33. Пс.138:6. В цитате опущено εκραταιθη после εμου. Букв, перевод: " Почитается чудом ведение Твое из меня... " . Преп. Никита делает акцент, что это ведение Бога особенно дивно, если оно происходит из нашего устройства. Св. Иоанн Дамаскин так толкует Рим.1:20, соотнося с Пс.138:6. " Но из всех размышлений и созерцаний этих более возвышенное - то, которое есть о нас; и я говорю о том, которое касается нашего устройства, подобно тому как говорит божественный Давид: удивися разум твой от меня, то есть от моего устройства " . (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149-150). 34. 2Кор.10:5. 35. Прит.23:1-2. Букв. перевод: " Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то духовно наблюдай подаваемое тебе и наложи руку свою, зная, что ты должен приготовить такое же " . 36. По мнению преп. Никиты Стифата, рай был насажден после окончания всего творения, в этом он следует св. Симеону Новому Богослову, говорящему, например, в 45 Слове, что Бог " рай насадил после тех семи дней, да будет во образ будущего века " (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1.С.370). 37. Быт. 2:8. 38. η πανδαισα - " полный пир " , эсхатологический. 39. Прем.13:5. 40. Быт.2:9. 41. συνετως - " с разумением " , наречие, означающее духовную мудрость и способность чистого (целомудренного) мышления человека. 42. Пс.45:6. 43. η παραγωγ - переведение, отведение. Дионисий Ареопагит и преп. Максим Исповедник обозначают акт творения мира глаголом 44. Пс.1:3. 45. 2Пет.3:13. 46. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах//Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000. С.265. 47. Быт.2:16-17. 48. το μυστριον - " таинство, тайна " 49. В синодальном переводе утеряно это различие лиц в греческом тексте стихов Быт.2:16 и Быт.2:17. 50. Быт.2:15 51. Быт.2:16-17 52. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение.. Кн.2. Гл.11(25). C.149(PG94. 916С, 917B). 53. τρεπτς - " изменчивый " ; в христианско письменности прилагательное τρεπτς служило одной из устойчивых характеристик тварного мира. 54. ο προζενος - ходатай - виновник, причина Часто употребляемый богословский термин. В положительном смысле см примеч. 4.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

34. 2Кор.10:5. 35. Прит.23:1-2. Букв. перевод: " Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то духовно наблюдай подаваемое тебе и наложи руку свою, зная, что ты должен приготовить такое же " . 36. По мнению преп. Никиты Стифата, рай был насажден после окончания всего творения, в этом он следует св. Симеону Новому Богослову, говорящему, например, в 45 Слове, что Бог " рай насадил после тех семи дней, да будет во образ будущего века " (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1.С.370). 37. Быт. 2:8. 38. - " полный пир " , эсхатологический. 39. Прем.13:5. 40. Быт.2:9. 41. υε - " с разумением " , наречие, означающее духовную мудрость и способность чистого (целомудренного) мышления человека. 42. Пс.45:6. 43. - переведение, отведение. Дионисий Ареопагит и преп. Максим Исповедник обозначают акт творения мира глаголом 44. Пс.1:3. 45. 2Пет.3:13. 46. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах//Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000. С.265. 47. Быт.2:16-17. 48. ο υο - " таинство, тайна " 49. В синодальном переводе утеряно это различие лиц в греческом тексте стихов Быт.2:16 и Быт.2:17. 50. Быт.2:15 51. Быт.2:16-17 52. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение.. Кн.2. Гл.11(25). C.149(PG94. 916С, 917B). 53. ε - " изменчивый " ; в христианско письменности прилагательное ε служило одной из устойчивых характеристик тварного мира. 54. ο οεο - ходатай - виновник, причина Часто употребляемый богословский термин. В положительном смысле см примеч. 4. 55. Быт.3:6. 56. Рим.1:20. 57. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). C.148(PG94. 916C). 58. Пс.54:23. 59. Мф.6:25. 60. Мф.6:33. В тексте заменено ищите (εε) на " просите " (εε) и после этого опущено ε ο. 61. Лк.10:41-42 62. ε - причастие, у преп. Никиты встречаются три термина - εου, ε и ε, которые используются как синонимы. 63. Кол.1:17. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2 Гл.11(25). C.148(PG94. 916C). 64. Цитата из св. Иоанна Дамаскина: " Древо же познание и добра, и зла есть рассмотрение многоразличного зрелища, то есть познание собственной природы " (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/585/...

