ушел из Комельского монастыря в 1492 или в 1497 г., между тем установлено, что прп. Корнилий основал свою пустынь в 1496/97 г. Землевладельцы Дей, Григорий и Давыд из дер. Шиднем уступили К. Красный о-в. Подвижник построил 2 кельи - себе и «на собрание братии» и воздвиг 2 церкви - в честь Воскресения Христова и в честь иконы Пресв. Богородицы «Одигитрия». Боярин И. В. Пеньков, исцеленный святым, дал ружную грамоту, по к-рой монастырь ежегодно получал 40 четвертей хлеба, 20 пудов соли, 2 пуда масла и 20 сыров. На смертном одре в окружении учеников К. оставил пророчество о грядущих бедствиях, уготованных «земле нашей». После преставления святого почиталась принадлежавшая ему Следованная Псалтирь (ЧерМО. 9-64; 361/373). Личные вещи преподобного впервые отмечены в монастырской описи 1632 г.: находившийся в храме Воскресения «у правого крилоса посох чюдотворцев», хранившиеся в ризнице «ризы самого чюдотворца Кирила Белого, ветхи и драны», «книга чюдотворца Кирила самого Псалтырь следованием, в полдесть, ветха» (Арх. СПб ИИ РАН. Кол. 115. Д. 663. Л. 82, 89 об., 97 об.). Почитание Согласно Первоначальной редакции Жития, сразу же после преставления святого начали совершаться чудотворения. Самое известное - чудо о царе Иоанне Грозном. К. явился царю во сне и велел не ходить в некую палату; царь потребовал, чтобы святой назвал свое имя, и тот назвался Кириллом Белым. На следующий день палата рухнула «и многих людей поби до смерти». Тогда царь велел пригласить к себе из Новоезерского монастыря игумена и старца, которые привезли икону К. Иоанн Грозный узнал святого и дал обители «впридачу к отчу даянию» земли вокруг мон-ря на 3 версты и 1 тыс. р. «на строение». Трудно сказать, каким реальным событиям соответствует этот рассказ: в описях монастырской казны не упоминаются грамоты Василия III Иоанновича («и что отец его, великий князь Василей Иоанновичь дал ему, Кириллу Белому, еще живу сущу, две деревни, Кобылино да Шиднем, на прекормление ему и братии»). Царские земельные пожалования предоставлялись мон-рю в 1542, 1551, 1581/82 и 1583 гг., «основной массив вотчинных владений монастыря сложился при Иване Грозном» ( Сазонова.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Преподобный Кирилл Новоезерский Один из наиболее ярких фрагментов Жития – описание того, как преподобный принимает милостыню от своего отца, – напоминает эпизод Жития Алексия, человека Божия, в котором главный герой, получая милостыню от собственных слуг, с благодарностью восклицает: «Благодарю Тя, Господи, яко сподобил мя еси приати милостыню от своих домочадець имени Твоего ради». На деле, говорит агиограф Кирилла Пимен, в Кирилле и Алексии много общего, они одним миром мазаны, и сходство их заключается в глубочайшем смирении, несистемности и нежелании подчиняться порочным законам устроения человеческого общества. Однако юродство Кирилла принимает особую, нестандартную форму – форму странничества, благочестивого скитания по северным землям, преимущественно по берегу Белого моря. При этом если обыкновенно юродивые селились в каком-то городе (Пскове, Новгороде, Устюге, Москве…) и жизнь их принимала форму благочестивого лицедейства, а значит, требовала внимания публики и была рассчитана на произведение эффекта, то Кирилл, перемещаясь с места на место, был лишен постоянной аудитории, а значит, душевно сросся с избранной ролью блаженного странника, искренне полюбил ее. Несмотря на то, что странничество как таковое никогда не стало формально узаконенной формой достижения святости в русской церковной традиции, многие древнерусские жития представляют нищих странников сокровенными подвижниками, пускай не признанными людьми и даже Церковью, но несомненно приблизившимися к Богу. Так, преподобный Даниил Переславский, выходя на порог своей кельи, видит столпы неизреченного света, которые поднимаются к небесам от могил безвестных путников, умерших от голода и мороза на улицах древнего Переславля; Даниил ужасается сокрытой святости этих убогих путников и ставит одной из важнейших целей своей жизни погребение странных и уход за скудельницей. Преподобный направился на крайний север – к Белому морю – и много лет бродил по пустынным берегам Тем не менее традиционная преподобническая агиография не знала мотива странничества; при всем восхищении страннической аскезой сам Даниил отнюдь не спешит взять в руки посох и покинуть стены родного монастыря. И Кирилл Новоезерский становится одним из тех немногих русских преподобных, который на это решается. Примечательно, что Кирилл направляется на крайний север, к Белому или, как говорили тогда, дышащему стужей морю и много лет бродит по пустынным берегам, вдыхает морозный воздух Ледовитого океана, вслушивается в суровый рокот его ледяных волн. Здесь он, по всей видимости, посещает те селения, в которых проходила жизнь Соловецких чудотворцев: Сороку (ныне Беломорск), где Савватий познакомился с Германом; Шуньгу, родину преподобного Зосимы; Выгу, где умер некогда преподобный Савватий.

