Преподобный Нектарий Оптинский. (12, с. 94.) Когда священник, благословляя, произносит молитву: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», тогда совершается тайна: благодать Святаго Духа нисходит на благословляемого человека. И когда какой-либо человек только устами произносит отречение от Бога, благодать отходит от него, все его понятия изменяются, он делается совсем другим. Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 330.) Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека, во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно перед приятием пищи и пития, ложась спать и вставая, перед выездом, перед выходом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностью, начиная с чела до персей и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный. Преподобный Амвросий Оптинский. (1, с. 102–103.) Господь хочет нам не только даровать вечную жизнь, но и еще сделать искусными, а без скорбей сего сделать нельзя. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. Значит, и мы, если хотим умертвить свою смерть, должны умереть произволением. Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 224.) Положение Иова – закон для каждого человека. Пока богат, знатен, в благополучии, Бог не откликается. Когда человек на гноище, всеми отверженный, тогда является Бог и Сам беседует с человеком, а человек только слушает и взывает: «Господи, помилуй!» Преподобный Нектарий Оптинский. (12, с. 92–93.) Если хотите быть всегда мирными, ни с кем не расставайтесь в неудовольствии, но всячески старайтесь от души простить всех и даже по возможности умиротворить, чтобы разойтись в мирном духе. Тогда и сами будете наслаждаться душевным спокойствием. Преподобный Моисей Оптинский. (11, с. 120–121.) Помни: Богу кающийся грешник приятнее, чем самомнящий праведник. Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 254.) Даже если нас постигают скорби и искушения, то и они являются для нас зовом Божиим, ибо они отвлекают нас от греха и от земных привязанностей, напоминают о небе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Архимандрит Макарий (Струков; †1908) – оптинский постриженик, впоследствии настоятель Можайского Лужецкого монастыря Московской епархии. Архимандрит Мелетий (Антимонов; †17/30 октября 1865) , родной брат преподобного Исаакия I Оптинскогооптинский постриженик, впоследствии подвизался в Тихоновой пустыни Калужской епархии, а затем в Киево-Печерской Лавре был экклесиархом Великой церкви. Иеромонах Мефодий – оптинский постриженик, назначенный на должность настоятеля Тихоновой пустыни Калужской епархии (1803–1811). Иеромонах Мефодий – насельник Оптиной пустыни, назначенный на должность строителя Малоярославецкого монастыря Калужской епархии. Иеромонах Михаил – оптинский постриженик, назначенный на должность настоятеля Тихоновой пустыни Калужской епархии (1814–1816). Архимандрит Моисей (Красильников; †4/17 ноября 1895) – оптинский постриженик, ученик преподобных старцев Льва и Макария, назначенный на должность настоятеля Тихоновой пустыни Калужской епархии (1858–1895) и благочинного монастырей Калужской епархии (с 1865). Схиархимандрит Никодим (Демутье; †7/20 февраля 1864) – постриженик Оптиной пустыни, назначенный на должность настоятеля Мещевского Георгиевского монастыря (1842), а затем – Малоярославецкого монастыря Калужской епархии (1853–1864). Архимандрит Нил (Кастальский; †27 февраля/12 марта 1914) – постриженик Оптиной пустыни, а впоследствии старец Лаврентиева и Крестовского монастырей Калужской епархии. Схиигумен Павел (Драчев; †16/29 марта 1981) – оптинский воспитанник, нес послушание скитского садовника; исповедник. После закрытия Оптиной перешел в Московский Свято-Данилов монастырь. После пинежской ссылки (где он ухаживал за умирающим преподобным Никоном Оптинским исповедником) получил схиму в Почаеве. Скончался в селе Черкассы Ефремовского района Тульской области в столетнем возрасте. У себя на приходе основал тайный женский монастырь, состоявший в основном из шамординских сестер. Иеромонах Паисий (Аксенов; †3/16 декабря 1870) – оптинский постриженик, назначенный на должность строителя Тихоновой пустыни Калужской епархии (1857–1859) после игумена Геронтия (Васильева). Из-за болезни вернулся в Оптину и был благочинным монастыря (с 1861).