С этой же целью преподобный требовал неукоснительного исполнения церковного устава. Такая преданность святого правильному течению церковной службы, ее порядку и единообразию была известна далеко за пределами Псковской земли. Н. И. Серебрянский считает, что псковское монастырское богослужение своим упорядочением было обязано не столько заботам высшей власти, сколько местным подвижникам, среди которых первое место принадлежит преподобному Евфросину. Помимо страннолюбия и физического труда, житие не выделяет каких-то особых аскетических подвигов. Для преподобного Евфросина характерна потаенность его аскезы, скрытность ее даже от монастырской братии. Дважды встречается в житии упоминание об удалении преподобного во внутреннюю пустыню: «изыде старець из монастыря внутрь пустыни» и «сице бысть иногда убо преподобны ефросим изыде из монастыря в нутреннюю пустыню». Лишь раз рассказчик замечает, как бы вскользь, цель удаления — «на некою потребу свою», совершенно не раскрывая, какая могла быть «потреба» у старца в пустыне. Очевидно, что преподобный Евфросин уходил туда для уединения и безмолвствия, с которыми связаны душеполезные размышления, стремление к внутреннему очищению и совершенствованию — именно то, чему и пытался научить преподобный свою братию. Безмолвие тем и хорошо, что позволяет человеку сосредотачиваться, избавляет от умственного рассеяния и смущения, к которым приводит «молва» (ее-то и боялся преподобный, когда начала собираться вокруг него братия). Не случайно поэтому и то, что дьявольские козни в житии происходят на пути преподобного во внутреннюю пустынь. Отношение братии монастыря к преподобному можно найти в эпизоде, когда святой из-за диавольского искушения был задержан во внутренней пустыне. Братия, переживая отсутствие своего старца, не разошлась по кельям предаться сну, а «снидошася купно вси» сидели без сна и отдыха. Когда на следующий день преподобный Евфросин возвратился в обитель, он обрел «братию свою купно съшедшихся и бедствующих о нем». Любовь и преданность братии по отношению к преподобному видна и в тех гонениях, которые им вместе пришлось пережить из-за сугубой аллилуии, но ни один из них, по свидетельству биографов, не покинул обитель. Хотя такое категоричное утверждение звучит довольно сомнительно. Жизненный опыт подсказывает скорее обратное: в каждом преданном сообществе находился свой Брут или Иуда. Скорее всего, большинство в обители поддержало преподобного, а об иных братия не рассказала биографам, покрывая их, по завету преподобного, своей любовью.

http://pravoslavie.ru/1724.html

Помимо старообрядческой среды особое почитание Е. и распространение его икон связаны преимущественно с псковскими мон-рями. В источниках XVII в. встречаются скупые сведения: в Переписной книге Псково-Печерского мон-ря 1652 г. числится только 1 икона-пядница Е.: «...образ преподобные Ефросин Псковский, в облаце Спсъ, обложен серебром венцы резные» ( Сидоренская Н. Д. Переписная книга Псково-Печерского мон-ря 1652 г.//Псков: Ист.-краевед. ж. Псков, 1999. 11. С. 190). В ц. свт. Николая Чудотворца в с. Маслогостицы (Мыслогостицы, ныне Серёдка Псковского р-на и обл.), принадлежавшем псковскому Иоанно-Предтеченскому мон-рю, в 1675 г. псковский иконописец Феодот Матвеев (с 1676 работал в Оружейной палате, выполняя иногда заказы для Пскова, напр. в 1691 - большую икону «Избранные святые» для Троицкого собора, ПИАМ) написал Мирожскую икону Божией Матери с прп. Никандром Псковским и Е. (местонахождение неизв.; Е. ошибочно назван Ефремом Псковским в кн.: Кочетков. Словарь иконописцев. С. 412). Преподобные Евфросин и Серапион Псковские. Икона. 90-е гг. XX в. (Трехсвятительский собор Спасо-Елеазарова мон-ря) Преподобные Евфросин и Серапион Псковские. Икона. 90-е гг. XX в. (Трехсвятительский собор Спасо-Елеазарова мон-ря) На иконе «Избранные святые» 1-й пол. XVII в. (частное собр., спилок многочастного произведения?) Е., с благословляющей двуперстно десницей и со свитком в левой руке, с длинной («доле персей»), раздвоенной на конце бородой, изображен вместе с мч. царевичем Димитрием Угличским, прп. Кириллом Белозерским, святителями Стефаном Сурожским, Ионой Новгородским, Стефаном Пермским, прп. Петром Ордынским. В числе избранных святых фронтальная фигура Е. со свитком помещена на прориси с иконы XVI в. (БАН. Собр. воспроизведений. 751. Л. 6) - вместе со св. Василием Блаженным и свт. Ионой Новгородским. На прориси с образа XVII в. (Там же. 772. Л. 2), к-рый, согласно надписи на обороте, принадлежал псковскому иконописцу С. Р. Кудецкому, предположительно Е. (с ошибочной поздней надписью: «Макарий») предстоит в молении Коневской иконе Божией Матери за святителями Иоанном Златоустом, Григорием Богословом и Василием Великим. По-видимому, такая иконография, связанная с посвящением главного собора обители, сложилась в стенах Елеазарова мон-ря, хотя известны и ее старообрядческие повторения ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 613).

