Прими сии мои советы, от искреннего усердия тебе предлагаемые, и постарайся принять полезное для тебя и исполнить. И. М. 23 января 1851 года. Письмо 422 В письме твоем сама себе противоречишь; говоришь, что сердечно желаешь, от всей души, достигнуть смирения, а то, чем оное приобретается, отвергаешь, составляешь свою волю и свой разум; это противно смирению; надобно отвергнуться и воли, и разума своего, тогда и смирение стяжем. Читай о сем у Лествичника о послушании, смирении, гордости, у аввы Дорофея  и у св. Кассиана. О неотвержении своего разума я заметил в письме твоем; мать говорит: надобно обдумавши все говорить; а тебе кажется это политикой; и по твоему, – какая мысль приходит, что хочешь, то и говоришь; тут и следа нет смирения! Св. Моисей учит, что «отнюдь не веруем своему разуму, а что искусят отцы, тому веруем и творим; от сего приходит смирение и рассуждение» (в слове св. Кассиана к Леонтину игумену). Да преумудрит тебя Господь, когда оставишь свой разум, а последуешь опытным. И. М. 10 февраля 1851 года. Письмо 423 Достопочтеннейшие о Господе мать Р. и мать У.! За немощь сил моих не могу писать вам каждой особо, а купно обеих благодарю за писание и за изъявленное в оных расположение к моей худости; а еще бы более вы оную доказали ко мне, когда бы постарались исполнением того, о чем много мы беседовали; т.е. о спасении душ наших; которое совершается в главных двух пунктах: любви и смирении; а без них никакие наши подвиги и пожертвования не могут нас воспользовать. Много, много о сем мы читали и говорили, надобно же и делом сего коснуться, послушайте Господа, Он говорит: о сем разумеют в cu , яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Иоанн. 13:35). Ежели мы не хотим быть Его учениками, то чьи ж будем? От Него даруется мир и спокойствие; а от противного вражда и смущение, отчего да избавит вас Господь. И. М. 10 июля 1851 года. Письмо 424 Достопочтеннейшая о Господе мать У.! Ты, страдая томительной скукой и тоскою, думаешь избавиться оной, поехав к родным.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

...Коликие бы ни восстали волны на твою душу, всегда прибегай ко Христу. Спаситель, Он придет на помощь и укротит волны. Ты веруй, что Господь смотрительно устроил тебе таковую жизнь к исцелению, не отвергай ее и не ищи телесного спокойствия и мнимого мира, прежде подобает много потрястися и потерпети: ежели будешь иметь откровение, то оное много облегчит твою брань и будешь больше иметь спокойствия, нежели сама собою (преп. Лев). О. А. лихорадкою движимые помыслы ехать на родину можно извинить, а согласиться на оные не должно. Если бы он на тот свет поглядывал чаще, то лучшие бы имел помыслы. В случае его неуспокоения надобно отозваться на старца, без коего благословения ничего не должно принимать и делать (преп. Моисей). Враг наш невидимый сам же вложит мысль греховную в душу человека, да тут же и запишет ее, как его собственную, дабы впоследствии на Страшном Суде Божием обвинить человека (преп. Амвросий). Господь тебя избавит от всех недолжных помыслов, только смиряйся (преп. Амвросий). Когда найдет день, что будто хорошо живешь — весело и покойно, а вдруг сделается беспокойство, и помыслы будут тебя смущать, тогда скажи себе: что ж ты теперь смущаешься? А помнишь, когда была покойна (преп. Амвросий). Против помыслов немощных молись Господу: «от тайных моих очисти мя» и прочее и будешь получать облегчение... (преп. Амвросий). ...Пишешь... что тебе приходило сильное желание умереть, и не боялась смерти, все это обольщение вражие (преп. Амвросий). Когда найдут смутные помыслы, тогда молиться: «Да воскреснет Бог» и поклон. — «Богородице Дево» три раза и за каждым разом поклон. — «Достойно есть» и поклон (преп. Амвросий). ...