Сейчас идет Великий пост, и в эти дни Церковь особо призывает противостоять греху и искушениям. А что такое искушение? Это такие обстоятельства, в которых человек находится на грани того, чтобы совершить грех и потерять связь с Богом. Образец того, как победить искушение, явил нам Сам Господь Иисус Христос (см. Мк. 1:13; Мф. 4:11). Адам, нарушив повеление Господа и вкусив запретный плод, через невоздержание подвергся греху, отлучился от Творца. Господь Иисус Христос — Новый Адам (см. 1Кор. 15:45, 47) — идет в пустыне и сорок дней постится и пребывает в молитве. Он показывает всем людям, что важное оружие для борьбы со злыми духами — это пост и молитва (см. Мф. 17:21). Почему Господь позволяет дьяволу без конца соблазнять людей? Без искушений не было бы борьбы со грехом, человек не понял бы слабостей и не просил бы помощи у Бога. По словам преподобного Исаака Сирина, тот, кто осознает немощь, «воздвигает душу свою из расслабления», контролирует собственные поступки и слова, перестает быть беспечным. «Искушения по необходимости полезны людям», — заключает святой. Любое испытание дается человеку по его силам или, как отмечал преподобный Паисий Святогорец, согласно нашему духовному состоянию. Промысел Божий объяснить мы не можем: это все равно что ребенок, первоклассник, будет рассуждать, почему директор школы принял то или иное решение, хотя между ними разница лет в тридцать–сорок. Если школьник, скорее всего, в будущем достигнет того состояния, чтобы понять поступки взрослого, то Божией воли мы никогда в полной мере не определим, ведь Творец не ограничен ничем, а человек, как творение, ограничен. Даже святым воля Божия открывается в малой мере: только необходимое для пользы человека. Господь претерпевает на земле многие искушения: дьявол сам приступает к Нему (Мф. 4:1–11); искушает через фарисеев и саддукеев (Мф. 22:15–18, 23); народ, который хотел сделать Христа земным царем (Ин. 6:15); одного из распятых разбойников, сказавшего: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23:39), и даже ближайшего ученика (Мф. 16:22–23). Господь не поддался соблазнам, показывая этим пример стойкости в борьбе с врагом рода человеческого. Сам Христос претерпел искушения и помогает всем людям, борющимся с трудностями ради Бога, преодолевать их (Евр. 2:18). Следуя примеру Господа, обращаясь к Нему за помощью, человек приближается к спасению.

http://pravoslavie.ru/129140.html

Богородице-Рождественский мужской монастырь (Владимир) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богородице-Рождественский мужской монастырь - православный мужской монастырь во Владимире. Содержание История [ править править код ] Святые: Монастырь был основан в 1191 г. Всеволодом Большое Гнездо. Тогда же был построен белокаменный собор Рождества Богородицы, в котором в 1263 г. был отпет и погребён благоверный князь Александр Невский; его мощи находились здесь до 1723 г., когда их перенесли в Санкт-Петербург. В правление Александра Невского и более века после него монастырь был одним из самых влиятельных на Руси. Монастырь в XIII-XIV веках. В 1237 году, при нашествии Батыя на Владимир, настоятель монастыря архимандрит Пахомий был убит татарами, а с ним и вся братия монастыря были побиты, а сам монастырь разграблен и опустошён. 23 ноября 1263 года в церкви Рождественского монастыря был погребён великий князь Александр Ярославич Невский, скончавшийся 14 ноября в Городце, на обратном пути из Орды. Когда великокняжеский престол был перенесен из Владимира в Москву, то великие князья, из уважения к предку своему князю Александру Невскому, делали значительные вклады в Рождественский монастырь. Монастырь в XVII веке. Современные музыковеды считают архимандрита Исайю одним из крупнейших мастеров знаменного пения, представителем «усольской» школы. В 1613 году архимандрит находился при избрании на царство Михаила Федоровича и подписался под избирательной грамотою первый после епископов. В 1605 году архимандрит Исайя стал духовником Лжедмитрия I. Он же 22 июня 1619 года был при поставлении на патриарший престол ростовского митрополита Филарета. В 1667 году ехавшие на Большой Московский собор греческие патриархи — Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, пожаловали архимандриту Рождественского монастыря Филарету право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох архиерейский, на что дали и грамоту; с этого времени архимандрит Филарет стал называться преподобнейшим.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_женс...

