сокрушения сердечного. В кельях своих братия ничего не имели кроме икон, книг божественных и худых риз, а потому у дверей келлий не было и запоров. Кроме обыкновенного правила монашеского, иной полагал еще по тысяче, другой по две и по три тысячи поклонов в день. Для большего самоумерщвления иной носил железную броню, другой тяжелые вериги, третий острую власяницу. Большая часть ночи проходила в молитве. Сну предавались на короткое время, иной сидя, иной стоя. И все такие подвиги предпринимались не самовольно, но с благословения настоятеля. На Соборе 1503 года державный вел. кн. Иоанн III, отобрав, после покорения Новгорода, владычния и монастырские вотчины того края, изъявил желание, чтобы были отобраны в казну имения и прочих монастырей Русских. Замечательно, что того же желали и пустынники Белозерские: Паисий Ярославов и ученик его преп. Нил Сорский , говоря, что неприлично монастырям владеть селами: чернецы должны жить в пустынях и кормиться своим рукодельем. Но преп. Иосиф находил необходимым, как для благолепия церковного, так и для поддержания монашеской жизни в сословиях более образованных, чтобы монахи пользовались некоторым довольством и владели недвижимыми имуществами. «Не смеем, заключил Собор, отдать церковного стяжания: оно принадлежит Богу и неприкосновенно». И Самодержец, которого слово было законом, добровольно подчинился решению Собора. Вскоре после того преп. Иосиф подвергся огорчениям в собственном своем монастыре. Главною причиною этих беспокойств был князь Волоколамский Феодор Борисович. Он начал делать различные притеснения Иосифову монастырю, который принадлежал тогда, вместе с владениями Волоцкого князя, к епархии Новгородской. Чтобы избавиться от обид, преп. Иосиф решился, по примеру некоторых других обителей, перейти под непосредственное покровительство великого князя и митрополита. В 1507 году желание его было исполнено и он получил от великого князя несудимую грамоту. Переход Иосифа из Новгородской епархии в область митрополита оскорбил владыку Новгородского: архиепископ Серапион подверг Иосифа церковному запрещению за то, что он без ведома и воли своего архипастыря уклонился из паствы его, а великий князь, приняв запретительную грамоту Серапиона за личное себе оскорбление, объявил владыку лишенным кафедры и подверг тяжкому заключению в Москве, в Андрониевом монастыре. На Соборе 1509 года, обвинили Серапиона за неправильное отлучение Иосифа, который желал,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Обстоятельства вынуждают вас отложить исправление себя Благо человеку, когда он несет иго в юности своей. ( Плач. 3:27 ). Уже секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. ( Мф. 3:10 ). Будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. ( Мф. 24:44 ). Не откладывай до завтра: этому «завтра» никогда нет конца. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Не должно отлагать времени своего исправления, потому что завтрашний день не верен для нас: многие, замыслив многое, не дожили до завтрашнего дня. Святитель Василий Великий (330–379). Что сказал Христос? «Будьте готовы», а не «давайте, начинайте готовиться сейчас». С того момента, как Христос произносит слова «будьте готовы», каждый человек и, особенно, монах должен быть готов постоянно. Люди, стремящиеся закончить нескончаемые дела, заканчивают свою жизнь, имея духовные несовершенства. Старец Паисий Святогорец (1924–1994). Враг часто внушает такую мысль: «Пока еще ты молод, удовлетворяй своим пожеланиям. Сколько, думаешь, было людей, которые и в миру насладились, и небесного не лишены? И ты еще молод – ешь, пей, наслаждайся мирскими удовольствиями, под старость покаешься... Итак, внушающему тебе это скажи: «А если в молодости постигнет меня смерть и не доживу до старости, то чем буду оправдываться пред судилищем Христовым? Видим, что многие молодые умирают и старики живут долго. Дела Господни неисследимы»... Преподобный Ефрем Сирин (IV век). До смерти отлагать покаяние есть прелесть ума, нерадение о спасении и кознь дьявола, который таковую мысль в сердце человека влагает и научает Закон Божий бесстрашием нарушать, Бога прогневлять и покаяние день ото дня отлагать, чтобы так человека лестно погубить. Сего ради, когда хочешь блаженно умереть, таков ныне будь, каков быть при смерти желаешь. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Отлагательство – общий недуг и первая причина неисправимости. Всякий говорит: еще успею – и остается в старых порядках привычной недоброй жизни. Итак, пришла благая мысль исправиться – ухватись за нее, займись тем, чего ради она послана к тебе; и с сею целию прежде всего гони отлагательство.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Преподобный Пимен Великий. Фреска, 1547 год. Афон, Дионисиат Вспомним Великого Пимена (IV–Vbb. по Р.Х.). В древности не было написано его подробного жития. Но сохранилось много патериковых сказаний, в которых приоткрывается нам нечто удивительное. Так, из этих разрозненных записей можно понять, что Пимен имел еще 6 родных братьев. И вот, представьте себе, они все семеро ушли в пустыню, желая жизни монашеской. То была дикая египетская пустыня, именуемая Скит (отсюда название «скит» для уединенных наших обителей). Обычно в житиях мы видим идеальную сторону святого: «от юности возлюбив Христа», подвижник непременно побеждает искушения и, восходя от силы в силу, возрастает в умудренного духоносного старца. Житие предлагает нам своего рода словесную икону святого, обобщая его жизненный подвиг. Но мы-то немощны и не очень возрастаем. Иной раз уроком нам может послужить простая, человеческая сторона жизни подвижника. В ней могут приоткрыться немощи подвижника, зато становится понятен и путь работы над собой. Иной раз уроком нам может послужить простая, человеческая сторона жизни подвижника Приведем сохранившиеся фрагменты жизни Пимена Великого и его родных братьев, которые показывают, как складывалось их общение друг с другом и как они учились работать над собой. Увидеть реальную картину их взаимоотношений необычайно интересно. Местами мы даже не будем предлагать комментариев, а просто вместе посмотрим на их общение, и от этого уже будет польза. «Уйдем отсюда» Авва Пимен жил в одной келлии с двумя братьями, старшим, Анувом, и младшим – Паисием. Остальные родные братья, судя по всему, жили также в малых келлиях на некотором отдалении. Из древнего патерика мы узнаем, что младший всё время святому Пимену досаждал. В конце концов Пимен не выдержал и сказал Ануву: «Меньший брат возмущает наше безмолвие: встанем, уйдем отсюда». Не сказав ни слова Паисию, они тихонько собрались и пошли. Не стерпев досаждений, решили искать лучшего места. Паисий же, безмятежно сидевший в келлии, заметил, что братья слишком долго не возвращаются. Выйдя наружу, он увидел – благо, пустыня позволяет смотреть далеко, – как две фигуры маячат где-то вдали. Он тут же кинулся вслед за ними и начал кричать. Пимен, услышав Паисия, сказал Ануву: «Подождем брата, потому что он бежит за нами с огромным усилием». Достигнув братьев, запыхавшийся Паисий растерянно спросил: «Куда вы идете, оставив меня?» Пимен сказал ему напрямую: «Мы уходим от тебя, потому что ты разрушаешь наше жительство». Но Паисий ответил: «Истинно, истинно говорю вам: куда вы ни пойдете, пойду и я с вами». Оказывается, он, хоть и досаждал, но братьев своих всё же любил и не мыслил своей жизни без них. Тогда-то, видя незлобие брата, Пимен сказал Ануву: «Он поступал так не намеренно; но враг употреблял его в свое орудие». Вместе они вернулись в свою келлию.

