Также и пребывание Христа в мире и пришествие Его было и есть имманентно-историческое, но в грядущем чается и как трансцендентно-эсхатологическое. Этот параллелизм между пришествием в мир Христа и Духа Святого, Боговоплощением и Пятидесятницей, может быть восполнен ещё и следующим соображением. Мы различаем, строго говоря, даже не двоякое только, но и троякое пришествие в мир Господа. Именно, наряду с первым Его пришествием знаем ещё не один, но два образа Второго Его пришествия: хилиастическое и эсхатологическое, причём наша молитва «прииди» относится к этим обоим его образам – к хилиастическому не меньше, а даже больше (согласно вышеразъяснённому), нежели к эсхатологическому. Это же самое различие может быть применимо к молитве: «прииди и вселися в ны» к Духу Святому. Облагодатствование и освящение чрез Духа Святого «от силы в силу» и «не мерою» в такой же степени знает хилиастическую многостепенность и многоступенность, как и хилиастическое значение «пришествия» Христова в мир, поскольку оно диадически нераздельно с действием Св. Духа. Христос как Помазанник Духа Святого всегда с Собою приносит Его в мир и тем самым Его посылает во всей многообразности этого ниспослания. Потому и хилиазм является не только предварением Парусии как уготовление пришествия Христова в мир, но и как бы новым пришествием в мир Духа Святого, в него в Пятидесятницу уже сошедшего. И здесь нас не должно недоуменно останавливать слово Откровения: «и Дух, и Невеста говорят: прииди». Мы спрашиваем себя: как же и в каком смысле сопришествие Св. Духа со Христом может соединяться с молитвой того же Духа, обращённой ко Христу: «прииди»? В диадическом соединении Сына и Духа Святого, как оно проявляется в Их ниспослании в мир от Отца, заложена эта двоякая возможность: по одной – действие Духа предшествует откровению Сына; согласно другой, оно ему последует. Так, в боговоплощении Дух воплощает Сына чрез Свое нисхождение на Приснодеву Богородицу – Духоносицу, а вместе с тем на Нём почивает и Им подаётся.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Таже: Прокимен, глас 6-й: Господи, воздвигни силу Твою, и прииди, во еже спасти нас. И поем, во глас 6: Господи, воздвигни силу Твою, и прииди, во еже спасти нас. Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву рабов Твоих? И поем: Господи, воздвигни силу Твою, и прииди, во еже спасти нас. Господи, воздвигни силу Твою. – И поем: И прииди, во еже спасти нас. Господи, помилуй. (Трижды.) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь. (Поклон.) Всякое дыхание да хвалит Господа. И поем: Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. И поем: Всякое дыхание да хвалит Господа. Всякое дыхание. – И поем: Да хвалит Господа. От Матфея, Святаго Евангелия чтение. Слава Тебе, Господи, слава Тебе. (Крестное знамение без поклона.) Рече Господь: просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзается. Или кто есть от вас человек, егоже аще воспросит сын его хлеба, еда камень подаст ему? Или аще рыбы просит, еда змию подаст ему? Аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него! Слава Тебе, Господи, слава Тебе. (Поклон.) Поется на глас 6-й: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Отче, Слове и Душе,/Троице Святая, очисти//множество согрешений народа нашего. (Поклон.) И ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитвами Богородицы и святых,/Милостиве, очисти//множество согрешений народа нашего. (Поклон.) Помилуй мя, Боже,/по велицей милости Твоей,/и по множеству щедрот Твоих,//очисти беззаконие мое. (Поклон.) Стихира, глас 6: Не ввери нас человеческому предстательству,/Владыко наш Господи,/скорби бо велия обдержат нас,/терпети уже не можем нашедших на нас обстояний,/помощи на земли не имамы,/или к кому от человек прибегнем,/утешения не имамы,/разве Тебе, и Пречистыя Богоматере, и святых./Темже, яко Щедрый, Господи,/умилосердися о людех Твоих,/яко Долготерпелив,//примирися и помилуй нас. (Поклон.)

