1) Всем священникам необходимо относиться к делу исповеди повнимательнее и не только самим на себя смотреть, а чтобы и другие в нас видели и на нас смотрели не иначе, как на слуг Христовых и строителей Тайн Божиих. Присловие: «грехи те же и деньги те же» – пусть более не находит себе оправдания в современной практике духовенства... 2) Точно также – и в отношении вообще к прихожанам пора нам, наконец, вести себя так, как и следует пастырям, – не раболепствуя и не человекоугодничая перед ними. Правда, прихожане не любят, когда священник старается держать себя перед ними с сознанием своего пастырского достоинства: большинство из них смотрело, смотрит и желает впредь смотреть на священника не более, как на раба, обязанного – покорно исполнять все их требы, хотя бы и самые прихотливые и в ущерб главным нашим обязанностям, и вразумлений, обличений сильно недолюбливают, – пусть так; но мы свое дело все-таки должны исполнять по совести, не яко человеком, а Господу служаще и работающе, и... угождающе. Будут недовольные? И слава Богу! Не Спаситель ли изрек в Евангелии: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ( Лук.6:26 .) – Само собою, напрашиваться на неприятности и намеренно досаждать кому бы то ни было – не только не следует, а и грешно: но грешно и прислуживаться... Средний путь – царский путь. Путь Евангельский – самый верный: будьте мудры, как змии и просты, как голуби ( Мф.10:16 ). 3) Почаще нужно заглядывать в чиноположение служб церковных и в книги Правил и постановлений св. соборов и св. отец и – не иначе, как по ним устроять порядки, а не по своему смышлению или принятому обычаю. Правила соборные составлены и уставы церковные писаны – конечно – не для того, чтобы мы оставляли их без внимания. 14 Долго ждали мы от своих собратий отклика за призыв наш потрудиться сообща в обсуждении затронутых нами вопросов относительно совершения таинства исповеди; но увы! – прождали вотще: ни да, ни нет – ни от кого не последовало. Жалко! Приходится продолжать начатый труд без сторонней помощи и поддержки, без возражений и согласия. XIII

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

18:8). А потому можно говорить о нашем противостоянии и наших возможностях ограничивать это явление, снижать масштабы его влияния в приходской жизни на текущий исторический период. Как это сделать? Ответ здесь очевиден. Духовенству и активным здравомыслящим мирянам нужно заниматься не только просвещением в узком значении этого понятия. Важно находить новые формы работы, в которых можно донести до людей подлинный смысл христианства. Здесь стоят и миссионерские задачи, и задачи катехизации, и задачи духовного просвещения в широком смысле. Поэтому мало только обличать, хотя и это очень важная задача. «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:10-11). Важно и самим укрепляться во Христе, понять подлинную суть нашей церковности, чтобы потом помочь в этом и другим. Священнослужители, а в особенности настоятели приходов, не должны пренебрежительно относиться к этой проблеме. Приходское духовенство должно и может преодолевать эту проблему профилактическими мерами, направляя активность прихожан во благое русло, с постоянным контролем за происходящим. А это лучше всего может происходить, когда священник создает на приходе реальные формы общинной жизни и при этом личным присутствием деятельно участвует в этой жизни. Очень важно, на взгляд автора, проповедующему духовенству нашей Церкви проводить в приходские массы мысль о том, что духовная жизнь построена на принципе постепенности . «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист…» (1 Ин. 3:2-3). Не может человек мгновенно «ухватить» некое высшее знание или, мгновенно «пропитавшись благодатью», приобрести безошибочное суждение. Все это приходит с правильным духовным ростом, основанном на личном подвиге и молитве, выраженной в сознательном общении с Богом . Проблему оккультизма порождает также излишние закрытость и открытость Церкви в некоторых аспектах ее служения по отношению к миру. Когда здесь говорится о закрытости, то речь идет в первую очередь о сословной замкнутости духовенства, что порождает у некоторых мирян стремление к подражанию. Открытость, порождающая проблемы, выражается в чрезмерной доступности Таинств Церкви и внешних обрядовых действий неподготовленным людям, которые в силу своего невежества и отсутствия опыта извращают под свой уровень понимания приходскую жизнь. То есть происходит профанация мистического опыта Церкви.

