1. Как (Диавол) вначале солгал, так лгал и в конце, говоря: «все это предано мне и кому хочу даю». Ибо не он определил царства века сего, но Бог: «ибо сердце царя в руке Божией» ( Прит.21:1 ). И чрез Соломона Слово говорит: «Мною цари царствуют и вельможи отправляют правосудие. Мною князи возвышаются и Мною владыки царствуют над землею» ( Прит.8:15 ) и Апостол Павел о том же говорит: «будьте покорны всем высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». И еще говорит о них: «ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». А что это он сказал не об ангельских властях, не о невидимых князьях, как некоторые осмеливаются толковать, но о властях человеческих, это он показывает словами: «для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые» ( Рим.13:1,4,6 ). Это и Господь подтвердил, не делая того, что внушалось Диаволом, но повелев отдать сборщикам податей подать за Себя и за Петра, ибо они «Божии служители, сим самым постоянно занятые». 2. Поелику, человек, отступив от Бога, дошел до такого неистовства, что почитал своего единокровного за врага и бесстрашно предавался всякого рода буйству, человекоубийству и жадности, то Бог наложил на него человеческий страх, так как люди не знали страха Божия, чтобы подчиненные человеческой власти и связанные законом достигали до некоторой степени справедливости и взаимно сдерживали себя из страха, носящегося в виду всех, меча, как говорит Апостол: «ибо не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». И поэтому сами правители, имеющие законы, как одежду правды, за свои справедливые и законные действия не подвергнутся взысканию и не понесут наказания. А если они будут действовать к ниспровержению справедливости, нечестиво, противозаконно и тиранически, то за это и погибнут, потому что праведный суд Божий равно простирается на всех и никого не минует. Итак, для пользы народов установлено Богом земное правительство, – а не Диаволом, который никогда не спокоен и самые народы не желает оставлять в покое, – чтобы, боясь человеческой власти, люди не поедали друг друга подобно рыбам, но посредством законодательства подавляли разнообразную неправду народов. И потому берущие с нас подати (правители) суть «Божии слуги, для этого самого несущие свою службу».

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

1Ин. 5:3 ). Богопочитание без любви есть страх перед Богом, но страх рабский; истинный же страх Божий, как начало премудрости ( Прит. 1:7 ), есть собственно благоговение перед Единым и Высочайшим, а таково и есть истинное Богопочитание, растворенное любовью. И такое Богопочитание вполне утверждает и новозаветное учение, повторяя ветхозаветное: Господь Бог наш есть Господь Единый; и возлюби Господа Бога твоего» и пр. (Map. 12:29 и дал. срав. Мф. 4:10 и Луки 4:8  из Втор. 6:13 , также 22:21); сн. еще выше цитованное место 1 Посл. к Коринф., срав. также 1Петр. 2:17  с Прит. 24:21 , Рим. 13:2  и др. срав. «Простр. Кат.» 7:3 (о любви) «о первой заповеди» св. Антоний великий , на вопрос братии: «чем может человек уводить Богу?» отвечал: «исполнение закона и дела любви суть предметы самые Богоугодные. Исполняет же Закон тот, кто непрестанно славословит Бога в чистых помыслах, возбуждающих воспоминание о Боге (срав. Мар. 12:29 ) и тех благах, который Он обещал нам (ср. Евр. 11:6 ), и даровал уж на самом деле, а также приводящих на память и величие оных благ. Ибо из сего воспоминания рождается в душе человека постоянная любовь к Богу (срав. Мар. 12:29–30 ), по заповеди Писания: возлюби Господа Бога Твоего от всего сердца твоего, и от всей души твоей, и всей силой твоей ( Втор. 6:5 ). В Писании сказано еще: как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! ( Псал. 41:2  ст.). Итак, мы непременно должны совершать, исполнять сей закон в отношении к Богу, дабы и над нами оправдалось оное изречение Апостола: кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим. 8:35 ) 433 . А из заповеди о любви к Богу необходимо вытекает и 2) Заповедь о любви к ближним (срав. цит. выше место из бл. Феофилакта на Мар. 12:29  и дал.) «что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога, и соблюдаем заповеди Его, ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ( 1Иоан. 5:2,3 ) срав. Лехлера стр. 803.