Поместный Собор открылся 6 июня Божественной литургией в Троицком соборе Лавры преподобного Сергия. На Собор прибыло 272 представителя от 67 внутренних и 9 зарубежных епархий, 22 монастырей, 2-х духовных академий и 3-х семинарий, от зарубежных учреждений Русской Церкви и от Японской Автономной Церкви. Заседания Собора проходили в Сергиевском трапезном храме Лавры. В Президиум Собора были избраны Патриарх и постоянные члены Синода. Собор образовал Секретариат во главе с митрополитом Одесским Сергием, Мандатную комиссию под председательством митрополита Сурожского Антония и Редакционную комиссию во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (Гундяевым). На первом заседании после приветствия гостей Собора с докладом «1000-летие Крещения Руси» выступил митрополит Киевский Филарет, впоследствии лишенный сана за учинение раскола. В докладе прослежены исторические судьбы Русской Церкви от ее начала до наших дней. 6 июня митрополит Крутицкий Ювеналий огласил доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви». Для прославления в лике святых были предложены: благоверный великий князь Московский Димитрий Донской (1350 - 1380), преподобный Андрей Рублев (1360 - 1-я половина XV века), преподобный Максим Грек (1470 - 1556), святитель Макарий Московский (1482 -1563), преподобный Паисий Величковский (1722 - 1794), блаженная Ксения Петербургская (1732 - начало XIX века), святитель Игнатий Брянчанинов (1807 - 1867), преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891), святитель Феофан Затворник (1815-1894). По решению Поместного Собора был совершен чин канонизации новоявленных угодников Божиих. В Деяних Поместного Собора о канонизации святых среди прочего говорится: «Напечатать их жития и творения, у коих таковые имеются, для назидания и наставления в благочестии чад церковных... Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду».

http://sedmitza.ru/lib/text/440016/

Почти ежедневно в послеобеденное время приходили к Старцу его сотрудники по изданию святоотеческих книг – иеромонах Амвросий (будущий старец), монахи Ювеналий (впоследствии епископ), Леонид (потом архимандрит, наместник Троице-Сергиевой Лавры, церковный писатель), Платон. В 1853 году получены были из Москвы подготовленные их трудами экземпляры книг: „Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников“ преподобных Варсануфия и Иоанна, „Толкование на молитву «Отче наш...»“ святого Максима Исповедника и „Оглашения“ преподобного Феодора Студита . Издания подготовлены были по рукописным переводам с греческого языка на церковно-славянский, над которыми трудился великий учитель монашества конца XVIII века преподобный Паисий Нямецкий. Одним из ближайших помощников из мирян в деле книгоиздания был Иван Васильевич Киреевский , духовный сын старца Макария, писатель-философ. Он и его жена Наталия Петровна, тоже чадо Старца, много сил и средств отдавали этому делу. Наталия Петровна в Москве занималась типографскими хлопотами, а Иван Васильевич, образованнейший человек, сверял рукописи с подлинниками, читал гранки и отправлял их на просмотр в Оптину старцу Макарию. Когда книга бывала уже отпечатана, Киреевские давали своих лошадей, чтобы тираж отвезти в монастырь. Там архимандрит Моисей , настоятель, и о. Макарий распределяли, куда и сколько экземпляров отправить – на благо духовного просвещения и всегда безденежно. Посылки шли в адрес епископов, монастырей, Духовных Академий и семинарий, разным лицам. Через какое-то время в Скит начинал идти поток благодарственных писем. Летом, а часто и зимой Киреевские жили в селе Долбино, своем имении возле Белева. Начиная с 1847 года старец Макарий навещал их там. Поездки эти были чисто деловые. Старец брал с собой своих сотрудников – отцов Ювеналия или Леонида, а также кого-нибудь из келейников, иногда послушника Пармена. Киреевский для удобства Старца построил близ усадебного дома, в роще, избушку-келлию, где было все необходимое. Тут никто не мешал Старцу потрудиться и помолиться. Без его приглашения и сам Киреевский не являлся сюда. Отец Макарий, когда нужно было, посылал за ним и за Наталией Петровной келейника.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Я думаю, что в монастыре настоятель является отцом в Господе всех. И те, кто помогают ему в роли духовников, должны быть его соработниками ( 1Кор. 3, 9 ). Так происходит в нашем монастыре. Святой Паисий Величковский , как вы знаете лучше меня, разделил свое братство на группы по 40 монахов, обозначив для каждой из них своего духовника. Но он был тем, через кого совершалось единство братства. Мы видим то же совершенство монашеской жизни в киновии Святого Пахомия из Египетской пустыни IV-ro века. Я думаю, что решение этой проблемы заключается в нашем внутреннем расположении, в нашей готовности принять первое слово, которое нам дается, и тогда мы не будем поводом к искушению ни для нашего настоятеля, ни для нашего духовника. Отец Софроний говорил нам: «Сделайте из своего духовника – пророка!» То есть он призывал нас быть готовыми принять первое слово духовника, потому что только так легко спускается в сердце духовника слово от Господа для нас. Как не роптать на послушании, когда полученные указания нам не кажутся духовными? Возможно, указания не будут слишком духовными, но от нас требуется одинаковое отношение при любых обстоятельствах. Мы не должны изменять расположения сердца к принятию первого слова, а сразу же говорить: «Аминь!» Преподобный Варсанофий Великий говорит, что если мы девять раз совершили послушание, а на десятый раз – нет, тогда мы не являемся сыновьями послушания. Потому что, если мы девять раз послушались, а на десятый раз – нет, значит, мы девять раз слушались потому, что это было нам по нраву, а в десятый раз мы не послушались потому, что это не было нам по нраву и, таким образом, каждый раз мы просто исполняли свою волю. Что нам делать, чтобы не роптать в такие моменты? За все благодарите Бога, как говорит Святой Апостол ( 1Сол. 5, 18 ), потому что мы должны быть такими людьми, которые благодарят Бога. Опять мы возвращаемся к тому, чему нас учит Литургия. В середине Литургии мы говорим: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся». Три раза мы благодарим Господа и только один раз просим у Него чего-то, потому что Бог сделал для нас все, кроме воскресения тела, которое совершится позже. Так что мы должны научиться благодарить Бога во всех обстоятельствах и за все, даже в бедах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

