, – писал архиерейскому казначею Авксентию тот же десятский священник, слова которого мы привели выше (Кеврольский Петр Игнатьев), – по указу преосвящ. архиепископа и по памяти велено мне... смотрить тоя-ж церкви (т. е. Кеврольской) над священником Васильем Антониевым, чтоб не пил и не бражничал и церковную службу хранил. И я нищей пособить ничего не могу; и естли ваша милость не накажет и не смирит, и он сам себе пособить не может, а мне выслать его невозможно ради свойства. Да нашего десятка... Воскресенской церкви священник Трофим Кирилов бражничает на кабаке по многия времена, и церковь Божия без пения бывает, а смирить мне без указу невозможно» 3 . Такую жизнь проводили священники. Конечно, не лучше их были и церковнослужители – дьячки и пономари. «Живет он... у церкви, – говорится в современном памятнике про одного дьячка, – и всегда пребывает в безвременном пьянстве, и проклятую табаку пьет-же...» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Глава V. Духовное образование § 19. Духовное образование до школьной реформы 1808–1814 гг. а) В Московском государстве XVII в. уровень образования духовенства был совершенно неудовлетворительным, хотя сама идея о необходимости духовных учебных заведений для подготовки приходского духовенства находила широкую поддержку среди иерархов. Поместный Собор 1667 г. официально констатировал необразованность духовенства, однако никаких решительных мер для того, чтобы поправить положение, предпринято не было. Те немногие монастырские школы, которые время от времени возникали в Москве в течение XVII в., оказывались нежизнеспособными из-за дефицита в подготовленных учителях, и быстро закрывались. Явно не хватало и самих В московском обществе царил религиозный формализм, в силу которого считалось достаточным сохранять чистоту обрядов, а истинность православной веры полагалась самоочевидной. Отсюда шло недоверие к «учености», которая, как опасались, могла привести только к ересям. Лишь в 80-х гг. XVII в. была организована школа, которая получила название эллино-славянской школы или При отсутствии епархиальных училищ это единственное в Москве учебное заведение не могло, конечно, удовлетворить потребность в обучении духовенства. Это было тем более затруднительно, что оба последних патриарха, Иоаким и Адриан, консерваторы по убеждениям, не уделяли школе необходимого внимания, несмотря на то что горячий приверженец образования Петр I неоднократно указывал патриарху Адриану на большое значение школьного Каждое новое поколение священнослужителей состояло почти исключительно из сыновей духовных лиц, поэтому, ставя цель создать образованное духовенство, следовало прежде всего подумать о школах для его сыновей. В принципе возможность стать священнослужителем была открыта для представителей всех сословий. Однако общепринятая практика выборов духовенства церковными общинами приводила к тому, что кандидатами на замещение вакантных мест почти всегда становились сыновья священнослужителей. К своему будущему поприщу они готовились уже в родительском доме, где их учили читать и писать и знакомили с богослужебным обиходом. Если судить по отзывам епископов и их представителей, которым приходилось экзаменовать ставленников на должности священников и диаконов, результаты такого домашнего образования были, естественно, крайне скудны. Но за неимением более подготовленных кандидатов приходилось рукополагать и

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010