Давно я собирался ответить тебе, преподобнейшая сестра о Господе, и брался: но неослабное прибывание новых лиц и рукописаний смиряли меня. Жалуешься, что не сладишь с собою... И не можешь смириться в сердце. Да, умница ты моя хорошая, и говорил я тебе и писал: если бы ты была на деле так хороша, как в желаниях (конечно, тщеславных) твоих быть хорошею, прехорошею монахинею. Тогда б тебя сделали прямо игуменьею, и заставили бы не учиться терпению, а учить других. А тебе этого могущие не поручили, а советуют самой поучиться. И учись. Понемножку. Понемножку. Еще прочти у аввы Дорофея в средине 14 поучения (стр. 193 по изд. 66 г. Оп. п.) о лестнице. Прочти, да заруби; хорошенько заруби где-нибудь у себя. И благодушествуй. Если бы ты помнила эту лестницу, то не поспешила бы смутиться, что в сердце не можешь смириться. Ну, скажи, пожалуйста, куда ты лезешь! Ведь ты сигаешь-то целиком на верхние ступеньки. Посвящаемый во иеродиакона великий Моисей Мурин на оскорбление его сказал: смутихся и не глаголах! А каширская преподобная не хочет равняться с Моисеем. Ей дай такое смирение, чтобы и в сердце не копало. Ты хоть наружно-то смирись. А то смирение постигается и достигается не горбом и ползаньем, а силою Животворящего Духа. Вот, что говорила дерзко, это неловко; но все же грех не к смерти. Сто раз еще погрешишь, и сто раз вста­нешь, и Господь всякий раз тебя примет, и простит, и не помянет уклонений твоих, только по силе смирись. А что матушка продолжает подозревать тебя в том, это ни в каком случае не повредит тебе. А что послу­жит вместо Ангела Хранителя в этом нет сомнения. Будь же мирна. О тебе заботятся больше, чем ты думаешь. А что стыдно тебе было даже до смерти, и даже больше того: «Легче было бы мне умереть!» Это, это матушка ты моя, Е. А., уж просто ты светская барышня. Мать от искреннего сердца – не без боли для него – говорит, кому говорит? Губерна­тору? Льву бульварному? Заезжему барину? Нет, говорит отцу ее: что эта матушка не сохраняет монашеского чина, не умеет смиряться! О, какой стыд! А тебе значит хотелось, чтобы я не знал твоих немощей? И мнение о тебе м. Игумении было бы тайной? Видишь ли, родная, куда тебя увлекло тщеславие-то! Ну, аминь! Начнем исправляться! И я желаю тоже положить начало. Господи, помоги нам! А что касается моего расположения к тебе: то после этого страшного погрома твоего, после такого унижения и уничтожения, которое показалось тебе хуже смерти, ты, сестра, стала ко мне ближе. Да, думаю, и к Богу тоже. Бог на смиренные призирает, так и смотрит в очи, в самое дно сер­дечное.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

– Между тем, преподавши всем благословение, Владыка митрополит вышел из церкви и лишь только подошел к крыльцу настоятельских келлий, как о. Моисей представил ему Старца: «Ваше Высокопреосвященство! – старец о. Леонид!» – «Ах, о. Леонид! – так милостиво-любовно начал речь свою милостивый Филарет, – вот где Господь благословил нам в жизни сей видеться. Слава Богу! Я счастлив, что вижу вас». – Старец хотел, было, поклониться ему в ноги, но митрополит не допустил, с приятной улыбкой сказав: «Куда нам с тобою кланяться? Теперь не до поклонов, – прошло то цветущее время». – И так они вошли в настоятельские келлий. Отец Леонид уклонился, было, в толпу стоявших здесь братий, но высокий гость, поздоровавшись со всеми передовыми, опять обращается: «Отец Леонид! Где же вы?» – взял его за руку, посадил с собою на диван и не отпускал от себя во все время чаепития и ужина, ведя с ним оживленный разговор. Более тридцати лет (1804–1837 гг.) прошло с того времени, как они были и жили в дружеских отношениях; было о чем вспомнить и поговорить. Между прочим заметив, что на о. Леониде не было ничего из схимнического одеяния, митрополит спросил: «Что вы, о. Леонид, не в схиме?» – Старец шутливо ответил: «Да я носил, да струсил». – Сидевший тут же преосвященный Николай возразил: «Его пострижение было келейное, так, вероятно, о. Леонид в келлии носит же схиму». – При сем Старец тотчас же показал под рясой своей принадлежащий схимнику великий параман. – «Да, это все хорошо», – продолжал митрополит и тут же, обратившись к преосвященному Николаю, прибавил: «Пусть о. Леонид с вашего благословения носит схиму и, как должно по указу, открыто». – С тех пор Старец уже до конца жизни своей невозбранно носил, как и прежде, по обычаю молдавских монастырей, схимнический великий параман нитяный (некоторыми неправильно называемый аналавом). – В это время митрополит отлучился на несколько минут в другую комнату. Воспользовавшись этим случаем, преосвященный Николай подошел к сидевшему на диване Старцу. Старец встал.