http://pravenc.ru/text/187848.html

В предисловии к уставу видна печаль преподобного по тому времени, когда он жил в безмолвии и подвигах со своим сподвижником. В словах Евфросина о начале общежития можно заметить, на первый взгляд, неуверенность, сомнение в начатом им деле. Преподобный как бы оправдывается, говоря: «и начаше же братия присовокуплятись, аз же грешный не хотех… но… убояхся господня заповеди преслушатися и нахождения злых человек, и начах приимати братию, и жити с ними за едино… и потом принудила мя братия церковь соградити…». Но скорее здесь надо говорить не о сомнении, а о той ответственности, которую чувствовал преподобный Евфросин за братью своего монастыря, будучи уверенным, что и после смерти он будет отвечать за каждого монаха своей обители. Потому не вызывает сомнений искренность его раскаяния в своем недостоинстве и просьбы о молитве: «молюся вам, братия, господа ради, молите бога и святых святитель о мне грешнем, негли молитвами святых и вашими бог бы простил на таковое и великое дело дерзнувша, его же не бех достоин, точию должен есмь безпрестани плакати своего согрешения многаго… простит мя господь, дерзкаго дела моего, егоже не бех достоин». Такая тревога и беспокойство преподобного Евфросина за братию своей обители вполне объяснима. Он видел, как со временем изменились порядки в Снетогорском монастыре, там, где сначала было введено общежитие. Ища более легкой для себя жизни, насельники обители незаметно отошли от заповеданных им устоев. Даже авторитетом Вселенского Патриарха невозможно было потом восстановить то благое начинание, которое установил основатель Снетогорского монастыря. Преподобный не хотел собирать много братии, боясь «молвы… и многаго мятежа». Именно поэтому, он с самого начала основания общежития в монастыре вводит суровые дисциплинарные правила, где «и жити за едино… и ясти и пити вкупе за единою трапезою всем», отменяя при этом обязательство вносить вклад при поступлении в монастырь. Зная, по опыту Снетогорского монастыря, как быстро забываются устные наставления и заветы основателя обители, преподобный Евфросин пишет устав «спасения ради братии моея, бога ради ту живущих». Для предотвращения каких-либо изменений своего устава, опасаясь вмешательства извне в монастырские правила, как это произошло в Снетогорской обители, преподобный отметил во введении к уставу самостоятельность монастыря и независимость его устава «ни от святитель, ни от князя и никакоже от держащих кую либо власть и сан, аще и на благое дело». Попечение о монастырском братстве заботило преподобного всю жизнь, ведь ради него, ради спасения многих душ он решил пожертвовать своей любовью к безмолвию. В своем духовном завещании он повторяет основные положения устава, делая особое ударение на разнице добровольного вклада и вкупа, предостерегая братию от возможности иметь личную собственность.

