4) Древо креста якобы проклято само, и сделавший его... ( Прем.14:8 ). Премудрый в приведенном месте говорит, что не всякое «рукотворенное» и сделавший его прокляты, а только обоготворяемое: «это тленное названо богом». Православные не называют креста Богом, и потому не к ним относится указываемое проклятие, а к идолопоклонникам. В стихе 7 благословляется дерево, «через которое бывает правда». Таким деревом и является честный крест Христов: «Он грехи наши Сам вознес Телом своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» ( 1Пет.2:24 ). 5) Господь в Евангелии ( Мф.10:38, 16:21 ) говорит о кресте духовном, а не вещественном. В приведенных местах (ср. Мк.8:34, 10:21 ; Лк.9:23 ) говорится о скорбях и страданиях христианина, называемых в переносном смысле «крестом»; причем в отличие от «креста Иисуса» ( Ин.19:25 ) этот крест именуется «свой». О кресте Христовом – вещественном – ясно сказано в следующих местах: Мф.27:32, 40, 42 ; Мк.15:21, 30 ; Лк.23:26 ; Ин.19:17, 19, 25 ) Если бы крест был ненавистен Господу, как думают сектанты, то Он назвал бы человеческие скорби не крестом, а другим именем. Духовный крест христианина не устраняет вещественного креста Христова. В напоминание о Распятом и Его заповеди ( Мк.8:34 ) мы носим на себе вещественный крест: «выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» ( Евр.13:13 ; ср. Прит.6:21 ). «А что значит: «выйдем к Нему?» Будем», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «соучастниками Его страданий; будем терпеть Его поношение. Не напрасно Он пострадал вне врат, но чтобы и мы взяли крест Его, пребывали вне мира и старались оставаться там. Он был поносим, как преступник, так же будем и мы». 385 6) Почитать нужно Господа, даровавшего нам спасение, а не крест. Мы бесконечно благодарим, прославляем и величаем Господа, но и чествуем Святой Крест – орудие спасения ( Еф.2:16 ; Кол.1:20 ). Если меч Голиафа, через который Бог даровал Давиду победу, хранился в скинии ( 1Цар.21:9 ), хотя и был осквернен кровью язычника, то орудие победы над диаволом – Святой Крест, обагренный пречистою Кровью Иисуса Христа ( Кол.1:20 ), заслуживает большего чествования и прославления.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

363 Опресночный хлеб называется τ αζνμα или τα λαχανα. На чисто греч. языке по общему признанию ρτος означает квасной хлеб. На восточно-греческом языке употребляется и в значении обширном – в значении всякого рода пищи. Прем. 16, 26; 15. 26 . Лук. 14, 15 . Быт. 43,24 Прит. 23, 6 . Но без основания говорят, будто у LXX ρτος Лев. 2, 4. 7, 12. 13 . Числ. 6. 15 . употреблено вместо χολλνρα-пышек; ибо здесь к слову αρτος прибавляется αζυμαι и показывается ясно, что ρτος употреблено в значении вообще хлебной снеди: αρτοι: εν ελω, εκ σεμδαλεως εν λαω. Тот и другой случай не может быть приложен к вопросу о хлебе евхаристии: первый потому, что здесь показывается известный случай и говорится об определенном роде пищи, почему незаконно было бы отступать от обыкновенного значения слова ρτος; последний и потому уже, что нет здесь ни αζυμαι, ни другого описания 364 В Палестине обыкновенно вино было красное: отселе наименование вина: αιμα σταφυλς кровь гроздовая; на востоке всегда предпочитали красное вино белому, почему последнее мало было и известно. Roseuuiiiller Morgenland Th. i. s. 235. У иудеев за правило принято употреблять в праздник пасхи вино красное. Lebusch. halicot Pesah § 172. 368 Оглаш. р. 331. 332. Тоже пост, апост. 6, 30. 2. 33. 8, 14. Хлеб и вино, не предложенные в тело и кровь, называются αντιτνπα вместо образными в литургии Василия в., в деяниях никейского вселен. собора и у диак. Епифания (выше прим. 30). 