Закрыть itemscope itemtype="" > Моно - значит один 23.10.2012 621 Время на чтение 8 минут ВИЗИТКА: Епископ Воскресенский Савва (Михеев Александр Евгеньевич) Родился 10 мая 1980 г. в Перми. В 2001 г. окончил Московскую духовную семинарию. 27 ноября 2001 г. митрополитом Рязанским Симоном пострижен в мантию с именем Савва, в честь преподобного Саввы Освященного. 2 декабря 2001 г. рукоположен во иеродиакона, 4 декабря - во иеромонаха. В 2007 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 19 апреля 2009 г. возведен в сан игумена. С 8 октября 2009 года наместник Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря города Ростова Великого. С 22 марта 2011 г. является наместником Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы . 11 июля 2011 г. - хиротония во епископа Воскресенского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. С 2011 г. окормляет приходские храмы на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы и викариатство в пределах территорий, включенных в административные границы г. Москвы. О том, что такое монашество, кто такие монахи, почему они сознательно выбирают то, чего обычные люди стараются избежать, мы беседуем с наместником Новоспасского мужского монастыря в Москве епископом Воскресенским Саввой. - Кто такие монахи? Вот, монах - от «моно» - один, однако известно, что в монастыре он живет не один. Монахи живут все вместе. Почему? - «Моно» - это тот человек, который один, в смысле без семьи, он дал обет безбрачия, целомудрия и не имеет никаких обязанностей в отношении к другому человеку, то есть к супругу, и отвечает только сам за себя. Супруги - «сопряжены», соединены вместе, а монах - один. - А почему, когда приходят в монастырь, то живут сначала вместе, и лишь потом живут уже отдельно? Всё-таки монахам хочется жить по одному? - Есть некие степени в монашестве. Есть степень трудника, который приходит в монастырь просто пожить, потрудиться и присмотреться. Естественно, этих трудников бывает много, они живут вместе. Потом те, кто захотел остаться в монастыре уже на более длительный срок, становятся послушниками, их может быть меньше в келье, по нескольку человек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

18 декабря Русская Православная Церковь празднует память преподобного Саввы Освященного, который является небесным покровителем наместника Новоспасской обители епископа Воскресенского Саввы. Мы предлагаем вашему вниманию рассказ владыки о своем пути к монашеству, наших небесных заступниках и о том, как выбирать имена для детей. - Владыка, как Вы приняли решение посвятить свою жизнь служению Богу и принять монашество? - Я принял постриг в 21 год. Стать монахом хотел еще в семинарии, даже пошел за советом на исповедь к духовнику, отцу архимандриту Илариону. Но когда понес прошение ректору и уже вошел в приемную, что-то меня остановило, я испугался и решил повременить с этим решением. После выпуска меня по распределению направили в распоряжение митрополита Рязанского и Касимовского Симона, - назначили преподавателем литургики и гомилетики в Рязанское духовное училище и одновременно - секретарем-референтом митрополита Симона. Владыка и помог мне утвердиться в решении принять постриг. - То есть Вы даже не размышляли о том, что Вам ближе – семейная жизнь или монашество? - После семинарии я даже не думал о том, что необходимо что-то решать. Появилось столько забот: хлопоты по училищу плюс работа секретаря, - так что думать было некогда. Определиться помог случай. Однажды я помогал митрополиту Симону надевать обувь, и он спросил: «Александр Евгеньевич, когда Вы будете монашество принимать?» И я как-то не раздумывая ответил: «Как благословите». Владыка сказал: «Завтра». Но у меня не было ни клобука, ни рясы, а только подрясник. Владыка Симон позвонил наместнику Троицкого рязанского монастыря и спросил, сколько нужно времени, чтобы все это пошить. Ответили, что неделя. И ровно через неделю, 27 ноября 2001 года, владыка Симон постриг меня в мантию в Иоанно-Богословском храме при Рязанском духовном училище с именем Савва - в честь преподобного Саввы Освященного. - Как переживается сам постриг? - Когда ползешь к алтарю (согласно чинопоследованию пострига в мантию, готовящиеся к постригу облачаются в белые длинные рубахи (хитоны) и ползут от притвора храма к алтарю – прим.), не слышишь ничего, кроме стука своего сердца. Сердце стучало очень сильно, и было ощущение, что оно ударялось об пол, словно я по полу полз сердцем, и даже слышал эхо от ударов. В алтаре, по велению владыки, я провел одну ночь, потому что, когда я принимал постриг, у нас не было монахов, которые могли бы за мной смотреть. Студенты помогли мне прочитать правило, кафизмы, Псалтирь. Всю ночь я молился, как положено, утром причастился, и меня отвели в келью. Со дня пострига я ни разу не пожалел, что стал монахом.

