Преподобный Амвросий Оптинский. (1, с. 61.) Общественной молитве не надобно отличаться от прочих поклонами или на коленях молиться, а когда положены по уставу поклоны, то надобно класть в приличное время. Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 33.) Если кому-то удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, то надо говорить: «Твоим благословением, Господи, совершил я это!» Преподобный Нектарий Оптинский. (13, с. 512.) Смеяться – большой грех; смех и дерзость производит бес блуда. Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 102.) К утрене надобно ходить, потому что во время Литургии за нас приносится Бескровная Жертва Богу, а ходя к утрене, мы сами себя приносим в жертву Господу, жертвуем для Него своим покоем. Преподобный Моисей Оптинский. (11, с. 151–152.) Господь близ есть, Он идет к нам и простирает нам Свою Божественную помощь, Он готов помочь нам всегда, каждую минуту, но мы не верим, думаем, что и здесь нет надежды, что это так себе, мечта, что это призрак, что помощи нам ждать неоткуда. И многие, уже не веря в помощь свыше, совершенно отвергают эту Божественную помощь, перестают искать ее в Боге, ища ее лишь в средствах мира сего. Преподобный Никон Оптинский. (15, с. 215.) Мир семейный хранить – святое Божие повеление. Муж должен, по апостолу Павлу, любить жену, как самого себя; и сравнил апостол жену с Церковью. Вот как высок брак! Преподобный Анатолий Младший Оптинский. (16, с. 403.) Если будешь только ожидать благоприятных условий для спасения, то никогда не начнешь богоугодной жизни. Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 375.) А что сделает Господь – во всем том положитесь на волю Божию, благую и совершенную. Так терпели святые мученики и так уповали, и Господь не посрамил их: прославил их и Сам прославился в них. Преподобный Нектарий Оптинский. (12, с. 174.) Богатство есть вещь сама по себе ни добрая, ни злая – средняя, и притом сказано: «Избавление мужу – свое ему богатство», то, следственно, ничто не возбраняет богатому хранить умеренность в отношении нуждных в жизни, никто не препятствует ему посильно трудиться, милосердствовать и пребывать в глубоком унижении духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Оптинский старец Моисей января 1782 – †16/29 июня 1862 Преподобный отец наш схиархимандрит Моисей, настоятель и старец Оптиной Пустыни, родился в г. Борисоглебске Ярославской губернии, в семье благочестивого купца и стал духовным наставником для своих братьев. Придя в совершенный возраст, он со своим младшим братом посещает ряд монастырей и известных старцев. В братьях загорелся огонь монашеского делания. В Саровской пустыни они застали великого старца преподобного Серафима. Среди иноков Рославльских лесов преподобный получил иноческий постриг с именем Моисей и был призван к новому подвигу… Призванный в Оптину Пустынь изначально для создания и благоустроения Иоанно-Предтеченского скита, преподобный Моисей вскоре становится настоятелем самой обители. При преподобном Моисее обитель преобразилась, расцвела благоухающим садом. Монастырские леса, луга, огороды, сады, пруды, скот и пчелы – все это находилось под его попечительным присмотром. Но главным при этом оставалось попечение о братии, ее преуспеянии в благом и высшем из всех дел – деле спасения души. Сам оставшийся истинным подвижником и воином Христовым, преподобный Моисей умел и в душах братий возжечь ревность по Богу. В годы его настоятельства в Оптиной Пустыни зарождается старчество, он приглашает в обитель старца Льва, он же возлагает бремя духовного окормления братии на его последователя – преподобного Макария. При нем приходит в Оптину послушником будущий ее великий светильник – преподобный старец Амвросий. За время его настоятельства издается шестнадцать томов святоотеческой литературы. Собрал он и богатейшую по своему содержанию монастырскую библиотеку. Весть о постриге его в схиму и о его приближающейся