370 Киприан: 63. писм. к Цецилию. Ириней: temperamentum calicis 4. 33. § 2. Τ κεκραμνον ποτριον 8. 2. § 3. Григорий нисс. de resur. саг. chr. orat. 1. «Пей воду истекшую из бока камня». Тоже все литургии востока и запада. Одни армяне не растворяют вина водою, и их обличают. собор трулл. в прав. 33. Исаак в слове против армян (ар. Seombefisis. auct- nov. tom. 2. p. 34). Св. Епифаний обличал евионеев за то, что они употребляли для евхаристии одну воду (Haer. 30. 8 16); Климент алекс. (paedag 2. 2) порицал за тоже энкратитов. Манихеи не употребляли вина по своим ложным понятиям о Творце и творении in uva agnoscunt Deum suum, как говорит Августин cont Favst. 20. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Евангелии от Иоанна утверждается, что Бог невидим по природе, однако Он был явлен человечеству через Иисуса Христа: «Бога не видел никто никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин 1:18 )». Бог вечен и вездесущ. Время и пространство — неотъемлемые характеристики тварного мира, но Творец пребывает вне пространства и времени. Псалмопевец выражает это так: «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» ( Пс 89:5 ); «Дни мои — как уклоняющаяся тень… Ты же, Господи, вовек пребываешь» ( Пс 101:12–13 ). В Ветхом Завете говорится, что Бог превосходит все пространственные ограничения ( 3Цар 8:27 ; Иер 23:23–24 ; Пс 138:8–10 ) и объемлет всё сотворенное ( Прем 1:7 ). По слову святителя Кирилла Иерусалимского , Бог «не ограничен каким-либо местом… Он во всем и вне О вездесущии Божием говорит Псалмопевец: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» ( Пс 138:7–10 ). Бог всемогущ. Ветхозаветный пророк возвещает: «Ибо Я Господь, Я говорю; и слово, которое Я говорю, исполнится» ( Иез 12:25 ). Для Бога нет ничего невозможного ( Быт 18:14 ). Бог всемогущ на небе и на земле, ибо Он Сам сотворил их ( Быт 2:4 ). Бог по Своему благоусмотрению располагает Своим творением ( Иер 27:5 ), созданным Его словом и «духом уст Его» ( Пс 32:6 ). Он властвует над силами и порядком сотворенной Им вселенной ( Пс 64:8; 88:10 ). Поскольку Он Сам установил этот порядок ( Иов 28:25–28 ; Прит 8:27–31 ), Он может и менять его. Бог «знает наперед будущее, Он могущественнее всего; знает и делает так, как О всемогуществе Божием свидетельствует в Евангелии Сам Господь Иисус Христос: «Авва Отче! Все возможно Тебе» ( Мк 14:36 ). По словам Спасителя, Богу «все возможно» ( Мф 19:26 ). В Священном Писании многократно говорится о благости Бога и о том, что Бог есть источник всякого добра.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Висит Царь природы . Не выдержала природа вида Распятого Царя своего. Не выдержала: скрыло солнце лучи свои, померкло. Содрогнулась земля, лопнули камни, расселись. Открылись гробы... Раздирали иудеи одежду свою при сильных потрясениях. Разодралася завеса храма, когда умирал Господин и Царь его. Внешне в тот день царствовали Иудеи, царствовал Пилат, царствовала толпа. Оно могли бы торжествовать. Пассия по Луке, или Страдания Тельца В страждущем Льве мы видели некую иную и страшную славу, красоту и величие. Лев – Царь. В страждущем Тельце отпечатлена безмерная горечь греха, бездна страданий за него большого, но кроткого и несопротивляющегося животного. Телец – Жертва. Св. Евангелист Лука изображает жертвенную сторону служения и Страданий Христа. Символ – Телец. А теперь углубимся за Христом в ночной тенистый Гефсиманский сад, дабы соделаться зрителями и безмолвными свидетелями Его моления о Чаше. Дабы увидеть, как Он в душе Своей уже отдаёт Себя в Жертву, которую надлежит принести в наступающий День. Но прежде пусть мысленный наш взор унесется к предвечному бытию Св. Троицы. Когда ещё не было созданий