Пособия: История Церкви — Евсевия Кесарийского, Сократа, Созомена и Феодорита.   V BEK 1 поколение: 1. Святой Исидор Пелусиот, Святой Кирилл Александрийский (Блаженный Феодорит Киррский, Святой Симеон Столпник), Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, Блаженный Иероним. 2. Египет, Сирия (Италия с Галлией, Палестина, Карфаген). 3. Творения Преподобного Исидора Пелусиота, Святого Кирилла Александрийского, Блаженного Феодорита Киррского (особенно «История Боголюбцев»), Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, Блаженного Августина (особенно его «Исповедь»), Блаженного Иеронима. Жития Преподобных Египта: Паисия Великого, Виссариона, Пимена Великого, Арсения Великого и др.; «Достопамятные Сказания», Деяния III Вселенского Собора. 2 поколение: 1. Преподобный Симеон Столпник (Блаженный Феодорит), Святой Лев Великий, папа Римский, Блаженный Диадох, епископ Фотий, Святой Евфимий Великий, Преподобный Исихий Иерусалимский, Преподобный Нил Синайский. 2. Сирия, Италия (с Галлией), Палестина и Карфаген. 3. Житие Преподобного Симеона Столпника (Великие Четьи–Минеи), «История Боголюбцев» Блаженного Феодорита и некоторые его письма (о примирении с Иоанном Антиохийским), Творения Преподобного Нила Синайского и Святого Льва, папы Римского, Блаженного Диадоха (в Добротолюбии и отдельно), Житие Преподобного Евфимия Великого; Творения Преподобного Исихия Иерусалимского; Деяния IV Bceлehckoro Собора. 3 поколение: 1. Святой Евфимий Великий, Преподобный Феодосий Великий, Преподобный Иоанн Козанит и Преподобный Савва Освященный, Авва Филимон, Святой Роман Сладкопевец. 2. Палестина, Константинополь, Сирия. 3. Жития Палестинских Святых: Евфимия, Феодосия, Саввы и др. Творения Аввы Филимона и Святого Романа Сладкопевца.   VI BEK 1 поколение: 1. Преподобный Зосима, Преподобный Савва Освященный, Преподобный Феодосий Великий, Святой Венедикт Нурсийский. Святой Ефрем Антиохийский. 2. Палестина, Финикия, Италия и примыкающие страны. 3. Наставления Аввы Зосимы (Добротолюбие и у Аввы Дорофея), Житие Преподобного Макария Египетского (и у историка Евагрия об Авве Зосиме), Житие Преподобного Саввы, Феодосия; Беседы Григория Двоеслова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Всего в Иорданской пустыне преподобным Саввой было основано семь обителей. А сам Савва был поставлен патриархом Иерусалимским начальником и блюстителем всех монастырей, находящихся вблизи святого града. Преподобный Савва отошёл ко Господу 5 (18) декабря 531 года. Он прожил 94 года, из них 86 — в монастыре, и был погребён в лавре. Сейчас в лавре покоятся нетленные мощи угодника Божия, от которых люди получают исцеление. Течёт источник со святой водой, что когда-то забил по молитвам преподобного Саввы. Растёт финиковая пальма, которую посадил когда-то святой. Её плоды с верой вкушают женщины, страдающие от бесплодия, — и получают помощь. В лавре преподобного Саввы Освященного подвизались святой Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, Кирилл Скифопольський. Здесь молился первый русский паломник в Палестине игумен Даниил, некоторое время жил святитель Савва Сербский, переводил свои произведения святитель Феофан Затворник. В одном из монастырских храмов хранятся мощи святых мучеников, пострадавших за Христа от иноверцев. На их черепах чудесным образом начертаны кресты — символы веры правой. Строгий монастырский устав запрещает женщинам ступать на территорию лавры. Они молятся за монастырскими стенами. Чтобы по-настоящему научиться любить людей, надо, наверное, вдоволь насладиться одиночеством. А если наполнить своё молчаливое уединение молитвой, то одиночество наполнится Богом. И тогда это драгоценное состояние не захочется разменять ни на какое человеческое общество, даже самое лучшее. Быть может, что-то подобное ощущали отцы-пустынники, не хотевшие покидать свои пещерные келии даже ради общей молитвы? Боясь расплескать тот Божественный свет и смысл, которыми наполнилось сердце за годы ожесточённой борьбы с врагом и горячей, как солнце, молитвы. Но и этого не было достаточно. Надо было плоть, эту прочную связь с миром, умертвить для него: выжечь из неё все страсти и желания, до изнеможения иссушить постом, чтобы потом, полуживую, подчинить духу, окрепшему и расправившему крылья.