http://pravoslavie.ru/88908.html

Мансветов И. Д. Устав Иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях Славянских//Прибавления к Творениям св. Отцов 1884. Ч. 34. Кн. 4. С. 466–564 (1-я пагин.). Устав Иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях Славянских Иерусалимский устав на Востоке Первые сведения о лавре св. Саввы, с которой связано происхождение устава Иерусалимского, и о порядках, которые имели здесь место при ее основателе,      сообщаются в житии Саввы Освященного. Оно было написано Кириллом Скифопольским , спустя 80 лет по смерти св. Евфимия († 472 г.), следовательно, через 20 лет по смерти преп. Саввы, на основании рассказов достоверных лиц, бывших его учеников и       свидетелей подвигов, которые во время биографа «следовали образу жизни преподобного и освещали путь, ведущий ко Христу». Несмотря на желание собрать возможно большее число сведений, составитель жития признается, что ему удалось добыть этим путем лишь немногое. Но за то эти      известия, по словам составителя, были им строго      проверены и отличались точностью, не допускающей      никаких сомнений в читателе. Что касается до       неполноты сведений, то с этой стороны, сравнительно с другими произведениями агиобиографической      литературы, нельзя сделать упрека составителю жития. Напротив, оно очень подробно, и излагает в      последовательном рассказе обстоятельства жизни      Саввы Освященного, его деятельность по устройству монастырей, сношения с тогдашними церковными деятелями и участие в решении догматических вопросов, волновавших тогдашнюю церковь . К сожалению, жизнеописатель гораздо сдержаннее, когда дело идет о порядках службы и дисциплины и в этом отношении для истории устава дает очень немного. Что же касается до особенной хронологической точности, о которой заявляет биограф, то этим качеством житие, в его теперешнем изложении, похвалиться не может и заключает немало противоречий 1 . По словам жития, св. Савва начал свои монашеские подвиги очень рано (почти в детские годы) и сначала жил в монастыре Флавиановом (Φλαβιαναις), находившемся в 20 стадиях от его родного села Муталаски, близ Каппадокии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Пётр Сладкопевцев Обители пятого века Подвижничество, насажденное в Палестине Харитоном Исповедником и Иларионом Великим, поддержанное и распространенное их учениками и подражателями, еще более развивается и усиливается в V веке. Являются в Святой Земле новые отцы подвижничества, светила иноческой жизни – Евфимий Великий, Герасим Иорданский, Савва Освященный, Феодосий Великий с бесчисленным сонмом славных учеников, возникают новые обители, как цветы на ниве Божией после плодотворного дождя. Судьбы этих обителей, возникших в V веке, мы постараемся изложить в порядке их возникновения. Лавры преподобного Евфимия Великого Лавра преподобного Евфимия Великого, или Верхняя, как видно из определенного указания в житии святого отца, написанного Кириллом Скифопольским , находилась в той же дикой, гористой пустыне, в которой лежали лавры Фаранская, Феоктистова и Хузива, именно: она находилась в 12–13 верстах от Иерусалима к северо-востоку, на расстоянии получаса от Иерихонской дороги влево (по направлению из Иерусалима) и недалеко от