Святая Церковь совершает память преподобному Ефрему Перекомскому 26 сентября/9 октября — в день преставления, и 16/29 мая — перенесение мощей в новую обитель. Евфросин, Серапион, Игнатйя, Харалампий и Памфил Псковские, преподобные Преподобный Евфросин Псковский, в миру Елеазар, родился около 1386 года в селе Виделебье, близ Пскова, из этого же села был родом и прп. Никандр Псковский (память 24 сентября/7 октября). Родители были простые поселяне Псковского края. По достижении возраста Елеазара отдали в научение Божественным книгам, и он вскоре настолько ясно уразумел Божественное Писание, что мог не только словесно изъяснять их, но и составлять собственные поучительные сочинения. При этом он изучил и философские науки, так что даже старики удивлялись его мудрости и с похвалой отзывались о нем. Никогда он не обнаруживал склонности ни к играм, ни к зрелищам, но больше всего любил чтение Божественных Писаний и церковные песнопения, причем с юных лет стал предаваться строгому воздержанию, отказавшись совсем от употребления в пищу сладкого. Когда родители, видя такой суровый образ жизни сына своего, говорили, чтобы он не изнурял тело и этим не причинял им скорбь, то отрок отвечал: «В Писании сказано, что пища и питие не приближают нас к Богу (1 Кор. 8, 8), а только пост, молитва, чистота телесная и воздержание — вот что приближает нас к Богу». После сего родители Елеазара пожелали сочетать его законным браком, но рассудительный отрок убежал от родителей своих, скрывшись в Снетогорском монастыре (на Снятной горе, теперь в самом Пскове). Долго повсюду со слезами разыскивали его и нигде не могли найти, ибо благодать Божия хранила его. В том монастыре от игумена он принял иноческое пострижение с именем Евфросин. Приняв иночество, преподобный Евфросин стал ревностно подвизаться в посте, бодрствовании, молитве и всенощных молитвенных стояниях и в то же время неленостно служил братии и в поварне, и в пекарне, и на всех других монастырских работах, как это было принято в монастыре, чем приобрел расположение к себе всех живших в обители иноков. Вскоре слово о преподобном вследствие такой добродетельной жизни его стало распространяться повсюду. Но с огорчением узнал он об этом, ибо отвращался славы людской и считал ее грехом и посрамлением для себя. Преподобный Евфросин стал помышлять о пустынной и безмолвной жизни, чтобы подвизаться только для Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви освятил московский храм преподобной Евфросинии в Котловке и возглавил хиротонию архимандрита Фомы (Демчука) во епископа Гдовского 2 июля 2017 г. 17:16 2 июля 2017 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, Патриаршего подворья в Котловке г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме, за которой Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил хиротонию  архимандрита Фомы (Демчука) во епископа Гдовского, викария Псковской епархии . При освящении храма и за Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник Троице-Сергиевой лавры , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря , управляющий Юго-Западным московским викариатством; епископ Великолукский и Невельский Сергий ; епископ Бронницкий Парамон , наместник Донского ставропигиального монастыря ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Успенского Псково-Печерского монастыря; архимандрит Вассиан (Змеев), представитель Патриарха Московского и всея Руси в Белорусском экзархате ; игумен Петр (Еремеев) , наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря ; протоиерей Николай Карасев, благочинный Андреевского округа г. Москвы, настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках; иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке; духовенство г. Москвы. На богослужении присутствовали: заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов; заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Н.П. Овсиенко; заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства П.П. Бирюков; руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы В.В. Черников; префект Юго-Западного административного округа г. Москвы О.А. Волков; глава управы района Котловка В.Ю. Промыслов; председатель правления Благотворительного общественного фонда имени великой княгини Евдокии Московской Л.С. Акелина; ректор Московского финансово-юридического университета А.Г. Забелин.

http://patriarchia.ru/db/text/4946097.ht...

