При комментировании книги отец Арсений рассматривает и сопоставляет различные традиции толкования книги Иисуса Навина - христианскую традицию и иудейскую интерпретацию, а также современные достижения библейской науки. При историко-экзегетическом толковании автор сочетает традиционный и современный подходы к ее пониманию. Все это позволяет рецензентам сделать вывод о том, что книга о. Арсения " является полезным вкладом в русскую православную библеистику " (Г.Е.Колыванов) и " задает определенную планку для дальнейших работ подобного рода " (прот. Леонид Грилихес). Исходя их этого книга рекомендуется для привлечения в качестве учебного пособия для духовно-учебных заведений. Книга имеет хорошее полиграфическое исполнение и прекрасное художественное оформление, ее можно заказать по тел. 676-3455, электронный адрес: OLCI@MAIL.RU Есть все основания надеяться, что начатая молодежным Отделом программа поддержки богословских и церковно-исторических исследований будет приносить такие же добрые плоды и в будущем. В рамках этой программы планируется издать исследования по средневековой истории Русской Православной Церкви, истории Православной Церкви в Белоруссии и Украине, комментарии к книгам Ветхого Завета и другие работы. Также предполагается публикация отдельных статей молодых ученых-богословов, представляющих научный интерес, в журнале " Церковно-исторический вестник " , который издается Обществом любителей церковной истории совместно с Отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви. Несколько дней назад из печати вышел очередной (11-й) номер журнала, содержащий в себе большой материал по истории Православия в Москве и Подмосковье (в 1935 - 1965 годах, по отчетам уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви Трушина), материалы по истории " обновленческого " раскола в Русской Церкви, статьи о преподобном Евфросине Псковском, об имяславии, о религиозной политике самодержавного правительства в начале ХХ столетия, об обновленческом расколе в Уфе, Средней Азии и о деятельности одного из лидеров " обновленчества " – протоиерее В.Красницком.

http://pravoslavie.ru/14771.html

Подражая и соревнуя книжным представителям монашества греческого таковые же представители нашего русского монашества должны были бы с большим или меньшим усердием упражняться в слагании тех обширных и нарочитых списаний (трактатов и книг) нравоучительного и нравоучительно-аскетического характера, которых так много было произведено в Греции. Но подобные обширные и нарочитые списания были вовсе недоступны или непосильны для книжных представителей нашего монашества; они могли проявлять свою учительную способность только в списаниях более или менее кратких, в каковых действительно её и проявили. Эти краткие нравоучительные списания были слагаемы представителями нашего книжного монашества по двум побуждениям: или без всякого внешнего вызова, по собственной ревности простереть к целому обществу, какой-нибудь части общества и к отдельным лицам своё учительное слово, или же в ответ на обращённые к ним просьбы о преподании этого учительного слова. Писания, слагавшиеся в ответ на вызовы, по своей внешней форме, как это само собой явствует, суть послания, адресованные к известным лицам. Что касается до писаний, слагавшихся по собственной ревности, то они суть или слова безлично и вообще обращённые к целому обществу или те же послания, обращённые к известным лицам. Так как безличных учительных слов, авторы которых нам были бы положительно известны, сохранилось чрезвычайно немного, то мы скажем сначала о посланиях. Послания, быв писаны, как мы сейчас дали знать, или по собственной инициативе писавших или вследствие обращённых к ним вызовов, разделяются на два класса по характеру содержащегося в них учения: одни обращены к лицам правительственным и научают их как таковые; другие обращены или к частным лицам с целью их частного научения или же хотя и к лицам правительственным, но с целью их поучения не как правителей, а как частных людей. Послания первого класса сохранились до настоящего времени: от преподобного Кирилла Белозерского, от игумена Псковского Елизарова или Евфросинова монастыря Памфила, от преподобного Иосифа Волоколамского, от старца того же Елизарова монастыря Филофея и от одного неизвестного монаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Евфросина. Но Денисов несправедливо говорит, что возбранение было частное; напротив, поскольку всею