Скачать epub pdf Воровство См, также: Наказание вора . 595–596; Покаяние . 775. 172. Вразумление грабителей преподобным Кириллом Новоезерским Шайка разбойников, грабивших на берегах Нового озера, досадовала на то, что поселились на острове люди, которые могут знать о ее делах. Хищники приплыли на челнах к Красному острову. “Сыны беззакония, – грозно сказал отшельник преподобный Кирилл Новоезерский при встрече с ними, – вы забыли, что есть грозный суд правды Божией, и на пустой остров явились для грабежа, у пустынника думаете найти свою корысть. Что вы делаете? Все мое серебро – в моей келии!” Один из разбойников поспешил в келию преподобного, а на других вдруг напал мрак. Скоро из келии послышались жалобные вопли их товарища: он просил избавить его от двух юношей, которые нещадно его били. Ослепленные разбойники стали просить преподобного отпустить их с миром. И преподобный вошел в келию, поднял лежавшего без чувств разбойника и отпустил всех мирно. “Впредь не злодействуйте, чтобы не быть в аду,” – сказал им преподобный. В другой раз воры сняли колокол с бедного храма обители и поспешили переправиться на другой берег, но заблудились и вынуждены были вернуться в обитель. “Зачем вы пришли сюда?” – спросил их преподобный. Те пали к его ногам и просили прощения. “Еще не бывало того, – сказал угодник Божий, – чтобы кто-то был счастлив чужим добром. Алчешь чужого – потеряешь свое. Вор не бывает богат, а бывает горбат. И с умом воровать – беды не миновать. Вот трудовая копейка до веку живет. Заработанный ломоть лучше краденого каравая. Помните эту народную мудрость.” Затем велел накормить их и отпустил с миром. (Троицкий патерик. С. 147). 173. Ученик избавился от пагубной привычки воровать хлеб только после того, как исповедал свой грех старцу См. также: Исповедь ; Покаяние ; Самоосуждение ; Старец ; Совесть . Авва Серапион рассказывал: “Когда я был молод, встав однажды от трапезы, по действию диавола похитил одну долю хлеба и съел ее тайно от аввы. А поскольку я продолжал это делать в течение какого-то времени, то, обуреваемый страстью, не мог уже преодолеть себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Президент отметил, что Церковь играет важнейшую роль в поддержании межнационального и межрелигиозного согласия в стране. 24 мая. ПРАВМИР. Президент РФ Владимир Путин направил Патриарху Московского и всея Руси Кириллу поздравление с тезоименитством, сообщает Интерфакс-Религия со ссылкой на пресс-службу Кремля. «Неустанные первосвятительские труды снискали Вам высокий авторитет в России и за рубежом. Под Вашим началом Русская православная церковь оказывает большое влияние на нравственное состояние и развитие нашего общества. Совместно с государством выполняет востребованную просветительскую и социальную миссию», — говорится в поздравительной телеграмме. Президент отметил, что Церковь играет важнейшую роль в поддержании межнационального и межрелигиозного согласия в стране. «Церковь многое делает для приобщения молодежи к историко-духовному наследию, к традициям веротерпимости и патриотизма. И здесь примером служит Ваша личная открытость к диалогу с людьми разных поколений и духовных традиций, приверженность общечеловеческим ценностям мира, справедливости и добра. Убежден, что под Вашим предстоятельством Русская православная церковь будет и впредь нести столь высокое, общественно значимое служение», — сказано в послании главы государства. Ожидается, что поздравить патриарха Кирилла с праздником приедут руководители государства. Их ждут в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре. 43 года назад, в апреле 1969 года, тогдашний председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Никодим (Ротов) в домовой церкви в Серебряном Бору совершил монашеский постриг студента Ленинградских духовных школ Владимира Гундяева с наречением имени Кирилл. Будущий патриарх, рожденный в день обретения мощей преподобного Кирилла Новоезерского, принял постриг в день памяти святителя Кирилла, епископа Катанского, ученика апостола Петра, а имя в иночестве получил в честь святого равноапостольного Константина-Кирилла. Святой просветитель славян, таким образом, стал для патриарха Кирилла примером в развитии искусства проповеди, соединяющей живость и доступность с глубиной и убедительностью.