Божиих, искони, от начала, прежде бытия земли. Когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда ещё Бог не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. ( Прит.8:22–26 ). Тогда предвечно существовала Св. Троица. Тогда от создания мира заклана была Жертва Божественного Тельца. Св. Писание говорит о Христе, как об Агнце, закланном от создания мира ( Откр.13:8 ). Бог «избрал нас в Нём (имеющем быть принесённым в Жертву) прежде создания мира... предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» ( Еф.1:4–5 ). Мир ещё только должен был появиться, ещё только рождался в предвечной Мысли Божией, а во Св. Троице уже принесена за него Жертва. Это изображено на удивительной иконе прп. Андрея Рублева «Живоначальная Троица». В основу этой иконы взято явление Аврааму у дубравы Мамре Св. Троицы в виде трёх Мужей–Ангелов, которым он приготовил в трапезу закланного тельца ( Быт.18:1–8 ). На иконе же изображена Предвечная Троица, до создания мира, в виде трёх Ангелов, сидящих в круге. Круг – символ вечности и единосущия. В центре Ангельского – Троичного круга на столе стоит Чаша, а в ней Глава принесенного в Жертву Тельца. Три Ангела, три Божественных Ипостаси, безмолвно взирают на Чашу. Тогда, в предвечном Совете Св. Троицы, было определено принести в Жертву за имеющий создаться мир Божественного Тельца, Христа–Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Десятый член. Св. Причащение. На тайной вечери Господь Сам сказал о благословенных Им хлебе и вине: «Сие есть Тело Мое... Сея есть Кровь Моя... Сие творите в Мое воспоминание» ( Мф.26:26, 28 ; Лк.22:19, 20 ; Кор.11:23–29, 10:16). Кроме того, Господь сказал: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.8:51–57 ). Посему у нас, по заповеди Господней, на Божественной литургии совершается таинство св. Причащения, и мы под видом хлеба и вина принимаем в себя Тело и Кровь Господню. Покаяние. Господь дал апостолам власть связывать и отпускать грехи кающимся людям ( Мф.13:18 ; Ин.20:22, 23 ); от св. апостолов сия власть перешла к тем людям, кого они вместо себя поставили, т. е. к истинным пастырям церкви ( Деян.20:28 ). Священство. Истинные пастыри церкви суть те, которые вошли во двор овчий дверью ( Ин.10:1–5 ), которые имеют на себе перешедшее от апостолов истинное рукоположение ( 1Тим.4:14 ), т. е. те, которые законными епископами законно поставлены. Посему все самозваные пресвитеры, какие есть у отступников и противников церкви, суть тати или волки. Первая заповедь Десятисловия. Истинный почитатель святых угодников Божиих всегда помятует, что св. угодники получили свою благодатную силу и власть от Господа Бога, к Которому они близки ( Евр.12:22, 23 ). Посему, почитая святых, мы в них почитаем Самого Господа, и такое почитание вполне согласуется с первою заповедью. Посему воистину почитаются св. пророки ( 4Цар.2:15 ), Матерь Божия ( Лк.1:48 ), все святые праведники ( Прит.10:7 ). Память о святых для нас дорога и сохраняется в их «Житии» ( Сир.44:1–14 ; Пс.77:3–7 ). Вторая заповедь. Идолы или кумиры были и имеются у языческих народов. которые не знают Бога истинного. Идолы или кумиры суть не действительные, но вымышленные ложные боги и вещественные изображения ложных богов ( 1Кор.8:4 ; Гал.4:8 ); их язычники почитали вместо Бога истинного. Эти ложные боги и их изображения большею частью были подобны разным тварям, находящимся на земле внизу, или выше земли, например – Ваал, Астарта, Вил; припомнить статью о пророках Илии и Данииле.