псковскою и новгородскою землёю и самим архиепископом её Евфимием содержался обычай троить аллилуйа, то, значит, Иов и прочие защитники этого обычая имели за себя голос всей новгородской и псковской церкви, а преп. Евфросин вводил в своей обители действительно частный обычай двоить аллилуйа, отличный от общецерковного. Замечание на ответ девятый на десять Вопрос, данный поморцам, состоял в следующем: на Стоглавом соборе вместо троекратного аллилуйа повелели читать аллилуйа по дважды; «а тое повеление утвердили списателем Жития преподобного Евфросина Псковского, поверя сонным его мечтательствам; и тая его мечтательства ложна и со святою церковию несогласна, и ересей и лжи исполнена: и вы на таковом повелении утверждаетесь ли, или ни?» Вопроситель справедливо сказал, что находящееся в Житии Евфросиновом откровение списателю оного исполнено ересей, как это всякий мог видеть из вышеприведённых нами подлинных слов сего ложного откровения; но вопроситель напрасно не указал со всею точностию, какие именно ереси содержатся в «сонных мечтательствах» списателя Жития Евфросинова. Если бы он подлинными выписками из этого Жития показал, что в нём содержатся еретические учения о воскресении Бога Отца, о вочеловечении Святого Духа и другие, тогда бы он своим вопросом отнял у Денисова всякую возможность ответить в благоприятном для раскола смысле. Теперь же, не означив точно содержащихся в Евфросиновом Житии ересей, дал ему свободу уклониться от рассмотрения оных и составить ответ свой из пространных и витиеватых разглагольствий о значении Стоглавого собора и самого Жития Евфросинова, как он действительно и поступил. Однако же для читателя внимательного и знающего, каких противных православному богословию лжеучений наполнено мнимое откровение списателю Евфросинова Жития, вполне очевидна уклончивость и лживость данного Денисовым ответа, в коем он силится оправдать постановление Стоглавого собора об аллилуйи, основанное на лживом сказании списателя Евфросинова Жития, оправдать и самое Житие, не упоминая о содержащихся в оном еретических учениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

I отдел исследования содержит историю Трехсвятительского Елеазарова монастыря, в котором жил и подвизался старец Филофей, с самого его основания в пол. 15 в., т. е. содержит анализ жития преподобного основателя его Евфросина Псковского (в миру Елеазара). Устав, данный монастырю преп. Евфросином, был очень строг, и дисциплина в нем поддерживалась долгое время после смерти подвижника. Значит, школа иночествования, которую прошел Филофей, была школою сурового аскетизма: она вырабатывала закал воли, стойкость в усвоенных понятиях и правилах жизни и готовность открыто выступит со своим мнением и защитит его 2 . Биографические сведения о Филофее крайне скудны, так как не имеется (да едва ли и существовало) его жития. Одно стороннее указание заставляет предполагать, что Филофей был игуменом Елеазарова монастыря ранее 1547 г.; этому не противоречат и данные его собственных посланий, хотя в надписаниях их он называется просто «старец». Из посланий с несомненностью узнаем, что Филофей жил и писал в княжении Василия Ивановича (1505–1533), с вероятностью, что он жил в начале государствования Ивана 4 и что родился около времени взятия Константинополя. Послания дают материал и для суждения о школе и самообразовании типичного русского начетчика – Филофея. II отдел посвящен библиографии сочинений Филофея. Со времени открытия имени этого автора в 1846 г. до последнего времени было известно всего четыре его послания: к дьяку Мунехину по случаю морового поветрия во Пскове, к нему же против звездочетцев и латинян, к великому князю Василия Ивановичу и к царю Ивану Грозному. Профессор Малинин отчасти открывает неизвестный доселе новые послания Филофея, отчасти устанавливает его авторство относительно известных в науке памятников этого рода. Так получаем еще шесть посланий Филофея: а) во Псков в беде сущим и утешительное послание к опальному вельможе; b) к Мунехину о покорении разума Откровению, с) к вельможе, в мире живущему, d) в царствующий град (отрывок), е) утешительное послание вельможе, обычно приписываемое протопопу Сильвестру , современнику Грозного, j) послание о злых днях и часах к Иоанну Акиндеевичу. Старцу же Филофею исследователь по веским соображениям приписывает переделки двух известных ранее его же посланий – к Мунехину по случаю морового поветрия и к великому князю Василию. Таким образом, благодаря разбираемому труду литературное наследство после Филофея увеличивается более чем вдвое.