533 Корнилий же наказавъ его... отпусти. – Преподобный Корнилий Комельский охотно благословлял учеников на создание их собственных пустынь – согласно церковному преданию среди его учеников восемь основателей монастырей, трое из них: Филипп Ирапский, Геннадий Костромской и Кирилл Новоезерский ушли в пустынь еще при жизни своего учителя. 534 «Стопы моя направи... и сохраню заповди Твоя». – Молитва по Славе в последовании Службы Первого Часа. 537 ...обители Пречистыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария... – Тихвинский Успенский монастырь был основан в 1560 г., в указанное в Житии время в этом месте находилась приходская церковь Успения Богородицы с чудотворным образом Тихвинской Божией Матери. 538 ...в паперти... – Паперть – площадка перед входом в храм, чаще всего имеющая над собой крышу. Во время строительства каменного храма на месте деревянной Успенской церкви произошло чудо: недостроенная паперть обрушилась, придавив строителей. В течение нескольких дней людей вынимали из-под обломков, но все они остались живы. Строительство было завершено, согласно одной из редакций Сказания о Тихвинской иконе Божией Матери, в 1507 г., согласно летописным известиям – в 1515 г. Необходимо отметить, что в Житии Кирилла Новоезерского названа очень близкая дата – преподобный Кирилл молился на паперти Тихвинской церкви непосредственно перед приходом в свою пустынь 4 марта 1512г. Возможно, два этих церковных предания каким-то образом связаны между собой. 539 Андо-езеро – одно из крупнейших озер Белозерского края, находится в четырех верстах к западу от Нова-езера. Двигаясь из Тихвина на восток, в Белозерье, преподобный Кирилл действительно должен был попасть вначале на Андо-езеро, а затем выйти к Ново-езеру. 540 ...на Кобылищ гору взыде... до небеси. – Интересно отметить, что согласно церковному преданию преподобный Кирилл Белозерский тоже увидел место для своего монастыря, взойдя на гору – гору Мауру. Предание известно лишь в устной форме, никаких литературных памятников, зафиксировавших его, нам обнаружить не удалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XX вв.: АКД. Вологда, 2007; Рыжова Е. А. Сюжетный мотив «выбор места для основания монастыря с помощью чудесных знамений» в севернорусской агиографии («глас-свет»)//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. 2008. С. 422-440; Семячко С. А. История текста «Предания старческого новоначальному иноку» и ранняя история сб. «Старчество»//Там же. С. 25-71; она же. Устав прп. Кирилла Белозерского и его отражение в письменных памятниках//ТОДРЛ. 2009. Т. 60. С. 450-459; она же. Патерик, Старчество и «Старчество»//Там же. 2010. Т. 61. С. 495; Юхименко Е. М. Севернорус. мон-ри и обитель прп. Кирилла Белозерского в кругу интересов выговских книжников//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. 2008. С. 462-471; Карбасова Т. Б. Кирилл Новоезерский: история почитания. М.; СПб., 2011; Карбасова Т. Б., Шевченко Е. Э. Краткое Житие Кирилла Белозерского//Рус. агиография: Исследования. Мат-лы. Публикации. Т. 3 (в печати). Т. Б. Карбасова Иконография Прп. Дионисий Глушицкий пишет икону прп. Кирилла Белозерского. Клеймо створки киота. 1614 г. Иконописец Никита Ермолов (КБМЗ) Прп. Дионисий Глушицкий пишет икону прп. Кирилла Белозерского. Клеймо створки киота. 1614 г. Иконописец Никита Ермолов (КБМЗ) К. свидетельствует о его почитании не только в Белозерье, на вологодских землях, в Москве и на Севере, но и по всей России. По числу сохранившихся памятников, разнообразию изводов и воплощению образа святого в разных видах искусства она сопоставима с иконографией прп. Сергия Радонежского. Образ К., как правило, вводился во все композиции с сонмом рус. преподобных, где занимал одно из почетных мест. Прп. Кирилл Белозерский. Икона. Сер. XVII в. Белозерье (ЦМиАР) Прп. Кирилл Белозерский. Икона. Сер. XVII в. Белозерье (ЦМиАР) Сохранилось уникальное, не имеющие аналогов в иконографии др. древнерус. святых изображение К., к-рое, по монастырскому преданию, считалось исполненным в 1424 г., т. е. за 3 года до смерти святого, прп. Дионисием Глушицким (до 1918 находилось в Кирилловом Белозерском мон-ре, в 1924 поступило из ЦГРМ в собрание ГТГ; см.: Антонова, Мнева.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