Вся эта противоречащая путаница есть действие врага, который борет и десными и шуиими, то тоскою и страхом, то высокоумием и самонадеянностью, а когда отвергают его внушения, то опять шепчет: «благоже, благоже сотворил, победил, соделался велик». Тебе сильно казалось, что действительно пришла в меру совершенства, а сама пишешь, что голова пустая, душа, как разграбленная храмина, что с трудом привыкаешь к устной молитве, а четочного правила ни разу не выполнила, потому что, как только за него берешься, начинает тебя сильно ломать. Откуда же взялось твое совершенство? Видим, что тут явное противоречие, которое прежде всего врачуется искренним покаянием и чистосердечным исповеданием «кому следует» (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Всем вожделенна земная слава, изобилие вещей и все услаждающие телесные чувства удовольствия. Весь ум и сердце заняты попечением и печалями о том, несмотря на объявленное Господом ужасное последствие. Что, если Милосердый и Человеколюбивый Бог Сам не стеснял Промыслом Своим пространных замыслов человеческих к удовлетворению похотей плоти, похоти очес и гордости житейской? Едва ли бы обрелся един из многих тысяч человек, который произвольно бы из любви Божией возгнушался славою и сладострастием и плоть свою распял со страстями и похотями. По большей части Сам Отец Небесный вводит человека в тесный путь жизни судьбами Своими. О чем и Спаситель сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6, 44). Привлечет броздами и уздою, егоже возлюбит, по Своему предведению. Мне кажется, и вас... любовь Божия, яко доброго раба Своего, сближает с Собою находящими скорбями, которые по видимому вас окружают, теснят, и насилуют, и нехотя истончавают, дабы тесными вратами могли вы пройти за Христом Спасителем в живот Его и не остались с прочими на пространстве душепагубном (преп. Моисей). Скука Пишешь, что находит на тебя скука, и тогда ничто не помогает, и читать не можешь. Ты вышла на духовную брань и, не бывши еще на сражении, ищешь награды — душевного спокойствия; оно даруется тем, кои претерпели многие " раны на брани, пали и паки восстали, обвязав свои раны, и бодро стоят на сражении (преп. Макарий). Случающаяся с вами тоска, полагаю, есть духовный крест, который надобно принимать со смирением, благодарением и терпением; оным очищаются наши неисправности, грехи и немощи, и приходим даже в познание и тех, кои мы ни за что считали, а они-то и причиною бывают такой тягости. Терпя с благодарением, вы получите облегчение оной тоски, а когда стужаете и малодушествуете, то более отягощаете себе оный крест (преп. Макарий). ...Причина — самая важная — это Господь к Себе душу призывает. Сами к Нему нейдем, вот Он и посылает своих вестников — скорби, тоску, болезни: «Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Берегитесь принимать советы вражии, которые до соделания греха представляют Бога человеколюбивым, a по содеянии влекут во отчаяние. Равно и мнения нынешних мудрецов, старающихся заглушить оными свою совесть; но напротив в душах их нет спокойствия, – но ад. Да избавит вас Господь от всех сих сопротивных сетей и козней вражиих, и да простит вам вся согрешения ваша. Приимите сей наш совет, в коем не ищите витейства и мудрости века сего, но смотрите, что оный проистекает от искренности сердца нашего, желания вам душевного мира и спасения, и основан не на своем разуме, a на учении св. отцов. Когда вы находите облегчение в своей совести, чрез откровение, хотя письменное, то мы не воспрещаем вам и чаще писать к нам ничтожным о ваших немощах; хотя же и не получите скоро ответа на письмо ваше, но одно откровение с верою уже облегчит вашу совесть. Это многие отцы утверждают, из коих св. Моисей, в слове св. Кассиана к Леонтину игумену, в 4-й части Добротолюбия, говорит: «само то, еже являти и открывати злые помыслы отцем, увядает оные, и немощнейшие творит, якоже змий, от темныя норы изнесенный на свет, тщится бегство употребити и сокрытие, тако и лукавые помыслы, изряднейшею исповедию и изглаголанием явлени бывша, тщатся бежати от человека». Когда же опасаетесь, что кому другому попадется письмо, можно не подписывать своего имени; потому что рука ваша нам довольно известна; или так кому, ежели можете, изъясняйте, и, по вере вашей, получите успокоение. О случившейся вам скорби, чрез неблагополучное разрешение супруги вашей, мы сердечно соболезнуем; но благодарение Господу, что ее сохранил Господь, и ныне находится во здравии. Посещение сие приписывайте своим грехам; приносите о них Господу Богу покаяние, Который всегда готов помиловать кающихся и к Нему прибегающих. Испрашивая на вас, на супругу вашу и на детей ваших мир и благословение Божие, и, желая вам здравия и благоденствия, с почтением нашим пребываем недостойные ваши богомольцы, многогрешный И. Л. и многогрешный И. М. 262 От 26-го декабря писание ваше получили мы своевременно; в неответствии на оное, надеемся, вы нас простите.