http://pravoslavie.ru/97475.html

С радостью встреченный в Иерусалиме, неутомимый служитель Господень основал там монастырь Иеремии, а затем окончательно удалился в Великую лавру. Достигнув 94 лет, святой Савва заболел и мирно почил в Господе 5 декабря 532 года, оставив своим преемником святого Мелитона (Мелита). Нетленные мощи преподобного были положены в его лавре при огромном стечении монахов и мирян. Во времена Крестовых походов их перевезли в Венецию; вновь возвращены в монастырь святого Саввы уже в наше время, 26 октября 1965 года. Лавра святого Саввы, ставшая впоследствии общежительным монастырем, сыграла выдающуюся роль в истории египетского и палестинского монашества. В ней просияли многие святые: Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Стефан Савваит, Андрей Критский и др. Именно здесь сложился и был принят в окончательном виде Типикон, по которому доныне совершаются богослужения в Православной Церкви, и была написана значительная часть существующих церковных песнопений. 18 декабря 2012 г.  Здесь мы кратко излагаем его «Житие», составленное Кириллом Скифопольским, – один из наиболее значительных памятников монашеской традиции.  Ныне Талас в Турции.  Палестинские лавры, начало которым положил святой Харитон, представляли собой группы отшельников, как правило учеников какого-либо известного и авторитетного старца, подвизавшихся большую часть времени в одиночестве и собиравшихся в центральном храме на воскресные и праздничные службы. Поскольку они не имели возможности вернуться вечером в свои кельи, постольку всенощная продолжалась до самой Божественной литургии, по окончании которой монахи участвовали в совместной трапезе и беседовали на духовные темы. После этого они расходились по кельям, каждый со своим запасом провизии и рукоделия на следующую неделю. Из-за большого стечения монахов и опасности со стороны разбойников такие лавры быстро превращались в общежительные монастыри, так что со временем словом «лавра» стали обозначать крупные общежительные монастыри, вокруг которых группировалось множество зависимых от них обителей, примером чего может служить Великая Лавра святого Афанасия на Афоне, а также Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры на Руси. Недавние археологические раскопки показали, что последовательное основание монашеских обителей святым Саввой и его учениками (семь лавр, шесть общежительных монастырей и десятки крупных скитов, располагавших собственной часовней) было, вероятно, частью целенаправленной деятельности преподобного, которого по праву именуют «цивилизатором пустыни» (Patrich J. Sabas, Leader of Palestinian Monasticism. A comparative study in Eastern Monasticism, 4th to 7th cent. Washington, 1995 (Dumbarton Oaks Studies, 32).