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Бог вселяет и единомысленныя в дом ( Пс. 67, 7 ); Он творит мать о чадах веселящуюся ( – 112, 9); Он созидает грады, возвышает Царства; Им Царие ко благу миллионов царствуют и сильные пишут правду; Им вельможи возвеличиваются и властители держат землю ( Прит. 8, 15. 16 ). От Господа пути наши исправляются. Все твердо и безопасно с Господом. Когда Господь близ нас, когда знаменается на нас милость и почивает благословение Его: тогда предприятия наши бывают успешны, дела благоплодны, взаимные отношения благоприятны. Тогда труд земледельца бывает сторично награжден, дело художника составляет приятный для него источник приобретения; промышленность, имея благоприятное течение, приносит обильные выгоды. Науки, искусства, сила воинская и вся общественная деятельность разширяются в своих успехах и совершенстве. Вождь и воин с готовностию идут на поле брани, потому что их зовет голос веры и Церкви, голос любви к Отечеству, и с неустрашимым мужеством становятся в ряды защитников Отечества. Так благопоспешество изливается на нас, на дела рук наших, на благоустроение частнаго и общественнаго благоденствия нашего, когда благословение Божие почивает на нас. Посему Божию содетельную и всесодержительную силу, и небесное свыше благословение надлежит привлекать и каждому в частности на все дела свои, которых мы, как бы они малы не были, своими силами без благословения Божия во благо устроить не можем; тем паче на дела общественныя, каковы суть дела правления и благоустроения, дела правды, милости и суда, касающиеся спокойствия и благосостояния многих. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий: аще не Господь, сохранить град, всуе бде стрегий ( Nc. 126. I ) Чем же привлекаем, на себя и на дела рук наших милость и благословение Божие? Тем же, чем благонравные и благопослущные дети привлекают любовь родительскую; привлекаем на себя милость и благословение Божие благочестием и страхом Божиим. Благочестие имеет от Бога обетование всех благ не токмо будущего, но и настоящего живота ( 1Тим.4:8 ) и страх Господень есть источник жизни ( Прит. 14, 27 ). Как щедрит Отец сынов: так щедрит Господь боящихся Его. Милость Господня от века и до века на боящихся Его ( Пс. 102:13, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Прокл убедил царя Феодосия Младшего исполнить благочестивое желание народа. Св. мощи, положенные в серебряный ковчег, были встречены Самим императором, царедворцами и церковным клиром в г. Халкидоне и отсюда на царском корабле Препровождены в Константинополь, где положены в церкви свв. Апостолов. Император с плачем над мощами святителя испросил тогда прощение своей матери Евдокии, по ненависти которой святой был послан в заточение. В настоящее время мощи св. Иоанна Златоустог о находятся в Риме, в базилике св. Петра. Полагают, что они перенесены туда крестоносцами. См. 13 нояб. Тропарь, гл. 8. Уст твоих, якоже светлость огня, воссиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам с миренномудрия показа: но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте , моли Слова Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, гл. 1. Возвеселися таинственно честная церковь , возвращением честных твоих мощей, и сия сокрывши яко злато многоценное, поющим тя неоскудно подавает молитвами твоими исцелений благодать, Иоанне Златоусте . Парем. (1 и 2-я см. 1 и 2-ю 25 янв.; 3. Прит.29:2 ; ; Прит.3:34 ; Утр. Ев. и на Лит. см. 25 янв.; Ап. Евр.7:26–28; 8:1–2; 318 зач.). По Уставу, после утрени «дается св. елей братии от кандила святаго», т.е., полагается помазание елеем от лампады пред иконой св. И. Златоуста. 28. S. † Пр. отца нашего Ефрема Сирина. Пр. Ефрем, заслуживший своими высокими поучениями название Сирского пророка и учителя, родился в начале IV века в Месопотамии, в г. Низибии, от небогатых родителей – земледельцев, которые, отличаясь христианскими добродетелями, воспитывали своего сына в страхе Божьем. Но лета юности не прошли для Ефрема без некоторых увлечений и преткновений. От природы, пламенный, он был раздражителен и в юности своей, как сам он говорил, нередко ссорился, поступал безрассудно и сомневался даже в промысле Божьем. Его напрасно обвинили в похищении овец и посадили в темницу. Здесь Ефрем удостоился слышать голос, призывающий его к благочестию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Тропарь, гл. 4. От юности твоея весь сам себе Господеви возложив, в молитвах, и