http://pravoslavie.ru/1724.html

23 мая 1893 года в Спасо-Евфросиниевском монастыре епископ Псковский и Порховский Антонин заложил первый камень в основание нового Кресто-Воздвиженского собора. Величественный пятиглавый собор, рассчитанный на 1500 человек, был возведен по проекту архитектора В. Ф. Коршикова. Соборный храм был достроен к 1897 году. В те годы в обители подвизалась игумения Евгения (Говорович), благодаря деятельности которой число инокинь (вместе с послушницами) к концу XIX века достигло 117 человек. Спасо-Евфросиниевская обитель стала крупным центром духовного и общественного служения Православной Церкви. В 1910 году святые мощи преподобной Евфросинии были перенесены из Киева в Полоцк, но во время Первой мировой войны, в 1915 году, когда Полоцк оказался в положении прифронтового города, нетленные мощи были эвакуированы в Ростов Великий и положены в Богоявленском Авраамиевом монастыре, где находились на протяжении пяти лет. После революции 1917 года, невзирая на гонения, Спасо-Евфросиниевская обитель продолжала действовать до 1928 года. В годы Второй мировой войны, в период немецкой оккупации православные верующие перенесли нетленные мощи преподобной Евфросинии из местного антирелигиозного музея в Витебскую Покровскую церковь, где они находились до 1943 года, а затем - в Спасский монастырь. Обитель снова открылась, несмотря на то, что часть монастыря была переоборудована немцами под концлагерь. После окончания войны обитель продолжала действовать. Число монахинь возросло. Уже в 1952 году их было 52. Однако, начиная с 1955 года было запрещено прописывать в монастыре новых монахинь и послушниц, а в 1960 году Спасо-Евфросиниевская обитель была закрыта. Тридцать лет обитель пребывала в запустении. 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. В сентябре 1997 года, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, в обитель был торжественно привезен Воздвизальный Крест преподобной Евфросинии. Снова увеличивается значение обители как древней твердыни Православия в Белоруссии. Здесь бывали Всероссийские патриархи во дни празднования Крестовоздвижения - Алексий II 26-27 сентября 1998 года и Кирилл 27 сентября 2009.

http://azbyka.ru/palomnik/Полоцкий_Спасо...

Еще в XV столетии в Пскове возник вопрос о том, сколько раз – два или три – говорить аллилуия, когда после этого следует «слава Тебе Боже». Каким образом возник этот вопрос, от чего и как произошло разногласие, с точностью неизвестно; но в начале XV в. псковское духовенство, обращаясь с церковными недоумениями к митрополиту Фотию, спрашивало его и о том, как петь аллилуия, и митрополит, отвечая псковскому духовенству в 1319 году, указывал троить оное. Но этот ответ не удовлетворил псковичей. Вопрос об аллилуия представлялся слишком важным. Около половины XV в. преподобный Евфросин псковский, как рассказывается в его житии, много скорбел «о тайне божественной аллилуйи», предлагал свои сомнения другим и ответа не находил. Тогда он отправился на восток, беседовал с константинопольским патриархом, слушал возглашение аллилуйи в цареградской церкви, и вынес убеждение, что аллилуйю следует сугубить 1 . возвращении с востока он установил в своем, монастыре сугубить аллилуйя, но в Пскове встретил врагов себе. Во главе противников сугубой аллилуии стоял псковский священник Иов, которого за уменье толковать священное писание и за силу книжную звали философом и столпом церковным. Он наблюдал за чином служения и образом жизни отдельных монастырей и, услышав, что старец Евфросин ввел сугубую аллилуию, начал на него наговаривать псковскому духовенству, что он разрушает церковное правило, и прямо называл его еретиком. Посланные Иовом духовные говорили Евфросину: «ты колеблешь церкви Божии, мутишь бдагодатный закон; мы издревле навыкли троить аллилуию; где тройная аллилуия, там есть совершенная Троица». Тяжкое слово сказали вы братия, отвечал Евфросин; я взял двоение аллилуйи от вселенской церкви цареградской»; при этом он назвал Иова не столпом благочестия, а столпом исполненным смрада. После этого Иов сильнее стал обзывать Евфросина еретиком, и псковчане