Совершенно уникальным является местоположение храма в ансамбле: в северной линии зданий монастыря, в комплексе со святыми воротами. Связано это, скорее всего, с тем, что собор поставлен на месте первоначальной деревянной церкви, выстроенной еще преподобным Филиппом, а по географической ситуации монастырь мог развиваться только к югу от собора. Местоположение храма повлияло и на его композицию: собор получил два входа – из монастыря и снаружи, из-за ограды, что учитывалось при пристройке паперти и ризницы. Не вызывает сомнения необходимость полного восстановления завершений собора и придела на конец XIX века – с пятью деревянными барабанами на основном объеме. Оптимальным является метод фрагментарной реставрации с максимальным сохранением дошедших до нас конструкций, архитектурных форм и декора, с ориентацией архитектурного облика на последний этап 1900–1910-х гг. Житие преподобного отца нашего Кирилла Белого, Новоезерского, Новгородского 2 Память его празднуется месяца февраля в 4-й день и месяца ноября в 7-й день † 1532 " Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам« ( Ин.15:14 ), – сказал Сын Божий. Какое высокое преимущество для человека быть другом Сына Божия! Что же нужно, чтобы получить это преимущество? Надобно исполнять заповеди Сына Божия. После того удивительно только то, что люди так мало дорожат заповедями Сына Божия. Как счастливы, как высоки умом те, которые с юности до гроба, как блаженный Кирилл Новоезерский, творят волю Сына Божия! Земной родиной блаженного Кирилла, родившегося для неба в 4 день февраля, был город Галич. Родители его были люди богатые и благочестивые, дворяне Белые. Кирилл еще отроком почувствовал непреодолимое желание иноческой жизни и тайно оставил родительский дом, чтобы найти на реке Обноре преподобного Корнилия, о котором много слышал он от родителей. От Галича до келии Корнилия было 80 верст. Отрок прошел 15 верст и не знал, куда идти далее. Но на дороге увидел он старца, украшенного сединами. На вопрос старца, куда идет он, Кирилл отвечал: «К Корнилию. У него, как слышно, учатся спасению, а мне хотелось бы спастись». «Благословен Бог, вразумивший тебя, – отвечал старец, – если хочешь, иди за мною к Корнилию». На другой день в виду было местопребывание Корнилия. Указывая на него, старец сказал: «Иди, чадо, к блаженному Корнилию. Я попрошу его за тебя» – и благословил его. Отрок более не видел старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эти врата особенно замечательны по своему устройству, древности и месту происхождения, о чем существует несколько различных мнений. К числу замечательностей собора относятся, наконец, украшения стен в главном олтаре на 2 арш. в вышину мозаикою (мусиею), современною построению собора и без сомнения устроенною Византийскими художниками. Таковое сведение о Софийском соборе сообщается с тою целью, чтобы поклонники святыни оного, размещенной в разных местах его, преимущественно же в Мартириевской и Корсунской папертях, могли удобнее находить сию святыню, тем более, что каменные надгробницы над почивающими под спудом святителями сняты и заменены только надписями на стенах, а также и обратить особенное внимание на те предметы, которые вполне достойны примечания. См. описание Соф. Каф. Собора 1858 г. и соборные описи поздн. Годов. Февраль 4-го числа Преподобного Кирилла Новоезерского Преподобный Кирилл Новоезерский родился в г. Галиче от родителей простого звания, но богатых. Будучи еще отроком, возымел он непреодолимое желание посвятить себя жизни монашеской и тайно ушел из родительского дома в обитель преподобного Корнилия Комельского, где на 15 году от рождения и пострижен в монашество Корнилием. По прошествии семи лет, отец, узнав о месте пребывания сына своего, пришел в обитель Корнилия и сам постригся под именем Варсанофия, но, после