http://pravmir.ru/vladimir-putin-pozdrav...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Кирилл Новоезерский, прп. - житие Преподобный Кирилл, Новоезерский чудотворец (память 4 февраля и 7 ноября по старому стилю) Родился преподобный Кирилл от благочестивых родителей в городе Галиче. Уже будучи отроком, он стремился к иноческой жизни. Оставив тайно родительский дом, он отправился в обитель преподобного Корнилия (в Вологодском Комельском лесу), о которой ему часто рассказывали родители. На пути к этой обители Кириллу встретился некий старец, который, осведомившись о цели его путешествия, благословил его намерение идти к св. Корнилию и затем стал невидим. Преподобный Корнилий весьма благосклонно принял Кирилла и постриг его в иноки. Молодой инок ревностно стал проходить иноческое житие. Между тем родители Кирилла уже потеряли было всякую надежду найти его и даже стали считать его умершим, но вот они от одного комельского инока узнали об местопребывании своего сына. Тогда отец Кирилла отправился в обитель св. Корнилия, но здесь в строгом постнике он не узнал своего сына, а когда затем признал в нем Кирилла, то и сам постригся в иноки под именем Варсонофия. Мать Кирилла перед смертью также восприяла иноческий чин. По смерти отца Кирилл, раздав нищим оставшееся после него имение, отправился на север, в глушь лесов, чтобы здесь вести вполне единенную жизнь. Сурово протекала жизнь преподобного в этих пустынях, где пищей ему могли служить только трава да кора деревьев. Отсюда приходил он иногда на поклонение святым местам в новгородские и псковские пределы. Так как тело его стало постепенно ослабевать в подвигах, то он молил Господа, чтобы Он указал ему место постоянного пребывания. Горячая молитва подвижника была услышана, и, повинуясь небесному указанию, св. Кирилл отправился к Белоозеру. Здесь с одной горы он увидел Новое озеро и на нем Красный остров. Явившийся подвижнику во сне ангел дал ему указание, что здесь Бог избирает ему место пребывания. Пробудившись от сна, Кирилл твердо решил основать на Красном острове Божью обитель, для каковой цели и приобрел вскоре от местных крестьян указанный остров; затем соорудил здесь келью и две церкви. Тогда же он был поставлен в сан священника.

http://pravicon.com/info-2675

Преподобный Кирилл Новоезерский При чтении Жития преподобного Кирилла Новоезерского неоднократно возникает эффект дежавю: где-то об этом уже было написано, причем в тех же самых выражениях, которые использует и агиограф Кирилла – игумен Воскресенской обители Пимен. Книжник создавал свое писание через полвека после смерти преподобного и, кажется, не имел в своем распоряжении записей, сделанных непосредственными учениками Кирилла. Как это ни странно, попытки составить соответствующую требованиям жанра биографию могли восприниматься современниками преподобного с недоверием и даже иронией. Так, игумен Соловецкого монастыря Досифей, сделавший некогда предварительные наброски к Житию святых Савватия и Зосимы, встретился с откровенным глумлением братии над его агиографическими опусами: «иныи глумящеся о написанных и въ смх сиа полагааху», и лишь по прошествии нескольких десятилетий труд митрополита Спиридона, украшенный цитатами из Писания и других житий, вызвал высокую похвалу архиепископа Новгородского Геннадия. Вот почему Житие Кирилла создается лишь спустя 50 лет после праведной кончины преподобного, а многие фрагменты его повторяют схожие эпизоды агиографической литературы той эпохи. Так, подобно Александру Свирскому , Кирилл тайком уходит из родительского крова и по пути в монастырь встречает монаха, который доводит его до стен обители пострига, а после загадочно исчезает. Родители Кирилла, как и родители Александра, начинают поиски своего пропавшего сына, которые увенчиваются успехом лишь несколько лет спустя. Кирилл видит свет на месте будущего монастыря, как некогда видел такой же свет тезоименитый ему подвижник Белоозерья, а слова похвалы преподобному дословно повторяют фрагмент Жития Зосимы и Савватия… Все эти аллюзии и заимствования – дань художественно-эстетическим представлениям эпохи, однако вопрос о том, что же скрывает это лоскутное полотно, в чем заключается индивидуальное, неповторимое, характерное для исторического Кирилла и отличающее его от других преподобных, живо встает перед пытливым читателем.