кончине собрала к одру старца великое множество людей – монашествующих и мирских. Умирающий настоятель, держа крест в слабеющих руках, благословлял всех и дарил образки… Праведная кончина преподобного старца Моисея наступила на 81-м году его земной жизни. Были явлены его нетленные честные мощи. При захоронении новопреставленного преподобного Антония обнаружили гроб преподобного отца нашего Моисея совершенно как новый; тело его осталось нетленным… Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001 Часть II 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004 Часть III 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 Часть IV 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Никон Оптинский. (15, с. 199.) Всякому нужен огнь искушений к испытанию и научению в терпении. Ты смотри на вещи с точки той, как Промысл Божий печется о спасении нашем: иному больше, а иному меньше требуется случаев к терпению и обучению, а другому еще не пришло время. Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 207.) Разве есть благородная гордость? Ее нет, а есть одна только гордость бесовская. Преподобный Моисей Оптинский. (11, с. 155.) Никогда нельзя надеяться на человека. Это – великая и роковая ошибка. Без определения на то Божия не защитит и не утешит человек. Бессилен человек без Божией помощи. Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 372.) Многие бури и ураганы потрясают атмосферу и наносят разные крушения, а святой царь Давид изо всего извлекает хвалу Богу. И действия духов злобы поднебесных, подобно бурям, потрясают души и сердца пребывающих на земле человеков. Нам, немощным, что теперь делать? Одно средство ближайшее и вернейшее: воздевать руки ко Господу Богу, подобно Моисею в пустыне, где нападала на него вражия сила Амаликова. Всевышним Богом прейдем стену искушений. С нами Бог. И бояться слишком не должно. Господь силен утишить бурю и подать тишину и мир душам нашим. Преподобный Моисей Оптинский. (11, с. 159.) И скорбное, и радостное – все минует, а правда Божия пребывает во веки. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). Чем больше скорбей, тем больше утешений: «По множеству болезней моих, утешения Твоя возвеселиша душу мою» (Пс. 93: 19). Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с.88.) Поистине отчаяние хуже всяких зол. Положим, что человек иногда много и очень страдает, но мало таких людей, которые страдают по примеру праведного Иова. Большая часть страдающих из нас подвергается страданиям как следствиям или неправильных мыслей и мнений, или ошибочных действий. Но есть для страждущих и утешительное слово апостола: «Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. 12: 6). Преподобный Амвросий Оптинский. (1, с. 106.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Преподобный Варсонофий Оптинский. (5, с. 58.) Душу спасти – не лапоть сплести. Преподобный Лев Оптинский. (9, с. 82.) Не давайте сердцу привязываться к тленным благам мира сего, гоните из него всякое пристрастие, так как только в свободном сердце, свободном от всех пристрастий, может сотворить Себе обитель Господь. Преподобный Варсонофий Оптинский. (5, с. 43.) Святые отцы не советуют грехов чувственности изъяснять подробно, чтобы памятию подробности не осквернять чувств, а сказать просто образ греха; а прочие грехи, наводящие стыд самолюбию, должно пояснить подробнее, с обвинением себя. Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 238.) Сердце – не щепка, и душа человеческая – вещь не дешевая, она дороже всего мира. Все сокровища земного шара и вся вселенная не стоят одной души христианской. Так учат святые отцы. Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 319.) «Просите, и дастся вам: толцыте, и отверзется» (Мф. 7: 7). Многие из вас, не получая долго просимого, унывают. Унывать не следует. Вспомните, как Господь поступил с хананеянкой. Как она Его просила исцелить ее дочь! Даже апостолы стали умолять Господа, чтобы Он отпустил ее. А Господь даже с псом сравнил ее. А вы немного помолитесь и, не получая просимого, унываете. Это бывает оттого, что забываем, что между сеятвой и жатвой должно пройти известное время. Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 320–321.) Сила бо Божия совершается в немощи нашей, да уповаем на Господа. Кротость и воздержание с терпением находящих скорбей привлечет на тебя Божие благоволение, и, по верному слову Христову, «претерпевший до конца, той спасен будет» (Мф. 10: 22). Преподобный Моисей Оптинский. (11, с. 79.) Весь секрет в том, чтоб терпеть, что Бог посылает. И не увидишь, как в рай войдешь. Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 90.) Но только и терпение твое не должно быть нерассудное, т. е. безотрадное, а терпение с разумом – что Господь зрит во все дела твои, в самую душу твою, как мы зрим в лицо любимого человека, т. е. ясно, внимательно. Зрит и испытует: каковою ты окажешься в скорбях? Если потерпишь, то будешь Его возлюбленною. А если и не стерпишь и поропщешь, но покаешься, все-таки будешь Его возлюбленною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 202.) Как устроились обстоятельства, так и должно жить: потому что окружающие нас обстоятельства устрояются не просто случайно, как думают многие современные нам новомодные умники, а все делается с нами Промыслом Божиим, непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении. Преподобный Иосиф Оптинский. (7, с. 269.) Прежде же надобно оставить грех и удаляться случаев, приводящих к оному. А отчаиваться отнюдь не должно; ибо отчаяние лишает надежды спасения, ввергает еще в вящие согрешения и само считается пред Богом тягчайшим грехом. Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 381.) Почаще надобно нам читать «Судии седящу и Ангелам стоящим, трубе гласящей, пламени горящу, что сотвориши душе моя, ведома на суд? Тогда бо лютая твоя предстанут и тайная обличатся согрешения: темже прежде конца возопий Судии: Боже, очисти мя и спаси мя!» Преподобный Моисей Оптинский. (11, с. 157.) Смысл и польза переживаемого по большей части узнается впоследствии. Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 376.) Скорби – это приданое драгоценному нашему Жениху. Если кто любит Иисуса, тот старается всеми силами скопить побольше приданого, и, чем больше любит Его Пречистого, Прелюбезного, Сладчайшего Иисуса, тем больше радуется, если возами везут хорошей невесте приданое, т. е. скорби и болезни. И Господь Иисус таких любит. Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 128–129.) Если святые, достигшие бесстрастия, должны были иметь бдение над собою, чтобы не спасть из своего благодатного состояния, то тем паче нам, грешным, необходимо повседневное внимание и забота о своем вечном спасении. Преподобный Иосиф Оптинский. (7, с. 268.) Избранный Богом человек познается по тому, что ему постоянно посылаются скорби и печали. Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 333–334.) Вот оставьте этот стол на неделю в комнате с закрытыми окнами и запертой дверью. Потом придите и проведите пальцами по нему. И останется на столе чистая полоса, а на пальце – пыль, которую и не замечаешь в воздухе. Так и грехи: большие или малые, но они накапливаются непрерывно. И от них следует очищаться покаянием и исповедью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

