е) Странности и противоречия излагаются о псковском священнике Иове, главном преследователе сугубой аллилуии. Говорится, будто он, по смерти жены своей, сложил с себя свящ. сан и женился в другой раз, а по смерти второй супруги, поял третью: и однакож, несмотря на все это, будто бы «не умалися от Пскович честию и славою вины ради роспопныя..., но паче овех судяй, а овех осужаай, и инех уча, и овех наказуяй, и иным законы полагая, и инем заповеди, и священником чин уставляя и санове церковней службе, яко изящен вещем; купно же и черноризцем бяше законодавец: не токмо бо во граде учаше, но и окрест града, паче же и в дальних пустынях пребывающа» 80 . Возможно ли, чтобы лишенный сана священник-троеженец мог иметь такую силу в глазах православного народа и духовенства? Далее повествуется, будто Иов подвергся от Бога страшной казни, лютой болезни, сведшей его в могилу, и за что же подвергся? Не за порочную жизнь, если он подлинно был таков, каким изображен, а за то. что он ратовал против сугубой аллилуии!... Б) Такие же и еще большие странности и нелепости заключаются в рассказе о первом списателе Евфросинова жития и о явлении ему Богоматери. а) Начав писать житие преподобного, говорит он о себе, я написал по порядку, как он родился, как воспитан и как достиг в мужа совершенна; но когда очередь дошла повествовать мне о хождении его в Царьград к патриарху, который заповедал ему двоить аллилуию, я невольно остановился, объятый недоумением: «како напишу и слово изнесу о божественной тайне пресвятыя аллилуия..., неведущу ми ни мало искуса о вещи?» И потому я начал скорбеть и печалиться и призывать на помощь св. Ефросина, «да милостив Бог вразумит мя о вещи неведения». Вскоре в одну ночь преп. Евфросин и Серапион явились мне в сонном видении и стали вразумлять меня, чтобы я не изнемогал от скорби и недоумения касательно тайны аллилуии, но я не поверил им и принял их за духов-искусителей; в следующую ночь они снова явились, повелевали описать тайну пресв. аллилуии, – я опять им не поверил.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2) И в настоящее время православная наука в лице своих представителей не составила еще одного определенного взгляда на рассматриваемый нами исторический документ; по мнению одних писателей, послание к Афанасию о трегубой аллилуйи, находящееся в июньской и августовской книгах Макарьевских четь-миней, есть произведение митрополита Макария, писанное им еще в то время, когда он занимал новгородскую архиепископскую кафедру (с 1526 по 1542 г.); по мнению других, указ о трегубой аллилуйи принадлежит неизвестному по имени псковичу, который писал его во второй половине XV века. А это значит, что давний упрек православной науке со стороны раскола, будто бы она в вопросах, касающихся старообрядства, часто «не согласует сама к себе» и потому является недостоверною, не потерял значения и в наши дни. 3) Если обратить внимание на результаты, к каким пришли в своих исследованиях о послании к Афанасию г. Ключевский и преосв. Макарий, и сравнить их с тем, что сказано об этом предмете в «поморских ответах», то окажется, что лучшие из представителей православной исторической науки в сущности только повторяют сказанное Денисовым еще в 1723 году 29 . Отсюда ясно, что знакомство с раскольническою литературой, к которой некоторые относятся почти пренебрежительно, может быть полезно не только в целях миссионерских, но и в целях чисто научных. Мы привыкли считать раскольников невеждами, а сочинения их – полными «фальсификаций и лжи». А между тем оказывается, что при исследовании памятников древнерусской письменности не мешает иногда справляться с тем, что говорят об них эти «противники истины», и – не торопиться обзывать их мнения «ложью, не нуждающеюся в опровержении» 30 . Впрочем утверждая, что взгляд г. Ключевского и преосв. Макария на послание к Афанасию сходен со взглядом на тот же документ «поморских ответов», мы во имя правды должны прибавить, что сходство между нижи – неполное. Хотя Денисов не раз говорит, что «послания, в минеях макариевских в месяцех июне и августе обретающияся, писаны познаваются от согласников Иова роспопа псковского противу согласников преподобного Евфросина» 31 ; тем не менее мысль его об этом предмете – иная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/k...