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Уникальной по иконографической программе является картина 1847 г., посвященная основанию Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. в 1821-1822 гг. ( Федосеева Е. А. «Беседа митрополита Платона с клиром» - редкая иконография 1-й пол. XIX в. К истории создания//Сб. студенческих науч. работ, 2013/ПСТГУ. М., 2013. С. 62-70; некоторые духовные лица в статье идентифицированы ошибочно). В центре композиции представлен свт. Филарет (Амфитеатров), к-рому во время пребывания его епископом на Калужской кафедре принадлежала идея основания скита (детали изображения соответствуют иконографии его портретов сер. XIX в.). Справа - благотворитель скита калужский купец Д. В. Брюзгин и оптинский схим. Вассиан (Гаврилов). Слева, по правую руку от иерарха - настоятель Оптиной пуст. игум. Даниил (Александров), в руке которого книга «Устав обители», и М. в профиль, с четками и рисованным планом скита на свитке. На картине собраны все лица, непосредственно связанные с историей основания скита, хотя композиция имеет в большей степени не исторический, а духовно-символический характер. На это событие указывают и детали обстановки: вид скита с церковью за окном, пейзаж со скитом в раме на стене (напоминает хромолитографию сер. XIX в., один из экземпляров - ГИМ; см. также: Преподобный Моисей/Св.-Введенская Оптина пуст. [Козельск], 2004. С. 68. (Жития Оптинских старцев)), иконы великих рус. скитоначальников - преподобных Нила Сорского и Елеазара Анзерского. Своеобразием этого произведения является то, что персонажи показаны в том сане и с теми наградами, которые они имели на момент создания композиции (напр., свт. Филарет изображен в сане митрополита, а не епископа, М.- с золотым наперсным крестом). Особенности живописи сближают полотно с работами иеросхим. Гавриила (Спасского). Прп. Моисей Оптинский. Литография. 1862 г. Мастерская А. И. Прокофьева (РГБ) Прп. Моисей Оптинский. Литография. 1862 г. Мастерская А. И. Прокофьева (РГБ) Наиболее ранняя из известных литографий - прижизненный групповой портрет оптинских старцев кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в., отпечатанный в мастерской П. Ж. Поль-Пети по рис. П. Ф. Бореля (опубл. в 1862 на фронтисписе кн.: Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622). М. представлен вместе с преподобными Антонием (Путиловым) и Макарием (Ивановым). Он сидит в центре, голова покрыта клобуком, правой рукой держит посох, левой перебирает четки. На груди - 3 наперсных креста: золотой, украшенный драгоценными камнями и наградной для духовенства в память Крымской войны 1853-1856 гг. Проницательный взгляд подвижника устремлен на зрителя. Эстамп из собрания Оптиной пуст., вероятно сер. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 114. Ед. хр. 8), по иконографии, за исключением наперсных крестов, совпадает с живописным портретом 60-70-х гг. XIX в. (ЦАК МДА): М. показан фронтально, в левой руке длинные четки, локтем этой руки опирается на лежащую на столике книгу. На груди старца - те же 3 креста, что и на групповой литографии.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

В. В. Каширина Иконография Прп. Моисей Оптинский. Портрет. 1855 г. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (ЦАК МДА) Прп. Моисей Оптинский. Портрет. 1855 г. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (ЦАК МДА) Известно несколько живописных и графических изображений М., представленного в сане архимандрита, к-рые были созданы в последние годы жизни старца или вскоре после его кончины. В 1855 г. иером. Гавриил (Спасский ; впосл. иеросхимонах) написал портрет М. среднего размера и сделал надпись на обороте холста: «Съ натуры писалъ Ckumckiй Iepoмohaxъ Гabpiuлъ 1855го года февраля 25го». М. изображен сидящим возле стола вполоборота вправо, одет в черную монашескую рясу и клобук, правая рука лежит на книге, на груди - 2 наперсных креста, золотой и украшенный драгоценными камнями (с эмалевым Распятием в центре). У М. узнаваемый облик с индивидуальными чертами: русые волнистые волосы спадают на плечи, борода седая, узкая и раздвоенная на конце. Парным к нему является аналогичный портрет в холодном колорите его брата прп. схиигум. Антония (Путилова), написанный годом ранее (1854, ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 328-329). Возможно, именно эти 2 живописных портрета преподобных М. и Антония находились в келье прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 70). Преподобные Антоний и Моисей (Путиловы) и Макарий (Иванов). Литография по рис. П. Ф. Бореля. Кон. 50-х — нач. 60-х гг. XIX в. Преподобные Антоний и Моисей (Путиловы) и Макарий (Иванов). Литография по рис. П. Ф. Бореля. Кон. 50-х — нач. 60-х гг. XIX в. На др. небольшом живописном портрете М. 60-70-х гг. XIX в. (вероятно, тоже из собрания Оптиной пуст., ЦАК МДА), но копийного характера, изображение поколенное и почти фронтальное, стол с книгой показан справа. Преподобный в рясе и клобуке, в левой руке четки, правая лежит на коленях. Черты немного удлиненного лица правильные, нос крупный, уголки глубоко посаженных глаз опущены вниз, брови широкие, седая борода средней длины раздвоена. Кроме 2 наперсных крестов на его груди орден св. Анны 2-й степени, т. е. портрет создан после получения этой награды в 1859 г.