Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Состояние белого духовенства. Члены причтов по-прежнему ставились к церквам по выбору прихожан. Однако в XVI веке нельзя не заметить уже признаков скорого упадка выборного значения духовенства. Государство все более и более стесняло поставление в священный сан людей служилых и тяглых, так что ставленники были большею частью из лиц духовного же происхождения. Отсюда с течением времени постепенно формировалась наследственность церковного служения. Стоглав уже прямо говорит о наследии церковных мест после отцов. В финансовой сфере церковного управления встречаем архиерейские сборы с духовенства. Самый главный сбор с церквей на архиерейскую казну составляла каждогодняя церковная дань по числу приходских дворов, количеству земли и других угодий при каждой церкви. Собиралось со всего, с чего можно было взять. Со сборами на архиереев соединялись еще особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома. Кроме платежей в архиерейскую казну духовенство не было свободно и от гражданских платежей и повинностей. Духовные лица, жившие на чужих землях, подлежали еще сборам в пользу владельцев этих земель. Жившие на землях черных тянули е черными людьми, т. е. несли обыкновенное тягло, платили оброк. Платежей было много, а средств к содержанию духовенство имело мало. Только немногие церкви имели вотчины, и то небольшие, напр., деревни в 2–4 двора. Затем все средства существования причтов вполне зависели от приходских общин. Благосостоянию духовенства много вредило неправильное распределение приходов, несоразмерное с числом населения, и непомерное размножение самого духовенства. Стоглав нашел нужным запретить строить лишние церкви, которых строители не могли обеспечить средствами, нужными для их существования. Вследствие излишка духовенства и бедности приходов явилось много, так называемых, бродячих, или перехожих попов, которые с своими ставленными и перехожими грамотами ходили с места на место, нанимаясь служить при церквах. В городах, особенно в Москве, из этих безместных священнослужителей образовался класс крестцового духовенства. Между бродячим и крестцовым духовенством много попадалось людей без всяких грамот и даже состоявших под запрещением.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Особый же интерес к нему выразился потребностями времени, – происходившими в 1860 г. реформами в нём, в его положении и быте, а также, «общими толками касательно народного образования, которое почти исключительно, зависит от духовенства». В виду всего этого П. В. находил «непростительный для церковной истории» «её прежнее молчание» о белом духовенстве. 30 В первой своей монографии проф. Знаменский довёл исследование до Петра В. и тут обрисовал в шести главах значение древнего прихода, земское значение приходского духовенства, отношение последнего к прихожанам, духовному и гражданскому начальству, средства его содержания, расходы по разного рода платежам церковным и государственным и, наконец, его нравственное состояние, его духовные силы. 31 Вторая половина исследования – положение приходского духовенства со времени П. В. – составила книгу в 850 страниц и доставила проф. Знаменскому степень доктора церковной истории. Задумана была она, как и вся работа, задолго до своего появления в свет, – быть может тогда, когда Знаменский писал свое курсовое сочинение. По крайней мере на напечатанные в 1863 г. свои статьи о положении приходского духовенства при Петре он в 1867 г. смотрел как на продолжение исследования по истории духовенства в допетровское время. 32 Докторская диссертация П. В. Знаменского состоит из пяти больших глав: 1) «Определение на священно- и церковно-служительские должности в приходах», посвященная изложению борьбы двух начал – выборного и наследственного; 2) «Приходские штаты и выход из духовного звания»; 3) «Гражданские права духовенства»; 4) «Отношение духовенства к духовной власти» и 5) «Способы содержания приходского духовенства» – доходы от прихожан и правительственное обеспечение. Историческое освещение юридического и материального положения белого духовенства автор довёл до своего времени, как раз до того момента, когда пред обществом и государством стал во весь рост насущный вопрос об улучшений его быта, и в силу этого данное сочинение имело общественное значение, давши исходные пункты и материал для производившейся реформы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Поэтому хотя мы и встречаем позволения при Петре вступать в духовное звание кадетам дворянских фамилий 179 и крестьянам 180 , но эти же самые законы содержат в себе и ограничение прежней свободы доступа в духовное звание для людей всех чинов. Эта же обособленность духовенства в ряду других сословий еще рельефнее выступает пред нами, если мы бросим беглый взгляд на меры, предпринятые Петровским правительством с целью внутренней организации духовенства. Второй вопрос, который составлял предмет правительственных забот преобразовательной эпохи относительно белого духовенства и разрешение которого предположено Духовным регламентом наряду с более правильной внешней организацией духовенства, состоял в том, чтобы возвысить нравственное значение священно-церковнослужителей, указать им руководящие правила к более исправному отправлению ими обязанностей своего сана и, наконец, вместе с этим точнее определить отношения приходского духовенства к прихожанам. Преследуя разрешение означенных вопросов, правительство Петра вместе с этим полагало