трехлетнего пребывания в монашестве, умер. Мать Корнилия также, пред смертию, приняла схиму под именем Елены. Кирилл, пробыв несколько лет в обители Комельской, отошел, с благословения Корнилия, в пустыню, где жил долгое время, питаясь кореньями и травами; наконец, повинуясь тайному видению, отправился на Ново озеро и там на острове Красном, устроил себе келью, воздвиг небольшую церковь во имя Воскресения Христова и другую во имя Богородицы. К нему пришли на сожитие другие отшельники и, таким образом, на Красном острове 1517 года основался монастырь в 15 верстах от Белоозера, известный под именем Воскресенского-Новоезерского. Кирилл преставился 1552 года Февраля 4 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

В Кирилловом монастыре иконы К. разных изводов имелись во мн. храмах, в т. ч. посвященных арх. Гавриилу и Усекновению главы св. Иоанна Предтечи с приделом во имя К. (Опись. 1998; Лелекова. 2011. Т. 1. С. 31-32). Сохранявшиеся в обители личные вещи К. не нашли отражения в его иконографии. Собрано много сведений о «раздаточной» иконописной продукции, создававшейся в обители и по ее заказам ( Лелекова О. В. Мат-лы к истории худож. мастерской Кирилло-Белозерского мон-ря в XVII-XVIII вв.// Она же. 2011. Т. 1. С. 195-232). Иконы К. упоминаются в переписных книгах других вологодских монастырей: в 1676 г.- в деисусном и местном рядах иконостаса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы Корнилиева Комельского монастыря, в иконостасе теплой ц. прп. Антония Великого - в Деисусе и на образе «Знамение Пречистыя Богородицы, а по странам Антония Великаго да Кирила Белоозерского молящие, писаны на краске» (Переписные книги вологодских мон-рей XVI-XVIII вв.: Исслед. и тексты/ГИМ; отв. ред.: М. С. Черкасова. Вологда, 2011. С. 310-311, 317). В описи Спасо-Каменного (1670) и Димитриева Прилуцкого (1688) мон-рей назван образ Божией Матери «Одигитрия» с К. (Там же. С. 51, 120). Икона К. и прп. Кирилла Новоезерского находилась в ц. преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких в Сосновецком мон-ре, образ К. и прп. Дионисия Глушицкого в молении Св. Троице - в храме Спаса Всемилостивого в Прилуцком мон-ре, икона К. и прп. Антония Великого - в надвратной ц. свт. Николая Чудотворца Корнилиева Комельского мон-ря в местном ряду иконостаса (Там же. С. 46, 226, 335; кроме того, в описях значатся единоличные иконы святого). Прп. Кирилл Белозерский и Александр Ошевенский. Икона. 2-я пол. XVII в. (АМИИ) Прп. Кирилл Белозерский и Александр Ошевенский. Икона. 2-я пол. XVII в. (АМИИ) Известны «программные» совместные изображения К. и прп. Сергия Радонежского: на иконе XVII в. (КБМЗ) - под образом Св. Троицы (см. также: Опись. 1998. С. 82, 102); с прп. Кириллом Новоезерским: на вологодской иконе 2-й четв. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Знаменитый новгородский архиепископ Евфимий (ум. в 1458 г.) отрекся от « мирскаго пребывания» и ушел в монастырь, когда ему исполнилось 15 лет. В контексте настоящего исследования особенно интересно то, что он родился « чудесным образом» после долгих лет « неплодьства» родителей, по их молитве, и при рождении был посвящен ими Богоматери. 327 Так же, как и Евфимий, в 15-летнем возрасте постриглись святые Григорий Пельшемский (ум. в 1449 г.) 328 и Кирилл Новоезерский (ум. в 1532 г.). Причем последний принял постриг в Псково-Печерском Успенском монастыре, то есть, по древнерусским представлениям, под покровом Богородицы; а в дальнейшем его судьба переплелась с историей чудотворной иконы Божией Матери Тихвинской Одигитрии: на паперти ново-отстроенного каменного храма в Тихвине ему в сновидении явилась Богоматерь и указала место на Белом озере для будущей обители. 