Таким образом наши приходские священники, преподающие прихожанам только блогодать Божию посредством совершения таинств и служб, но не учащие их вере и нравствеппости, исполняют только половину своих существеппых обязанностей, как пастырей. Каким образом могло случиться этс прискорбнейшее явление, чтобы священники не исполняла и не считали себя обязанными исполнять целую половину своих существенных обязанностей? Случилось это очень просто: мы приняли от греков христианство , но не заимствовали от них вместе с христианством просвещения, вследствие чего, при общем во всем мирском обществ отсутствии просвещения, наши приходские священнпки сталн нс людьми образованнымиа только грамотными. и при том в своем огромном большинстве елееле грамотными. Люди только грамотные могли совершать для народа службы, но вовсе не могли быть его учителями, а такнм образом у нас и случплось то, что приходские свяшенники стали у нас исполнптелями только половины своих обязанвостей. Просвещение отсутствовало у нас как во всемеобществ, так и в духовепств, до времени Петра Великого; до того же времени и наши приходские священники не могли быть учителями народа в вере и нравственности. Со времени Петра Великого у нас начало вводиться просвещение как во всем обществе, так и в духовенстве и, наконец, до некоторой степени совсем ввелось в нем вместе со всем обществом, так что в настоящее время ставять во священники пепременно и исключительно людей, получивших настоящее образование (общее и богословское). И однако наши приходские священники и до сих пор остаются для народа только соверпштелями церковных служб и треб и вовсе еще не стали его учителями веры и нравственности. На приготовление кандидатов во священники тратятся огромние деньги; каждый из них учится целых 12 лет, и однако наши священники остаются все тем же, чтм были прежние, так что если нынешних образованных священников снова заменить необразованными, то разницы почти что не будеть никакой. Это значит, что священники наши не спешат воспринять на себя обязанности, которие слишком долгос время не были у нас исполняемы и что они имели бы решительное желание оставаться при столько льготных и приятных для них старых порядках.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Особенное внимание епархиального начальства обращено было на введение в церквах стройного хорового пения. Народ любит церковное пение и принимает в нем участие. Духовенству ввиду сего внушается, чтобы оно составляло певческие хоры из учащихся в местных церковно-приходских школах, а учителя и псаломщики обязываются с особенным усердием заниматься церковным пением. В январе 1896 г. в городе Гапсале открыто общество любителей православного церковного пения. Деятельность общества выразилась в устройстве церковного хора из действительных членов общества и учащихся в приходском училище. Всех членов общества к 1-му января 1898 г. состояло 39. Ввиду испытанного уже весьма важного значения церковно-приходских школ в деле религиозно-нравственного просвещения подрастающего молодого поколения, как епархиальное начальство, так и духовенство заботились об увеличении числа сих школ и о возможно лучшей их постановке. К концу 1897 г. церковно-приходских школ в Рижской епархии состояло 483, а именно: в Лифляндской губернии 368 (из них 224 вспомогательных), в Курляндской 46 (из них 15 вспомогательных) и в Эстляндской 69 (из них 38 вспомогательных). В числе школ, показанных во всех трех губерниях 22 было женских. В перечисленных школах обучалось 17.434 детей обоего пола (11.230 мальчиков и 6.204 девочек), в том числе православных 12.916, единоверцев 57, старообрядцев 136, католиков 231, лютеран 4.038, баптистов 2 и евреев 54. Кроме обычных предметов преподавания, в некоторых школах епархии введено обучение рукоделиям, переплетному, столярному, токарному ремеслам и т. п. При всех приходских школах устроены библиотеки, состоящие преимущественно из учебников и книг религиозно-нравственного и исторического содержания. При Гапсальском и Верроском приходских училищах велись, кроме того, по воскресным и праздничным дням учебного времени народные чтения со световыми картинами, предметом коих служили: евангельская история и некоторые выдающиеся события из русской истории, тесно соприкасающиеся с духовно-религюзной жизнью русского народа. Устройство этих чтений, привлекающих, кроме учеников, массу посторонних и даже иноверцев, принося несомненную пользу учащимся, вызывает всеобщей