твердое основание внутренней организации духовного сословия. Теперь, наряду со всеми прочими государственными сословиями, между которыми распределены были различные государственные обязанности, и духовенству строго предъявлены были требования о правильном исполнении им его специальных служебных обязанностей, по возможности точно определены были границы деятельности и духовного сословия и вместе с этим указаны были руководящие правила этой деятельности. В своем стремлении дать прочную внутреннюю организацию духовенству правительство преобразовательной эпохи опиралось так сказать на самые коренные начала. Ясно сознавая, что корень всех нравственных и служебных недостатков тогдашнего духовенства лежит в слабом развитии его умственного уровня, в недостатке его просвещения и образования, правительство старалось обратить усиленное внимание на эту именно сторону во внутренней жизни духовенства. Заботам правительства петровского времени относительно образования духовенства мы посвящаем особую главу в своем исследовании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Каждый цикл представляет подготовительную ступень для высшего цикла, и каждый высший цикл предполагает низший, как свое условие. Если для каждого цикла или для каждой из этих степеней назначить особое учебное заведение, то мы получим три рода училищ: начальную школу, элементарное училище и среднее образовательное учебное заведение: (гимназию, реальное училище или духовную семинарию). Далее следуют высшие школы. С пятидесятых годов прошлого столетия в духовном ведомстве установилось три рода школ: училища, семинарии и академии, соответствующие трем циклам образования: низшему, среднему и высшему. Но в начертании правил об образовании духовных училищ 1808 года и в Уставе духовных училищ 1814 года было установлено четыре рода училищ: академии, семинарии, уездные училища и приходские. Несколько приходов одного уезда имели одно уездной училище; один или несколько уездов, смотря по числу приходов, имели одно уездное училище; каждая епархия имела одно епархиальное училище или семинарию; несколько епархий вместе имели одну академию. Ученики поступали первоначально в приходские училища, хотя не запрещалось принимать и прямо в высшие училища, если по испытании их домашнего учения они оказывались того достойными. Теперь нет приходских училищ, но при духовных (бывших уездных) училищах устраиваются иногда приготовительные классы. Эта мера указывает, что дети, желающие поступить в училища, нуждаются в предварительной подготовке. Но такую подготовку поступающие в духовное училище дети могли бы теперь удобно получить в одноклассной церковно-приходской школе. Можно бы установить общим правилом, чтобы поступающий в училище имел сведения не ниже тех, какие даются в этих школах. Тогда не только приготовительный, но и первый класс училищ оказались бы излишними. Такое нововведение представило бы большие удобства. Во-первых, в систему духовного образования были бы введены церковно-приходские школы, при чем такое сближение народной школы с духовной можно бы допустить и относительно второклассных церковных школ, открыв окончившим второклассную школу доступ в семинарии по выдержании экзамена из древних языков в размере духовного училища 51 ; во-вторых, вследствие этого начальная ступень образования приблизилась бы к духовенству каждого благочиния, ибо церковно-приходские школы, с несомненностью можно сказать, есть в каком благочинии; в-третьих, вследствие этого дети духовенства в нежном возрасте не столь отрывались бы от родителей, но оставались бы под их ближайшим наблюдением; в-четвертых, получилось бы очень сильное побуждение для духовенства заводить церковно-приходские школы не только в каждом благочинии, но и в своем приходе, и заботиться о надлежащей их постановке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Содержание белого духовенства оставалось постоянно на попечении главным образом приходских обществ. В Прибавлении к Духовному регламенту высказано было предположение назначить в пользу приходских причтов постоянные годовые взносы со всех приходских дворов, но предположение это не осуществилось. Между тем при Петре уменьшилось и то благосостояние, каким духовенство пользовалось прежде. По случаю войны сокращена была наполовину царская руга ружным церквам. Некоторые доходные статьи духовенства – мельницы, рыбные ловли, пчельники, бани, наемные помещения при домах – объявлены оброчными статьями казны. В 1722 г. причтам запрещены были праздничные славленья по приходам, кроме Рождественского, и хождения с иконами. Появились новые сборы на школы, богадельни, на полковое духовенство, сбор со священников драгунских лошадей, а с церковников по рублю в год за освобождение от личной военной службы, повинности пожарная, караульная и другие. Более полезными для улучшения средств духовенства были только меры к более равномерному распределению приходов и сокращению числа церквей и причтов штатами 1722 г., которых правительство держалось потом почти в течение всего XVIII в.; на 100–150 дворов прихода полагался причт из 3 или 4 членов, на 200–250 двойной, на 250–300 и более – тройной. Благочестивое царствование Елизаветы принесло духовенству несколько более выгод: ружным церквам возвращена их руга; восстановлены славленья по домам прихожан, последовало освобождение духовенства от некоторых повинностей – полицейских, подводной, постоянной; кроме того, при общем межевании земель в 1754 г. положено было продолжить надел церквей землями, который остановился еще в конце XVII столетия. Надел этот, впрочем, начался уже при имп. Екатерине с 1765 г. – количество его было определено в 33 десятины на причт. Любопытно, что в комиссии о составлении нового уложения со стороны дворянства, желавшего полной монополии землевладения в империи, раздавались голоса, требовавшие отобрания у духовенства и тех земель, какие у него уже были.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