Митрополит Варсонофий сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в столичном храме преподобной Евфросинии июля 2017 В Неделю 4-ю по Пятидесятнице, 2 июля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, Патриаршего подворья в Котловке (Москва) и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , архиепископы Сергиево-Посадский Феогност, Солнечногорский Сергий и другие архиереи, настоятель храма преподобной Евфросинии Московской иеромонах Клавдиан (Сафонов) и другие священнослужители. За богослужением молились настоятельницы женских монастырей, делегация духовенства и мирян Псковской митрополии, члены молодежного клуба " Евдокия " при храме преподобной Евфросинии Московской, студенты Московского финансово-юридического университета. Предстоятель возглавил хиротонию архимандрита Фомы (Демчука) во епископа Гдовского, викария Псковской епархии, а также рукоположил диакона Андрея Матвеева, клирика храма Живоначальной Троицы в Карачарове, во пресвитера. В дар храму Святейший Патриарх передал икону Божией Матери " Утоли моя печали " . Состоялось вручение церковных наград во внимание к помощи в строительстве храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Храм преподобной Евфросинии Московской в Котловке был построен в 2002-2012 годы. Место для храма было выбрано не случайно - на территории современного района Котловка было имение великой княгини Московской Евдокии (в иночестве Евфросинии) под названием Котлы. Верхний храм освящен в честь преподобной Евфросинии Московской, нижний - в честь святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. ИА " Вода живая " - Патриархия.ру, 02.07.17 Поделиться 26 февраля 2019 26 февраля 2019 25 февраля 2019 20 февраля 2019 1 февраля 2019 31 января 2019 30 января 2019 27 января 2019 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Преподобный Евфросин Псковский Преподобный Евфросин Псковский, в миру Елеазар, родился около 1386 года в селе Виделебье, близ Пскова, из этого же села был родом и преподобный Никандр Псковский (память 24 сентября). Родители хотели, чтобы Елеазар вступил в брак, но он тайно ушел в Снетогорский монастырь (на Снятной горе, теперь - в самом Пскове) и принял там постриг. Около 1425 года в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве преподобный Евфросин, с благословения настоятеля, поселился в одинокой келлии на реке Толве, недалеко от Пскова. Но забота о спасении ближних заставила преподобного нарушить свое пустынножительство, и он стал принимать всех, кто нуждался в опытном старце-наставнике. Приходивших к нему преподобный Евфросин благословлял жить по скитскому уставу, составленному им самим. Устав преподобного Евфросина представляет собой общее наставление инокам о достойном прохождении монашеского пути - " како подобает инокам пребывати " . Он не содержит строгого распорядка всей жизни монастыря, как, например, устав преподобного Иосифа Волоцкого; богослужебной части в нем нет совсем. В 1447 году по просьбе братии преподобный устроил храм в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, которые удостоили его своего явления, и в честь преподобного Онуфрия Великого (память 12 июня). Обитель впоследствии получила название Спасо-Елеазаровской. По смирению и из любви к уединенному подвигу преподобный не принял звания игумена и, предоставив настоятельство своему ученику преподобному Игнатию, жил в лесу близ озера. Скончался преподобный Евфросин в глубокой старости, 95-ти лет, 15 мая 1481 года. На его гробнице, по повелению Новгородского архиепископа Геннадия, был поставлен образ, написанный еще при жизни преподобного его учеником Игнатием, и положено завещание преподобного братии на лоскутке пергамента, скрепленное свинцовой печатью Новгородского архиепископа Феофила. Это одно из очень немногих духовных завещаний, написанных собственноручно подвижниками.

http://patriarchia.ru/db/text/912081.htm...