Календарь Материалы 22 декабря 2011 г. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] В течение стольких веков Святая Гора Афон остается духовной мастерской, ведущей к приобретению духовных даров преподобными отцами, жившими в древности и совсем недавно, являвшими собой великие образцы духовного служения. И в наше время явлены благодатные отцы, такие, как схимонах Паисий (Эзнепидис), чье неоценимое присутствие на Афоне — великий дар Христа и Пресвятой Богородицы Православию, монашеству и всей нашей Церкви. [Поместные Православные Церкви/Румынская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Архимандрит Иоанникий (Бэлан) Ночью, стоя с Псалтирью в руках, я увидел нечто страшное. Отец Дометий поднял правую ногу. Я слегка оторопел. «Что бы это могло быть такое? — говорил я себе. — Может, отец Дометий не до конца умер? Или, может, у него сжались вены на ногах?» Я взял свечу и заглянул ему в лицо. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Диакон Георгий Малков Все политические неурядицы этого времени, переживаемые новгородцами и псковичами, не замутили в народном сознании представления о том, в чем смысл и внутренняя правда достойного человеческого существования. Свидетельства этому – глубокое почитание народом подвижников, подвизавшихся в Новгородской и Псковской землях, возведенные тут обители и храмы, росписи и иконы, их украшавшие. [Встреча с Православием/Православная библиотека] «Молитва — это капитал, который со временем больше процентов приносит». В интервью «Орловскому вестнику» председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда рассказал о том, в чем состоит особенность работы со Святейшим Патриархом, как сейчас строятся отношения между Церковью и властью, чем может обернуться влияние общества потребления на современную российскую систему образования. English Edition [News] Fr. Boyan Saruev, a charismatic Bulgarian Orthodox priest, was not allowed to run for the elections of a mayor of Kurdjali, a Turkish-dominated city in Southern Bulgaria.

http://pravoslavie.ru/archive/111222

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Ксенофонт     Ксенофонт Афон         Осн. в одиннадцатом веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в св. Георгия Победоносца. Игумен: архим. Алексий. Тел. (30-377) 23249. Факс (30-377) 23631.   Монастырь Ксенофонт (греч. Μον Ξενοφντος) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 16-е место. Находится в западной части   Афон ского царства. Монастырь основан в Х веке греческим вельможей Ксенофонтом от имени которого и получил своё название. Соборный храм обители посвящён Георгию Победоносцу (сохранилось два здания — старый кафоликон XVI века и новый XIX века).           (Рисунок Григоровича-Барского)   Согласно традиции, этот монастырь основан на   Афон е в X веке Преподобным Ксенофонтом, от которого и получил свое название. Этот святой упоминается в житии основателя Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора. Легенды отождествляют этого преподобного святого с сенатором Ксенофонтом, который жил в начале VI века, и гласят, что он построил церквушку Святого Димитрия.     Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Лавру в 1744 году. Странник так описал увиденное:         В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы императора Никифора III Вотаниата. В одном из актов прота (1083) сообщается, что в монастырь прибыл великий друнгарий (флотоводец) Никифора Стефан, который стал здесь монахом и настоятелем, приняв имя Симеон, и позаботился о реконструкции и расширении монастыря, опираясь на собственные средства и помощь императора. Известно также, что в это время и позднее Ксенофонтову монастырю был передан ряд подворий на территории Афона и за ее пределами. Таким образом, можно предполагать, что монастырь в целом процветал вплоть до взятия Константинополя турками и окончательного порабощения ими Византии: в Третьем Уставе Святой Горы он занимает восьмое место в иерархии монастырей.         Ксенофонтов монастырь - первый из монастырей, который после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному образу в соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV (1784). Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и первый настоятель монастыря Паисий из Митилены, который также реконструировал и расширил

