Так в Псалмах читаем: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их. Блажен муж иже уповает нань. Бойтеся Господа вси святии, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякого блага. Воззваша праведнии и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренные духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, и ни едина от них сокрушится (Пс.33:8-11.18-21). Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Милость Господня от века и до века на боящихся Его: и правда Его на сынех сынов хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я (Пс.102:13.17.18). Премудрый говорит: благословение Господне на главе праведного: уста же нечестивых покроет плачь безвременный (Прит.10: 6). Иисус Христос, обещая Своим ученикам особенное покровительство среди предстоявших им гонений, говорит: и влас главы вашея не погибнет (Лк.21:18). Также Господь учит: ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф.6:33); обещает им особенную помощь в удовлетворении необходимых потребностей внешней жизни. Апостол Петр говорит: весть Господь благочестивыя от напасти избавляти (2Пет.2:9). Апостол Павел пишет: вемы, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8, 28). В другом послании: на сие бо и труждаемся и поношаеми есмы, яко уповахом на Бога жива, Иже есть Спаситель всем человеком, паче же верным (1Тим.4:10). Св. Писание показывает нам множество примеров особенного Божественного попечения о благочестивых и святых мужах. Бог спас от погибели праведного Ноя во время всемирного потопа. Современники его грехами своими навлекли гнев Божий на землю. Бог во гневе судил истребить водою весь род человеческий, кроме праведного Ноя с его семейством. Бог повелел Ною заблаговременно приготовить ковчег и, когда наступило время потопа, повелел ему с семейством и с определенным числом животных, кои не могли жить в воде, войти в ковчег; в нем и оставался Ной до прекращения потопа, когда ковчег остановился на горе в Армении (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/148/...

4 . Церковь есть «общество верующих» . Но ведь и христианская семья, и христианское государство и подобные им христианские установления суть также общества и притом, конечно, общества верующих , ибо (говоря принципиально и по существу, а не от опыта и не о словах) неверующие христиане есть настолько же недопустимое самопротиворечие, как, наприм., добродетельный преступник или холодный огонь. Далее, эти общества, подобно «обществу верующих», бесспорно имеют Божественное происхождение, суть общества богоучрежденные Быт. 1, 27–8 ; Ин. 2, 1–11 ; Рим. 13, 1–7 , – Богом управляемые Прит. 8, 15 ; 1Кор. 11, 3 , – в церковно-религиозных отношениях также подчиненные своим духовным пастырям Лк. 10, 16 ; Ин. 20, 21–3 ; Евр. 13, 17 , существующие для христианских нравственных целей Рим. 13, 2–4 , Еф. 5, 22–33 ; Кол. 4, 1 , и однако, при всем том ни семья, ни государство не суть Церковь . Понятие общества не совпадает с понятием Церкви. – Разве укажут на пространственное, не ограничиваемое ни временем, ни местом превосходство Церкви над всеми другими обществами в мире? Но вопрос не в этом. Чтó из того, что Церковь была бы только наибольшим из всех известных нам обществ? Дело не в большем и не в меньшем, но в такой существенной качественности Церкви, по которой последняя была бы прежде всего сама собою, а не одним из многих обществ, хотя бы и превосходнейшим во всех отношениях обществом. Было время, когда вся земная часть Церкви заключалась в Сионской горнице ( Деян. 1:13, 2:1–4 ); или когда во время арианских смут православие представлялось сравнительно незначительным меньшинством самоотверженных его исповедников. – И однако, окруженная, отовсюду и беспощадно гонимая своими врагами, Церковь еще никогда, по крайней мере, для человеческого взора, не сияла так своим животворным светом, как именно в эти годины ниспосланных ей испытаний. Поистине, в немощном сосуде благодати «совершалась» всепобеждающая Божественная «сила» 2Кор. 12, 9 . – Как видно из предыдущего, присоединением признака наибольшего к Церкви, понимаемой только в смысле общества верующих, вопрос о ее существе не подвигается нисколько к своему истинному решению.