Пишешь, что предлагают для лекарства пить кумыс, или лошадиное молоко, а ты сомневаешься о сем, что лошадь воспрещенное животное к пище, и вопрошаешь меня о сем. Вопрос этот неудоборешим для меня, могу ли я в таких делах давать ответы и решения? Могу только предложить рассуждение, что доктор дает в виде лекарства разные медикаменты, кои нам и неизвестны, которые мы принимаем не весьма охотно и не со вкусом, а иногда и с отвращением, так и это тоже лекарство, хотя и неприятное по одному только воображению. Но ежели принесет пользу, то, в надежде на помощь Божию, почему же не воспользоваться? и вообще в лекарствах и лечении должно предаваться в волю Божию. Он силен и врача вразумить, и врачевству подать силу. Когда чувствуешь, что совесть обременяется, то при исповеди скажи священнику, и приимешь разрешение в том, что желание здравия понудило на таковое действие (преп. Макарий). О лекарствах же не должно сомневаться и не испытывать, какое оно, ибо оное употребляется не за сластолюбие, а на укрепление немощей. Ежели бы кто точно знающий уверил, что это скоромное, то не должно принимать за совесть, как пишет святой Апостол (1 Кор. 10, 28) (преп. Макарий). Неизлечимые болезни должно лечить с верою, прибегать к Богу и угодникам Его, а когда не получит кто исцеления, то, видно, надобно нести сей крест, посланный на спасение души его (преп. Макарий). Хорошо вы поступаете, что тех больных сестер, которые открываются вам, что не могут показать больное место доктору, направляете в Москву к женщинам врачам. А которые соглашаются у доктора лечиться, те пусть у него и лечатся. — А каяться ли в этом духовнику, вообще скажу вам: в чем только какая сестра сомневается, или смущается, или недоумевает, — все это можно объяснять духовнику (преп. Иосиф). Сожалею я о намерении братца вашего со временем отправиться в Германию для поправления здоровья, куда безрассудных русаков отвозят хворыми, а привозят в Россию мертвыми (преп. Антоний). Лжепророки О П. предсказание, угрожающее страхом больших искушений и скорбей, нельзя принять, ибо многие лживые пророки в последнее время явятся, не из числа ли тех и сей старец, самосмышлением наполненный? Лучше нам слово Христово обносить в сердце для того, чтобы взирать к Нему в находящих искушениях и скорбях. Он сказал: «в мире скорбни будете: но дерзайте...» (Ин. 16, 33), призывая Его в день скорби, «многими бо скорбьми подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян. 14, 22). Итак, не на скорби смотреть с беспокойством, но на Победителя оных Господа Иисуса (преп. Моисей).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Будь же хоть и грешна, но смиренна. И будешь мирна. А на смиренных-то Господь и призирает (преп. Анатолий). Утешаяй смиренныя Господь, Той да утешит и тебя. Только имей истинный и верный залог к смирению — самоукорение и приложи к этому терпение, да вооружись молитвой Иисусовой с памятью о смерти, тогда и станет для тебя благо иго заповедей Евангельских и правил монашеской жизни, и бремя послушания отныне легко будет (преп. Анатолий). Посвящаемый во иеродиакона великий Моисей Мурин на оскорбление его сказал: смутихся и не глаголах! А каширская преподобная не хочет равняться с Моисеем. Ей дай такое смирение, чтобы и в сердце не копало. Ты хоть наружно-то смирись. А то смирение постигается и достигается не горбом и ползаньем, а силою Животворящего Духа (преп. Анатолий). Что живешь плохо, не унывай, а смиряйся, и Господь призрит на смирение твое, паче подвигов великих, но не смиренных (преп. Анатолий). Ты просишь наставления и назидательного урока, как бы тебе не сбиться с истинного пути? Начни со смирения, делай со смирением и кончай смирением, и вчинишься со святыми. Этот путь, то есть путь смирения, самый надежный и, как говорят отцы, «непадательный». Ибо куда может упасть смиренный, когда он считает себя хуже всех? Да и как не смиряться, когда Иисус, Бог богов и Господь господей, «смирил Себе даже до смерти, смерти же крестныя?» (Флп. 2, 8). Удивление Ангелов, Краснейший паче всех сынов человеческих умер позорною за нас смертью; мы ли, грешные, немощные, не хотим видеть своих грехов? Своих немощей? (преп. Анатолий). Смири лучше себя, сестра, и укори, да только себя, а не другого кого. Я так твержу все свое, т. е. что болезнь и скорби — для тебя великая милость Божия, а то бы ты напроказила на свою голову (преп. Анатолий). Смирение — это нечто великое и божественное, а путь к Нему — считать себя ниже всех. Что это значит, считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться (преп. Никон). Без смирения нельзя спастись. Какое бы здание добродетели вы ни возвели, оно рухнет без смирения (преп. Никон).