живой интересе со стороны взрослых и оказывает на них благотворное влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Все эти курьезы пишутся на законном основании; нарушение его влечёт неприятные последствия. Понятно, почему при назначении благочинных от кафедры не замечается почти никакого духовного общения между благочинным и подведомых ему духовенствам и если указ Св. Синода 18 ноября 1905 г. 5908, распубликованный в 48 «Церковных Ведомостей», благословляет пастырские собрания в пределах благочиний, уездов и епархий, то едва ли благочинные по своей инициативе, без особого консисторского предписания, приведут его в исполнение; по крайней мере в Москве ничего о том не слышно еще. Для оживления приходской жизни, о которой сейчас столько забот у высшей церковной власти, необходимо, крайне необходимо в корне реформировать институт благочинных. Надо поставить дело так, чтобы благочинный был не «оком» епархиального архиерея, не доносчиком на духовенство, не чиновником в делопроизводстве, не угрозою для подведомого духовенства, но жизненным центром духовной жизни духовенства и обывателей благочиннического округа, воодушевляющим и объединяющим началом, сердцем, все собою согревающим, умягчающим, умиротворяющим, искренним другом, добрым братом, бескорыстным помощником и опытным, непременно с инициативою руководителем. Для блага церкви необходимо скорейшее осуществление благочиннической реформы с полным пересмотром благочиннической инструкции, этого пережитка старины с его мрачным, удушливым характером шпионства и доносов, и составлением новой инструкции, равно и устава духовных консисторий в соответствии с Высочайшим манифестом 17 октября 1905 г., с выборным началом в основе и деталях, и учреждением благочиннических советов из выборных же людей, при расширении компетенции этих советов. Оставляя детальную разработку этого вопроса вниманию съезда духовенства и всероссийского церковного собора, в настоящее время я полагаю, что для действительного оживления приходской жизни, о котором прилагает ныне особые заботы Св. Синод, необходимо прежде всего, чтобы благочинные пользовались полным доверием к себе духовенства, а это возможно при восстановлении в институт благочинных выборного начала. Иначе оживление приходской жизни будет существовать только на бумаге и не принесёт добрых плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

Таким образом, для успешного утверждения христианства среди крещеных пастырям церкви необходимо было знакомство с мухаммеданством. Между тем только с недавнего времени, именно с открытия при казанской духовной академии миссионерского противо-мусульманского отделения в 1854 гот, открылось для духовенства возможность более или менее легкого знакомства с учением мухаммеданства и только в настоящее время при существовании миссионерского противо-мусульманского Сборника познакомиться с мухаммеданством для сельского духовенства не составляет особенного труда. Но как могли знакомиться с мухаммеданством священники крещено-татарских приходов в прежнее время? Для этого они не имели никаких доступных средств, исключая личной беседы с мухаммеданами, беседы, в которой, конечно, мухаммеданин постарается пройти молчанием слабые стороны своей религии, которые больше других подвергаются нападкам со стороны христиан. Да и тогда священнику самому приходилось бы составлять опровержения тех или других мухаммеданских понятий, через что исполнение своей задачи становилось для него еще труднее. Если принять все это во внимание, то, конечно, строгий суд истории должен уменьшить вину, падающую на приходское духовенство по вопросу об отпадениях крещеных татар от христианства в мухаммеданство. Были и другие причины, отдалявшие приходское духовенство от своих прихожан-крещеных. При скудости материальных средств, пропитание приходское духовенство вынуждаемо было часто просить вознаграждения за требоисправления, Ввиду этой необеспеченности духовенства законам положена была рута с прихожан. Кто знает незавидное в материальном отношении положение нашего духовенства, тот, конечно, будет снисходительно смотреть на плату за требоисправления. Но крещеные, холодные к христианству, с неудовольствием смотрели на всякие, хотя бы и самые малые платежи за требоисправления. Вследствие этого неудовольствия у крещеных составился очень незавидный взгляд на духовенство, может быть даже и совершенно незаслуженный им.