— Ах, Миша! — воскликнул он, — спасайся! Скажи, пожалуйста, как ты умирал? Не тяжко тебе было? — Ничего, батюшка! — ответил Михаил, — сначала, как заболел, тошно было, а как умирал, не чувствовал. — Ну, а как же ты проходил мытарства? — Какие, батюшка, мытарства? Я их не видал и не знаю. Я как умер, так меня вознесли как на крыльях. Потом тихо добавил: — Ведь я перед самой смертью сообщался. О. Моисей будто не услышал, переспросил: — Что ты говоришь? Михаил так же тихо ответил: — Я сообщался. — Да говори же погромче! — сказал о. Моисей. Михаил ответил громко: — Я сообщался, батюшка, Святых Таин перед самой смертью; да еще в пятницу сообщался. Теперь мне очень хорошо. — Куда же ты идешь теперь? — К отцу Паисию: нужно сказать ему словечко. А о. Паисий — иеромонах, помощник духовника, причащавший Михаила перед смертью. — А ты, — сказал ему в шутку о. Моисей, — на меня ему наговоришь? — Нет, батюшка, — ответил он, — я о себе только. — Вот это и хорошо, — сказал о. Моисей, — что открываешь помыслы: так и старцы велят. Тут Михаил вдруг стал невидимым. Моисей, оставшись один, принялся будто за свое рукоделие — он работал ложки — и стал топориком обтесывать ложку за тем же станком, за которым при жизни и Михаил занимался, и в то же время думать: отчего де это я ничего не спросил у Михаила о себе, хоть бы молитв его попросил о себе ко Господу? И вдруг видит: спускается к нему над станком сверху, по воздуху, Михаил с лицом, умиленным любовью. Моисей в радости обхватил его ноги и воскликнул: — А, Михаил! Теперь не уйдешь! Помолись обо мне, грешном, чтобы Господь избавил меня от всех козней диавола. Михаил тихо ответил: — Милостив Господь! За вас, батюшка, молится святая великомученица Екатерина, преподобный Арсений Великий , Соловецкие Чудотворцы и святой апостол Иоанн Богослов. Говорил тут Михаил и еще что-то, но о. Моисей, проснувшись, не мог того припомнить». Записано это сказание знакомым мне почерком о. Евфимия Трунова , летописца внутренней Оптинской жизни времен великих Оптинских старцев Льва, Макария и  архимандрита Моисея .

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Преподобный Макарий (в миру – Михаил Николаевич Иванов) родился 20 ноября 1788 года и происходил из дворян Орловской губернии. В 22 года Михаил Николаевич поступил в Площанскую пустынь, где был пострижен в рясофор с именем Мелхиседек, а при постриге в мантию в 1815 году был наречен в честь преподобного Макария Египетского . В 1834 году отец Макарий поступил в скит Оптиной пустыни, где стал сподвижником и сотрудником старца Льва в деле возрождения старчества, а после кончины своего учителя – преемником его по старческому служению. Преподобный Макарий исполнял должность начальника скита. Он руководил изданием святоотеческих трудов, что объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Сохранилось множество писем преподобного Макария к монашествующим и мирянам, в которых он учит, прежде всего, смирению. Скончался иеросхимонах Макарий 7 сентября 1860 года. Преподобный Амвросий – ученик преподобных Льва и Макария. Преподобный Амвросий первым из Оптинских старцев был прославлен в лике святых в год тысячелетия Крещения Руси. Житие преподобного Амвросия помещено на с. 67. Преподобный Моисей (в миру – Тимофей Иванович Путилов) родился 15 января 1782 года в Борисоглебске Ярославской губернии и был старшим сыном серпуховского гражданина Ивана Григорьевича и жены его Анны Ивановны. В 22 года Тимофей с братом Ионой, который впоследствии стал игуменом Саровской пустыни, поступил в Саровский монастырь, где в то время жил преподобный Серафим. Из Сарова он перешел в брянские леса, где обитали иноки, ищущие уединенной безмолвной жизни. Там он был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Моисея Мурина. В 1822 году отец Моисей был вызван из брянских лесов епископом Калужским Филаретом (Амфитеатровым) для устройства при Оптиной пустыни уединенного скита. Тридцать семь лет схиархимандрит Моисей исполнял должность настоятеля обители. Оптина пустынь обязана ему как внешним благоукрашением и устройством, так и внутренним благочинием. Преподобный Моисей пригласил отца Леонида (старца Льва) поселиться в Оптиной пустыни и защищал его от несправедливых гонений и клеветы. Отец Моисей был очень нищелюбив. Он покупал даже ненужные вещи, чтобы помочь нуждающемуся продавцу. Скончался схиархимандрит Моисей 16 июня 1862 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1837 году иеромонах Моисей был возведен в сан игумена, а в 1853 году – архимандрита. Настоятельство преподобного Моисея отмечено активным строительством на принадлежавших монастырю землях. Построены два придела Введенского храма, выстроена новая трапезная и семь братских корпусов. В 1858 году в старой трапезной устроена и освящена церковь во имя преподобной Марии Египетской и святой праведной Анны. В 1861–1864 годах построена кладбищенская церковь во имя Всех святых. Возведены каменная ограда с семью башнями, библиотека, гостиницы (восемь корпусов с тремя флигелями). Построены два конных двора, скотный двор, кирпичный и черепичный заводы, мельница. Устроен хутор для лугового хозяйства и рыбной ловли на реке Жиздре, приобретены и подготовлены под огороды болотные земли, разбиты фруктовые сады. Но главной настоятельской заботой архимандрита Моисея было попечение о братии, ее преуспеянии в деле спасения души. В годы его настоятельства в Оптиной пустыни зарождается старчество: он приглашает в обитель преподобного Льва, он же возлагает бремя духовного окормления братии на его последователя – преподобного Макария. При нем приходит в Оптину послушником будущий великий светильник земли Русской преподобный Амвросий. Благодаря тому, что отец Моисей прошел тот же духовный путь внутреннего делания, что и отец Лев, между обоими строгими подвижниками возникло глубокое взаимопонимание и полное единодушие. И если епархиальное начальство не понимало сущности старчества и преследовало старца Льва, то отец Моисей, который был с ним на одном духовном уровне, понимал великое значение старчества, и между старцем и настоятелем никогда не возникало ни малейшего трения. Большое значение придавал преподобный Моисей и делу книгоиздания. За время его настоятельства в Оптиной было издано 16 томов святоотеческой литературы. Привыкнув еще смолоду вставать в полночь на молитву, отец Моисей и в бытность свою настоятелем едва ли не каждую ночь повторял это. По крайней мере двое из братий, бывших при нем будильщиками, говорили, что, приходя брать благословение будить братию к утрени, они часто заставали преподобного уже бодрствующим, иногда же молящимся на коленях перед образом Спасителя, а иногда еще лежащим в подряснике. Впрочем, отец Моисей и всегда, ложась спать, не раздевался. Об этом своем подвиге он нечаянно проговорился одному монаху в какой-то поездке. Приехав к вечеру на постоялый двор, они остановились кормить лошадей. Напились чаю и расположились отдыхать в разных комнатах. Не успел монах раздеться, улечься и хорошенько заснуть, как отец Моисей вошел к нему одетый и говорит: «Ну, пора нам собираться ехать. Что же ты это, брат, и разделся? Я двадцать пять лет и в своей келлии не раздевался во время сна, а ты в дороге разделся, спать ложась; в дороге какое спанье?! Поедем!».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К утрени отец Моисей старался ходить неопустительно и говорил другим, что это наилучшее время для молитвы: «К утрени надобно ходить, потому что во время литургии за нас приносится Бескровная Жертва Богу, а ходя к утрени, мы сами себя приносим в жертву Господу, жертвуем для Него своим покоем». И не только к утрени, но и к литургии, преимущественно ранней, и к вечерне старец старался ходить неопустительно, если не задерживали какие-либо особые дела. Сам строгий постник и подвижник, отец Моисей был преисполнен самой нежной любви к людям и сострадателен к их погрешностям. Вот один из множества примеров: в обители работал печник, плутовавший и неисправно работавший. Отец Моисей решил его рассчитать, но печник просил прощения и обещал исправиться. Преподобный Моисей простил его и снова нанял. Эконом, узнав об этом, сказал отцу Моисею: «Батюшка! Вы опять того печника наняли, ведь он плут, как и вам хорошо известно!».– «Да ведь он бедный человек, я видел, что на нем и рубашки-то нет, а только кафтан, надобно ему помочь, притом он обещал исправиться».