Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 7  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий Митрополит Иларион Алфеев о современном монашестве - Монашество возникло как духовный авангард Церкви, в котором особую роль играли отдельные личности – аскеты, стяжавшие духовные дары. Сегодня мы видим, что монашество – это церковный институт. Изменились ли в связи с этим задачи монашества? Зачем Церкви этот институт сегодня?  - Во-первых, монашество остается авангардом нашей Церкви: это связано с той особой ролью, которую оно играет в Церкви, по крайней мере, с эпохи иконоборчества. Изначально монашество означало уход из мира, и первые несколько поколений монахов состояли из людей, практически никак не связанных с «миром», если не учитывать, что они постоянно молились за мир. Даже священство считалось поначалу несовместимым с монашеством. Так, например, когда преподобный Савва – основатель нескольких монастырей в Святой Земле – был рукоположен в священный сан, это было настолько экстраординарным событием, что его даже назвали Освященным, то есть священником, человеком, получившим хиротонию. Но со временем монашество стало занимать все более прочные позиции в Церкви, оно вышло из пустыни, точнее, оно осталось и в пустыне, но монахи стали селиться также в городах, монастыри стали превращаться в крупные просветительские и даже политические центры, и в иконоборческую эпоху именно монахи спасли Церковь от ереси. Сегодня монашество продолжает играть особую роль в Церкви. В последние двадцать пять лет у нас появилось огромное количество монастырей. Я часто общаюсь на Западе с представителями Католической Церкви, протестантских общин, и они жалуются на то, что молодежь в Церковь не идет, что монастыри закрываются. Я часто вижу в этих краях монастыри, которые строились с расчетом на пятьсот или шестьсот братий, а сейчас в них живет пять или шесть человек или вообще никто. Говорят, сейчас постхристианская эпоха, призвания монашеские оскудели, но у нас именно в эту «постхристианскую эпоху» открылось 800 новых обителей, тысячи людей приняли монашеский постриг. Это можно объяснить как чудо Божие и, конечно, как ответ людей на Божие призвание.

http://azbyka.ru/video/mitropolit-ilario...