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Поставленные правительством вопросы затрагивали в сущности весь быт духовенства, не только с материальной стороны, но и со стороны его прав, а также касались взаимных отношений духовенства и мирян. Мы отклоняем от себя задачу: представить систематическую оценку всей деятельности особого присутствия, в целом ее объеме, продолжавшейся слишком 20 лет (1863 – 1885), так как для выполнения этой задачи необходимо предварительно ознакомиться с обширным архивом присутствия, а этот архив, хранящийся в Св. Синоде, остается и по ныне в неразработанном виде. В настоящей статье мы остановим внимание только на некоторых мероприятиях названного присутствия, которые всего более затрагивали церковно-общественные интересы, а теперь ограничимся лишь несколькими замечаниями, общего характера, относительно успешности выполнения присутствием возложенной на него задачи. Самая основная работа присутствия, касавшаяся материального обеспечения православного приходского духовенства, исполнена была неудовлетворительно, так как учрежденные, также и в видах сего обеспечения, церковно-приходские попечительства оказались для сего совершенно непригодными, а предпринятая присутствием другая мера – сокращение приходов – явилась мерой даже вредной и колеблющей правильную и мирную жизнь православных церковных общин 116 . По второму и третьему вопросу – о правах и преимуществах духовенства и их детей – присутствие выработало законопроект о преобразовании гражданского положения духовенства, каковой законопроект удостоился высочайшего утверждения 26 мая 1869 года, но при этом надлежит заметить, что важная реформа в духовно-учебных заведениях (уставы 1867 – 1869 годов), признавшая духовенство к участию в их благоустройстве, была совершена не присутствием, а другими, синодальными комитетами. Наконец, что касается до четвертого вопроса об отношении духовенства к делу начального народного образования, то, как известно, решение этого вопроса последовало значительно позже, именно в царствование императора Александра III.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Выше упоминалось о возникшем в 1808 г. комитете, одной из задач которого было изыскать средства для создания огромного капитала духовного ведомства, дававшего бы возможность обезпечить содержание духовенства. Война 1812 г. нарушила все эти предположения. При императоре Николае I усилен надел церквей землями. Для западных епархий с 1842 г. назначены были небольшие, вспомогательные к приходским средствам, оклады, которые с 1843 г. постепенно распространялись и на другия епархии. Предоставление духовенству казенного жалованья значительно усилилось в царствование императора Александра III. Средствами содержания белого духовенства служили: 1) казенное жалованье (заграничное духовенство, придворное, военное морское и часть приходского – по отчету за 1900 г. причты 24.660 церквей); 2) земельные наделы – от 33 до 99 десятин на причт, кроме усадеб, каковые земли не подлежали никаким налогам и могли быть отчуждаемы не иначе, как с Высочайшего соизволения; 3) доброхотные даяния, частью деньгами, а часто – в сельских приходах – хлебом и разными естественными продуктами. («Прав. Богосл. Энц.»). Последний разбор духовенства, касавшийся лишних церковников и детей духовенства был произведен в 1830–31 годах. «Наконец, указами 1827 и 1830 годов (о поступлении в военную и гражданскую службу) и статьями свода законов 1842 г. были точно определены права рождения и воспитания священно- и церковно-служительских детей», пишет Знаменский, «и для них получилась возможность более выгодного и почетного выхода из своего сословия с правами некоторой привиллегированности при избрании службы или другого рода занятий, по самому происхождению и без приписки к податному состоянию. Окончательное расторжение сословной замкнутости духовенства последовало в 1869 г.: 16 апреля определены были новые сокращенные штаты церквей, а указом 26 мая дети духовенства вовсе отчислены от состава духовенства, – священно-служительские с правами личного дворянства или потомственного почетного гражданства, церковно-служительские с правами личного почетного гражданства, после чего духовное сословие определялось только кругом лиц, состоявших на действительной церковной службе». Распространение веры