Такое же незлобивое и любвеобильное отношение, которое проявлял преподобный Евфросин к окружающей жизни (к нищим, больным, убогим и странным), он показывает и к человеческим слабостям. Преподобный никогда не прибегал к наказаниям согрешивших. Об этом свидетельствует и его устав, где отсутствуют статьи о наказаниях или взысканиях с провинившихся. Показателен и тот факт, что даже в духовном завещании преподобного нет ни угроз, ни предостережений по отношению к ослушникам. Преподобный влиял на согрешившего брата словом, вразумлением, которое было пронизано любовью к нему и заботой о его исправлении. Такое отношение преподобного начало проявляться сразу, с первыми пришедшими к нему братьями. Когда Серапион, вернулся к Евфросину, раскаиваясь в своем непослушании, «святый незлобием и кротостию прият его, яко от Бога послана… глагола ему тихим гласом… и утешив его словесы… прощение ему дарова». Даже один внешний вид преподобного, как пишет Василий «лице благодатию святаго духа просвещено… тихи име очи», сумел остудить пыл пришедших «оплъчением на него». От одного взгляда на святого «мысль им съкрушашеся и буиство сердца их, яко въскъ таяше; и сего ради не токмо варяху слово рещи, но на лице святаго по премногу взирати стыдяхуся и не смеюще». Стиль беседы преподобного Евфросина очень хорошо выписан первым биографом: «наченшу беседу простирати к ним с медоточными словесы… отвещати к ним купно же и въпрошати их незлобиемь душа своеа и в тишине простирая к нимь слово, тако же и от глубины естественыа и кротости и от смиреномудраго ему сердца и от высоты боговидениа, съ обильемь силу слова подаваа имь». Видимо, так преподобный разговаривал со всеми своими гостями, так же говорил он и с посланниками Иова в начале их разговора. Однако к концу спора речь старца стала твердой и обличительной. Видя ту неправду, в которой пытались обвинить его посланцы, Евфросин превратился в решительного и непреклонного служителя истины. Это служение приводит его в столкновение не только с клириками псковского Троицкого собора, но, в конце концов, и со всем псковским обществом. Евфросин не задумывается о возможных последствиях своего противостояния, он рад пострадать за истину, и потому пишет обличительное послание духовенству Троицкого собора, показывая этим пример стойкости и веры для своей братии. Страдания и поношения от псковичей, выпавшие на долю не только святого, но и его братии, преподобный сравнивает со страданиями Христа, апостолов и мучеников, показывая тем самым, что стояние за правду Божию не может быть без страданий и вознаграждается венцом. Этими сравнениями он старается утешить и поддержать братию в борьбе за истину, за которую нужно быть готовым идти в изгнание и на смерть.

http://pravoslavie.ru/1724.html

Спасо-Елеазаровский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Елеазаров во имя святителей Василия Великого Григория Богослова и Иоанна Златоуста; Спасо-Елеазаров монастырь — православный женский (ранее мужской) монастырь в деревне Елизарово Псковского района Псковской области, Псковской епархии. До 1906 года именовался: мужской, 2-го класса. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] В 25 километрах к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином, Псковским чудотворцем. Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории. Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери - дар Константинопольского Патриарха Геннадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: " Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти " . Место, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер. Спустя десятилетия на это место был призван монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году. Преподобный Евфросин, в миру - Елеазар, родом из села псковского села Виделибье, получил хорошее образование. Поступил в Снетогорский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Евфросин. Он был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским Патриархом. Позднее Патриарх Геннадий II Схоларий на благословение обители подарил Цареградскую икону Божией Матери. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе. Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, именуемый Пречистенским, и до сей поры он несет людям исцеления.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Елеазаро...