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Какую позицию займет святогорский ученый монах? Его «изложение» было посланием великому князю, обобщившим ответы на многочисленные вопросы правителя по поводу «пребывания и чина» святогорских обителей. Название сочинения выводит его за рамки эпистолярного жанра и придает ему более широкое значение – «Изложение о пребывании в чине сущих в Святой Горе монастырей общих и тех, которые называют особными, а также сказание о том, что не от людей и не людьми, но Божественным промышлением и помощью и доныне соблюдается эта Гора» 654 . Составляя свое послание-«изложение», Максим, возможно, знакомился и с уставами русских монастырей. В названии его сочинения использованы те же термины, что в общежительном уставе Евфросина Псковского: «Изложение общежительного пребывания устав обители Тресвятительския» 655 . Прямых откликов на вопросы, которые тогда обсуждались, нет, как и прямых аналогий с русскими порядками. Ответ святогорца – не аскетический трактат и не предназначен для монашествующих. Нет и конкретных рекомендаций светскому правителю. Послание об афонских монастырях, не давая адресату конкретных советов, не входит в число «княжеских зерцал», создающих образ идеального правителя. Может быть, Максим Грек полагал, что спокойное, обстоятельное изложение прозвучит даже убедительнее, чем назойливое поучение. Но элемент назидания все же присутствует. Можно увидеть и некоторое влияние спорных проблем, иносказательный отголосок. Сближения выявляются в изложении двух тем – рядоположенности двух типов монастырского устройства и апологии монашеского труда, того «рукоделия», о котором писал и говорил преп. Нил Сорский . Максим рассказывает великому князю, что на Святой Горе существуют особные монастыри, называемые также лаврами, и общие (общежительные). Кратко упомянуты «скиты». Описание «особножития» в «Изложении» имеет много сходного с порядками Нилова скита на речке Соре (если не учитывать различие природных условий и климата). Такие же порядки, как в особножитной Лавре преп. Афанасия Афонского , характерны и для Ватопеда. С неизменным уважением он пишет и об общежительном монастыре, считая его устройство, может быть, более совершенным (общежительный Зограф, пишет он, поистине «чист от особства»).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Фотий 1430 г., что мажете миром латинским, это прискорбно и возмутительно, противно Бож. Писаниям и святым отцам, не повелевавшим латинским миром мазать православных христиан. И вы то чините своим небрежением и чрез то удаляетесь от Бога. После троекратного погружения в воду крещаемого положено мазать (людей) миром, еже идет из Царьграда. Итак, положите себе за правило поступать по православному, а не по латинскому обычаю, относительно употребления мира. По духовному завещанию преподобного Евфросина Псковского, писанному около 1479 г., внушается чернецам не носить немецкого платья. 185 Из приведенных мест видно, что во Пскове наиболее отразилось влияние латинской обрядности. Но нельзя сказать, чтобы усвоение псковичами некоторых латинских обрядов было общее и сознательное. Мы так думаем на основании послания м. Фотия (1430 г.), в котором он, упрекая псковичей в употреблении латинского мира вместо царьградского, относит к их небрежности, а не сочувствию латинским обычаям. В другом послании Фотия, где порицается и запрещается употребление удавленины, псковичи представляются весьма осторожными и даже брюзгливыми в отношении к латинству. Так, известно, что Фотий (1416 г.) советовал не стесняться употреблением доставлявшихся из немецких земель вина, хлеба и овощей, лишь бы последние были освящены молитвой православного священника. В 1491 г. был спор между псковскими священниками и латинскими монахами, из которого видно, что первые не желали и не имели никаких сделок с латинянами. Если бы православное духовенство во Пскове обнаружило какую-либо уступку в пользу латинства, то преп. Евфросин, из завещания которого мы выше привели одно место, имел основательный повод распространиться об этом, чего он, однако, не делал. Из сего же мы убеждаемся, что древние русские пастыри весьма зорко смотрели за всем, что могло, хотя в малейшей степени, дать повод к соблазну, а посему что нужно было, старались предотвратить и указывать надлежащий образ действия, которому они следовали сами и которому должны были следовать князья, духовенство и простые люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

