Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Фоме (Демчуку), епископу Гдовскому, викарию Псковской епархии 2 июля 2017 г. 15:40 2 июля 2017 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме преподобной Евфросинии, Великой княгини Московской, Патриаршем подворье в Котловке г. Москвы, и возглавил хиротонию архимандрита Фомы (Демчука) во епископа Гдовского, викария Псковской епархии. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал владыку Фому на служение. Преосвященный епископ Фома! Избранием и искусом боголюбезнейших архиереев членов Священного Синода Русской Православной Церкви, силой, действием и наитием Святого Утешителя Духа, возведен ты ныне в сан епископа. Во время совершения Таинства хиротонии по молитвам Церкви на тебе почила Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая. И вот теперь ты предстоишь пред Всемогущим Господом и нами, ожидая Патриаршего наставления и вручения архиерейского жезла. До сего дня и часа ты шел путем, предначертанным тебе свыше: был воспитан в вере и благочестии, получил богословские знания, обрел опыт пастырского служения и административной работы. Но все эти важные этапы твоей биографии были лишь подготовкой к самому главному делу всей твоей последующей жизни к епископским трудам на ниве Христовой. Чего же ожидает от тебя Церковь? Что и как надлежит тебе делать, дабы оправдать оказанное Священноначалием высокое доверие? Синодальным постановлением тебе определено быть викарием Псковской епархии и трудиться под руководством митрополита Евсевия. Запомни: должным образом осуществлять свое призвание значит постоянно отвечать на Божий призыв, ибо этим призывом ты и привлечен был ныне к алтарю Господню возложением на тебя рук архиерейских во время хиротонии. И этот призыв ныне обращен к тебе. Посему внемли моему наставлению и постарайся неукоснительно исполнять все то, о чем я тебе сейчас скажу.

http://patriarchia.ru/db/text/4946080.ht...

Что так же было это и в Российской Церкви, тому свидетельством также все древние Церковные книги и само сказание от имени Преподобного Евфросина, так как оно говорило бы лишнее, если бы не по-трижды пето было у нас Аллилуия до него. (См. ст. 34). Льзя ль также было верить сказанию и в том, что Протопоп Иов будто бы за утроение Аллилуия погиб в тяжкой болезни, когда обычай Церкви и все наши и древние и Греческие книги, и отчасти самое жизнеописание Евфросиново свидетельствуют, что так пели Аллилуия в Греции все, и у нас везде до Преподобного Евфросина, и – не погибали, а спасались? Пусть, был болен Иов; но кто открыл суд Божий, за что именно страдал он? Челобитчики сами говорят инде, что Бог подобными болезнями иногда посещает и праведников, как милостию. (См. ст. 63). Не станем уже говорить того, что сказание оказывается весьма несогласным с Историею, чего, конечно, не могли разобрать челобитчики. Напр. оно упоминает, что Преподобный Евфросин ходил из Монастыря своего к Цареградскому Патриарху Иосифу; а История свидетельствует, что Иосиф скончался па Флорентийском Соборе (об Унии) в 1439 году, между тем как Преподобный Евфросин, по тому же сказанию, основал Монастырь свой в 1447-м году, и умер уже в 1481-м году. Следственно Иосиф Патриарх умер десятью годами раньше основания Монастыря Евфросинова. А Царь Кальян, при котором, по сказанию Жития, якобы приходил в Константинополь Преподобный Евфросин, оставил престол еще в 1387-м году, что целым столетием было раньше начала Монастыря Евфросинова. 117 32) «А иже троити Божественная Аллилуия возбраняющего Преподобного Отца Евфросина Псковского Чудотворца за сие Богоугодное мудрование Господь Бог прославил во Святых.» Кто же так присудил, что Преподобного Евфросина спас Бог только за Аллилуия? Челобитчики? Напротив, бессомнительно сказать должно, что говорити таким образом значит унижать и святость Евфросинову, и правду Божию. Не всяк глаголяй ми Господи, Господи, сказал Иисус Христос , внидет в царство небесное, но творяй волю Отца Моего ( Мф. 7:21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