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Прп. Макарий Оптинский с. 283] Подержи молитву, не только Рим и Иерусалим, а Сам Распятый за нас придет с Пречистою Материю. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 113] Имейте веру к угодникам Божиим: преподобному Сергию Радонежскому и святому Митрофану Воронежскому, а паче призывайте Заступницу нашу, премилосердую Матерь Божию, и, предавшись в волю Божию, успокаивайтесь. Прп. Макарий Оптинский с. 226] Полезно церковное поминовение и частные молитвы покойникам покаявшимся, но не понесшим или не успевшим понести епитимий. Прп. Амвросий Оптинский с. 85–86] От нападения вражия будем обороняться молитвою. Молитесь за творящих напасть. Прп. Моисей Оптинский с. 121] О сохранении Православия в детях… молитесь Богу о сем. Прп. Макарий Оптинский с. 42] Нет нам иного средства к ограждению себя, кроме одной молитвы ко Господу. Прп. Антоний Оптинский с. 48] Совет мой: не оставлять церковной молитвы, но смиренно в оной молиться и не смущаться. Прп. Макарий Оптинский с. 132] Молитву Иисусову всеми силами старайся держать – она вся наша жизнь, вся краса, все утешение, что в начале она трудна – это всем известно; но после зато неоцененна, всерадостна, вселюбезна. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 192] В третьей молитве на сон грядущим изъяснены многие могущие быть повседневные согрешения, о коих и приносим покаяние вседневное. Прп. Макарий Оптинский с. 36] В затруднениях, недоумениях и всех обстоятельствах ближайшее средство и верное к пользе нашей – одно обращение ко Господу и возложение на Него всей печали и попечения. Притом надобно молить Бога о тех, с кем предлежит дело, и все уладится хорошо. Прп. Моисей Оптинский с. 127] Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце. Прп. Иларион Оптинский с. 169] Старайтесь идти путем заповедей Божиих, сопротивляясь препятствующим сему враждебным силам: не своей силой, но Божией помощью, призывая оную молитвой. Прп. Макарий Оптинский с. 267] Ничего не бойся только. Бог не оставит уповающих на Него. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОИСЕЙ ОПТИНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Моисей (Путилов), Оптинский старец Моисей (Путилов) ( 1782 - 1862 ), схиархимандрит , Оптинский старец, преподобный . Память 16 июня , в Соборах преподобных Оптинских старцев и Брянских святых В миру Путилов Тимофей Иванович, родился 15 января 1782 года в городе Борисоглебске Ярославской губернии (ныне Тутаев Ярославской области), получив в святом крещении имя Тимофей. Будучи первенцем в семье благочестивого купца Ивана Григорьевича Путилова и получив свое образование как в родном доме, так и в храме Божием, он стал духовным наставником для своих братьев. Придя в совершенный возраст и видя сущую суету и пустоту житейских дел, влекомый подвижническим духом, Тимофей со своим младшим братом Ионой посещает ряд монастырей и известных старцев - в частности в 1809 - 1811 годы Тимофей был послушником Свенского монастыря . Живое и частое общение с духовными лицами дало для них свои добрые всходы — в них невидимо загорелся огонь монашеского делания. Начинание свое они положили в Саровской пустыни , застав там великого старца, преподобного Серафима . Через три года, «по неведомым для него судьбам», послушник Тимофей оказывается среди иноков рославльских лесов. Среди этих пустынножителей Тимофей прожил десять лет, получив иноческий постриг с именем Моисей. Но не укрыться граду, стоящему на горе, и преподобный Моисей вместе со своим братом, преподобным Антонием , был призван к новому подвигу... Призванный в Оптину пустынь изначально для создания и благоустроения Иоанно-Предтеченского скита , преподобный Моисей вскоре становится настоятелем самой обители, с этого же времени начинается духовное возрастание и прославление обители. При преподобном Моисее обитель преобразилась, расцвела благоухающим садом. Старые храмы при нем поновлялись и благоукрашались, воздвигались и новые, вокруг них росли корпуса братских келий, трапезной, библиотеки... Ничто не ускользало от внимания настоятеля: монастырские леса, луга, огороды, сады, пруды, скот и пчелы — все это находилось под его попечительным присмотром. Но главным при этом оставалось попечение о братии, ее преуспеянии в благом и высшем из всех дел — деле спасения души. Сам остававшийся, несмотря на многочисленность своих забот, истинным подвижником и воином Христовым преподобный Моисей умел и в душах вверенных ему Господом братий возжечь ревность по Богу, укрепить их в святом намерении «добрым подвигом подвизаться, течение скончать и веру соблюсти».