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Заповеди старцев 1) Отвержение своего разума и воли иметь; 2) При встрече с каждым лицом поставлять себя худшим, в каком бы то месте ни было; 3) Память смерти вкоренять в сердце глубже; 4) Самоукорение; 5) Смиренную молитву всегда иметь; 6) Укоризну, если случится от кого, принимать как врачевство душевное, с радостью; 7) Что сказано будет , в точности выполнять; 8) Если случится от забвения или от обычая в чем-либо паки погрешить, исповедовать то чистосердечно, как есть, без лукавства (преп. Антоний). Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте, и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений (преп. Моисей). Заповеди новоначальным сестрам 1. Унынию и лености в плен себя не отдавать, но молитвою краткою: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную — оные отражать. 2. Должно в лице настоятельницы своей зреть лице Божие и к оной иметь преданность и всю доверенность, и если она сама расскажет все слабости ваши другим или вам прикажет, то за сие самое спасет вас Господь Бог. 3. Гордость любит иметь преимущество пред всеми, смирение ни с кем себя не сравнивает, считая себя хуже всех. 4. Отдавая всю себя Богу, не должно беспокоиться о тряпицах и к оным привязывать свое сердце. 5. В трапезу должно ходить всегда, кроме немощи, а во время оной можно с благословением покушать и в келье своей. 6. (Об обхождении с сестрами) — с уважением к ним и любовью о Господе, соблюдая себя от празднословия и кощунства. 7. (Об укоризнах.) Все это может случиться, но не должно раздражаться, показывая себя худо слышащую укоризны их. 8. Для горделивых укорение — нож острый, а для смиренных — находка богатая. 9. (О неполезных разговорах.) Должно по примеру святого Давида поступать: «Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст» (Пс. 37, 14). 10. Един Бог действует во всех духовниках, и в старицах, и по мере веры своей к ним, такие и ответы услышите от них.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Премилосердый же Господь, жаждущий нашего спасения, ниспослет свыше Свою помощь на твое благое произволение и старание, ко спасению братии предприемлемое, и увенчает благим успехом благоустройства обители внешнего и внутреннего, и коварство и стрелы вражий сокрушит и ничтожны сотворит (преп. Моисей). Если ваши наставники сами слабы и неисправны и слабо обращаются с духовными своими детьми, то вы старайтесь быть тверды, имейте страх Божий и храните совесть свою во всех делах ваших и поступках, более же всего смиряйте (преп. Амвросий). ...Если наставник и вблизи, и повсечасно напоминает нам наши недостатки, с сострадательностью советует и увещевает охраняться злобы, то нам злокозненный враг-диавол человеконенавистый не поредку предлагает, повинующимся ему в помысле, недостатки его человеческие и влагает презорство, дабы обезверить нас к нему и хладнокровно принимать благоназидательные его наставления. Этим-то и лишаемся пользы, посему святой и богодухновенный отец Симеон Новый Богослов и советует — не учащать входа своего в настоятельскую келью из предосторожности, дабы не впасть в презорство и дерзновение (преп. Лев). Тебе хочется спастись, ибо ты ради сего оставила родину и все на земле тебе любезное. И я желаю, и даже очень желаю, чтобы ты спаслась, чтобы ты со временем сделалась ангелом! Если ты этого достигнешь со временем — вот и все твое счастье, все твои радости, вся жизнь. И мне будет приятно, что этакая глупенькая девочка Д. такая счастливая! Такая прекрасная! Невеста Бога моего и Господа Иисуса Христа! А она именовалась моею дочкою! И когда я представлю тебя истинному нашему Жениху, не исполнится ли на мне слово, которое недавно читали в обедне: «Имеяй невесту жених есть: а друг женихов, стоя и слушая его, радостию радуется за глас женихов: сия убо радость моя исполнися» (Ин. 3, 29). А ты рассуждаешь по-детски. Ей бы жить к старцу поближе! Да дух-то выше тела, и больше предан старцу, кто предан духом, а не телом. Иуда телесно был самый близкий к Господу и не увидел вечной жизни, а Авгарь никогда не видал Господа, а был предан Ему всей душой и звал Господа к себе жить, обещая Ему все нужное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Леонидом и не быв к нему допущены, обращались к настоятелю, объясняли ему свои душевные нужды, ради которых желали видеть Старца, и убедительно просили не лишать их духовной помощи. Настоятель, как муж духовный, не мог отказывать таким посетителям в их крайних нуждах, и сам