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Стихотворение святителя Димитрия Ростовского . Слова Сары Гримке. В сб. «Феминизм», М., 2006, с. 26. Там же, с. 52. Перевод Н. Голованова. Мк. 3:35 . Лк. 10:38-42 . Лк. 11:27 . Лев. 15:19 . Павел Патриарх Сербский. Уясним некоторые вопросы нашей веры. Минск, 2007, 222 – 223. Там же, с. 235 – 237. Мк. 10:2-12 . Мф. 19:5 . Вспомним царственное презрение А. Ахматовой, сказавшей однажды: «вы заметили, там (в тюремных очередях) их (мужчин) почти нет. Низшая раса… ». Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. М., 1997, т. 1, с. 307. Мк. 13:12 . Мк. 7:26-28 . Хейз Ричард. Этика Нового Завета. М., 2005, с. 367. Ин. 4:39 . Ин. 4:27 . Ин. 8:5 . Лев. 20:10 , Втор. 22:22 . Цитата заимствована на сайте http://www. bogoslov. ru/. Деян. 1:14 . Деян. 15:20 . 1Кор. 7:3-4 . 1Кор. 14:29-35 . Заметим, кстати, что не все апостольские рекомендации укоренились в Церкви: например, растить волосы не считается «бесчестьем для мужа» ( 1Кор. 11:14 ), епископ не является мужем одной жены ( 1Тим. 3:2 ) и т. д… Прит. 31:25-26 . Мф. 15:7,10 . Правила Православной Церкви. Киев, 2008, том I, с. 369. Гарнак А., указ. изд., с. 371. Иоанн Златоуст , святитель. Избранные творения, т. П. М., 2006, с. 261. Феодорит Киррский, блаженный. История боголюбцев. М., 1996, с. 284. Мишле Жюль. Женщина. М., 2007, с. 311. Альперн Людмила. Сон и явь женской тюрьмы. СПб, 2004, с. 223 – 259. Там же. Берсенева Т. А. Исследование значимости религии, веры, Церкви в системе нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников и учителей. Вестник ПСТГУ, серия IV, М., 2008, 1 (8), с. 16 – 38. Быт. 1:28 . Ин. 20:25 . Лк. 15:8 Августин блаженный. Исповедь. М., 2007, с. 283. Перевод В. Левика. Пс. 51:7 . Рим. 5:5 . Евр. 3:17 . Вышеславцев Б. Вечное в русской философии. В сб. «Этика преображенного эроса», М., 1994, с. 273 – 275. Богин Игорь. Вечная женственность. СПб, 2003, с. 225, 274… Уилсон Дэвид. История будущего. М., 2007, с. 33. Там же, с. 132. Делюмо Ж., Фрезер Джеймс Джорж. Идентификация ужаса. М., 2009, с. 105. Все имена и термины взяты из интернета. Газеты районного масштаба, в том числе столичные, отводят под объявления подобного рода целые полосы и развороты.

http://azbyka.ru/fiction/derzaj-dshher-r...

Этот мир, в творении из ничего, становится миром тварным, оставаясь самотожественным по онтологической основе» 13 . Относительно мнения о. Булгакова, что св. Афанасий Великий учил, при истолковании слов из книги Притч.8:22 , о Премудрости предвечной, как первообразе творения, нужно прежде всего высказать крайнее удивление. В той же книге о. Булгакова: «Купина Неопалимая» мы находим у него такие слова: «св. Афанасий без конца возвращается к своему апологетическому истолкованию этого текста ( Прит.8:22 ); причем, и он, и его противники, ни на минуту не сомневаются отнести его непосредственно к Логосу» 14 . По поводу именно такого истолкования настоящего библейского текста о. Булгаков полемизирует с Великим отцом Церкви – св. Афанасием. Он называет истолкование св. Афанасием слов: Господь созда Мя в том смысле, что здесь говорится об Ипостасной Премудрости, о Сыне Божием – односторонним 15 , находит, что постановка этого вопроса у св. Афанасия не отличается надлежащей отчетливостью; видит здесь незаконченность, неточности и незавершенные учения 16 ; объясняет такое толкование св. Афанасием Великим текста Притч.8:22 полемической борьбой его с арианством 17 , основанной будто бы на недоразумении и ошибочности в переводе данного текста 18 . Словом, по свидетельству самого же о. Булгакова, св. Афанасий учит о Премудрости Божией, как о Второй Божественной Ипостаси, Которая не тожественна с другой, предвечной Софией, в смысле первообразов творения, о которой учит он, о. Булгаков, и которую не отожествляет с Божественными Ипостасями 19 . Конечно, лучше всего обратиться к творениям самого св. Афанасия, которые нам скажут: мог ли он учить о другой, предвечной премудрости в Боге наряду с Премудростиею Божией, как Второй Божественной Ипостасью? Такому великому заблуждению св. отец Церкви не только никогда не подпадал, но ревностно его отвергал. В своем окружном послании к епископам Египта и Ливии против ариан св. Афанасий пишет: «Писания говорят, что Он (Христос) есть Отчее Слово, Которым небеса утвердишася ( Пс.32:6 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