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Одних назидает слово, другие исправляются примером. Для иных нужен бич, а для других узда, ибо одни ленивы и неудобоподвижны к добру, и таких должно возбуждать ударами слова; другие сверх меры горячи духом и неудержимы в стремлениях, подобно молодым, сильным коням, бегущим далее цели, и таких может исправить обуздывающее и сдерживающее слово. Для одних полезна похвала, для других укоризна; но та и другая – вовремя; напротив того, без времени и без основания они вредят. Одних исправляет увещание, других выговор, и последний – или по всенародному обличению, или по тайным вразумлениям. Ибо одни привыкли пренебрегать вразумлениями, сделанными наедине, но приходят в чувство, если укорять их при многих; другие же при гласности обличения теряют стыд, но их смиряет теп­лый выговор... Иные, надмеваясь мыслию, что дела их тайны, о чем они и заботятся, считают себя умнее других, и в таких надобно тщательно наблюдать все, даже самые маловажные, поступки; а в других лучше иного не замечать и, как говорится, видя не видеть и слыша не слышать... Иногда нужно гневаться, не гневаясь» (видимый, а не действительный гнев), «оказывать презрение, не презирая, терять надежду, не отчаяваясь, сколько сего требует свойство каждого; других должно врачевать кротостию, смирением и соучастием в их лучших о себе надеждах... Хвалить или осуждать должно у иного достаток и могущество, а у другого – нищету и расстройство дел» (1, с. 209). К этому следует добавить, по слову преподобного Исидора Пелусиота , совет, порицание, сострадательность, обличение с дерзновением, запрещение, наказание, снисходительность и проч. (1, с. 228). Все эти педагогические воздействия должны быть применяемы с особой осторожностью, чтобы никому не повредить. Ища к каждому свой подход, учителю понадобится немало приложить труда, чтобы хорошо узнать души своих учеников. Святые отцы большое внимание уделяют замечаниям, которые требуют наибольшего искусства. Потому преподобный Моисей Оптинский (Путилов) учит, что «если кому нужно сделать выговор или замечание, то надобно прежде в сердце помолиться за него», тогда тот «и замечание выслушает спокойно, и исправление бывает» (5, с.109).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Сорок лет ходят израильтяне с Моисеем по пустыне, стремясь к земле обетованной. Бесплодна пустыня, ничего нет кругом, не раз нападают сомнения на евреев, но Господь не допускает им погибнуть. Так и души, избравшие путь богоугождения, высвободившись из-под гнета страстей, оторвавшись от всего, что прежде составляло содержание их жизни, часто устрашаются, увидев себя сразу в пустыне. «Господи, что же теперь делать? Чем жить?». Напрасно смущается такая душа. Бог , пославший ей Моисея, чтобы вывести ее из Египта, пошлет ей и манну, как послал древним евреям. Кончается сорокалетнее странствование евреев, прообразовавшее странствование каждой души, ищущей Горнего Иерусалима. Понимали ли евреи, что они служили таким прообразом? Думаю, не понимали. Кто же вводит Израиля в землю обетованную? Моисей? Нет. За то, что усомнился он в Божественном Промысле, умирает он, не достигнув Ханаана, и вводит туда евреев Иисус Навин. Обратите внимание на это имя: Иисус вводит в обетованную землю, и Иисус Христос отверзает нам двери Рая, Крестом Своим вводит Он нас туда. Крест Христов – вот величайшее таинство! Заметьте все подробности спасительных страданий Христовых: распинается Он посреди двух разбойников. Почему между разбойниками? Здесь тоже глубокий смысл. Распятием Своим Господь спасает от проклятия и смерти нас, людей, и все мы, грешные, отпавшие от Бога, являемся разбойниками перед Ним. Разбойники висят справа и слева от Христа тоже не случайно, здесь история всего последующего человечества. Висящий слева изрыгает хулы, а справа слышится голос: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. И ныне видим разделение среди людей, и ныне знаем и правых, и левых,– последние, сами приняв это название, изрекают свой приговор, не устрашает их пример повешенного по левую сторону. В различной участи этих двух разбойников – судьбы всего человечества: одна часть его с хулителем низвергается в ад, другая слышит глас Самого Господа: «Днесь со Мною будеши в раи» 172 . Одни идут в погибель, другие – в Жизнь Вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