http://pravoslavie.ru/148146.html

Закрыть Преподобный Паисий Величковский Он возродил не только умное делание, но и русское богословие Анастасия Михалос   23:03 28.05.2023 1439 Время на чтение 15 минут 1. Между Афинами и Иерусалимом Если посмотреть на историю общежитийного монашества, то можно заметить особенность, по поводу которой горевал еще преподобный Пахомий Великий: Господь воздвигает подвижника, он трудится не щадя живота, создает образцовую христианскую общину, она благополучно существует при его жизни и некоторое время после его кончины, а потом совершенно непонятным образом перерождается в нечто иное, скажем мягко, не столь образцовое. Наверное, это норма в своем роде, потому что Господь тут же воздвигает новых тружеников в других местах. Но иногда бывают целые эпохи духовного застоя, они связаны с политическими и экономическими особенностями государств и с тем, что называется «духом времени» в самом негативном смысле. Преподобный Паисий Величковский - монах и переводчик Именно таким духом был отмечен XVIII век в русском и зарубежном православии. Греческие, болгарские, сербские монастыри были заняты, главным образом, борьбой за выживание - турки в прямом и переносном смысле ровняли их с землей. На Украине то же самое творили униаты, в России, начиная с Петра Первого, на борьбу с монашеством поднялись православные монархи. Секуляризация монастырских земель, выведение монастырей за штат, ограничение приема молодежи в имеющиеся обители - в таких условиях вполне естественно монашество существовало по пословице «Не до жиру - быть бы живу». Монастыри превращались в странноприимницы, лечебницы, сиротские приюты, богадельни, которые обслуживали люди в монашеской одежде. Конечно, там и Богослужения проходили, и паломников принимали, и раз в год народ причащали-исповедовали, и длинные синодики вычитывали - не бесполезные были учреждения не только с правительственной, но и с христианской точки зрения. Однако все приобретения монашества за более, чем тысячу лет его существования были прочно забыты и даже считались вредными. Вот на таком историческом и духовном фоне протекала деятельность одного из самых ярких просветителей того времени преподобного Паисия Величковского.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/02/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовная практика святого Паисия 14.01.2019 2140 Время на чтение 14 минут 13 января 2015 г. - день канонизации преподобного Паисия Святогорца. Опыт его восхождения по лествице главных христианских добродетелей анализирует игумен Киприан (Ященко). В основу рассказа положены житие старца, составленное одним из его духовных чад - иеромонахом Исааком, наследие святого Паисия, а также личные встречи автора с последователями старца. Воздержание: начало добродетелей Несмотря на то что пост - телесная добродетель, соблюдение умеренности приносит плоды на всех уровнях устроения человека: телесном, душевном, духовном. На телесном - здравие, благодаря умеренности и благоразумному отношению к пище, на душевном - ясность ума, собранность, успешность в делах, на духовном - молитва, приближение к Богу, возвращение в райское состояние. Воздержание отец Паисий полагал началом монашеских добродетелей: «Монах должен научиться быть себе хозяином и владеть собой. В этом случае - куда бы он ни попал, где бы ни оказался - он не повредится». В семье будущего старца Паисия было принято трапезовать в строго определенное время. О том, кто ел не вовремя, говорили: «Он соблудил». В юношеские годы Арсений (имя святого Паисия в крещении) подвизался, возлагая на себя изнурительные посты. Более того, он изнурял свое тело, подражая святым мученикам: в подростковом возрасте, закончив работу на поле, намеренно отставал от братьев. Однажды те решили подсмотреть за ним и были поражены: младший брат снимал обувь и босиком бежал по полю со скошенным клевером, острым, как тонкие гвозди. Его ноги были в крови. Даже в армии, среди невзгод и опасностей, Паисий продолжал строго поститься. О своем первом - Святогорском - монастыре старец вспоминал: в Эсфигмене в сутки подвижнику полагалась тарелка водянистой похлебки без масла. «Живя в Синайской пустыне, он провел целый Великий пост, вкушая лишь одно Божественное Причастие», - повествует иеромонах Исаак. Арсений (имя святого Паисия в крещении) в армии

http://ruskline.ru/opp/2019/yanvar/14/du...