http://pravoslavie.ru/110738.html

Трагедия 1917 года не могла не коснуться и этой северной обители. После октябрьского переворота святыню превратили сначала в «трудовую артель», а затем в тюрьму – обычная судьба русских монастырей в «новой, стремящейся к светлому будущему стране», потерявшей даже собственное имя. «Февраля 3 (16) 1919 года вышло Постановление Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии мощей… Мощи передавались в музеи для демонстрации “деяний, направленных к эксплуатации темноты”. Прокуратура должна была возбуждать судебные преследования всех лиц, “виновных в фальсификации”, то есть тех, кто убеждал о чудотворности мощей, причем ведение следствия поручалось следователям по важнейшим делам». Прп. Кирилл Новоезерский. Изделие заключенных      В числе первых подверглись вскрытию мощи преподобного Кирилла Новоезерского. В августе-сентябре 1919 года для обследования архива и библиотеки Кирилло-Новоезерского монастыря был командирован академиком С.Ф. Платоновым научный сотрудник М.Г. Курдюмов, который представил рукописный отчет о проделанной работе, скопировал приходо-расходные памятные книги и книги XVI–XVII веков. В отчет попало описание событий, свидетелем которых явился ученый. Первым совершённым кощунством в монастыре было вскрытие мощей преподобного Кирилла Новоезерского. Михаил Григорьевич Курдюмов пишет: «В январе этого (1919) года, по словам архимандрита Иоанна, в монастырь явилась из Белозерска особая комиссия из представителей уездной советской власти и предложила избрать в нее представителей и от монастырской братии для освидетельствования мощей преподобного Кирилла. В состав комиссии вошли: архимандрит, три иеромонаха и один иеродиакон. По мысли председателя комиссии, было предложено архимандриту и присутствующим из братии приступить к вскрытию мощей, но монашествующие все категорически отказались от этого, указывая на то, что они не достойны производить освидетельствование мощей и не уполномочены на то Новгородским епархиальным советом, и демонстративно вошли в алтарь. После этого по предложению того же председателя к вскрытию раки приступил местный фельдшер, который ножом распорол мантии и обнаружил останки преподобного, причем тут же был составлен и протокол вскрытия мощей. Этот протокол не лишен интереса в смысле показателя того невежества, какое проявил фельдшер, дававший в качестве эксперта свое заключение.