37:2. 3. 14). 53. Все сие я привел на память для того, чтобы, рассматривая жития святых, «не влаялись мы всяким ветром учения» (Еф. 4:14), но воодушевлялись на труд, и, житие их имея образцом в предлежащей нам жизни, соделались народом Божиим особенным.— «Не будем оскорблять Духа Святаго, Которым знаменались мы в день избавления» (Еф. 4:30), «ни угашать Его, ни пророчествия уничижать» (1 Сол. 5:19. 20), дабы не оказалось, что, когда Дух Святый благоволит обитать в нас, мы не даем Ему места. Никого другого не будем бояться, кроме Бога, Который есть праведный Воздаятель и Судия дел каждого, и Который с преподобным – преподобен, и с мужем неповинным-неповинен,-как Сам говорит: «Аз любящия Мя люблю, ищущии же Ме­не, обрящут благодать» (Прит. 8:17); и в другом месте: «аще пойдете ко Мне страною, пойду и Аз с вами в ярости страною» (Лев. 26:23. 24). 54. Не будем гневаться друг на друга; а если, когда гневом побеждены будем, сделаем так, чтоб и гневаясь не со­грешать, т. е., будем покаянием предварять захождение солн­ца (Пс. 4:5; Еф. 4:26). Будем помнить, что нам заповедано в Писании, многократно прощать согрешающего против нас (Мф. 18. 21), и даже оставлять пред алтарем дар наш, угрожая, что он не примется, пока чрез примирение не сделаем его угодным Богу, – чтобы можно было нам с дерзновением возглашать в молитве: «о ста в и нам долги наша, якоже и мы оставляем должником на­шим» (Мф. 6:12), и апостол заповедует «прощать, аще кто на кого имать поречение, яко же и Христос простил есть нам» (Кол. 3:13). Будем в кротости учениками всех Святых и особенно пророка Давида, о котором написано: «помяни, Господи, Давида и всю кро­тость его» (Пс. 131:1), и Моисея, о котором читаем, что он был «кроток –зело паче всех человек, сущих на земли» (Числ. 12:3). И Господь в Евангелии о кротких говорит: «блаженни кротцыи, яко тии на­следят землю» (Мф. 5:5); и еще сказано: «бывайте под­ражатели Богу, якоже чада возлюбленная» (Еф. 5, 1); и: «будете вы совершени, акоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5:48); и в другом месте: «будете святи, якоже свят есмь Аз Гос­подь Бог ваш» (Лев. 11:44) 55. Читая сии свидетельства, да сеем и мы семена правды, дабы пожать плод жизни. Потщимся возжечь свет ведения; ибо время уже нам познать Бога, да приидет к нам чрез сие плод правды. «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2 Кор. 6:2). Искрен­но возлюбим друг друга, согласно с словом Писания: «исполнение закона любы есть» (Рим. 13:10). Что под­тверждает и св. Иоанн, говоря: «заповедь прияхом от Отца... да любим друг друга» (2 Ин. 4; 1 Ин. 3:23); и еще: «да любяй Бога любит и брата своего» (1 Ин. 4, 21); и опять: «не якоже Каин от лукаваго бе, и закла брата своего. И за какую вину закла его? Яко дела его лукава беша, а брата его праведна. Не чудитеся, братия мои, аще ненавидит вас мир. Мы вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию» (1 Ин. 3:12 –14). –Будем же любить себя взаимно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