Подобно тому, как грех овладевает человеком через злые мысли, любовь, а вместе с ней и Христос, поселяется в сердце того, кто творит помыслы добрые. Учению о «фабрике добрых помыслов» святого Паисия Святогорца посвящена статья монахини Феодосии (Тимашевой).      Пока помысел Адама был чист, он жил в гармонии с окружающей природой, и она служила ему. После грехопадения этот порядок нарушается. Природные стихии, животный мир ополчаются против наших прародителей. Грех посеял эту вражду. Для того чтобы вернуться к мирному устроению, человек должен преодолеть в себе грех, который начинается с греховного помысла. «Властвуй над своими мыслями, чтобы стать властителем над всеми существами» , – говорит святитель Василий Великий. Аналогичные рассуждения находим и у святителя Григория Нисского: «Управляй мыслями в себе, чтобы стать тебе правителем всех вещей» . Святитель Николай Сербский более подробно раскрывает эту взаимосвязь: «Как какое-либо желание, мысль или страсть действуют на все тело человека, так и его характер, настроение, вера и нравственность воздействуют на природу. Человеческая злоба может наполнить природу злобой, а милость – милостью… К святым людям природа всегда милостива, к нечистым и злонамеренным – беспощадна… По мере добра в человеке и природа дарит свою меру плодов и здоровья… Если бы исчезли наши дурные качества, грехи и страсти, исчезли бы и соответствующие им в природе образы». «Добрый помысел обладает великой силой – он духовно изменяет человека. Когда человек изгоняет злые и возделывает добрые помыслы, его ум и сердце очищаются и в нем живет Божественная Благодать» , – пишет Афонский старец Паисий Святогорец. Старец Паисии у своего дома      Добрые помыслы в учении преподобного способны возникать при четырех условиях: подвижник должен видеть в ближних образ Божий; сострадать; сорадоваться; во всем видеть благой Промысл Божий. При этом каждый раз происходит отсечение собственного «я». Конечно, способность видеть все свято и чисто приходит не сразу. Как и в любом деле, здесь требуются внимание, трезвение и время, чтобы добродетель перешла в навык. Святой Паисий различал несколько стадий творения добрых помыслов:

http://pravoslavie.ru/92015.html

Преподобный Пимен Великий Память 27 августа/9 сентября Святой Пимен жил на рубеже IV–V веков. Он родился в Египте. В 15 лет Пимен присоединился к своим шести братьям, которые подвизались в Скитской пустыне: авва Анувий был старшим, а Паисий младшим. Еще будучи молодым, Пимен пошел спросить одного старца о трех помыслах, которые его беспокоили, но во время беседы забыл об одном из них. Вернувшись к себе и вспомнив о нем, он тотчас вышел и пробежал большое расстояние, которое отделяло его от старца, чтобы повергнуть перед ним свой помысел. Старец, удивленный его заботой о чистоте сердца, предрек: «Пимен, твое имя будут произносить по всему Египту, и ты действительно станешь пастырем 1 огромного стада». В 407 году варвары-мазики опустошили монашеские поселения в пустыне Скит. Семь братьев избежали смерти, уйдя по дороге добытчиков селитры. Они поселились в Теренуфе, в Верхнем Египте, на берегу реки Нил. Пимен приобрел там большую славу, так что благочестивые люди оставили старцев, у которых имели обыкновение спрашивать совета, и приходили с вопросами к нему. Когда некий посетитель пришел спросить авву Анувия, тот отправил его к Пимену, понимая, что брат удостоился дара духовного наставления. Но Пимен никогда не брал слова в присутствии старшего брата и отказывался говорить при другом старце, хотя и превосходил их всех. Мать семерых братьев, узнав, куда удалились ее сыновья, отправилась навестить их, но встретила решительный отказ. Поэтому она расположилась около церкви и стала ждать, когда подвижники придут в нее на еженедельную службу. Завидев мать, сыновья тотчас пошли обратно. Она побежала вслед за ними и, найдя дверь закрытой, начала жалобно стонать. Пимен отвечал ей изнутри: «Что ты предпочитаешь: увидеть нас здесь или в грядущем веке?» Она воскликнула: «Разве я не ваша мать? Разве не я вскормила вас грудью? Ныне мои волосы поседели, разве не могу я вас увидеть?» Он объяснил: «Если ты заставишь себя не видеть нас здесь, ты увидишь нас там, в вечности». И благочестивая мать удалилась полная радости, говоря: «Если я обязательно увижу вас там, то в таком случае я более не хочу видеть вас здесь».