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Приветствую тебя поздравлением в новом сане, на новом месте должности настоятельской, и с высокоторжественным праздником великого угодника Христова Николая Чудотворца. Усердно желаю тебе от души возмогать о Господе в державе крепости Его, а не от своего разума и силы чего-либо доброго ожидать. Сила бо Божия совершается в немощи нашей. Да уповаем на Господа. Кротость и воздержание с терпением находящих скорбей привлечет на тебя Божие благоволение, по верному слову Христову: «претерпевши до конца, той спасен будет» (Мф.10, 22) (преп. Моисей). Нуждающимся и обремененным покой у Господа готов. И не стоят того все наши труды, что ждет труждающихся в кратковременной жизни к вознаграждению вечно­му. Подвизайся, брате, добрым подвигом со упованием на Господа Бога (преп. Моисей). Господь Всеблагий да подаст и вам добрых обитателей к благоустройству обители, а недужные пусть идут по начинаниям сердец их. Будем возводить очи свои всегда ко Господу и Тому возвещать все требования наши и печали сердца. От Него всякое благо, и всяк дар, и созидание. Он дает блага просящим у Него, и тебе пошлет все по Своей благости (преп. Моисей). Одно воззрение на Всесильного Господа и воззвание к Нему поддерживает бедную душу (преп. Моисей). Уповая на Господа, вразумляющего нас во благое и подающего мир душам нашим, благодушно следуй к архипастырю, ничтоже сумняся. Верно то, что где гнев видится, оттуда и милость явится. И по множеству болезней в сердце утешения Божия возвеселят душу. Терпением да течем (преп. Моисей). Чувствительность, являемая в разных встречах по должности, пусть укажет нам пристанище и средства достигать того. Все это так близко и удобно, что не в чем кажется и неудомевать. Близ ти есть глагол — во устех твоих и в сердце твоем. И близ Господь всем призывающим Его во истине. Откуда же уныние и малодушие? От немощи в смысле и силе собственно нашей. Когда же входим в силу веры и упования на Господа молением к Нему, тогда на все встречи смотрим великодушно и действуем, не изнемогая, подобно рекшему: «вся могу о укрепляющем мя Господе Иисусе» (Флп.4, 13) (преп. Моисей).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Mouceй Оптинский, прп. Описания иконы Моисей Оптинский, прп. - житие Преподобный схиархимандрит Моисей, настоятель и старец Оптиной пустыни, родился 15 января 1782 года в городе Борисоглебске Ярославской губернии, получив в святом крещении имя Тимофей. Будучи первенцем в семье благочестивого купца Ивана Григорьевича Путилова и получив свое образование как в родном доме, так и в храме Божием, он стал духовным наставником для своих братьев. Придя в совершенный возраст и видя сущую суету и пустоту житейских дел, влекомый подвижническим духом, Тимофей со своим младшим братом Ионой посещает ряд монастырей и известных старцев. Живое и частое общение с духовными лицами дало для них свои добрые всходы — в них невидимо загорелся огонь монашеского делания. Начинание свое они положили в Саровской пустыни, застав там великого старца, преподобного Серафима. Через три года, «по неведомым для него судьбам», послушник Тимофей оказывается среди иноков рославльских лесов. Среди этих пустынножителей Тимофей прожил десять лет, получив иноческий постриг с именем Моисей. Но [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 2000.] Собор святых, прославленных в 2000 лето (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2000 г. Икона написана на канонизацию прп. Храм Христа Спасителя. Москва. Файл 8524.jpg:   Размер: 484x766, 0.37 MPix, 110 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (123) , (2) . Описание: [Оптина. 2003.] Собор Оптинских святых. Иеромонах Илларион и инок Алипий. Фреска алтаря Владимирской церкви. Оптина пустынь. 2003 г. Файл 8527.jpg:   Размер: 914x1200, 1.1 MPix, 218 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (120) , (3) .

http://pravicon.com/icon-2480

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010