– Я думаю, что семью нужно стараться сохранить в ЛЮБОМ случае. Потому что даже если человек неверующий или нецерковный, духовные законы действуют на него точно так же. А мы знаем закон: «Претерпевший до конца спасется». Человек, который сознательно терпит, жертвует собой, обретает духовный покой. Как говорит старец Паисий: «Когда ты выбрасываешь из себя своё «я», в тебя бросается Христос». Преподобный Пимен Великий сказал: «Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас; если же мы будем убегать от покоя, то он погонится за нами». Здесь, конечно, имеется в виду самопожертвование. В семье без самопожертвования нельзя. Если человек ищет только собственных удовольствий, он обречен в семье на дискомфорт. Однозначно, ему будет многое не нравиться. Эгоистам вообще жить очень тяжело, а в семье еще хуже. Если появились мысли о разводе, прежде всего, нужно понять, что в конфликтной ситуации не может быть виноват только один из супругов. Постарайтесь вместе разобраться в том, что происходит. Если развод ещё не произошёл, первое, что бы я делал – молился бы о том, чтобы его не было, чтобы конфликт умирился. А второе – я бы разговаривал с супругом. Вообще при всех конфликтах супругам важно не таить в себе обиду, а разговаривать. Стараться первым идти на сближение. «Давай поговорим. Ну, давай поговорим! Ну, в чём дело? Если я виноват, объясни мне, в чём». И, как показывает практика моей жизни, очень хорошо бывает после такого разговора. Такое облегчение, благодать! Потому что человек проявил смирение. А до тех пор, пока объяснение не произошло, тяжело, противно на душе. И совершенно глупо упираться, зацикливаться на самолюбивой мысли: «Как это я пойду на примирение (буду просить прощения) первым!» Даже если ты муж, глава семьи – всё равно иди первым. Тут-то ты первым и будешь! И тогда, когда назревает развод, нужно поговорить. «Поговорим. Объясни. Почему?» Я не могу разбирать все ситуации, но если, скажем, муж уходит к другой женщине, можно спросить его с сочувствием: «А что будет дальше? Может быть, ты и её бросишь? Сколько ты сможешь с ней прожить?» В общем, призвать к трезвому взгляду на ситуацию. Помолясь, вы найдёте верные слова.