трудех, и в постех образ быв добродетели: отонудуже видев Бог твое благое произволение, архиерея тя и пастыря Церкви Своей устрояет; темже и по преставлении, честное тело твое цело и нетленно соблюдеся, Ионо святителю, моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, гл. 8. Яко от младенства Господеви поработив себе мудре, постом и бдением тело твое удручая; темже сосуд чист, и дом Духу Пресвятому явился еси: сего ради и Церкви Своей тебе архиерея и пастыря устрояет, юже добре упас ко Господу отходиши, егоже возлюбил еси; тем молим тя: поминай нас, верою чтущих святую память твою, да еси зовем ти: радуйся отче Ионо, святителю всечестный. Парем. (1. ; 2. ; , 11, 14; 3. Прит.29:2 ; Прем.4:1, 14; 6:11, 17, 18, 21–23; 7:15, 16, 21 , 22, 26–29; 10:9, 10, 12; 7:30; 2:1, 10–17, 19–22; 15:1; 16:13, 8; Прит.3:34 ); Утр. (Ев. Ин.10:1–9; 35 зач.; Ап. Евр.7:26–28; 8:1–2; 318 зач.; Ев. Лк.6:17–23; 24 зач.). Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его; повсюду же – полиелей. Мучч . Модеста и питательницы. Св. Вит, 12-летний сын богатого язычника в Сицилии, будучи уличен в христианстве, предан был мучениям (при Диоклетиане). Отец Вита взял сына к себе и сначала ласками, а потом угрозами принуждал отречься от Христа. Видя непоколебимую твердость св. отрока, отец уже решился умертвить его, но старец Модест, пестун Вита, взял св. отрока вместе с Крискентией, кормилицей его, и скрылся с ними в Луканию (в Италии). Открытые здесь гонителям христиан, свв. мученики были представлены в Рим, где претерпели снова мучения и завершили оные в Лукании, около 303 г. Мощи св. Вита в Праге (в Чехии). (См. 16 мая). Муч . Длы. Родом из Киликии, в начала IV в., во время гонения на христиан, он был схвачен и подвержен жестоким мучениям: его били палками, жгли на раскаленной железной решетке, строгали тело острым железом, сокрушили челюсти и переломили голени. От сих ран он и скончался на пути в Тарс, куда его вели для новых истязаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

154. ε ο ε ε υ - " и из двух и в двух " естествах. Указание на Деяния 5 Вселенского собора (Деяния Вселенских соборов. Т.3. СПб., 1996. С.472). 155. Гл.44 это цитата: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.3. Гл.3(47). О двух еетествах, против монофизитов. С.195-196 (PG94. 998В). 156. Преп. Никита Стифат цитирует: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.3. гл.13(57). О свойствах двух естеств. С.224 (PG94. 1033А). 157. См. св. Григорий Богослов. Слово 21. похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому: " Начало сему бешенству положил Арий, соименный умоисступлению " (примеч. 1: " " εο, Арий может означать неистового, исступленного) " (Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.311). В словаре Вейсмана: " " εο, собств., в пер. воинственный, храбрый; ε-, поэт., ( " , ο) беснующийся от Арея, храбрый, воинственный " . 158. Прит.8:22,25. 159. Ин.14:30. 160. Символ, известный под названием Quicunque. приписывавшийся (неверно) Отцу нашему Афанасию, патриарху Александрийскому (Св. Афанасий Великий. Творения. М., 1994. Т.4. С.479; PG 28. 1588А). 161. Еф.4:13. 162. Евр.5:13-14. 163. В греческом тексте стоит множественное число слова " рай " . 164. Ин.14:2. 165. Преп. Иоанн Лествичник в Слове 25:31 называет смиренномудрие дверью Царства Небесного: " Смиренномудрие есть дверь Царствия небесного, она вводит туда приближающихся к ней. Думаю, что о входящих сею дверью и Сам Спаситель говорит сими словами: и внидет и изыдет (Ин.10:9) без страха из сей жизни, и пажить обрящет и злак в райских селениях. Все же, которые пришли в монашество иною дверью, татие суть своей жизни и разбойницы " (Лествица... С.174). 166. Преп. Иоанн Лествичник в заключение " Лестницы " говорит: " Лествица же, виденная Иаковом, пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, наверху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник говорит: ныне же пребывают три сия: вера, надежда, любовь; больше же всех любовь (1Kop.13:13) " (Лествица... С.251-252) 167. Ин.10:9. 168. ο οο - преддверие, притвор, передний двор (НЗ). См. у преп. Максима Исповедника в Вопросоответах к Фалласию 10: " Пребывающих еще в преддверии божественного храма добродетелей " (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.49).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/585/...