http://drevo-info.ru/articles/6182.html

Ибо если кто болен телом, то не только на него не огорчаемся, но еще и служим тому всяким образом; таким образом надо и в душевных недугах поступать. Преподобный Моисей Оптинский. (11, с. 122.) Богом, спасающим нас, устроено так, что никто не обойдется без скорбей, потому что Господу всех хочется спасти, а без скорбей спасться невозможно. В скорбях сокровена есть милость Божия! Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 258.) Для Господа приятнее грешник смиренный, чем праведник гордый. Преподобный Варсонофий Оптинский. (5, с. 205.) Человеку свойственно согрешать, падать, и не должно унывать и приходить в чрезмерную печаль, если придется согрешить. Но не каяться свойственно бесам; поэтому необходимо каяться. Преподобный Никон Оптинский. (15, с. 190.) Гордость есть первая степень бесовского устроения. Но хотяй всем человеком спастися и в разум истины прийти, попускает диаволу и людям смирять нас. Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 72.) Без самоукорения, смирения, терпения и любви спастись неможно; с этими средствами и брани облегчаются, и коварства вражии низлагаются. Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 733.) Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре, потому что без испытания добро твердо не бывает. Преподобный Амвросий Оптинский. (1, с. 40.) Лакомство? Можно часть съесть, часть больным или кому-нибудь отдать. Преподобный Анатолий Младший Оптинский. (16, с. 397.) Если вы говорите и молитесь о добродетелях, надо, чтобы это оставалось не на устах только, но чтобы слова и молитвы о добродетелях переходили в дела, в самую жизнь. А то говорить ведь можно много, но без толку. Преподобный Никон Оптинский. (15, с. 221.) Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина, – как она благотворно действует на душу! Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 323.) В мире все делается с большими ошибками, потому что враг всех искушает и Бог попущает, чтобы чрез это испытывалось произволение человеческое. Но Бог смотрит не на совершение дел, особенно материальных, а взирает на намерение, с каким кто что-либо делает, – совершит ли он это или не совершит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Моисей Оптинский, преподобный Преп. Моисей Оптинский (в миру — Тимофей Иванович Путилов; 1782-1862) — основатель Иоанно-Предтеченского скита, настоятель Оптины (при нем начинается ее расцвет). Родился в благочестивой семье давшей трех духовных наставников: самого Моисей, его брата преп. Антония и саровского игумена Исайю. С юности мечтал о монашеств. Три года вместе с братом Исайей провел в Сарове (к тому времени там уже тридцать подвизался Серафим Саровский). Брат там и остался, в последствии став игуменом. Будущий старец Моисей, в свою очередь, поступил Свенский Успенский монастырь Орловской епархии, где десять лет живет с другими пустынниками в лесу, около реки. Там же подвизался и его брат, будущий старец Антоний. В 182о году Моисей проездом побывал в Калуге, где встретился с калужским архиереем. Тот предложил основать ему в Оптиной скит. Он, его брат Антоний и еще два монаха основывают Иоанно-Предтеченский скит. Со временем преп. Моисей становится духовником и настоятелем всей Оптиной. Стиль его настоятельства можно проиллюстрировать цитатой из дневника, писавшегося ещё в Свенском Успенском монастыре: «блеснуло в уме разумение относительно до сожительствующих со мной братий, чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные свои, дабы не судить их строго и гневом отнюдь не воспламеняться. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои.» При преп. Моисее Оптина обзавелась множеством новых храмов, построек и т. п. Велась обширная благотворительная работа. Когда при его кончине открыли ящик, где он хранил деньги, нашли один гривенник, застрявший между дном и стеною. «Верно, батюшка не заметил его, а то бы непременно и его истратил на бедных», — сказал его брат, преподобный Антоний. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/moi...