http://bogoslov.ru/article/6027889

4.2. Экклезиологичность церковной молодежной работы заключается в объединении молодых людей вокруг Евхаристической Чаши – зримого воплощения единства с Богом и друг с другом. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6:53 ). 4.3. Преемственность . Полноценное воцерковление молодых людей за редким исключением возможно только внутри христианской приходской общины. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело… Тело же не из одного члена, но из многих. ( 1Кор.12:12–14 ). Перед приходом стоит задача передачи опыта реальной веры молодым христианам, и при этом жизнь молодежи на приходе должна складываться вместе с жизнью всей церковной общины, т.е. не только духовенства, но и мирян, образуя новые формы совместного хозяйствования, досуга и профессиональной деятельности. 4.4. Свидетельство. Молодежная работа в Церкви призвана стать проповедью о Христе Воскресшем, свидетельством о полноте церковной жизни как духовной радостной жизни в Боге, опытом переживания веры. Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна ( Ин. 15:11 ) – говорит Господь. Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите ( 1Фес. 5:16 ) – пишет апостол Павел. Необходимо так построить церковную работу с молодежью, чтобы, проникаясь пасхальным благовестием, юноши и девушки постигали истинный смысл христианской жизни через исполнение святых заповедей, преодолевали собственные страхи и предубеждения, приобщались к духовной радости и учились разделять ее с ближними. 4.5. Совершенствование. Церковная молодежная работа невозможна без формирования у молодежи понятий о святости, грехе, добре и зле, без внутренней духовной работы над своим сердцем. Научение молодых людей догматическим основам православной веры является залогом формирования православного мировоззрения и правильного развития духовной жизни. Важным контекстом церковной работы с молодежью является возрастание в христианской стойкости к соблазнам греха и искушениям мира, осознанности выбора свободы во Христе, как свободе от греха. В то же время не следует вести работу, основанную на запретах и долженствованиях. Напротив, она должна отвечать на призыв Бога: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:48 ) ...будьте святы, потому что Я свят ( 1Пет. 1:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

С появлением приходов управление приходским имуществом ложилось на приходское духовенство, а с возникновением монастырей — на монастырских настоятелей, причем под началом настоятелей и в монастырях учреждалась должность эконома. В Русской Православной Церкви в синодальную эпоху Святейший Синод управлял хозяйственными делами через хозяйственное управление, архиерей — через эконома, настоятели монастырей — через эконома. Что касается приходских церквей, то распоряжение имуществом в них возлагалось на причт и старосту как представителя мирян. В настоящее время в Русской Православной Церкви существует Хозяйственное управление при Синоде, а в монастырях, духовных школах и других церковных институтах имеются должностные лица, в компетенцию которых входит управление имуществом. Приходское имущество находится в распоряжении приходских советов, избираемых приходскими собраниями. Но употребление ризничных предметов при богослужении зависит от усмотрения причта. Суд в Древней Церкви Судебная власть составляет часть церковной правительственной власти. Земная воинствующая Церковь представляет собой человеческое общество, в котором, как и во всяком общественном организме, могут возникать спорные случаи; члены Церкви — люди грешные — могут совершать преступления против заповедей Божиих, нарушать церковные установления; поэтому в земной Церкви есть место для осуществления ею самою судебной власти над своими чадами. Судебная деятельность Церкви многогранна. Грехи, открываемые на исповеди, подлежат тайному суду духовника; преступления клириков, связанные с нарушениями своих служебных обязанностей, влекут за собой публичные прещения. Наконец, в зависимости от характера взаимоотношений Церкви и государства, в компетенцию церковного суда в разные периоды истории входили тяжбные дела между христианами, и даже дела уголовные, суд по которым, в общем-то, не соответствует природе церковной власти. Господь, проповедуя любовь к ближним, самоотречение и мир, не мог одобрять споры между учениками. Но сознавая человеческую немощь Своих последователей, Он указал им средства к прекращению тяжб: " Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет от тебе как язычник и мытарь " (Мф. 18:15-17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