иногда приводил их к Старцу. А когда он на это не решался, то случалось посетители эти обращались к самому преосвященному, который, будучи убежден их слезными молениями, наконец разрешал о. Леониду принять их. Но Старец, приняв присланных от владыки или тех, коих приводил к нему настоятель, каждый раз после сего отворял двери для всех, говоря: «Если не принимать, так никого не принимать, а если принимать, так уж всех принимать». Таким образом, запрещение принимать народ предписывалось старцу о. Леониду неоднократно, и каждый раз, повинуясь воле Владыки, он прекращал прием, но при удобном случае опять начинал принимать. За такой образ действий Старец подвергался многим нареканиям со стороны противников. Даже некоторые духовные высокопоставленные особы, знавшие его, видели в нем самочиние и желание учит 106 . Но о. Леонид, как истинный делатель заповедей Христовых, не обращал внимания на препятствия человеческие. Думаем, что присмотревшись ближе к его деятельности, и порицатели его стали бы иначе судить о нем. Припомним, с чего началось валаамское гонение на него и на старца его схимонаха о. Феодора. Оно началось с того, что о. Евдоким, бывший ученик Валаамского настоятеля, томимый тоской и отчаянием и помышлявший уже о самоубийстве, обратился за духовной помощью к этим старцам. Могли ли они из-за каких-либо человеческих опасений отказать ему в помощи, когда он находился в такой страшной беде? Но подобных случаев бывало очень много. Порицателям же старца Леонида, без сомнения, и на мысль не приходило, какие были душевные нужды прибегавших к нему за советами. Так, однажды о. игумен Моисей, проходя по монастырю, увидел огромную толпу народа пред келлией Старца, между тем как недавно последовало из Калуги повеление никого не пускать к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Приступая к начертанию сего скудоумного моего писания, во-первых поставляю обязанностию поздравить вас с наступающим новым годом, и пожелать вам, супруге вашей и всему почтенному вашему семейству в начинании лета сего от Премилосердого Господа благословения; да благодатию и светом разума Его озаряемы, яко во дни, благообразно шествуете путем заповедей Его; и да ниспошлет Он вам мир, здравие и благоденствие на многия лета. Отец игумен наш Моисей, отец Антоний и я многогрешный приносим вам всепокорнейшую нашу благодарность за посещение нашей смиренной обители и за писание ваше, из коего усматриваю, что вы во время путешествия вашего входили в обители в духе смиренного христианина, через что и обрели душевную пользу. Вы примечали, для назидания себе, проходящих и ныне в обителях монашествующих житие, в числе коих и наше пустынное пребывание вас воспользовало. Хотя мы должны себя сознать смиренно пред Богом в худости нашей и ничтожестве, но благодарим неисчетную Его благость, что сподобил нас уразуметь суету скоропреходящего сего мирского жития, привел в сие убежище, и собрал в единомыслии словесное стадо Свое и даровал нам такого пастыря, которого кротким окормлением питаются души наши; и полагаем надежду нашего спасения не на дела и подвиги наши, но на милосердие Создателя и Искупителя нашего Господа Иисуса Христа. Впрочем, может быть, есть люди, которые, смотря на житие монахов с другой стороны, не назидаются, a еще соблазняются, не имеюще просвещенного умного ока. Духовный токмо востязует вся, a сам ни от единаго востязуется ( 1Кор. 2:15 ). Наружность не всегда сообразна внутренности; внешние виды, подвиги и труды, нерастворенные смирением, не приносят пользы и нередко бывают виновны прелести, как в нынешнее так и в древнее время; a потому должно иметь большое рассуждение, дабы различить прелесть от истины, которое есть не малое дарование Божие, подаваемое смиренным сердцам; одна же внешняя премудрость далеко отстоит от истинного рассуждения, a потому лучшее средство держаться апостольского заповедания: прежде времене ничтоже судите, дóндеже приидет Господь, Иже во свет приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя ( 1Кор. 4:5 ). Хотящий пользоваться – от всего созидается, яко око благо не узрит лукава; a напротив недугующий зазрением и в самых добродетелях усматривает пороки, как и о Самом Спасителе говорили: с мытари и грешники яст и пиет ( Матф. 9:11 ), ce человек ядца и винопийца ( Матф. 11:19 ) и о князе бесовстем изгонит бесы ( Матф. 9:34 ). Но вы следовали первым, – око благо не узрит лукава, – не вняли нашим недостаткам, a видя что благоустроенное, то и заметили в памяти своей; – да сподобит же вас Господь мзду праведничу прияти.