http://pravoslavie.ru/110738.html

Вступительное слово Святейшего Патриарха Кирилла на 27-м заседании Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов по изданию «Православной энциклопедии» 11 марта 2015 г. 17:46 11 марта 2015 года в Сергиевском зале Храме Христа Спасителя в Москве состоялось 27-е заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов по изданию «Православной энциклопедии» . Со вступительным словом к участникам заседания обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Уважаемый Сергей Борисович! Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемые члены Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов! На сегодняшнем, уже двадцать седьмом, совместном заседании Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов я хотел бы, прежде всего, представить 34, 35 и 36 тома «Православной энциклопедии», вышедшие в свет в 2014 году. Отрадно, что все тома были выпущены в надлежащие сроки и сейчас доступны читателям. Среди сотен статей, начинающихся на букву «К» и вошедших в эти тома, можно выделить несколько наиболее значимых комплексов по различным сферам церковно-научного знания. Прежде всего, это десятки статей, связанных с деятельностью Отцов Церкви, святителей, преподобных, с подвигом новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также статьи о деятелях Православной Церкви с именами Кирилл, Климент и Константин, среди которых наиболее важны: — комплекс материалов о святом равноапостольном императоре Константине Великом и статья о святом равноапостольном Кирилле, учителе Словенском; — статьи об Отцах и Учителях Церкви Кирилле Александрийском и Кирилле Иерусалимском, Клименте, папе Римском; — статьи об основателях монастырей преподобном Кирилле Белозерском и преподобном Кирилле Новоезерском; Весьма важное значение имеют статьи о Кипрской Православной Церкви, о многочисленных епархиях и монастырях Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей. Стоит также отметить статьи церковно-канонического характера: Кодексы императоров Юстиниана и Феодосия; в статьях по библеистике — статью о послании апостола Павла к Колоссянам. Как обычно, в «Православной энциклопедии» придается большое значение статьям по религиозно-философской проблематике: Киркегор, И.В. Киреевский, В.А. Кожевников и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/4011389.ht...

Проповедь в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе! Сегодня Православная Церковь торжественно празднует светлую память всех святых, в земле Русской просиявших, прославленных Богом за их богоугодные подвиги и святую жизнь. Это первенцы православного русского народа, искупленные бесценной Кровью Христовой и освященные благодатью Святаго Духа, приведенные к Богу Отцу Иисусом Христом. Это благословенные плоды святой православной веры, христианства, насажденного в среде нашего русского народа.      Вспомните, чем было наше Отечество до принятия христианства? Дикой, варварской страной, где идолам приносились человеческие жертвы, где жизнь протекала в войнах, разврате, жестокости и насилии. Но лишь только засиял луч христианской веры в России, как жизнь народа сразу переродилась. Из жестокого, развращенного языческого наш народ под влиянием христианской веры стал народом кротким, отличающимся редкостной добротой души, простотой веры, преданностью Иисусу Христу и Божией Матери, такой преданностью, что за православную веру люди русские всегда готовы были не пощадить и самой своей жизни.      И вот в среде этого просвещенного верою нашего православного народа воспиталось и прославилось множество угодников Божиих: преподобных, мучеников, святителей, святых жен, Христа ради юродивых, так что нет такого уголка в России, нет крупного города, который не имел бы в своих пределах светильников и молитвенников за Землю Русскую. Возжженный на горах Киевских свет христианской веры принес свои обильные плоды в лице преподобных отцов Киево-Печерской лавры. Изобилует святыми и наш юг, где запечатлели верность Христу своей мученической смертью семь Херсонских священномучеников. На севере нашей страны кому не известны прославленные святые, такие, как преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Герман и Сергий Валаамские, чудотворцы? В пределах Новгородских и Вологодских кому не известны подвигами преподобные отцы Кирилл Белоезерский, Кирилл Новоезерский, Нил Сорский, Ферапонт Можайский и многие другие?