священник Николай Карасев Раздел II. Возрождение оккультизма С наступлением христианской эры в человеческом обществе постепенно отмирали духовные и культурные ценности языческой религии. В упадок и забвение пришли оккультные идеи и практика, и на протяжении тысячи лет христианское сознание не возмущалось соблазном оккультизма. Христианская вера за несколько веков охватила весь цивилизованный мир. Христианство дало человеку новые идеалы совершенства, совершенства любви и чистоты духовно-нравственного состояния. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» [ Мф. 5. 48 ]. Любовь, мир, незлобие, духовно-нравственная чистота – вот главные и необходимые условия для достижения духовного совершенства. Первое тысячелетие христианства дало миру миллионы подвижников благочестия, которые своими подвигами и пустыни сделали духовным цветущим садом. Они утверждали веру в весях и городах, в населенных и пустынных местах, отовсюду изгоняя ненависть, злость, вражду, нечестивую жизнь, насаждая веру, любовь и благочестивую жизнь. «Видел я, – пишет церковный историк Руфин, – в Египте отцов, живущих на земле и проводящих жизнь небесную» 51]. 243 В житии прп. Саввы Освященного повествуется, как этот подвижник своею жизнью, верой и молитвой боролся против бесов так, что лукавые духи и в пустынных местах не имели покоя. Однажды, когда преподобный молился, бесы закричали: «О горе! что мы терпим от тебя, Савва! Мало тебе было заселить долину при потоке, мало тебе было пещеры и скалы: ты и пустыню, через которую проходил, сделал обитаемой! Ты и сюда пришел в наше жилище, чтобы изгнать нас отсюда! Вот, мы уже уходим отсюда, не можем противиться тебе, потому что тебе помогает Бог!» 137]. 244 Христианство оказало огромное влияние на духовное переустройство человеческой цивилизации. Этот реальный факт неоспорим. В течение первого тысячелетия христианская проповедь зазвучала во всех уголках цивилизованного мира. Вся Европа к концу тысячелетия стала христианской. Азия первоначально также быстро была оглашена Евангельским благовестием, нога апостолов ступила даже на территорию Индии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Состоялась встреча Предстоятелей Русской и Польской Православных Церквей 25 июля 2013 г. 16:21 25 июля 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в  Даниловом ставропигиальном монастыре  состоялась беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с  Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой . Святейший Патриарх Кирилл приветствовал гостя в крестовом храме резиденции, освященном в честь Всех святых, в земле Русской просиявших: «Мы рады видеть Вас не только как человека, близкого нам по взглядам на церковную жизнь, на миссию Церкви в современном мире, но и как собрата, столь много сделавшего для процветания  Польской Церкви , которая является Дочерью Церкви Русской и с которой у нас сохраняются самые тесные связи — не только официальные, но и сердечные, человеческие, в том числе взаимные паломничества, поездки молодежи. Несколько дней тому назад я  встретился  с группой православной молодежи из Польши, и меня просто обдало атмосферой Грабарки. Я увидел светлые лица, горящие глаза, и самое главное — людей с большим энтузиазмом, с большим потенциалом. Все это снимает существующие человеческие границы, в том числе и между Поместными Православными Церквами, создает атмосферу единодушия и братства». Поблагодарив за сердечные слова, Блаженнейший Митрополит Савва отметил, в частности, большую значимость  визита  Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу в прошлом году. Далее Предстоятели Русской и Польской Православных Церквей прошли в Тронный зал резиденции, где состоялась братская беседа, в которой также приняли участие со стороны Московского Патриархата — председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ,  епископ Смоленский и Вяземский Исидор , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, а со стороны Польской Церкви — архиепископ Лодзинский и Познаньский Симон, настоятель прихода преподобного Иоанна Лествичника в Варшаве протоиерей Николай Ленчевский, референт Блаженнейшего Митрополита архидиакон Павел Токанюк.

http://patriarchia.ru/db/text/3128052.ht...