е. дети священнослужительские на основании потомственного почетного гражданства, а причетнические – на основании личного почетного гражданства. Заключение. О материальном обеспечении священно-церковнослужителей и их семейств, по церковно-гражданским постановлениям русской Церкви Духовные лица православного исповедания обеспечиваются: 1) местными средствами содержания; II) штатным жалованьем от казны; III) пенсией и пособием из сумм Государственная Казначейства; IV) пособием из специальных сумм при Хозяйственном Управлении Св. Синода; V) пособием епархиального попечительства о бедных и другими способами призрения и вспомоществования. I. Местные средства обеспечения причтов К местным средствам обеспечения церковных причтов относятся: 1) добровольные даяния прихожан за исполнение треб; 2) пользование церковной землей, или денежное довольствие производимое прихожанами вместо отвода в узаконенной пропорции церковной земли; 3) проценты с вкладов в пользу причта; 4) доходы с церковных оброчных статей, предназначенных в пользу причта. Правила о местных средств содержания православного духовенства и о разделе сих средств между членами причтов, с выпиской самого журнала присутствия по делам православного духовенства, высоч. утвержд. 24 марта 1878 г., приводим здесь с буквальной точностью. а) Выписка из журнала присутствия по делам православного духовенства, от 9 февраля, высочайше утвержденного 24 марта 1873 года Высочайше учрежденное присутствие по делам православного духовенства, рассмотрев составленный на основании отзывов епархиальных преосвященных правила о местных средствах содержания православного приходского духовенства и о разделе их между членами причтов и приняв в соображение мнения преосвященных о порядке введения сих правил в действие по журналу своему от 9-го февраля 1873 года, полагало: 1 . Утвердив прилагаемые при сем правила о местных средствах содержания православного приходского духовенства и о разделе их между членами причтов, предоставить усмотрению Святейшего Синода делать в сих правилах изменения, какие впоследствии могут оказаться нужными по указаниям опыта. 2 . Предоставить усмотрению преосвященных тех епархий, для которых еще не утверждены предположенные журналом присутствия до делам православного духовенства 16-го апреля 1869 года штатные расписания приходских причтов, вводить по возможности настоящие правила раздела местных средств содержания, не ожидая утверждения нового штатного расписания духовенства в тех одноклирных приходах, в которых и по новому расписанию, предполагается иметь причт в том же составе, в каком он находится налицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Уставом о пенсиях и единовременных пособиях епархиальным Наряду с этим продолжали существовать и упомянутые церковные организации взаимопомощи. Правда, величина пенсий духовенства еще далеко не соответствовала государственным нормам, повышение их до уровня пенсий государственных служащих предусматривалось в законопроекте, внесенном в IV Государственную думу партией октябристов, но обсудить его не успели. Таким образом, вопрос о пенсиях духовенства к концу синодального периода полностью решен не был. § 17. Социальное положение приходского духовенства а) Нравственное, душевное и умственное состояние белого духовенства решительным образом зависело от совокупности тех условий, в которых возникло и развивалось духовное сословие. Кроме того, особенности правового положения и материального обеспечения белого духовенства глубоко влияли на его место в обществе, и прежде всего — на взаимоотношения с приходом, да и на всю его деятельность. Пастырское служение предполагает тесное общение духовенства с паствой. Но духовное сословие было организовано как замкнутое и тем самым отделено от верующих, что было, конечно, большой помехой. Городское духовенство имело дело с относительно обеспеченным населением, тогда как более многочисленное сельское духовенство окормляло крестьян, экономическое положение которых в различных областях огромной страны было весьма неодинаковым. Недостаточная материальная обеспеченность духовенства ставила его в зависимое положение от крестьян, а это препятствовало свободе пастырского служения, которое именно среди сельского населения требовало особых усилий. Развитие крепостного права во многом изменило положение сельского духовенства. Этот фактор, игравший с начала XVIII до середины XIX в. такую большую роль, в трудах историков Главные процессы, определившие крепостной строй, происходили в частных вотчинах. Первоначальные нормы Уложения 1649 г. и последующие законы прикрепляли крестьянина к земле, которую он обрабатывал и на которой жил, но не к личности Лишь Петр I, который посредством иерархической системы прав и обязанностей привязал сословия к государству, изменил эти юридические отношения, предоставив землевладельцу целый ряд прав в отношении крестьянина и сделав его посредником между крестьянством и государством.

http://sedmitza.ru/lib/text/439977/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010