23 мая 1893 года в Спасо-Евфросиниевском монастыре епископ Псковский и Порховский Антонин заложил первый камень в основание нового Свято-Кресто-Воздвиженского собора. Величественный пятиглавый собор, рассчитанный на 1500 человек, был возведен по проекту архитектора В.Ф. Коршикова. Заметный след в истории обители оставила игумения Евгения (Говорович). Благодаря ее деятельности число инокинь (вместе с послушницами) к концу XIX в. достигло 117 человек. В 1910 году святые мощи преподобной были перенесены из Киева в Полоцк. Спасо-Евфросиниевская обитель в Беларуси была крупным центром духовного и общественного служения Православной Церкви. Во время Первой мировой войны, в 1915 году, когда Полоцк оказался в положении прифронтового города, нетленные мощи преподобной Евфросинии были эвакуированы в Ростов Великий и положены в Богоявленском Авраамиевом монастыре, где находились на протяжении пяти лет. После революции 1917 года Спасо-Евфросиниевский монастырь постигла участь других христианских святынь. Однако, невзирая на все гонения, Спасо-Евфросиниевская обитель продолжала действовать до 1928 года. В период немецкой оккупации православные верующие перенесли нетленные мощи преподобной Евфросинии в Витебскую Свято-Покровскую церковь, а затем — в Спасский монастырь. Жизнь в обители продолжалась, несмотря на то, что часть монастыря была переоборудована немцами под концлагерь. После окончания войны обитель продолжала действовать. Число монахинь возросло. Уже в 1952 году их было 52. Начиная с 1955 года было запрещено прописывать в монастыре новых монахинь и послушниц, а в 1960 году Спасо-Евфросиниевская обитель была закрыта. Тридцать лет обитель пребывала в запустении. 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Настоятельницами монастыря были: игумения Евфросиния (Максимчук), монахиня Наталия (Скиндер), монахиня Анфиса (Шевердяева). В сентябре 1997 года, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, в обитель был торжественно привезен Воздвизальный Крест преподобной Евфросинии.

http://patriarchia.ru/db/text/751568.htm...

Это было около 400 года (Четьи-Минеи). О св. Анне пророчице, дщери Фануиловой, сретившей Господа в Иерусалимском храме см. 3 февраля. Пр. Саввы Псковского или Крыпецкого В чужих странах родился и воспитался Савва, так что неизвестно, кто были его родители и где он пострижен в иноки. Некоторые полагают, что он пришел в Псков из Сербии, другие же, что с Афонской горы. Сперва преподобный поселился в обители Рождества Богородицы, называемой Снятая гора, за три версты от Пскова, где был с любовью принят игуменом и братиею. Но спустя немного времени, он перешел в более уединенное место – на реку Толву, в лавру пр. Евфросина, который с радостью принял Савву, потому что провидел в нем избранный сосуд Господа. Здесь Савва тщательно исполнял все поручаемые ему монастырские службы и никогда не отступал ни от правила церковного, ни от заповедей своего наставника. Когда у него явилось желание послужить Богу в безмолвии пустынном, он, припавши к стопам преп. Евфросина, открыл ему это свое тайное желание. Настоятель, зная духовную крепость св. Саввы, благословил его вести отшельническую жизнь и сказал: «иди с миром, чадо – избранник Христов; Бог да будет с тобою и Пречистая Богородица да сохранит тебя от всех сетей диавольских. Следуй жизни святых великих отцов, иди их путем и всегда имей на своих устах молитву, а также в бдении, посте и само-вольной нищете поучайся следовать стопам нашего Спасителя!» Недалеко однако отошел пр. Савва от монастыря пр. Евфросина: он поселился за 15 верст от Толвы, в Крыпецкой пустыне, бывшей тогда почти непроходимою. Здесь он жил один на большем холме, при небольшом озере; вокруг были лес и мхи, где жили только медведи и другие дикие звери. Пищею для отшельника были только хлеб и вода, но и этого он вкушал по немногу и то к вечеру, в среду же и пятницу вовсе ничего не вкушал. В течении дня преподобный не оставался праздным: он возделывал землю, чтобы питаться трудами рук своих. Он терпел много нападений от нечистых духов, которые старались изгнать его страшными привидениями, но преподобный силою молитвы и крестного знамения побеждал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Об этой главе Стоглава должно заметить следующее: Стоглав говорит, что во многих местах трегубили аллилуия, вопреки апостольским и отеческим преданиям; но самых этих преданий не указывает, а вместо них ссылается на списателя жизни пр. Евфросина. Надобно заметить, что житие пр. Евфросина было два раза издано, еще до Стоглавного Собора: первое издание, неизвестного сочинителя, не дошло до нас, но известно только по указанию на него во втором жизнеописании, которого сочинитель заметил, что первое писано некако и смутно. Сочинитель второго жизнеописания, был какой-то клирик Василий, написавший его только за четыре года (1547) до Стоглавного Собора. На это-то второе жизнеописание Евфросина ссылается Стоглав. Здесь сказано, что при жизни преподобного было в Церкви нашей разногласие об аллилуия: одни пели и читали его троекратно, другие двоекратно. Пр. Евфросин, пораженный таким разногласием и не находя в отечестве удовлетворительного разрешения недоумений, отправился в Царьград; там он по всем церквям услышал пение сугубого аллилуия, и от самого патриарха получил подтверждение, что не должно утроять аллилуия. Возвратившись в Россию, Евфросин ввел в своем монастыре (псковском, Елеазарове) аллилуия сугубое; но встретил сильное возражение от духовенства и всех жителей Пскова, дотоле слышавших во всей псковской области только троекратное аллилуия. Евфросин за свое нововведение подвергся всеобщему гонению, которое заставило его писать жалобу к новгородскому архиепископу Евфимию, и у него просить решения споров. Но архиепископ не дал положительного решения, а предоставил сугубое аллилуия на совесть самого Евфросина, если он сам то своими очами видел и ушами слышал от патриарха Цареградского и от всего клира Вселенской (Константинопольской) Церкви. – Наконец, в описании чудотворений преподобного описано несколько видений, в которых будто бы сама Богоматерь с ангелом и самим же преп. Евфросином, являлась первому жизнеописателю его и подтвердила как подлинность событий в жизни преподобного, так и сугубое аллилуия, заключив в нем таинственное знаменование воскресения Иисуса Христа и единосущного Божества Его с Отцом и Св. Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