Преп. Никита Стифат в гл. 42–43 приводит сокращенную цитату: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.3. Гл.2(46). Об образе зачатия Слова и о божественном Его воплощении. С.193–195 (PG 94. 985В, 988В). 299 εκ δο τε και εν δυσν — «и из двух и в двух» естествах. Указание на Деяния 5 Вселенского собора (Деяния Вселенских соборов. Т.3. СПб., 1996. С.472). 300 Гл.44 это цитата: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.3. Гл.3(47). О двух еетествах, против монофизитов. С.195–196 (PG94. 998В). 301 Преп. Никита Стифат цитирует: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.3. гл.13(57). О свойствах двух естеств. С.224 (PG94. 1033А). 302 См. св. Григорий Богослов. Слово 21. похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому: «Начало сему бешенству положил Арий, соименный умоисступлению» (примеч. 1: " " Αρειος, Арий может означать неистового, исступленного)» (Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.311). В словаре Вейсмана: " " Αρειος, собств., в пер. воинственный, храбрый; αρει–μανης, поэт., ( " Αρης, μανομαι) беснующийся от Арея, храбрый, воинственный». 303 Прит.8:22,25. 304 Ин.14:30. 305 Символ, известный под названием Quicunque. приписывавшийся (неверно) Отцу нашему Афанасию, патриарху Александрийскому (Св. Афанасий Великий. Творения. М., 1994. Т.4. С.479; PG 28. 1588А). 306 Еф.4:13. 307 Евр.5:13–14. 308 В греческом тексте стоит множественное число слова «рай». 309 Ин.14:2. 310 Преп. Иоанн Лествичник в Слове 25:31 называет смиренномудрие дверью Царства Небесного: «Смиренномудрие есть дверь Царствия небесного, она вводит туда приближающихся к ней. Думаю, что о входящих сею дверью и Сам Спаситель говорит сими словами: и внидет и изыдет (Ин.10:9) без страха из сей жизни, и пажить обрящет и злак в райских селениях. Все же, которые пришли в монашество иною дверью, татие суть своей жизни и разбойницы» (Лествица… С.174). 311 Преп. Иоанн Лествичник в заключение «Лестницы» говорит: «Лествица же, виденная Иаковом, пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, наверху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник говорит: ныне же пребывают три сия: вера, надежда, любовь; больше же всех любовь (1Kop.13:13)» (Лествица… С.251–252) 312

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

42. Написано также, говорят: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя (Прит. 8, 22). Но прежде всего суетно мыслящие не хотят знать самого названия книги. Книга называется «Притчи Соломоновы». А все то, что говорится притчами, не тождественно с силою простого слова. Так в притчах говорит Господь наш Иисус Христос, и мы видим, что эти притчи не так близко соответствуют нашему предположению о смысле их. Подобно есть, говорит Он например, царствие небесное зерну горушичну (Матф. 18, 31). И если мы захотим рассуждать о подробностях по нашему разуму, то очевидно, что царствие небесное есть место пространное, если только должна быть речь о месте том, где Царь есть Бог и Отец, и Бог Слово и Сын Божий, и Святой Дух Божий, где находятся ангелы и архангелы, и воинства духовные, Авраам, Исаак, Иаков и все праведники. Так каким же образом все это уместилось бы в зерне горчичном? А между тем здесь загадочно высказывается образная речь. Посему приточно высказываемое не тождественно с силою простого слова. Уподобляется царствие небесное также и жене, имеющей десять драхм и потерявшей одну, возжегшей светильник и ищущей ее (Лук. 15, 8), — неводу, вверженному в море (Матф. 13, 47), и семени, которое сеется на земле (Матф. 13, 3 и дал.; Марк. 4, 3 и дал.; Лук. 8, 5 и дал.). Но все это сказано загадочно и не тождественно с силою простого слова. К тому же мы не знаем, действительно ли о Сыне Божием высказал то изречение приточник Соломон. Ибо есть разница между Премудростью и премудростью. Так и Апостол говорит: не разуме мир премудростью Бога (1 Кор. 1, 21); и: обуи Бог премудрость мира (ст. 20). И еще говорит: не в мудрости плотской, но в силе Божией (сн. 2 Кор. 1, 12 и 1 Кор. 2, 4). И Соломон именует премудрость, говоря: любитель бых красоты ея, и невестою привел ее к себе (Прем. 8, 2). Иов также знает о премудрости и говорит: премудрость же откуду обретеся? и кое место есть разуму (Иов. 28, 20)? Сказано также: мудрость нищего уничижена, и сам он есть управитель мудрости своей (Еккл. 9, 16). И в тоже время: Единородный есть Премудрость Отца (1 Кор. 1, 24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