5-е Преподобного Саввы Освященного Преп. Савва родился в царствование Феодосия младшего в Каппадокии, в селении Муталаске (ныне Таласи, в восьми верстах от Кесарии); в молодых летах, именно 8 лет, удалился от худого житья у дядей во Флавианову обитель (ныне монастырь Предтечи, в деревне Зиндзидере, в верстах трёх от Таласи, на краю скалы) и жил в ней десять лет; тут он изучал св. Писание и навыкал монашеской жизни. Получив благословение от настоятеля, восемнадцатилетний Савва отправился на Богомолье в Иерусалим. Придя в Палестину и обойдя святые места, он пришёл к преп. Евфимию Великому (20 января) и просил его принять в свой монастырь; а Евоимий отослал его в дальний монастырь к преп. Феоктисту (3 сентября), где Савва и исполнял разные послушания в продолжение десяти лет. По кончине Феоктиста, подвизался один в пустынной пещере, занимаясь рукоделием (плёл кошницы), и только в субботу приходил в лавру на Богомолье. Оттуда вызвал его через пять лет Евфимий. По кончине Евфимия, имея тридцать пять лет от роду, Савва снова начал жить в пустыне, близ Иордана. Вскоре к нему начали приходить монахи и желающие монашества; таких собралось до семидесяти. Он принимал всех с радостью и на пожертвования благочестивых людей выстроил церковь и лавру, известную под его именем. Особенно благотворил ему патриарх Иерусалимский Мартирий (478–486). Несмотря на то, что число братии лаврской возросло, Савва не принимал священства по смирению, и из братии никого не возводил на степень священства, для совершения же Богослужения (раз в неделю) просил священника со стороны. Когда же возник ропот, и некоторые из братий с лукавством просили патриарха Саллюстия, преемника Мартириева, дать им игумена (желая тем устранить Савву), то патриарх, вразумив недовольных, не объявляя о том Савве, против воли рукоположил его в пресвитера и, посетив лавру, представил его всем, как Богодарованного игумена. Посему и называется Савва Освящённым, то есть по нынешнему словоупотреблению иеромонахом; ибо в те времена монахи и игумены вообще в редких случаях священство принимали.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИЙ [Иеремия; греч. Ιερεμας] († 1-я пол. VI в.), прп. Палестинский (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших), ученик прп. Саввы Освященного . Согласно Житию прп. Саввы, написанному его современником Кириллом Скифопольским , в 491 г., вскоре после основания Великой Лавры, к преподобному пришел И.- «богоносный и славный божественными дарами муж», родом армянин, вместе с 2 учениками - Петром и Павлом. Прп. Савва разрешил им поселиться в пещере, дал небольшую келью и позволил совершать в малой церкви правило псалмопения по-армянски в субботу и воскресенье. Число армян в мон-ре постепенно увеличивалось, и в 501 г. прп. Савва перевел их в «созданную Богом церковь» (Θεκτιστος; пещерная ц. свт. Николая Чудотворца). Позволив армянам совершать правило псалмопения и читать Евангелие на родном языке, он установил приобщаться Св. Таин вместе с греками ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 117). В Житии также рассказывается об И., диак. Великой Лавры, к-рый вместе с прп. Саввой и нек-рыми др. его учениками в апр. 529 г. прибыл в К-поль по поручению Петра , патриарха Иерусалимского, чтобы просить имп. Юстиниана I об освобождении от податей разоренных самарянами Первой и Второй Палестины. Пока император советовался с подданными об удовлетворении прошения, прп. Савва отошел в сторону и молился. И. спросил, почему он удалился от правителя? Преподобный ответил: «Они, сын мой, делают свое дело, а мы должны делать свое» (Ibid. S. 178). По возвращении в сент. 533 г. в Иерусалим прп. Савва обнародовал указы императора и разделил полученные средства между основанными им мон-рями. И., недовольный распределением денег, ушел из Великой Лавры и поселился на расстоянии ок. 5 стадий к северу от Пещерного мон-ря. Узнав об этом, прп. Савва взял с собой неск. верных ему монахов, орудия, деньги и продовольствие и за короткое время построил там часовню и кельи. Прп. Савва назначил И. настоятелем обители и завещал жить согласно уставу Великой Лавры. По мнению издателя Жития прп. Саввы Э. Шварца, И., диак. Великой Лавры, не является одним лицом с И. из армян.

http://pravenc.ru/text/293626.html

В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений 18 декабря. ПРАВМИР. Церковь отмечает память преподобного Саввы Освященного. Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак. В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Но преподобный Евфимий направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста. После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет. Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях. Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу, святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского. Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики – все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь.

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-pamy...

