Это обилие чудес послужило побуждением к причислению прп. Евфросинии к лику святых, что и произошло при митрополите Московском Антонии (1572–1581). Епископ Суздальский Варлаам (1570–1586), великий почитатель преподобной, отыскал ее житие и подал его с описанием чудес царю Иоанну Васильевичу и митрополиту Антонию. Митрополит созвал собор, который и установил повсеместное празднование прп. Евфросинии. На торжественном прославлении угодницы Божией собрались толпы народа, и от ее мощей совершилось в то время много чудес. Одно из них особенно поразительно. Человек, именем Матфей, был одержим лукавым духом; долго и жестоко он мучился. Но вот, в день прославления преподобной, его привели в обитель Пресвятой Богородицы, ко гробу Евфросинии. Демон страшно мучил его, и больной как бы лишился разума; потом вдруг внезапно очнулся и сказал вслух: «Я вижу на образе пот». После того начал осмысленно и здраво говорить. Присутствовавшие тут думали, что он все еще беснуется. Но потом увидали, что на образе прп. Евфросинии выступила как бы роса. С того времени Матфей стал здоров и возвратился в свой дом. Нетленные мощи прп. Евфросинии были обретены в 1699 г., 18 сентября, и по благословению патриарха Адриана положены в соборной церкви Ризоположенского монастыря. Сентябрь 26 Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, святитель Святитель Тихон родился 19 января 1865 года в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии. В миру он носил имя Василия. Когда Василий был еще малолетним, его отцу Иоанну Белавину было откровение о каждом из его детей. Однажды, когда он с тремя сыновьями спал на сеновале, то вдруг ночью проснулся и разбудил их. «Знаете, — заговорил он, — я сейчас видел свою покойную мать, которая предсказала мне скорую кончину, а затем, указывая на вас, прибавила: этот будет горюном всю жизнь, этот умрет в молодости, а этот — Василий — будет великим». Понял ли старец священник, что его сына будут на всех ектениях по всей России и даже по всему миру поминать великим господином? Пророчество явившейся покойницы со всею точностью исполнилось на всех трех братьях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЕВФИМИЙ (Турков Елеазар Иванович; ранее 1524 - после 1587), писатель, книгописец, один из организаторов ведения документации в Волоколамском мон-ре и сохранения письменного наследия прп. Иосифа Волоцкого и его учеников ЕВФИМИЙ II Карма [Карама, Карме] (1572 - 1635), патриарх Антиохийский (с мая 1634), выдающийся церковный и лит. деятель ЕВФИМИЙ II [Еквтиме; Ефтвиме] (Сакварелидзе), Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх (ок. 1669-1673) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН [правильнее - Зигавин, вариант - Зигадин] (ок. 1050 - ок. 1122), визант. мон., богослов, экзегет и полемист ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕВФИМИЙ САЙФИ [ас-Сайфи] (1643 - 1723), митр. Тиро-Сидонский, лидер движения за унию с Римом в Антиохийской Православной Церкви ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЕВФИМИЯ (в миру Елена, в схиме Евпраксия; ок. 1348 - ок. 1405), мон., серб. гос. деятель, церковная писательница и вышивальщица ЕВФРОСИН († 1661/62?), Куржеский (Курженский), Андомский, Каргопольский, пустынник, прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФРОСИН († после 1460), Тверской, Оршинский, Савватиевский, мон. Савватиева мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Савватиева пуст., ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), прп. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФРОСИН (Антонов; 1885-1937), прот., прмч., (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФРОСИН (сер. XV в.- между сент. 1511 и нояб. 1514), иером. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, книжник

http://pravenc.ru/rubrics/121236_102.htm...

Преподобный Евфросин желал бы оставаться пустынножителем, но к нему стеклась братия, которая просила основать монастырь. Место было выбрано таким образом, чтобы ничто не нарушало отшельнической жизни подвижника: между двумя рукавами реки, под горкой, так что поставить монастырские строения было негде. Поскольку именно здесь преподобному Евфросину в тонком сне явились три святителя - Василий Великий , Иоанн Златоуст и Григорий Богослов , которые повелели на этом месте создать собор, старец посоветовал братии скопать горку и землей засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были построены кельи и поставлен величественный собор, который стал символическим выражением Вселенскости Православия. Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, - Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий. В акафисте, который в XIX веке сложили в Елеазаровском монастыре, поется: " Радуйся, славне и смиренне преподобне отче Евфросине " . Расцвет [ править править код ] Ни до, ни после преподобного Евфросина Псковская земля не знала такого количества сподвижников-пустынножителей и основанных ими монастырей. И, кстати, судьбы обителей оказались во многом похожи: основание, служение, разрушение, возрождение, забвение, и вновь - возрождение. Ни один из монастырей не исчез с лица земли. А современный облик Спасо-Елеазаровской обители - самое яркое, самое убедительное свидетельство торжества Веры. Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 году, приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: " Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща " .

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Елеазаро...

Стремясь к уединенной жизни, постриженик псковского Снетогорского монастыря прп. Евфросин по благословению духовника поселился в лесу на р. Толбе (Толве, в 30 км от Пскова) в небольшой келье. В некоторых списках Васильевской редакции Жития указаны обстоятельства и дата (1424/25) этого события (в ранних списках и др. редакциях даты нет, она была проставлена на полях позднее). Вскоре св. Евфросин «некими христолюбцы зван бысть, владетельми местом тем». Спустя неск. лет «христолюбцы» дали ему грамоту, в к-рой официально обозначали границы жалованной земли: «Се мы пожаловахом шабри Великопольской земли над Толвои рекои и дахом своеи земли уколомъ под монастырь храму святых Трие святитель Оните и Коклине да Настаха шабриная их, да Юрьи, да Иване шабри» (РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Пскову. 23326. Л. 96: «Данная сябров Великопольской земли старцу Евфросину и игумену Игнатию на землю под монастырь»). Первым к прп. Евфросину пришел прп. Серапион Псковский († 1480). Подвижники проводили «нужное, жестокое и трудолюбное житие», через нек-рое время стала собираться братия. Первоначально прп. Евфросин избрал скитское житие. Когда число иноков значительно увеличилось, пустынь преобразовалась в общежительный мон-рь - 1-й в Псковской земле. Однако, согласно Житию в редакции свящ. Василия, всенощные бдения в обители проходили по скитскому уставу. По просьбе братии была построена деревянная ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с приделом во имя прп. Онуфрия Великого (для Сев. Руси посвящение придела прп. Онуфрию необычно, особое его почитание характерно для Юго-Зап. Руси). При жизни прп. Евфросина в мон-ре также была построена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. После возведения Трехсвятительского храма по благословению прп. Евфросина между 1432 и 1434 гг. его ученик, инок Е. м. прп. Игнатий , был рукоположен во иерея. К сер. XV в. в Е. м. было как минимум 3 священника для совершения уставного монастырского богослужения - это буд. игумены родные братья прп. Игнатий, Харалампий и Памфил. Сам прп. Евфросин не принял духовного сана и предоставил настоятельство своему ученику иером. Игнатию, который стал его духовным отцом. В числе учеников прп. Евфросина были также основатель Крыпецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря прп. Савва Крыпецкий, основатель и игум. Петропавловского Верхнеостровского мон-ря на о-ве Верхнем на Псковском оз. прп. Досифей , преподобные Онуфрий Мальский, Иоаким Опочский, основатель Покровского Озерского мон-ря близ Гдова Иларион Гдовский, основатель мон-ря на оз. Кудино близ Торопца Харитон Кудинский. После кончины прп. Евфросин был погребен в Е. м. между ц. Трех святителей и ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/189691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН Прп. Иларион Псковоезерский. Фрагмент нагробной иконы. Ок. 1887 г. (Покровская ц. в дер. Озёра Гдовского р-на Псковской обл.) Прп. Иларион Псковоезерский. Фрагмент нагробной иконы. Ок. 1887 г. (Покровская ц. в дер. Озёра Гдовского р-на Псковской обл.) († 28.03.1476), прп. (пам. 28 марта; 21 окт.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и в Соборе С.-Петербургских святых), Псковоезерский, Гдовский, ученик прп. Евфросина Псковского († 1481), основатель и 1-й игумен Покровского монастыря (ныне дер. Озёра Гдовского р-на Псковской обл.) на берегу р. Желча. Житие святого неизвестно. Самые древние письменные источники, где упоминается И.,- 3 редакции Жития прп. Евфросина Псковского: Житие, составленное в 1547 г. псковским свящ. Василием (Варлаамом) , а также анонимные Сокращенная редакция и «Житие и подвиги», протографы к-рых можно отнести к кон. XV - нач. XVI в. В Житии прп. Евфросина И. упоминается в перечне учеников преподобного, ставших основателями мон-рей на Псковской земле,- после преподобных Саввы Крыпецкого и Досифея Верхнеостровского: «...третьяго же ученика глаголю богодухновеннаго Ларивона, иже по Бозе житие живша с святым, и сему же въздвигшу честную обитель Покров Святей Богородици над Желчию рекою в пустыни, еже глаголется Озерский монастырь» ( Охотникова. 2007. С. 280, 164). Время ухода И. из основанного прп. Евфросином Елеазарова во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста монастыря не установлено. Согласно преданию, до поселения на р. Желче И. на нек-рое время останавливался при бьющем из пригорка ключе (впосл. на этом месте стоял деревянный сруб, источник сохр.), расположенном недалеко от совр. дер. Дряжно Плюсского р-на Псковской обл. Местность на р. Желче, выбранная И. для подвига пустынножительства, называлась Сосновый Бор. На старинном кладбище неподалеку от бывш. монастырской Покровской ц. сохранилась часть дерева, в дупле к-рого, согласно преданию, святой начинал отшельническую жизнь (над этим деревом восстановлена часовня). Основание Покровского мон-ря, как правило, датируется 1460 либо 1470 г. без ссылок на источники. Н. И. Серебрянский считал, что, хотя ученики прп. Евфросина устраивали мон-ри «на началах строго общежительных правил», в маленькой обители И. устав прп. Евфросина не мог найти полное применение. Согласно «Описанию о российских святых», И. преставился 28 марта 1476 (6984) г. Преподобный был погребен у сев. алтарных врат в построенном при его жизни Покровском храме. Память И. отмечена в Отенских святцах 1718 г., в «Алфавите российских чудотворцев» монаха-старообрядца Ионы Керженского (ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 675. Л. 324, 1807-1811 гг.).

