Среди данного блока статей следует выделить объёмные публикации, посвящённые св. равноапостольному Кириллу, создателю славянского алфавита и славянской письменности. В статье представлены не только биографические данные об Учителе славян, но рассмотрена динамика распространения почитания этого святого среди славянских народов, принадлежащих к разным Поместным Православным Церквям. Также рассмотрен вопрос о почитании св. Кирилла равноапостольного в Римско-Католической Церкви. Людям, интересующимся вопросами патрологии, безусловно, будет очень интересна статья, посвящённая святителю Кириллу, Архиепископу Александрийскому, знаменитому отцу и учителю Церкви V века. В статье, помимо биографических данных, подробно представлен обзор богословских творений святителя, их современных изданий и переводов. Особое внимание уделено богословским взглядам св. Кирилла Александрийского и его полемике с ересиархом Несторием. Следом за данной статьёй идёт публикация, посвящённая другому великому отцу и учителю Церкви, — святителю Кириллу, епископу Иерусалимскому, и его творениям. Продолжая тему блока статей «Кирилл», стоит обратить внимание на публикации, посвящённые знаменитому русскому старцу новейшего времени — архимандриту Кириллу (Павлову), духовнику Троице-Сергиевой Лавры; священномученику Кириллу (Смирнову), митрополиту Казанскому, прославленному в Соборе новомучеников и исповедников Русской Церкви. Также заслуживают внимания статьи, посвящённые выдающимся подвижникам эпохи «золотого века» русского монашества, — преподобным Кириллу Белозерскому и Кириллу Новоезерскому, а также основанным ими монастырям на Русском Севере: и Кириллову Новозерскому в честь Воскресения Христова мужским монастырям. В статьях об этих обителях представлена подробная информация по истории обителей, их святынях, архитектурных комплексах и т.д. Продолжая тему русских монашеских обителей, следует также упомянуть статью, посвящённую древнему Кирилловскому Свято-Троицкому монастырю в Киеве. В данной статье также представлена историческая справка и информация о культурном и историческом наследии обители, в которой сохранился храм XII века с росписями домонгольского времени и выполненными при реставрации в конце XIX в. работами выдающегося русского художника Михаила Врубеля.

http://pravoslavie.ru/72663.html

Кирилло-Новоезерский монастырь. Работа заключенных      Тогда огонь говорил о горении молитвенного сердца, сейчас с огнем связаны, увы, другие ассоциации Раньше всё было по-другому, раньше было лучше: здесь, на Огненном, жил, трудился и молился Кирилло-Новоезерский монастырь. Да и само название «Огненный» ничего страшного не сулило: назвали остров так, потому что устроитель монастыря, преподобный Кирилл Белый, инок Корнилиево-Комельского монастыря, увидел здесь огненный столп, указывающий ему место для строительства новой обители в период расцвета Северной Фиваиды , в 1517 году. Тогда огонь говорил о горении молитвенного сердца, сейчас с огнем связаны, увы, совершенно другие ассоциации, какие-то адские. Монастырь жил, трудился и молился, столетиями привлекая всё новых иноков, паломников, жителей окрестных сел и деревень, жаждущих доброго слова и утешения. Не был обойден и вниманием государства, не всегда, впрочем, благоговейным. В 1685 году царевна Софья Алексеевна пожертвовала средства на строительство теплой церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери и трапезной палаты. Позже, в 1721 году, островной монастырь посетил Петр I с императрицей Екатериной, оставив богатые денежные вклады и пожаловав чугунные плиты для пола в соборе. Секуляризационная реформа 1764 года и большие затраты на каменное строительство ухудшили состояние обители: с 1764 года она числилась монастырем 3-го класса Новгородской губернии Белозерского уезда. В результате «духовной оптимизации» в начале 1790-х годов на острове жило всего семь монахов. В 1793 году, по прошению белозерских граждан, в Кирилло-Новоезерский монастырь был переведен игуменом выдающийся подвижник Православия – Феофан (в миру Феодор Соколов; 11.05.1752 – 03.12.1832). Деятельность нового игумена, а с 1819 года – архимандрита, вернула монастырю его былое достоинство: к 1838 году в нем подвизалось уже 80 монахов. В монастырской ризнице хранилось множество икон, книг, риз из драгоценных тканей, золотой и серебряной утвари. Архимандрит Феофан Новоезерский сыграл заметную роль в оживлении русского иночества истинно монашеским духом. Будучи одним из ближайших учеников старца Клеопы Покровского – подвижника благочестия XVIII века, оставил о нем устное повествование, записанное сестрами Горицкого монастыря, в становлении иноческой жизни которого благочинный принимал деятельное участие. В 1830 году в Кирилло-Новоезерском монастыре у игумена Феофана проходил послушнический искус будущий святитель – епископ, ученый и проповедник Игнатий (Брянчанинов).