– Видел, ответил Егоров. – Древние книги хранятся в библиотеках; в какой библиотеке вы видели книгу Максима Грека ? – В частных руках, в городе Ярославле. – Вы печатную книгу Максима Грека видели? – Нет, в рукописи. – Я ничего не имею против того, чтобы принять написанное в вашей тетради, но скажу, что такой книги Максима Грека , с которой она списана, я по крайней мере не знаю. Труды Максима Грека изданы в нашей академии и в них того, что вы читали, нет. Вот почему я сомневаюсь относительно принадлежности Максиму Греку того, что вы прочитали. – Это подлинник. – В какой библиотеке он хранится? При этих словах к кафедре подошёл какой-то старообрядец и заявил, что подлинник, с которого списана тетрадь, был у него и теперь находится в Румянцевском музее. – Так как теперь проверить этого нельзя, а затягивать дела я не хочу, то поверю на слово. – Итак допустим, что Максим Грек учил сугубить аллилуйю. Тут ничего нового нет. Разбирая определение Стоглава, по которому произносить: «аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» – значит четверить Троицу, я буду в то же время иметь дело с тем, что говорится в вашей тетради. Основания в пользу сугубой аллилуйи высказаны стоглавом следующие: 1) Тройная аллилуйя есть латинская ересь, так как аллилуйя значит «слава Тебе, Боже». 2) Божия Матерь, явившись списателю жития преподобного Евфросина, повелела сугубить аллилуйю. Мы разберём оба эти основания Стоглавого собора. Начнём со второго. Относительно достоверности писанного в житии преподобного Евфросина, о явлении Божией Матери, московский собор 1667 года произнёс такое суждение, что сие писано «от сонного мечтания». Можно ли признать это? – Вот у меня в руках «Житие преподобного Евфросина псковского», списанное с подлинника, находящегося в макарьевской Четьи Минеи, хранящейся в московской синодальной библиотеке и засвидетельствованное синодальным ризничьим иеромонахом Иосифом. Послушайте, как здесь рассказывается о том, как Божья Матерь повелела сугубить аллилуйю. «Сего ради тех делама дважды да глаголется правоверными божественная аллилуйя, понеже и в той есть тайна воскресения Христова».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