В отличие от других подвижников, основателей пустынных монастырей, которые «выходили на свой подвиг по внутреннему призванию и обыкновенно еще в молодости», преподобный Евфросин довольно долго не решался ступить на монашескую стезю. Причины, заставлявшие его медлить с принятием этого решения, нам неизвестны. Это могло быть и общее падение нравов в современных ему монастырях, и намерение «утешить старость матере своея», и осознание высоты «ангельского образа», как пишет сам преподобный Евфросин, «его же не бех достоин». Окончательное решение о монашестве он принимает уже в зрелом возрасте (около 40 лет отроду), после посещения Константинополя. Согласно житию, Евфросин желал этим путешествием найти истину божественного почитания, разрешить для себя спор о пении аллилуия. Но из послания преподобного к архиепископу Евфимию мы угадываем и другой, скрытый, глубоко личный интерес, который стоял перед преподобным во время его путешествия. Это вопрос, таящийся в душе и не дающий покоя со времени юности, — о смысле своего предназначения, о месте в этом мире. Не раз он вздыхал в сердце своем: «господи иисусе христе, настави умь мои в разумь истины, да увемь…» путь, воньже пойду, яко к тебе взях душу мою (Пс. 142:8). Главной причиной такой неопределенности явилось, как нам кажется, отсутствие того человека, который смог бы своим авторитетом подтвердить преподобному правильность желаемого пути. Именно в Константинополе, «яко от него просветилася есть святемь крещением виликая руская земля наша… в новеи благодати законе христове», он надеялся найти, и нашел ту определенность, которая принесла его ищущей душе долгожданный покой — «благочестиа изобиловах душю мою», — пишет преподобный о своем путешествии. Кто благословил преподобного на иноческий подвиг, к сожалению, неизвестно. Это могли быть «млъчалники пустынные», которых посетил преподобный. Это благословение можно увидеть и в словах Патриарха Иосифа, который, благословив благочестивого Елеазара иконой Божией Матери, «възложи… рукоположение свое… и рек…: миръ ти, чадо, и иди с миром и спасаа спаси душю свою, и богъ буди с тобою». С этой иконой, благословением Вселенского Патриарха, преподобный не расставался всю жизнь, храня ее у себя в келье: «ея же имамы и до ныне у мене, в монастыре нашемь».

http://pravoslavie.ru/1724.html

Преподобный Евфросин Псковский (память 15/28 мая) Преподобный Евфросин Псковский В богатом прошлом нашего Отечества есть события и люди, без которых невозможно представить себе его нынешнего состояния, так же, впрочем, как нельзя осознать в полной мере глубинные течения духовной истории Отчизны без знания истории Русской Православной Церкви, ее событий и лиц. А, говоря о духовном и историческом становлении русского народа, нельзя умолчать об истории его святости, его святых. Именно поэтому о жизни тех, кто сделался, по словам апостола Петра, причастником «рода избранного, царственного священства, народа святого, людей, взятых в удел» (1 Пет. 2:9) написано и сказано много. Но парадокс (ставший, к сожалению, уже закономерностью) состоит в том, что чем больше говорится о давно минувшем историческом событии или личности, тем меньше реальных, живых очертаний угадываем мы в них. Это и понятно: ведь чем распространеннее факт, тем чаще становится он легким достоянием тех, кто предпочитает повторять уже известное, зачастую «украшая» его собственными, порой не слишком убедительными, а порой и противоречащими историческим фактам домыслами, кто не слишком заботится по-новому, всесторонне осознать древнее свидетельство, согласовать его с уже известными показаниями и новыми открытиями. Таким образом, история профанируется и, в худшем смысле этого слова, беллетризуется, а в конечном итоге о многих вещах люди, интересующиеся историей, знают лишь понаслышке, получают сведения из третьих и к тому же не слишком заботливых рук. Не минуло такой участи и знание о святом Евфросине Псковскомпреподобном подвижнике, писателе. Интерес к его личности вызван тем, что во многих своих начинаниях к нему можно применить эпитет «первый»: он был первым псковским пустынножителем, он первым основал действительный общежительный «богорадный» монастырь (т.е. без обязательного вклада при поступлении в него — «Бога ради»), он первым написал письменный устав для иноков (подобные письменные уставы стали появляться только с конца XV века, уже после устава, написанного Евфросином), он был в числе немногих, кто, живя в эпоху отступления от Православия и падения Византийской империи, не сомневался в авторитете Византийской Церкви в делах веры и церковной практики.