http://pravoslavie.ru/70311.html

За любовь к бедным и сиротам преподобный Корнилий много раз удостаивался благодатного видения преподобного Антония Великого (память 17 января), к которому питал особое благоговение и воздвиг в честь великого подвижника храм в своей обители. Строгость жизни святого возбудила ропот некоторых из братии, и преподобный Корнилий вынужден был оставить обитель и поселиться на Сурском озере, в 70 верстах от своего монастыря. Руины монастыря Некоторое время он подвизался и в Троице-Сергиевой Лавре. По ходатайству иноков Корнилиевой обители великий князь Василий Иванович убеждал преподобного вернуться в свою обитель. Подвижник повиновался и, возвратившись в свой монастырь, передал настоятельство своему ученику Лаврентию и затворился в своей келлии. Во время нападения татар на Вологодскую землю преподобный Корнилий, оберегая братию, вместе с ними удалился в Белозерский край. Скончался преподобный в возрасте 82 лет 19 мая 1537 года. Сразу же по кончине Господь прославил Своего угодника. От гроба покойного стали происходить многочисленные исцеления, увеличившие почитателей святого. Многие ученики преподобного Корнилия также прославились святостью жизни: преподобные Геннадий Любимоградский (память 23 января), Кирилл Новоезерский (память 4 февраля), Иродион Илозерский (память 28 сентября), Адриан Иошехонский (память 5 марта),Лаврентий и Кассиан Комельские (память 16 мая). святые мощи преподобных Кассиана Комельского, Вологодского и Лаврентия Комельского, учеников преподобного Корнилия Комельского, также покоились в этой обители. Имя преподобного Корнилия Комельского среди вологодских святых ранее почиталось в одном ряду с именами преподобных Кирилла Белозерского и Димитрия Прилуцкого. Житие преподобного составлено учеником его Нафанаилом в 1589 году. Имеются служба и похвала святому, сохранился Устав, написанный преподобным Корнилием (Устав издан: Архимандрит Амвросий, " История Российской иерархии " . Ч. IV. М., 1812, С. 661-704). Известность монастырю снискали не только многоцелебные мощи великого подвижника, но и святые источники преподобного Корнилия, минеральная вода из которых по своим целебным свойствам славилась на всю Россию. Святой источник преп. Корнилия Комельского

http://azbyka.ru/palomnik/Мощи_преподобн...

– Как шло основание монастырей на Севере России потом? – В конце XV века завершается оформление опорных очагов системы озерных островов. В 1490-е годы на острове Клименецком Онежского озера сын новгородского посадника Иоакима Иона учреждает обетный монастырь. Его, как и князя Глеба, выбросило бурей на берег этого острова. В этот период появляются монастыри на островах сравнительно небольших северных озер в глубине региона. Так, еще в 1427 году на небольшом острове озера Воже основал монастырскую обитель постриженик Кирилла Белозерского преподобный Мартиниан (впоследствии устроитель Ферапонтова монастыря). Преподобный Зосима учреждает монастырь на острове Ворбозомского озера на белозерско-московской дороге.      В 1517 году постриженик Корнилия Комельского преподобный Кирилл основывает монастырь на Красном острове Нового озера. Кирилло-Новоезерская обитель будет с самого начала пользоваться благодеяниями великих князей и царей Московских, которые ее посещали и награждали богатыми вкладами и вотчинами. В 1520-е годы на острове Важеозера (Вежино) в 12 верстах от Александро-Свирского монастыря преподобным Никифором учреждается еще одна островная обитель. Основатель ее был учеником Александра Кирилло-Новоезерского. Тогда же на острове небольшого озера Бабьего в Тотемском уезде была основана Бабозерская Николаевская пустынь. В 1630 году на острове озера Белавинского к северу от Вологды иноком вологодского городского Ильинского монастыря Марком учреждается одноименная пустынь. К этому же времени относится учреждение монастырей на крошечных островах реки Сухоны: на Глебовом острове – Борисоглебской пустыни, на Дедовом острове – Дедовской Троицкой пустыни. Учреждение последней предание устойчиво связывает с тотемским воеводой Лопухиным – отцом первой жены Петра царицы Евдокии Лопухиной. Так к концу XVII века в глубинных территориях Севера появилось по меньшей мере еще девять островных монастырей. В этот период учреждаются и первые дочерние обители Соловецкого монастыря – Анзерский и Свято-Троицкий скиты.