329 В «Житиях» преподобных Кирилла Белозерского (ум. в 1427 г.) и Ферапонта Можайского (ум. в 1420 г.) 330 отмечен один и тот же факт: обосновавшись первоначально вместе на Белом озере, они через некоторое время решили жить порознь, и тогда Ферапонт поселился в 15 поприщах от келии Кирилла. Знаменательно, что оба подвижника постриглись в московском Симоновом Успенском монастыре и, таким образом, пребывали под особенным покровительством Богородицы. На Белое озеро они пришли по « чудесному указанию», которое услышал Кирилл во время чтения акафиста Божией Матери перед иконой Одигитрии. На указанном месте Кирилл построил церковь Успения, а Ферапонт – Рождества Пресвятой Девы Марии. И, видимо, не случайно впоследствии соборный храм Ферапонтова монастыря был украшен росписями на тему акафиста – «Похвалы Богоматери», молитвенное чтение и пение которого, как уже говорилось, соборне совершается за 15 дней до Пасхи. С числом 15 встречаемся и в «Житии» преподобного Дионисия Глушицкого (ум. в 1437 г.). 331 Первоначально вместе с братом Дионисий уединяется неподалеку от Кубенского озера, но когда слава о нем распространяется в округе, он, задумав « съставити общий монастырь», отделяется и уходит в « пустыню» « на восточней стране озера», за 15 поприщ, и здесь устраивает церковь Покрова Богородицы, вокруг которой впоследствии и образуется обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И приплыли на остров, и помолились Воскресению Христову и Пречистой его Богоматери, и друг у друга благословения просили, и поклоны до земли творили. Блаженный же Кирилл стал вопрошать старца Никифора тихим голосом с большим смирением: «Скажи мне, брат, зачем не поленился отправиться в такой долгий путь и пришел к моей нищете, не имеющему никакой добродетели и пользы?» Старец же Никифор отвечал: «Прости меня, святой Божий человек, послал меня преподобный отец наш игумен Александр увидеть твое преподобие. К тому же и я, грешный, стремился к твоей святыни получить у тебя благословения и от твоих преподобных уст насладиться божественными словами, ибо слышали мы о твоей добродетельной жизни, устремленной к Богу, и боголюбезных трудах». Услышав об этом, очень удивился блаженный Кирилл приходу старца и духовной любви преподобного отца Александра. Потом блаженный сказал: «Благословен Бог и Господь Иисус Христос и Пречистая его Мать, удостоившие нас, на большом расстоянии, соединиться духовной любовью через твое пришествие. Более же сего, Владыка наш Господь призовет нас с преподобным Александром открыть в ином блаженстве и в лике праведных». Носил тот блаженный Никифор на себе тяжелые вериги – увидев их, святой Кирилл был поражен терпению блаженного. После того беседовали они о полезном в духовной жизни. Обратно пошел старец Никифор с острова в обитель Живоначальной Троицы на Свирь к отцу своему настоятелю и учителю Александру на север. И после того как он проводил старца на маленькой лодке, на том месте, где видели осиявший их свет, поставили крест. Чудо 2-е о разбойниках, приходивших ко святому Разбойник некий по имени Иван, живший с товарищами своими в окрестных селах, творил людям зло: иногда убивал их, иногда грабил дома их. Приехали они на остров в маленьких лодках, ревя как дикие звери, по бесовскому наваждению устремились они на блаженного Кирилла, желая разлучить блаженного с преданностью духовному . Он же молился пред образом Всемилостивого Спаса и говорил: «Владыка Отец Вседержитель, Бог отцов наших: Авраама, и Исаака, и Иакова, спаси меня, грешного раба своего, от нападений и призраков бесовских».