В 1764 г. Е. м. предполагалось упразднить, но в 1766 г. мон-рь был отнесен к 3-му классу, в обитель переведена братия упраздненного Великопустынского Спасского мон-ря Псковского у., отчего Е. м. стал именоваться Великопустынским Спасо-Елеазаровым. В 1804 г. в Е. м. переведены насельники упраздненного Снетогорского мон-ря. В 1813 г. по просьбе псковских граждан и по определению имп. Александра I в честь победы в Отечественной войне Е. м. был возведен во 2-й класс, в 1906 г. преобразован в общежительную пустынь. Устав В Псковской земле Е. м. был 1-м общежительным «богорадным» мон-рем, т. е. без обязательного вклада при поступлении в него (РФА. Вып. 1. 33. С. 145-146; 40. С. 163-164). Зная по опыту жизни в Снетогорском мон-ре, как быстро забываются устные заветы, в 1457-1461 гг. по благословению архиеп. Евфимия II († 1458) и митр. Феодосия (1461-1464) прп. Евфросин составил Общежительный иноческий устав - древнейший из известных именной рус. общежительный устав. При его составлении были использованы сочинения святителей Василия Великого, Григория Двоеслова, преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Саввы Иерусалимского, Феодосия Великого и др., а также дисциплинарные грамоты и послания Снетогорскому мон-рю митр. Фотия (ок. 1417) и архиепископов Дионисия Суздальского (1382/83) и Симеона Новгородского. Устав разделен на автобиографическое вступление и 28 глав, имеющих краткие заглавия. Для предотвращения к.-л. изменений своего устава, опасаясь вмешательства извне в монастырские правила, как это произошло в Снетогорской обители, прп. Евфросин отметил во вступлении к Уставу самостоятельность Е. м. и независимость его «ни от святитель, ни от князя и никакоже от держащих кую либо власть и сан, аще и на благое дело». Согласно Н. И. Серебрянскому, по сравнению с др. монастырскими правилами Устав преподобного гораздо чаще встречается в древнерус. письменности XVI-XVII вв. В б-ках рус. мон-рей Устав стал появляться со 2-й пол. XVI в. Главное внимание Устав обращает на внутреннюю сторону монашеской жизни. Прп. Евфросин почти не останавливается на регламентации внешнего поведения монахов, делая основной упор на развитие духовного подвига братии, что дало возможность относить основателя Е. м. к предшественникам прп. Нила Сорского . Так, И. К. Смолич отмечает сходство представлений прп. Евфросина Псковского о повседневной жизни монаха с устроением иноческого жительства у прп. Нила: «...оба подвижника в сущности стремились к одной цели: устроить иноческую жизнь так, чтобы уберечь ее от обмирщения» ( Смолич. 1997. С. 160). Внешним же началом к духовному подвигу служили, по мнению преподобного, 2 основные добродетели - послушание игумену и нестяжание. Больше половины глав Устава (15 из 28) посвящено именно этим монашеским добродетелям.

http://pravenc.ru/text/189691.html

Спасо-Елеазаров Великопустынский монастырь, 2 класса, общежительный, в 25 верстах от Пскова, на реке Толбе. Основан преподобным Евфросином в 1447 году; в 1766 году в него переведен штат закрытого Спасо-Великопустынского монастыря. Здесь почивают мощи преподобного Евфросина, вместе с мощами ученика его преподобного Серапиона (см. 15 мая); здесь же находится чудотворный образ Спасителя и список с Цареградской иконы Божией Матери. Из монастыря совершается крестный ход в Псков в день Преполовения, а 2 июня — в Александровский посад, на озере Псковском. При монастыре богадельня для лиц духовного звания и школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь - не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории. Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери - дар Константинопольского Патриарха Ганнадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: " Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти " . Место, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер. Спустя десятилетия на это место был призван монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году. Преподобный Евфросин, в миру - Елеазар(?), получил хорошее образование, он был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским патриархом, который на благословение пустынножительной обители, основанной у Толвского озера, подарил Цареградскую икону Божией Матери. Дар был сделан накануне принятия Константинополем Флорентийской унии. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе.