Им стал митрополит Вологодский и Кирилловский Савва 20 ноября. ПРАВМИР. Священный Синод Русской Православной Церкви на сегодняшнем заседании поручил временное управление Великоустюжской епархией митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Савве ( журнал 92 ). Савва, митрополит Вологодский и Кирилловский (Михеев Александр Евгеньевич), родился 10 мая 1980 года в Перми, в семье рабочих. Окончил Московскую духовную семинарию, позже — Московскую духовную академию, а также Рязанский госуниверситет им. С.А. Есенина по специальности «теология» и Общецерковную аспирантуру и докторантуру. Доктор богословия. Работал в Рязанском духовном училище преподавателем литургики и гомилетики, старшим помощником проректора по воспитательной работе, проректором по учебной работе. 27 ноября 2001 года в Иоанно-Богословском храме при Рязанском духовном училище пострижен в мантию с именем Савва в честь преподобного Саввы Освященного. 2 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона, 4 декабря в сан иеромонаха. С 2005 года нес послушание келейника митрополита Симона (Новикова). Одновременно исполнял различные епархиальные послушания: секретаря архиепископа Ярославского и Ростовского, казначея и благочинного Николо-Бабаевского мужского монастыря. С 2007 года работал в Ярославской духовной семинарии: помощником проректора по воспитательной работе, проректором по учебной и воспитательной работе, первым проректором. В 2009 году возведен в сан игумена, назначен помощником благочинного Ростовского района и настоятелем Вознесенско-Благовещенского храма Ярославля, затем стал наместником Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. В 2010 году определен на должность благочинного храмов Гаврилов-Ямского района. В 2011 году назначен наместником Новоспасского ставропигиального монастыря Москвы. В том же году избран епископом Воскресенским, викарием Московской епархии. 28 июня 2011 года возведен в сан архимандрита, 10 июля наречен во епископа. С 2011 года окормлял приходские храмы на территории Юго-Восточного административного округа Москвы (Петропавловское благочиние). В 2011-2018 годах был управляющим Юго-Восточным викариатством и викариатством Новых территорий Москвы.

http://pravmir.ru/sinod-naznachil-vremen...

Осуждение Рассказы, показывающие, как опасно осуждать ближнего 1 . Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз приходит ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его: как живут отцы? Он отвечал: хорошо, по молитвам вашим. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: нисколько он не переменился, отче! Это услышав, я воскликнул: худо! и только сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоявшим ангелам и сказал им: изриньте его вон, – это антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего суда. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне». «Почему так? – спросил тот. – Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мною мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию» («Пролог», 22 октября). 2 . Но если грешно становиться судиями и действительно согрешивших, то не гораздо ли более грешно осуждать невинных людей? 3 . Преподобный Виталий, живя в Александры, днем нанимался на работы, а ночь проводил в домах падших женщин, и весь город в глаза и за глаза называл его развратником. А между тем в эти домы он ходил за тем, чтобы, отдав женщинам на пропитание заработанные деньги, удерживать чрез то их от греха («Пролог», 22 апреля). 4 . Святой Савва освященный одного из иноков своей обители, по имени Иоанна, хотел сделать пресвитером, но патриарх рукоположить его отказался. Савва счел Иоанна великим грешником; а впоследствии оказалось, что Иоанн не мог быть пресвитером потому, что был уже епископ, по великому смирению скрывавший свой сан («Училище благочестия», т. II, стр. 304).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Грех осуждать ближних 28 сентября (11 октября) (Из слова святого Евагрия, еже не судите ближнему) Так как один над всеми судья есть Бог, то очевидно, что, осуждая ближних, мы восхищаем право Господне и потому, изрекая суд на других, тем самым даем повод судить и себя. Кто судит брата своего, говорит апостол Иаков, тот злословит закон и судит закон, а если закон судишь, то ты не исполнитель закона, а судья. Един Законодатель и Судья, Который может спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого? ( Иак. 4, 11–12 ) И действительно, закон повелевает любить ближнего. Следовательно, осуждающий ближнего поступает вопреки закону и если не словом, то делом осуждает закон, как будто закон недостаточен и потому можно отступать от него. И апостол Павел учит: ты кто еси судяй чуждему рабу? Своему Господу стоит или падает ( Римл. 14, 4 ). Один старец, услышавши, что некоторый брат впал в тяжкий грех, осудил его, сказав: «Великое зло сделал он!» Прошло несколько времени, и видит старец, что Ангел принес к нему душу осужденного им брата и говорит ему: «Вот, тот которого ты судил, умер. Куда велишь теперь положить душу его, в Царство или в муку?» Старец ужаснулся. «Ведь ты судия праведным и грешным, – продолжал Ангел; – так говори же, что прикажешь о души сей? Помилуешь, что ли, ее или мукам предашь?» Понял тут старец, что, осудивши брата, сам впал в тяжкий грех, и со стенанием и плачем стал просить себе прощения. Долгое время Господь не отвечал ему, но, наконец, сжалился и послал Ангела возвестить ему прощение. «Бог простил тебя, – сказал Ангел, – но с сих пор не забывай, сколь тяжек грех осуждения». Но если, как видите, грешно становиться судьями и действительно согрешивших, то не паче ли грешно осуждать невинных? А сколько может быть таких случаев! Если сердца людей закрыты от нас, то почему мы можем знать, с каким расположением человек делает то или другое дело? Преподобный Виталий (Пролог 22-го апр.), живя в Александрии, днем нанимался на работы, а ночь проводил в домах падших женщин, и весь город в глаза и за глаза называл его развратником. А между тем в дома падших он ходил затем, чтобы, отдав им на пропитание заработанные деньги, удерживать чрез то их от греха. Святый Савва Освященный одного из иноков своей обители, по имени Иоанна, хотел сделать пресвитером, но патриарх посвятить его отказался. Савва счел Иоанна великим грешником; а оказалось, что Иоанн не мог быть пресвитером потому, что был уже епископ (Уч. благоч. т. II. стр. 304). Андрея, Христа ради юродивого, жители города, в котором он жил, считали безумным; одни смеялись над ним, другие бранили, третьи били, многие гнали от себя, тогда как на самом деле он был великий угодник Божий. Но что я говорю? Первосвященники и книжники судили Иисуса Христа как злодея, тогда как Он был Сын Божий, Иже греха не сотвори!