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Бога истинна от Бога истинна .   Возлюбленный (ученик Христов): «Сей есть истинный Бог и Живот вечный... Да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе» (1 Иоан. 5:20). В Евангелии: «Аз есмь... Истина» (Иоан. 14:6). Павел: «ждуще... явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13).   Рожденна .   В Притчах: «прежде всех холмов раждает Мя» (Прит. 8:25). В Евангелии: «Аз на сие родихся и на сие приидох» (Иоан. 18:37). Возлюбленный: «любяй Рождшего любит и Рожденного от Него» (1 Иоан. 5:1).   Против Ария и Евномия:   Не сотворенна .   Он родился, а не сотворен вместе с тварями: так как Он сам Творец всего. Павел: «Имже и веки сотвори» (Евр. 1:2). В книге Премудрости: «сотворив вся Словом Твоим» (Прем. 9:1).   Против Ария, Евдоксия и их нечестивых единомышленников:   Единосущна Отцу .   В Евангелии: «Аз и Отец едино есма» (Иоан. 10:30). «Не веруеши ли, яко Аз во Отце и Отец во Мне» (Иоан. 14:10)? «Видевый Мене виде Отца» (Иоан. 14:9). Павел: «Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:3). «Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил, зрак раба приим» (Флп. 2:6).   Имже вся быша .   Павел: «Имже и веки сотвори» (Евр. 1:2). «Всяческая Тем и о Нем создашася» (Кол. 1:16). «Той есть прежде всех и всяческая в Нем состоятся» (Кол. 1:17). В Евангелии: «вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Иоан. 1:3). В Притчах: «прежде век основа Мя» (Прит. 8:23). Это последнее означает предвечное и недвижное во Отце основание Его живой Премудрости; равно как слова: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя» (Прит. 8:22) предзнаменуют вочеловечение, посредством которого Он (Христос) совершил великие дела нашего спасения; а слова: «Бог Премудростию основа землю» (Прит. 3:19); «вся Премудростию сотворил еси» (Псал. 103:24); «сотворивый вся Словом Твоим» (Прем. 9:1) — указывают на дела Его от начала. Впрочем, «Господь созда Мя» — сказано также вместо: «благоволил чрез Меня, свою Премудрость, созидать и творить дела Свои». Это же свидетельствует и Давид, говоря: «Словом Господним небеса утвердишася» (Псал. 32:6). Но яснейшим образом о явлении Его во плоти учат, как сказали мы, слова: «Господь созда Мя» .  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3930...

Будет ли он иметь в руках своих сокровище и великое богатство: без мудрости не сбережет его и расточит напрасно. Будет ли славен знатностию рода и благородством происхождения: без мудрости обесчестит и самый свой высокий род. Так, «аще бо кто будет и совершен в сынех человеческих, отсутствующей твоей премудрости, ни во что же вменится» ( Прем. 9:6 ). С премудростию, напротив, приходит к человеку все; ибо она совмещает в себе все дары и сокровища. Она вразумляет души простые, незлобивым дает коварство (т. е. опытность); отрочати же юну чувство и смысл ( Прит. 1:4 ). Она наставляет человека на путь правый, поддерживает на этом пути шествие его и сохраняет от всех зол. Нет ничего выше мудрости; она лучше сребра и злата, драгоценнее камней многоценных ( Прит 5:14–15 ). Она благолепнее солнца и паче всякого расположения звезд, свету сравняема обретается первая ( Прем. 7:29–30 ). «…таинница бо есть Божия хитрости и обретательница дел Его. И аще богатство есть вожделенное притяжание в животе, что премудрости богатейше, ею же делаются вся; Аще же разум делает, кто ея от сущих лучший художник есть; И аще правду любит кто, труды ея суть добродетели: целомудрию бо и разуму учить, правде и мужеству, ихже потребнее ничтоже есть в житии человеком. Аще же и многаго искусства желает