4 Пантен оставил после себя сочинения ( σνγγραμματα), Euseb. Hist. eccl. Lib. V cap. 10, 4; ср. VI, 19. 8 В эту энциклопедию входят 1)  Λγος Προτρεπτικς (Cohortatio ad Gentes); 2)  Παιδαγωγς, (Paedagogus); 3)  στρματα (Stromata); 4) Ti ς; σωςμενος πλοσιος (Quis dives salvetur). 13 Ср. Irineus. Adv. haer. VI, 4; III, 17; Clem. alex. Strom. VI, 32.: προοοης τς γραφς; из позднейшего времени Euseb. Hist. eccl. II, 11, 1; Optat. De schism. donat. I, 9: ad proxilitatem Scripturae tuae augendam. 16 Κατ’ πιτομν τν γραφν εκθεσισ. Strom. I, 1 ( Μ. V ΙΙΙ. 688), Paedag. I, 7 (VIII, 312); Paed. I, 5 (VIII, 262); I, 7 (VIII, 321); Str. I, 19 (VIII, 813); I, 21 (VIII, 869); II, 2 (VIII, 941); Павловы послания: Paed. I, 6 (M. VIII, 292). 18 Гарнак ссылается в этом случае на Chronic, pasch. (Editio Dindorf) p. 15 и Str. VI Ι, 13 (IX, 514). 25 Str. VII, 96– α προφητικαι γραφαι; Str. VII, 1­ τ προφητικα­ α γραφα (IX, 404); Paed. I, 9 (VIII, 353)­ ματρια προφητικη; Str. IV, 1 (VIII, 1216)­ κλογαι и др. 41 Таково мнение и англиканского богослова „Sanday”. См. его „Inspiration” Eicht Lectures. London. 1894. Second edition. 33. 49 В ап. Павле (Paed. I, 6. М. VIII, 308); в пр. Исаии: Strom. V, 14. (М. VIII, 177); в Ионе: Str. V, 14 (М. 200); в Соломоне: Прит. 8:9 ; Str. VI, 15 (М. IX, 348); в Давиде: Str. II, 20 (VIII, 1069). См. также слова Климента в Paed. III, ανοντας εχαριστεν τ μνω Πατρ κα υ, υ κα Πατρ... σν κα τ γ Πνεματι”, которыми христиане призываются к прославлению св. Троицы. Здесь Дух Святой упоминается вместе с Отцом и Сыном. 51 Ср. D. К. Noesgen. Geschichte der Lehre vom heiligen Geiste. Gutersloh. 1899. Seite 14–15 и др. 79 Ibidem, VII, 18 (М. IX, 556); V, I (М. IX, 10). О сущности гносиса, по учению Климента, высказаны в науке различные взгляды: Мерк в сочинении: „Clemens Alexandrinus in seiner Abhängigkeit von der griechischen Philosophie dargestellt”. Leipzig. 1879. Seit 20 определяет гносис, как „совершенное познание Бога“; Рейнкенс в „De Clemente, presbytero Alexandrino, homine, scriptore, philosopho, theologo liber”. Uratislavie. 1851. p. 851 видит в гносисе „дар таинственного разумения истины Откровения и даже „некоторое мысленное виденее сущностей”; Баур в „Die -christliche Gnosis” Tübingen. 1855. Seit 539. – философию христианской религии, Дене (Daehne) в „De γνσει Clementis Alexandrini et de vestigiis neoplatonicae philosophiae ni ea obviis”. Lipsiae. 1831. p. 79; ср. 112 соединение христианства и неоплатонического мистицизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

911 – Нил с юных лет отличался кротостью и стремился душою в пустыню. – Повинуясь внутреннему влечению, он постригся (1505 г.) в иночество в Крыпецкой обители преп. Саввы. Почти десять лет провел здесь в подвигах общежития. Потом, по благословению игумена, решился на отшельническую жизнь и удалился на р. Серемлю (тогда ржевского, ныне осташковского уезда). Здесь поставив хижину, довольствовал он тело свое только травами, а дух насыщал молитвою и богомыслием. Мнимый чтитель евангелия скажет: к чему такая суровость к себе? «Умный боится и убегает зла, а глупый смел и самонадеян» ( Прит.14:16 ), говорит боговдохновенный мудрец. Спаситель поучает: «широкие врата и пространный путь ведут в погибель, и многие идут ими» (Мат.7:13). Блаж. Нил не давал простора желаниям плоти и жил по духу, для Господа. Потому-то и Господь был с ним. Раз хотели напасть на него злые люди; он вышел к ним навстречу с иконою Богоматери, а они бежали. – К нему приходили многие за наставлениями и с просьбою о молитве; жизнь его была полезна для многих. Но он считал себя не утвердившимся в добре, а известность имени его – опасною для души. Потому сильно желал он безмолвия. – Раз после молитвы дремал он и услышал голос: «Нил! иди на озеро Селигер, там на острове Столбенском можешь спастись». Узнав расспросами от приходивших к нему, где и каков Столбенский остров, Нил в радости о готовом для него безмолвии решился оставить не совсем покойное место свое. Поныне часовня и келья, окруженные группою вековых деревьев, остаются памятником пребывания преподобного на Серемле, составляя предмет благоговейного уважения для окрестных жителей. 