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

8 января 1793 года «благочестивая Слуцкая Преосвященного Виктора семинария» была вновь открыта и начала учебный процесс в составе 31 учащегося219. 17 февраля 1793 года Преосвященный Виктор получил из Святейшего Синода бумагу с официальным разрешением вступить в управление епархией на прежнем основании, согласно данным ранее наставлениям Синода при определении его на архиерейскую кафедру. Теперь можно было возвращаться в Слуцк. 5 марта владыка покинул Варшаву. Он выехал без всякого конвоя, не получив от «обещавших золотые горы» конфедератов на дорогу и содержание ни «пенязя " 220. 20 марта, почти после четырехлетнего отсутствия, Преосвященный Виктор благополучно прибыл в Слуцк. Здесь в Свято-Троицком соборе владыку встречал воодушевленной речью его сотоварищ по узам, кафедральный наместник и первенствующий член консистории, игумен Киприан (Островский): «Прииди, святителю! Воскреси умерщвленных братий наших в сродниках их! Прииди! Оживи чин церкви святыя! Прииди! Разсей семя учений, да возрастает в сторичные плоды! Прииди и облецы в первобытное благолепие церковь святую и сынов ея! " 221. По приезде в Слуцк владыке выпало пережить немало трогательных и счастливых минут. Отовсюду ему присылали поздравления. Некоторые из особенно преданных ему лиц, большей частью глубокие старцы, просили у Преосвященного позволения прибыть к нему, чтобы своими глазами увидеть своего пастыря «на престоле седяща " 222. Политически одряхлевшая, разбитая бесчисленными внутренними противоречиями Речь Посполитая, доживала исторически свои последние дни. Вместе с тем, в прошлое уходила эпоха гонений и жестоких преследований православной веры в этом государстве. Наконец разрешался многовековой антагонизм между простым народом, в глубине своей сохраняющим православную веру и культуру, и окатоличенным высшим сословием. Столетиями сословная верхушка, основную массу которой составляла польская шляхта, стремилась отмежеваться от простонародья, которое презрительно называла хлопством и быдлом. Надменное и спесивое, господство питало глубокое отвращение ко всему жизненному укладу презираемого им низшего сословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10:1). Позади сей-то стены стояла истина, тесно связанная с прообразом, сперва чрез Пророков озарявшая Церковь Словом, а потом явлением Евангелия рассеявшая всякое подобное тени представление прообраза, при чем средостение разорено, внутренний же воздух в доме соединился с эфирным светом, так что нет более потребности в освещении чрез оконца, когда сам истинный свет евангельскими лучами просвещает все внутреннее. Посему-то Слово, воставляющее «низверженныя» (Псал. 144:15), в проводники света взывает Церкви, говоря: восстань от падения, поползнувшаяся в срамоту греха, потерпевшая запинание от змия, падшая на землю, и пребывающая в падении преслушания, восстань. Даже недостаточно тебе быть восстановленною только от падения, — продолжает слово, — но «и прииди» , преспеянием в добре совершая течение добродетели. Сие дознали мы и на расслабленном. Слово не восставляет только сие бремя одра, но и повелевает ему ходить; при чем, кажется мне, перехождением с места на место Писание означает поступление к лучшему и возрастание в оном. Посему Жених говорит: «востани, и прииди» . Какая сила в повелении! Глас Божий подлинно есть глас силы, как говорит псалмопение: «се даст глас свой, глас силы» (Псал. 67:34); и: «Той рече, и быша, Той повеле, и создашася» (Псал. 32:9). Вот и теперь сказал лежащей: «востани» , и еще: «прииди» и повеление немедленно исполняется на деле. Ибо невеста вместе и приемлет в себя силу Слова, и восстает на ноги, и предстоит и делается ближнею свету, как засвидетельствовано Самим Словом, давшим сие приказание; ибо так говорит: «востани, прииди ближняя Моя, добрая Моя, голубице Моя» (Песн. 2:10). Что за порядок в слове! Как одно соединено тесно с другим! Как связно, как бы в цепи какой, сохраняется последовательность понятий! Слышит невеста повеление, укрепляется в силах от этого слова и восстает, проходит, приближается, делается доброю, именуется голубицей. Ибо возможно ли прекрасный образ увидеть в зеркале, в котором не бывало изображения какого-либо прекрасного лица? Посему и зеркало естества человеческого не прежде стало прекрасно, но уже после того, как приблизилось к прекрасному, отразило в себе образ Божественной красоты.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