кто, весть древняя и быти хотящая рассмотряет: свесть извития словес и разрешения гаданий, знамения и чудеса проразумевает и сбытия времен и лет» ( Прем. 8:4–8 ). Блажен поэтому человек, который нашел эту премудрость, и смертный, который уразумел и постиг ее! От уст ее исходит правда, закон же и милость на языце носит. Пути ее добры и мирны; она есть древо жизни для всех, держащихся ее, и опирающимся на нее тверда, как сам Бог ( Прит. 3:13–18 ). Итак, вот почему любитъ Бог пребывающих с премудростию. Он любит их ради самой этой премудрости, которая есть рождение Его сущности, чистейшее излияние Его естества. Премудрость полагает печать совершенства на всем, где является; без нее не на чем остановиться взору Божию в человеке, и он ничем не может привлечь к себе Его любви!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

То есть, как орел царствует над птицами, так совесть призвана царствовать над помыслами. Таким образом, помышления здесь уподоблены птицам. Действительно, птицы летают высоко и перемещаются с большой скоростью. Так и мысль человеческая способна быстро перемещаться от предмета к предмету, охватывать сразу многие понятия и образы. Птицы весьма различны по виду и по образу жизни. Каждая из них имеет свой особый характер, выражающийся в неповторимом внешнем облике и в особенностях поведения. Очевидно, в божественно-поэтическом значении птицы изображают собой отчасти мысли человека, и отчасти его духовно-нравственный облик. Орел имеет грозный вид, его крепкие когти и клюв наводят страх, среди птиц нет равных ему. В орле видна царственная красота и сила, ни одна из птиц не одолеет его в бою. Напротив, в движениях голубя видим кротость, смирение и незлобие. В древней Руси голубя, голубку считали символом кротости, смирения и любви. В лебеде видим высокое изящество и грацию всех движений, в нем нет ничего угрожающего, но истинно царственное величие, спокойствие и мирность духа. Петух являет образ тщеславия и задиристости, гусь гордое самомнение. Индюк во многих народах стал образом самолюбивой глупости. Соколу свойственна быстрота полета и точность удара, он олицетворяет ясность и чистоту помышлений (в Русском фольклоре частый эпитет - «ясный сокол»). Свой характер имеют воробьи, вороны, сороки и проч. Недаром они стали героями многих русских сказок, где их облик хорошо иллюстрировал сюжетный замысел. И если птицы являются образами мыслей, то скрытые от взора и безгласные рыбы и другие жители водной стихии могут олицетворять нечто неосознанное, подсознательное или предрассудочное в человеческом уме. По всей видимости, кроме птиц и рыб в пятый день были створены и насекомые. Слова русского текста «да произведет вода» с древнееврейского можно перевести: «да закишат в воде» , ( Церец - ползать, кишеть) и обозначает появление множества чего-то маленького, ползающего и кишащего, т.е. как черви и нечто подобное. Мир насекомых не менее богат на духовные образы, применимые в иных случаях к человеческой жизни. Все мы помним басню И.А.Крылова «Стрекоза и муравей», где стрекоза послужила символом беспечности и легкомыслия, и муравей - трудолюбия и настойчивости. Как паук плетет свою сеть и улавливает добычу, так ростовщик улавливает кредитами и запутывает в долгах неразумных и беспечных. Моль, жук, клоп, вошь, блоха - все это известные и характерные образы, попавшие на страницы многих литературных произведений, и в том числе, встречающиеся на страницах Священного Писания. Там есть упоминание моли и червя (Иов.13:28, Иов.13:28, Ос.5:12, Матф.6:19, Сир.42:13), паука (Иов.8:14, Прит.30:28), мошек, гусеницы, саранчи (Чис.13:34, Суд.6:5, Суд.7:12, Пс.108:23, Ис33:4) и проч. В библейских сказаниях они послужили изложению древней премудрости, которая до ныне обогащает человеческий разум познанием тайн божественного творения, глубинных законов духовной жизни.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/26/...