стали повторять эти укоризненные слова. Проезжая мимо монастыря Евфросинова, псковича говорили: «вот тут авва еретик живет, не следует и церкви его кланяться». Не мог Евфросин стерпеть такого поношения, что его зовут врагом Христовым, писал послание епископу Евфимию, в коем Иова называл крамольником и просил епископа архиерейскою властию запретить Иову называть его, Евфросина еретиком. Возбужденный вопрос казался епископу столь трудным, что он отказался уразуметь тайну аллилуии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Так и двойственное аллилуиа. Старообрядцы, произнося дважды аллилуиа, а затем слава тебе, Боже, произносят с мыслью, что слова сии означают третье аллилуиа. Таким образом они, по их мнению, произносят трижды аллилуиа в честь трех Божественных лиц. Я не вхожу в рассуждение о самом слове аллилуиа, справедливо ли они принимают его в значении: слава тебе Боже, – не об этом у нас речь; я говорю только о мысли, с какою произносится сугубое аллилуиа, и повторяю, что с такою мыслью произносить его православно, только нет в сем произношении полноты, не достает исповедания единого Божества, как не будет полноты пения, если сказать трижды свят, и не сказать единою Господь. Но известно, что эту неполноту в пении сугубого аллилуиа употребляющие оное восполняют другими песнопениями, в которых исповедуют Троицу и Единицу. Посему св. церковь и разрешает желающим, в общении и единении с нею, петь и сугубое аллилуиа. Именуемые старообрядцы говорят: исключительное употребление сугубого аллилуиа утверждено определением Стоглавого собора. Ответствую. Определение Стоглаваго собора о двойственном аллилуиа само с собою не согласуется. Стоглавый собор в основание сего определения положил не богословское учение, а лишь сказание списателя жития преподобного Евфросина Псковского, и потом сам же с ним разноречит. Списатель жития преподобного Евфросина аллилуиа переводит словом воскресе, а дважды глаголати аллилуиа, по его объяснению, значит дважды глаголати воскресе; и глаголется дважды аллилуиа, то – есть воскресе, якобы в ознаменование того, что Христос воскрес в двух естествах, в Божестве и человечестве (см. Макариевской минеи месяц Май, 15 числа, Житие препод. Евфросина). Сам же Стоглавый собор, утверждаясь в своем определении о сугубом аллилуиа на свидетельстве списателя жития Евфросинова, толкует совсем несогласно с ним о значении слова аллилуиа, – говорит, что оно значит: слава тебе Боже (Стоглав гл. 42). Итак, Стоглавый собор и не принимает свидетельства списателя жития Евфросинова, и вместе утверждается на нем в своем определении об аллилуии! Можно ли такое определение признавать достоверным? Тройственное же аллилуиа, напротив, согласно учению и толкованию св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

78 Город Радонеж – ныне село Городец в Дмитровском уезде – находится в 14 вёрстах от Лавры по направлению к Москве, на реке Паже, текущей из-под Хотькова монастыря, который от села в 5 вёрстах. 79 Кирилло-Белозерский монастырь находится при городе Кириллов уездном Новгородской губернии, отстоящем в 601-й версте к северо-востоку от Новгорода. 80 Столбенский остров находится в 9-ти вёрстах от нынешнего города Осташкова, Тверской губернии. 81 Псковский Крыпецкий монастырь основан преп. Саввой, пришедшим из чужих стран, который, удалившись на урочище, называемое Крыпцы, находившееся в непроходимо месте, основал здесь обитель с церковью Иоанна Богослова. Скончался преп. Савва в 1487 г. 82 Преподобный Пафнутий, внук татарина, бывшего баскаком в Боровске, основал свой монастырь вт. 1444 г., близ дороги из Боровска в Серпухов. 83 Место, где первоначально основан был Покровский собор, было некогда кладбищем с церковью во имя св. Троицы, в которой был погребён св. Василий Блаженный. Со времени обретения мощей св. Василия, Покровский собор стал называться церковью св. Василия Блаженного. 84 При царе Иоанне Васильевиче Грозном икона Божией Матери Устюжская принесена была в Москву и помещена в Успенском соборе. 