В настоящее время мощи святого Никиты открыто почивают на том же месте, где были обретены: под аркой между приделами богоотец Иоакима и Анны и Богородице-Рождественским в богатой серебряной раке, в которую переложены из древней в 1846 году, 30 апреля. Память святителя празднуется дважды в году: 31 января/13 февраля и 30 апреля/3 мая — в день обретения честных его мощей. Февраль, 1 Трифон, епископ Ростовский, святитель По рукописным святцам, в числе святых считается Трифон, епископ Ростовский: «1 февраля память иже во святых отца нашего Трифона, епископа Ростовского, погребенного в Ярославском Спасовом монастыре в лето 1466». Святитель Трифон до рукоположения во епископа был настоятелем Московского Новоспасского монастыря и духовником великого князя Василия Васильевича Темного. 23 мая 1462 года был хиротонисан митрополитом Московским Феодосием на Ростовскую кафедру. Но в 1466 году оставил кафедру и жил в Спасском Ярославском монастыре, где и скончался 30 декабря 1468 года (а по другим источникам, в 1466 г.). В этом же монастыре погребен св. Прохор, в схиме Трифон, епископ Ростовский, умерший в 1328 году (память 7/20 сентября). Память святителю Трифону совершается 1/14 февраля, вероятно, ради тезоименитства его со святым мучеником Трифоном. Февраль, 3 Кирилл Новоезерский, преподобный Преподобный Кирилл родился во второй половине XV века в городе Галиче от богатых и благородных родителей, отличавшихся благочестием и христианскими добродетелями. Рождению его предшествовало чудесное предзнаменование, указывавшее на его необычайную судьбу. Однажды, когда преподобный Кирилл находился еще во чреве матери, последняя во время Божественной службы услышала его голос, трижды возгласивший: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его!» Пораженная ужасом мать не поняла значения этого события и сохранила его до времени в тайне от всех. Уже в юных летах святой Кирилл оказался настолько зрелым духовно, что из всех представлявшихся ему путей жизни без колебания выбрал путь иночества. Будучи всего 15 лет от роду, он решил тайно уйти из дома в обитель преподобного Корнилия Комельского, так как много слышал о ней и образе жизни ее братии от своих родителей. Помолясь Богу, он с радостью отправился в путь, не взяв с собою ничего, кроме той одежды, которая была на нем. Обитель отстояла от города Галича верстах в 80-ти. Пройдя 15 верст, он встретил благообразного старца с белыми волосами и бородой. Вид старца так подействовал на юношу, что он в слезах и с какой-то радостью бросился к ногам незнакомца, прося у него благословения. Старец поднял его и сказал: «Мир тебе, чадо, и благословение! Откуда ты и куда идешь, и чего ищешь от нищего и убогого старца?»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