http://pravoslavie.ru/58196.html

   Одним из главных обетов иноческих Пахомий поставлял в своих правилах — совершенную нестяжательность. Вступающему в общину монахов не дозволялось приносить в монастырь никаких имуществ; даже одежда мирская вновь прибывшего отдавалась неимущим мирянам. Монахи не должны были иметь ничего собственного. Работа, исполненная тем или другим братом, принадлежала не ему, а всей общине. Считалось преступлением, если кто из братии сберегал у себя в келье деньги, хотя бы самую малую монету. Все, необходимое для жизни, — пищу, одежду — иноки получали из общих средств монастыря. Экономы распоряжались снабжением братии пищей и одеждой из материалов, заготовленных в монастыре или купленных ими на стороне на деньги, вырученные от продажи иноческих изделий. Чтобы все эти строгие правила выполнялись иноками неизменно, Пахомий установил, чтобы вступающие в его общину не прежде были принимаемы, как после годичного испытания, чрез опытных старцев, их готовности вести жизнь согласно этим правилам. При жизни преподобного Пахомия основанное им на таких началах общество монахов возросло до 7000, а через сто лет после него — до 50 000. И отшельническое, и общежительное монашество скоро распространилось по всему Египту и даже перешло отсюда в другие страны. Так, Аммон основал общество пустынножителей на горе Нитрийской с прилегающей к ней пустыней; Макарий Египетский — в так называемой пустыне Скитской, где было много замечательных подвижников; Иларион, любимый ученик Антония, перенес монашество на свою родину, в Палестину, где около Газы основал монастырь. Отсюда монашество распространилось по всей Палестине и Сирии. Василий же Великий, совершивший путешествие по Египту и Палестине и ознакомившийся с тамошней жизнью, распространил монашество — как мужское, так и женское — в Каппадокии. Устав, который он дал своим монахам, скоро распространился по Востоку и стал всеобщим.    В V веке уже весь Восток был усеян множеством монастырей. Из подвижников V века замечательны: Исидор Пелусиот, Симеон Столпник, Евфимий, Савва Освященный и многие другие. Исидор, человек богословски и философски образованный, удалившись в египетские пустыни, проводил жизнь подобно Иоанну Крестителю: одевался в одежду из жесткого волоса и питался только кореньями и травами. Выбранный настоятелем одной монашеской общины, он вел такую же суровую жизнь и располагал к тому же братию. Симеон, родом сириянин, много лет подвизался в молитве, не сходя со столпа и перенося голод и все атмосферные перемены. Он положил начало новому роду подвижничества — столпничеству. Евфимий, основатель палестинской лавры, за свои подвиги получил дар чудотворений. Савва, ученик Евфимия, начал пустынническую жизнь с восьми лет. Он основал множество монастырей в Палестине и ввел в них определенный богослужебный устав.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3254...

Иувеналия на престол присоединились к нему. О подобном влиянии прп. Евфимия упоминается в Житии прп. Герасима Иорданского, к-рый, в то время еще будучи молод, склонялся на сторону монофизитов, но прп. Евфимий убедил его в необходимости следовать православию ( Cyr. Scyth. Vita Gerasimi. 1//Kyrillos von Skythopolis/Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. S. 176). Т. о., сдержанная позиция значительного числа монахов повлияла на развитие отношений монастырей И. п. и Иерусалимской Патриархии. Со 2-й пол. V в. иерархи ИПЦ проявляют более заметный интерес к развитию мон-рей И. п. После восстания 451-453 гг. в ИПЦ раскол между сторонниками Халкидона и монофизитами продолжался неск. десятилетий. Последствия восстания были преодолены в кон. 70-х гг. V в., когда Иерусалимский патриарх Мартирий заключил с насельниками мон-рей соглашение о восстановлении церковного общения на основе признания Халкидонского вероопределения. Вскоре после этого с Елеонской горы и из башни Евдокии на горе Эль-Мунтар были изгнаны последние монофизиты ( Zach. Rhet. Hist. eccl. V 6; Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 45; I dem. Vita Sabae. S. 127). Со времени становления лавры прп. Евфимия