912 Здесь преподобный Нил прожил 13 лет. Столбенский остров на озере Селигере, заключая в себе около 8 десятин пространства, в 16 веке весь покрыт был дремучим лесом. От нынешнего г. Осташкова, если плыть водою, он в 9 верстах. Преподобный Нил рад был такому тихому месту. На первый раз он выкопал здесь в горе пещеру и прожил в ней зиму (1528 г.). – Потом поставил себе небольшую келью и часовню, для овощей возделывал он землю; а без того питался ягодами и травою.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Бывали, братие, все мы это знаем, бывали некогда страшныя годины для нашей отчизны, когда, по-видимому, уже не оставалось ей никакой надежды на спасение: о, кто спас бы ее в те минуты, если бы не православная вера? Она-то возжигала тогда в наших благочестивых пастырях неудержимую ревность смело призывать всех православных на защиту отечества; она-то укрощала тогда у нас внутренния распри, погашала тайныя крамолы, подавляла мелкие разсчеты самолюбия и воодушевляла все сословия одною благороднейшею мыслию — приносить в жертву отечеству достояние и жизнь. И непобедимы являлись наши Христолюбивые воины, сражаясь за святую Русь, сражаясь за православную веру! Но у нас недостало бы ни времени, ни сил подробно исчислить все то, что сделала для блага нашей родины наша св. вера: «имеяй уши слышати», довольно «услышит» и уразумеет и из немногого сказаннаго.    На основании прошедшого нам легко уже судить и о будущем, Вера Христова всегда одна и та же неизменна в своем существе, неизменная и в своих действиях на род человеческий. Следовательно, как доселе, так и впредь навсегда она останется первою нашею благодетельницею, если только мы останемся ей верными. Вековые опыты доказали, что ничто столько не питает в народах истинной любви к отечеству и к своим присным, как христианская вера, повелевающая «полагать» самую «душу свою за други своя» (Иоан. 15:13); ничто столько не питает в народах совершеннейшей преданности и повиновения к помазанникам Божиим и вообще ко всем властям, как христианская же вера, научающая нас, что «владеет Вышний царством человеческим, и ему же восхощет даст е» (Дан. 4:22), что «Им царие царствуют, и сильнии пишут правду» (Прит. 8:15), что «несть власть, аще не от Бога», и что потому «противляяйся власти, Божию повелению противляется» (Рим. 13:12). Вековые опыты засвидетельствовали, что ничто столько не дает обществам человеческим лучших и полезнейших членов, как христианская же вера. Ибо какие члены в обществе могут быть названы полезнейшими? Справедливость отвечает, что это те усердные граждане, которые свято исполняют все частныя обязанности своего звания, каково бы оно ни было, любя его искренно и будучи им довольны; это те достойные отцы семейств, те воспитатели и наставники, которые не внушают детям и питомцам своим другаго страха, кроме страха Божия, другой чести, кроме чести делать добро, любить свою родину и со временем принести ей на жертву все драгоценное; это знатные и богатые, постоянно занятые участию низших и несчастных своих сограждан, и всегда украшающие себя одною правдою и благотворительностию; это ревностные пастыри Церкви, которые «оком бывают слепым, ногою хромым» (Иов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3598...