В лице о. Леонида о. Моисей нашел истинного старца для своей обители. Отец Леонид стал душою обители. Не занимая никакого начальственного положения, единственно в силу своих высоких дарований и громадного жизненного опыта, он стал духовным руководителем оптинского братства. Без благословения старца никто из его духовных детей не делал ни одного шага в своей жизни. Ежедневно вечером к его келлии стекались братия с целию открыть ему свою душу за истекший день и получить полезное указание или утешение. За братией потянулись миряне. Из городов и селений стали являться всякого звания люди – дворяне, купцы, мещане и крестьяне обоего пола. Все прослышали о его мудрости и прозорливости, все верили и на себе испытывали силу его молитвы. Отказа никому не было. Двери келлии старца ни перед кем не закрывались. Все были принимаемы старцем с отеческим расположением и любовью, и никто не выходил из его келлии неутешенным. Любопытную картину келейной жизни старца и его отношений к посетителям рисует известный странник инок Парфений, посетивший о. Леонида незадолго уже до его кончины. «Войдя в келлию, – пишет он, – я убоялся и вострепетал. Ибо почти полная была келлия людей разного звания: господ, купцов и простых; и все стоят на коленях со страхом и трепетом, как пред грозным судиею, и каждый ожидает себе ответа и наставления; и я также, позади всех, пал на колени. Старец же сидит на кроватке и плетет пояс. Это было его рукоделие – плести пояски и давать посетителям в благословение… Между этими людьми стоял пред старцем на коленях один господин, приехавший на поклонение в обитель и для посещения великого старца. Старец спросил его: „А ты что хочешь от меня получить“ Тот со слезами ответил: „Желаю, отче, получить от вас душеполезное наставление!“ Старец вопросил: „А исполнил ли ты то, что я тебе прежде приказал?“ Тот ответил: „Нет, отче святый, не могу того исполнить!“ Старец сказал: „Зачем же ты, не исполнивши первого, пришел еще и другого просить?“ Потом грозно сказал ученикам своим: „Вытолкайте его вон из келлии“. И они выгнали его вон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

«Чай пить по три чашки без хлеба и никому этого не рассказывать. А если у кого в гостях будешь, то раскроши только хлеб, как делал митрополит Филарет (Московский). Подали ему уху стерляжью, он ушицу поел, а рыбу только раскрошил» 41 . «Чай постом в другой раз – с покаянием». «Великим постом поставишь самовар и скажи: кто не хочет осуждать, тот пей чай. Хоть не осуждайте-то, а то и напьетесь, и осуждаете». «Когда труды, то не принуждай келейных только по три чашки чай пить, а скажи: пейте по вашему правилу». «Если будешь помногу чай пить, то зубы будут болеть». «Объястливые уста – свиное корыто». «Если будешь пить после правила вечернего, то нужно положить за это двенадцать поклонов. Не осуждать людей, а сказать себе: ах я, окаянная!» «Надо благодарить Господа, что Он тебе все посылает. Это для трех причин – чтобы привести в чувство, сознание и в благодарность». «Как будешь кого осуждать, то скажи себе: лицемере! изми первее бревно из очесе твоего». «Бревно в глазу – это гордость. Фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел смирение и был лучше». «Если найдут помыслы осуждения, то вспомни, что один лошадь украл, а другой овцу, то есть ты лошадь (украла)». «Все помыслы (недолжные) от гордости. У тебя есть гордишка». «Гордых сам Бог исцеляет. Это значит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылаются от Бога, а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все несет и все будет говорить: достоин сего». «Когда чувствуешь, что преисполняешься гордостью, то знай, что это похвалы других тебя надмевают». «Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит». «На объяснение, что в разговорах с другими говорю – я, батюшка сказал: „Отец архимандрит Моисей никогда не говорил – я“, а: „Это опытом удостоверено“ или скажет: ,,мы“». «Дом души – терпение, пища души – смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон» (обычное выражение: выходить из терпения). «Когда разворчишься, то укори себя, скажи: окаянная! что ты расходилась, кто тебя боится?» «Если очень зацепят тебя, скажи себе: не ситцевая, не полиняешь».