– Дух Божий, открывающий Израилю пути спасения, например: Чис. 11:25 ; Суд. 3:10 ; 1Цар. 10:10 ; Ис. 63:14 . – дух жизни – жизненная сила человека и прочего творения, например: Быт. 6:17,7:15,35:29 ; Суд. 15:19 . – служебный дух, добрый или злой, посылаемый или попускаемый Богом для определенного дела, например: Чис. 5:14 ; 1Цар. 16:14–16,23 ; 1Пар. 12:17 ; Ис. 11:2 ; Ос. 4:12, 5:4 . – дух человеческий, приемлющий от внешних духовных действований, например: Быт. 41:8 ; Втор. 2:30 ; Суд. 8:3 ; 3Цар. 21:5 ; 1Пар. 5:26 ; Пс. 105:33 ; Прит. 20:27 . Рассмотрим развитие этих образов 15 в различные исторические периоды Израиля, придерживаясь следующего порядка: Пятикнижие, исторические книги и пророки. Пророки, в свою очередь, рассматриваются в следующем порядке: до вавилонского пленения и после. Затем рассмотрим традицию учительных книг. 1.1. Пятикнижие 16 Ягвист (J) датируется периодом X – начала IX века до Р. X. 17 . Ключевым для иудейской антропологии является Быт. 2:7 , где «дыхание жизни» (LXX: πνο ζως) выражено не термином ruach, но близким ему по смыслу neshama, означающим жизненную силу божественного происхождения, которая животворит безжизненное материальное тело. Иоанн Брек замечает, что в Быт. 3:8 , где говорится о прохладе (ruach) дня, термин ruach используется для описания чисто природного феномена, сопровождающего движение и жизнь сотворенного мира, и это место является уникальным 18 . Обычно же в ВЗ ruach поддерживает жизнь и сопровождает божественные действия в истории Израиля, в том числе и через явления природы: Быт. 8:1 ; Исх. 10:13, 19 ; Числ. 11:31 ;З Цар. 19:11; Пс. 77:26, 134:7, 148:8 . Другое действие Духа – вдохновляющее, так, например, ruach-Elohim вдохновляет Иосифа на толкование снов фараона (см.: Быт. 41:38 ), Валаама, слышащего слова Божий, – на произнесение притчи (см.: Числ. 24:2 ). Здесь мы уже сталкиваемся с концепцией Духа как посредника Слова. Слово Божие промышляет о Своем творении посредством Духа, Который животворит тварь, а Дух исполняет Свою миссию в мире через Слово в пророчестве и откровении. Эта близость и соучастие, заметные в ветхозаветной традиции, отражаются в более поздней богословской традиции, провозглашающей различие Слова и Духа в ипостасном бытии, но единство их по сущности 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Проявляясь как следствие помысла, страсти, развращающих слов и т.п., блуд омрачает нравственную чистоту и разрушает целомудренность человека. Священное Писание о блуде В Ветхом Завете 7я заповедь Моисеева декалога – « не прелюбодействуй » (см. Исх.20:14 ; Втор.5:18 ) – не проводит четкой границы между понятиями прелюбодеяния и блуда, поэтому эта заповедь относится и к прелюбодеянию, и к блуду в узком значении слов. Учительные книги Ветхого Завета содержат предостережения против блуда и прелюбодеяния (Прит.7:6:-27; Сир.9:3-11 ). В Новом Завете присутствуют гораздо более строгие понятия о целомудрии, об отношении к телу: « Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела » ( 1Кор.6:13 ). Апостол Павел называет тело храмом живущего в христианах Святого Духа (см. 1Кор.6:19 ) и противопоставляет образ жизни грешника, становящегося одним телом с блудницей, соединению верующего с Телом Христа – Его Церковью (см. 1Кор.6:15-17 ). Христос обращает внимание на то, что прелюбодеяние (как и блуд) совершается прежде всего в сознании, в сердце человека, т.