Оставив Снетогорский монастырь и «вселися безмолствовати наедине… и на месте том колибу себе водрузи», преподобный Евфросин начинает новый для псковского монашества путь. Хорошо знакомый с письменным наследием восточных Отцов Церкви, в том числе с «Лествицей» преподобного Иоанна Синайского, преподобный Евфросин избрал себе так называемый «средний путь»: «с единем или множае с двема безмолствовати». Этот путь назван «царским» («и от писания приведе: не уклоняися надесно или налево, но путем царскым гряди»). Предположение о склонности преподобного Евфросина к царскому пути подтверждается и тем, что, во-первых, он, говоря в уставе о своем нежелании многих братий — «аз же грешный не хотех мнозе братия» (а, следовательно, желании немногих), двумя строчкам ниже цитирует Иоанна Лествичника, и те его слова (Слово 1, 26), которыми доказывается предпочтение среднего пути над другими («горе единому, иже аще падется, несть кто въставляаи его…»), во-вторых, именно этим можно объяснить такое нежелание преподобного отпускать от себя первого своего сподвижника Серапиона: «моляше и, да пребудет с нимъ…и глаголаше брату святыи ефросим: нужу ми велику творити, брате, отшествие твое, и зело не тръплю разлученъ быти от тебе; и много же убо моливъ я преподобныи старец съ слезами и любовию». Пресвитер Василий обращает внимание на то, что преподобный Евфросин у первых пришедших к нему братиях пытается привить любовь к безмолвию («и бяше по единому их в кельи безмолствующе»), что также доказывает первоначальное желание преподобного идти «царским путем», не основывая общежительного монастыря из «мнозех» братий, надеясь, что пришедшая к нему первая братия будет и последней. Когда же иноков стало слишком много, преподобный Евфросин отказывается от скитского безмолвия, заменяя его общежитием. Таким образом, монастырь «над Толвою рекою» стал образовываться постепенно. Сначала «нужное, жестокое и трудолюбное житие» вели лишь преподобные Евфросин и Серапион, строго соблюдая обет безмолвия. Именно о таком образе жизни, «царском пути», мечтал преподобный Евфросин, уходя в пустынь, но Господь готовил его к другому подвигу.

http://pravoslavie.ru/1724.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОСИФЕЙ Прп. Досифей Верхнеостровский. Икона. Посл. треть XIX в. (Петропавловская ц. на о-ве Белов) Прп. Досифей Верхнеостровский. Икона. Посл. треть XIX в. (Петропавловская ц. на о-ве Белов) (Дорофей) (XV в.), прп. (пам. 8 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Верхнеостровский, Псковский, ученик прп. Евфросина Псковского († 1481), основатель и игумен Петропавловского Верхнеостровского мон-ря на о-ве Верхнем (совр. Белов, один из Талабских о-вов на Псковском оз.); по преданию, остров в пору основания там обители был покрыт непроходимыми лесами и служил пристанищем разбойникам. Житие или проложная память Д. неизвестны. Д. назван в Житии прп. Евфросина, составленном ок. 1547 г. псковским свящ. Василием (Варлаамом ), наряду с др. учениками прп. Евфросина - основателями мон-рей преподобными Саввой Крыпецким и Иларионом Гдовским : «Учеником его разшедшимся по местом проразсужением духовнаго их настоятеля… и тамо честныа обители въздвигшим в славу Христову съжительствовати иноческому чину… глаголю чюднаго отца Досифиа, създавшаго обитель честну святых апостол Петра и Павла на сожительство иночествующим о Христе братии в пустыни над Великим езером, на острове, зовом Верхнем» ( Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исслед. и тексты. СПб., 2007. Т. 2: Жития преподобных Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского. С. 164). В дореволюционной лит-ре встречается мнение, что Петропавловский мон-рь был основан Д. ок. 1470 г., однако Житием прп. Евфросина эта дата не подтверждается. По предположению Н. И. Серебрянского , данный мон-рь, как и др. обители, созданные учениками прп. Евфросина, был устроен «на началах строго общежительных правил», что и обусловливает, несмотря на небольшие размеры этих мон-рей, их известность, о к-рой писал автор Жития прп. Евфросина: «И доныне суть тые честные обители всеми видими, благодатию Христовою, яко светила, сияют во Псковской стране и молитвами преподобных отец» (Там же).