http://pravoslavie.ru/70311.html

Во 2-й пол. XVII в. рус. книжники включали сведения о К. в свои произведения: составитель одной из редакций Сказания о Тихвинской иконе Божией Матери посвятил отдельную главу рассказу о молитве К. на паперти Тихвинской ц.; упоминание пророчества святого содержится в «Слове благочестивому воинству» митр. Игнатия (Римского-Корсакова) ; создатель Латухинской редакции «Книги степенной царского родословия» включил в свое сочинение Проложную редакцию Жития К. Житие послужило образцом при создании житий преподобных Александра Куштского и Евфимия Сянжемского. До сер. XVIII в. велась запись чудес святого. Впосл. Житие продолжало интенсивно переписываться, но уже не редактировалось, новые чудеса не записывались (в 2000-х гг. в альманахе «Крылья голубиные» была опубликована запись рассказа о чуде, связанном с молитвой к К. в 1933 г.- posad.1gb.ru/default.aspx?ti=1&hti=46). В кон. XX в. в ж. «Литературная учеба» увидела свет новая лит. редакция Жития К., созданная В. В. Афанасьевым (позднее переиздавалась под монашеским именем автора - Лазарь). Новое Житие К. написано на рус. языке, значительно сокращено количество цитат из Свящ. Писания, введены многочисленные географические, хронологические и фактические подробности, отсутствовавшие в исходном тексте. Биография Крест на предполагаемом месте дома прп. Кирилла Новоезерского в Галиче. Фотография. 2012 г. Крест на предполагаемом месте дома прп. Кирилла Новоезерского в Галиче. Фотография. 2012 г. Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Посл. четв. XVIII в. (ц. Богоявления в Белозерске) Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Посл. четв. XVIII в. (ц. Богоявления в Белозерске) Святой происходил из рода патриарших детей боярских Белых. В 15 лет, тайно уйдя из дома, он принял постриг в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре . В монашеском постриге святой получил имя, возможно, в честь свт. Кирилла Александрийского: образ этого святителя находился среди икон в часовне во имя К.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

По всей видимости, Кирилл имел сильнейшую душевную наклонность к юродству, которую до времени, в монастыре пострига, скрывал – в таких случаях говорят: noblesse oblige – положение обязывает… Впрочем, среди русских преподобных были те, которых это обстоятельство (нахождение в стенах обители пострига) не смущало: Исаакий Печерский, Кирилл Белозерский и некоторые другие преподобные практиковали провокативное поведение, будучи монахами, встроенными в повседневную жизнь монастыря с его строгой дисциплиной и четким распорядком дня. Однако для Исаакия это стало видом аскетического самоуничижения, которым искуплялся грех молодости: подвижник некогда принял бесовское наваждение за Божие посещение; Кирилл Белозерский соблазнительным якобы безумным поведением стремился обесценить славу о своих подвигах, которая всегда воспринималась как искусительная и в особенности слыла таковой, когда речь шла о молодом подвижнике. В обоих случаях юродство стало ситуативной реакцией на сложившиеся извне обстоятельства, психологической компенсацией искушения гордыней, которому либо уже поддался подвижник, либо может поддаться в ближайшем будущем. Рваные ризы стали «приметой» преподобного Кирилла – и после смерти он являлся исцеляемым в «убогом виде» Но для Кирилла Новоезерского юродство было чем-то принципиально иным, происходящим не извне, а свойственным искони. О том, что подвижничество блаженных, помимо сознательной установки на провокацию и изображение мнимого безумия, имело в своей природе некоторую естественную составляющую, органично присущую личности юродивого, подспудно свидетельствуют многие древнерусские жития юродивых. Эту органичную склонность обнаруживал в себе и Кирилл, и наиболее последовательно она проявлялась в приверженности преподобного разодранным ризам. По наблюдению В.Н. Топорова , любовь к худым ризам завещал русскому монашеству еще Феодосий Печерский, и редкий преподобный этот завет нарушал: готовность облечься в «многошвенное» рубище стала считаться особым монашеским шиком, высшей добродетелью; в презрении к материи сказывалась глубина духа. И хотя мотив стал типичным для всей русской агиографии, в Житии Кирилла он становится ведущим, раскрывающим потаенный нерв святости преподобного – его уклон в христоподражательный кенозис, самоуничижение, о котором написал некогда Г.П. Федотов, в его крайнюю форму – юродство Христа ради. Столь настойчиво мотив разодранных риз не звучал еще никогда: иноки Комельского монастыря, встречая пятнадцатилетнего юношу у Святых врат обители, обращают в первую очередь внимание на те отребья, в которые облачен гость; в разорванных одеждах служит Кирилл водосвятные молебны над бесноватыми, убогими и хромыми; и даже в чудесных видениях после смерти, когда, казалось бы, время показывать смирение уже прошло, Кирилл является исцеляемым в разорванных ризах.