Для верующего в этом заключается поистине глубокий смысл: для него это значит Воскресение из мертвых. Он видит в этом изъяснение тайны рождения, победу над тайной могилы» (Фар. ж. Иис. Хр. 254–255 пер. Матв.). Торжество христианской истины и спасительное воздействие христианской веры на племена и народы не в том только состоит, что учение Иисуса Христа, раскрыв человеку как бы его самого в святилище его духа и в тайне Богоподобной его природы, низвело с неба, так сказать, чистейшую нравственность и сделало ее не мечтой философа, не отдаленной перспективой моралиста, не иллюзией и фантазией поэта, а практической вещью, историческим явлением, народно-бытовой чертой нравов, полным достоянием всякого человека, любящего Бога, – но и в том, что христианство, будучи одним из наиболее умозрительных, догматически нравственных учений, есть в то же время доступнейшее учение всякому смертному, целостно-гармоничное в себе самом и в отношении к человеку, обнимающее собой все его существо, разъясняющее тайну его бытия в Боге, насыщающее и напояющее в нем алчбу и жажду всякой правды ( Мф.5:6 ). В этом последнем значении религия Христова выше всякой цены и дороже всякого сокровища, ибо, найдя именно это сокровище в себе самом – «Царствие Божие внутри себя», человек таит его у себя, как говорит Сам Иисус Христос, и «...от радости о нем идет и продает все, что имеет», дабы оставаться во владении этим сокровищем ( Мф.13:44 ). Вера Христова доставляет человеку наивозможно желательное внутреннее богатство и вполне удовлетворяет сокровенным запросам его души и сердца, делая как бы не существенно нужным всякое другое умственное стяжание ( Мф.13:45 ). В христианстве даровано человеку разрешение трех самых жгучих, важнейших и существеннейших вопросов его мысли: о тайне бытия его в Боге, о смысле его жизни и его верховном благе в последнем основании и конечной причине. Принятие и воплощение в себе учения Иисуса Христа есть рождение в нравственную свободу, есть обретение индивидуально своего сыновства в Боге, есть вхождение в отраду и радость бытия «Премудрости Божией», радость Которой «с сынами человеческими» ( Прит.8:31 ) и которую – «тайную, сокровенную, – как говорит Апостол, – Бог предназначил прежде веков к славе нашей» ( 1Кор.2:7 ); вожделенный мир души и сладостный покой сердца есть плод веры Христовой ( Мф.11:29 ) и неувядаемый цвет искреннего усвоения себе учения Иисуса Христа: нашедший в себе Христа нашел и ощутил в себе Бога ( Ин.14:23 ), и во времени, среди текучей изменяемости вещей, он зрит неизменяемую сущность бытия в Боге, и славу, и радость, и благо вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Когда это будет, тогда можно сделать приспособление. Вам может показаться диким, что я пишу. Но я уже сказал вам вначале, что ничего разумно или опытно не знаю. Но пишу с ветру, и едва ли что из сего окажется гожим. Говорить так заставляет меня мысль, что если не так устроится скит, то это будет та же пустынь общежительная, только маленькая. И не будет видно, чего ради хлопотать об устроении его. Приношу благодарность за присланное вами: книжки, соты и спутник костыль, а паче за вашу отеческую любовь. Спаси вас Господи! Приложите к сему и молитву о моей многогрешности, ибо она воистину многа. Благослови вас Господи и пустынь вашу и скит. Спасайтесь! Ваш доброхот и молитвенник Е. Феофан. 