http://pravoslavie.ru/64292.html

Прп. Кирилл Белозерский, в житии. Икона. Нач. XVI в. Москва. Мастерская Дионисия (ГРМ) Прп. Кирилл Белозерский, в житии. Икона. Нач. XVI в. Москва. Мастерская Дионисия (ГРМ) Круг источников Жития был определен В. О. Ключевским : воспоминания учеников К. (нек-рые из них названы Пахомием - прп. Кассиан , настоятель Кириллова Белозерского мон-ря, прп. Мартиниан , игум. Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря , старец Кириллова монастыря Игнатий) и Духовная грамота К. Текст грамоты передан с пропусками и поправками. Пахомий сообщает, что взялся за свой труд по повелению вел. кн. Василия II, с благословения митр. Феодосия (Бывальцева) и по настоянию игум. Кассиана. Среди побудительных мотивов написания Жития исследователи называют стремление братии зафиксировать уклад жизни, установленный основателем монашеской общины (значительную часть текста занимает монастырский устав и обсуждение вопроса монастырского землевладения). Пахомий Логофет превратил Житие К. в своеобразный «Кирилловский патерик», сообщая краткие сведения о деятельности его преемников - игуменов Христофора, Иннокентия и Трифона. Потребностью в кратких «уставных чтениях» были вызваны многочисленные сокращения Жития для Прологов и Торжественников, в некоторых случаях в них помещались фрагменты Жития (напр., описание явления Божией Матери К., устав и т. д.). Если тексты повторяются в неск. списках, можно говорить об особых редакциях Пахомиева Жития, как то: 1-я редакция Торжественников (РГБ. Егор. 857; Больш. 420; РНБ. Солов. 806/916, 830/940; Погод. 850), 2-я редакция Торжественников (РГБ. ОИДР. 196; Егор. 921). Пахомиево Житие К. послужило источником для Житий мн. рус. святых: преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Мартиниана и Ферапонта Белозерских, Александра Свирского, Корнилия Комельского, Стефана Махрищского . Оно вошло во все крупные минейные своды - ВМЧ, Чудовские Минеи, Минеи Германа Тулупова, Иоанна Милютина и Феодосия Сийского. Значительным оказалось влияние труда Пахомия Логофета и на уровне лит. формул. Так, по мнению Е. А. Рыжовой, «источником сюжетного мотива «выбор места для основания монастыря с помощью чудесных знамений» («глас-свет») для севернорусских житий XVI-XVIII вв. является Житие Кирилла Белозерского и связанные с ним памятники» ( Рыжова. 2008. С. 439). В первую очередь речь идет о Житиях преподобных Александра Свирского, Кирилла Новоезерского, Филиппа Ирапского. Предисловие к Житию К. было использовано в предисловии к Житию Зосимы и Савватия Соловецких, а описания нек-рых чудес повторены в Житии Кирилла Новоезерского.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