http://isihazm.ru/1/?id=515&c_pid=1

Преподобный Симеон Новый Богослов Бог никоим образом не воздействует на свободу человека. Всё, что некогда было записано в Писаниях и что предрекли святые, не было предопределено ими – они это просто предвидели. Так что одно дело – пред-определять, а другое – пред-видеть. Они видели события заранее. Эти события произойдут в будущем, поэтому они их предвидели, а не наоборот. Итак, свобода человека не отменяется никоим образом. Бог не хочет отменять свободу какого-либо существа и никогда не делал этого, потому что Ему присуще благородство, и что Он дал, того Он не забирает обратно. Дары Божии неотменимы. Свобода воли, которую Он дал нам, относится к первостепенным благам, поэтому мы несем полную ответственность за свои дела. Мы ответственны за свои поступки. Не пророк тому виной, что святой апостол Петр отречется или Иуда предаст Христа, а поскольку это произойдет, постольку пророк это пред-видел и пред-сказал. Что же касается того, как он это предвидел и каким образом, – это тайны Святого Духа. Мы не можем понять их, по крайней мере пока находимся на том уровне, на котором находимся сегодня. Да разве мы сможем понять, как святые прозревали будущее? Я видел таких добродетельных людей, как старец Порфирий , старец Паисий , отец Ефрем Катунакский и многие другие. Так как же они прозревали будущее? Отец Филофей Зервакос Однажды я пошел к старцу Филофею (Зервакосу) – вы не слышали о нем? Мне было тогда лет 19–20, и я пробыл у него неделю. Он великий и известный старец, ученик святого Нектария Эгинского . Было это в 1980 году. Я был тогда еще молод. Пошли мы в монастырь да и подняли там шум. Когда в последний день я пришел попрощаться, старец сказал мне: – Хочу сделать тебе подарок! Ну, какой подарок? А он всем что-нибудь давал и вот сейчас тоже искал у себя в келье, что бы такое подарить мне. Выдвигал ящики стола и говорил: – Ищу, ищу и не могу найти! Я сказал ему: – Неважно, геронда, дайте мне что-нибудь! Там лежали какие-то платки, и я сказал ему: – Дайте мне один платочек!

http://pravoslavie.ru/63961.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Этот человек провел в пещере 91 год. И его жизнь — важное напоминание для всех нас 2 мин., 28.01.2024 История этого святого, казалось бы, такая далекая от нас, по сути очень важна именно сегодня, когда незаметный внутренний подвиг отдельного человека кажется столь незначительным, что им с легкостью пренебрегают ради проблем «глобальной геополитики» и всевозможных идейных противоборств. А подвиг преподобного Павла Фивейского был только в одном: в борьбе с грехом в собственной душе. И тем не менее стал определяющим не только для него, но и для всего христианского монашества, для всей Церкви. Многое может молитва праведника Сведения о его жизни крайне скудны. Согласно житию, он родился в Фивах, в Египте. Оставшись сиротой, много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. А во время гонений на христиан императора Деция, узнав о коварном замысле родственника предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню. Поселившись в пещере у подножия горы, Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, питаясь финиками и хлебом и неустанно молясь Богу. Незадолго до его кончины отшельника посетил святой Антоний Великий и остался с ним до его смерти. А когда Павел, согласно житию, скончался, стоя на коленях во время молитвы, преподобный Антоний его похоронил, а одежду отшельника унес с собой и хранил ее как величайшую святыню. Традиционно датой смерти святого считается 341 год. Ему было 113 лет. И хотя сам Павел Фивейский не основал ни одной обители, его жизнь послужила образцом для многих современных ему отшельников. «Ради них пощажу все место сие…» «Время очень сложное. Скопилось много пепла, мусора, равнодушия — и для того, чтобы всё это улетело, нужно, чтобы сильно подуло», — говорил о нашем времени преподобный Паисий Святогорец. Мы часто пытаемся разобраться в событиях внешних, пытаемся найти ответ в правильной идеологии, политической линии, но все это в конечном итоге не приносит мира. Мы не находим справедливости, к которой, казалось бы, стремимся.

http://foma.ru/jetot-chelovek-provel-v-p...