http://pravoslavie.ru/55936.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Углич сокровенный 3 мин., 01.09.2013 19 июня (2004 г. - прим. ред.) исполнилось 500 лет со дня кончины величайшего святого ярославской земли, основателя Покровского монастыря — преподобного Паисия Угличского. Он жил в XV веке, и для своего времени он значил не меньше, чем Серафим Саровский для нас — людей XX и XXI века. Для того чтобы познакомить читателя с родным городом преподобного Паисия — древним Угличем — фотокорреспондент и художник “Фомы” побывали там незадолго до торжеств. На колокольне Воскресенского монастыря Город Углич, ныне сравнительно небольшой, тем не менее, занимает особое место в русской истории. Углич прославлен и древностью (есть мнение, что он был основан еще в 937 году), и средоточением святынь и святости, и драматическими событиями, повлиявшими на судьбы всей великой России. Авторитет преподобного Паисия для России конца XV века сравним с влиянием другого великого российского святого века XIV — преподобного Сергия Радонежского. Победивший в междоусобной борьбе за власть великий князь Московский Иоанн III заточил своего родного брата Угличского князя Андрея в темницу, а его сыновей сослал в Вологодский Прилуцкий монастырь. Однако, по личному разрешению Иоанна III преподобный Паисий смог беспрепятственно посещать князей в заключении. Под духовным руководством Паисия старший из сыновей князя Андрея принял монашество с именем Игнатий и впоследствии был прославлен Церковью в лике святых. История Углича немыслима без имени святого благоверного царевича Димитрия — сына царя Иоанна Грозного. Царевич погиб при загадочных обстоятельствах, возможно, его убили. Сейчас, когда события предсказанной преподобным Паисием Смуты остались достоянием прошлого, традиционно каждый год в день памяти святого царевича в Угличе отмечается не только особенным праздничным церковным богослужением, но и городским детским праздником. Фактически, день этот превратился в своеобразный День детей.

http://foma.ru/uglich-sokrovennyij.html

«Люди молитвы оставляют нам надежду» Размышления в день памяти преподобного Павла Фивейского Роман Савчук Преподобный Павел Фивейский В то далекое время, на рубеже III–IV веков по Р.Х., когда в египетской пустыне совершал свои подвиги преподобный Павел Фивейский, о нем не говорили ни в собраниях христиан, ни тем более язычники. Никто не знал о жизни этого человека. Для общества она оставалась неизвестной, а значит, с точки зрения внешней, формальной, – вполне бесполезной. Только по особому откровению Божию о преподобном отце узнал святой Антоний Великий . Он сподобился беседовать со старцем и увидеть возносящуюся в сонме ангелов непорочную душу фивейского подвижника. Случилось это в 341 году. Тогда преподобному Павлу Фивейскому было 113 лет, 91 из которых он провел в абсолютном одиночестве, неустанно молясь Богу в пустыне. Преподобный Павел не основал ни одной обители, но вскоре после его кончины явилось много подражателей его жизни, которые покрыли пустыню монастырями. Он считается если не основателем, то праотцем православного монашества и весьма почитаем всеми Православными Церквами. Жизнь этого святого, невзирая на то, что с формальной точки зрения является далекой для нас, практически недостигаемой, всё же по своему внутреннему содержанию очень близка и важна. Особенно в сегодняшнее время. Время, когда подвиг внутренний, незаметный, кроткий, подвиг маленького человека кажется столь скромным и неприметным, что им с легкостью пренебрегают перед возможностью в очередной раз заняться проблемами глобальной геополитики, быть в курсе всех событий и идейных течений. В этих обстоятельствах очень важно вспомнить подвиг преподобного Павла Фивейского. Его духовные усилия, мирового значения подвиг имел только один вектор – борьба с грехом, подступающим к рубежам собственной души. Тем не менее, этот вектор оказался действительно важным и определяющим не только для него, но и для всего христианского монашества, всей Церкви. «Время очень сложное. Скопилось много пепла, мусора, равнодушия – и для того, чтобы всё это улетело, нужно, чтобы сильно подуло», – говорил о нашем времени преподобный старец Паисий Святогорец . Кажется, что наступило время, когда просто невозможно оставаться равнодушным. И это действительно так. Равнодушие, обманчивая безмятежность сегодня могут стоить слишком дорого. Однако вопрос о выборе христианского ответа, христианского действия остается открытым. Мы часто пытаемся разобраться в событиях внешних, пытаемся найти ответ в правильной идеологии, политической линии, но всё это в конечном итоге не приносит мир. В личной жизни мы нередко стремимся обосновать ту или иную позицию Божественной Правдой и не получаем должного ответа, не находим справедливости, к которой, казалось бы, стремимся. В Евангелии от Луки есть очень красноречивый момент: «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк. 12: 13–14).