В недавнее время в Задненикифоровой пустыни построен каменный храм во имя преподобных Никифора и Геннадия, основателей пустыни. Преподобные Геннадий и Никифор были учениками преподобного Александра Свирского , но один раньше, другой позже. Оба они были основателями пустынной жизни на Важеозере; но один жил здесь ..отшельником, другой основал общежительную пустынь. По древней службе препод. Геннадию, он был наследником богатого имущества; но, раздав все нищим, отправился к препод. Александру, который жил один на Свири; не хотелось великому отшельнику нарушить своего уединения принятием кого-либо в свою келью: но усердные мольбы Геннадия заставили расстаться с любимым уединением, – Геннадий остался учеником и сподвижником Александра. Спустя несколько годов, препод. Александр благословил Геннадия искать себе уединения в другом месте. Геннадий поставил себе келью на Важеозере и здесь подвизался отшельнически; впоследствии дозволил он двум-трем ученикам поставить хижины подле своей кельи, для безмолвной молитвы. Пред кончиною своею, авва сказал ученикам: «на этом месте будет храм и киновия». Отшельник почил, вероятно, в 1516 г. января 8-го дня. Препод. Никифор пришел к препод. Александру уже иноком и в веригах, пришел тогда, как основан был монастырь на Свири; великий подвижник принял Никифора и потом с утешением смотрел на его подвиги в общежитии» И если препод. Никифор стал жить у препод. Александра въ1510 году, то он прожил под руководством препод. Александра в его обители около 7 лет. В 1518 г. он просил у великого аввы благословения поклониться Печерским угодникам Божиим. «Иди, наперед повидайся с рабом Божиим Кириллом Новоезерским», отвечал авва. Послушный ученик исполнил волю аввы. Когда прибыл он на берег Новоозера, то, утомленный трудом, заснул. Кирилл, окончив вечернее правило, поспешил переплыть на лодке озеро и разбудил странника. Изумленный путник просил прощения. Кирилл, поклонившись ему, сказал: «ты благослови меня, – ты послан препод. игуменом и духовным братом Алекоандром посетить меня грешнаго». Никифор понял, кто говорит с ним. Восемь дней пробыл после того Никифор у препод. Кирилла, наслаждаясь духовными беседами его. С восторгом радости возвратился он к своему авве и пересказал, что видел и слышал у препод. Кирилла. «Теперь можешь идти в Киев, по твоему желанию», сказал Александр. Окончив благочестивое странствование свое до Киева, препод. Никифор, по благословению аввы, поселился на Важеозере, там, где подвизался препод. Геннадий. Это – вблизи с. Сермакса, где жили и почили родители препод. Александра. Авве Александру, конечно, приятно было, что так близко от Сермаксы будет обитель молитвенников и они будут молиться о покое родителей его. Искренний ученик его исполнил то, что было приятно великому авве. Мало-помалу он собрал к себе любителей пустынной жизни, построил храм в честь Преображения Господня и завел общежитие. Здесь подвизался он до кончины своей, последовавшей 9-го февраля 1550 года 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2011. С. 68). Земельные пожалования, названные в чуде (деревни Кобылино и Шиднем), сопоставимы с теми, к-рые обозначены в грамоте 1542 г. (по этой грамоте мон-рь получил починки Кобылин и Олексин Бор (Алексин Бор), пуст. Ортюшино (Артюшино)). Во всяком случае, автор 2-й редакции чуда в нач. XVIII в. соотнес их с этой грамотой и на этом основании датировал чудо. Составитель чуда об Иоанне Грозном стремился «удревнить» монастырскую земельную собственность, указывая, что она получена при Василии III. Возможно, именно в сер. XVII в., когда вновь обострился вопрос о церковном землевладении (согласно Уложению 1649 г., мон-рям было запрещено расширять свои владения как покупкой земли, так и получением ее в дар), мон-рю необходимо было подтвердить свои имущественные права. Последнее, 19-е, чудо повествует об исцелении жителя Ростова, что свидетельствует о распространении почитания К. по всей Ростовской епархии. В Житии сообщается об обычае отмечать день памяти К. Чудеса прп. Кирилла Новоезерского. Клейма иконы «Прп. Кирилл Новоезерский, в житии». Сер. XVII в. (ЧерМО) Чудеса прп. Кирилла Новоезерского. Клейма иконы «Прп. Кирилл Новоезерский, в житии». Сер. XVII в. (ЧерМО) В 1581 г. над мощами святого уже стояла деревянная часовня, у раки преподобного собирались пожертвования. В описи Новоезерского монастыря 1581 г. иконы К. не упоминаются. В описи 1614 г. зафиксированы 2 иконы преподобного: местный образ в Воскресенской ц. и икона-пядница в часовне. В 1612 г., когда обитель испытывала материальные трудности, средства собирали у населения ближайшей округи с некой иконой, возможно с образом К.: «Да Ондрей старец с образом собрал о чюдотворцове памяте» (Арх. СПб ИИ РАН. Кол. 115. Д. 662. Л. 19, 27, 79). В 1626 г. по монастырскому заказу были написаны 4 иконы К., по-видимому «раздаточные» (Там же. Л. 174 об.). Согласно описи 1628 г., на раке святого находилась его икона - вклад кн. И. М. Катырева-Ростовского (ГИМ. Увар. 1116. Л. 14 об.). В чуде, датированном дек. 1627 г., рассказывается: когда во время служения молебна у мощей преподобного подняли помост, чтобы, согласно установившейся практике, взять «персть», от мощей изошел «благовонный дым», видимый всеми собравшимися; одновременно совершились исцеления, о к-рых сообщили в Москву.