«Трудись, как бессмертный, и живи, как готовый к смерти» Преподобный Порфирий Кавсокаливит и его изречения      Преподобный Порфирий Кавсокаливит (в миру Евангелос Баирактарис; 1906–1991) – священнослужитель, великий подвижник, с детских лет подвизавшийся во славу Божию и стяжавший многочисленные дары Святого Духа: дар пламенной молитвы, прозорливости, духовного рассуждения. Он мог исцелить больного одним прикосновением руки, духовным зрением мог видеть глубины земли и наблюдать за событиями, происходящими за тысячи километров. Когда речь зашла о духовных дарах старца Порфирия, преподобный Паисий Святогорец сказал: «У него цветной телевизор, а у меня только черно-белый». И добавил: «Таких, как старец Порфирий, Бог посылает в мир раз в 200 лет». Старец Порфирий Кавсокаливит прославлен в лике преподобных в 2013 году. Наставления преподобного Порфирия Кавсокаливита Без любви молитва не приносит пользы «Всё, что делается, пусть делается по любви». «Превыше всего любовь. Без любви молитва не приносит пользы, совет уязвляет, а указание приносит вред и разрушает другого человека, который чувствует, любим мы его или нет, и реагирует соответствующим образом». «Давайте будем бескорыстно раздавать всем свою любовь, не обращая внимания на их отношение к нам. Когда войдет в нас благодать Божия, тогда мы не будем интересоваться тем, любят нас или нет, хорошо ли с нами разговаривают. Мы будем ощущать необходимость любить всех». Не будем просить любви – будем любить сами «Один из видов нашего выказывания себя заключается в том, чтобы требовать от других стать хорошими. В действительности же мы сами желаем стать хорошими, но поскольку не можем, то требуем этого от других и настаиваем на том». «Это эгоизм – желать, чтобы другие люди любезно с нами разговаривали. Позволим другим разговаривать с нами так, как они чувствуют. Не будем просить любви. Наше стремление будет направлено на то, чтобы любить их и молиться за них от всей души». «Когда кто-то нанесет нам какую-либо обиду каким бы то ни было образом, клеветой, оскорблением, подумаем о том, что он – наш брат, которым овладел враг. Он стал жертвой врага. Поэтому мы должны ему сочувствовать и молиться Богу, чтобы Он помиловал и нас, и его. И Бог поможет обоим».

http://pravoslavie.ru/88343.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Постное лицедейство? 10.04.2013 1340 Время на чтение 3 минуты Идет Великий пост, а телевидение, театры, концертные залы предлагают столько завлекательного и зрелищного... Как не впасть в искушение, рассуждает настоятель храма Воскресения Христова архимандрит Сергий (СТУРОВ). - На днях взял в руки «Православный церковный календарь» на 2013 год и прочитал о прп.Варсонофии Оптинском (†1913): «Однажды Павел Иванович (так звали преподобного в миру. - Прим.ред. ) поехал в оперный театр... Среди развлекательного представления он вдруг почувствовал невыразимую тоску. Позднее он вспоминал: «В душе как будто кто-то говорил: «Ты пришёл в театр и сидишь здесь, а если ты сейчас умрёшь, что тогда? Господь сказал: «В чём застану, в том и сужу». С чем и как предстанет душа твоя Богу, если ты сейчас умрёшь?» И он ушёл из театра». Вот как! Ушёл, хотя время на тот момент было не постовое. А сейчас, гляньте: пост - не пост - сплошная свистопляска и юмористические передачи, вызывающие нездоровый хохот. Завтра - Великий пост, а телевидение запускает проект «Большие танцы». Понятно, что государство - светское; а чувство меры, а уважение к вековым традициям? До революции даже театры закрывались, дабы не было никакого лицедейства, никаких соблазнов. Люди молились, постились, работали, каялись в грехах - очищали душу от греховной накипи. Было время подумать, как и зачем живёшь. - Но театр может и пользу приносить, постановки разные бывают... - Театр изначально не принадлежит к нашей национальной культуре, хотя теперь он её неотъемлемая часть. Впрочем, как рассуждал старец Паисий, пчела садится на разные цветы, даже неказистые, но изо всех цветов выносит нектар. Так и люд православный может, когда нет поста, посещать театр, но с пользой. С какой? Вот когда я ещё был иподьяконом в Новосибирске, то не часто, но ходил на постановки: «Князь Игорь», «Хованщина», «Борис Годунов». Помню, декорации были чудесные - они остались ещё со времён Отечественной войны, когда в Новосибирск эвакуировали Большой театр. Театр уехал, а некоторые декорации остались. И я смотрел и воскрешал в памяти историю нашего Отечества. Сходить всей семьёй - с детьми, может быть, даже с бабушкой и дедушкой - на такую оперу не предосудительно. А дома, собравшись всей семьёй за столом, обсудить увиденное за чашкой чая. Польза от такого похода действительно будет. Ведь у нас утеряна культура общения, мы говорим только о самом необходимом, задаём родителям и детям вопросы и даже не всегда выслушиваем ответы. Мы забыли, что значит говорить по душам, мы не знаем, о чём говорить с нашими детьми. А тут будет повод вспомнить героическую историю государства русского, дать оценку тому, что некогда происходило. И дети вспомнят и расскажут, что проходили по этой теме в школе. Это будет и полезный отдых, и духовно сплотит семью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Паисий Великий, прп. - житие Преподобный Паисий Великий (память 19 июня по старому стилю) Родился в Египте в половине IV века. Еще в детстве, лишившись отца, он своей матерью был посвящен Богу и в отрочестве, служа клириком церковным, показал себя благочестивым и ревностным исполнителем своих обязанностей. В зрелом возрасте принял иночество в одном египетском скиту, где долго подвизался, наставляемый святым Памвой (IV в.; память 18/31 июля). Под его опытным руководством преподобный Паисий прошел суровую школу подвижничества, жил в совершенном уединении, три года не видя лица человеческого, изучал Священное Писание, постился, молился и преуспевал во всякой добродетели. По смерти своего учителя преподобный Паисий, уже укрепившийся в подвигах, удалился в глубину пустыни, где иссек себе пещеру, и там в безмолвии служил Господу. Великие подвижнические труды преподобного Паисия стали привлекать к нему многочисленных последователей из монахов и мирян, и вокруг пещеры возникла иноческая лавра, насельники которой жили под его руководством. Главной иноческой добродетелью преподобный Паисий считал безусловное подчинение личной воли отеческой воле опытных в подвижничестве старцев, которые поучали и руководили новоначальных иноков в трудных аскетических упражнениях. Одних из возлюбивших иноческую жизнь преподобный учил проводить время в молитве и чтении Св. Писания, других заставлял совместно петь и возгревать в себе братскую любовь и единомыслие, иным велел заниматься ремеслами, чтобы они вместе с физическим трудом упражнялись и в добродетели, добывая пропитание не только для себя, но и для бедных. Когда иноческая община была вполне благоустроена, преподобный, стремясь к уединению, удалился в пустыню, прославленную подвигами св. Аммона (IV в.; память 4/17 октября). Но и здесь великие подвиги и многие чудеса собрали вокруг келлии преподобного Паисия ревнителей благочестия, и возникла новая лавра, которой руководил один из его учеников по его уставу. За свои великие подвиги преподобный Паисий был удостоен от Господа созерцания небесных тайн. Скончался он в глубокой старости, мощи его, прославленные чудесами, были потом перенесены в Писидию (в Малой Азии). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Паисий Великий, прп. " .