http://sobory.ru/article/?object=00280

Эта-то беспорядочность и произвол, вероятно, и послужили для Макария одним из главных побуждений созвать Соборы 1547 и 1549 гг., чтобы соборне обсудить и определить, каким святым следует праздновать по всей ли России или только местно. Автор упомянутого нами выше сказания о русских святых, перечислив тех из них, которым Церковь наша праздновала повсеместно еще до митрополита Макария, представляет перечень и новопрославленных чудотворцев, которым она установила праздновать уже при Макарии на Соборах 1547–1549 гг., составляющих по единству их предмета и по внутренней связи их между собою как бы один Собор, причем подразделяет этих чудотворцев на пять классов. К первому классу отнесены святители: митрополит Иона, архиепископы Новгородские Иоанн, Никита, Нифонт, Евфимий и Иона, епископы – Стефан Пермский, Арсений Тверской, Иаков Ростовский и Сербский архиепископ Арсений. Ко второму – праведные: князь Александр Невский, князь Всеволод Псковский, князь Петр и княгиня Феврония Муромские, князь Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские и Михаил Клопский. К третьему – мученики: великий князь Михаил Тверской, Иоанн Сочавский, пострадавший в Белеграде, и Антоний, Иоанн и Евстафий, пострадавшие в Литве. К четвертому – преподобные: Пафнутий Боровский, Никон Радонежский, ученик Сергиев, Савва Сторожевский, Макарий Колязинский, Дионисий Глушицкий, Павел Комельский, Савватий и Зосима Соловецкие, Александр Свирский , Евфимий Суздальский, Авраамий Смоленский, Савва Вышерский, Евфросин Псковский, Ефрем Перекомский и Григорий Пельшемский. К пятому – юродивые Христа ради: Максим Московский, Иоанн и Прокопий Устюжские. Каким из этих святых установлено праздновать, в частности, на Соборе 1547 г., мы уже знаем из официального документа – окружной грамоты митрополита Макария, равно как знаем и то, что двенадцати из них установлено праздновать повсюду в Русской Церкви, а девяти – только местно. Теперь, имея в виду представленный перечень святых, легко можем указать в нем и тех чудотворцев, в честь которых установил праздники Собор 1549 г.: это святители – Никита, Нифонт, Евфимий и Иона Новгородские, Стефан Пермский, Иаков Ростовский и Арсений Сербский; праведный Всеволод Псковский; мученики – Михаил Тверской, Иоанн Сочавский и Антоний, Иоанн и Евстафий Литовские; преподобные – Савва Сторожевский, Евфимий Суздальский, Авраамий Смоленский, Савва Вышерский, Евфросин Псковский, Ефрем Перекомский и Григорий Пельшемский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 42 главе книги Стоглав говорится: «извстно увдхомъ отъ списателя преподобнаго отца нашего Евфросина, новаго чудотворца Псковскаго, какъ его ради святыхъ молитвъ извсти и запрети пречистая Богородица о трегубной и повел православнымъ говорити сугубую а въ слава Теб, Боже. И того ради отнын православнымъ говорити двоегубая а въ слава теб Боже, и якоже святая соборная церковь имя и предаде, а не трегубити якоже прежде сего во Псков говорили, и по многимъ мстамъ, а въ четвертое приговаривали: слава теб Боже. нсть православныхъ но латынская ересь, не славятъ бо Троицу, но четверятъ 284 , и Святаго Духа глаголютъ отъ Отца и отъ Сына исходяща, и тмъ раболпно Святаго Духа творятъ, и того ради не подобаетъ святыя трегубити, по дважды глаголати а въ слава теб Боже; понеже бо по еврейски а по нашему по русски слава теб Боже» (см. у Озерского часть 2, с.176). Из этого определения Стоглавого собора видно, что хотя он и положил в основание своему законодательству о сугубой аллилуии откровение, бывшее будто бы ученику преподобного Евфросина, однако сам же оказал к нему и недоверие. Ибо в откровении, якобы бывшем ученику Евфросина, толкуется воскресе, а Стоглавый собор говорит, что значит слава теб Боже; в откровении нечестиво повелевается двоением аллилуиа возвещать воскресение Отца и Сына и Святого Духа в двух естествах, а Стоглавый собор повелевает произносить в честь трёх Лиц Божества. Такое недоверие и противоречие собственному основанию подрывает доверие и к самому определению собора. Да и самое толкование Стоглавого собора о значении противоречит толкованию святого Афанасия (о чём говорено выше), по свидетельству которого аллилуиа толкуется: хвала невидимому (т. е. Богу), а не «слава теб, Боже». Посему, кто трижды говорит а потом слава теб, Боже, тот отнюдь не четверит Святой Троицы, а славит сперва каждое Лице Святой Троицы, а потом Её единосущие. В Большом катихизисе, на обороте 284 листа, говорится: « Церковь о Святй Троице непрестанно святый Боже, святый святый безсмертный.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010