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Царь и патриарх поручили освидетельствовать чудо Ростовскому митр. Варлааму, а тот в свою очередь - настоятелю Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря игум. Филиппу. Все свидетельские показания были посланы в Ростов, затем в Москву. По-видимому, из Москвы пришло разрешение на установление почитания К.: в 1631 г. царь Михаил Феодорович дал вклад в монастырь - покров на гробницу святого. С нач. 30-х гг. XVII в. списками Жития и иконами святого стали благословлять монастырских вкладчиков, в это же время память К. была включена в месяцесловы Кириллова Белозерского мон-ря. Вероятно, служба К. была внесена в кирилловские обиходники при келаре Матфее (Никифорове): в принадлежавшем ему списке Устава 4 февр. указана полиелейная служба: «Поем Кирилу, чюдотворцу Новозерскому, без литии» (РНБ. Соф. 1162. Л. 166, сер. XVII в.). В 1646 г. служба и память К. вошли в изданные московским Печатным двором Служебную Минею и святцы. Исцеления прп. Кирилла Новоезерского. Клейма иконы «Прп. Кирилл Новоезерский, в житии». Сер. XVII в. (ЧерМО) Исцеления прп. Кирилла Новоезерского. Клейма иконы «Прп. Кирилл Новоезерский, в житии». Сер. XVII в. (ЧерМО) В нояб. 1649 г. в ходе строительства в Новоезерском мон-ре на средства боярина Б. И. Морозова нового каменного храма состоялось обретение мощей К. Этому событию предшествовало редактирование его Жития (создание позднего варианта Основной редакции) и службы (создание бденной редакции). Мощи были освидетельствованы Вологодским архиеп. св. Маркеллом , к-рый положил на гробницу покров и икону с изображением преподобного (ЧерМО. 9-65. 361/374. Л. 14). 20 окт. 1652 г. кн. И. Д. Милославский пожертвовал на гробницу святого лицевой покров (Арх. СПб ИИ РАН. Кол. 115. Д. 663. Л. 233 об.- 234). В 1652 г. мощи были перенесены во вновь отстроенный Воскресенский храм. В 1661 г. на средства Морозова изготовили деревянную раку с позолотой. Этому событию, вероятно, предшествовало создание Слова на обретение мощей К., в к-ром прославлялся не только преподобный, но и Морозов.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Жизнь на Красном острове начинается в первую очередь с преодоления десоциализации, этого родимого пятна юродивых, осознанно рвавших все традиционные связи с обществом и его институтами. Прибыв на Новое озеро, Кирилл налаживает эти связи и, что нельзя объяснить иначе, как божественным вмешательством, почти сразу окрестные жители, а также представители гражданской и церковной администрации начинают сотрудничать с преподобным, принимают активное участие в деле устроения монастыря. Более того, помощь жителей Андопольской веси (ближайшей к монастырю преподобного) словно восполняет Кириллу ту инфантильную беспомощность, привычка к которой сложилась за 20 лет странствий. Придя на остров, Кирилл устраивает себе лишь убогую хижину под могучей елью, приклоняя ее лапы к земле, после чего спешит завести знакомство с окрестными крестьянами. Местные жители с радостью встречают преподобного, видят в нем Божиего посланника и сначала помогают выстроить келью, срубив растущие вблизи вековой ели деревья, а после выстраивают и другие здания будущего монастыря: кельи для прочих иноков, две церкви – Воскресения Христова и иконы Богоматери Одигитрия, хозяйственные строения. В скором времени выстроенные андопольцами кельи заселяют иноки, привлеченные именем славного подвижника и ученика преподобного Корнилия, начинается история Новоезерской обители преподобного Кирилла Белого (именно так называли современники святого и выстроенный им монастырь). Житие не много говорит об уставе Новоезерского монастыря, почти не повествует о настоятельской строгости преподобного Кирилла по отношению к нерадивым насельникам, которые всегда есть среди братий. Лишь один или два раза в тексте звучит некоторый намек на вразумление легкомысленных иноков. Так, брат по имени Кириак, занимавшийся в обители рыболовным промыслом, тяжело заболевает в день кончины Кирилла: он лежит в расслаблении и не может восстать с одра болезни. Кирилл является болящему уже после своей смерти и велит тому приложиться к своей гробнице. Кириак приходит к могиле преподобного в благоговейном ужасе и со слезами исповедует ему, как живому, свои прегрешения. О том, какого рода прегрешения возвещает Кириак почившему настоятелю, Житие умалчивает, но есть все основания предполагать, что то были прегрешения против самого преподобного и устава его обители.