монашество И. п. занимает все более значительное положение в ИПЦ. Если в кон. IV - 1-й пол. V в. в среде палестинского монашества еще преобладали городские общины, сложившиеся преимущественно в Иерусалиме, Вифлееме и ближайших окрестностях, то в последующий период, особенно с кон. V в., ведущая роль в истории палестинских анахоретов переходит к региону И. п. Ко времени кончины прп. Евфимия (473) в И. п. по письменным источникам известны 15 мон-рей, большинство к-рых были основаны преподобными Евфимием и Феоктистом. План лавры Гептастом План лавры Гептастом В кон. V - нач. VI в. особую известность в И. п. приобрели преподобные Савва Освященный (438/9-532) и Феодосий Великий (Киновиарх; ок. 424-529). Прп. Савва из Каппадокии переселился в И. п. в 456/7 г. и нек-рое время жил в монастыре прп. Евфимия, а также в Старой лавре, где игуменом был прп.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Несмотря на то, что Савва освященный имел дар прозорливости, Бог сокрыл пред ним тайну, что препод. Иоанн инок был епископ; ибо и святые то только провидят и пророчествуют, что Бог им открывает, а чего не открывает, того не знают. ( 1Цар. 4, 25 ). Для спасения души надобно избегать высоких чинов Преп. Иоанн, открывая патриарху причину, почему его нельзя посвятить во пресвитера, сказал: «я был епископом; но так как умножились грехи мои, то я оставил епископство и скрылся, осудив себя на служение братии, потому что я крепок телом. Да помогают молитвы их немощной душе моей!» Господь спасает заблудившегося Однажды преподобный удалился далеко в пустыню и заблудился, но невидимою силою поднят был горе и чрез пять поприщ поставлен был у пещеры, – перенесен как Аввакум к Даниилу ( Дан. 14, 39 ). Маловерный голодает, а верующий пресыщается Один ученик, оставив учителя Иоанна и боясь недостатка в пище на Пасху, пошел в лавру св. Саввы; хотя Иоанн уверял его, что Бог их не оставит и пошлет все потребное в пустыне, как евреям, указывая на изречения Священного Писания ( Евр. 13, 15 ; Матф. 6, 31, 32 и 33), но он не поверил словам преподобного. Между тем незнакомый человек явился к Иоанну и привез все необходимое для яств на Пасху: и сыр, и яйца, и мед. Ученик же, три дня блуждая в пустыне, сильно алкал и жаждал и едва живым возвратился к Иоанну, который ему прежде говорил: «терпи и шествуй прискорбным путем, ибо здесь на земле успокоение и расслабление тела вечную казнь раждает, а умерщвление тела уготовит нескончаемый покой». Верующего Господь хранит на земле По нашествии на лавру сарацин, преп. Иоанну советовали братия уйти и скрыться, но он сказал: «Бог защититель живота моего, от кого устрашуся? ( Пс. 26. 1 ). Ежели Господь не защищает меня и не печется обо мне, то для чего я живу и на свете?» Бог, желая защитить и сохранить его, послал ему большого и свирепого льва, который всегда сохранял его и варваров прогонял. Разлучение телом не разлучает духом Преп. Иоанн скорбел об отшедшем ко Господу Савве, потому что он не был при его кончине, и весьма рыдал. Савва явился ему в видении и сказал: «не скорби об отшествии моем, отче Иоанне; хотя я разлучился от тебя телом, однако, духом я с тобою». «Моли Господа, чтобы и я умер», – сказал Иоанн. «Нет, – это невозможно: лавру ожидает великое бедствие и ты должен быть утешителем братии». Желание видеть исход души не погрешительно

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Относительно намеревающихся безмолвствовать и не приходить в церковь и относительно принимаемых опять для совершения затвора мы желаем, чтобы они сходились с прочими (братиями) только на всенощные бдения. Относительно же живущих по городам и деревням – в дни памяти святых и в прочие праздники быть в совершенном покое, ибо безмолвие на деле может принести пользу гораздо лучше, чем на словах. Приходящих иностранных гостей, если некоторые хотят положить „начал[о]» в лавре, то, принимая их в течение семи дней, будем покоить их, если же гости из живущих в городе или из окрестностей и явились на поклонение, то довольно для них и трех дней. Очищение (гостиниц) необходимо ввиду множества ежедневно приходящих бедняков. А так