е. в мысли и чувстве: « Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:28 ). Помысл любодеяния указывается Христом в числе злых помыслов, исходящих из сердца и оскверняющих человека (см. Мф.15:19 ; Мк.7:21 ), целомудрие же христиан апостол Павел связывает с Божиим освящением (см. 1Фес.4:3-5 ). Поэтому блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у христиан, как прилично святым ( Еф.5:3 ). В связи с этим определяется участь блудников и прелюбодеев, которые Царства Божия не наследуют ( 1Кор.6:9-10 ; ср.: Откр.22:15 ), так как блуд растлевает душу и тело, охлаждает человека в его стремлении к Богу, разлучает с Богом. Вместе с тем пришедший призвать грешников к покаянию ( Мф.9:13 ), давший каждому человеку возможность очиститься от грехов, Господь показывает пример милующего отношения к падшему человеку. Обличая гордыню и лицемерие обвинителей, Христос говорит приведенной к Нему блуднице: « Иди и впредь не греши » ( Ин.8:3-11 ). Раскаявшимся блудницам, последовавшим за Христом, открылся путь в Царство Божье ( Мф.21:31 ). Церковные каноны о блудном грехе

http://azbyka.ru/blud

1:3–13 Благодарение и молитвы Древние письма обычно открывались благодарением Богу или богам. В посланиях Павла они часто предваряют и вводят главные темы, которые он намеревался раскрыть. Таким образом, они играют роль exordia, предваряя последующие тексты и начиная послание с установления отношений с читателями. 1:3 . В постоянные ежедневные молитвы иудеи включают много благословений; Павел также в своих регулярных молитвах возносит благодарность Богу, а потому это не просто стандартная формула выражения благодарности в письме. 1:4 . О духовном климате в Колоссах Павел узнал от Епафраса, очевидно, его ученика, который работал среди колоссян (1:7; ср.: Деян. 19:10 ) и сам был родом из этого города ( Кол. 4:12 ). 1:5 . В еврейских текстах говорится о грядущей награде, предназначенной праведным, следовательно, раннехристианским читателям была известна эта идея. 1:6. Образ вестника Божьего, приносящего плод свой, восходит к учению Иисуса ( Лк. 8:11 ); в Ветхом Завете Израиль часто сравнивается с виноградной лозой или другим растением и призывается принести плод свой для Господа (напр.: Ос. 10:1; 14:7,8 ; ср.: Быт. 1:28 ). 1:7,8. «Епафрас» – обычное имя; возможно, речь идет о том же Епафрасе, который упоминается в Флм. 23 . «Епафрас» может быть уменьшительной формой имени Епафродит, но Филиппы и Колоссы расположены достаточно далеко друг от друга, поэтому трудно представить себе, что речь идет о Епафродите из Флп. 2:25 . 1:9 .О непрестанной молитве см. в Исх. 28:30 и 1Цар. 12:23 . Философы ищут «мудрости» и «знания», но Павел здесь подчеркивает нравственный аспект значения этих терминов в Ветхом Завете (см., напр.: Прит. 1:2–7 ). 1:10,11. О приношении плодов и возрастании см. в Быт. 1 (термин «возрастание» особенно связан с текстом LXX); см. также коммент. к Кол. 1:6 . О термине «поступать» см. в коммент. к Гал. 5:16 . В греческиххрамах священнослужители выполняли свои функции достойно, надлежащим образом, т. е. «достойно бога» – того божества, в храме которого они служили. В иудейском предании слово «достойно» может означать «должным образом» ( 2Мак. 6:23,24,27 ), заслуживая награды ( 2Мак. 15:21 ); Премудрость ищет тех, кто ее достоин ( Прем. 6:16 ), и праведный, претерпевший до конца, будет «достоин Бога», как достойное приношение ( Прем. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Господи! говорит он, — «се пол имения моего... дам нищим» (Лук. 19:8) Отчего же Закхей, благодарный Господу, обращается с благодарною любовию к бедным? Это оттого, что богатый Закхей мог делать доброе именно благотворением ближнему, — оттого, что от богатого прежде всего требуется, чтобы он жил не для себя только, а для бедных. Богатство дано богачу не для него одного; богач — поверенный Божий, человек, которому поручено сделать распоряжения, достойные благоразумия, достойные воли Божией; на его отчете состоят и бедные. Такова воля Божия о богаче! С бедного взыщут за недостаток терпения, за ропот на бедность; богатому напомнят о Лазаре, если он оставлял того перед вратами в ранах, без куска хлеба, а сам роскошно ел и пил. «Бог любы есть» (1Иоан. 4:16). Он хочет чтобы бедность подкреплялась щедростию богатых, а богатый находил утешение в благодарной молитве бедных. Для отца семейства самое приятное удовольствие, когда делают удовольствие детям его. Точно также и для Отца небесного. «Взалкахся и дасте Ми ясти: возжадахся и напоисте Мя: ...