http://pravoslavie.ru/110738.html

Никаких сведений о нем не найдено. Не канонизирован. 285. Преподобный Моисей прозорливый инок на посаде Бела озера, в Троицком монастыре преставися в лето 6000 Троицкий Устьшехонский монастырь, в котором подвизался блаж. Моисей, перенесен с устья реки Шексны на посад г. Белозерска около 1480 года, а потому преп. Моисей жил, вероятно, в конце XV или в XVI веке. Чтится местно (Филарет, Рус. Св. февраль, стр. 135). 286. Преподобный Кирилл игумен Воскресенскаго монастыря, Новоезерский Белый в Красном острове, Белозерский чудотворец, преставися в лето 7040 месяца февраля в 4 день Родом из г. Галича (Костромского), сын родителей благочестивых из дворянского рода Белых или Белого, в ранней юности принят преп. Корнилием в Комельскую его обитель и вскоре пострижен с именем Кирилла. Вслед за сыном пришел и отец его и также принял пострижение. По смерти отца, юный подвижник Кирилл, с благословения преп. Корнилия, пустился странствовать, ища места для безмолвного отшельничества. После семилетнего странствования, в 1507 году, он из Тихвина пошел к Белуозеру; с Кобылиной горы он увидел Новое озеро и на нем Красный остров. Пустынник под высокою елью устроил себе хижину, выпросил у соседних крестьян Красный остров для основания обители, поставил другую келью, сборную для ожидаемой братии, соорудил две малые церкви Вознесения Христова и Одигитрии. Вероятно тогда, как испрашивал он благословение архипастыря на освящение храмов своих, посвящен он был в сан священства. Один за одним стали собираться к Кириллу искатели безмолвия. Ум. 4 февраля 1532 года. Мощи преп. Кирилла обретены были нетленными, при основании нового храма монастырского, освидетельствованы и в 1652 году перенесены в новый храм, где и ныне почивают открыто. (Рассказы из Ист. Рус. Церкви, стр. 367 и след.). Житие, по замечанию В.О. Ключевского , писано в первые годы XVII в. монахом, вступившим в монастырь Кирилла в конце XVI в. В этом житии можно заметить несколько мелких неточностей; но весь запас биографических известий почерпнут по-видимому из хороших источников: кроме изустных сообщений учеников Кирилла, автор намекает и на записки, замечая, что

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010