http://pravenc.ru/text/180309.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Евпраксия Псковская, прп. Описания иконы Евпраксия Псковская, прп. - житие Святая благоверная княгиня Евпраксия Псковская, в миру Евфросиния, дочь Полоцкого князя Рогволода Борисовича и тетка святого благоверного князя Довмонта-Тимофея (память 20 мая), была женой Псковского князя Ярослава Владимировича. Князь Ярослав бежал из Пскова в Ливонию и женился там на немке. Вместе с немецкими рыцарями он не раз нападал на русские земли, в 1231 году захватил Изборск. После ухода мужа Евфросиния обратилась к подвигам благочестия. В 1243 году она построила на берегу реки Великой монастырь во имя святого Иоанна Предтечи и стала его первой игуменией. Приглашенная в Ливонию для свидания с бывшим мужем в городе Оденне (Медвежья Голова), была убита (8 мая 1243) пасынком, вероятно, сыном Ярослава от немки. Погребена в соборе устроенного ею монастыря. Через десять дней после смерти святой Евпраксии над ее гробом совершилось чудо: от иконы Спасителя излилось миро. Икона была названа " Спаситель Мироточивый " . Лик праведной княгини сохранился на двух иконах. На одной она и[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Прмц. Евпраксия Псковская и прп. Евфросиния Полоцкая. Фрагмент иконы «Все святые Российские великие князья, княгини и княжны рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. вел. кн. Владимира, С.-Петербург) Файл 16402.jpg:   Размер: 464x800, 0.37 MPix, 128 Kb. Дата: 2012-03-01, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (192) , (2) . Описание: Прмц. Евпраксия Псковская, подносящая храм Иисусу Христу. Фреска ц. св. Иоанна Предтечи в Пскове. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в. Файл 22576.jpg:   Размер: 520x381, 0.2 MPix, 47 Kb. Дата: 2013-11-04, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (93) , (1) . Описание: Шитая икона " Преподобная Евпраксия " До 1908 г. Картон, литография. Ткань (бархат и сатин), шитье по карте, золотая и серебрянные нити, канитель, бисер. 25х20х1,4 На обороте иконы надпись: " В благословение дорогим моим детям Сергию и Дарии и внучатам от Игумении Евпраксии. 10 августа 1908 г. " Примечание от tol: На сайте представлена в разделе " Евпраксия Константинопольская, Тавенская, Младшая, преподобная, дева " . Точно неизвестно, какая [...] Файл 24174.jpg:   Размер: 2316x2845, 6.59 MPix, 2528 Kb. Дата: 2014-09-13, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (122) , (2) .

http://pravicon.com/icon-1703

Прп. Евфросин прнимает в Трехсвятительский мон-рь прп. Савву Крыпецкого. Клеймо иконы «Святые Иоанн Богослов, Савва Сербский, Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, с житием прп. Саввы». Псков. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) Прп. Евфросин прнимает в Трехсвятительский мон-рь прп. Савву Крыпецкого. Клеймо иконы «Святые Иоанн Богослов, Савва Сербский, Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, с житием прп. Саввы». Псков. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) Стремясь к «пустынному и безмолвному житию», святой с благословения настоятеля Снетогорской обители поселился на р. Толве (в 25 верстах от Пскова). Согласно редакции свящ. Василия, это произошло в 6933 (1424/25) г. Через нек-рое время к Е. присоединился прп. Серапион Псковский († 1480), затем стали приходить др. искавшие иноческого подвига. По признанию Е., сделанному в Уставе, принимать в пустынь монахов его заставило опасение «нахождения злых человек» (грабителей), о чем предупредили его «благовернии людие» ( Серебрянский. 1908. С. 508-509). Пустынь преобразовалась в общежительный мон-рь - 1-й в Псковской земле, однако, как известно из «Повести о сугубой аллилуии» и Жития Е. в редакции свящ. Василия, всенощные бдения в мон-ре совершались по скитскому уставу. Е. удостоился явления ему святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , повелевших устроить в обители посвященный им храм с приделом во имя прп. Онуфрия Великого. Святой исполнил повеление. (Для Сев. Руси посвящение престола прп. Онуфрию Великому необычно, его почитание характерно больше для Полоцкой земли и Юго-Зап. Руси.) При жизни Е. в мон-ре была также построена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Е. считал себя ктитором обители. По всей видимости, строительство в мон-ре велось на его средства, в завещании святого указаны его вотчина, «исады» (рыбные ловли), «клети» в городе, данные им братии в общее владение. По смирению Е. не принял духовного сана («не учитель, ни прозвитер есмь саном» - Там же. С. 510) и предоставил настоятельство своему ученику прп. Игнатию , который стал его духовным отцом. Святой подвизался в уединенной келье в лесу близ мон-ря, на ее месте позднее поставили крест, еще один крест был установлен неподалеку, на месте молитвенных подвигов преподобного. Трехсвятительский мон-рь принимал и кормил странников, помогал хлебом окрестным крестьянам, из-за чего запасы обители зачастую истощались, однако по молитвам Е. чудесным образом восполнялись. В числе учеников Е. были буд. игумены Трехсвятительского мон-ря родные братья Игнатия Харалампий (2-й игумен обители при жизни Е. и духовный отец святого) и Памфил, а также постриженики обители преподобные Савва Крыпецкий , Досифей Верхнеостровский , Онуфрий Мальский , Иоаким Опочский , Иларион Гдовский , Харитон Кудинский , основавший мон-рь на Кудинском оз. рядом с Торопцем.