лавры Фаранской, на одном из потоков, параллельных потоку Кутилийскому. «Я, Евфимий, – говорил великий подвижник в сонном видении сыну сарацинского князя Теревону, – живу же на восточной стороне в пустыне от Иерусалима, на расстоянии десяти поприщ, недалече от пути, ведущего к Иерихону» 149 . Так как лавре св. Евфимия суждено было по кончине его сделаться общежительною обителью, то место, на коем она была расположена, по счастливому выбору святого подвижника, оказалось приятным и удобным для жительства многолюдного общества. Она была расположена на небольшой лежавшей между двумя долинами возвышенности, северная часть коей представляла плодородную, орошаемую потоком равнину; глубокий поток омывал невысокие скалистые берега возвышенности; долины с востока и запада были ограничены холмами, которые соединялись между собою на юге; холмы эти совершенно ограждали обитель с южной стороны и скрывали ее от взора путешественников. Воздух в этой местности был благорастворенный и здоровый.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вознесение Господне: «Аз есмь с Вами» В великой славе вознесся с горы Елеонской Господь наш Иисус Христос. А ученики Его, как слышали вы в нынешних чтениях апостольском и евангельском, разлучившись с Ним, не упали духом. Не только не скорбели они, но пошли домой с радостью, с великим веселием. 23 мая, 2012 В великой славе вознесся с горы Елеонской Господь наш Иисус Христос. А ученики Его, как слышали вы в нынешних чтениях апостольском и евангельском, разлучившись с Ним, не упали духом. Не только не скорбели они, но пошли домой с радостью, с великим веселием. О святителе Луке (Войно-Ясенецком): Святитель-хирург, епископ — лауреат Сталинской премии Не буду долго проповедовать вам сегодня по немощи своей, постараюсь только объяснить вам многозначащий кондак нынешнего праздника. Прослушайте, с глубоким вниманием прослушайте этот кондак (хор поет): «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребываяй неотступно и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никто же на вы». Что это значит: «Еже о нас исполнив смотрение?» Это значит в русском переводе вот что. Когда Господь Иисус Христос всеми делами Своей земной жизни и крестною смертью Своей исполнил то, что было предначертано о нас в предвечном Совете Божием, когда Он то, что на земле, соединил с небесным – когда Он людей, сущих на земле, соединил с небесными ангелами. Он соединил нас с ангелами Своими. Он дал нам возможность быть причастниками небесной жизни. Было немало людей, которые на земле уже стали ангелами во плоти. Вы знаете, что великого Иоанна Предтечу Священное Писание называет ангелом. Было много людей, для которых настоящая жизнь не представляла никакого интереса, которые сердца свои очистили, которые настолько возвысились и усовершенствовались, что они стали по духу своему подобны ангелам – уже на земле стали ангелами во плоти. Разве не таковы были все преподобные? Мария Египетская разве не была ангелом во плоти, разве не таковы были множество отцов – величайших пустынников, как Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный, как наш величайший преподобный Серафим Саровский, наши преподобные Антоний и Феодосий Печерские?

http://pravmir.ru/voznesenie-gospodne-az...