http://pravenc.ru/text/389129.html

л. 40 об. Служба под 6 числом 42 мученикам иже в Аммории изменена. л. 51. Заглавие службы в 8 число: паметь препод. отца нашего Феофилакта епископа никомидийскаго, и препод. отца нашего Иефросима и иже с ними. Служба первому та же, что в печат. Минее, а второму стихиры и канон взяты из службы (мая 24) препод. Никите переяславскому. Там канон этот без надписи, а здесь сказано: творение Георгия мниха. Но какого Евфросина разумел здесь автор, решить трудно. С сим именем Церковь совершает память двух преподобных: Евфросина повара сент. 11-го и Евфросина псковского мая 15. В мес. Минеях служба из них положена второму – псковскому и напечатана 7135 (1626) года под 15 мая. (Авторы Истор. Словаря о русс. Святых и Словаря о дух. писателях, вероятно, не видали Минеи этого выхода, сказав, что в мес. Минеях особой службы ему не положено, а находится оная рукописною в обители его). В службе препод. Евфросину после стихир на Господи возвах приложен в сей ркп. славник, кажется, собственного сочинения нашего автора; читается так; Преподобне отче Ефросиме, благодатию Божиею наречеся воистинну, и наставнику своему порученное ти вдал еси от виноградиа три аблока, и во Христа облечеся Христа ради, и чиста научил еси славити во Троици единаго Бога, моли спастися душам нашим. В житии препод. Евфросина псковского, составленном 1547 г. клириком Василием, (см. 676 л. 342), нет никакого сказания о трех яблоках, а упоминаюшся оные в повести об Евфросине поваре. По 6 песни написаны еще кондак и икос, отличные от положенных в службе Никите Столпнику. л. 73. Заглавие службы в 10 число: память св. мученика Кондрата и иже с ним, и препод. отца нашего Феофана сигрианьскаго. Последнему Святому служба положена далее под 12 числом, а препод. Феофану выписана вся из 4-го числа сего месяца, что препод. Герасиму иже на Иордане. л. 85 об. Под 11 числом положена служба Евфимию архиеп. новгородскому опять особая от печатной. Первый канон тот же какой далее под 18 числом Кириллу архиеп. иерусалимскому, а второй, чшо выше под 8 числомь священноиспов. Феофилакту епископу никомидийскому; в последнем каноне из.ие нен только порядок тропарей. И стихиры некоторыя святителю Евфимию исповеднические; так читается третья из них: Отче премудре, поганых прещение не устрашися преблаженне, богобоязненным умом Христове благолепно и честно иконе научил еси поклонятися всем несрамно и теплою верою целовати, и потом претерпел еси биение отче Иеуфимие, и темница, провидя будущая радости.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Около 1425 года в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве преподобный Евфросин с благословения настоятеля поселился в одинокой келлии на реке Толве, недалеко от Пскова. Но забота о спасении ближних заставила преподобного нарушить свое пустынножительство, и он стал принимать всех, кто нуждался в опытном старце-наставнике. Приходивших к нему преподобный Евфросин благословлял жить по скитскому уставу, составленному им самим. Устав преподобного Евфросина представляет собой общее наставление инокам о достойном прохождении монашеского пути «како подобает инокам пребывати». Он не содержит строгого распорядка всей жизни монастыря, как, например, устав преподобного Иосифа Волоцкого ; богослужебной части в нем нет совсем. В 1447 году по просьбе братии преподобный устроил храм в честь трех святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, которые удостоили его своего явления, и в честь преподобного Онуфрия Великого (память 12 июня). Обитель впоследствии получила название Спасо-Елеазаровской. По смирению и из любви к уединенному подвигу преподобный не принял звания игумена и, предоставив настоятельство своему ученику преподобному Игнатию, жил в лесу близ озера. Скончался преподобный Евфросин в глубокой старости, 95-ти лет, 15 мая 1481 года. На его гробнице по повелению Новгородского архиепископа Геннадия был поставлен образ, написанный еще при жизни преподобного его учеником Игнатием, и положено завещание преподобного братии на лоскутке пергамента, скрепленное свинцовой печатью Новгородского архиепископа Феофила. Это одно из очень немногих духовных завещаний, написанных собственноручно подвижниками. Преподобный Евфросин, начальник Псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле. В числе учеников преподобного Евфросина Савва Крыпецкий (28 августа), Досифей Верхнеостровский († 8 октября), преподобный Онуфрий Мальский († 12 июня), Иоаким Опочский († 9 сентября), Иларион Гдовский († 21 октября), Харитон Кудинский – основатель и игумен монастыря на озере Кудине, рядом с Торопцем (XVI); местнопочитаемые родные братья из Пскова Игнатий, Харалампий и Памфил, погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре, преподобный Серапион († 8 сентября 1480 или 1481, память 7 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