Преподобный Лев Оптинский. (9, с. 383–384.) Опыт указал мне такое правило: если кому нужно сделать выговор или замечание, то надобно прежде в сердце помолиться за него Богу. Думаешь иногда, что брат тот не примет замечания, а если помолишься за него сперва, то, смотришь, сверх ожидания он и замечание выслушает спокойно, и исправление бывает. Преподобный Моисей Оптинский. (11, с. 118.) Не позволяй рассеиваться добрым мыслям; все там суетно, где не назидается душа во спасение и не просвещается страхом Божиим. Преподобный Лев Оптинский. (12, с. 392.) Немирствие губит людей. Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 375.) Бог и великие грехи прощает человеку против Него Самого; но согрешения против ближнего не прощает, если с ним не умиротворится и не удовлетворит его как следует. Преподобный Амвросий Оптинский. (1, с. 119.) Тщеславие и гордость – одной закваски, различие же оных такое: тщеславие побуждает высказывать свое благочестие или свой ум, дорожит мнением людей, любит похвалу, склонно к человекоугодию, боится ложного стыда человеческого – и подобное. Гордость же обнаруживает себя порывами гнева, смущением, презорством, осуждением и уничижением ближних, надымая душу самомнением и возношением о своих делах и достоинстве – или внешнем или внутреннем. Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 110.) Спасение ваше и погибель ваша – в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий. Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 334–335.) Не изнемогай духом и не унывай в противностях, но обращайся ко Господу с смиренным молением и веруй, что приидет к тебе помощь. Преподобный Моисей Оптинский. (11, с. 234.) Смирять же себя всеми силами старайся. И мысль твоя, что тебя не любят, есть чисто бесовская. К тому ж мы обязаны, чтобы всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать. Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 200–201.) Не надо требовать или искать чудес на земле: у нас есть чудо – Божественная Литургия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Ты, верно, понимаешь, что хотя мы и должны молиться друг за друга, но не должны приписывать молитве своей чудодейственную силу, не должны думать, что просимое нами всегда Господом исполнится. Это мнение исходит от гордости и ведет в прелесть. Преподобный Иларион Оптинский. (6, с. 205.) Если Бог и посылает кому скорби, то это для того, чтобы очистить от грехов и приготовить к вечному Царствию Небесному. Здешнее все временно, а тамошнее вечно. Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 622.) От помыслов, которых не любишь и по крайней мере от которых стараешься избавиться, не погибнешь. Только кайся и смиряйся. И Бог простит тебя. Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 154.) Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха. Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, – а в запрещении и преслушании. Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и преслушании правил Церкви. Господь же во Святом Евангелии глаголет: «Аще кто Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18: 17). Преподобный Амвросий Оптинский. (1, с. 86.) Участь всех хотящих спастись – страдать. Поэтому, если страдаем, да радуемся, ибо содевается наше спасение. Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 371.) Укоряйте себя мысленно, и уничижайте, и худшими всех себя имейте – и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений. Преподобный Моисей Оптинский. (11, с. 234.) Покой обещан нам в будущем веке, а здесь, на земле, труд и искушение. «Блажен человек, иже претерпит искушение» (Иак. 1: 12). Преподобный Моисей Оптинский. (11, с. 239.) Исцеляется она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением. Преподобный Лев Оптинский. (9, с. 369–370.) Когда укоряют, если можешь понести – понеси, не можешь – ответь тихо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