http://pravoslavie.ru/110738.html

По завершении Литургии епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнес Его Святейшеству икону святых подвижников Череповецкой земли — преподобных Зосимы Ворбозомского и Кирилла Новоезерского. Память этих святых празднуется 7/20 ноября, в день рождения Святейшего Патриарха Кирилла. Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом . В дар кафедральному собору Святейший Патриарх Кирилл передал образ Спаса Нерукотворного. Епископу Флавиану Святейший Владыка вручил юбилейный крест, изготовленный в память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания святителя Тихона на Патриарший престол. В дар епархии Предстоятель передал 20 напрестольных Евангелий. Всем участникам богослужения по благословению Его Святейшества были вручены иконки преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких с Патриаршим благословением. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл посетил кафедральный собор Череповца. Первый собор, посвященный преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким, был построен в 2012 году по проекту череповецкого архитектора Игоря Орлова при поддержке компании «ФосАгро». 5 февраля 2015 года Святейший Патриарх Кирилл присвоил храму статус кафедрального собора Череповецкой епархии. На месте собора некогда находилась Макаринская роща, где располагалось имение Верещагиных. В 1920-30 годы Макаринская роща стала местом массовых расстрелов жертв политических репрессий. Во время посещения храма Предстоятель Русской Церкви выразил особую благодарность заместителю председателя совета директоров ПАО «ФосАгро» А.Г. Гурьеву и генеральному директору ПАО «ФосАгро» А.А. Гурьеву, при деятельном участии которых был возведен кафедральный собор. Затем Святейший Патриарх Кирилл осмотрел строящийся духовно-просветительский центр Череповецкой епархии «Преображение» на улице Парковой около храма Рождества Христова Череповецкая епархия Епархия объединяет приходы в административных границах городского округа Череповец, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского, Устюженского, Белозерского, Вытегорского, Чагодощенского, Вашкинского районов Вологодской области. Входит в состав Вологодской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/5222014.ht...

И, увидев, что в стороне Белоезера заблистал великий свет, Кирилл пошел туда. По дороге он трое суток провел в Тихвинском монастыре, молясь на ступенях храма. Там явилась ему Пресвятая Богородица и тоже повелела ему идти на Белоезера В Белоезерском краю на одном из островов озера он увидел огненный столп. Остров этот назывался Красным. Владельцы его, жители деревни Шидзем, позволили ему там жить. Прп. Кирилл притянул ветви огромной ели к земле, устроил род хижины и поселился в ней. В ту же ночь явился ему ангел и сказал, что это и есть предопределенное ему место. Это было в 1517 г. Не прошло и года, как к нему собрались братия, и были воздвигнуты два храма в честь Воскресения Христова и Пресвятой Богородицы, а сам преподобный был рукоположен в священный сан. Братия жили в страшной нищете. Настоятель работал своими руками, созидая монастырь. Раз приехал к ним больной монастырский благотворитель — князь Иван Пеньков. Стояла лютая зима, и никто не был в состоянии выстоять богослужение в церкви, а преподобный служил в разодранной ризе и босой. После Божественной литургии он дал больному выпить святой воды и исцелил его. Вначале немало пришлось вытерпеть скорбей. Раз пришли грабить разбойники. Один из них вошел в келью преподобного, и его избили какие-то дивные юноши, которых никто не видел, кроме него самого, а остальные ослепли. Когда же они покаялись, то по молитве преподобного получили исцеление. Раз крестьянин Евдоким, кравший монастырский лес, возвращался с награбленным, но лодка его опрокинулась, и он стал тонуть. Преподобный, наблюдавший за ним с берега, взял крест, осенил его, и сейчас же Евдоким схватился за край лодки, и ее прибило к берегу. С тех пор Евдоким стал почитать своего спасителя и часто его посещал. Раз воры украли колокола, но всю ночь проблуждали вокруг монастыря, не находя дороги, а утром их привели к преподобному. Он же ласково сказал: «Дети, от чужого добра никто еще не разбогател, но многие потеряли свое». И, приказав их накормить, отпустил с миром. При жизни чудотворец прп. Кирилл исцелил раз одержимого; особенно много он исцелял слепых. Раз ученик его Афанасий увидел сослужащего с ним таинственного диакона, который после литургии стал невидимым,— преподобный велел Афанасию не говорить об этом при его жизни. Прп. Александр Свирский (память его 30 авг.) послал к прп. Кириллу ученика своего Никифора Важеозерского (память его 9 февр.) учиться монашеской жизни. Прибытие Никифора было открыто прп. Кириллу на молитве, и он немедленно отплыл ему навстречу, а приближение прп. Кирилла было открыто прп. Никифору чудесным светом, явившимся с неба, и оба преподобные много утешались взаимными беседами.