еп. Мефодий Кампанский Паломничество на Святую Землю. Беседа с паломниками накануне отъезда Завтра, если Господу будет угодно, мы вылетим на Св. Землю и завтра же будем на ней. Что это за земля, которая называется Святой? Это земля свв. Авраама, Исаака, Иакова. Земля царя Давида, земля свв. пророков Илии, Елисея, Иеремии и мн. др. Земля св. пророка и крестителя Иоанна. Это – земля Обетованная, у порога которой умер Моисей на горе Нево и в которую ввел избранный народ Иисус Навин. Эта земля была центром большинства ветхозаветных событий и на этой земле прошли все Евангельские события. Она – как бы „открытое Евангелие”. На Св. Земле родилась и возросла Пречистая Дева. Здесь были Ее Введение во храм и Благовещение. Здесь совершились события – Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения-Богоявления, Преображения, Входа Господня в Иерусалим; здесь были Тайная вечеря, Страсти Христовы от Гефсимании до Голгофы, Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Св. Духа. По Св. Земле ступали пречистые ноги Христовы, здесь слышался глас Его проповеди. Здесь Господь Иисус Христос творил чудеса – исцеления, воскрешение мертвых, хождение по водам, укрощение бури, насыщение голодных и мн. др. На Св. Земле протекла вся земная жизнь Божией Матери и здесь было Ее Преславное Успение. Здесь на Св. Земле началась проповедь свв. апостолов и отсюда она распространилась по всей вселенной. Здесь была пролита кровь первых мучеников за Христа – свв. младенцев, св. архидиак. Стефана и мн. др. На Св. Земле просияли святостью многие святые. Иерусалим – св. град, и Иерусалимская Церковь – Мать всех христианских Церквей. На Св. Землю для поклонения св. местам, молитвы на них, для обновления сил духовных стремились верующие во все времена и от всех народов – знатные и простые, богатые и бедные, ученые и безграмотные, святые и грешники. Много потрудилась на Св. Земле св. равноап. царица Елена. Отсюда пошла на проповедь св. равноап. Нина. Сюда ездил поклонником свят. Николай Чудотворец. Здесь на Голгофе преп. Ксенофонт и Мария чудесно встретили своих сыновей Аркадия и Иоанна. Здесь подвизались преп. отцы Харитон, Евфимий Вел., Феодосий Вел., Савва Освященный, Иоанн Дамаскин и мн. др. Сюда из Александрии прибыла многогрешная Мария и здесь из великой грешницы она стала великой святой – преподобной Марией Египетской: пример покаяния и свидетельство, что нет греха человеческого, который превышал бы милосердие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nemnog...

иером. Дамаскин (Христенсен) Часть VIII 73. Уже позже, чем вы думаете Монашество, мученичество, неисцельные скорби суть одно и то же в духовном аспекте. Просите у Бога не только наставления и помощи – просите мученичества, страданий, пути, который требует самых больших усилий, самой большой отваги от вас, дабы воспылать рвением к Богу. О Серафим (Роуз) . Янв. 19721 1048 Монах тот, кто понуждает себя. Прп. авва Дорофей После кончины отца Серафима о нем стали упоминать как о подвижнике. Хотя это и справедливо, не следует впадать в преувеличения. Отец Серафим отличался от своего наставника, архиепископа Иоанна, взявшего на себя непосильную ношу аскезы в пище и сне. Ел владыка Иоанн лишь раз в сутки, в полночь. Отец Серафим – дважды или трижды, вместе с братией. Спал владыка Иоанн час-другой, не зная постели. Отец Серафим, как правило, спал достаточно и в обычных условиях, хотя иногда допоздна молился. Подвиги архиепископа Иоанна доступны лишь редким избранникам Божиим. Стоит же из нас кому попробовать повторить их – и мы скоро окажемся негодными ни для какого дела вообще. Однажды епископ Савва сказал, что, случись ему держаться правил жизни архиепископа Иоанна и, не ведая отдыха, отдавать себя пастырству, он бы умер через две недели. Уже говорилось, что все монашествующие тем не менее должны решительно отвергать «удобства», которые ведут к расслаблению всей духовной и молитвенной жизни, открывая врата чревоугодию, плотским вожделениям, тщеславию и пр. Следуя трезвым наставлениям святых отцов, отец Серафим воспитывал себя в умеренности, то есть брался за подвиг посильный, не мешавший ежедневным трудам. Подвиг этот был обычным делом для истинно православных монастырей, таких как Лавра преподобного Саввы Освященного, Афон, Синай или Валаам. К примеру, постель отца Серафима была типично монашеская: узкая, жесткая – две сколоченные доски без матраца. Келья – проще не придумать: дощатая, ничем не утепленная каморка. Крохотная дровяная печь грела не более часа (он топил ее перед тем как лечь спать). Зимой по утрам температура в келье опускалась ниже нуля.