http://pravoslavie.ru/47241.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Костромские свв. - житие Более 30 угодников Божиих подвизались в монашеском подвиге на Костромской земле. Последователи отцов русского монашества Феодосия и Антония Печерских, ученики Сергия Радонежского, принесли они в край Костромской строгое монашеское общежитие и утвердили здесь христианство. Их знали, любили, почитали, им молились, получали от них исцеления. Ими было построено 18 монастырей, которые стали центрами духовной культуры края. Среди костромичей были широко распространены иконы этих святых. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1981 году установлен соборный праздник святых древней Костромской земли. 23 января/5 февраля 1982 года, в день памяти преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца, было впервые совершено празднование Собора святых, в земле Костромской просиявших. По свидетельству русских летописей, город Кострома был основан в 1152 г. После смерти великого князя владимирского Всеволода, по прозвищу Большое Гнездо (1154—1212), во Владимирском княжестве образовались три удела: Суздальский, Московский и Костромской. В XIV—XV вв. ученики преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько монастырей на Костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один — по реке Шексне на Белоозере, другой — по реке Костроме на Вычегду. В освоении костромского междуречья трудились преподобные Аврамий Чухломской (+ 1375; память 20 июля/2 августа) — основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских племен; Иаков Железноборовский (+ 1442; память 11/24 апреля), Макарий Писемский (XIV в.; память 10/23 января), Павел Обнорский (+ 1429; память 10/23 января). По благословению преподобных Кирилла Белозерского (+ 1427; память 9/22 июня), также ученика аввы Сергия, и преемника Кирилла — Корнилия Комельского — на Костромской земле подвизались впоследствии преподобные Геннадий Костромской и Любимоградский (+ 1565; память 23 января/5 февраля), Кирилл Новоезерский (+ 1532; память 4/17 февраля), Адриан Монзенский (+ 1610; память 5/18 мая) — основатель Благовещенского монастыря на реке Монзе, Ферапонт Монзенский (+ 1597; память 12/25 декабря). Введенскую пустынь основал преподобный Иаков Брылинский, иначе Брылеевский (XV в., память 11/24 апреля) — ученик и сподвижник преподобного Иакова Железноборовского.

http://pravicon.com/info-2725

Преподобный Даниил Переяславский. Фреска на столпе Троицкого собора Свято-Троицкого Данилова монастыря.      «Странное» страннолюбие Читая Житие преподобного Даниила Переяславского, невольно соприкасаешься с феноменом странничества и таким видом служения обездоленным и угнетенным, как погребение безвестных путников, «напрасно», внезапно и неожиданно скончавшихся на перекрестках больших дорог. Эти слова – «странник», «скудельница», «божедомка» – становятся ключевыми в его Житии, и к ним возвращается агиограф из раза в раз, многократно повторяя этот проникновенный в своей искренней человечности мотив. Действительно, никто из русских преподобных ни до, ни после Даниила не ставил одной из главных целей своего монашеского делания упокоение безвестных скитальцев, «не имеющих где главу подклонити» (ср.: Мф. 8: 20), проходящих «пустыни, вертепы и пропасти земные» (ср.: Евр. 11: 38) и тем не менее, как правило, презираемых оседлыми поселянами, несмотря на то что их, скитальцев, «не бе достоин весь мир» (Евр. 11: 38). Агиографическая литература Древней Руси словно намеренно стремилась обойти или замолчать тему странничества, в лучшем случае определяя ей роль отдельного и всегда переходного эпизода в биографии того или иного преподобного: и Иосиф Волоцкий, и Корнилий Комельский, и Кирилл Новоезерский странствуют, однако лишь до времени, покуда не водворятся в стенах града ограждения – будущего монастыря, и именно монастырю суждено стать тем приближенным к святому алтарю покоем, к которому в конечном счете устремлено движение смиренных пилигримов. При этом кажется бесспорным, что место, занятое темой странничества в древнерусской агиографической литературе, отнюдь не соответствует тому высокому нравственному авторитету этого вида аскезы, который был характерен для нее в традициях русской духовной культуры. Образовавшуюся лакуну отчасти восполнила художественная литература нового времени, изобразившая в ряде своих произведений образы благодатных странников (одним из наиболее ярких примеров подобного рода может стать Макар Долгорукий, герой романа Ф.М. Достоевского «Подросток»). Очистительная и преображающая сила странничества помогает эгоистичному в своей слепоте герою повести Короленко «Слепой музыкант» преодолеть ограниченность и узость мировоззрения, раскрыть свой гений миру, стать достойным личного счастья. Подобные примеры, взятые из произведений русской классической литературы, можно было бы множить, однако в агиографической литературе едва ли не единственным обелиском, освящающим аскезу дальних странствий, становится Житие преподобного Даниила Переяславского, что, несомненно, делает этот памятник литературы уникальным и необычайно интересным.