И сказал ему Нафанаил: из Назарета может ли быть что (ст. 43–46). Действительно, такое презрение к Назарету было оправдано. В этом городе благочестивые люди старались не селиться, он находился в местности, где благочестия почти не было. Мы знаем, что праведный Иосиф Обручник с Божией Матерью и Богомладенцем Христом поселился там потому, что боялся преследования со стороны потомков Ирода, то есть поселение их там было вынужденное. Претензии и подозрения Нафанаила были справедливы. Но вот что ответил ему Филипп: «Иди и посмотри» (ст. 46). Эти слова прекрасно звучат по-славянски: «Прииди и виждь». «Ты не веришь, и, может быть, есть тому основание (в самом деле, Филиппу было трудно возразить, потому что Назарет действительно в то время пользовался дурной славой. — Игум. А.), но ты приди и посмотри — и тогда увидишь, что человек этот никак не может быть опорочен дурной славой города Назарета. Для этого достаточно только увидеть его… Приди и посмотри… Прииди и виждь». «Увидел Иисус Нафанаила, идущего к Нему, и говорит о нем: вот, воистину, Израильтянин, в котором нет притворства» (ст. 47). В этих словах: «Прииди и виждь» («Иди и посмотри») — как раз и заключается еще одно доказательство того, что необходимо почитать святые иконы и что можно поклоняться Богу и при помощи, если так можно выразиться, зрения. «Прииди и виждь» («Иди и посмотри»). Простое общение с Иисусом удостоверило апостола Нафанаила в том, что Он действительно есть Мессия, что Он есть Сын Божий, Царь Израилев, как сказал сам Нафанаил. Мы, поклоняясь святым иконам, изображениям Господа Иисуса Христа, тоже «приходим и смотрим». Наше зрение помогает нам увериться в том, что Тот, Кому мы поклоняемся, воистину есть Сын Божий. Почему так? Господь Иисус Христос — это воплотившийся, то есть воспринявший на Себя человеческое естество, Сын Божий. В одном Божественном Лице, в одной Ипостаси Второго Лица Пресвятой Троицы — Сына Божия, соединены были две природы: Божественная и человеческая. Выражаясь современным языком, может быть несколько неточным, но более понятным нам, чем древние богословские термины, Господь Иисус Христос имел одну Личность — Божественную и две природы — человеческую и Божественную.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Наиболее значительный по объему материал, касающийся как Евхаристии, так и шире, всего церковного богослужения, из перечисленных апокрифических Деяний содержат «Деяния [Иуды] Фомы». В частности, Евхаристия описана здесь шесть раз  1 . В пяти из этих случаев Евхаристия следует за совершением Крещения, в одном (§ 29) происходит в воскресный день. Нельзя не заметить, что ровно те же поводы для совершения Евхаристии упоминаются и в других раннехристианских памятниках — прежде всего, в «1-й Апологии» мученика Иустина Философа (§ 65, 67), а также, с большой долей вероятности, в «Дидахе» (§ 14; ср. § 7, 9). Три из шести рассказов особенно подробны и содержат даже слова молитв, которые, согласно повествованию, апостол совершал во время Евхаристии (§§ 49–50, 133, 158). В §§ 49–50 за молитвой следует осенение Даров знаком креста, что является древнейшим свидетельством о совершении этого священнодействия при освящении Даров. Здесь же упомянут «синдон», то есть чистая ткань, на которой совершается Евхаристия, — прообраз византийского илитона или латинского корпорала. Отличительной особенностью всех евхаристических молитв в «Деяниях [Иуды] Фомы» являются экспрессивные эпиклетические призывания 2 , обращенные либо ко Христу, либо — в повествовании из §§ 49–50 — к «Тайной Матери», то есть, вероятнее всего, ко Святому Духу (во всяком случае, на сирийской почве, с учетом сирийского происхождения памятника, женский род уместен только по отношению к Духу). Но и в последнем случае моление открывается отдельным обращением ко Христу 3 : Повелел же апостол своему диакону поставить трапезу, и поставили оказавшуюся там скамеечку, и, распростерев на ней синдон, он возложил на нее хлеб благословения. И, став рядом, апостол сказал: Иисусе, сподобивший нас приобщиться Евхаристии Тела Твоего Святого и Крови, вот, отваживаемся приступать к Твоей Евхаристии и призывать Твое святое Имя: прииди и приобщись нам. И начал изрекать: Прииди, внутреннейшая; прииди, общение мужского; прииди, понимающая таины Избранного;

http://pravmir.ru/evxaristiya-v-rannexri...