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой же, увидев, что помиловал ее Бог и прозрела, великое славословие воздал Богу и Пречистой его Богоматери. Много же и других слепых приводили ко святому, святой же только брал священное масло от благоуханной лампады и помазывал им глаза с призыванием имени Иисуса Христа, и так они прозревали и возвращались в свои дома, славя и благодаря Бога и угодника его Кирилла. Чудо 7-е, о Евдокиме Пришел на остров некий человек, живший в окрестностях обители святого, по имени Евдоким, и стал рубить деревья липовые, и положил их в небольшое судно, и отплыл от берега острова того. Но внезапно перевернулось судно его, и стал он тонуть. Старец же по имени Кириак увидел гибель человека того, и быстро побежал к преподобному, и рассказал ему о беде человека того, что тонет он в озере. Святой же, когда услышал об этом, быстро встал, и, взяв в руки крест, отправился на берег того озера, и знамение крестное над озером сотворил крестом, который нес с собою. И в тот же миг человек тот ухватился за судно, и, увидав стоящего на берегу святого Кирилла, держащего в руках крест, начал вопить: «Святой Божий человек, угодник Христов Кирилл, спаси меня от потопления». Святой помолился, и в тот же час обратился ветер к берегу, и скоро принесло его к острову. Человек тот, спасенный от потопления, вышел на сушу, и быстро подошел к святому, и припал к ногам его, говоря: «Прости меня, отец Кирилл, согрешил я пред Богом и твоею святостью, приходя на остров этот, срубая деревья, разоренье творя. И когда в первый и во второй раз приходил, то Бог попускал, ныне, отец, молитвами твоими избавлен я был от смерти и больше не стану причинять вреда святому месту сему». Блаженный Кирилл утешил его, и наказал ему от Божественного Писания не рубить деревьев на сем острове, и отпустил его. Он же с Божьей помощью ушел в дом свой, говоря: «Благодарю тебя, Господи Человеколюбец, ибо не дал врагу уловить меня, грешного, и не позволил мне оскорбить твоего угодника». С тех пор Евдоким обрел большую веру к святому Кириллу, считая его не человеком, а ангелом Божиим, и приходил к святому за благословением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Упоминания об образах К. иногда встречаются в описях мон-рей и церквей Вологодской епархии. Согласно описи имущества «старого» Покровского и Глушицкого Сосновецкого монастырей 1775 г., «штилистовый» образ прп. Кирилла Белозерского и К. находился на одном из столбов собора преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких (Переписные книги вологодских монастырей XVI-XVIII вв.: Исслед. и тексты/Авт.-сост.: М. С. Черкасова и др. Вологда, 2011. С. 226). Известно, что в 1742 г. исполнение пядничной иконы прп. Кирилла Белозерского и К. было заказано М. Ф. Каргопольцеву - старшему мастеру иконописной службы Кириллова Белозерского монастыря в 30-40-х гг. XVIII в. ( Лелекова О. В. Материалы к истории худож. мастерской Кирилло-Белозерского монастыря в XVII-XVIII вв.//ДРИ. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. 1989. С. 176). Иконы К. хранятся в храмах Вологодской епархии, напр. в посвященном ему приделе ц. блгв. кн. Александра Невского в Вологде (кон. XIX - нач. XX в., см.: Карбасова. 2011. Вкл. Ил. 25). Однако в позднее время мастера не всегда учитывали специфические особенности иконографии К. Со 2-й пол. XVII в. получили распространение парные изображения К. с к.-л. вологодским или северным преподобным. Вместе со своим современником, прп. Александром Свирским, К. написан на иконе ок. 1696 г. из местного ряда иконостаса ц. прор. Илии в Белозерске (КБМЗ; между фигурами - текст «Похвала Пресв. Богородице»); вместе с прп. Кириллом Белозерским - на прориси с иконы XVII в. (БАН. Собр. воспроизведений. 751. Л. 14). На иконе «Преподобные Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский» 2-й четв. XVIII в. из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. Вологды (ВГИАХМЗ; см.: Возрожденные шедевры. 