И вот пришел блаженный на Красный остров среди Нова-озера, и прошел по нему, радуясь душою и трепеща, и нашел на восточной стороне острова того дерево огромное, называемое ель, и поселился здесь, под этим деревом, в лето 7020-е марта в четвертый день, на память преподобного отца нашего Герасима Иорданского. И сделал себе хижину под тем древом вышеназванным, елью, того же дерева ветви пригнув. И заснул после долгих странствий на том Красном острове в хижице, и явился ему ангел Господень во сне в образе человека благообразного в белых одеждах, и сказал блаженному: «Отец Кирилл, ты обошел окрестности моря-океана, и псковскую, и новгородскую земли, и в тех землях не нашел для себя места успокоения, ибо здесь приготовил тебе Господь место и упокоение мощам твоим, на этом острове среди Нова-озера». И очнулся он от сна своего, и пошел по острову, и увидел от хижины своей следы человеческие, а человек этот невидим был. Блаженный же Кирилл молился, говоря: «Господи, Творец небу и земли, Владыка Вседержитель, услышь молитву и моление раба своего, укрепи меня на месте сем». И после молитвы отправился он в деревню Андопольскую, в Шиднем, и просил тот остров у крестьян Дия, Григория и Давида. Они же посоветовались между собою о том Красном острове и позволили ему поставить келью. Блаженный же Кирилл своими руками устроил келейку малую и другую келью рядом с ней для собирания братии. На следующий год устроил он церковь малую во имя Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и вторую церковь во имя Пречистой Богоматери, честного и славного Одигитрии, в которых пение и молитвы беспрестанно возносились Христу Богу и Пречистой Богоматери. Блаженный же Кирилл изнурял плоть свою молитвою и постом, а также ручным трудом: иногда копал он землю, иногда же готовил лес для монастырского строительства. Бесы же, увидев себя поругаемыми и уничижаемыми от раба Божия Кирилла и от приходящих к нему жить и трудящихся с блаженным, сильно тревожили его различными кознями и клеветой, и много стали творить преподобному зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И принимает он монашеский постриг, и отвергает от себя мирские одежды и надевает монашеские, и нарекли имя ему Варсонофий, и, дав ему наставление изрядное, поручил блаженному Кириллу устроение отца его. Блаженный же Кирилл принял отца своего, как ангела Божия, и отвел его в келию свою, и поучил его изрядно из Божественного Писания, как ему спасаться. И ушел в келию свою, и, упав на землю, с плачем молился Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой его Матери о принятии отцом его иноческого образа. В 8 же день пришел юноша из дома отца его и поведал блаженному Кириллу о родной его матери, что, достойно прожив жизнь, приняла она ангельский образ и нарекли ей имя Елена, и с миром преставилась и отошла в вечный покой. И узнав о том, что родители его отошли от жизни, блаженный Кирилл воздал Богу благодарные молитвы и повелел имущество отца своего раздать нищим, а работникам дать свободу. Также и отец блаженного Кирилла, прожив 3 года в посте, и в молитвах, и во всех добрых деяниях, дух свой предал в руки Божии и с миром преставился. Блаженный же Кирилл скутал трудолюбивое его тело и, отпев надгробное пение, достойно похоронил отца своего, и прослезился о том, и сказал: «Как родители мои от жизни преставились, так же и я смертен». И с тех пор начал он к большему подвигу устремляться, труды к трудам прилагая, иногда в поварне, а иногда в пекарне, и по порядку обошел все службы, трудолюбивое свое тело изнуряя. Послушный всем, свою же волю до конца от себя отвергая, послушание и покорение имел не только блаженному Корнилию, но и остальным братьям. Страхом Божиим ограждаясь и сопротивляясь всем действам дьявольским, богатея смирением в умножающейся мудрости, изнурял тело свое голодом и жаждой. И беспрестанно были у него на устах слаще меда и сотов Божии словеса, ибо ночью и днем славословил псалмы Давидовы. И в молитве, и в чтении внимал житиям преподобных отцов, и в уме держа поучения их, желая их делом исполнить. Слезы всегда были на глазах его, ибо помнил он смертный час, и ожидал будущего страшного и праведного суда и воздаяния грешникам, каждому по делам его, и так наполнялся