В заключение — несколько слов о «Журнале Московской Патриархии». В нынешнем году среди наиболее заметных событий в области церковных коммуникаций следует назвать выпуск этого издания в обновленном виде. Это наш с вами официальный печатный орган, и он призван быть действенным инструментом в осуществлении информационной политики Церкви. В последнее время редакция старейшего журнала Московского Патриархата предприняла ряд безусловно важных мер по развитию издания: журнал выходит в новом формате, он стал более оперативным, ориентируется на публикации, полезные прежде всего приходскому духовенству. Значительно расширен круг авторов. Журнал впервые в своей истории вошел в столичную систему розничного распространения печатной прессы. По многолетней и неискоренимой традиции Патриарх как правящий епископ Москвы с трибуны Епархиального собрания констатирует недостаточный интерес столичных приходов к подписке на «Журнал Московской Патриархии» и призывает отцов настоятелей проявить сознательность в деле распространения и поддержания главного издания нашей Церкви. Делаю это сегодня и я, в надежде быть, наконец, услышанным всеми без исключения отцами настоятелями, присутствующими в этом зале. Социальная деятельность Социальная служба Церкви — это ее сострадательное лицо, обращенное к той части нашего мира, которая испытывает горести от болезней, старости, беспомощности, одиночества, бедности, несправедливости, жизненных невзгод. Эти люди ждут нашей помощи и нередко видят в Церкви свою последнюю надежду. Данным обстоятельством обусловливается то важнейшее значение, которое придают в Московском Патриархате вопросу активизации социальной работы. Ибо в первую очередь к Церкви обращено речение Господне: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25. 35-36, 40).

http://patriarchia.ru/db/text/1346828.ht...

Считать Церковь состоящей из одного только духовенства, это значило бы не понимать самого ее существа, как Тела Христова. Как в теле человека каждая его часть имеет свое место и назначение, так и в Церкви Христовой каждый ее член имеет свое место и назначение, и на каждом из них лежит ответственность и забота о правильном течении церковной жизни. Заботясь о том, чтобы в своей собственной личной, жизни быть верным последователем Христа и исполнителем Его заповедей, православный человек должен распространять эту заботу и на свою собственную семью, которая по Апостолу является малой церковью Христовой. В апостольских посланиях он найдет все необходимые указания, какой должна быть жизнь христианской семьи, отношения между мужем и женой, между родителями и детьми, чтобы семья была действительно малой Церковью Христовой, и чтобы жил в ней Господь. После семьи, следующей более крупной единицей церковной жизни, является церковный приход, группирующийся около своего приходского храма. Все члены церковного прихода составляют также одно духовное тело. Все они тесно связаны общей молитвой, храмом, богослужением, принятием Святых Таинств и должны чувствовать себя членами одной семьи, одного тела, в котором, по слову Апостола, «членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова – ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, а которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения, и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Посему страдает ли один член, страдают с ним все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы тело Христово, а порознь члены» (1 Поел. Кор. XII 20–24). Такими словами Апостол говорит о Коринфской Церкви, но Коринфская Церковь того времени, это то же самое, что наш нынешний церковный приход, так что слова Апостола вполне применимы к любому нашему церковному приходу и показывают, какова должна быть его внутренняя жизнь и взаимные отношения его членов. На всех прихожанах лежит одна и та же обязанность – заботиться вместе со своими пастырями о сохранении в чистоте и неповрежденности древнего апостольского и святоотеческого православного предания и христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Что же касается существующей церковной практики, то у нас повсюду в городах 6-го января после литургии в соборных храмах при участии приходского духовенства совершают торжественный крестный ход на так называемую «Иордань,» устраиваемую обыкновенно на реке для совершения Великого водоосвящения. В селах также бывает в указанное время крестный ход на реку или другой водоем для Великого водоосвящения. Там, где река находится на слишком далеком расстоянии от храма, Великое водоосвящение совершается в приготовленных больших кадках или чанах. Преображение Господне Незадолго до Своих крестных страданий Господь Иисус Христос начал говорить Своим ученикам, что скоро Ему предстоит пострадать, быть распятому и в третий день воскреснуть. Видя, что они смутились от этих слов, Господь добавил: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» ( Мф.16:28 ). Значение этих слов вскоре открылось им, когда Он снова собрал их недалеко от Галилейского озера. Взяв с Собой трех апостолов: Петра, Иакова и Иоанна, Иисус Христос взошел с ними на гору. Гора эта не названа евангелистами по имени, но древнее предание указывает на гору Фавор , находящуюся в Галилее, в шести километрах на юго-восток от Назарета. Недалеко от этой горы Иисус Христос провел Свою юность, и, вероятно, не раз поднимался на нее и на ней молился. Высотой почти в один километр гора Фавор величественно возвышается над окрестными равнинами, привлекая к себе взоры путников со всех сторон. С вершины ее открывается вид на Галилейское море и реку Иордан, которые находятся на восток от нее. От основания и до средины гора покрыта великолепными дубами и фисташковыми деревьями. Восходя крутыми тропинками и достигнув ее вершины, Христос оставил учеников отдохнуть, а Сам, отойдя немного дальше, начал молиться. Утомленные ученики тем временем прилегли на землю и заснули. Пробудившись от яркого света, они увидели своего Учителя в совершенно необычайном виде: Он был окружен неземным светом, лицо Его сияло, как солнце, одежды были белее снега и также необычно светились. Рядом с Ним стояли явившиеся с неба ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые беседовали с Ним. Озаряемый неземным светом, Петр почувствовал неизреченное блаженство и воскликнул: " Господи! Как хорошо нам здесь! Сделаем три палатки: Тебе – одну, одну Моисею и одну Илии.» ( Мф.17:4 )