1.242. Епископу Евфрасию. Будем усердно молиться о том, чтобы прогнана была душевная проказа от «прядены, кудели и кожи» (Лев. 13, 48), — от духовной «прядены» того, что составляет как бы жилы Церкви Христовой, разумею епископов и всех, пользующихся почестями Левитского сана, от духовно понимаемой «кудели», то есть управляемого и пасомого ими освященного народа, и от духовной «кожи», то есть недавно пришедших к Богу, еще только оглашенных, но не отложивших мертвенности ветхих одежд греха через возрождение в Святом Крещении. 1.257. Навкратию. Иные Пророков называют пчелами, а Божественное их Писание — пчельником. Посему прекрасное дело — послушаться Соломона, который говорит: «яжде меде, сыне, да насладится гортань» души (Прит. 24, 13). Сладкою же и медовою снедью называет он чтение и изучение словес Духа. 1.260. Децемвиру Павлу. «Се Аз и дети Мои» (Ис. 8, 18), — воззвал Спаситель Христос устами Исаии. Ибо, как детей Спаситель научил святых, насколько могли они вместить и послужить другим; потому что пред Христовым совершенством все святые — дети. 1.261. Председателю Кириллу. Первая Ева прообразовательно названа жизнью (Быт. 3, 20), чтобы означать ей вторую Еву, то есть — Святую Марио, родившую Жизнь человеков, Христа, Господа славы. Ибо Она оказывается истинно Матерью всех живущих по Евангельски и не умирающих душами за неверие. 1.262. Председателю Кириллу. «Кто дал есть женам ткания мудрость» (Иов. 38, 36)? Так беседовал Владыка с Иовом. Ибо первая жена имела мудрость соткать одежды зримые, чтобы ими прикрывать нам видимую телесную наготу. А вторая Жена, то есть Богородица, показала такую мудрость и искусство, что из пряжи рожденного от Нее Агнца облекла всех верующих в одежды нетления и избавила от невидимой наготы, потому что весь истинный сонм христиан предстоит одесную Горнего Царя, «одеян в ризу позлащенную и преиспещрен» тысячами видов добродетелей (Пс. 44,10). 1.283. Друсиану. Хотя у тельца не выросли еще рога, однако же он, конечно, знает, что они вырастут, почему и защищается головою от того, что, по видимости, противится ему. Так и Давид, хотя Спаситель Христос не пришел еще к людям, как Пророк, знал, откуда произойдет рог спасения, то есть от семени и рода Давидова. Потому и сказал сам Давид Владык Христу: «о Тебе враги наша избодем роги» (Пс. 43, 6), то есть через Тебя, Твоею силою и Твоим могуществом отразим врагов наших демонов. Ибо сами по себе не в силах мы одолевать невидимых врагов».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

1Цар.10:17; 11:14–15; 16:13 ; 2Цар.5:3–4 ; 4Цар.4:21 ; Втор.17:14–20 ). Впоследствии царское помазание, как священное наследие от ветхозаветной церкви, сделалось достоянием церкви греческой, от которой чин венчания царей на царство перешёл и в нашу церковь . Это священнодействие, служа наглядным выражением св. веры в Божественное установление царской власти (см. Прит.8:15–16 ; Дан.2:21 ; Рим.13:1–6 ), является необходимым для православных государей, как царствующих над народом облагодатствованным (см. 1Пет.2:9 ), для управления которым потребен и правитель, облагодатствованный в высшей степени. В совершаемом св. Церковью царском миропомазании и подаётся сугубая благодать Св. Духа, умудряющая и