     В 1816 году в тот же лесной скит прибыл Александр Путилов, став послушником у своего брата. Это духовное наставничество сохранилось на всю жизнь. В дальнейшем Александр был пострижен с именем Антоний, в честь преподобного Антония Великого. В 1820 году, совершая поездку в Москву, отец Моисей посетил Оптину пустынь, где произошла его встреча с правящим архиереем Калужской епархии Филаретом (Амфитеатровым). Владыка давно желал устроить в Оптиной уединенный скит и поручить это рославльским пустынникам, зная об их подвижнической жизни. Отец Моисей понравился владыке своим смирением и духовной рассудительностью. 6 июня 1821 года с несколькими монахами (включая отца Антония) преподобный Моисей прибыл в Оптину пустынь. Первым делом началась расчистка места для будущего скита. Затем были построены храм во имя святого пророка Иоанна Предтечи и кельи. Для освящения храма в начале 1822 года приехал епископ Филарет. Отец Моисей просил у него разрешения постричься в схиму, но владыка настоял принять священство. 22 декабря 1822 года отец Моисей был рукоположен во иеромонахи и определен духовником Оптиной, продолжая заниматься устроением Предтеченского скита. Отец Моисей очень любил цветы, поэтому на территории были посажены множество различных видов цветов и деревьев, которые со временем стали настоящим украшением скита. Отец Антоний трудился на разных послушаниях, пребывая в подчинении у брата. 24 августа 1823 года он был посвящен владыкой во иеродиакона, а в 1827 году в иеромонаха.      В 1825 году отец Моисей был избран настоятелем Оптиной пустыни. Сам преподобный потом вспоминал, что согласился на настоятельство, предполагая пробыть в этой должности лет десять, а затем жить в уединении. Но труды по управлению монастырем ему пришлось нести до конца своих дней.      За это время обитель буквально преобразилась. Здание Введенского собора было расширено, сооружены два боковых придела. В братской трапезной устроена церковь преподобной Марии Египетской, возведена кладбищенская церковь. Внутри храмов стены были украшены росписями, обновлены иконостасы. Расширилась и пополнилась прекрасными облачениями монастырская ризница. Были благоустроены и расширены существовавшие братские корпуса и вновь построено еще семь; возведены каменная ограда с семью башнями, большой корпус для братской трапезы, новое каменное здание монастырской библиотеки. Настоятель сам заботился о пополнении ее книгами. Помимо душеполезной литературы отец Моисей приобретал книги по разным областям знания.

http://pravoslavie.ru/118203.html

Во время одного голода, когда и монастырю не хватало хлеба, отец Моисей нанял окрестных крестьян для новой постройки, он также закупал хлеб по очень высокой цене и кормил народ. Кто-то из окружавших осмелился упрекнуть его за эти слишком большие расходы. Обычно сдержанный и молчаливый, отец Моисей с негодованием и слезами на глазах ответил: «Что же, народу-то с голоду умирать? Ведь он во имя Христово просит избавить его от голодной смерти, а Христос любы есть . Нет, будем делати для самого же народа, дондеже Господь не закрыл ещё для нас щедрую руку Свою. Он не для того посылает нам Свои дары, чтобы мы их прятали под спуд, а чтобы возвращали в такую тяжелую годину тому же народу, от которого мы их получаем». При приёме в монастырь преподобный Моисей не требовал денежного вклада, он любил принимать больных, слепых, бедных, которые ничем не могли воздать обители. Когда при его кончине открыли ящик, где он хранил деньги, нашли один гривенник, застрявший между дном и стеною. «Верно, батюшка не заметил его, а то бы непременно и его истратил на бедных», — сказал его брат, преподобный Антоний. Благодаря тому, что преподобный Моисей прошел тот же духовный путь внутреннего делания, что и старец Лев, между обоими строгими подвижниками сложилось глубокое взаимное понимание, единодушие. Преподобный Моисей также возлагал бремя духовного окормления братии на ученика старца Льва — преподобного Макария. При преподобном Моисее пришёл в Оптину послушником будущий ее великий светильник — преподобный старец Амвросий. Сам строгий постник и подвижник, преподобный Моисей был преисполнен самой нежной любовью к людям и снисходителен к их погрешностям, скорби и искушения переносил со всё возрастающим смирением. К концу своей жизни он неустанно повторял: «Теперь дознал я, что действительно я хуже всех». Всю жизнь преподобного можно выразить такими словами: он жил сокровенно в Боге среди непрестанных забот и попечений внешних, все свои силы отдавал служению ближним. Преподобные Моисей, Антоний, Варсонофий и Анатолий Оптинские. Фото: А. Поспелов/Православие.Ru     

http://pravoslavie.ru/71848.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010