http://pravoslavie.ru/76820.html

Храм святых Паисия и Уара (Варницы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святых Паисия и Уара (Варницы) Небольшая кирпичная неоштукатуренная церковь-усыпальница в псевдорусском стиле. Сооружена в 1893 г. к югу от Воскресенской церкви на средства купца А.Л. Кекина. Прямоугольный объем завершен двумя большими и двумя малыми главами. Содержание История [ править править код ] Рядом с Воскресенским храмом в Варницкой слободе, над могилами многих поколений своих предков, внучатый пле­мянник Николая Алексеевича, Алексей Леонтьевич Кекин, построил каменную церковь с приделами во имя Преподобного Паисия Великого и мученика Уара. Церковь была заложена 20 мая 1890 года и ос­вящена 7 февраля 1893 года. В церкви два равнозначных Престола, один - во имя Преподобного Паисия Великого, второй - во имя святого мученика Уара, этим объясняется, что венчают церковь две главы. Над Престолами ал­таря храма поставлены также две главы, но они меньших размеров. Сама церковь построена в неорусском стиле, с ориентацией на особенности архитектуры храмов XVII века. В 1903 году храм был расписан. При церкви была построена богадельня, пере­устроенная впоследствии в школу. Под сводами этой церкви, согласно завещанию, был погребен 23 сентября 1897 года Алек­сей Леонтьевич Кекин, строитель этой церкви. В церкви сохранилась надгробная плита с надписью: «Статский советник Алексей Леонтьевич Кекин родился 6 ав­густа 1838 г., скончался 15 сентября 1897 г. Жития его было 59 лет, 1 месяц, 10 дней». Храм освящен в честь святых, имена которых не столь известны богомольцам. Преподобный Паисий Великий жил в Александрии в V веке, он обладал даром прозорливости и чудотворения. Ему молятся, чтобы не уме­реть без исповеди и Святого Причащения, а также об избавлении от муки умерших без покаяния. Мученик Уар жил в Егип­те. Мученику Уару молятся об умерших некрещеных младенцах, которые не приняли Святое Крещение не по своей вине. В прошлом некрещеных взрослых людей просто не могло быть. Поминание некрещеных умерших в Русской Православной Церк­ви не совершается. Записки с их именами нельзя подавать на Литургию и на пани­хиду. Родственники некрещеных умерших могут о них молиться сами, келейно, и чи­тать канон мученику Уару. Святой мученик Уар умолил Бога о прощении грехов родственников блаженной Клеопатры, которая позаботилась о прославлении его мощей. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святых_Па...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010