http://pravoslavie.ru/1724.html

Если ты оттуда взял обычай двоить аллилуию, то не спрашивай меня об этом: разве я выше патриарха вселенского? Держи свой обычай до конца, двоя божественную аллилуию во славу св. Троицы, и не зазирай моей грубости, что я ничего не открыл тебе о вещи и не управил полезного твоей святыне». Ответ владыки опечалил Евфросина еще более. По свидетельству биографов, преподобный с прискорбием увидел, что пастырь не завязал уст Иова браздою епитимии, не отразил остроты суровости его строгостию смирения, даже не проронил ни одного жестокого слова, чтобы сдержать его беснование. Но полемика не ограничилась главными противниками и не кончилась с их жизнию. Спор волновал все псковское общество. Первый повествователь о нем яркими чертами рисует эту богословскую смуту, продолжавшуюся и при нем Самая повесть, им написанная, вызвана была еще громкими отзвуками догматической борьбы. «Призываю на помощь к себе угодника Евфросина, – пишет он в предисловии, – возмогу откровением сего преподобного отца открыть свет ведения церкви Божией, великую тайну пресв. аллилуии. Ныне великий плевел укоренился и волчец нечестия цветет посреди соборной апостольской церкви, весьма большой прах от неведения засорил церковное око и великий раскол произошел в церкви Божией: одни дважды поют преса песнь божественной аллилуии, другие трижды. Тяжкою бурей на два чина расторглись в споре: двоящие св. аллилуию укоряют троящих, а троящие с такой же укоризной молвят на двоящих. Чин троегласников в неведении нечествует Христа; чин двоегласников свободен от нечестия пред Богом, но, как пресветлое солнце простирает в лучах свое непорочное сияние и сугубо освещает светлость дневного света, так и двоящие светятся перед троящими, точно день перед ночью или солнце перед месяцем». Полемическая переписка шла между сторонниками Евфросина и Иова в Псковской области. Из нее сохранился один любопытный памятник. Это – послание неизвестного автора-троегласника к какому-то иноку, ктитору общежительной лавры св. Николы Афанасию, стороннику Евфросина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Не станем, в частности, отвергать, что Евфросин ходил в Царьград и научился там от всех сугубить аллилуйю, по крайней мере, он сам утверждал это, и ему верили его современники. Но в нас невольно рождается сомнение: правду ли он говорил? Не было ли тут какого-либо недоразумения и самообольщения, особенно если Евфросин был точно таким странным фанатиком сугубой аллилуйи еще от юности своей, каким изображается в житии? Известно, что только в 1410 г. прибыл к нам из Царяграда митрополит Фотий, родом грек и знаток церковных правил и установлений, и что в 1419 г. он в своем послании, подлинность которого не может подлежать ни малейшему сомнению, прямо и решительно учил псковичей троить аллилуйю, а преподобный Евфросин мог быть в Царьграде и у патриарха Иосифа отнюдь не позже 1437 г., когда Иосиф отправился на Флорентийский Собор, где и скончался. Как же могло случиться в такой короткий промежуток времени, что в Царьграде и его окрестностях в 1437 г. уже все двоили, а не троили аллилуйю? Все ли понял и уразумел Евфросин, что слышал в Царьграде относительно аллилуйи, а не то ли одно ему и слышалось и грезилось, что хотелось слышать, как иногда бывает с фанатиками? Впрочем, повторяем: современники верили Евфросину, что греки в Константинополе двоят аллилуйю. Сохранилось послание какого-то сторонника Иова Столпа «господину Афонасию, честнейшему в иноцех, общеобительныя великыя лавры св. Николы ктитору», который был жарким сторонником Евфросина. В этом обширном послании неизвестный автор, сначала напомнив Афанасию о его писании, которое он прислал пред тем в псковские Соборы священникам об аллилуйе с порицаниями на Иова, говорит, между прочим, что напрасно он, Афанасий, в защиту сугубой аллилуйи ссылается на греков, потому что греки «на сих летех к своей погибели от истины свернулися» и «развращенным грековом» верить не следует; напрасно ссылается на самого патриарха Иосифа и Константинопольскую Церковь , потому что патриарх Иосиф вместе с митрополитом Исидором на Флорентийском Соборе не устоял в правде, за что и подвергся праведному суду Божию и не возвратился на свой престол, а «на месте святем, сиречь в соборней и апостольстей церкви Константина града, теперь уже мерзость и запустение».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Преподобный и в дальнейшем поддерживал связь с Константинополем, в частности с Патриархом Геннадием, показывая тем самым, в противовес своим современникам, что греки не только не погибли, но и остались духовно едины с Православной Русью. И если бы преподобный Евфросин не нашел подтверждения сугубой аллилуии в Константинополе, то вряд ли бы он встал на ее защиту, разнясь тем самым с большинством псковского общества. Отрицательный взгляд патриарха Никона на личность преподобного Евфросина довольно скоро был исправлен на Большом Московском Соборе: «и сие смущение, еже глаголати аллилуиа дважды, таже: слава тебе, Боже не от Евфросина стало, но от списателя Евфросинова жития, диавольским наветом. Солгано на преподобнаго Евфросина от списателя жития его». Этими словами отцы Собора косвенно подтвердили общецерковное признание святого Евфросина в лике преподобных. Но как показывает дальнейшая история вопроса, то неверное отношение к личности преподобного, которое было у Патриарха Никона, все же возобладало, несмотря на соборное определение. До 1682 года Евфросин принадлежал к числу общепочитаемых святых. Его имя находилось в богослужебном Уставе, в месяцеслове под 15 мая. При подготовке к изданию Устава 1682 года были использованы рукописи (хранящиеся ныне в Отделе рукописей Государственного исторического музея), в которых имеется статья «О святых великороссийских чудотворцех, како празднества их положити во Уставе». Эта статья служила для определения того списка святых, который необходимо было внести в месяцеслов Устава при печатании. В ней преподобный Евфросин находится в числе общепочитаемых святых. Однако в самом напечатанном Уставе его уже нет. Е. Е. Голубинский полагает, что преподобный был вычеркнут из Устава уже в процессе печатания последнего по единоличному решению Патриарха Иоакима. На такое решение Патриарха могли повлиять события Московского восстания (Стрелецкого бунта). В начале лета 1682 года в столице произошли народные волнения, «столь значительные, что Патриарх Иоаким пошел на открытый диспут с вождем тогдашнего старообрядчества Никитой Добрыниным, по прозвищу Пустосвят».