http://pravmir.ru/kak-perezhit-razvod/

– Брат, прошу прощения, опять забыл. Буду служить у себя, наверху, специально приду на Карулю, чтобы причастить тебя. Возьму на себя этот труд – спуститься вниз опять, потому что вижу – совсем мозги я растерял. – Хорошо. На литургии кладу дароносицу на антиминс, чтобы ее видеть. Смотрю на дароносицу, потребляю, и – ничего! Помяни мя, Господи, да что же такое со мной! Да что же такое случилось со мной! Что тут скажешь? Ну, раз так, тогда я беру ту дарохранительницу, где мы храним засушенные частицы. В Великий Четверток мы засушиваем частицы, как сухарики. Достаю, значит, ее, расстилаю антиминс, открываю коробочку. Подвожу лжицу снизу, чтобы достать одну частицу, и поддеваю. Не поднимается Святой Хлеб! Надавливаю. Не поднимается! Что такое происходит? Вдруг подскакивает Святой Хлеб (хорошо, что упал на антиминс) – еще немного, и упал бы вниз. Испугался! Может, думаю, частицы приклеились к муссе (муссой называется морская губка, которую утрамбовали, и она стала круглой, как камень, и на нее сверху кладем частицы, потому как, куда бы ты ни положил частицы, губка впитывает влажность) 62 . Посмотрел на частицы – все в порядке, они свободны. А! Значит, брат имеет препятствие! Вот поэтому я, как служащий, все время забываю его просьбу. Потому что у него есть какое-то препятствие. Ладно, беру дароносицу и спускаюсь вниз. Причастил его, а потом говорю: – Отче, хочу сказать тебе один помысел, как твой брат и в большей степени – как священник. – Что ты хочешь мне сказать? – Поисповедайся. – Три раза исповедался, – отрезал тот. – Послушай, брат мой, может, что-то забыл. – Нет, – говорит, – ничего у меня нет. Три раза исповедался. Ах так! Тут я уже не выдержал. Его поведение, его слова меня возмутили. Так разговаривать! Я стараюсь ради пользы твоей душевной... Человек же ты, мог что-то и забыть, как тот монах, что жил наверху, куда потом пришел старец Паисий. Он был из деревенских, и когда пришел час смерти, он никак не мог испустить дух, только все время видел диавола. Тот, кто обслуживал монаха, говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Katunaks...

Егда бо прият их молитва, абие и праведных сотвори, и град навыкший с блудонеудержанием и лукавством и законопреступным житием жити, исправи вскоре, ветхаго обычая более возмогши, небесных законов исполнен сотворши град он, спривлекающи с собою и целомудрие, и человеколюбие, и кротость, и промышление о нищих. Не бо терпит без сих обитати в человецех: но в котором либо уме жити имать, исполнена быти творить всякия правды, обучающи к добродетели, и злобу изгоняющи. И воистинну тогда аще бы кто вшел во град они Ниневию, первее той известне ведевый, то не бы познал града онаго: тако внезапу от горша жития к благочестию прескочил есть. Яко же бо жену нищу, рубища носящу, по сих кто златыми одеждами украшенну увидев, не бы познал жену ону: тако ведевый и град он ниществовавш первее, и духовных пуст бывш сокровищ, не познал бы, кий есть град он, егоже толико возможе молитва преложивши и нравом и житием к добродетели возвести. Но и жена некая, в невоздержании и блуде все преживши время, егда припаде к ногама Христовыма, абие спасение получи. Прочее не точию очищает (молитва) грехи, но и беды отражает велики. Царь оный, вкупе же и Пророк, чудный Давид, от многих и тяжких браней молитвою избеже, сим точию оружием воинство ограж дая, и подал воином своим еже в безмолвии и безопасности получати победу. Темже овии убо царие, на искусство воевод и художество и на стрелцы и оружники и конники надежду спасения имеяху: великий же Давид молитвами святыми воинство остеняше, не взирая на бровь воевод и чиноначальников, и конниконачальников, ни пенязи собирая, ни оружия сотворяя, но божественное всеоружие с небесе низводя. Всеоружие бо воистинну небесно есть божественная молитва , и едина может хранити твердо предавших себе Богови. Зане крепость же убо и вежество оружников, и стрелец искусство, и предательство множицею изъявляют суетно быти и взоры врагов, и супостат благодушие, и ина многа к сим. Молитва же необоримое оружие, и безопасное стражбище, подобне убо воина единаго, подобне же и многи отражающи тмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