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Исторические связи Карпатской Руси со Святой Горой Афон Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон. Фото: www.afon.orthodoxy.ru История взаимоотношений Карпатской Руси и Святой Горы Афон насчитывает уже тысячу лет, и берет начало в эпоху Крещения Руси. В то время Святая Гора переживала период расцвета (в Х веке на Афоне насчитывалось до 180 обителей) и являлась главным училищем подвижничества для всего православного мира. Весьма рано начались паломничества русских людей на Святую Гору. Одним из таких путешественников был уроженец города Любеч Антипа, принявший постриг в афонском монастыре Эсфигмен с именем Антоний. Спустя некоторое время он вернулся на Русь и основал Киево-Печерский монастырь, устроенный им по образу афонских монастырей. Эта обитель, как и ее святой основатель, впоследствии стала знаменитой на весь православный мир. В числе ее монахов было немало выходцев из угрорусских земель. Из них наиболее известен преподобный Моисей Угрин. Как повествует житие преподобного Моисея, монашеский постриг он принял, находясь в польском плену от одного из афонских иеромонахов, которые временами посещали новопросвещенные славянские земли для утверждения в них благочестия (Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М. 1995. К.2. Т.1. С.113.). Ввиду того, что Закарпатье являлось естественным коридором между русскими землями и находившимися под сильным духовным воздействием Афона славянскими государствами на Балканах, через него на Русь распространялось влияние Святой Горы. В качестве примера этого феномена можно назвать распространение на Руси в XV веке устава Лавры преп. Саввы Освященного, известного как Иерусалимский церковный устав. Этот устав, которым наша Церковь пользуется и поныне, впервые был переведен на славянский язык на Афоне в конце XII века святителем Саввой Сербским. Став Архиепископом, святой Савва ввел его в употребление в Сербской Церкви, затем Иерусалимский Типикон был принят в Болгарии и, чуть позже - на Руси. С введением в 1646 году Ужгородской унии, связь Карпатской Руси с Афоном практически прервалась, хотя память о Святой Горе, как и святая православная вера, сокровенно жила в сердцах карпатских русин вплоть до начала ХХ века, когда началось активное возрождение Православия в Закарпатье.

http://pravoslavie.ru/5204.html

М. Н. род. в Каппадокии, в сел. Муталаска, где за 600 лет до этого появился на свет др. великий подвижник - прп. Савва Освященный . М. Н. происходил из простой, но весьма благочестивой семьи, родителей святого звали Иоанн и София. М. Н. отвергал детские забавы и часто посещал церковь. При обучении грамоте святой испытывал большие затруднения, хотя и обладал усердием. Желая получить благодатную помощь, он вспомнил евангельский рассказ об исцелении кровоточивой жены и тоже решил коснуться одежд Спасителя. Во время совершения литургии М. Н. спрятался под св. престолом и при совершении таинства касался головой покрывавшей престол ткани. После этого он по вере своей получил благодать и стал преуспевать в учении. Само имя преподобного - Мелетий - по-гречески означает «изучающий», «занимающийся». Святой день и ночь изучал Закон Божий и стремился сделать богопознание своим постоянным занятием. Когда ему исполнилось 15 лет, родители нашли для него подходящую невесту. Тогда юноша, до этого сохранявший полное послушание отцу и матери, решил оставить родной дом. Он отправился в К-поль и поселился в мон-ре свт. Иоанна Златоуста. После 3 лет послушничества М. Н. принял постриг. Скоро он настолько преуспел в монашеских добродетелях, что превзошел в этом всех живших там насельников. Желая избежать славы и духовно совершенствоваться вдали от столичной суеты, М. Н. оставил к-польскую обитель. Он решил поклониться мощам вмч. Димитрия Солунского и отправился в Фессалонику, а оттуда задумал совершить паломничество в Рим и Иерусалим. Но как только М. Н. пустился в путь, ему встретился некий благообразный юноша, к-рый повелел М. Н. идти в Фивы к вмч. Георгию Победоносцу, заверив, что путешествие в Рим и Иерусалим ему суждено совершить в другое время. Пройдя вместе с преподобным некоторое расстояние, юноша стал невидимым. М. Н. направился в Фивы, где недалеко от города нашел часовню вмч. Георгия и поселился около нее. Постепенно вокруг часовни собралась братия и возник мон-рь. М. Н. первым приступал к работе и последним уходил в келью. Очевидцы рассказывали, что он переносил тяжелые камни для монастырских построек и был лучшим садоводом и огородником. Но большая часть его духовных подвигов - бдения, псалмопения, стояния, многочисленные коленопреклонения и потоки слез - оставались невидимыми постороннему взору. Будучи примером отречения от мирских благ, преподобный имел лишь одну власяницу, к-рую постоянно латал и штопал.