86 Вопрос о посте в среду и пяток, возбуждавший у нас опоры в XII в., не получил окончательного решения, и в XIII в. Константинопольский собор в ответ Феогносту даёт такое правило: пост в среду и пяток не должно разрешать и для Господских праздников, кроме дней Пасхи, Рождества, Богоявления и недель непостных. На основании этого соборного определения митрополит Максим издал правило для всей русской Церкви о временах поста 87 Со времени Фотия богослужебные разности становятся предметом жарких споров. В его время возник спор о том, двоить или троить нужно аллилуию. Митрополит написал в Псков послание, в котором предписал произносить аллилуию трижды. Но и после этого в псковском монастыре Евфросина продолжали двоить аллилуию, против чего особенно восставало псковское духовенство во главе со священником Иовом. Псковичи, руководимые Иовом. восстали против Евфросина, назвали его еретиком, а его монахов – вероотступниками. В XVI веке жарким защитником сугубой аллилуии явился монах Евфросинова монастыря, написавший житие Евфросина. В этом житии о рассказывал о том, что ему явилась Богородица и объяснила ему тайну сугубой аллилуии. Многие с доверием отнеслись к этому рассказу; поверили и отцы Сгоглавого собора и определили дважды произносить аллилуию. В 1479 г. возник спор о том, как нужно совершать крестный ход: по солнцу или против солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

1–53), как можно назвать первый отдел с точки зрения самого Евгения. В нем первее всего приятно поражает читателя множество ссылок на грамоты (жалованные, тарханные и др.) и послания (разных преосвященных) 234 , часть которых ему могла быть известна по Карамзину, часть по рассказам летописи, а часть была известна по непосредственному знакомству (2-я ч. истории княж. псковского). Далее преосв. Евгений упоминает об апокрифическом житии преп. Елеазара (Евфросина, – стр. 43), так мастерски разобранном им в «Словаре духовных писателей»; с житием этим он был еще знаком в Новгороде: кроме «словаря за это говорит рукописный сборник киево-соф. соборной библиотеки 262, в котором находятся между прочим: 1) «Послание» Евфросина архиеп. новгородскому и псковскому Евфимию о сугубой аллилуи, и 2) Послаще архиепископа преподобному о том же предмете (оба с заметками Евгения); на них Амвросием Орнатским сделана помета: «выписано из жития преп. Евфросина» (в новгородской софийской библиотеке). Наконец, преосвященный ссылается на Стоглавник (стр. 43, 44), говорит о постановлениях собора 1503 г. (стр. 38, 39), обнаруживает знакомство с «Просвятителем» Иосифа Волоколамского (стр. 23, 37) 235 , цитует синодик Псково-Печерского монастыря (стр. 10, 11) и пользуется надписями (стр. 4). Как увидим, рукописями же м. Евгений не мало руководится и в других отделах своей «Истории». С содержанием составленного на основании их и разных печатных источников, самим автором (хотя и не всегда точно) называемых (о работе Ильинского умолчено), «введения» знакомить читателя не находим нужным 236 . Остановим лишь его внимание на общем характере настоящего отдела, причем коснемся и Евгениевского отношения к источникам, и на некоторых, более важных, частностях. Второй отдел, где собственно идет речь о самостоятельной псковской иерархии, открывается «Историческим списком преосвященных архиереев псковских» (стр. 54–73), тем самым списком, который в 1821 г. был приложен к «Описанию монастырей Иоанно-Богословского Крыпецкого и Рождество-Богородицкого Снетогорского» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Троицу, а «чеверит». Житие преподобного Евфросина Псковского, на которое ссылается Стоглав, было написано два раза: в первый раз еще в XV веке, а во второй раз в 1547 году каким-то клириком Василием, который рассказывает о том, как Евфросин отправился на Восток, с целью разрешить вопрос об аллилуйи, как сам цареградский патриарх научил его сугубить аллиуйю, и как Евфросин по возвращении домой ввел в своем монастыре около Пскова сугубую аллилуйю, и какие из-за этого возникли у него неприятности с Псковским духовенством. Затем рассказывается о том, как первый сочинитель жития св. Евфросина в тонком сне видел самого Евфросина и его сподвижника Серапиона, а потом Пресв. Богородицу с теми же святыми и архангелом, которые объявили ему, что следует произносить сведения. 