1998. С. 51. Кат. 111) образ К. сохраняет характерные иконографические особенности (бос, мантия короткая, куколь на плечах, волосы без проседи), его руки сомкнуты на груди. Святые представлены на фоне пейзажа с панорамой Кириллова Белозерского мон-ря, вверху в картуше - образ Воскресения Христова, напоминающий о посвящении главного престола Новоезерской обители. Икона прп. Нила Столобенского и К. (кон. XVIII в., ВГИАХМЗ) дополнена образом Божией Матери «Троеручица» и изображением 7 спящих Эфесских отроков.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Сын белозерского жителя Даниила Текутова Симеон имел горб. Отец привез его в монастырь и положил его на гроб святого. После молебна отрок стал укрепляться и по окроплении святою водою совершенно исцелел. Другой раз заболел сам Даниил. Он также был привезен своими родителями в обитель и выздоровел по прикосновении ко гробу преподобного и по окроплении святою водою. Инок Новоезерской обители Мартиниан совершенно изнемог от зубной боли. Узнав, что иноки Тихон, Иоанникий и Геронтий получили исцеление у гроба преподобного, он пошел ко гробу, помолился пред ним и, взяв в рот святой воды, получил исцеление. Старец Макарий из Карельской стороны, постриженник Сенного монастыря, пришил жить в обитель преподобного, но, имея сварливый и своевольный характер, скоро начал тяготиться строгим строем жизни в обители и перешел в Белозерский монастырь. Здесь он впал в тяжкую болезнь, много страдал и, придя в раскаяние, стал молиться преподобному Кириллу. Получив после молитвы облегчение, он прибыл в монастырь преподобного и едва приблизился к его гробу, как был повержен невидимой силой на землю и лежал целый день без движения. Когда он пришел в себя, братия приложили его ко гробу и он получил исцеление. Сев у гроба, Макарий рассказал братии, что он видел бесов, которые повергли его на землю и мучили, пока явившийся благообразный седой старец с блистающим челом и с жезлом в руке не разогнал их. Старец дал ему четки и сказал: «Восстань, брат, будь здоров и не греши более». Некоему Викулу из окрестной обители, долгое время страдавшему изнурительной лихорадкой, преподобный Кирилл явился во сне в разорванной ризе, какую носил при жизни, в сопровождении мужа в светлых одеждах, державшего в руках Евангелие, и сказал: «Иди в обитель блаженного Кирилла, ибо исцеления многие бывают от гроба его, и если с верою придешь и помолишься святому, то будешь исцелен». Поступив так, Викул избавился от болезни. От той же болезни получил исцеление у гроба преподобного житель Белозерска Елевферий. Во время распространившейся в России болезни железы, от которой умирало много народа, в городе Белозерске заболел этой болезнью житель Василий Евфимиев и все его домашние. Василий и его жена уже потеряли всякую надежду на выздоровление и готовились к смерти. Однажды больной почувствовал некоторое облегчение, впал в дремоту и в дремоте, почти бессознательно, обратился с молитвой к преподобному Кириллу. Тотчас ему явился святой и спросил: «О, Василий, ты болен?» «Весьма болен, даже до смерти», — ответил ему Василий. «Если хочешь быть здоров со всем домом своим, — сказал преподобный Кирилл, — то иди в мой монастырь и получишь там исцеление». Василий посетил обитель, исцелился сам и все его домашние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Антипа); «Господь Вседержитель, с предстоящими преподобными Александром Ошевенским и Никодимом Кожеозерским» 1728 г. из с. Турчасова (АМИИ). На иконе 1825 г., написанной мастером онежской иконописной артели И. И. Богданова-Карбатовского , среди избранных святых, поклоняющихся образу Преображения, преподобные Н. и Феодосий Тотемский, свт. Николай Чудотворец (Укозерский) и мц. Стефанида (АГМДЗиНИ); на иконе 1-й пол. XVIII в. (собрание Ф. Р. Комарова) вместе с Н. представлены прп. Александр Ошевенский, свт. Петр Московский и прп. Сергий Радонежский. В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., когда Кожеозерский мон-рь был закрыт, Н. почитался наряду с другими каргопольскими подвижниками: преподобными Александром Ошевенским, Кириллом Челмогорским и Пахомием Кенским. На иконах этого времени Н. изображали в сложившейся иконографии предстояния: так, на образе «Преподобные Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеозерский и Кирилл Челмогорский - Каргопольские чудотворцы», XVIII в. под металлическим окладом кон. XIX - нач. ХХ в. (ц. Рождества Пресв. Богородицы Каргополя), святые представлены в рост, попарно, в молении Иисусу Христу; Н.