У Кальнофойского он так обозначен: «преподобный старец Исаия трудолюбивый». – Это дает видеть, что подвигом жизни, которым пр. Исаия угодил Господу, был неутомимый труд, продолжавшийся и в старости. Он блаженно почил, мая 15-го 1115 г. Память его совершается в обители 15 мая по общей минее. 142 Преставление пр. Евфросина псковского Родители пр. Евфросина, в мире Елеазара, были простые поселяне псковского края. 143 Они желали, чтобы вступил он в брак: но он скрылся из дома их и на Снятной горе, что близ Пскова, принял монашество. Здесь он служил братии в поварне и пекарне и усердно молился Богу. Потом по любви к безмолвию удалился он на р. Толву и в 30 вер. от Пскова, построив себе келью стал подвизаться в молитве и посте; это было в 1425 г. 144 Первым сожителем его в пустыни был инок Серапион; пробыв несколько времени у преподобного, он вздумал, без его благословения, строить себе келлию на другом берегу Толвы: но наученный несчастием (повреждением ноги) остался навсегда послушником его. 145 Приходивших в пустыню Евфросин благословлял жить скитски. Когда число пустынников умножилось: по их просьбе Евфросин построил храм молитвы в честь трех святителей, с теплым приделом во имя пр. Онуфрия. – Вместе с построением храма устроено было и общежитие. Преподобный был строг к себе, отказывал себе, и в естественных утешениях. Раз пришла к нему мать, желая взглянуть на давно утраченного сына; Евфросин не отворил ей двери келлии своей, а упросил постричься где-либо в обители. – По той же строгости к себе не принял он на себя звания игумена, а предоставил его одному из учеников своих, сам же продолжал он жить уединенно. Благоговейные ученики почтили места уединенной молитвы его памятниками. Каменный крест сохраняет память о молитвах его в лесу, близ озера; деревянный столб на восточной стороне, за оградою обители, говорит о том же. 146 Мысли подвижника о общежитии, а частью и жизнь его видим в завещании его. – Здесь писал он: «Вот я раб Божий, инок Евфросин, еще при жизни моей установляю о монастырской жизни, об усадьбах и постройках и о всем вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 31 (13 ноября) Преподобномученик Евфросин (Антонов) Преподобномученик Евфросин родился 15 июня 1885 года в деревне Меньшиково Опочецкого уезда Псковской губернии в семье крестьян Антона Кузьмича и Надежды Андреевны Антоновых. Окончив земскую школу в городе Опочка, он помогал родителям в их крестьянском хозяйстве. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он нанялся к купцу в работники и жил у него до 1910 года. В том же году он поступил послушником в Спасо-Елеазарьевскую пустынь Псковской епархии, привлеченный сюда, как и многие желающие спасения, подвигами преподобного Гавриила (Зырянова), жившего в это время в обители. В связи с военными действиями Первой мировой войны монастырь был эвакуирован в Седмиозерную Богородицкую пустынь Казанской епархии. Сюда переехал и принявший к этому времени постриг монах Евфросин; в 1922 году он был рукоположен во иеромонаха. В 1928 году пустынь была безбожной властью закрыта, и иеромонах Евфросин был направлен служить в Воскресенскую церковь в село Мансурово Лаишевского района Казанской епархии. С 1929 года он стал служить в Петропавловском храме в селе Лужки Истринского района Московской области, а через год был назначен в Троице-Борисоглебскую церковь в село Аносино того же района. Еще недавно здесь располагалась женская Аносина пустынь, существовавшая сначала в виде общежительного монастыря, а затем артели, членами которой были те же монахини, но в 1928 году она была уничтожена, монахини выселены, а на их место заселены безбожные члены коммуны. Храм, однако, не был закрыт, и монахини, большей частью расселившиеся по соседним деревням, так же, как и раньше, собирались на молитву в обитель, где стал служить иеромонах Евфросин. Видя, что монахини ведут тот же самый монашеский образ жизни и не желают уходить от стен любимой обители, показывая и для окружающих пример верности, кротости и христианских добродетелей, власти весной 1931 года приняли решение об аресте всех, проживающих в окрестности монастыря, монахинь и послушниц и служившего в храме отца Евфросина, которому было поставлено в вину, что он «часто собирал всех монашек или приходил к ним на квартиры, давая им направление на антисоветскую работу среди населения», а монахини обвинялись в том, что «собирались в деревнях, пели различные духовные песнопения, этим самым привлекая народ, даже рабочих с Дедовской фабрики».