1 ноября 1893 г. Письмо 247. Убеждение к неленостному проповеданию слова Божия. Письма к М.Д. и ее мужу Память праведника с похвалами ( Прит.10:7 ); он во веки живет ( Прем.5:15 ). Архипастырь наш Тамбовский святитель Александр, при посещении Вышенской Пустыни 6–8 сентября сего года, почтил молитвенным поклонением почившего в Бозе, живаго у Него праведника, святителя и учителя мудрого Феофана: служил на его гробе панихиду с собором многих священно-служителей; приносил и бескровную жертву Господу Богу за упокой души со святыми святителями епископа Феофана. Думаем и уверены, что и все богомольцы пастыри св. церкви Тамбовской, не имея многие возможности и досуга помолиться лично на гробе святителя Феофана, поминают его во святых своих молитвах, особенно при совершены бескровной жертвы, яко наставника, глаголавшаго в слух уха их Слово Божие ( Евр.13:7 ) и как своего бывшего архипастыря. – Да и есть за что поминать сего святителя, спасительно молиться за того, кто во всю свою праведную жизнь сердце свое вдавал утренневати ко Господу, пред Вышним умно молился, отверзая уста свои в молитвах, молениях и воздыханиях неизглаголанных, мирно воздевал преподобныя свои руце, принося Господу ежедневно бескровную жертву о своих грехах и за всех ближних, коим всем желал и искал спасения. Восхваляют и восхвалят разум, вдававшаго душу свою святителя Феофана в разумление о законе Вышняго (Начерт. христиан. нравоучения), изследывавшаго сокровенный смысл Слова Божия (Толк. Пс.33 и 118, апост. посланий, мысли на кажд. день по чтениям Слова Божия), изложившаго премудрыя сказания древних святых мужей (Добротол. 5-ть томов) и т.п. Не изгладится память сего учителя премудрого не из чьей памяти, любящей поучаться в законе Божием, и имя его святое поживет в роды родов. Премудрость его поведят православные христиане и хвалу его исповесть святая церковь ( Сир.39:1–13 ; 2Тим.2:2 ) Всероссийская, за то неоцененное сокровище премудрости небесной, которое святитель Феофан завещал сынам ее благочестивым, а наипаче пастырям ее, в многочисленных богомудрых своих творениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Неложно же говорит Господь, что иго Его благо и бремя Его легко есть. Ей, воистину душе приятно преклонять выю свою под иго Христово, и легко, весьма легко быть подьяремником. и бремяносцем Божиим! Блажен, блажен кто не презрел Божию премудрость, но уразумел и последовал ее указаниям. Путие ея, – говорит Писание, – путии добри, и вси стези ея мирны ( Прит.3:13, 17 ). Мног мир любящим закон Твой, – и Давид взывал пред Господом, – ибо нет им на пути сем преткновения ( Пс.118:165 ). Яко бессмертие есть, как аще сказано, в средстве премудрости, и в содержании ея услаждение благо. Не бо имать горести общение ея, ни болезни сожитие ея но веселие и радость ( Прем.8:17, 18, 16 ). Блажен, кто сберег себя от любостяжания и стал удален от всех житейских забот. Лучше малое у праведника, – Дух Божий ясно говорит через пророка, – лучше кусок хлеба, но в мире душевном и безмолвии, чем множество яств среди молвы и забот о них. Потому и учит нас Писание быть довольным малым, и сие довольство почитает оно великим приобретением для человека ( 1Тим.6:6 ). Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть ( Евр.13:5 ), – вещает нам слово истины; не собирайте себе сокровищ на земле, – ибо где будет сокровище ваше, там будет и сердце ( Мф.6:19, 21 ). Не забудьте, что тот бывает проклят, у кого сердце отступит от Господа ( Иер.17:5 ), отвратится от Него и уклонится к земным попечениям. Таковые все услышат на суде от Судии праведного: идите от Меня проклятые в огнь вечный ( Мф.25:41 ). И пойдут в геенну все, возлюбившие век сей привременный и молву его, попечение века сего. Видите, как легко погибнуть всякому человеку! Не заботься только о спасении своем, только вдайся в суету мира сего, – и тогда считай уже себя погибшим, готовься быть жертвою вечного пламени, чадом бесконечного гнева Божия. Потому-то и говорит нам апостол Павел: смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые ( Еф.5:15 ) во спасении, исполненные всякого благоразумия. Ибо легко, легко можно уклониться в соблазны мира сего, вдаться в земные попечения, – и печалью века сего, или же лестью богатства увлечься в искания богопротивные, в домогательства одних только благ земных: и тогда уже навеки отлучишься от Бога, Ему служить уже не возможешь. Тогда, – когда сделаешься рабом суеты земной, – будешь ко всякому богоугодному делу хладен, неподвижен, и наконец будешь взят и отведен вместе с делающими беззаконие в вечную муку. Вот ведь что значит вдавать свою душу в молву житейских попечений и в ней потопить ее!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Петр (Мф.26:75). Причем эта исповедь выражается нами или в обычной молитве, какою, к примеру, молились Неемия за народ свой ( Неем.1:4–11 ) и мытарь в храме ( Лк.18:13 ); или – нарочито, в особом таинстве, пред лицом Богом поставленных пастырей. Так именно – а не в одной молитве лишь – Сам Господь приказал каяться и очищаться от грехов израильтянам ( Лев.5:13; 6:6–7 ; Чис.5:6–8 ; 1Цар.2:25 и др.). Так каялись: Аарон – в присутствии Моисея, великого посланника Божия ( Чис.12:11 ); Саул – пред лицом Самуила ( 1Цар.15:24 ); Давид царь, после обличения его за прелюбодеяние пр. Нафаном ( 2Цар.12:13 ; Ср. 24:10); возвращенные из плена евреи пред священником Ездрой ( 1Езд.9:1–15; 10:1–2 ). Позже, те же евреи «выходили» к Иоанну Крестителю на Иордан, «исповедуя грехи свои» ( Мф.3:5–6 ). Эта открытая исповедь, со времени получения Апостолами права «вязать и решить» ( Ин.20:22 ; Мф.18:18 ), окончательно и установилась в Христовой Церкви (Ср. Деян.19:18 ). Нерушимо соблюдается она и ныне нами – православными, как надежнейшее средство, чрез которое божественная благодать очищает наши немощные души от всяких греховных пятен. Итого, стало быть, в согласии с Словом Божиим мы принимаем три главных вида покаяния. В основе всех этих видов лежит «сердце смиренное и сокрушенное» ( Пс.50:19 ). Без него нет покаяния и спасения от мук ( 2Пет.3:9 ); но и без разрешения кающегося грешника Богом поставленным пастырем трудно быть уверенным в том, что Господь действительно простил мне грех мой ( Прит.20:9 ). Поэтому Св. Церковь , заботясь о нашем спасении, требует, чтобы мы неукоснительно совершали над собой таинство покаяния, – и особенно перед смертью. Кто лишается этого таинства по какой-либо винословной причине, и так отходит к Господу, – о том мы во всяком случае скорбим и усердно молимся. Впрочем, погибшим такого брата не считаем ( Мф.18:14 ): мы веруем, что Милосердный Бог, установивший видимое таинство для разрешения от грехов ( Ин.20:22 ), по молитвам Церкви земной и небесной ( Ин.15:16, 17 ; Иак.5:16 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010