О принятии же обители Нямецкия нестерпима бе печаль души моей, занеже виновно бяше подобныя печали и скорби, отцам самым и братии тоя обители. Помышляя бо аз заповедь Господа и Бога и спса нашего Иисуса Христа глаголющую: якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде: никогдаже бых, еже сам не хощу, ближнему то сотворил, сиречь да бых взял сию обитель на печаль и скорбь нестерпиму ближнему, аще не бы сделалося сие по повелению властей. Иво же помышляя старость мою и крайнюю слабость и немощь, и яко принятием обители сея прибавлятся мне тмочисленная попечения, от нихже убезмолвитися поне мало отнюд надежды не будет, и яко обитель сия место есть поклонное, и приход частый всякаго полу и возраста бывает, пачеже во время храмоваго праздника, в неже неколико дней множество народа приходит, и яко праздник сей с неизреченным и превеликим попечением бывает, и да не воспоследует по немощи человеческой некоторым братиям во время то от видения и слышания вред некий и разорение душевное, сие все и многшыя сих вины во уме моем размышляя плаках и рыдах печалуя и скорбя непрестанно. Таже возложив всю мою надежду на всемогущий промысл Божий, возимех намерение писати к преосщеннейшему митрополиту, и к сиятелнейшему господарю, и к прочиим началнейшым лицам со слезным молением, яко да сотворят милость со мною, и таковаго неудобоносимаго ига не возлагают на мене, определением на пребывание собору нашему самыя обители нямецкия. И избрав вместо мене возлюбленнаго о Христе брата духовника иринарха послах тогожде июня месяца о средних числех с писменным молением к предреченным лицам имея надежду яко услышан буду в таковом моем прошении. Иже умедлев тамо мало не месяц един возвратися месяца иулиа и принесе едино писание от великаго логофета писанное повелением его господарскаго сиятельства, в котором великий логофет объявляет, яко совершенне со общим обоея власти определением дан есть собору нашему монастыр нямецкий на всегдашнее в нем пребывание, увещаваше же и мене в том своем писании, усердне прияти определенную нам обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

О всем этом узнал преподобный Паисий по внушению Божию. Жалея о двух невинно пострадавших иноках и желая изобличить ложь, он оставил на время свое уединение и отправился в монастырь. Когда иноки узнали о приходе в их монастырь великого подвижника, то пришли приветствовать его и принять от него благословение. Пришел вместе с другими и инок-“прозорливец”. Когда все поздоровались с преподобным Паисием и приняли от него благословение, он спросил: “За что изгнали двух молодых подвижников?” Все молчали, только некоторые из братии осмелились сказать, что они воры и за это удалены из монастыря. Тогда Паисий спросил: “Кто вам сказал, что они воры?” Иноки указали на старца-“прозорливца”. Обращаясь к нему, Паисий спросил: “Правда ли то, что ты сказал?” “Сказанное мною правда, ибо открыто мне Самим Богом”, – отвечал старец. “Если бы от Бога был дан тебе дар прозорливости, а не от диавола, то не было бы видно диавола в твоих устах”, – сказал Паисий. Все ужаснулись, услышав это, так как знали, что преподобный никогда лжи не говорит; и все укоряли “прозорливца” за его ложь и заставляли просить прощения у преподобного Паисия. Старец, устыдившись своего обмана, просил прощения у Паисия и молитв его. Когда святой Паисий помолился, то видимо для всех стоящих из уст старца-“прозорливца” вышел нечистый дух и, превратившись в дикого вепря, с яростью бросился на преподобного Паисия, желая его растерзать. Но Паисий Великий силою молитвы запретил ему это и прогнал его в пропасть. По малоопытности своей прельщенный нечистым духом старец после того покаялся в своих грехах и просил прощения у святого Паисия. Вот еще рассказ. Когда святого апостола Иоанна Богослова привезли на остров Патмос, на место его изгнания, и предали игемону, т.е. начальнику, правителю острова, Мирон, тесть игемона, принял в дом свой Иоанна Богослова и ученика его Прохора. Старший сын Мирона, именем Аполлонид, имел в себе духа-прорицателя, который рассказывал сокровенные вещи, а потому все считали Аполлонида за пророка. Как только святой апостол Иоанн вошел в дом Мирона, тотчас же Аполлонид скрылся, убежал в другой город, боясь, чтобы не был изгнан Иоанном из него дух-прорицатель.

http://sueverie.net/rasskazy-s-nazidanie...