http://pravoslavie.ru/1724.html

в передаче Павла Алеппского он скорее дает представление о взглядах Никона на патриаршество. Хотя в сочинениях патр. Никона нигде определенно не выражена теория пентархии, известная еще со времен Феодора Студита (759–826), по мнению М. В. Зызыкина, Никон строго ей следовал. Суть ее в том, что представитель автокефальной Церкви, принимая сан патриарха, не ограничивается делами только своей Церкви, а принимает также участие и в решении общецерковных вопросов (Зызыкин. Патриарх Никон. Т. 2. С. 132–139). Более подробно обстоятельства и ход «чумного бунта» в последнее время изложены В. С. Румянцевой (Народное антицерковное движение. С. 93–106). Она считает, что волнения в Москве не могли быть вызваны реформами патр. Никона, которые еще только начинались. В условиях распространения эпидемии социальную напряженность вызвал тот факт, что в городе не хватало священников для погребения умерших. Активизировались «капитоны» и «христововеры», отрицавшие священство, духовную иерархию, церковные таинства и православную обрядность. Отъезд патр. Никона из столицы, а прежде этого публичное поругание им икон нового письма, покровительство грекам, которых население считало еретиками, послужили причиной того, что гнев восставших был направлен против патриарха лично. Речь идет о житии основателя псковского Елеазарова монастыря прп. Евфросина, составленном в кон. XV — нач. XVI в. Исследователи считают, что приверженность прп. Евфросина сугубой аллилуйе была несколько преувеличена автором жития для того, чтобы авторитетом преподобного доказывать ее правильность и истинность. Большой Собор 1667 г. постановил, «чтобы писанному в житии Евфросина никто не верил» (Охотникова В. И. Житие Евфросина//Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 262–264). Митр. Макарий преувеличивает опасность разрыва с Восточной Церковью из-за обрядовых расхождений. Конечно, проводимая патр. Никоном реформа обрядов вела к сближению Церквей, укреплению контактов, но и отличия в обрядности не служили препятствием во взаимоотношениях. Это подтверждается как активизацией контактов с греческими иерархами в 1640-х гг., так и упоминавшимся ответом Собора Восточных патриархов по поводу решения Собора Русской Церкви внести изменения в обряды. Ср. комм.

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010