А всеобдержно ли употреблялось в России двуперстие во времена патриархов Иеремии и Феофана, Иова и Филарета, вопрос этот требует особого рассмотрения, которое мы сделаем при разборе пятого поморского ответа. Замечание на ответ второй Второй вопрос Неофита составлял продолжение, или частнейшее раскрытие первого, в нём спрашивалось: если россияне до лет патриарха Никона православно содержали веру, то «вси ли были во едином согласии»? Денисов отвечал, что вси россияне тогда «всесоборне и всецерковне согласно и безраздорно во благочестии пребываху», а «какия были особне от неких некая раздоротворения», о том обещал отвечать в третьем ответе. И мы отлагаем замечание также до третьего ответа, ибо настоящий никаких замечаний не возбуждает. Замечание на ответ третий В третьем вопросе спрашивалось: если в российской церкви до патриарха Никона было какое несогласие, то не противно ли оно было восточной церкви? В ответ на это Денисов перечисляет и описывает бывшие тогда в русской церкви нестроения и расколотворчества. Не без намерения, конечно, Денисов с большою подробностию говорит здесь о несении латинского креста пред Исидором, как обычае, противном православию, и о спорах при преподобном Евфросине Псковском об аллилуйа, очевидно направляя сии примеры в оправдание раскола. Но так как далее в вопросах и ответах говорится подробнее о том и о другом, – и о кресте четвероконечном, и об аллилуйа, – то замечания о сих предметах мы отлагаем до рассмотрения тех вопросов. Здесь же почитаем не излишним рассмотреть только четвёртый пункт ответа, в котором Денисов говорит о Стригольниках. Вот что он пишет: «Во дни святого Фотия митрополита Московского восташа во Пскове раздоротворцы, именуемии Стригольницы, раздор в церкви грубостию творяще. Православным тогда архиереом и иереом древнее благочестие опасно кроме новин соблюдающим, тии же, не в преданиих церковных, но ложные зазоры наносяще, раздоротворствоваху. Чесо ради правильно от вселенского патриарха и от российских архиереов извержени и отлучени быша».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

1581 Например, древнейшие «ктиторские» или «княжеские» монастыри Киева. См. о них: Смолич И.К. Русское монашество, 988−1917. С. 24−25. 1585 Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказатель/Сост. И.В. Азарова, Е.Л. Алексеева, Л.А. Захарова, К.Н. Лемешев; Под ред. А.С. Герда. СПб., 2003. С. 155.(Памятники рус. агиогр. литературы). Здесь и далее курсив в цитатах мой. 1586 Цит. по: Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерусской литературе: Жития Филиппа Ирапского, Герасима Болдинского, Мартирия Зеленецкого, Сказание Елеазара об Анзерском ските: Исслед. и тексты СПб., 1996. С. 219. 1587 Более подробно см. об этом: Руди Т.Р. Об одном мотиве житий преподобных («вселение в пустыню»)//От Средневековья к Новому времени: Сб. в честь О.А. Белобровой/Под ред. М.А. Федотовой. М., 2006. С. 15−36. 1588 См. о нём, например: Lexicon des Mittelalters. Stuttgart; Weimar, 1999. Bd. 5: Hiera-Mittel bis Lukanien. Sp. 2066; Garber K. Der Locus amoenus und der Locus terribilis: Bild und Funktion der Natur in der deutschen Schäfer – und Landleben Dichtung des 17. Jahrhundert. Köln, Wien, 1974; Hab Ρ. Der «locus amoenus» in der antiken Literatur: Zu Theorie und Geschichte eines literarischen Motivs. Bamberg, 1998. 1589 Об использовании топосов «возлюбленного места» (locus amoenus) и «ужасного места» (locus terribilis) в византийской агиографической традиции см.: Pratsch Th. Der hagiographische Topos: Griechische Heiligenviten in mittelbyzantinischer Zeit. S. 143−146. 1590 По наблюдениям Томаса Пратша, сочетание топосов locus amoenus и locus terribilis при описании ухода преподобного в пустыню (Rückzug, anachoresis – reclusio) или трансформация одного мотива в другой были известны уже в византийской агиографии (Житие патриарха Никифора). См. об этом: Ibid. S. 143. 1591 См.: Охотникова В.И. Краткая редакция жития Евфросина Псковского по рукописи из собрания Овчинникова (РГБ)//ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 604−605. 1594 Цит. по: Власов А.Н. Житие Логгина Коряжеского//Памятники письменности в музеях Вологодской области: Каталог-путеводитель. Ч. 1, вып. 2: Рукописные книги XIV–XVIII вв. Вологодского областного музея/Под ред. П.