374 Еще московский собор 1667 года заметил подложность этого жития: «Евфросин в последнем поучении своем при смерти, якоже слышихом и разумехом, об аллилуйи ниже завеща братии монастыря своего, ниже писа что о то в завете своем, токмо солгано на преподбнаго от списателя жития его» 375 . Тот же собор 1667 года, справившись с древними славянскими и греческими рукописями, нашел, что учение о сугубой аллилуйи не находит себе никакого основания ни в св. Псинаии, ни в канонах. 376 Новейшая ученая критика указала много исторических, хронологических и других противоречий и неточностей, вместе с неправильностью самого ученияо сугубой аллилуйи. 377 Так, например, неверно мнение Стоглавого собора, будто бы латины считают св. Духа раболепным Отцу и Сыну, и объяснение слова «аллилуйя». Это слово есть действительно еврейское, но оно означает не «Слава Тебе Боже», а «Хвалите Бога» 378 . Чтобы закончить обозрение постановлений Стоглавого собора первой группы – относящихся к богослужению и церковным уставам, мы изложим постановления собора о благочинии в церкаях во время божественной службы. В области церковного благочиния собором были замечены большие беспорядки. Священики и причетники в церквях поют безчинно, вдвое и втрое, приходят в церковь в пьяном виде, стоят на божественном пении без всякого страха и бранятся, бьются и дерутся между собой до кровопролития (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прп. Онуфрий Мальский. Икона. Кон. XIX в. (ц. Рождества Христова, дер. Малы Псковской обл.) († 12 июня 1492 (?), Мальский Рождественский мон-рь), прп. (пам. 12 июня и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Мальский, Псковский, основатель Онуфриева Мальского в честь Рождества Христова мужского монастыря . О святом сообщает «Книга, глаголемая Описание о российских святых»: «Святый преподобный Ануфрий начальник монастыря Рожества Пресвятыя Богородицы иже на Малах Псковский чудотворецъ въ лто 7000 июня во 12 день» (РНБ. Q.I.603. Л. 26; Q.I. 382. Л. 19 об.; Ф. 487 (собр. Н. М. Михайловского). Q. 532. Л. 196-196 об., XVIII в.). В нек-рых источниках и лит-ре указывается др. год его преставления - 1592 (Описание о российских святых. С. 54; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 415; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 233 и др.). В списках «Книги, глаголемой...» ошибочно говорится, что мон-рь освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы. Однако в монастырских клировых ведомостях 1646, 1796-1780 гг. (перечень источников см.: Постников. 2013. 511, 579-585) и описаниях XIX в. обитель называется и Спасо-Рождественской, и Рождества Христова Мальской ( Скоропостижный. 2006. С. 258; Шведов. 2006. С. 253). В популярной лит-ре сообщается, что О. был учеником прп. Евфросина Псковского, но этот факт не подтверждается письменными источниками. Так, в разных редакциях Жития прп. Евфросина, в перечне его учеников, где указаны преподобные Савва Крыпецкий, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Серапион , священноиноки братья Игнатий, Харалампий и Памфил, О. не назван ( Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исслед. и тексты. Т. 2: Жития преподобных Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского. СПб., 2007. С. 164, 255, 280). 12 июня 1901 г. с юж. стороны Рождественского собора был заложен придел во имя О.; строительство завершилось в 1902 г. С почитанием святого связано т. н. Мальское воскресенье, празднуемое в 1-е воскресенье после 29 июня - дня памяти св. апостолов Петра и Павла. В этот день на Псковщине выпал снег, что грозило гибелью новому урожаю, но по молитве О. снег растаял. Традиция праздновать «Мальское воскресенье» существует и в наст. время и собирает множество паломников. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Псковских святых, установленный в 1987 г. В 2000 г. бывш. Мальская пуст. приписана в качестве скита к Псково-Печерскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/2578447.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010