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Великие старцы изрекали, что послушание выше подвижничества и чистоты, так как оно «с дерзновением приводит к Богу» 582 . И один из них, великий авва Моисей, сказал: «Будем просить послушания, рождающего смирение и приносящего терпение, и великодушие, и сокрушение, и братолюбие, и любовь, ибо это суть воинственные оружия наши» 583 . О святой, смиренной, не постижимой для ветхого человека любви, рожденной от послушания, сохранилось в Патерике много преданий. Так, один брат, закончив свои корзины и привязав к ним ручки, чтобы нести на продажу, услышал, что у соседа его нет ручек для корзин. Отвязав их от своего изделия, он отнес ручки брату, уверяя его, что они ему не нужны 584 . Другой старец, узнав, что болящий брат его хочет свежего хлеба, набрал свой сухой хлеб в милоть, сходил в Египет и переменив черствый хлеб на свежий, принес его, еще теплый, болящему 585 . И указывается в рассуждении отцов, что враг может подражать и посту, и бдению, но никогда – смирению и любви 586 . Искушая двух братьев, согласно живших вместе, враг представил птицу одному вороной, другому голубем, вследствие чего добился их ссоры. Когда же по прошествии трех дней братья поняли искушение, они смирились, примирились друг с другом и до смерти жили в мире 587 . В разделе о высших добродетелях иноков отрадно прочесть такие строки: «Сказал авва Исаия : «Любовь есть размышление о Боге с непрестанным благодарением; благодарению же радуется Бог: оно есть знак успокоения " » 588 . Подобных строчек не найдешь в руководстве прочих религий: смирение Христово, Его послушание воле Отца лежит в основе всех добродетелей; недостижимо оно для духа зла, и пребывает святая, и чистая, и смиренная христианская любовь выше всех козней и сетей диавола. Она ему чужда и недоступна. Высоты этой чистой любви достигают идущие путем послушания и смирения, путем отсечения своей воли, путем откровения всех тончайших приражений врага, тернистой дорогой наблюдения за собой и открытия старцу своих помыслов, десных и шуих. В Отечнике, составленном св. Игнатием Брянчаниновым , под различными сказаниями о жизни старцев и их изречениями помещены примечания самого св. Игнатия, полные великой духовной силы и значения. В них сохраняется тот высокий стиль, что присущ основным произведениям святителя. В них всюду – та же высокая подлинная духовность, которой полны его произведения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/put-k-...

Сорок лет ходят израильтяне с Моисеем по пустыне, стремясь к земле обетованной. Бесплодна пустыня, ничего нет кругом, не раз нападают сомнения на евреев, но Господь не допускает им погибнуть. Так и души, избравшие путь богоугождения, высвободившись из-под гнёта страстей, оторвавшись от всего, что прежде составляло содержание их жизни, часто устрашаются, увидев себя сразу в пустыне. «Господи, что же теперь делать? Чем жить?». Напрасно смущается такая душа. Бог , пославший ей Моисея, чтобы вывести её из Египта, пошлёт ей и манну, как послал древним евреям. Кончается сорокалетнее странствование евреев, прообразовавшее странствование каждой души, ищущей Горнего Иерусалима. Понимали ли евреи, что они служили таким прообразом? Думаю, не понимали. Кто же вводит Израиля в землю обетованную? Моисей? Нет. За то, что усомнился он в Божественном Промысле, умирает он, не достигнув Ханаана, и вводит туда евреев Иисус Навин. Обратите внимание на это имя: Иисус вводит в обетованную землю, и Иисус Христос отверзает нам двери Рая, Крестом Своим вводит Он нас туда. Крест Христов – вот величайшее таинство! Заметьте все подробности спасительных страданий Христовых: распинается Он посреди двух разбойников. Почему между разбойниками? Здесь тоже глубокий смысл. Распятием Своим Господь спасает от проклятия и смерти нас, людей, и все мы, грешные, отпавшие от Бога, являемся разбойниками перед Ним. Разбойники висят справа и слева от Христа тоже не случайно, здесь история всего последующего человечества. Висящий слева изрыгает хулы, а справа слышится голос: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. И ныне видим разделение среди людей, и ныне знаем и правых, и левых, – последние, сами, приняв это название, изрекают свой приговор, не устрашает их пример повешенного по левую сторону. В различной участи этих двух разбойников – судьбы всего человечества: одна часть его с хулителем низвергается в ад, другая слышит глас Самого Господа: Днесь со Мною будеши в раи 172 . Одни идут в погибель, другие – в Жизнь Вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010