слезами «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист его не отпадет». Приносил же Богу постоянно и этот плод добродетели: во время молитвенного пения входил в церковь с благоговением, словно пред лицем Божиим предстоя со страхом и трепетом. Братия же вся удивлялась доброму его изволению и разумному боголюбию, которые приносили им величайшую пользу. Блаженный же Кирилл преуспевал в добродетелях, окружив себя благою кротостию, разумной простотою и смирением, и освободившись от различных земных забот, имел одну заботу, как бы угодить Богу, его к добру направляющему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Радуйся, столп, горящий духом, от земли восшедший на небо, небесной славе очевидец явился. Радуйся, чудный кормчий плавающим, и прибежище радостно тебе воздающим хвалу, и всем заступление. Радуйся, преподобный, и богоблаженный, и богоносный отец наш Кирилл, ибо ангельски на земли пожил, много подвизаясь во временной жизни в молитвах, пощении, бдении, всенощных стояниях, поучаясь в заповедях Господних каждый день, Вседержительной десницей укрепляем, уподобляясь блаженным Антонию и Феодосию. И так Богу угождая, обрел этим небесную лествицу, по которой достиг Небесного Иерусалима, честного ради жития твоего сосуд был Святому Духу, ибо пришел Господь со Отцем и обитель в тебе сотворил. Ныне же, блаженный Кирилл, предстоишь Престолу Пресвятой Троицы, со ангелами Христа непрестанно славословя, неизреченную славу зря, с небесных сфер взираешь на воспевающих тебя. Богоносный отец Кирилл, своих ради трудов воспринял от Бога дар бесов прогонять и души просвещать людям, с верою приходящим. Призывая на помощь, тебя молим, преподобный Кирилл, молись Пречистой Богоматери и ходатайствуй о нас недостойных, Богом собранной дружине во святой обители сей, будь же ты ей начальник и заступник, да и мы, пребывая на месте сем, невредимы пребудем от бесов. Славу и благодарение воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно». Чудо 4-е преподобного отца Кирилла о дьяконе Николае Прежде бывшие знамения, и преславныя чудеса и явления богоносного отца нашего Кирилла записаны прежними писателями, усердно в том потрудившимися. Боголюбивый дьякон Николай из града Бело-озера желая увидеть блаженного в пустыни и принять от него благословение... Да не забудутся за давностью преславные чудодействия Божии, которые сотворяет Бог своими угодниками, и ныне видим столь великие совершающиеся в последние времена чудеса. Спустя долгое время, пришел к преподобному прежденазванный дьякон Николай пользы ради душевной и хотел принять от святого благословение. Святой же сказал ему: «Что, чадо, пришел ко мне, убогому старцу, и какого утешения ищешь в пустыни сей? Не нужно тебя утешать, но ступай скорее к себе домой и получишь утешение сердцу твоему и радость, увидев лежащего с матерью младенца мужского пола».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также и Пречистой Богоматери молясь, говорил: «О, Преблаженная Госпожа Владычица Богородица, умоли Сына своего и Господа моего избавить меня, раба Твоего, от нападений вражеских и укрепи меня на месте сем». И поднялся после молитвы, и пошел к ним, говоря: «Родные дети и рабы и угодники отца своего сатаны, зачем пришли ко мне, рабу Божьему, на этот остров? Имущество мое и серебро в этой маленькой кельице». И один из них пошел в келью блаженного, а другие ослепли. Тот же юноша, который вошел в келью преподобного, стал вопить громким голосом товарищам своим: «О, братья мои, заберите меня из кельи сей, ибо два юноши бьют меня жестоко, и лишен я зрения». И отвечали ему товарищи его, говоря: «Мы голос твой слышим, но не знаем, где ты. И мы тоже зрения лишились». И возопили разбойники в один голос: «О, святой Божий Кирилл, отпусти