http://pravenc.ru/text/187848.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Евфросин, во Святом Крещении Елеазар, Псковский (+ 1481) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 15 мая в день преставления, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг., и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице тесте с Собором Псковских святых. Прп. Евфросин (в миру Елеазар) родился в 1381 г. в селе Виделебьи в Псковском краю. С детства он начал приучаться к посту, отказавшись от всего сладкого. Кто были его родители — не известно, но они дали ему хорошее образование: он знал философию и обладал литературным талантом. Когда он узнал, что родители хотят его женить, он тайно оставил их дом, но лишь по смерти отца поступил в Снетогорский монастырь Пресвятой Богородицы вблизи Пскова и принял там постриг с наречением ему имени Евфросин. Но его влекла к себе отшельническая жизнь. Он посетил Константинополь и ознакомился там с жизнью пустынников и молчальников. А по возвращении своем с благословения настоятеля удалился на безмолвие в лес, на берег реки Толвы, и поселился в шалаше. Здесь ему явились во сне три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоустый — и велели ему соорудить храм во их имя. В схиме прп. Евфросину было возвращено его имя Елеазар, и основанный им монастырь называется Спасо-Елеазаровым. Когда его мать узнала, где он, она пришла к нему. Он велел ей сказать, что лучше им увидеться в другой жизни, причем посоветовал ей постричься в женском монастыре. И совет его мать исполнила. Прп. Евфросин-Елеазар скончался девяноста пяти лет, в 1481 г. Святые мощи его почивали в основанном им монастыре под спудом. • Родное село преподобного — Виделебьи — находилось близ Пскова, из этого же села родом прп. Никандр Псковский (память его 24 сент.). Родители прп. Евфросина были простыми поселянами. • Место отшельничества начальника псковских пустынножителей и основанный им монастырь находятся в 30 верстах от Пскова. Впоследствии монастырь был перенесен на гору. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437201/

Среди молившихся были: настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального монастыря , заместитель председателя Синодального отдела по делам монастырей игумения Иулиания (Каледа) ; игумении ряда женских монастырей; делегация духовенства и мирян Псковской митрополии; члены молодежного клуба «Евдокия» при храме преподобной Евфросинии Московской; студенты Московского финансово-юридического университета. Богослужебные песнопения исполнил хор храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке (регент И.А. Милкина). На телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Верующие, которых не вместил храм, следили за трансляцией на большом экране, установленном у западных врат церкви. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Андрея Матвеева, клирика храма Живоначальной Троицы в Карачарове, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес священник Сергий Вязьмин, клирик храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал Преосвященного Фому, епископа Гдовского, викария Псковской епархии, на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение. От лица духовенства и прихожан храма иеромонах Клавдиан (Сафонов) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону святых благоверных князей Димитрия Донского и Евфросинии Московской. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону Божией Матери «Утоли моя печали». Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к помощи в строительстве храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, Патриаршего подворья в Котловке г. Москвы, были награждены: По завершении богослужения Святейший Патриарх Кирилл побеседовал с Ваней Литвиновым и его мамой Юлий Станиславовной Литвиновой из г. Днепр (Украина). Ване 14 лет, у него онкологическое заболевание и в настоящее время он проходит лечение в Федеральном научном клиническом центре имени Дмитрия Рогачева в Москве. Давней мечтой Вани было встретиться со Святейшим Патриархом Кириллом.

http://patriarchia.ru/db/text/4946097.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010