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

XI, «К вопросу о содержании приходского духовенства» свящ. Красовского; т. XII, «Современное положение вопроса об улучш. матер. быта православ. духовенства»; 6) «Христ. Чтение» 1864 г., 144, «К вопросу об улучш. быта православн. духовенства». В епархиальных ведомостях за время 1863 и 1864 годов помещено весьма много статей по вопросу о материальном обеспечении православного духовенства. Отметим некоторые из них. Калужские епарх. вед. 1863 г., 4, 12, 14 («О содержании духовенства от сборов за требы»). «Киевская епарх. вед.» – 1863 г., 7, 8, 10, 14, 19, «Об улучшении быта духовенства», где представлены статистические данные, что в России одно лицо духовного сословия приходится на 85 человек, а один священник на 1365 человек. В 23 помещена статья «О содержании городского духовенства», 1864 г., 16; 1865 г. 3 «О движении и развитии с 1864 года вопроса об улучшении быта духовенства». «Подольские епарх. вед.» 1863 г., 10, 12, 14, 16, 17, «Об обеспечении материального быта духовенства», 1864 г. 5, 7, 11. «Полтавские епарх. вед.» 1863 г., 10 и 11 «Об улучш. быта духовенства», где автор высказывал мнение о пользе для духовенства владения именно землей, ценность которой постоянно возрастает. В 14 помещена статья «Голос из села о средствах к улучшению быта духовенства». «Тульские епарх. вед.» 1863 г., 8, 9, 11, 12, 13, 15, 16 ,18, 19, «Заметки об улучшении быта духовенства», см. также 10 «Черниговские епарх. вед.» 1864 г., 7 «О фундушевых средствах обеспечения духовенства». 118 Надо заметить, что вообще в статьях Аксаковского «Дня» проводилось то начало, что развитие духовной жизни нашего народа должно быть свободно, по долгу совести, в духе православной церкви, которая должна пользоваться присущей ей независимостью». «Пора перестать думать (писали в газете «День» в 1863 г., 31), что светскому обществу нет никакого дела до духовенства, а духовенству – до светского общества. Нельзя считать духовные интересы чем-то совершенно чуждым людям светским и нельзя им ограничивать свои отношения одной формальной стороной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