http://pravoslavie.ru/112392.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Новозерский) , находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.). Через вотчину К. Н. м. проходила летняя дорога из Белоозера в Тихвин, а зимняя дорога - по льду Новоозера вдоль сев. стены мон-ря. Именование мон-ря происходит от названия озера, посреди к-рого он располагался. Прп. Кирилл Новоезерский и Кириллов Новоезерский мон-рь. Литография. 1874 г. (КБИАХМЗ) Прп. Кирилл Новоезерский и Кириллов Новоезерский мон-рь. Литография. 1874 г. (КБИАХМЗ) Обстоятельства основания и ранняя история К. Н. м. отражены в Житии его основателя, согласно к-рому обитель была устроена прп. Кириллом (Белым; † 1532) между 1512 и 1517 гг. ( Карбасова. 2011. С. 15-16). Преподобный происходил из рода «патриарших детей боярских»; он принял постриг у прп. Корнилия Комельского, совершал паломничества по св. местам Руси (Там же. С. 9, 306). Однажды после 3-дневной молитвы прп. Кирилл уснул на паперти Успенской ц. тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и сподобился видения Божией Матери, Которая повелела ему идти на Белоозеро для обретения места, «в нем же можеши спастися». Прп. Кирилл «пойде в весь Андопальскую, в Шиднем, и прошаше у християн острова того, у Дея, да у Григория, и у Давыда. Они же посоветоваша между собою о том Красном острову и повелеша ему келию поставити». Вскоре на острове началось строительство пустыни. Пятое чудо прп. Кирилла - исцеление благочестивого кн. И. В. Пенькова, который в благодарность за это назначил братии ружное жалованье: с тех пор монастырь ежегодно получал 40 четв. хлеба, 20 пудов соли, 2 пуда масла и 20 сыров (Там же. С. 256, 266). Первым документом, в котором упоминается К. Н. м., является жалованная грамота вел. кн. Иоанна IV Васильевича 1542 г. на починки Кобылин (позднее дер. Кобылино (Кобылина Гора); ныне дер. Карл Либкнехт) и Олексин Бор (Алексин Бор), а также на пуст. Ортюшино (Артюшино). Грамота связана с монастырской легендой, к-рая в кон. 50-х гг. XVII в. стала известна как «Чудо о спасении Ивана Грозного от напрасной смерти», вошедшее в Житие прп. Кирилла Новоезерского (Там же. С. 117). Согласно Житию, преподобный явился во сне юному вел. кн. Иоанну IV Васильевичу и рекомендовал ему в определенное время не посещать палату, где должны были собраться бояре. Последовав совету чудотворца, вел. кн. Иоанн избежал гибели, т. к. в указанное время палата обрушилась.

http://pravenc.ru/text/1840461.html

Собор Костромских Святых Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 23 янв. в день памяти прп. Геннадия Костромского Соборный праздник святых древней Костромской земли установлен в 1981 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (+ 1989). По свидетельству русских летописей, г. Кострома был основан в 1152 г.; после смерти вел. князя Всеволода Большое Гнездо во Владимирском княжестве образовалось три удела: Суздальский, Московский и Костромской. В XIV—XV вв. ученики прп. Сергия Радонежского основали несколько монастырей в Костромской земле. Из многочисленных ветвей духовного генеалогического древа, имеющего корни в Троице-Сергиевой лавре, ветви Белозерская (от прп. Кирилла Белозерского; память его 9 июня), Комельская (от прп. Корнилия Комельского; память его 19 мая), Железноборовская (от прп. Иакова Железноборовского; память его 11 апр.), Нижегородская (от свт. Дионисия Суздальского; память его 26 июня) принесли обильные плоды добротолюбия и молитвы на Костромской земле. На обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один по реке Шексне на Белоозеро, другой — по реке Костроме на Вычегду. В освоении Костромского междуречья трудились преподобные подвижники: Авраамий Чухломский (память его 20 июля), Макарий Писемский (память его 10 янв.), Павел Обнорский (память его 10 янв.), Геннадий Костромской (память его 23 янв.), Кирилл Новоезерский (память его 4 февр.), Адриан Монзенский (память его 5 мая), Ферапонт Монзенский (память его 12 дек.) и многие другие. Святые преподобные Костромской земли почитаются соборно и в других землях Российских, история которых — через княжеские междоусобицы и административно-территориальные реформы — неразрывно связана с распространением веры Христовой и созиданием Церкви земной, прообраза Церкви Небесной. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436841/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010