Если даже в поминальные субботы, кроме двух вселенских, так ограничивается привнесение заупокойного в последования вечерни и утрени, то тем более во всех других случаях оно не должно быть совсем допускаемо, и совершение так называемых заупокойных вечерни и утрени, кроме точно указываемых в Уставе дней, невозможно без серьезного нарушения Устава. 78 Здесь разумеются не только родители наши в собственном смысле, но и все усопшие предки и сродники наши. Ср. выражение «родительская суббота» – день поминовения всех усопших предков. 82 Так и на сугубой ектении сначала возносится моление о прежде почивших отцех и братиях наших, а потом уже о милости, жизни, мире, здравии и спасении живых. Так и на литургии Златоуста по освящении святых Даров сначала совершается поминовение всех усопших, а потом поминовение всякого епископства православных и прочих живущих на земле членов Церкви. 83 Не только душам мученическим от Бога дается зде (на земле, особенно в храме) бываемая разумно зрети и веселитсь и ликовать, вместе с живыми, собравшимися в храме (15 ноября, свв. мчч. Гурию. Самону и Авиву на Господи воззвах, стихира 1-я), не только святые сами невидимо приходят в среду молящихся, запечатая пение и предначиная торжество (Навечерие Богоявления, великие часы, стихира гл. 6: «руку твою») и в лике церковном поют песни с поющими (4 апр. преп. Иосифу песнописцу, канон п. 7, тр. 1, сравни житие его), но и вообще все усопшие, по верованию Церкви, во время молитвы соприсутствуют молящимся, невидимо лишь для телесных очей. Поэтому в нашем богослужении не только нередки обращения к небожителям с приглашением прийти в среду молящихся (напр. «Посреде нас, Дево, прииди в час сей», Октоих гл. 7, Среда, утр. канон 2, п. 3, тр. 4. «Начальный воеводо, в час сей посреде нас прииди». – Нед. расслабленного, канон п. 4, тр. 6; там же п. 6, тр. 5: «Крестителю... прииди, стани с нами, запечатаяй пение и предначинаяй торжество». Навечерие Просвещения, на 9 часе стихира: «Руку твою»... «Богоприимче Иосифе, прииди, стани с нами».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

И вот, находясь в своем доме, она увидела Ангела, говорящего ей: «Иди за мной. Пойдем к Святым Местам». Он взял ее, недоумевающую, как это может быть, и она, не поняв как, очутилась на Святой Земле. Мария увидела, что одета в белое одеяние, украшенное красными крестами. Ангел путеводил ее во все Святые Места паломничества. Сначала повел ее в Назарет, чтобы поклониться в святом Храме Благовещения Богородицы. Ангел сказал ей: «Прииди, посмотри, сестра, здесь воплотился Христос», и воспел тропарь Благовещению. Потом он повел ее в Вифлеем, говоря: «Прииди, посмотри, сестра, здесь родился Христос». Они спустились по лестнице, что вела в Пещеру Рождества, и Ангел воспел тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш...» Вслед за тем Ангел призвал ее на Святую Голгофу: «Прииди, посмотри, сестра, здесь распят Христос», и снова воспел: «Искупил ны еси от клятвы законныя...» Потом повел ее на Святой Гроб: «Прииди, посмотри, сестра, здесь был погребен и воскрес Христос». И снова воспел тропарь: «Христос воскресе...» Перемещение от одного места паломничества к другому было настолько быстрое, как будто между ними не было расстояния. Когда потом Мария встретилась с вернувшимися из паломничества госпожами, те попеняли ей на то, что она скрыла от них свою поездку на Святую Землю. Оказывается, во время паломничества они постоянно видели Марию, идущую впереди их. Спустя годы, в 1971 году, будучи уже герондиссой, она с сестрами монастыря посетила Святые Места. Хотя по земным меркам блаженная Макрина была первый раз на Святой Земле, она помнила все с мельчайшими подробностями. Она знала, как пройти к каждому месту поклонения и передвигалась с такой уверенностью, что это вызывало недоумение ее спутников 26 . Будущая старица, еще живя в миру, имела сердечное попечение не только о своем спасении, но и о спасении ближних. Так, например, она рассказывала позднее о таком случае: «В миру у меня была подруга, которую звали София. Она была учительница. Родители ее были людьми духовными. И сама она была очень талантлива, но не верила во Святую Троицу. Учительница, а не верит в единосущие Святой Троицы! Я ей говорила: «А что же ты будешь говорить детям?» Я переживала и молилась за нее по четкам, чтобы ее просветил Бог . Однажды ночью, рано, около четырех, слышу – ко мне стучат в дверь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