http://sedmitza.ru/lib/text/436898/

Перед кончиной своей прп. Кирилл предсказал об имеющих наступить на Руси тяжких временах и о величии, которое ожидает Русь после того, и сказал: «Вот, я вижу царя на престоле и двух отроков, вооруженных и в венцах, предстоящих ему». Братию он учил пребывать в послушании и любви друг ко другу. Последние слова его были: «Слава Богу за все». Лик усопшего сиял необыкновенным светом. На погребение его собрались все окрестные жители. Чудеса и исцеления, которых он столько совершил при жизни, продолжались и по его кончине, особенно при наступившей вскоре после того повальной болезни. Раз он явился во сне больному монаху Кириаку, рыбаку, и велел ему идти утром на рыбную ловлю. Больной проснулся исцеленным, а рыбная ловля была особенно удачной. В 1542 г. прп. Кирилл явился царю Иоанну IV, который никогда о нем не слышал, и сказал ему не ходить в этот день в палату на заседание бояр. В три часа потолок этой палаты рухнул, и было много убитых. 30 июля 1620 г. он явился больной жене священника деревни Кемь, Антонине, и сказал ей, что муж ее не должен впускать в церковь троебрачных и враждующих непримиримо между собою лиц, и предупредил, что если будут нарушать посты и праздники, то Божие наказание ожидает землю. Антонина совершила паломничество и исцелилась, но дала обет совершать его ежегодно и этот обет нарушила. Прозрела она окончательно тогда, когда муж ее посетил монастырь вместо нее. С тех пор супруги стали вместе ежегодно посещать монастырь. А в 1628 г. боярыня Анна Годунова просила дать ей немного земли с могилы преподобного, и когда сдвинули помост, лежавший на могиле, из нее вышло благоуханное облако, и совершилось много исцелений. Этот случай был расследован по приказанию царя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета; исцеления были удостоверены. После мятежа 1648 г. боярин Морозов временно укрылся в монастыре. В благодарность святому он стал воздвигать на его могиле храм Воскресения Христова; при этом были обнаружены нетленные мощи преподобного, и опять совершилось много чудес, и в 1652 г. прп, Кирилл был причислен к лику святых, Почивал он открыто в раке, находившейся над его бывшей могилой.