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Синод писал: «а понеже шляхетство, довольные земли и угодья имеющее, из оного окладу и с детьми выключено, того ради и помянутым церковникам, из которых градские и никаких земель не имеют и весьма скудны суть, такое же выключение требуется». Это сравнение духовенства с шляхетством очень выразительно определяет мысль св. Синода. Желая приравнять духовенство к высшему привилегированному классу, он просил о сложении и других сборов с духовенства, как то, канальных и провиантских денег, которыми духовенство напрасно отягощалось и приравнивалось к тяглым людям. На этом докладе последовала высочайшая резолюция довольно неутешительного качества: «довольно поговорить и на пример несколько экземпелев учинить к слушанию» 525 . Дело таким образом опять откладывалось в долгий ящик. Оно решилось уже в апреле 1722 г. на общей конференции Синода и Сената, результатом которой был известный указ 4 апреля; за исключением церковников, которые не были детьми священнослужителей, все остальные действительно служащие члены причтов объявлены были по нему свободными от подушного оклада вместе с своими семействами и составили с этого времени привилегированное наследственное духовное сословие 526 . Св. Синод с своей стороны в том же году определил соборные и приходские причты штатами; при этом он положил было освободить от оклада и сверхштатных священнослужителей вместе с их детьми, но вследствие многочисленности этого сверхштатного духовенства распоряжение о свободе от оклада детей его было отменено в следующем же году и их велено было всех записывать в оклад 527 . Таким образом, введение подушного оклада, сопровождавшееся в начале большой опасностью для духовенства попасть в податное состояние, в конце концов способствовало к более ясному и резкому отделению его от податных классов. Но мы видели, что и после 1722 г. правительство долго не слагало с духовенства некоторых частных сборов вроде драгунского, козловского, канального, как ни неуместны они были после общего утверждения свободы духовенства от податей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Трудна была миссия нашего православного духовенства в эту достопамятную и достославную эпоху его деятельности. Помещики не сразу отрешились от своих прежних, унаследованных ими от предков привычек в обращении с народом, не сразу поставили себя в нормальные отношения к своим прежним крепостным людям, не сразу и со своим новым положением освоились. Народ вообще был очень груб, невежествен и забит: крепостное право так заело его, что не скоро он мог восклонить свою главу разумно, а свобода легко могла у него превратиться в необузданную распущенность и полнейший произвол. Много в эту пору требовалось от духовенства мудрости, энергии и труда, чтобы одних ободрить и воодушевить, других склонить к уступчивости и уважению прав личной свободы; одних вразумить своим словом, другим показать пример ревностного исполнения своего долга. Скоро оно поняло, что народное образование совершенно необходимо, что оно есть самое главное средство благотворно влиять на всю эту темную, забитую массу и при помощи его только будет можно принести существенную пользу как самому народу, так и землевладельцам. Но как взяться за столь важное дело, как его начать, где искать себе помощи и на какие средства вести его успешно? Вот вопросы, которые в течение нескольких месяцев составляли предмет оживленных разговоров, споров, предположений и крепких дум духовенства! Ждали все указаний свыше, от начальства. И к счастью, и к радости духовенства это указание как раз явилось вовремя, в ту именно пору, когда оно так было нужно, так было желательно для духовенства. 26 июля того же 1861 года последовал указ Святейшего Синода о доставлении ежемесячных сведений об успехах народного образования по всем епархиям, согласно желанию самого Освободителя народа. Он положил начало повсеместному открытию церковно-приходских школ на основании правил 29 октября 1836 года касательно «первоначального обучения поселянских детей». Указ этот послужил для всех сигналом к открытию этих школ. Закипела теперь деятельность духовенства. И стар и млад принялись за дело: и седовласый, стоявший уже одной ногой на гробовой доске старец, и безбородый еще юноша, от священника и до причетника, мало того, даже жены и дочери тех и других с жаром, с усердием, бескорыстием и самоотвержением взялись немедленно за столь важное дело, надеясь на одну только помощь Божию и охотно жертвуя на это дело свои последние лепты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Главнейшим законоположением для организации деятельности церковно-приходских