А. Колесникова. Вологда, 1987. С. 422.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1930-е гг., находясь в фондах научной библиотеки Псковского окружного музея Ленинградской области, рукописная Книга указов 1724 г. получила инвентарный номер 544. Позднее, в годы Великой Отечественной войны, она была вывезена при эвакуации части музейных ценностей в город Советск, благодаря чему и сохранилась. По окончании войны русские рукописные документы без потерь вернулись в Псков. В августе 1949 г. заведующая научной библиотекой Музея краеведения З. С. Зорина завела новые инвентарные книги, которые должны были отражать послевоенное состояние рукописных фондов. Согласно новому учету, подшивка наряда входящих указов за 1724 г. получила инвентарный номер 372 по книге рукописей. Запись была сделана одной строкой: «Книга указов (подлинная) полученных Пск. Дух. Консист. 1724 г. 227 л. 10. Скороп. Старый инв. Никакого описания при этом сделано не было. Впоследствии археограф Л. А. Творогов, упорядочивая материалы архивного собрания Псковского музея и его научной библиотеки, распределил все сберегаемые рукописи и книги по фондам первоначального происхождения и в 1958 г. создал Древлехранилище. Тогда книга наряда указов за 1724 г. была отнесена к фонду Псковской духовной консистории, где и хранится теперь. С 2008 г. автором этих строк проводилась работа по выявлению и научному описанию наличного состава документов XVI–XVIII вв. в собрании Древлехранилища Псковского музея. Результатом ее стало издание полного обозрения старинных актовых материалов этого архива. В нем были описаны 1219 документов из 192 фондов . При исследовании рукописных сокровищ Древлехранилища были открыты новые списки 1732 г. с прежде неизвестных псковских харатейных грамот XV в., происходивших из вотчинного архива Елеазарова монастыря. Грамоты были обнаружены в январе 2008 г. при внимательном рассмотрении нижней крышки картонного переплета рукописи «Книга входящих указов в Псковскую Духовную Консисторию от Государя, Синода, Сената и Монастырского Приказа за 14 января — 31 декабря 1724 г.» . Переплет представлял собой самодельный канцелярский картон из склеенных мучным клеем бумажных листов, для чего использовались черновики и признанные ненужными бумаги из делопроизводства Псковской духовной консистории.

http://bogoslov.ru/article/6195871

О великий угодниче Божий, святый праведный Исидоре! Помози мне грешному, всегда страстию греховною побеждаемому: ты бо еси предстатель и заступник, и скорый помощник в скорбех моих, и усердный ходатай спасения моего. Ты верою правою и трудом твоим вечныя славы и Царствия Небеснаго сподобился еси, и ныне у престола Владыки всех, Царя Христа, Бога нашего предстоиши. Темже и молю тя, страстотерпче праведный: помяни мя окаяннаго, в тине греховней валяющагося: уже бо немогу возвести очи мои к горнему Сиону, зане связан есмь сетьми диавольскими и попеченьми житейскими. Избави мя молитвами твоими от всех злых наветов вражиих и от всякаго греха, да прииму исцеление от язв греховных, от вселютейшаго змия наложенных мне. Все житие мое окаянный аз во сластех мipa сего изнурих, и не имам помощника, и не вем к кому прибегнути, да подаст ми руку помощи. Сего ради к тебе прибегаю и сице молюся: о святый праведный Исидоре! Подаждь ми помощь в день Страшнаго Суда: егда приидет Сын Человеческий судити всех, тогда умоли Того Страшнаго и Нелицемернаго Судию, да не осудит мя по беззаконием моим, но да поставит одесную Себе по велицей милости Своей. Помолися Владыце Христу Богу, да и в нынешнем веце милостив будет нам грешным и недостойным рабом Своим, и да утвердит мысль нашу, еже обратитися нам от всякаго зла, и соблюдати спасительныя Его заповеди, и прочее время жития нашего прейти в покаянии и соблюдении Божиих заповедей, да достигше небесных обителей, непрестанно славим Единаго Триипостаснаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Тропарь, глас 4 Просветився Божественною благодатию, богомудре, целомудрием многим и терпением во временней жизни течение добре скончал еси. Тем и по смерти яви тя светлость жития твоего: источаеши бо исцелений благодать притекающым с верою ко святому твоему гробу, Исидоре блаженне. Моли Христа Бога, да  спасет душы нашя. Маиа 15. Молитва преподобному Евфросину, Псковскому чудотворцу О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Евфросине! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010