15) ( σπερ) Как от Отца Ты родился без Матери, так от Матери вочеловечился без отца. Ибо, хотя (в начале) Ты был безтелесен; но потом (явился) во плоти. Почему херувимы Тебя славословят: «слава в вышних Богу!» Людие воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!» 16) ( Μγα) Великое, божественное и благочестивое явилось в мире таинство от (Бога) Отца чрез Деву! Ибо родился младенцем Содержащий все, добровольно приняв образ первозданнаго, подлинно, от неискусомужной. Людие воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!» (3 стих. хвалитн. 24 ч.). 17) ( νθος) Да явится Цвет от Жезла Иессеева, предреченный славным пророком. Ибо мы видим Деву родившую паче естества сильно желаннаго с небеси Агнца, сопрестольнаго Отцу в вышних. Людие воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!» 18) ( Νεσθε) Приидите ныне пастыри стрегущие, созерцайте Бога, соделавшагося Младенцем непреложно, престаньте свиряющие 5 и ликующие изумитесь; поскольку Богородица несет на руках (Своих Рожденнаго) прежде денницы. Людие, воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!» 19) ( ρος) Древле пророк горою Божиею предызобразил Тебя, Безмужная, святая и преславная: ибо от чрева Твоего отсекся Камень, Спаситель наш. Он дарует Адаму избавление, разрешает греховныя узы. Людие воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!» 20) ( μν) Воспеваю Тебя, Царю, повитаго пеленами; ибо Ты разрешаешь узы моих грехопадений и, облекши меня непорочною и нетленною славою, всего меня образуя и возсозидая, соединяешь теснейшим образом со Отцем; почему вопию к Тебе: «Царь Израилев, Христос, – с нами ( παραγνεται).» (2 хвал. 23-го ч.). 21) ( δειξεν) Дево, радость принесло нам таинственное Рождение (Твое), Повитый пеленами в яслях. Ибо, вселившись во утробу Твою, Он не разрушил (Твоего) девства. Добровольно является вочеловечившимся Слово, воплощенное несказанно. Людие воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе». 22) ( δοσαν) Узнали народы о славном спасении, возсиявшем от девическия утробы; дивились пастыри, волхвы же принесли ливан, злато и (особенный) род смирны, (как) верное изображение (Святыя) Троицы; почему воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

III. Правда, св. ап. Павел говорит: Прежде пришествия веры, под законом стрегоми бехом затворени в хотящую веру открытися. Темже закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправдимся. Пришедшей же вере, уже не под пестуном есмы. Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Несть иудей, ни еллин: несть раб, ни свободь: несть мужеский пол, ни женский: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе. Аще ли вы Христовы, убо Авраамле семя есте, и по обетованию наследницы ( Гал. 3:23–29 ). Но кому не видно, что, говоря так о единстве верующих во Христа, св. апостол ни слова не говорит здесь об их единстве в отношении священноначальственном, но внушает, что с того времени, как спасительная благодать Божия явилась всем человекам, иудеи и еллины, рабы и свободные, мужи и жены, все вообще люди стали семенем Авраама, отца всем нам, получили равное право на участие в плодах искупления ( Тит. 2:11 . Рим. 4:16. 3:29, 30 )? Ненадобно забывать, что так сказал св. апостол обществу христиан, образовавшемуся из иудеев и язычников, в котором, несмотря на то, что входившие в состав его лица были членами одного тела, как крестившиеся одним Духом в одно тело и напоенные одним же Духом ( 1Кор. 12:13 ), нашлись такие, что стали превозноситься пред другими то происхождением своим от отца верующих, то особенным назначением своим, и проч. Должно помнить и то, что тот же св. апостол, когда открылся ему случай сказать нечто о явлениях Св. Духа на пользу, в которым относится и иерархия, изрек: Вы есте тело Христово, и уди от части. И овых убо положи Бог в Церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей, потом же силы, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков. Еда вси апостоли? еда вси пророцы? еда вси учители? еда вси силы? еда вси дарования имут исцелений? еда вси языки глаголют? еда вси сказуют ( 1Кор. 12:27–30 )? А что такое разнообразие членов в обществе верующих отнюдь не препятствует тому единству, вследствие которого составляют они тело Христово, об этом знаем из следующих слов св. ап. Павла же: тело несть един уд, но мнози. Аще все тело око, где слух? аще же все слух, где ухание? аще ли Быша вси един уд, где тело? Ныне же мнози убо удове, едино же тело ( 1Кор. 12:14, 16, 17, 19, 20 ) 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010