http://sedmitza.ru/lib/text/436898/

Наконец, из Кириллова монастыря вышел и Корнилий Комельский († 1537), ученики которого в конце XV и начале XVI в. основали много обителей на севере Руси — в основном это были расположенные недалеко друг от друга скиты, названные современниками «лаврой святого Корнилия». Св. Корнилий, как и св. Кирилл, происходил из боярской служилой семьи, 20-ти лет, около середины XV в., он поступил в Кирилло-Белозерский монастырь и выполнял здесь самую тяжелую работу, находясь на послушании у старца по имени Геннадий. Такая жизнь продолжалась 10–15 лет. Потом Корнилий несколько лет провел в странствиях, переходя из монастыря в монастырь. Недовольный жизнью в городских монастырях, в поисках совершенного уединения Корнилий пришел в Вологодскую землю, в так называемые комельские леса, дремучие, непроходимые и болотистые, куда еще не ступала нога колониста. Здесь в тиши лесов провел он несколько лет. Но его жизнь, как повествует житие, была полна лишений и искушений, которые выпадают на долю всякого Божьего ратника и приносят суровому пустынножителю земную славу. Так случилось и с преподобным Корнилием, ибо, предаваясь строгой аскезе в чаще елового леса, он не остался сокрытым от мира, и постепенно вокруг него собрались новые подвижники, искавшие спасения. После 20 лет жизни в лесу Корнилий, которому было уже за 50, решил организовать из монашеской общины правильный монастырь. Но из-за суровости его требований возникали некоторые сложности, так что на короткое время он даже вынужден был покинуть свою обитель. Св. Корнилий особенно известен тем, что собственноручно написал для братии устав. Устав Корнилия не самостоятельный труд. В нем заметно влияние, с одной стороны, Поучения о скитском житии св. Нила Сорского, с другой — «Духовной» св. Иосифа Волоцкого, которые описывают две разные системы монастырского воспитания. Столь странное сочетание объясняется тем, что Корнилий должен был управлять общежительным монастырем, не желая при этом забывать духовный опыт, вынесенный им из своего отшельнического жития. К тому же не исключено, что Корнилий лично знал старца Нила, который, возможно, жил вместе с ним в Кирилловом монастыре. Из Поучения Нила Корнилий заимствовал то, что важно было в деле духовного окормления отдельного инока («умную молитву»). «Духовную» Иосифа он использовал для введения основ общежития и как руководство для богослужений. Устав Корнилия направлен против монастырских земельных владений, что опять-таки говорит о влиянии Нила. Корнилий Комельский скончался 19 мая 1537 г. Его житие — жемчужина древнерусской агиографии — написано монахом Нафанаилом; в 1600 г. Корнилий, после освидетельствования его посмертных чудес, был причтен к лику святых . Из монастыря Корнилия Комельского вышел ряд основателей новых обителей, рассеянных по огромной территории от Вологды до Белого моря. Самые знаменитые из них — Кирилл Новоезерский (или Белый, † 1532), основатель монастыря на Красном острове на Новом озере, Геннадий Костромской († 1565) и Филипп Ирапский († 1527) .

http://sedmitza.ru/lib/text/436456/

Александр, не желая отпускать столь «духовного мужа» в такие дальние места, благословил его другой «труд восприяти» - идти на Белозерскую землю к прп. Кириллу Новоезерскому для духовной беседы. Н. исполнил благословение своего наставника: пройдя большой путь, он остановился в ожидании на берегу Новоозера, возле сел. Кобылина Гора, напротив Кириллова Новоезерского мон-ря, т. к. достичь обители, расположенной на острове, можно было только на лодке. Чудесным образом («по смотрению Божию проуведе Духом Святым») Кирилл Новоезерский узнал о приходе Н., сел в «ладийцу малу» и перевез его в монастырь. Н. передал прп. Кириллу послание Александра Свирского, а через 8 дней, покидая обитель, получил ответное послание. Посещение Н. Новоезерского монастыря, основанного в 1512 г., не могло состояться ранее этого времени. Далее в «Сказании…» повествуется о путешествии Н. в Киево-Печерскую лавру, о строительстве на Важеозере мон-ря и о преставлении святого в этой обители. Г. в «Сказании…» не упоминается. Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские (во 2-м ряду). Фрагмент иконы «Собор Карельских святых». 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские (во 2-м ряду). Фрагмент иконы «Собор Карельских святых». 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) Источниками «Сказания…» послужили следующие тексты: гл. «О приходе старца Никифора к нему (к Александру Свирскому.- А. П.)» из Жития прп. Александра Свирского (здесь повествуется о жизни Н. с прп. Александром в Свирском монастыре, о его уходе в Киево-Печерский мон-рь; рассказ о путешествии Н. к Кириллу Новоезерскому отсутствует); «Чюдо 1-е преподобнаго Кирила Белого о некоем старце Никифоре, посланном от Александра Сверьскаго чюдотворца» из Жития прп. Кирилла Новоезерского (в этом источнике содержится рассказ о путешествии Н. к Кириллу Новоезерскому, но ничего не говорится о посещении Киево-Печерского мон-ря). Оба Жития не сообщают о происхождении Н. и о его поселении в Важеозерской пуст.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010