как демоны причиняют вред при избрании игуменов, обычно возбуждают раздор и ссоры между двумя народами, т. е. между римлянами и сирийцами, порождающие из себя соблазн, то мы определяем: отныне никого из сирийцев не возводить в степень игумена, но в экономы и дохиарные, и на другие послушания мы завещаем и позволяем предпочитать сирийцев, как людей способных и деятельных в их отечестве» 202 . «Правила» носят на себе следы позднейших к ним дополнений. Само их название «Образец, правило и закон честныя лавры святаго Саввы» не могло выйти из-под пера преп. Саввы. Оно, как и следующие за ним первые строки – «Должно соблюдать правила, установленные преподобным и блаженным отцом нашим Саввою» – представляет вводную надпись к самим «Правилам» преп. Саввы, принадлежащую одному из позднейших их переписчиков. Имеются и в самих правилах вставки позднейшего происхождения, а именно: упоминание о франках, появившихся в Палестине значительно позднее кончины преп. Саввы – в эпоху крестовых походов, и указание на совершение пролитургии на гробе преп. Саввы. Наряду с этими позднейшими вставками «Правила» тем не менее носят характер подлинного завещания преп. Саввы, как отражающие в себе те установленные им в лавре порядки, о каких говорит его биограф Кирилл Скифопольский . Так, в запрещении «Правил» сирийцам и грузинам совершать отдельно от прочей братии лавры литургию отражается повеление преподобного, данное им еще при жизни братиям из армян приходить к литургии и приобщаться Святых Тайн совместно со всей братией лавры, как сообщает Кирилл 203 . То, что «Правила» говорят о сирийцах и грузинах 204 , а Кирилл говорит о запрещении отдельного совершения литургии армянами, не составляет никакого противоречия; важен вопрос по существу. Преп. Савва, в целях устранения всякой национальной розни между братиями, запрещал отдельное совершение литургии иноками других национальностей лавры, и в этом смысле «Правила» только подтверждают то, что он проводил в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В V-м веке устраивает свою обитель преподобный Евфимий, в преподобный Савва Освященный и преподобный Феодосий. Здесь устанавливается нестрогое общежитие, - киновия рассматривается, как первичная ступень для перехода к жизни по келлиям... Принципиальное обоснование общежительный идеал получает еще в IV-oм веке у Василия Великого. Он рассматривает киновию, как малую Церковь, как социальный организм, как некую особую " политию. " Устав Василия оказал решающее влияние на всю позднейшую историю монашеской жизни в Византии и на Западе. Сам Василий устраивал монастыри в Понте. Он продолжал здесь дело, начатое Евстафием Севастийским... В Сирии монашество развивалось независимо от египетского примера (срв. у Афраата, " сыны завета " ). Монастырей было много вокруг больших городов. Но особенно характерно для Сирии отшельничество, соединенное с исключительными средствами аскетического самоумерщвления (уже в веке " пасущиеся, " βоσκξ; βпоследствии подвиг столпников)... Уже с конца века возникают монастыри по городам (напр., обитель акимитов, " неусыпающих, " в Константинополе). Пустыня надвигается на мир... Юстиниан делает попытку включить монастыри в общую систему церковно-политических отношений, настойчиво законодательствует по монашеским делам. Но во внутренней жизни монашество остается самобытным и независимым. Монастыри остаются чужеродным включением в мирскую ткань... Иконоборческая смута всего резче отразилась на монашеской жизни. Это был перелом в истории византийского монашества. И в известном смысле самая эта смута была острым столкновением Империи и Пустыни... 3. В искусе и опыте отрешенной жизни складывается и вырабатывается аскетический идеал. Это, прежде всего, идеал духовного становления и совершенства, идеал " духовной жизни, " жизни в Духе. И не столько нравственный, но именно религиозный идеал. В восточной аскетике вообще мистики и метафизики больше, чем морали. Идеал спасения есть идеал " обожения " ( " феозис " ), и путь к нему есть " стяжание Духа, " дух духовного подвига и духовных стяжаний или дарований, - путь харизматический...