нас с миром, больше не станем приходить на остров сей». Вошел блаженный в келью свою и увидел отрока, лежавшего посреди келии и не знавшего, как ему выйти. Блаженный же Кирилл поднял отрока, говоря тихим голосом: «Пойди, брат, с миром из кельи сей». И сказал отрок преподобному: «Помолись, святой Божий человек, чтобы твоими святыми молитвами Господь даровал здравие и зрение очам нашим». Блаженный же Кирилл помолился Богу, и исцелил их, и здоровых отпустил их с острова с миром. И мы, братья, разумно славные его чудеса о Господе похвалим, и мы его молитвами с Богом пребываем невредимы от всяких зол, о них и мы разумно рассудим и воздадим хвалу преподобному, говоря так: «Радуйся преподобный Кирилл, создавший нам обитель, тихое пристанище на озере Новом в Красном острове. Радуйся, вне мира суетного пустынь сотворивший и в ней к божественной любви стремящихся собравший. Радуйся, утешитель скорбей нашего естества. Радуйся, отгоняющий мысли злобные и насаждающий страх в сердца верных. Радуйся, сладкое утешение и радости божественной податель. Радуйся, от клеветы вражеской избавитель, врач многих болезней и исцелитель; явился подлинно духовным сокровищем, достойно обогатившимся благодатию Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тако же и Анна пророчица соущи исповедаше и благодари Богоу. Того ради уставлен бысть таковый праздник во Славу Божию. 2. Преп. Кирилл, Новоезерский-Белозерский чудотворец (4 февр.) Сей блаженный Кирилл родися от благочестиву и богату родителю, града Галича. Егда же ему бывшу во утробе матерни, во время божественнаго пения, возгласи трикраты: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его. Отроку же еще сущу, юну телом и не доспевшу совершенаго возраста, прииде желание, еже быти монаху, и отъиде втай от родитель своих, от града Галича, на реку Обнору. Слышал бо бе от родитель своих о обители преподобнаго Корнилиа, составленной от него, бе бо обитель от града Галича осмьдесять поприщ. И идущу ему путем, обрете на пути старца, сединами украшена. Оному же, вопросившу отрока, камо грядеши? он же поведа ему, яко ко обители грядет преподобнаго Корнилиа. И шествующим им путем, во вторый день доидоста обители преподобнаго Корнилия. И уже видети им монастирь, старец поучив отрока доволно и сотворь молитву на долг час, и по молитве обратися ко отроку, показуя перстом ко обители, и рече: «иди, чадо, скоро ко блаженному Корнилию, аз ти буду помощник и умолю блаженнаго Корнилия, да будеши монах». Юноша же пад на ногу блаженнаго старца, прося от него благословения и молитвы. Старец же рече: «востани, чадо, Бог всяческих Творец да благословит тя и сподобит тя великому ангельскому образу и да будеши сосуд избран Божественнаго Духа». И оттоле старец невидим бысть. Отрок же, зря семо и овамо, и нигде же обреташе старца, и разумев, яко посещение бысть Божие, и благодари о сем Бога. И пришед в монастирь, моли преподобнаго Корнилия со слезами, да будет монах. Видев же его преподобный и разуме прозорливыма очима, яко сосуд избран Святаго Духа хощет быти, постриже его и нарече имя ему Кирилл. Бе же тогда святый пятинадесяти лет, егда прия монашеский образ. И оттоле весь предаде себе Богови и вдаяшеся на труды многи. Родителем же его, поискавшим всюду, и не обретоша, и плакухася лишения его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Приезжали на Ново-озеро рыбаки ловить рыбу и оскорбляли блаженного, он же говорил: «Что мне много скорбей и зла творите, люди? Все это от бесовского научения». И сказал ему старец Дионисий: «Нужны терпение и молитвы». Бесы же, увидев свою погибель, востали и низверглись, раб же Божий Кирилл, вооружившись на врагов благодатию Христовою, день и ночь постоянно проводил в пении псалмов и песнях духовных, воспевая в сердце своем: «На Того, – сказано, – уповает душа моя и помощник мне есть». И так братство собралось о Христе, и пустыня распространилась молитвами преподобного Кирилла. Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. Чудо 1-е преподобного Кирилла Белого о некоем старце Никифоре, посланном от Александра Свирского чудотворца Многое от многих слышав об этом преподобном Кирилле Белом и о пустыни его в 30 верстах от града Бело-озера среди Нова-озера, послал блаженный преподобный отец наш Александр Свирский из обители Живоначальной Троицы брата по имени Никифор, мудрого и духовного, к блаженному Кириллу для духовной беседы. Когда же во 2-м часу ночи пришел старец на берег Нова-озера, блаженный Кирилл стоял в келье своей на обычном своем правиле, и молился Богородице, читая со слезами канон Акафиста, и начав кондак Богородице, со умилением воззвал радостно: «О, Всепетая Мати!» И по окончании вострепетал сердцем блаженный и духом узнал о пришествии из северных земель старца, стоящего на берегу озера. И по окончании молитвы взял блаженный лодку, и переплыл на северную сторону озера Нового, и нашел старца, почивавшего после дороги на камне жестком. И помолился блаженный Кирилл на берегу, о пришествии брата, и осиял их свет великий. И, проснувшись, вострепетал старец, в страхе и трепете сотворил поклон блаженному. С началом сотворил он ему благословение от блаженного преподобного отца Александра Свирского , игумена Живоначальной Троицы, когда тот сказал тихим гласом: «Благослови меня, святой Божий человек и раб Святой Троицы». И сиял свет, пока блаженный со старцем Никифором плыли на лодке по озеру к острову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. Вологды (ВГИАХМЗ) - на фоне панорамы Кириллова Белозерского мон-ря; с прп. Александром Ошевенским: на каргопольских иконах 2-й пол. XVII в. и кон. XVIII - нач. XIX в. артели И. И. Богданова-Карбатовского (АМИИ, КИАМЗ; см.: Святые каргопольской земли (живопись, графика): Из собр. музеев Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова, М. Л. Рягузова. Архангельск, 2002. Кат. 3, 6). Со святителями Николаем Чудотворцем и Леонтием Ростовским К. представлен на обороте запрестольной выносной иконы Божией Матери «Одигитрия» ок. 1497 г., XVI в. (КБМЗ; см.: Опись. 1998. С. 68; Лелекова. 2011. Т. 1. С. 415-416; Т. 2. Кат. 57), с преподобными Антонием Римлянином и Кириллом Новоезерским - на иконе XIX в. из иконостаса ц. Благовещения Пресв. Богородицы Ферапонтова монастыря (КБМЗ). На вологодских и сев. землях образ К. иногда помещали на столбиках царских врат иконостаса - напр., на «унских вратах» сер.- 3-й четв. XVII в. (ГРМ; см.: Федосеева М. В. Памятники древнерус. прикладного искусства, вывезенные акад. В. В. Сусловым из Архангельской губ.//Программа «Храм»: Сб. мат-лов. СПб., 1994. Вып. 6. С. 98-108). Преподобные Кирилл Белозерский и Сергий Радонежский. Фрагмент иконы «Спас Смоленский, с предстоящими святыми».1-я треть XVIII в. (КБМЗ) Преподобные Кирилл Белозерский и Сергий Радонежский. Фрагмент иконы «Спас Смоленский, с предстоящими святыми».1-я треть XVIII в. (КБМЗ) На рубеже XVII и XVIII вв. появились композиции «Собор Белозерских святых» с изображением К. на одном из центральных мест. Большая храмовая икона с изображением стоящей на облаке Богоматери с Младенцем, Белозерских и избранных святых (прп. Алексий, человек Божий, прп. Александр Свирский) происходит из Андогской Успенской пуст. Белозерского р-на (кон. XVII - 1-я пол. XVIII в., Белозерский КМ). Основатели монастырей и пустыней на землях Белозерья написаны в молении Божией Матери на иконе нач. XVIII в. (ЦМиАР; см.: Чугреева Н. Н. «Собор белозерских святых» в рус. иконописной традиции//Рус.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010