– «Батюшка, когда же он исправится? Он известный негодяй!» – «Как! Человек хочет исправиться, а ты говоришь, что он негодяй! Это ты негодяй! Ступай!». Так эконом и ушел. Неподражаемо было искусство отца архимандрита говорить с каждым в его тоне: с образованными – на их языке, а с остальными – сообразно с их понятиями и их образом речи. Он хорошо понимал потребность каждого. С удивительным искусством старался он всегда избегать среди бесед разговора о людях в смысле их осуждения. «Да кто же может это одобрить», – бывало, скажет он мягко, уклоняясь от осуждения. «Слово его было сладко, встреча радовала, приветствие его было драгоценно, так всегда было обдуманно и нежно. Эта прекрасная душа ни перед кем не оставалась в долгу», – писал о старце игумен Антоний (Бочков). Сострадание к бедным отца Моисея не имело предела. Разорившийся торговец привез продавать негодную сбрую. Отец Моисей ее купил и на упрек эконома: «Все гнилье, на что Вы это купили?» – ответил: «Экой ты, брат, какой, ведь продавал-то человек бедный, и у него пятеро детей, все равно надобно ему и так помочь». Таких случаев множество. Не отказывая бедным в помощи, питая множество странников и в трапезной, и в гостинице, и все бесплатно, когда монастырь сам нуждался в средствах, отец Моисей нередко предпринимал и новые постройки только с одной целью – прокормить бедных людей и окрестных жителей. Он построил огромную ограду вокруг монастыря. «Ничего нет, хлеба даже у братии нет, а он этакую огромную постройку ведет. И повел, и повел, да так без перерыва и довел ее до конца, а ограда-то какая, несколько домов каменных можно из нее выстроить…» – роптали на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С великим трудом новоприбывшие пустынники должны были очистить место от сосновых многовековых деревьев. Из срубленного леса построили небольшую келью, огородили забором, поставили церковь в честь Иоанна Предтечи. Отец Моисей поехал за сбором в Москву и вернулся в повозке, столь нагруженной, что ему самому места почти не оставалось. В 1822 году, в возрасте сорока лет, он был рукоположен в иеромонахи и определён духовником обители. А через три года преподобного Моисея избирают настоятелем Оптиной. Преподобный Моисей Оптинский Тридцать семь лет продолжалось настоятельство преподобного Моисея. За эти годы его трудами Оптина преобразилась. Число братии увеличилось в несколько раз. Была почти удвоена монастырская земля. Разведены фруктовые сады, заведён рогатый скот, устроена огромная монастырская библиотека, расширен собор. Также были воздвигнуты две церкви, выстроены трапеза, гостиницы, конный и скотный дворы, семь корпусов келий, два завода, мельница и знаменитая белая Оптинская ограда. Служба стала совершаться благолепно, но, что важнее всего, возвысился духовный строй обители. Все эти громадные постройки были произведены без денег, на веру – и столько же для обители, сколько на помощь бедным для заработков. Он покупал иногда за высшую, чем просили, цену вовсе ненужные вещи только для того, чтобы помочь нуждающемуся продавцу, покупал гнилые припасы, сам употребляя их в пищу, держал на жаловании сирот, одних для отпугивания ворон, других для ловли кротов. В гостинице не было установлено никакой платы, но всякому предлагалось класть в кружку по усердию. Один богатый купец спросил, не боится ли настоятель, что все будут жить даром. И преподобный Моисей ответил: «Не заплатят девяносто девять, Бог пошлёт сотого, который за всех заплатит». Купец после этого стал благодетелем Оптиной. Отец Моисей всегда принимался за большие дела, не обладая необходимыми для этого средствами, рассчитывая на одну только помощь Божию. При каждой новой его затее люди практические спрашивали: «А деньги, отец Моисей, у вас есть?» Настоятель с улыбкой показывал рублей 15–20. «Да ведь это все равно, что ничего; постройка ведь тысячная». Отец Моисей отвечал: «А про Бога-то ты забыл. У меня нет, так у Него есть».

http://pravoslavie.ru/71848.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010