в темнице бех и посетисте Мене. ...Господи, когда Тя видехом алчуща... или жаждуща... или странна...? Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» — говорит Господь (Матф. 25:35—40). Кто холоден к страданиям бедности, равнодушен к стону нищеты; тот напрасно уверяет себя, что он любит Господа. Если не любим мы ближнего, которого видим: как можем любить Бога, которого не видим? Ближний мой носит образ Отца моего небесного: как же не помочь ближнему, как не разделить с ним того, что есть у меня? Вы, которым дал Бог средства благотворить ближним! Творите волю Божию о вас, чтобы было с чем явиться в ту жизнь: питайте алчущего, одевайте нагого, утешайте печального, посещайте заключенного в темнице. «Блажен милуяй нища и убога: в день лют избавит его Господь» (Псал. 40:2). «Иже затыкает ушеса своя, еже не послушати немощного и той призовет, и не будет послушаяй его» (Прит. 21:13). Половину имения назначаю я бедным, говорил Закхей Господу, а половину удерживаю у себя, но и ту не для себя; ее удерживаю я с тем, чтобы платить обиженным мною: «кого чем обидех, возвращу четверицею» (Лк.19:8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2967...

8. Да дерзают раболепствовавшие страстям и покаявшиеся! Ибо если они и во все ямы впадали, и во всех сетях увязали, и всяким недугом недуговали; но по выздоровлении будут для всех светилами и врачами, светильниками и наставниками, объявляя свойства и виды каждого недуга, и своею опытностью спасая близких к падению. 9. Превосходнейший алфавит «для всех» (начинающих) есть следующий: послушание, пост, вретище, пепел, слезы, исповедание, молчание, смирение, бдение, мужество, мраз, труд, злострадание, уничижение, сокрушение, непамятозлобие, братолюбие, кротость, простая и нелюбопытная вера, беспопечение о мире, непорочная ненависть к родителям, беспристрастие, простота с незлобием, произвольная худость. 10. Состояние и признаки «преуспевающих» суть: нетщеславие, безгневие, благая надежда, безмолвие, рассуждение, твердая память суда, милосердие, страннолюбие, умеренное поучение, непрестанная молитва, несребролюбие. 11. Предел же, состояние и закон душ «совершенных по благочестию» таковы: непленяемое сердце, совершенная любовь, источник смиренномудрия, исшествие ума, Христово волнение, неокрадение света и молитвы, изобилие осияния Божия, желание смерти, ненависть жизни, отвращение от тела, молитвенник о мире, как бы насильно преклоняющий Бога на милость, сослужебник Ангелам, бездна разума, дом таинств, хранилище неизреченных откровений, спасатель человеков, бог над бесами, господин страстей, владыка тела, повелитель естества, чуждый греха, дом бесстрастия, подражатель Владыки помощью Владыки. 12. Мы должны непрестанно заботиться о духовном чувстве и искать его; ибо когда оно явится, тогда внешние чувства перестанут обольстительно действовать на душу; и зная это, некто из премудрых сказал: «и чувство Божие обрящеши» ( Прит. 2, 5. 3 ). 13. Жизнь монашеская, в отношении дел, слов, помышлений и движений, должна быть проводима в чувстве сердца. Если же не так, то она не будет монашеская, не говорю уже, Ангельская. 14. Некоторые, так сказать, по природе склонны к воздержности, или к безмолвничеству, или к чистоте, или к скромности, или к кротости, или к умилению; но другие имеют природу почти совершенно противную вышесказанным добрым качествам, но насильно принуждают себя к оным, и хотя иногда и побеждаются, однако их, как понудителей естества, я похваляю больше первых.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010