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Ошибается. Мало начать спасительный путь, мало обратиться к Богу – еще не здесь начинается страна, где текут мед и млеко. Сорок лет ходят израильтяне с Моисеем по пустыне, стремясь к земле обетованной. Безплодна пустыня, ничего нет кругом, не раз одолевают сомнения евреев, но Господь не допускает им погибнуть. Так и души, избравшие путь богоугождения, высвободившись из-под гнета страстей, оторвавшись от всего, что прежде составляло содержание их жизни, часто устрашаются, увидев себя сразу в пустыне: «Господи, что же теперь делать? Чем жить?» Напрасно смущается такая душа. Бог, пославший ей Моисея, чтобы вывести ее из Египта, пошлет и манну, как послал древним евреям. Кончается сорокалетнее странствование евреев, прообразовавшее странствование каждой души, ищущей Горнего Иерусалима. Понимали ли евреи, что они служили таким прообразом? Думаю, не понимали. Кто же вводит Израиль в землю обетованную? Моисей? Нет, за то, что усомнился он в Божественном Промысле, умирает он, не достигнув Ханаана, а вводит туда евреев Иисус Навин. Обратите внимание на это имя: Иисус вводит в обетованную землю, и Иисус Христос отверзает нам двери рая. Крестом Своим вводит Он нас туда. Крест Христов – вот величайшее таинство. Обратите внимание на подробности, связанные со спасительными страданиями Христа. Распинается Он посреди двух разбойников. Почему между разбойниками? Здесь тоже глубокий смысл. Распятием Своим Господь спасает от проклятия и смерти нас, людей, а все мы, грешные, отпавшие от Бога, являемся разбойниками перед Ним. Разбойники висят справа и слева от Христа тоже не случайно, в этом последующая история всего человечества. Висящий слева изрыгает хулы, а справа слышится голос: ...помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое ( Лк. 23, 42 ). И ныне мы видим разделение среди людей, и ныне мы знаем и правых и левых. Приняв такое название, они изрекают себе приговор, не устрашает их пример повешенного по левую сторону. В различной участи этих разбойников судьбы всего человечества: одна часть его вместе с хулителем низвергается в ад, другая слышит голос Самого Господа: ...днесь со Мною будеши в раи ( Лк. 23, 43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Тех, кто не сбросил с себя свой крест, в конце этого пути ожидает Царствие Божие, ради устроения которого и пришел Господь. Недаром в Церкви одновременно и нераздельно существуют два понятия: Крест и Воскресение. Господь прошел через Голгофу, но не остался на ней, а воскрес к жизни. Так и мы воскреснем. Каждый христианин должен укрепляться надеждой и верой в то, что Господь просто так, понапрасну, чтоб только наказать, никогда не пошлет нам того, что выше наших сил. Поэтому когда жизненный крест будет пригибать нас к земле, вспомним: Претерпевший же до конца спасется ( Мф.10:22 ). Значит, надо стяжать в своем сердце терпение, чтобы правильно, мудро, благоразумно относиться к тем внутренним и внешним скорбям, которые окружают каждого из нас изо дня в день. Будем помнить на первый взгляд наивный, но глубокий по своему содержанию девиз преподобного Амвросия, старца Оптинского: «Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, так потерплю же и я». За крестом, за Голгофой каждого из нас ожидает воскресение. Вот почему не бессмысленны все наши страдания, болезни, скорби и даже сама смерть. Постараемся, чтобы Крест Господень вдохновлял нас и убеждал в том, что не так уж и тяжел наш собственный крест. И не так уж долго нам придется его нести, не будет это крестоношение бесконечным. Будем же молиться, чтобы мы даже и не замечали, что несем какой-то крест. Надо верить, что все ниспослано нам любящей десницей Божьей, которая ничего плохого, недоброго, не вовремя или по ошибке с нами никогда не сотворит. Творец Неба и земли знает, как очистить нашу душу огнем, чтобы, как из золота, всякая примесь и ржавчина ушли из нее, а осталась только душа, сияющая своей духовной, небесной, преображенной красотой. Откроем ум, сердце, душу и саму жизнь нашу Богу, врачующему нас, чтобы и наша душа преобразилась, убелилась, переплавилась в горниле искушений. И чтобы мы из мертвых, никчемных и черных головешек стали бы сияющим небесным золотом для нашего Бога, Который за нас распялся и подарил нам возможность вечной жизни, в которой уже не будет ни болезней, ни крестов, ни страданий, ни плача, ни воздыхания, но жизнь и радость бесконечная. И если мы будем подражать, насколько это нам возможно, Господу, Его страданиям, любви и терпению, тогда Крест Господа и Спаса нашего Иисуса Христа станет ключом к той двери, которая ведет в Вечность.