6 Восстановление древнего текста Раабе распространил еще на две книги в своем сочинении: Die Klagelieder und der Prediger im Urtext nach neuester Kenntnis der Sprache... 1880. 8 Только уже у средневековых еврейских толкователей Песни Песней раздельно и правильно представляется буквальное и таинственное или алегорпонимание её и взаимное отношение этих смыслов. 9 «Тот день, в который семьдесят старейших написали учение по-гречески для царя Птолемея, так же тяжел в истории народа, как и день построение золотого тельца, потому что это учение не могло быть переведено надлежащим образом» (Sepher Thorah, 1, 8). 10 Вот характерные образцы сравнительного чтение книги Притчей у масоретов и LXX: Прит.2:16–19 масор. чужая жена, а у LXX: худой совет; 3:9 масор. богатство, а LXX: благочестие; 5:5 мас. ноги дурной женщины, LXX: ноги безумия; 13:2 мас. плод уст, LXX: плод правды; 14:30 масор. телесная жизнь, LXX: кроткий человек; 19:3 масор. сточная труба, LXX: нечистые обеты; 23:19 масор. путь сердца, LXX: мысли сердца; 27:27 масор. козье молоко, а LXX: наставления крепкие; 28:20 масор. спешащий разбогатеть, а LXX: делающий злое; 30:19 масор. девица, а LXX: юность; 31:19 масор. прялка, а LXX: полезное. 11 Образцом рабской буквальности перевода Екклесиаста у LXX может служить перевод частицы винит. падежа чрез σν, 2:17; 3:17; 7:26; 8:8,15; 11:7; 12:14, как, переводе Акилы. (См. Грегц Kohclet, Anhang II) 12 Книга Песнь Песней в арабском переводе надписывается так вот «имя Бога вечного, бессмертного и присносущего, книга Шир га-Ширин т. е. Песнь Песней Соломона, сына Давидова, пророка». 13 Некоторые иудейские книжники эксплуатировали толкование книги Премудрости в свою пользу и в Суламите Песни Песней указывали свой собственный образ, образ своего учительского служения. «Что значит выражение: ласки твои лучше вина? Ласки это – мудрецы, их слова и наставления, которые лучше вина, т. е. закона. Что значит выражение: масти твои благоухают (11:1, 3)? Оно означает учителя окруженного учениками, которые далеко распространяют славу его имена, между тем как учитель неимеющий учеников есть закупоренный сосуд мира. Что значит выражение: девицы любят тебя ( Песн.1:3 )? Читай не девицы , а тайны , открывающиеся пред мудрым оком учителя (Aboda zara 11:5)».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Открой перед служителем алтаря Господня всю душу твою со всеми ее греховными делами и нечистыми помыслами, помня слова Св. Писания: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. Сол. 28:13). Не забывай, что все, что откроешь на исповеди здесь, на земле, будет закрыто там, на небе; и что скроешь здесь, на земле, то откроется, как преступление, там, на небе, в день страшного суда Христова над всем миром и тобой! 1) Покаяние, или Исповедь, существовала еще в Ветхом Завете: Лев. 5:5–6 ; Числ. 5:7 ; Прит. 28:13 ; Прем. Сол. 11:24; Примеры: Числ. 12:11–13 ; 2Цар. 12–13 ; Ездр. 10:10–11 ; Неем. 1:6–7 ; Ионы гл. 3–я. 2) Проповедовал о Покаянии и Иоанн Креститель: Мф. 3:2–6; Мр. 1:15 . 3) Христос обещал Апостолам дать власть прощать или не разрешать людям их грехи: Мф. 16:19; 18:18; а по воскресении дал им эту власть: Иоан. 20:21–23 . 4) Св. Апостолы пользовались данной им властью прощать или связывать грехи: 1Тим. 1:20 ; 1Кор. 5 гл. и 2Кор. 2:8–10 . 5) Апостолы передали эту власть своим законным преемникам, пастырям Церкви: Иак. 5:14–16 ; 1Тим. 5:18–20 ; Еф. 4:11 ; Иуды ст. 22–23, ибо Христос сказал им: Мф. 28:20. 6) Все грехи могут быть прощены, кроме «греха к смерти»: Иоан. 5:16 , «хулы на Духа Святого»: Мф. 12:31–32; непочитания за святыню «Крови Завета» и произвольного греха: Евр. 6:4–6; 10:26–29 . 7) Без исповеди во грехах человек не может наследовать вечной жизни: Откр. 21:27 . О Святом Елеосвящении «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов. Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010