укрепляющая Боговенчанных Государей на предстоящий им священный подвиг царского служения. Таким образом это миропомазание не есть особое таинство или повторение миропомазания, совершаемого над каждым православным христианином после крещения (подобно тому, как, напр., хиротония во епископа не есть повторение предшествующей ей хиротонии во священника), а лишь особый вид или высшая степень таинства миропомазания, в которой, в виду особенного назначения православного Государя в мире и Церкви, ему сообщаются особенные высшие благодатные дары царственной мудрости и силы. Совершаемое в нашей Церкви царское миропомазание бывает во время литургии, после причащения священнослужителей, пред открытыми царскими вратами. По чину этого священнодействия, митрополитом, при произнесении совершительных слов св. таинства, помазуются св. миром у Императора чело, очи, уста, ноздри, уши, грудь и обе стороны обеих рук, а у Императрицы помазуется только одно чело. Местом Коронования и священнейшего миропомазания Их Императорских Величеств у нас издревле служит многовековое святилище земли Русской – Московский Успенский собор. 473 У католиков миропомазание, называемое у них конфирмацией, хотя и может быть совершено священником, но по особому дозволению папы, и священники признаются, у них «чрезвычайными» совершителями этого таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

2. «Поместил он меня на пне только что срубленного дерева, а сам стал против меня на корточках». Посадить своего «служку» на пень, а самому стать перед ним в самом неудобном положении — показывает величайшее смирение, отличавшее в особенности преп[одобного] Серафима Саровского . 3. «Господь открыл мне»… Образ выражения истинно и действительно великих древних отцов Египта, Палестины и проч. (ср., например, ответы Варсануфия Великого). Посему Мотовилов назвал преп[одобного] Серафима «Великим». 4… ..высших себя не ищи ( Сир. 3:21 ). 5. Всяк иже не собирает со Мною, той расточает ( Мф. 12:30 ). 6. Во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду приятен Ему есть ( Деян. 10:35 ). 7. Пошли в Иоппию к Симону усмарю, тамо обрящеши Петра, и той ти речет глаголы живота вечнаго, в них спасешися ты и весь дом твой ( Деян. 10:5-6 ). 8… ..пришедшего в мир грешныя спасти ( 1Тим. 1:15 ). 9. Аще не бысте видели, греха не бысте имели. Ныне же глаголете — видим, и грех ваш пребывает на вас ( Ин. 9:41 ). 10. Не в меру бо дает Бог Духа Святаго. Отец бо любит Сына и вся дает в руце Его ( Ин. 3:34-35 ). 11. Купуйте, дондеже прииду ( Лк. 19:13 ) искупующе время, яко дние лукави суть ( Еф. 5:16 ). 12. Шедше, купите на торжище ( Мф. 25:9 ). 13. «Такое разумение неправильно»… Уже всем предыдущим подсказывалась мысль, что необходимо наличие благодати для спасения и совершения подвигов и что последние ценны только постольку, поскольку им сопутствует благодать. Если ее нет, труд подвизающегося напрасен, — ведь и евангельские девы несли подвиг девства, подвиг величайший, и однако услыхали: не вем вас ( Мф. 25:12 ). Действительно, что им недоставало? «Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельное, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей, — говорит преподобный Серафим Саровский и продолжает: — Я, убогий, думаю, что у тех именно благодати Всесвятаго Духа Божия не доставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетель, и тем-то и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божияго, и говорится в отеческих книгах: Ин есть путь, мняйся быти благим вначале, но концы его — во дно адово» (Ср. Прит. 14:12,16:25 ). [Этот отрывок епископ Варнава приводит в § Принятие на себя подвигов.]

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010