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Церковь Николая Чудотворца (пещерная). Кирилл Скифопольский в житие преподобного Саввы Освященного так говорит об обретении Богозданной пещеры и освящении в ней церкви: " Также в некоторую ночь блаженный Савва вышел из пещеры своей, и читая псалмы Давидовы шел один в долину. Вдруг над западным утесом потока, где ныне лежат честные его мощи, посреди двух церквей, которые ныне там находятся, увидел он огненный столб, утвержденный в земле, вершиною же своею касающийся неба. Увидевши сие страшное зрелище, устрашившись и вместе возрадовавшись о сем, он рассуждал о том, что сказано в Писании о лестнице, представившейся патриарху Иакову, и говорил: коль страшно место сие, несть сие, но дом Божий (Быт. 28, 17). Пробывши в молитве на сем месте даже до рассвета, он со страхом и великою радостью взошел туда, где виден был огненный столп. Там нашел он великую и удивительную пещеру, которая внутри имеет вид церкви Божьей: ибо в сей пещере с восточной стороны находится Богом созданное отделение со сводом. С северной стороны Савва нашел великий дом на подобие той служебной палаты при церквах, в которой хранятся церковные вещи. С южной стороны он увидел широкий вход в пещеру, и входящий в нее довольно обильный свет от солнечных лучей. Сию пещеру при содействии Божьем он украсил и повелел совершать в ней богослужение в субботу и в воскресный день... Впрочем, освящение упомянутой пещеры, то есть созданной Богом церкви, он отлагал потому, что не хотел принять рукоположения в пресвитера или вообще быть посвященным в служители церкви... Архиепископ, освятивши созданную Богом церковь, в том созданном от Бога отделении оной, которое было со сводом, поставил освященный жертвенник, под который положил весьма много мощей святых и добропобедных мучеников. Сие происходило месяца декабря, двенадцатого дня, четырнадцатая индиктиона на пятьдесят третьем году жизни блаженного Саввы в то время, как умер царь Зенон и начал царствовать Анастасий. " Первоначально церковь, по всей видимости, была освящена в честь Богородицы. Затем, после строительства Кафоликона (соборного лаврского храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы) пещерную церковь посвятили свт. Николаю Чудотворцу. Сейчас за стеной северного зала пещеры, за решетчатыми воротцами, находится монастырская костница, в которой собраны честные кости многих и многих отцов Великой лавры.

http://sobory.ru/article/?object=33991

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010