2) отписка утешительная неизвестному опальному боярину может принадлежать Филофею, хотя решительных данных против принадлежности её Сильвестру не имеется; 3) если отписка утешительная принадлежит Филофею, то пока нет никаких данных, позволяющих определить, писана ли она до 1521–1522 г. или после, а в таком случае, писана ли она при Василии Ивановиче или в малолетство Грозного; 4) с некоторой долей вероятности первое так называемое Сильвестровское послание от 1550–1551 г. можно приписывать Артемию, что, впрочем, нуждается ещё в дальнейшем подтверждении; 5) наказные списки к приходскому духовенству не извлечены из Стоглава, а сами вошли в Стоглав; 6) редактор Стоглава, кроме наказных списков к приходскому духовенству, пользовался ещё святительской грамотой к царю, царским наказам для монастырей и, может быть, наказными митрополичьими списками в монастыри; последнее ещё нуждается в подтверждении; 7) не известно, пользовался ли и в какой мере редактор Стоглава „соборной книгой“, которая уже существовала в июле 1551 г.; 8) наказные списки приходскому духовенству существовали в нескольких изводах, отличающихся между собою лишь той или другой полнотой, а не последовательностью в расположении материала; последняя у них расходится сравнительно с последовательностью в расположении материала в Стоглаве; не известно, каким именно из изводов наказных списков приходскому духовенству пользовался редактор Стоглава; 9) вместе с митрополичьими наказами одновременно рассылались и царские; —701— 10) наказные митрополичьи списки приходскому духовенству существовали уже около ноября 1551 г.: около июля 1551 г. писались наказные митрополичьи списки по монастырям: царские наказные грамоты к приходскому духовенству уже имелись в декабре 1551 г.; 11) Стоглав был составлен к 1560 г.; точнее время его составления можно относить к декабрю 1551 – марту 1554 г. 12) редактор Стоглава часто совершенно механически сводил свой материал; 13) Стоглав в рук. Новг.-Соф. братства 21 не представляет черновых записей деяний собора 1551 г. и даже не есть более первичная редакция сравнительно с обычным типом этого памятника;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отпуск сумм из казны постепенно увеличивался и к 1861 г. достиг до 3,315,000 р. Деньги эти, по мере их ассигнования, распределялись прежде всего на содержание духовенства Западного края, а потом и по остальным окраинам России и по Сибири. Но в 1861 г., под влиянием новых либерально- атеистических веяний, постепенный отпуск из казны сумм на содержание духовенства в остальных епархиях России прекратился и правительство снова обратилось к изысканию местных средств для содержания духовенства, что всегда делалось, когда желали отложить этот жгучий церковно-государственный вопрос в дальний портфель!.. Правда, Особое Присутствие по делам православного духовенства изыскало новый способ улучшения быта духовенства – чрез преступное пред душою русского народа сокращение приходов и уменьшение числа духовенства, но эта мера тем только и прославилась, что была мерой «новой», да повела к «новым» печальным последствиям в религиозной жизни русского народа; вопрос же об улучшении материального быта приходского духовенства остался открытым и даже еще более запутанным. Лишь по особым обстоятельствам отпускались суммы на содержание духовенства в разных местностях, как-то: в прибалтийском западном краях и других окраинах России: но ядро Европейской России – внутренние епархии оставались без жалованья и около половины всего приходского духовенства вынуждено было содержаться на местные и епархиальные средства: «само довольствуясь малым и справляясь кое-как с ограниченными нуждами семьи у себя дома, оно, читаем во всеподданнейшем отчете синодального обер-прокурора за 1887 г., не в силах содержать детей в училищах и семинариях: возникающее от этого нравственное беспокойство особенно заметно в молодом и среднем поколении духовенства и с продолжением времени это смущение все более и более овладевает духовенством». Причиной особенно бедственного положения приходского духовенства центральной России синодальный обер-прокурор в своем отчете за 1888–89 гг. признавал уклонение правительства с пути, указанного Императором Николаем 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010