- справа, в молении, вместе с прп. Кириллом Челмогорским, облачен в мантию и схиму с опущенным на голову куколем; длинная изогнутая борода подчеркнута вырезом в окладе иконы. В составе деисусных чинов этого времени образ святого встречается в паре с изображениями основателей разных мон-рей: «Преподобные Макарий Унженский и Никодим Кожеозерский» сер. XIX в., вероятно, письма иконописца Владимирской губ. М. К. Сказываева, происходящей из часовни мучеников Флора и Лавра дер. Семёновская на Кенозере (Кенозерский нац. парк; см.: Небеса и окрестности Кенозерья: Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие ист.-культ. ландшафт Нац. парка «Кенозерский». М., 2009. С. 303-305. 21), «Преподобные Кирилл Новоезерский и Никодим Кожеозерский» 3-й четв. XIX в. из Никольской ц. дер. Сырья (АМИИ). Н. изображали на нек-рых иконах «Собор Новгородских чудотворцев» расширенного извода в период формирования этой композиции.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Опечалился преподобный Александр, но как ни отговаривал его, тот не соглашался остаться с ним в пустыни. Тогда преподобный предложил Никифору исполнить особое поручение. Преподобный Александр поручил Никифору отправиться в Новоезерскую обитель, испросить у преподобного Кирилла – игумена Новоозерской обители – благословения и молитв, побеседовать с ним о жизни ради спасения души, монастырском благоустройстве и, исполнив это, возвратиться назад. Никифор отправился в путь. Отпуская Никифора в путь, преподобный Александр дал ему послушание – не нанимать лодку в окрестных к Новоезерской обители селеньях, дабы переправиться в обитель находящуюся на острове. Дорогою долго размышлял Никифор о словах преподобного. Для чего, думал он, дано запрещение переезжать в обитель? И тут же понял, что молитвами преподобного будет с ним какое-то чудо. Отправившись в путь, он за несколько дней прошел почти 300 верст и пришел к западной стороне Нова-озера, в село Кобылина гора, которое отстояло от обители верстах в двух и отделялось от нее озером, посреди которого на острове и находился монастырь. Помня заповедь своего учителя, преподобный Никифор не сел в лодку и не просил никого из местных жителей перевезти его. Он пошел на пустынный лесистый берег и остановился у камня за версту от монастыря. А как был уже вечер, а он утомился от пути, то, помолившись, прилег отдохнуть. В это время Кирилл, после вечернего богослужения, совершал с братией по обычаю акафистное пение Пресвятой Богородице. Прозревши духом о прибытии Никифора и желая поскорее увидеться с ним, начал, к удивлению братии, ускорять службу. По окончании службы он благословил братию на отдых, а сам сел в лодку и отправился к путнику. Управляемый ангелом, он переплыл озеро и пристал к тому самому берегу, где отдыхал преподобный Никифор. Проснувшись, но не зная еще, что за старец его разбудил, Никифор просил его благословения. Кирилл же в ответ сам поклонился до земли и тоже просил благословения сомолитвенника, преподобного Александра. Тут понял Никифор, кто говорит с ним, и тогда оба исполнились духовной радости. В это время воссиял над ними солнечный свет. Братия, наблюдая издали за ними, увидели это чудное явление и в память о нем на этом месте построили впоследствии часовню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010