школ стали «Правила о церковно-приходских школах», высочайше утверждённые 13 июня 1884 г. и последовавший за ними циркулярный указ Святейшего Синода от 12 июля 1884 г. за N 8. Целью начальных школ, открываемых православным духовенством было намерение «утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания» . К «Правилам» и циркулярному указу прилагались обстоятельные разъяснения «значения церковно-приходской школы и отношения её к Церкви и просветительно-пастырским обязанностям священника», «к воспитанию семейному и к домашним школам грамоты». Регламентировался порядок открытия, устройства и функционирования церковно-приходских школ, школ грамоты, дополнительных классов, ежедневных уроков для взрослых, особых ремесленных отделений и рукодельных классов, воскресных школ . Здесь же помещались программы всех учебных предметов для церковно-приходских школ как одноклассных, так и двухклассных, с подробными объяснительными записками к ним, а именно: по Закону Божию, церковному пению, церковно-славянской грамоте, русскому языку, чистописанию и обучению счислению . Особо оговаривалось воспитательное значение предметов Закона Божия и давались некоторые методические указания относительно способа преподавания. В одноклассных (2 года обучения) и в двухклассных школах (4 года обучения) Закон Божий проходился семью уроками в неделю. Для двухклассных школ на третьем году обучения дополнительно вводилось изучение начал по Русской Истории. Регламентировался перечень допущенных к употреблению в церковно-приходских школах книг и пособий . Другие законоположения, изданные в форме Высочайших повелений, определений и циркулярных указов Святейшего Синода, постановлений и циркулярных сообщений Училищного Совета при Св. Синоде, регламентировали деятельность школ грамоты , уездных отделений Епархиальных Училищных Советов . В " Инструкции настоятелям церквей " 1901 г. содержались требования, предъявляемые к должности настоятеля, среди которых 7-м пунктом значилось важнейшее: «распространение религиозно-нравственного обучения и воспитания детей, открытие церковных школ, создание церковных библиотек» .

http://bogoslov.ru/article/453126

Последние делались неприкосновенным церковным достоянием и постоянным, прочным источником доходов духовенства, тогда как первые, несмотря на все усилия иерархии подвести их под известные канонические понятия о церковном достоянии, считались собственностью прихожан, данною духовенству только в пользование по побуждениям доброхотства к нему приходских людей. Прихожане считали себя поэтому вправе во всякое время, когда им угодно, уменьшать или переменять участки церковной земли, или даже вовсе отнять у причта весь земельный надел. В XVII в. встречаем несколько примеров такого отношения прихожан к отведенным им для церквей землям и возникавших отсюда тяжб между духовенством и разными общинами, в которых воззрения на этого рода церковные земли той и другой стороны совершенно между собою расходились. 1050 Вопрос о праве собственности на эти земли приходских общин перешел неразрешенным и в XVIII век. Таким образом духовенство и в пользовании церковной землей, если только она была не писцовая или не собственная земля церкви, точно так же было зависимо от доброхотства к нему прихожан, как и в перечисленных нами доходах от прихода. О степени прочности и удовлетворительности приходских земельных дач для духовенства можно ближе всего судить по фактам южнорусской церковной жизни, где обеспечение духовенства землей было почти в полной зависимости от одного доброхотства прихожан без примеси всяких начальственных влияний 1051 . В первой половине XVIII в. о церковной земле не спрашивали даже при ставленническом делопроизводстве в кафедре; в договорах ставленника с прихожанами обязательно говорилось лишь о руге и о плате за требы. Писцовых земель, какие были у церквей великорусских, здесь вовсе не было, и все земли, какими владело духовенство, состояли или из его собственных, родовых и благоприобретенных участков, или из отведенных в его пользование громадами и помещиками. Униатский визитатор Примович, описывавший в 1750–1752 гг. все приходы нынешней Киевской епархии, при описании православных приходов постоянно отмечает: «эрекций и фундушей нет, но ex antique usu et pacifica possessione дозволяется священнику пахотного поля и сенокосу столько сколько нужно ему и сколько он обработать может».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010