http://pravenc.ru/text/2562872.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН III патриарх Иерусалимский (1 сент. 516 - 20 апр. 524). Основным источником сведений о Патриаршестве И. является Житие прп. Саввы Освященного, написанное Кириллом Скифопольским в сер. VI в. Согласно ему, И. занимал кафедру 7 лет и 9 месяцев ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 68). В хронике К-польского патриарха Никифора I (нач. IX в.) ошибочно указано, что И. был патриархом 11 лет ( Niceph. Const. Chronogr. P. 126). Отец И. Маркиан был поставлен патриархом Илией I (II) (494-516) пресвитером храма Гроба Господня в Иерусалиме, а спустя некоторое время - епископом г. Севастия. Брат И. Антоний был рукоположен патриархом Илией во епископа Аскалонского. Сам И. к моменту возведения на Иерусалимскую кафедру был диаконом храма Гроба Господня и ставрофилаксом (хранителем Животворящего Древа Св. Креста) ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 37). И. был возведен на Патриарший престол, после того как дукс Палестины Олимпий по приказу визант. имп. Анастасия низложил патриарха Илию за противодействие росту монофизитства на Востоке и отправил в ссылку в Айлу. И. был вынужден обещать Олимпию, что вступит в общение с лидером монофизитов Севиром Антиохийским и примет антихалкидонские постановления Тирского Собора 513 г. (Ibid. 56). Прп. Савва Освященный , узнав об этом, убедил И. не выполнять обещания, посулив ему поддержку монахов. Олимпий не смог справиться с ситуацией, за что был смещен с должности. Его сменил дукс Анастасий, к-рый арестовал И. и заточил в общественную тюрьму до тех пор, пока И. не будет готов исполнить обещание. По совету некоего знатного жителя (ипатика) Кесарии Палестинской Захарии И. принял условия, предложенные дуксом Анастасием, зная, что монахи, находившиеся в Иерусалиме, не позволят ему выполнить их и защитят от насилия властей. И. объявил, что готов публично признать Севира патриархом Антиохийским и осудить Халкидонский Собор в ближайшее воскресенье (когда в Иерусалиме можно было ожидать большего скопления монахов). Дукс Анастасий согласился, однако в ближайшее воскресенье в ц. мч. Стефана верующие выступили в защиту Халкидонского Собора. Когда И. вместе с преподобными Саввой и Феодосием Великим поднялся на амвон, собравшиеся потребовали от И. анафематствовать еретиков и признать вероучение Халкидонского Собора. И. торжественно произнес анафему на Нестория, Евтихия, Сотериха и Севира и подтвердил незыблемость вероучения Халкидонского Собора. Прп. Феодосий анафематствовал всех, кто не признали Халкидонский Собор. Дукс Анастасий был напуган выступлением агрессивно настроенного против него народа. Не решаясь предпринять к.-л. меры, дукс Анастасий срочно покинул Иерусалим и уехал в Кесарию. Ипатий, племянник имп. Анастасия I, находившийся в это время в Иерусалиме, заявил, что прибыл на поклонение Гробу Господню и не имеет никаких офиц. поручений по церковным вопросам.

http://pravenc.ru/text/469634.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010