http://sedmitza.ru/lib/text/538190/

26 мая 2011 года решением Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви был избран викарием Патриарха Сербского с титулом Липлянский. Решением Священного Архиерейского Собора 2014 года избран епископом Пакрацко-Славонским. Владыка Йован известен в Сербской Православной Церкви и как военный парашютист. В октябре 2002 года он был включен в резервный состав 63-й парашютной бригады, духовником которой является --------------------------------------- Хиландар – один из афонских монастырей, расположенный на северо-восточной стороне полуострова. Обитель была основана в 1198 году сербским архиепископом святым Саввой и его отцом, сербским князем Стефаном Неманей, которые приняли постриги в соседнем монастыре Ватопед. В святогорской иерархии Хиландар занимает 4-е место. Крестная слава – сербский обычай, празднование дня святого покровителя семьи, церкви, монастыря. Преподобный Симеон Мироточивый в миру был великим жупаном (правителем) Сербии, объединил большую часть сербских земель и добился политической независимости для своей страны. В возрасте 80 лет Стефан удалился на Афон, где святостью жизни прославился уже его сын – святой Савва. Преподобный Симеон был великим подвижником и мудрым наставником иноков. Интифада – арабское освободительное движение. В настоящее время под словом «интифада» чаще всего понимается вооруженная борьба палестинских арабов против Израиля. Мар Саба или Лавра Саввы Освященного – православный греческий мужской монастырь, расположенный на территории Западного берега реки Иордан в Иудейской пустыне. Обитель была основана в 484 году преподобным Саввой Освященным. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной Церкви. Отец Йован, где вы? Вас ищет сербский епископ – англ. Славский колач – праздничный хлеб, выпекаемый в честь сербского праздника Крестной славы и торжественно освящаемый. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть

http://ruskline.ru/opp/2020/12/29/s_patr...

Из русских праздников Богородичных отмечены: Покров Богородицы, ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; июня 23 и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы и июля 8 – Явление иконы Казанския Пресвятыя Богородицы. 1143. Святцы , в восьмушку, 248 лл., полууставом переходящим в скоропись разных почерков XVII и начала XVIII вв., с черными заставками, в поврежденном дощатом с тисненою кожею переплете. Нет нескольких листов в средине рукописи между листами: 183 и 184, 189 и 190, 196 и 197, 208 и 209, 214 и 215, 221 и 222. Состав: 1) последование церковнаго пения, собрания вселетняго по уставу лавры преподобнаго отца нашего Саввы Освященнаго (1–108). Месяцеслов без тропарей и кондаков и уставных замечаний, но о святых сообщаются краткия биографическия данные. Из русских и славянских святых отмечены следующие: сентября 5 – Глеб князь, убит в лето 6524; сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский, «бе в лето 6677»; сентября 9 – Иосиф Волоцкий , «создавший обитель в лето 7024»; сентября 16 – Киприан митрополит, «успе в лето 6914»; сентября 18 – Аркадий архиепископ Новгородский; сентября 19 – Феодор Смоленекий князь, «успе в лето 8807, бяше же сын Ростиславль, яко быти ему десятому от святаго великаго князя Владимира крестившаго Русскую землю»; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор, «вкупе пострадаша от нечестиваго царя Батыя в лето 6753»; сентября 25 – «успение преподобнаго отца нашего Сергия игумена Радонежского в лето 6900. Бяше же Сергие родом ростовец рода болярского преже пострижения своево исшед в пустыню созда обитель в ней же и пострижеся ту и преставися в седмьдесят осмое лето жызни своея. И память преподобныя матери нашеа Ефросинии дщере святого великого князя Михаила Черниговского»; сентября 27 – Савватий Соловецкий, «прииде на остров Соловецкий в лето 6943»; сентября 30 – Григорий Пельшемский; октября 1 – Савва Вишерский; октября 2 – Андрей юродивый, «родом бе словянин»; октября 4 – «обретение честных мощей иже во святых отца нашего Гуриа архиепископа Казанского и Варсонофия епископа Тверского новых чудотворцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010