http://fond.ru/kalendar/1122/evfrosin/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПАМФИЛ ПСКОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Памфил, игумен Спасо-Елеазаровский, Псковский. Икона (Россия, 2013) Памфил Псковский, Спасо-Елеазаровский (XV - XVI вв.), игумен   Спасо-Елеазаровского монастыря , преподобный Память 15 мая и в Соборе Псковских святых Основные биографические сведения о нем содержатся в древней редакции Жития Евфросина Псковского , написанного в то время, когда игуменом Елеазаровского монастыря был Памфил. Неизвестный автор Жития Евфросина сообщает, что Памфил происходил из семьи, в которой четыре брата (Игнатий, Харлампий, Памфил, Мартирий) и отец стали пострижениками Елеазаровского монастыря. Первым игуменом монастыря и духовником Евфросина был старший брат Памфила Игнатий, после него - Харлампий, затем, уже после смерти Евфросина (+ 1481), - Памфил. Точное время игуменства преподобного Памфила не установлено. Во второй редакции Жития Евфросина, написанной в 1547 году, ее автор, псковский агиограф Василий, говорит, что беседовал в Елеазаровском монастыре с иноком Маркелом, постриженным в монахи при игумене Памфиле 50 лет тому назад; следовательно, и в 1497 году игуменом Елеазаровского монастыря был преподобный Памфил. Послание игумена Памфила наместнику великого князя в Пскове содержит единственное в древнерусской литературе подробное описание купальных обрядов. Древний языческий праздник в честь Купалы совпал с днем Рождества Иоанна Предтечи . Возмущенный тем, что Рождество великого Иоанна Предтечи встречают по-прежнему бесовскими играми, чародейством и " блудом " , Памфил обращается: к псковскому наместнику и напоминает ему об обязанности искоренять остатки языческих обрядов. Послание имеет две редакции - Краткую и Летописную  . Считается, что обе редакции принадлежат Памфилу. Первым было написано Послание в Краткой редакции, однако оно не выполнило своей задачи - псковские наместники не приняли мер по борьбе с остатками языческих обрядов.

http://drevo-info.ru/articles/13681595.h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010