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

Пользуйтесь вниманием, по святых отцев учению, храня ум от помыслов безместных. Легчайшая бо победа в начале прилога призывать имя Иисусово, чем и спасайте свои души от всех противных мечтаний. Впрочем, я уповаю, что вы сами увидите полезное, и уразумеете вредное, и призыванием в помощь свою Бога уклонитесь от зла и сотворите благо (преп. Моисей). Во всех... делах требуется человеку помощь Божия. Старец говорил: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс.126, 1). Это значит: если Господь не благословит что, то напрасны будут труды, «напрасно бодрствует страж» (Пс.126, 1) и ничего не устережет, и напрасно человек тот будет рано вставать, — не пойдут дела его без благословения Божия (преп. Амвросий). Тогда Господь начинает являть свою силу, когда увидит, что все человеческие средства к поданию помощи нуждающемуся в ней человеку истощены (преп. Амвросий). Не беспокойся много о устройстве своей судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время (преп. Амвросий). Помощь больным Ты пишешь, что ходишь к одной близкой к тебе монахине. Да ведь ходишь по благословению матушки Игуменьи, значит — за послушание, чтобы не ходила по кельям без нужды. А больных старушек необходимо навещать и, чем можно, послужить им. Как можно больных бросать? Посещения больных Господь вменяет Себе: «Был болен, - говорит Он во Святом Евангелии, - и вы посетили Меня» (Мф.25, 36). — А если ходить по кельям без всякого дела, а только ради праздности — чаи распивать, да празднословить, да людей осуждать, то это — грешно, и таких посещений должно избегать (преп. Иосиф). Записала ты, что запретил я тебе ходить по кельям, а ты все ходишь навещать больных старушек. — Но я говорил тебе, это ничего. Только старайся без нужды и без особенной причины к ней не ходить. Когда позовет, иди, или если увидишь, что она расстроена, также сходи, а без дела не ходи (преп. Иосиф). Помощь родным К сему, вас еще опечаливает и то, что родным своим не можете вы ныне помогать деньгами? Но и эту печаль возложите вы на Бога, Который лучше вашего видит их нужды и может более вашего утешить их в нужде, а наше пособие им должно состоять в усердной молитве об них (преп. Антоний).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Он, как Адама с Евою прельстил под благовидным предлогом, так и теперь тем же способом прельщает многих, если не возможет кого обольстить собственными внушениями, то старается смутить человека и ввести в искушение чрез друзей и знакомых, под благовидными предлогами. Помни это и старайся не забывать, также помни и сказанное в старчестве: «сиди в келье твоей, и келья твоя тебя всему научит». Это тебе тем более прилично, что заботишься о внутреннем монашестве, так как ко внешнему не совсем способна по слабому телосложению и нежному воспитанию. И Господь более взирает на сердце, нежели на лицо, или внешнее делание человека, хотя от здоровых телесно и это требуется. Впрочем, и слабым здоровьем, но понуждающимся по евангельскому слову и внешнее делание большую приносит пользу, если безропотно проходить оное. Смиряться же потребно, и полезно, и необходимо всем, как крепким, так и особенно слабосильным. Смирение может заменять внешние труды. А без смирения и большие подвиги не могут приносить пользы (преп. Амвросий). Врачевание души Когда же справедливая на него падает вина, как вы объясняете, Бог ему судья, и я не забочусь защищать его в порицании. Но желаю, чтобы он уврачевался в своей со­вести, в таком намерении я прочитал ему ваше писание, как очистительную микстуру, и он, хотя и нехотя, всю ее проглотил до капельки и довольно поморщившись содрогнулся, охуждая, что она слишком противна, а я ему хвалил, что она полезна. Лекарство обыкновенно не лакомо вкусу — но весьма противно, однако мы принимаем его, невзирая на отвращение натуры, как целебное и недуга избавляющее; и для здравия телесного какой не принимаем дряни внутрь произвольно для здравия телесного, а для души не то же ли надобно принимать как исцеляющее главный недуг гордости нашей (преп. Моисей). Время И кто успел зажечь светильник свой, тот и ликует со Сладчайшим и Вожделеннейшим своим Женихом в неумолкаемом шуме празднующих. А светильник-то и есть эта молитва. Сердце — фитиль, молитва — огонь, а радость неизглаголанная в сердце молитвенном — действие Духа Святаго или наслаждение в невестнике с Небесным Женихом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010