http://pravicon.com/info-3141

В Яранской епархии прошли торжества по случаю годовщины обретения мощей преподобного Матфея Яранского 23 августа 2019 г. 13:00 22 августа 2019 года в Троицком соборе города Яранска Кировской области епископ Яранский и Лузский Паисий возглавил Божественную литургию по случаю четвертой годовщины обретения мощей преподобного Матфея Яранского. Его Преосвященству сослужили представители духовенства Яранской епархии . Проповедь по запричастном стихе произнес иеромонах Антоний (Анкудинов), рассказавший о почитании преподобного Матфея после его преставления. По окончании Литургии было совершено акафистное пение преподобному Матфею у его святых мощей. Владыка Паисий обратился к собравшимся с архипастырским словом: «В очередной раз собрал нас в этом храме наш великий молитвенник и предстатель перед Богом преподобный Матфей Яранский. Сегодня мы молитвенно вспоминаем обретение его святых мощей. В 1927 году преподобный был погребен на городском кладбище в Яранске; как и при жизни, после блаженной кончины к нему приходили люди со своими скорбями, и никто не уходил от него не утешенным. В годы гонений на Церковь могила преподобного неоднократно была разрушаема и поругаема безбожниками. Обретая его святые мощи, мы обнаружили, что могила была засыпана негашеной известью, преподобный пролежал в ней около пятидесяти лет. Четыре года назад он явил нам свои мощи, сегодня они пребывает здесь, в Троицком соборе, и у нас есть возможность припасть к ним, испрашивая молитвенного предстательства у преподобного Матфея. Всех вас сердечно поздравляю с годовщиной этого великого события и благодарю за совместную молитву!» Преподобный Матфей Яранский скончался в 1927 году и был погребен на Вознесенском кладбище города Яранска. Несмотря на запреты и карательные меры, даже в самые тяжелые для Церкви годы люди шли к могиле преподобного за духовным утешением. В 1990 году на месте захоронения старца была возведена часовня, в 1997 году он был канонизирован. 21 августа 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось обретение мощей преподобного Матфея. Раскопки на месте погребения проводили археологи Научно-производственного центра по охране культурного наследия Кировской области. Яранская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010