Сюда же пришёл из той же Ледской волости Семён Тимофеев, у которого до того болел правый глаз, что от опухоли и стрельбы страдали половина головы и правая сторона тела. Оба они молились у гроба преподобного Варлаама, и когда ночью заснули, Семёна вдруг кто-то толкает и говорит: встань, разбуди и товарища Давида, – идите и молитесь у гроба Варлаамова, – будете совсем здоровы. Пробудившийся Семён не видел никого, разбудил товарища, и оказалось, что оба они совсем здоровы. Мощи преп. Варлаама были свидетельствованы в 1630 г. Новгородским митрополитом Киприаном. Тогда же сделано было распоряжение о праздновании памяти преподобному Варлааму – и в его имя построен был придельный храм 226 . Ныне мощи его почивают в бывшей монастырской, а с 1764 г. приходской Богословской церкви. В день кончины преподобного, июня 19, ежегодно бывает крестный ход из г. Шенкурска на место покоя преп. Варлаама 227 . Преподобного Паисия Великого Преп. Паисий родился в Египте, в IV веке. Отец его умер, когда он был ещё в детском возрасте – меньшим из семи сирот, оставшихся на попечении матери. Любящая мать сильно озабочена была будущностью детей своих, особенно тревожилась она о меньшом сыне, недоумевая, как воспитает его без помощи мужа своего, разделявшего её благочестивые попечения о старших детях… Однажды ободрена она была чудным сновидением: – «зачем предаёшься ты безмерной печали и беспокойству о детях твоих? – сказал явившийся ей ангел, – разве ты одна заботишься о них? Не охраняет ли их Сам Бог ? Оставь же печаль твою» ... Вся преданная заботам о детях, мать св. Паисия главным образом заботилась об его образовании и воспитывала его неуклонно в духе Христова учения. С детства расположенный к почитанию Бога и любви к нему, Паисий, когда пришёл в возраст, пожелал посвятить свою жизнь на служение Богу. Жизнь в мире не привлекала его, он предпочёл «пустынное житие» и сделался учеником великого подвижника пустыни пр. Памвы (пам. 18-го июля); оставаясь в скиту под его руководством до самой кончины его, Паисий после того удалился в глубь пустыни Нитрийской и поселился в выкопанной им самим пещере. Долго жил он тут в совершенном одиночестве, проводя время в молитве. Потом нашли его искавшие его помощи и советов, и всех с любовью принимал он и многих наставил на спасительный путь. Постепенно собрались вокруг него желавшие проводить подвижническую жизнь под его руководством; это многолюдство было отяготительно для смиренного Паисия, он снова уклонился от внимания людского и три года прожил снова один в никому неведомой пещере; когда же и тут нашли и стали селиться вокруг него нуждавшиеся в нём люди, то он уже больше не уклонялся от служения им, но только тяготился почётом и не любил, чтобы его добрые дела были известны... «Великий вред – похвала людская», – часто говорил он ученикам своим, – а на вопрос их: какая высшая добродетель? он отвечал: «совершаемая тайно» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Растущий организм и ограничения в еде несовместимы. На самом деле: «Сегодня люди следуют мирской логике: «Не надо детишкам поститься, чтобы не заболели, всего у них должно быть в достатке, нужно оберегать их от трудностей». Так и живут, бедолаги, требуя все время котлет, но с этого им никакого толка. Когда человек радуется, что не ест ради любви Христовой, тогда он по-настоящему питается. Если он ради любви Христовой предпочитает невкусное вкусному, тогда через невкусное наслаждается Христом» Преподобный Паисий Святогорец «Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца Дети, как цветущие растения, да орошаются водой поста». Святитель Василий Великий «Не должно смотреть, что дитя мало, – надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юношестве, и после них легко и свободно можно было управляться с этою потребностию. Первая закваска очень дорога. От детского питания многое зависит в последующем». Святитель Феофан Затворник Так что почаще предавайтесь рассуждению о чужой неудавшейся личной жизни, неурядицах в семье соседей или никуда не годном внешнем виде певчей Маши. На самом деле: «Мы имеем право судить только самого себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы невольно осуждаем его». Старец Серафим Вырицкий «Кто услаждается злословием других, тот ясно показывает, что сам уловлен тем, за что злословит других». Преподобный Ефрем Сирин «Если помысл понуждает тебя сказать что-либо худое о своем брате, подумай, насколько это вредно для души и противно Богу, – и успокоишься». Авва Исаия Вы давно в Церкви, у вас все схвачено – пора устраивать жизнь ближних и дальних. На самом деле: «Стремление учить других служит причиною падения души. Знай, что, наставляя ближнего своего сделать то или другое, ты разрушаешь дом твой в то самое время, как покушаешься устроить дом ближнего». Преподобный Исаия Отшельник «Наши уста смердят от поста; все Писание мы знаем наизусть; песнопения Давида столько усвоили мы себе, что они сделались как бы нашим произведением; но не имеем того, чего Бог требует от нас – смирения».

http://pravmir.ru/10-vrednyih-sovetov-na...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010